ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ 6
1.1. Понятие и виды маркетинга территорий 6
1.2. Влияние маркетинга территорий на развитие туризма 10
1.3. Отечественный и зарубежный опыт использования
маркетинга территорий 13
2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ 19
2.1. Краткая характеристика регионов Арктической зоны
Российской Федерации 19
2.2. Анализ текущего развития туризма в регионах
Арктической зоны РФ 25
2.3. Оценка государственного управления развитием туризма
и текущего использования маркетинга территорий в регионах Арктической зоны РФ 38
3. ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ.. 45
3.1. Разработка предложений по использованию маркетинга
территорий как инструмента государственного управления развитием туризма в регионах Арктической зоны РФ 45
3.2. Оценка эффективности предложенных мер 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65
В условиях глобализации не только страна в целом, но и ее субъекты являются игроками на мировых рынках. Между регионами России существует конкурентная борьба как на отечественном рынке туризма, так и на внешнем. Для того, чтобы сохранить свои позиции и привлекать большее количество туристов, регионам необходимо использовать новые технологии, искать новые способы, методы и инструменты для успешного достижения своих целей в сфере туризма и получать наибольшую выгоду от реализации территориального туристского продукта.
О необходимости развития и освоения Арктической зоны в последние годы говорят все больше. Это обусловлено тем, что потенциал Российской Арктики сегодня реализуется не в полной мере. В настоящий момент создано большое количество государственных программ, направленных на промышленное освоение Арктики, однако пока нет ни одной программы, направленной на развитие арктического туризма, за исключением региональных программ субъектов, входящих в Арктическую зону.
Туризм является одной из наиболее перспективных и прибыльных отраслей экономики, в связи с чем необходимость его развития очевидна, особенно в Арктике с ее уникальными природными ресурсами, животным и растительным миром, самобытными малочисленными народами Севера.
В настоящее время разрабатывается стратегия развития туризма в Арктике, которая направлена в основном на инфраструктурное развитие регионов Арктической зоны. Однако еще одним важным звеном в цепи развития арктического туризма является его продвижение в России и за рубежом. В данном случае эффективным инструментом может стать маркетинг территорий. Именно этим объясняется актуальность выпускной квалификационной работы.
Проблема использования маркетинга территорий рассматривалась и рассматривается как отечественными, так и зарубежными учеными. Ф.Котлер, Дж. Мейкенз, А.П. Панкрухин, И. С. Важенина, И. В. Разорвин, Э. Р. Кошеварова, П.М. Анисимова, Ж.А. Бодров, Ю.Г. Ткаченко, Н. П. Кетова, К.Ю. Горбатов провели множество исследований, посвященных вопросам маркетинга территорий.
Несмотря на обширность исследований использования маркетинга территорий, в них не описаны экономические показатели, количественные и качественные результаты использования маркетинга территорий в контексте современной региональной политики в сфере туризма в России.
Объектом выпускной квалификационной работы является Арктическая зона России, предметом - использование маркетинга территорий регионами Арктической зоны России.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по использованию маркетинга территорий органами государственной власти в сфере туризма в регионах Арктической зоны России.
Достижение данной цели конкретизировано в решении следующих задач:
- изучить теоретические основы маркетинга территорий, в частности - его влияние на развитие туризма;
- рассмотреть особенности отечественного и
зарубежного опыта использования маркетинга территорий;
- проанализировать уровень социально-экономического развития регионов Арктической зоны России, в частности текущего уровня развития туризма;
- ознакомиться с государственным управлением
развития туризма и текущим уровнем использования маркетинга территорий в регионах Арктической зоны России;
- разработать предложения по использованию
маркетинга территорий как инструмента государственного управления развитием туризма в регионах Арктической зоны России;
- дать оценку эффективности предложенных мер.
Теоретическая, методологическая, информационная база исследования включает себя научные труды отечественных и зарубежных ученых, нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ в сфере туризма, официальные сайты территориальных органов в сфере туризма, официальные статистические данные, туристские порталы регионов Арктической зоны РФ и национальные туристские порталы.
Методы исследования: систематизация, прогнозирование, классификация сравнительного анализа, статистический анализ данных.
Научная новизна данной работы заключается в комплексном исследовании и разработке мер по использованию маркетинга территорий в государственном управлении развитием туризма в Арктической зоне России. Результаты работы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, практически применены в государственном и муниципальном управлении в сфере туризма.
В рамках проведенного исследования был проанализирован текущий уровень развития туризма и опыт использования маркетинга территорий регионами Арктической зоны России. Было выявлено, что несмотря на то, что регионами используется маркетинг территорий, эффективность его является низкой. Это объясняется тем, что регионы Арктической зоны сегодня предлагают практически одинаковые туристские продукты.
Все регионы Арктической зоны являются промышленными регионами, основой их экономики является оборонная и горнодобывающая промышленность. Туризм в регионах Арктической зоны развивается медленно, является не одной из главных отраслей экономики, вклад туризма в валовый региональный продукт региона один из наименьших.
Несмотря на то, что у каждого региона сформирован туристский бренд, ни один из них не является часто узнаваемым.
В связи с этим в рамках данной работы арктическим регионам было предложено объединиться под единым брендом и продвигать арктический туризм в целом, а не только в рамках своих территорий. В данном случае, они выступают единым сильным фронтом на отечественном и международном туристском рынке.
Предлагаемыми мерами использования маркетинга территорий регионами Арктической зоны России являются:
- разработка и использование единого туристского бренда Арктической зоны РФ;
- разработка единого туристско -информационного портала Visit Russian Arctic;
- составление единого календаря событий и туристской навигационной карты;
- использование социальных сетей и современных сервисов широкого пользования для продвижения бренда и туристских продуктов;
- формирование тематических маршрутов;
- участие в российских и мировых туристских выставках и конгрессах под единым брендом, проведение собственных выставочных мероприятий;
- активное взаимодействие с лидерами мнений в сфере туризма и другие.
Итоговая стоимость всех предлагаемых мер по использованию маркетинга территорий органами государственной власти для развития туризма в Арктической зоне России составляет 6 965 тысяч рублей. Данная стоимость может быть скорректирована как в меньшую, так и в большую стоимость. Для расчетов использовалась средняя стоимость реализации каждой из предложенных мер.
Результатами реализации данных мероприятий станет:
- сокращение издержек на маркетинг территорий
каждого региона Арктической зоны по отдельности;
- увеличение внутреннего и внешнего турпотока в регионы Арктической зоны;
- увеличение доли туризма в ВРП каждого из регионов Арктической зоны;
- будет сформирован положительный имидж регионов;
- увеличение осведомленности о ресурсах территории;
- идентификация жителей с местом своего постоянного проживания,
- интеграция культуры малочисленных коренных народов Севера в общую культуру территории и другие.
Положительный имидж региона может стать толчком для развития новых видов туризма, которые сформировались не так давно: кинотуризма, селфи-туризма, туризма с целью достижения рекорда, джайдлоо-туризма духовного или индустриального туризма.
Если говорить в целом об Арктической зоне России, ожидаемое значение вклада туризма составит 1,53%, то есть 134,33 миллиона рублей. Среднее абсолютное изменение вклада туризма в ВРП регионов составит от 0,01% до 0,09% ежегодно.
Доход от развития туризма в Арктической зоне Российской Федерации получат в основном коммерческие структуры. Согласно проведенным расчетам, сумма поступающих налогов в бюджет увеличится до 33,4 миллионов рублей (на 1,8 миллиона рублей).
Общий вклад туризма в занятость в Арктической зоне России после использования маркетинга территорий может увеличиться на 1241 человека.
Более того, использование маркетинга территорий приведет не только к улучшениям в сфере туризма, но и в формирование инвестиционной привлекательности региона, созданию новых рабочих мест, привлечет новые предприятия, организации, высококвалифицированных специалистов.
Иными словами, маркетинг территорий может комплексно повлиять на социально-экономическое развитие регионов, а не только на развитие туризма.
1. Ергунова, О.Т. Маркетинг территорий: учебное пособие / О.Т. Ергунова. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. - 138 с.
2. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. - СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. - 384 с.
3. Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий / А. П. Панкрухин - СПб.: Питер, 2006. - 413 с.
4. Шибаева, Н.А. Маркетинг территорий как интегрированная функция регионального менеджмента / Н.А. Шибаева // Комплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики. - 2018. - с.295-301.
5. Угрюмова, А. А. Маркетинг территорий: учебник и практикум для академического бакалавриата /А.А. Угрюмова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 381 с.
6. Федеральный закон «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 №132-ФЗ
(последняя редакция 01.04.2020) [Электронный ресурс]. - КонсультантПлюс - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата
обращения: 03.04.2020).
7. Маркетинг туризма: учебное пособие / И.В. Гончарова, Т.П. Розанова, М.А. Морозов, Н.С. Морозова - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 224 с.
8. Шимин, Н. А. Маркетинг туристского региона как необходимое условие эффективного управления региональным туризмом / Н.А. Шимин // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - Москва, 2012. - №7 (43). - с. 1-12.
9. Бодрова, Ж.А. Опыт использования инструментов маркетинга для повышения инвестиционной стоимости территории / Ж.А. Бодрова, М.П. Логинов // Вопросы управления. - 2016. - №1. - с.77-85
10. Чечулин, А.В. Маркетинговые коммуникации
территории: учебное пособие / А.В.Чечулин. - СПб.: СПбГУ Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2015. - 102 с.
11. Арктический регион [Электронный ресурс]. - Арктика без опасности. - Режим доступа: http://arctica.igps.ru/(дата обращения: 23.04.2020).
12. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014
года №296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» (последняя редакция 05.03.2020) [Электронный ресурс]. - КонсультантПлюс - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162553/ (дата
обращения: 23.04.2020).
13. Беляков, Д. Шанс для Поднебесной [Электронный
ресурс]. - COMAE 2050. - Режим доступа:
https://www.sonar2050.org/publications/shans-dlya-podnebesnoy/(дата обращения: 23.04.2020).
14. Общая информация о Мурманской области [Электронный ресурс]. - Правительство Мурманской области. - Режим доступа: https://gov-murman.ru/region/(дата обращения: 23.04.2020).
15. Архангельская область в современный период [Электронный ресурс]. - Правительство Архангельской области. - Режим доступа: https://www.dvinaland.ru/region/today/(дата обращения: 23.04.2020).
16. Общие данные о республике [Электронный ресурс]. - Официальный портал Республики Коми. - Режим доступа: http://rkomi.ru/left/info(Дата обращения: 23.04.2020).
17. Современный Красноярский край [Электронный ресурс]. - Официальный портал Красноярского края. - Режим доступа: http://www.krskstate.ru/about(дата обращения: 23.04.2020).
18. Общая информация об округе [Электронный ресурс]. -
Портал государственных органов. - Режим доступа: http://adm-
nao.ru/informaciya-o-neneckom-avtonomnom-okruge/obshaya- informaciya-ob-okruge/(дата обращения: 23.04.2020).
19. О регионе [Электронный ресурс]. - Правительство ЯНАО. - Режим доступа: https://www.yanao.ru/region/(дата обращения: 23.04.2020).
20. О регионе [Электронный ресурс]. - Чукотский
автономный округ. - Режим доступа: http://xn--80atapud1a.xn--p1ai/o- regione/(Дата обращения: 23.04.2020).
21. Общие сведения [Электронный ресурс]. -
Правительство Республики Саха (Якутия). - Режим доступа: https://www.sakha.gov.ru/o-respublike-saha--kutiya-/obschiesvedeniya(дата обращения: 23.04.2020).
22. О Карелии [Электронный ресурс]. - Официальный интернет-портал Республики Карелия. - Режим доступа: http://gov.karelia.ru/karelia/(дата обращения: 23.04.2020).
23. Центральная база статистических данных
[Электронный ресурс]. - Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа:
http://www.gks.rU/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi#1 (дата обращения:
23.04.2020).
24. Регионы России. Социально-экономические
показатели 2019 г. [Электронный ресурс]. - Федеральная служба
государственной статистики. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b19_14p/Main.htm (дата обращения:
23.04.2020).
25. Информация для ведения мониторинга социально¬
экономического положения субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/folder/11109/document/13259(дата обращения: 23.04.2020).
26. Величина прожиточного минимума [Электронный ресурс]. - ЕМИСС государственная статистика. - Режим доступа: http://fedstat.ru/indicator/30957(дата обращения: 23.04.2020).
27. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 года [Электронный ресурс]. - Правительство России - Режим доступа: http://government.ru/info/18360/(дата обращения: 02.05.2020).
28. Информация о регионе: Мурманская область
[Электронный ресурс]. - Ростуризм. - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/regions/?freg=229 (дата обращения:
02.05.2020).
29. Мурманская область 2019: статистический ежегодник. - Мурманск: Мурманскстат, 2019. - 205 с.
30. Ненецкий автономный округ [Электронный ресурс]. -
Ростуризм. - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents /turism_v_rossii/nenetskiy-avtonomnyy-okrug/ (дата обращения:
02.05.2020).
31. Ненецкий автономный округ [Электронный ресурс]. - Russia.Travel: национальный туристический портал. - Режим доступа: https://russia.travel/places/10519/(дата обращения: 02.05.2020).
32. Статистический ежегодник Ненецкого автономного округа: статистический сборник. - Архангельск: Архангельскстат, 2019. - 157 с.
33. ТОП 10 - открой свою Арктику [Электронный ресурс].
- Центр арктического туризма. - Режим доступа: www.visitnao.ru/nenetskiy-okrug/top-10/(дата обращения:02.05.2020).
34. Виды туризма [Электронный ресурс]. - VisitYamal -
Режим доступа: https://visityamal.ru/vidy-turizma/ (дата
обращения:02.05.2020).
35. Ямало-Ненецкий автономный округ: статистический ежегодник в 2-частях. Часть II. - Тюмень: Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, 2019. - 260 с.
36. Ямало-Ненецкий автономный округ [Электронный
ресурс]. - Ростуризм. - Режим доступа:
https://www.russiatourism.ru/regions/?freg=240 (дата обращения:
02.05.2020).
37. Чукотский автономный округ [Электронный ресурс]. -
Ростуризм. - Режим доступа:
https://www.russiatourism.ru/regions/?fedokr=&freg=261 (дата
обращения: 02.05.2020).
38. Чукотский автономный округ в цифрах, 2019: Краткий статистический сборник. -Хабаровск: Хабаровскстат, 2019. - 92с.
39. Настоящая Арктика [Электронный ресурс]. - Чукотка.
- Режим доступа: https://chukotka.travel/article/top-10-sights-chukotka/(дата обращения: 02.05.2020).
40. Архангельская область без Ненецкого автономного округа: статистический сборник. - Архангельск: Архангельскстат, 2019. - 188 с.
41. Архангельская область [Электронный ресурс]. -
Ростуризм. - Режим доступа:
https://www.russiatourism.ru/regions/?fedokr=&freg=224 (дата
обращения: 02.05.2020).
42. Национальный парк «Русская Арктика» [Электронный
ресурс]. - Pomorland.Travel. - Режим доступа:
www.pomorland.travel/what-to-see/natsionalnyy-park-russkaya-arktika/(дата обращения: 02.05.2020).
43. Республика Коми [Электронный ресурс]. - Ростуризм.
- Режим доступа:
https://www.russiatourism.ru/regions/?fedokr=&freg=234 (дата
обращения: 02.05.2020).
44. Республика Коми [Электронный ресурс]. -
Russia.Travel: национальный туристический портал. - Режим доступа: https://russia.travel/places/9988/(дата обращения: 02.05.2020).
45. Статистический ежегодник Республики Коми. 2019: статистический сборник. - Сыктывкар: Комистат, 2019. - 347 с.
46. Республика Карелия [Электронный ресурс]. -
Russia.Travel: национальный туристический портал. - Режим доступа: https://russia.travel/places/9986/(дата обращения: 02.05.2020).
47. Республика Карелия 2019: статистический ежегодник. - Петрозаводск: Карелиястат, 2019. - 388 с.
48. Республика Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. - Russia.Travel: национальный туристический портал. - Режим доступа: https://russia.travel/places/9993/(дата обращения: 02.05.2020).
49. Республика Саха (Якутия) в цифрах, 2019: статистический ежегодник. - Якутск: Якутиястат, 2019. - 187 с.
50. Красноярский краевой статистический ежегодник 2019. - Красноярск: Красноярскстат, 2019. - 500 с.
51. Красноярский край [Электронный ресурс]. -
Russia.Travel: национальный туристический портал. - Режим доступа: https://russia.travel/places/9974/(дата обращения: 02.05.2020).
52. Арктический туризм в России. - Архангельск: САФУ, 2016. - 256 с.
53. Бодрова, О.А. Мурманская область в поисках
региональных брендов: к вопросу о теории и практике
территориального брендирования / О.А. Бодрова // Труды Кольского научного центра РАН. - 2019. - С.20-42.
54. Кельбах, Е.И. Маркетинг территории как инструмент повышения конкурентоспособности малых городов / Е.И. Кельмах, В.В.Пьянков // Вестник евразийской науки. - 2014. - №5(24). - с.1-8.
55. Стратегия развития туризма Чукотского автономного округа до 2025 года [Электронный ресурс]. - Чукотка. - Режим доступа: https://chukotka.travel/brochures/(дата обращения: 05.05.2020).
56. Бренд Архангельской области [Электронный ресурс]. -
Pointofprogress. - Режим доступа:
www.pointofprogress.ru/Архангельская-область.html (дата обращения: 05.05.2020).
57. 11 регион - Эко Республика или уникальная территория? [Электронный ресурс]. - Игорь Фомин. - Режим доступа: https://igor-indvigo .ru/11 -region-jeko-respublika-ili-unikalnaja-territorija/ (дата обращения: 05.05.2020).
58. Незабываемое путешествие начинается здесь [Электронный ресурс]. - Туризм на Енисее. - Режим доступа: https://naenisee.ru/(дата обращения: 05.05.2020).
59. Создай свой маршрут [Электронный ресурс]. - Visit Yakutia. - Режим доступа: https://visit-yakutia.com/(дата обращения: 05.05.2020).
60. Минвостокразвития и Ростуризм до конца года
подготовят схему развития туризма в Арктике [Электронный ресурс]. - Интерфакс. - Режим доступа:
https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/63153/(дата обращения: 10.05.2020).