Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №74766

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы потребительских практик российской молодежи 6
1.1 Мотивации потребителей и теория потребительского поведения 6
1.2 Потребление и досуг молодежи в России 11
1.3 Влияние рекламы на потребительские практики молодежи 28
2 Выявление преобладающих моделей потребительских практик современной молодежи (на примере Приморского края) 38
2.1 Подготовка исследования и разработка инструментария 39
2.2 Анализ полученных данных 41
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение


Жизнедеятельность российской молодежи XXI в. проходит в сформировавшемся обществе потребления, а, следовательно, изменяются статус и роль культуры потребления в социальных отношениях в целом. Новая реальность трансформирует социальные нормы, ценности и установки, изменяет модели поведения. Французский социолог и теоретик постмодернизма Ж. Бодрийяр так обрисовывает подобный мир: «Воображаемый мир экрана, интерфейса, удвоения, смежности, сети», «благодеяния потребления не переживаются в повседневной практике как результат труда или процесса производства, они переживаются как чудо» .
Актуализация проблемы потребительских практик студенческой молодежи в современных условиях обусловлена рядом причин.
Во-первых, противоречивостью опыта более двадцати лет реформ в стране. С одной стороны, основным достижением является некоторый рост благосостояния, разнообразный и насыщенный рынок товаров и услуг, свобода выезда за рубеж.
С другой - люди в своем большинстве утратили уверенность в завтрашнем дне . Потребление - это сфера социализации молодежи, когда идет поиск ценностных ориентиров. Складываются весьма непростые условия в социуме для столь сложного процесса.
Во-вторых, такие социально-демографические факторы, как возраст и образовательный уровень, являются серьезными предикторами повседневных покупательских практик.
В-третьих, тех, кто родился в 1984-2000 гг., согласно теории поколений, разработанной в 1991 г. американскими учеными Н. Хоувом и У. Штраусом, принято называть «поколением Y». На формирование ценностей этой социально-возрастной группы повлияли как общемировые факторы (глобализация, визуализация, бурное развитие информационных технологий), так и социальные процессы, специфические для России: распад СССР, рыночные реформы и либерализация .
В-четвертых, хотя культура потребления является надындивидуальным феноменом, существует связь между личностными характеристиками и личным имуществом: личные вещи выполняют функцию самопрезентации и связаны с личной идентичностью .
Цель работы: изучить потребительские практики современной молодежи, провести социологический анализ.
Объект работы: потребительское поведение современной молодежи.
Предмет работы: потребительские практики современной молодежи и факторы, влияющие на их формирование.
Задачи работы:
а) рассмотреть мотивации потребителей и теорию потребительского поведения;
б) изучить потребление и досуг молодежи в России;
в) изучить влияние рекламы на потребительские практики молодежи;
г) провести социологическое исследование и проанализировать полученные результаты.
Методология исследования: теоретико-методологические основы:
сравнительный анализ, синтез, методы индукции и дедукции, обобщение научного материала, использование ссылок на труды и результаты отдельных исследований зарубежных и отечественных ученых.
Научная новизна работы заключается, прежде всего, в попытке обобщить имеющиеся знания о потребительском поведении современной молодежи, влиянии рекламы на формирование потребительского поведения, а именно ее механизмах воздействия, функциях и роли в процессе принятия потребительского решения. И также провести исследование и сделать соответствующие выводы на примере молодежи Приморского края.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она позволит расширить знания о потребительском поведении современной молодежи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая дипломная работа посвящена теме потребительских практик современной молодежи. В ходе работы были рассмотрены теоретические аспекты потребительского поведения и практик, а также проведено социологическое исследование, в результате которого были выявлены преобладающие модели потребительских практик современной молодежи Приморского края.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1 Большинство молодежи Приморского края относятся к таким моделям потребительских практик, как экономная и рациональная, т.к. большая часть молодежи еще не имеет постоянного места работы и заработка;
2 Социальный статус оказывает значительное влияние на потребительские практики современной молодежи Приморского края. Старшая возрастная категория молодежи, а также молодежь, имеющая более высокий уровень дохода и материальных возможностей, более склонна к статусной, стихийной и компенсаторной моделям поведения ;
3 В большей степени на потребительские предпочтения молодежи Приморского края оказывают такие факторы, как цена, качество, внешний вид (упаковка, этикетка), а также необходимость в товаре или услуге;
4 Ценностные приоритеты также оказывают значительное влияние при
формировании потребительского поведения молодежи Приморского края. Было выявлено, что респонденты, ставящие в приоритет такие ценности, как семья, любовь и дружба, склонны к более обдуманным покупкам и ставят выше функциональность и цену товара. Респонденты, считающие, что основными ценностями являются карьера, материальная обеспеченность и внешняя привлекательность, часто совершают спонтанные покупки для
самоутверждения или получения удовольствия от факта совершения покупки.
5 Место проживания практически никак не влияет на модель потребительских практик современной молодежи Приморского края. Было выявлено, что в большей степени на формирование модели потребительских практик влияет именно материальные возможности и уровень дохода респондента. Тогда возможности молодежи, проживающей в селах или ПГТ, являются такими же, как и возможности городской молодежи. Они имеют возможность совершать поездки в город для проведения досуга и шопинга, либо заказывать необходимые товары через интернет-магазины.
В городах, ПГТ и селах Приморского края одинаково имеются представители как экономной и рациональной модели, так и статусной, стихийной и компенсаторной (представителей последних значительно меньше).
Влияние определенного района или города Приморского края на формирование моделей потребительских практик молодежи выявлено не было.
Поставленная цель: изучить потребительские практики современной молодежи и провести социологический анализ - достигнута.
Задачи, поставленные в ходе исследования - решены.
Одна из гипотез подтверждена, одна частично подтверждена и одна опровергнута.
Практическая значимость работы заключается в том, что по теме исследования существует немного научной литературы и проведенных исследований, либо отсутствует широкий доступ к соответствующим исследованиям и литературе, а также исследованиям, проведенным в Приморском крае. Полученные данные могут быть полезны маркетологам, SMM и рекламным специалистам. А также послужить основой для более глубокого и масштабного исследования потребительских практик современной российской молодежи.



1. Акимова, Л. А. Социология досуга / Л. А. Акимова. - М. : МГУКИ, 2016. - 219 с.
2. Алешина, И. В. Поведение потребителей: Учебное пособие для вузов / И. В. Алешина. - М. : Экономиста, 2006. - 186 с.
3. Афанасьева, Ю. Л. Влияние рекламы на потребительское поведение молодежи / Ю. Л. Афанасьева. - Пенза. : Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2016. - 63 с.
4. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структура / пер. с фр. Е. А. Самарская. - М. : Культурная революция; Республика, 2016. - 364 с.
5. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийяр //
Библиотека Гумер - гуманитарные науки. - Режим доступа:
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/przl_01
6. Боязнь рисковать: анализ потребительского поведения в кризис
[Электронный ресурс] / New-retail.ru. - Режим доступа: https://new-
retail.ru/business/ekonomika/boyazn_riskovat_analiz_potrebitelskogo_povedeniya_v _krizis7647
7. Васильев, Г. А. Поведение потребителей: учеб, пособие / Г. А. Васильев. - М. : ИНФРА, 2010. - 235 с.
8. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М. : Прогресс, 2014. - 317 с.
9. Воловская, Н. М. Методология и методика социологического исследования: Учеб. пособие / Н. М. Воловская. - Новосибирск : Изд-во НГУЭУ, 2011. - 381 с.
10. Воловская, Н. М. Рабочая программа как необходимый стратегический документ маркетинговых исследований // Теория и практика общественного развития. - 2017. - №2. - С. 37.
11. Гантер Б., Фернхам, А. Типы потребителей: введение в психографику / Б. Гантер, А. Фернхам. - СПб. : Питер, 2001. - 304 с.
12. Грошев, И. Психология экономических отношений // Общество и экономика. - 2005. - №3. - 173 с.
13. Горшков, М. К. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров): аналитический доклад Института социологии РАН // Политические исследования. - 2015. - № 6. - 121 с.
14. Добреньков В. И., Кравченко, А. И. Методы социологического исследования / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : Инфра-М, 2004. - 768 с.
15. Как изменяется потребительское поведение в кризис [Электронный
ресурс] / The best packaging. - Режим доступа:
http://thebestpackaging.ru/2015/04/kak-izmenyaetsya-potrebitelskoe-povedenie-v- krizis.html
16. Кучеренко, Е. А. Интегральная модель потребления в современном обществе // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 3. С. - 67-70.
17. Лебедев-Любимов, А. Н. Психология рекламы / А. Н. Лебедев- Любимов. - СПб. : Питер, 2017. - 116 с.
18. Малюк, С. А. Потребительские предпочтения как фактор влияния на комплекс маркетинга хлебопекарного предприятия // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - №5-6 - 259 с.
19. Медведева, Е. В. Рекламная коммуникация / Е. В. Медведева. - М. : Едиториал УРСС, 2013. - 210 с.
20. Мельникова, Т. Ф. Особенности молодежного сегмента на рынке потребительских товаров // Молодой ученый. - 2014. - №17. - 302 с.
21. Молодежь в системе потребительских отношений . [Электронный ресурс] / Центр управления финансами. - Режим доступа: http://center- yf.ru/data/ip/molodezh-v-sisteme-potrebitelskihotnosheniy.php
22. Нархова, Е. Н. Культура потребления современных российских студентов: автореф. диссертация ... канд. социол. наук / Е. Н. Нархова. - Екатеринбург, 2006. - 23 с.
23. Петров, А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. - 2008. - №2. - С.83-90.
24. Пименов, П. А. Основы рекламы / П. А. Пименов. - М., 2016. - 188 с.
25. Радаев, В. В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. - 2005. - № 1. - С. 5-18.
26. Ростовцева, Л. И. Поведение потребителей и потребительская культура / Л. И. Ростовцева. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 127 с.
27. Самарбаева, Н. К. Особенности потребительского поведения городской молодежи в контексте социально-психологического развития личности: автореферат ... канд. психол. наук. / Н. К. Самарбаева. - М., 2012. - 25 с.
28. Соколова, Н. Поколение игрек // Профиль. - 2017. - № 35. - 117 с.
29. Стрельцов, А. Ю. Культурология досуга / А. Ю. Стрельцов. - М. : МГУКИ, 2015. - 163 с.
30. Сулягин, Ю. А. Реклама / Ю. А. Сулягин. - М., 2016. - 213 с.
31. Таракановская, Е. В. Потребительское поведение российской молодежи в условиях рыночных отношений / Е. В. Таракановская. - М., 2007. - 202 с.
32. Тарасенко, Е. А. Новые тренды потребительского поведения молодежи. [Электронный ресурс] / Высшая школа экономики. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/930/056/1236/prog_itog.pdf
33. Фернхем А., Хейвен, П. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. - СПб. : Питер, 2013. - 365 с.
34. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. - М. : АСТ, 2016. - 377 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ