Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования навыков выполнения натюрмортов у обучающихся в системе дополнительного образования 10
1.1 Теоретические аспекты формирования изобразительной деятельности у обучающихся 9
1.2. Формирование навыков живописного письма у обучающихся старшей группы в системе дополнительного образования в процессе выполнения натюрмортов 23
Глава II Экспериментальная работа по формированию навыков выполнения натюрмортов у обучающихся старшей группы 41
2.1. Построение экспериментальной работы по формированию
навыков выполнения натюрмортов средствами контрастной цветовой гаммы у обучающихся старшей группы в системе дополнительного образования 41
2.2. Результат экспериментальной работы по уровню сформированности у обучающихся старшей группы в системе дополнительного образования 47
Глава III Практическое выполнение дипломной творческой работы на тему «Натюрморт на пленэре» 60
3.1. Обоснование выбора жанра и замысла и темы творческой работы 60
3.2. Выполнение творческой работы в технике масляной живописи 67
Заключение 76
Список литературы 76
Приложения 80
Значительные социокультурные и социально-экономические преобразования, происходящие в жизни страны, обусловливают новые требования к художественному образованию и воспитанию, которое должно соответствовать потребностям современного общества. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество - норма детского развития, реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. А что же является основой основ изобразительной деятельностью? Овладение умением изображать невозможно без развития навыков и в данной дипломной работе мы раскрываем и экспериментально доказываем данное утверждение в полном объеме.
Именно в системе дополнительного образования детей проблема художественных навыков была и остается одной из «ключевых» проблем массовой художественной педагогике. Можно с уверенностью это утверждать полагаясь на тот факт, что передача знаний, умений и навыков есть ключевая для существования и развития общества. Они являются формой существования и передачи опыта, который человечество накапливает в процессе деятельности по переустройству мира и самого себя. Именно через художественные знания, умения и навыки происходит присвоение человечеством нравственно-эстетических ценностей, которые оно выдвигает в процессе исторического развития и которые находят выражение в продукте художественной деятельности - в искусстве, говорит об актуальности проблемы исследования.
Наша база исследования выбрано не случайно. Т.к в учреждения дополнительного образования как правило занимаются дети, которые 4
серьезно интересуются изобразительным искусством и эти занятия являются для них в большей мере эстетической потребностью. Также занятия в группах отличаются от школьных уроках, нет строгих рамок виде ФГООС. Что позволяет углубиться в данную проблему отталкиваться от учащихся, а не от федеральных государственных требованиях
Большую роль в развитии художественных навыков играет такой жанр как натюрморт. Если живопись считается фундаментальной дисциплиной в области обучения и оттачивания навыков, то натюрморт является главной творческой лабораторией для художественных экспериментов в этих областях. Обаяние этой работы заключается в специфике мира натюрморта - мира неподвижной, или «мертвой», натуры. «Жанр натюрморта представляется нам некой, как бы самой историей живописи предложенной, «моделью» изображения - вернее, моделью системы «изображение - искусство», позволяющей сосредоточиться на существе вопросов живописи как особого вида искусства, причем парадоксально заостренно. Нас интересует натюрморт как, так сказать, наиболее «эмансипированный», наиболее «чистый» жанр живописи, где художник и зритель сосредоточиваются на проблеме качества самой живописи, на вопросах «что изображено», «как сделано»,- подчеркивает исследователь натюрморта И.С. Болотина [15, с.16].
Эти аспекты выделяют натюрморт из многообразия жанров, открывают широкое поле для его использования в учебной живописи. В данной дипломной работе мы постарались показать большие потенциальные возможности одного из самых выразительных жанров изобразительного искусства - натюрморта для формирования творческих способностей и художественного вкуса. Рисуя натюрморт, учащимся приходится осваивать ряд задач от компоновки до завершения рисунка, а это и есть те элементы творчества, которые, в свою очередь, развивают у рисующего способность размышлять, сопоставлять, анализировать. В учебных постановках натюрморт благодаря своей специфике дает возможность хорошо усвоить 5
элементарную грамоту рисунка: правила перспективного и конструктивного построения предметов, светотеневую лепку объемной формы, позволяет научиться приводить рисунок в состояние тоновой целостности и композиционного единства, что в свою очередь основывается на определенных навыках и их закреплению.
Благодаря изучение сущности и специфике педагогической технологии можно выявить определенные педагогические условия которые развивают художественные навыки.
Все вышеперечисленное позволило нам выделить и сформулировать противоречие между увеличивающейся долей школьников не умеющих рисовать, развивать свои творческие и интеллектуальные способности и несовершенством средств педагогического воздействия на учащегося, облегчающих данный процесс.
Наличие данного противоречия указывает на проблему исследования поиск эффективных методов для усвоения и овладения художественных навыков натюрмортной живописи в системе уроков дополнительного образования, что и определило выбор темы дипломной работы.
Цель исследования - изучение использования контрастной цветовой гаммы в процессе формирования навыков выполнения натюрмортов у обучающихся старшей группы в системе дополнительного образования.
Объект исследования - теоретические особенности формирования навыков выполнения натюрмортов средствами живописи у обучающихся в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - формирование навыков выполнения натюрмортов в контрастной цветовой гамме у обучающихся
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что эффективность развития художественных навыков ученика будет устойчиво развивающейся если:
• Ввести изменения в содержание образовательного процесса.
• Использовать эффективные методы развития художественных навыков.
• Разработать упражнения по темам и апробировать систему упражнений, в которой будет учтены возможности детей 9-10 лет в формировании навыков и использовании их в живописном изображении натюрморта.
• Разработать наглядные пособия для занятий по формированию навыков через изображения контрастного натюрморта
Задачи исследования:
. 1. Изучить состояние проблемы и определить сущность формирования навыков выполнения натюрмортов в контрастной цветовой гамме у обучающихся старшей группы в системе дополнительного образования.
2. Дать определение понятиям «навыки» и «формирование навыков».
3. Выявить особенности и сущность жанра натюрморта.
4. Провести диагностику уровня сформированности навыков выполнения натюрмортов у обучающихся старшей группы в системе дополнительного образования.
5. Провести иследовательскую работу по повышению уровня сформированности навыков выполнения натюрмортов в контрастной цветовой гамме у обучающихся старшей группы в системе дополнительного образования.
6. Проанализировать результаты диагностики уровня
сформированности навыков выполнения натюрмортов в контрастной цветовой гамме у обучающихся старшей группы.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют теоретические положения педагогики и психологии: раскрывающие психолого-педагогический аспект природы изобразительного творчества младших школьников и развитие способностей к изобразительной деятельности: Д.Б. Богоявленская [4], Л.С. Выготский [10], В.Н. Дружинин [16], Е.И. Игнатьев [18], А.А. Мелик-Пашаев [24] и др.; работы, содержащие основы изобразительной деятельности младших школьников: А.С. Галанов [11], Т.Н. Доронова [15], Т.С. Комарова [19], А. Полуднякова [29], Ю.А. Полуянов [30], Е.Е. Рожкова [36], Н.М. Сокольникова [39] и др.
Мы использовали также разработки по особенностям жанра натюрморта в работах: Г. Выборновой [9], Н.А. Курочкиной [22], А.С. Пучкова [33], А.Т. Ягдовской [44] и др. В них раскрываются пластические и колористические возможности обучающихся, выявляются особенности их мышления.
Нами также использованы работы, в которых содержатся учебные методы и приёмы рисования, способствующие формированию изобразительных навыков: Г.Г. Виноградовой [6], Ю. Кузнецова [21], Н.М. Сокольниковой [39], М.В. Трофимовой [40] и др.
Методы исследования: теоретический анализ, педагогической и психологической литературы и результатов экспериментальных исследований; диагностические (наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся); педагогический эксперимент; статистические методы обработки данных.
Научная новизна нашего исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении эффективности использования контрастной цветовой гаммы в формировании
изобразительных навыков у обучающихся старшей группы в системе дополнительного образования.
Практическая значимость исследования работы заключается в возможности использовать методические материалы данной дипломной работы в практической работе с детьми в системе дополнительного образования, а так же в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
Этапы исследования:
-на первом этапе проводились изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, была обоснована проблема исследования, сформулирована гипотеза, определены цели и методы исследования;
-на втором этапе проводилась диагностика учащихся, развития художественных навыков;
-на третьем этапе проводился анализ эффективности знаний по развитию художественных навыков.
Достоверность результатов исследования обусловлена теоретическим анализом проблемы формирование навыков через живопись натюрморта в контрастной цветовой гаммы использованием комплекса теоретических и эмпирических методов взаимодополняющих друг друга и адекватных изучаемой проблеме, целям, задачам исследования; результатами экспериментальной работы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования; показаны научная новизна и практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования навыков выполнения натюрмортов у обучающихся в системе дополнительного образования».
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по методике преподавания рисунка натюрморта в контрастной цветовой гамме на уроках изобразительного искусства, а также ход экспериментальной работы, организованной на базе ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества».
В третьей главе «Практическое выполнение дипломной творческой работы»
В заключении дается краткий обзор содержания работы, делаются выводы и рекомендации.
База исследования - ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества».
Целью нашего исследования являлось изучение формирования навыков выполнения натюрмортов в контрастной цветовой гамме у обучающихся старшей группы в системе дополнительного образования.
В процессе исследования нами решались следующие задачи: изучение сущности формирования и определение понятий «навыки» и «формирование навыков»; выявление особенностей жанра натюрморта; диагностика уровня сформированности навыков у обучающихся старшей группы; эмпирическая работа по повышению уровня сформированности навыков в контрастной цветовой гамме у обучающихся старшей группы; анализ результатов диагностики уровня сформированности навыков выполнения натюрмортов в контрастной цветовой гамме у обучающихся старшей группы.
Нами установлено, что навык определяется как деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Натюрморт определяется как «жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра», характеризующийся изображением неодушевлённых предметов.
Теоретический анализ показал, что формирование базовых изобразительных навыков основывается на: обучении теоретическим знаниям; развитии умения регулировать изобразительные движения в соответствии с задачами выполнения натюрморта; обучении понятиям о различных оттенках цвета (колорит, холодные, теплые цвета), развитии умения передавать глубину пространства, графического изображения, светотени и колористики предметов; развитии умения подбирать предметы контрастной гаммы различной тональности и др.
Мы выявили, что важнейшим средством выразительности является цвет, основная функция которого - используя выразительность цветовых контрастов и светотени, достигать чувственной достоверности изображения, смысловой и эмоциональной выразительности натюрморта.
Результаты диагностики на констатирующем этапе позволили сделать вывод о необходимости проведения опытной работы, предполагающей использование контрастной цветовой гаммы, которая, согласно нашей гипотезы, будет способствовать повышению уровня сформированности изобразительно-художественных навыков у обучающихся средней группы.
В представленной нами методике использовались методы, приёмы и средства, позволяющие: приобретать теоретические знания о таком жанре изобразительного искусства как натюрморт. Развивать специальные умения и навыки: формировать графические навыки в изображении объёмных
предметов; умение рисовать с натуры; развивать чувство пропорции и глубины пространства; развитие ощущения цветовых оттенков и колористики предметов; умение подбирать предметы контрастной гаммы различной тональности и пр.
После формирующего этапа была проведена контрольная диагностика, показавшая, что в старшей группе низкий уровень снизился до 10%, что на 30% ниже в сравнении с констатирующим этапом; 60% детей показали средний уровень; 30% детей показали высокий уровень, который не был выявлен в первичном тестировании. Сравнительные результаты показали динамику уровня сформированности изобразительно-художественных навыков по всем пяти критериям.
Таким образом, наше предположение о том, что повышению уровня сформированности навыков выполнения натюрмортов у обучающихся старшей группы будет способствовать использование контрастной цветовой гаммы, эмпирически подтвердилось
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский. - М.: Новая Москва, 1925. - 240 с. - Режим доступа: peoples.ru>state/statesmen/anatoliy_bakushinskiy.
3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. - Л., 1963. - 262 с.
4. Бернштейн Н.А. Природа навыка и тренировки // Физиология движений
и активность: переиздание монографий 1947 и 1966 г / под ред. О.Г. Газенко, И.М. Фейгенберга. - 1990. - Режим доступа:
dic.academic.ru>dic.nsf/ruwiki/132996.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2002. - 224 с.
6. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: монография / Н.А. Ветлугина. - М.: Педагогика, 1982. - 367 с.
7. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: пособие для учителя / Г.Г. Виноградова. - М.: Просвещение, 1980. - 144 с.
8. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта (Жизнь вещей) / Б.Р. Виппер. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 384 с.
9. Воспитание у детей навыков и умений // Кузнецова Л. Взаимосвязь «рука-мозг» / Л. Кузнецова // Воспитание школьников. - 2002. - №4.- С. 14-17.
10. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте / Г. Выборнова // Художник. - 1984. - № 6. - С. 12-14.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
12. Галанов А.С. Занятия по изобразительному искусству / А.С. Галанов. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 80 с.
13. Головин С.Ю. Навык / С.Ю. Головин // Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест, 1998. - С. 226.
14. Дейнека А. Учитесь рисовать / А. Дейнека. - М., 1961. - 124 с.
15. Дополнительное образование детей: учебное пособие; под ред. О.Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
16. Доронова Т.К. Природа, искусство и изобразительная деятельность / Т.К. Доронова. - М., 2001. - 272 с.
17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб., 2000. - 368 с.
18. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство / Н.М. Зубарева. - Режим доступа: gigabaza.ru>doc/68966.html.
19. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. - М., 1961. - 223 с.
20. Комарова Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве: учебное пособие для педагогов дополнительного образования / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 144 с.
21. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания: Учебник / В.С. Кузин. - М.: Агар, 1998. - 312 с.
22. Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт / Ю. Кузнецов. - М.: Советский художник, 2010. - 264 с.
23. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Н.А. Курочкина. - СПб: Детство-Пресс, 2004. - 112 с.
24. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей / Г.В. Лабунская. - М.: Просвещение, 1965. - 208 с.
25. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 28.
26. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 1981. - 365 с.
'll. Навыки // Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - С. 362.
28. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: книга для учителя / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1997. - 256 с.
29. Пайкова Т.И. Диагностика уровня сформированности навыков рисования. - 2012. - 96 с.
30. Полуднякова А. Натюрморт в контрастной цветовой гамме / А.
Полуднякова. - 2012. - Режим доступа: metod-
kopilka.ru>plan_konspekt_na_temu-36941 .htm.
31. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство: пособие для учителя / Ю.А. Полуянов. - М.: ИНТОР, 2009. - 48 с.
32. Программа дополнительного образования по ИЗО. - Режим доступа: maam.ru>dopolnitelnogo-obrazovanija-mir>po-izo.
33. Психологическая диагностика: учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с.
34. Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом: учебное пособие / А.С. Пучков, А.В. Триселев. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.
35. Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX - XX веков / М.М. Ракова. - М.: Искусство, 1987. - 98 с.
36. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. Художественное творчество. Сборник / Н.В. Рождественская. - Л., 1983, - 368 с.
37. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе: Из опыта работы учителя / Е.Е. Рожкова. - М.: Просвещение, 1980. - 104 с.
38. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: учебное пособие / Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1995. - 287 с.
39. Сафаралиева Д.А. Учебный рисунок в академии художеств / Д.А. Сафаралиева. - М.; 1999. - 214 с.
40. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн: учебное пособие / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
41. Трофимова М.В. Изобразительное искусство / М.В. Трофимова, Т.И. Тарабанова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
42. Умения и навыки. - Режим доступа: а7рз.ги>психологический>словарь> Умения >и >навыки.
43. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей школьного возраста /Е.А. Флёрина. - М.: 1956. - 297 с.
44. Эдвардс Б. Цвет: искусство смешивания цветов / Бетти Эдвардс. - 2008. - Режим доступа: way-art.ru>one/betti-edvards-cvet.html.
45. Ягдовская А.Т. О натюрморте / А.Т. Ягдовская. - М., 1965. - 182 с.