АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Эмпирические и теоретические предпосылки исследования ..8
1.1. Общее представление о социальных сетях 8
1.2. Проблема влияния в социальных сетях 14
1.3. Социологические объяснительные теории 21
1.4. Математико-статистические предсказательные модели 25
1.5. Обзор исследований 31
ГЛАВА 2. Результаты исследования 39
2.1. Методика исследования 39
2.2. Результаты 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Формирование личности, ее потребностей и намерений зависит от внешних факторов, воздействующих на человека. То, в какой среде он находится, и какие люди его окружают, влияет на его поведение.
Социальные сети, существование которых невозможно представить без взаимодействия людей, также порождают условия, в которых одни пользователи намеренно или нет оказывают влияние на других. Осуществляться это может как посредством личного общения, так и через контент, опубликованный на странице. Погружаясь в сетевой мир, люди становятся источниками манипулирования. Общаясь с другими участниками социальной сети и наблюдая за их онлайн-поведением, они начинают подвергать сомнению правильность своих представлений о чем-либо. Учёными из Университета Юты доказано, что жизнь сетевых друзей кажется человеку привлекательнее собственной, поэтому их мнение и поведение он воспринимает как образец подражания.
Согласно авторам книги «Связанные одной сетью: как на нас влияют люди, которых мы никогда не видели» Н. Кристакису и Дж. Фаулеру, пользователи социальной сети зависимы от других ее участников. Эта зависимость может иметь положительные последствия, если опубликованная информация выступает в качестве источника вдохновения на добрые поступки. Однако социальные сети способствуют распространению всего, что в них существует.
Поэтому депрессия, паника, насилие и даже суицидальный синдром тоже передаются по сетям. Например, с недавнего времени стали известны случаи о появлении сообществ, называемых «группами смерти», пропагандирующих суициды. В Подмосковье из-за одной такой группы следователями было установлено 15 самоубийств несовершеннолетних пользователей.
В данной работе поднимается проблема отсутствия точных знаний о влиянии сетевых друзей на пользователей социальной сети. Идентичная заполненность полей может быть обусловлена разными механизмами, например, гомофилией или третьими переменными. Наличие влияния одних людей на других доказано, однако информация о том, действительно ли друзья влияют на поведение пользователей в социальной сети в настоящее время поддается сомнению.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что в условиях развития интернет-технологий человечество осуществляет социальное взаимодействие через виртуальное пространство, раскрывая о себе личную информацию. По причине нахождения таких сведений в открытом доступе, есть опасность их использования другими пользователями в целях манипулирования индивидами. Помимо этого, стоит заметить, в отечественной литературе данная проблема освещена мало, что позволяет сделать шаг к ее изучению на примере российской интернет-платформы. Чтобы выяснить, существует ли в социальных сетях влияние одних пользователей на других, в данной работе планируется изучить поведение пользователей в зависимости от сетевых друзей на примере социальной сети ВКонтакте.
Таким образом, объектом данного исследования социальной сети являются профили пользователей ВКонтакте.
В качестве предмета исследования выступает влияние контента профилей сетевых друзей на профиль пользователя.
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить, как профиль друзей влияет на изменение профиля пользователя.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• Дать общую характеристику понятия социальных сетей
• Рассмотреть социологические теории на тему влияния
• Описать математико-статистические предсказательные модели
• Изучить прикладные основы влияния распространения информации в социальных сетях
• Выдвинуть гипотезы исследования
• Проанализировать полученные результаты
• Сравнить полученные результаты с результатами других исследователей
Методом исследования является контент-анализ страниц пользователей в социальной сети ВКонтакте.
Научная новизна работы. В результате проведенного исследования изучена модель влияния в социальной сети ВКонтакте с учетом заполненности профиля пользователей и их друзей.
Практическая значимость исследования заключается в изучении интернет-аудитории в социальных сетях, результаты которого могут быть применены в сфере маркетинга, что позволит упростить поиск покупателей, в сфере рекрутинга для составления портрета о потенциальном кандидате на должность. Поиск влиятельных людей в сети может быть использован для максимизации эффективности рынка или влияния на общественное мнение. Помимо этого, наличие данных о людях, участвующих в социальных сетях, помогает управлять развивающейся областью в вычислительной социальной науке. Так, крупномасштабные эмпирические данные позволяют разработать расчетные модели индивидуального и коллективного поведения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе представлены основные принципы взаимодействий индивидов в социальных сетях и возникающая на их основе проблема манипулирования личностью. Также рассматриваются социологические теории и математико-статистические модели, позволяющие объяснить природу влияния одних людей на других. Глава завершается описанием ранее проведенных исследований и их результатов, посвященных изучению взаимодействию людей в виртуальном пространстве.
Вторая глава содержит анализ профилей пользователей и их друзей, а именно подсчёт средней заполненности страниц, анализ содержимой в них информации и сравнение результатов профилей пользователей с профилями людей, находящихся в списке их друзей.
Заключительная часть работы представлена выводами, сделанными на основе анализа данных проведенного исследования.
Подводя итог работы, посвященной изучению влияния сетевых друзей на профиль пользователя, хочется отметить несколько важных моментов. Исходя из вышеописанного можно заключить, что под социальными сетями подразумеваются различные интернет-сервисы с присущими им функциями, предоставляющие своим пользователям возможность создания профиля с личными сведениями. В данной работе рассматривалась сеть ВКонтакте, предназначенная для осуществления социальных связей, в качестве которых могут быть разные группы пользователей. Самыми важными с точки зрения интереса для проведенного исследования являются сетевые друзья. Еще раз стоит отметить, что понятие друзей в социальной сети носит формальный характер. Они предстают в качестве пользователей, находящихся в списке сетевых друзей на странице человека по обоюдному согласию, что позволяет упростить поиск конкретного пользователя. Также их стоит различать с подписчиками, чью заявку на дружбу отклонил пользователь. Однако их преимущество по сравнению с остальными пользователями (кто не числится в списке друзей и подписчиков) заключается в получении уведомлений о новостях человека, на которого они подписаны.
Из множества проблем, существующих в социальных сетях, одной из главных является снижение уровня риска в общении между пользователями, поскольку в виртуальности присутствует анонимность, позволяющая быть тем, кем захочется. Чаще это вызывает у пользователей чувство безопасности, а значит большей вероятности оказаться объектом влияния маркетинговых компаний, политической, а также экстремистской и террористической пропаганды.
В данной работе в качестве влияния рассматривалось наличие статистически значимой корреляции между средней заполненностью профилей друзей и изменением заполненности профиля пользователя в течении пяти недель. В изучении наличия связи между переменными особое внимание было уделено социологическим объяснительным теориям и математике-статистическим предсказательным моделям, на основе которых удалось сформулировать три гипотезы исследования. По результатам их проверки было выявлено, что средняя заполненность профилей друзей действительно оказывает влияние на изменение профиля пользователей. Об этом свидетельствует подтверждение первой гипотезы, благодаря которому можно заключить, что модель прямого действия применима к аудитории социальной сети ВКонтакте. Таким образом, в изучаемой сети прослеживается положительное влияние друзей на изменение профиля пользователей, которое в целом имеет самую высокую степень на третьей неделе. Двухступенчатую модель и модель силы слабых связей продемонстрировать не удалось, поскольку коэффициенты корреляции по второй и третьей гипотезы оказались статистически не значимы.
Среди множества исследователей, изучающих процесс влияния в социальных сетях, существуют противоположные друг другу точки зрения. Согласно первым, влияние на будущее поведение пользователей в большей мере оказывают их собственные предпочтения, нежели сетевые друзья. Другие приходят к выводу, что именно при выборе дальнейших действий пользователи руководствуются мнением своих друзей. Однако и те, и другие в целом говорят об одном - о наличии влияния в социальных сетях одних людей на других. Полученные данные по аудитории российской социальной сети ВКонтакте подтверждают данные зарубежных исследований. Поэтому можно сказать, что результаты других исследователей воспроизводимы на примере российской социальной сети.
В данной работе была достигнута цель и поставленные для её решения задачи. Результаты, полученные в процессе исследования, могут быть применимы на практике. Прежде всего они будут иметь актуальность в сфере маркетинга. Сделав более подробный анализ пользователей, поддающихся влиянию, можно выявить людей, способных к изменению собственного мнения и поведения. При увеличении сроков исследования и подтверждения второй гипотезы, можно будет проследить, что из себя представляют авторитетные друзья, через которых можно будет оказывать влияние на их друзей. Аналогичным образом такие данные могут быть использованы в политической сфере, например, в предвыборной агитации. Не менее важным считается применение данных в волонтерской деятельности, когда посредством репостов нужно максимально разослать информацию, например, для оказания какой-либо помощи населению. Можно предположить, что полученные результаты могут быть использованы в абсолютно разных сферах, важно лишь найти правильный подход к их применению.
Для социологии данная работа прежде всего имеет значение при изучении темы влияния, включающей наблюдение за тенденциями общества в условиях динамизма. Проведя исследование, можно определить, как и когда до стигается наибольшая степень влияния на изменение поведения пользователей в социальной сети. Помимо этого, затрагивается тема коммуникации в виртуальном пространстве, ставшим частью повседневности жизни людей. В процессе этой коммуникации одни акторы влияют на убеждения и установки других акторов, определяя тем самым общественное мнение в целом.
В дальнейшем планируется увеличить сроки проведения исследования с целью дополнительной проверки второй и третьей гипотезы. Помимо этого, представляется возможным изучить, как интересы и жизненная позиция сетевых друзей влияют на пользователей. Идея заключается в том, что личные предпочтения пользователя могут измениться со временем в пользу предпочтений его друзей. А поскольку в данной работе влияние доказано, интересным кажется более подробное наблюдение за поведением пользователей в зависимости от их друзей по сведениям, которые они указывают.
1. Алекперова И. О некоторых подходах к анализу информационного влияния пользователей в социальных сетях. - М.: Информационное общество, № 3, 2012. С. 31-38.2012. С. 31-38.
2. Алексеева Е.Г. Влияние через социальные сети. - М.: Фонд «ФОКУС- МЕДИА», 2010. - 200 с.
3. Блумер Г. Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору. Публикация на русском языке: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. Психологии, № 2. М, 2008. C. 137.
4. Бреер В.В. Стохастические модели социальных сетей// Управление большими системами. Выпуск 27. М.: ИПУ РАН, 2009. - С. 169-204.
5. Губанов, Д.А., Новиков, Д.А., Чхартишвили, А.Г Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства — М.: Издат. физико-математической литературы, 2010. 228 с.
6. Королева Н.Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей//Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена- СПб., 2004. - N 4(9): Психолого-педагогические науки (педагогика, теория и методика обучения). -С.168-179.
7. Мартьянов Д.С. Политический бот как профессия. ПОЛИТЭКС. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. Том 12, №1. 2016. С.76.
8. Нейман Дж. Теория самовоспроизводящихся автоматов. М.: Мир, 1971. 326 c.
9. Садыгова Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор науки ТГУ - 2012. - №3 (10). - С. 192-194.
10. Сазанов В.М. Социальные сети - публичная сфера. - М.: Лаборатория СВМ, 2012. C. 133.
11. Barnes J.A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish // Human Relations, №7. 1954. P 39-58.
12. Best P., Taylor B., Manktelow R. I’ve 500 friends, but who are my mates? Investigating the influece of online friend networks on adolescent wellbeing. Journal of Public Mental Health, Vol. 14 Iss 3 pp. 2015. P 135-148.
13. Boyd D., Ellison B. Social network sites: Definition, history, and scholarship. Journal of Computer-Mediated Communication, 13(1), article 11. 2007. Р 210-230.
14. Chou G. and Edge N. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 15(2). 2012. Р 117-121.
15. Christakis N. A., James H. Connected: the surprising power of our social networks and how they shape our lives. NY. 2009. 368 p.
16. Christakis N. A., Fowlee J.H. The spread of obesity in a Large social network over 32 years. The New England Journal of Medicine, 2007. 371 p.
17. Gleeson J.P., Cellai D., Onnela J.P., Porter M.A., Reed-Tsochas F. A simple generative model of collective online behavior. 2014. 36 p.
18. Granovetter M. The strength of weak ties. American journal of sociology, Volume 78, Issue 6. 1973. P 1360-1380.
19.Iyengar R., Han S., Gupta S. Do Friends Influence Purchases in a Social Network? Harvard Business School, Working Paper No. 09-123, 2009. C.3.
20. Jones H., Soltren, J.H. Facebook: Threats to privacy. Student Paper. 2005. P 16-17.
21. Kempe D., Kleinberg J., Tardos E. Maximizing the spread of influence through a social network. 2003. P 137-146.
22. Lewis K., Kaufman J., Christakis N. The Taste for Privacy: An Analysis of College Student Privacy Settings in an Online Social Network. Journal of Computer-Mediated Communication 14. 2008. P 79-100.
23. Mak V. The Emergence of Opinion Leaders in Social Networks. 2008. P 2.
24. Michael Trusov, Anand V. Bodapati, and Randolph E. Bucklin. Determining Influential Users in Internet Social Networks. Journal of Marketing Research Vol. XLVII. 2010. 643р.
25. Petty, R. E., Wegener, D. T. & Fabrigar, L. R. Attitudes and attitude change. Annual Review of Psychology, 48(1). 1997. 609-647.
26. Rogers E. M. Diffusion of innovations. New York: Free Press. 1962. 367 p.
27. Young, A. L., Quan-Haase, A. Information revelation and internet privacy concerns on social network sites: A case study of Facebook. C&T ’09 2009. P. 265-274.
28. Все о социальных сетях. Влияние на человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://secl.com.ua/article-vse-o-socialnyh-setjah-vlijanije- na-cheloveka.html(дата обращения: 31.01.17).
29.Знакомство с API ВКонтакте. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/dev/first_guide(дата обращения: 19.04.17).
30. Исследование о влиянии соцсетей на детей проведут в Подмосковье из- за «групп смерти». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// riamo.ru/article/174643/issledovanie-o-vliyanii-sotssetej-na-detej-provedut- v-podmoskove-iz-za-grupp-smerti.xl (дата обращения: 17.11.16).
31. Как на нас влияет общение в социальных сетях? [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/ communication/kak-na-nas-vliyaet-obschenie-v-sotsialnyih-setyah/ (дата обращения: 03.02.17).
32. Как устроен политический троллинг в России. [Электронный ресурс].
- Режим доступа:http://www.stopfake.org/kak-ustroen-politicheskij-trolling-v-rossii/(дата обращения: 3.02.17).
33. Каталог пользователей ВКонтакте. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/catalog.php(дата обращения: 30.10.16).
34.Основные виды социальных сетей мира. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййрГ^еЬзоуей.сош/виды-социальных-сетей-мира/ (дата обращения: 31.01.17).
35. Паника в соцсетях: россияне массово закрывают свои аккаунты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hi-tech.mail.ru/news/ social_network_danger/ (дата обращения: 06.02.17).
36. Пользователи социальных сетей в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://rusability.ru/downloads/rwp_vk_2015.pdf(дата обращения: 30.01.17).
37. Синцов Н.В. «Роль СМИ в противодействии терроризму». Выступление официального представителя НАК на III международной конференции «Терроизм и электронные СМИ». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://nac.gov.ru/publikacii/vystupleniya-i-intervyu/sincov-nv-rol-smi-v-protivodeystvii.html (дата обращения: 03.02.17).
38. Glossary on Control Theory and its Applications. URL: http://glossary.ru(дата обращения: 19.11.16).
39. Kundu S. How to code: independent cascade model of information diffusion. URL: http://www.sumankundu.info/articles/detail/How-To-Code- Independent-Cascade-Model-of-Information-Diffusion(дата обращения: 03.02.17).
40. Marketing to suburban women on facebook can influence their friends. URL: http://www.freedomnewsgroup.net/blog/marketing-to-suburban- women-on-facebook-can-influence-their-friends(дата обращения: 28.11.16).
41. Number of smartphone users worldwide from 2014 to 2020 (in billions). URL:https://www.statista.com/statistics/330695/number-of-smartphone- users-worldwide/(дата обращения: 19.11.16).
42. RStudio Team (2015). RStudio: Integrated Development for R. RStudio, Inc., Boston, MA. 2015. URL: http://www.rstudio.com/(дата обращения: 19.04.17).
43.Scientific PYthon Development EnviRonment. URL: http:// www.rstudio.com/(дата обращения: 19.04.17).