Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

Работа №74752

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
363
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР 8
1.1. Механизмы и этапы формирования грамматического строя речи в
онтогенезе 8
1.2. Особенности развития навыков словоизменения у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 16
1.3. Возможности развивающих игр в развитии навыков словоизменения у
старших дошкольников общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР 28
2.1. Организация исследования по определению уровня развития навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ... .28
2.2. Анализ результатов исследования по определению уровня развития навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 33
2.3. Содержание логопедической работы по развитию навыков словоизменения у старших дошкольников общим недоразвитием речи средствами развивающих игр 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65

Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Создание педагогических условий: отбор определенных методик и технологий развивающего обучения, получение информации о развитии каждого дошкольника, личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком - все это способствует развитию свободной творческой личности.
В дошкольном образовании одним из направлений названо познавательно-речевое развитие. На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условий познания. Формирование грамматической стороны речи является одной из приоритетных задач дошкольной педагогики и логопедии, в частности. Дошкольная интегративная среда является моделью общества. Успех человека в обществе зависит, в том числе, от уровня развития его речевых способностей. Грамматическая сторона речи особенно важна для социализации, поскольку оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации в целом. Формирование грамматической стороны речи влияет на развитие познавательных процессов, так как имеет отношение ко всем сторонам мыслительной деятельности.
Грамматический строй при нормальном речевом развитии усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания речи взрослого. Каждая грамматическая форма в языке выражает какое-то общее, абстрактное значение. Овладение грамматическими закономерностями языка требует достаточно высокого уровня сформированности процессов анализа, синтеза, обобщения (генерализации), дифференциации, абстрактно-логического мышления (А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, Н.М. Красногорский, A.H. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, А.Н. Шахнарович, Н.Х. Швачкин и др.).
Несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой изменение (деформирование) всей речевой системы (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия и др.).
Во многих исследованиях (Е.Е. Левина, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова, B.K. Орфинская, Н.В. Серебрякова Е.Ф. Соботович и др.) отмечается, что существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормы и патологии. У детей с ОНР наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у детей с нормальным речевым развитием. Вместе с тем, имеется ряд существенных особенностей, например, позднее начало речи, аграмматизм и т.п. Своеобразие становления и развития речи, в частности, ее грамматической стороны, при ОНР показано в исследованиях Б.М. Гриншпуна, Г.И. Жаренковой, Н.С. Жуковой, В.К. Орфинской, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и других.
В настоящее время отмечается рост числа дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, при ко тором оказываются несформированными все ее стороны, в том числе грамматическая. (Г.В. Бабина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.). В структуре дефекта детей с общим недо развитием речи нарушение ее грамматической стороны является одним из наиболее важных (Г.В. Бабина, Г.Л. Волкова, Т.Н. Волконская, Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, В.А. Ковшиков, И.Ю. Левченко,
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, Ю.А. Элькин, А.В. Ястребова и др.). В связи с этим проблема формирования грамматической стороны речи у дошко льников с ОНР имеет огромное значение в современной специальной педагогике, а вопрос о. методике ее развития - один из самых актуальных.
Одним из психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования является формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности. Игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности в дошкольный период, создает прочную мотивацию, вызывает интерес, что создает условия для более естественного и активного использования в речи (закрепления) усваиваемых навыков.
Важность игры для всестороннего развития личности ребенка подчеркивалась в работах известнейших отечественных психологов и педагогов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин и другие).
Для ребенка дошкольного возраста в первую очередь важно не только то, каким объемом знаний, умений и навыков он владеет, но и то, каким способом эти знания были ребенком усвоены. В «Концепции содержания непрерывного образования» подчеркивается, что «в дошкольных образовательных учреждениях недооценивают значение развития игровой деятельности. Чтобы игровая деятельность выполняла функцию ведущей, необходимо ее активное применение на логопедических занятиях».
В связи с выше сказанным выбранная нами тема «Развитие навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами развивающих игр» является актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами развивающих игр.
Цель исследования: определить направления и содержание логопедической работы по формированию навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами развивающих игр.
Объект исследования: процесс формирования навыков
словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию навыков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами развивающих игр.
Гипотеза исследования: когнитивно-языковые особенности
дошкольников с общим недоразвитием речи, а также отсутствие целенаправленной и систематической логопедической работы по формированию навыков словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи может привести к трудностям овладения грамматикой родного языка у детей данной категории; одним из эффективных средств логопедической работы по формированию навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи являются развивающие игры, которые должны быть подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей, используются на разных этапах работы в оптимальном количестве.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы обосновать проблему формирования навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами развивающих игр.
2. Выявить уровень сформированности навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить содержание логопедической работы по формированию навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами развивающих игр.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- современные представления о структуре и проявлениях общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, A.B. Ястребова и др.);
- современные представления о возрастных этапах, закономерностях и
условиях развития словоизменения и их значении для развития устной речи (Н.И. Жинкин, A.B. Запорожец, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Т.Н. Ушакова, A.M. Шахнарович, С.Н. Цейтлин,
Д.Б. Эльконин и др.);
- исследования в области использования развивающих игр в коррекционно-педагогической работе (А.С. Макаренко, Э. Клапаред, Ф. Фребель, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Б.П. Никитин и др.).
Методы исследования:
1. теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
2. эмпирический (констатирующий эксперимент);
3. количественный и качественный анализ результатов исследования.
Базой исследования является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15
«Дружная семейка» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 10 воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5-6 лет, имеющие по заключению ПМПК «ОНР, III уровень речевого развития».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что формирование словоизменения в онтогенезе тесно связано с общим речевым развитием ребенка. Словоизменение - это система соответствий, при которой каждому слову (лексеме) языка отвечает совокупность всех его словоформ, т.е. парадигма.
Старший дошкольный возраст - это период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов. Они приобретают опосредствованный характер, становятся произвольными и осознанными.
К концу дошкольного возраста в результате развития и усложнения всех видов деятельности ребенка и его форм общения с окружающими имеет место значительный прогресс в практическом овладении ребенком родной речью.
У детей с ОНР навыки словоизменения формируются, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, но существуют свои особенности, например: значительно медленный темп усвоения; разногласия развития морфологической и синтаксической систем языка; искажение общей картины речевого развития.
В ходе эмпирического исследования мы получили подтверждение данным описанным в 1 главе. Результаты обследования навыков словоизменения у старших дошкольников с ОНР позволили отметить следующие трудности:
1. замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (платье - платья);
2. ошибочные ударения в слове (клю'чев);
3. нарушение дифференциации вида глаголов «яблоки зреются»;
4. неправильное согласование существительного и прилагательного («красный кофта», «кожаная пальто», «синий тетрадь», «большой книга»);
5. унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных («деревов», «машинков», «рыбов», «яблоков»).
Проанализировав результаты всех заданий, которые использовались для проведения констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что у старших дошкольников с ОНР наиболее затруднено формирование словоизменения имен существительных.
Для правильного усвоения навыков словоизменения коррекционно- логопедическую работу целесообразно реализовывать поэтапно. На каждом этапе важно использовать развивающие игры, так как ведущая деятельность старшего дошкольника - игра.



1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез,
2008. - 272 с.
2. Богоявленский, Д.Н. К характеристике процессов абстракции и обобщения при усвоении грамматики [Текст] / Д.Н. Богоявленский // Вопросы психологии. - № 4. - 1958. - С. 85 - 98.
3. Винарская, Е.Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е.Н. Винарская // Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка - М.: Просвещение, 1987. - 165 с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 472 с.
5. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка [Текст] / А.Н.Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.
- С. 85 - 86.
6. Гохлернер, М.М. Психологический механизм «чувства языка» / М.М. Гохлернер, Г.В. Ейгер // Вопросы психологии. - № 4. - 1983. - С. 137
- 142.
7. Гросс, К. Душевная жизнь ребенка [Текст] / К. Гросс. - Киев: Издание Киевского Фребелевского общества, 1916. - С.70-85.
8. Дефектологический словарь [Текст] / под ред. А.И. Дьякова - М.: Педагогика, 2008. - 512 с.
9. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М., 1987. - 112 с.
10. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
11. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. - М.: Педагогика, 2010 г. - 111 с.
12. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений [Текст] / А.Г Зикеев - М.: Академия 2005. - 210 с.
13. Клапаред, Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика [Текст] / Э. Клапаред, Д. Т. Кацаров (переводчик) - М., изд. ЛКИ, 2007
- 168 с.
14. Кроткова, Т.Н. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей нарушениями речи [Текст] / Т.Н. Кроткова, Ю.Ф. Гаркуша. - М., 2000. - 21 с.
15. Крупская, Н.К. Роль игры в детском саду [Текст] / Н.К. Крупская: Пед. сочинения. - М. Просвещение, 2012. - 447 с.
16. Лалаева, Р.И Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, И.В.Серебрякова - СПб, 2001. - 160 с.
17. Лалаева, Р.И. О «чувстве языка» у умственно отсталых школьников [Текст] / Р.И. Лалаева // Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб.: Образование, 1993. - С. 115 - 122.
18. Левина, Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма [Текст] / Р.Е. Левина // Специальная школа. - 1963. - № 1.- С. 62 - 66.
19. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 310 с.
20. Левина, Р.Е. Неосознаваемые процессы формирования «чувства языка» [Текст] / Р.Е. Левина // Бессознательное. - Тбилиси: Мецниереба, 1978. - С. 249 - 254.
21. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина - «Специальная школа», выпуск №2, 2014. - 130 с.
22. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев.
- М.: Наука, 1965. - 214 с.
23. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста [Текст] / Г. Г. Шахвердов - т. II. - М., 2003. - 383 с.
24. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов
педагогических вузов [Текст] / под ред. Л.С. Волковой,
С.Н. Шаховской - М.: Владос, 2009. - 640 с.
25. Лурия, А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов [Текст] / А.А.Лурия // Психологические исследования в СССР. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - Т.1. - 516 - 577 с.
26. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей [Текст] / А.С. Макаренко
- М., Государственное учебно-педагогическое издательство
Министерства Просвещения РСФСР, 1940 г. - 120 с.
27. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика [Текст]: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- 59 с.
28. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетно - ролевой игры в детском саду [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М., 2013. - 96 с.
29. Никитин Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - М.: Педагогика, 2011. - 120 с.
30. Орлова, А.М. К вопросу об объективной обусловленности так называемого «чувства языка» [Текст] / А.М. Орлова // Вопросы психологии. - № 5. - 2015. - С. 71 - 83.
31. Попова, М.И. Грамматические элементы языка в речи ребенка преддошкольного возраста [Текст] / М.И. Попова // Вопросы психологии. - № 3. - 2016. - С. 106 -117.
32. Соботович, Е.Ф. Речевое развитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е.Ф. Соботович. - М., 2003. - 160 с.
33. Соботович, Е.Ф. Формирование психологических механизмов усвоения грамматики родного языка у детей с моторной алалией [Текст] / Е.Ф. Соботович // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1981. - С. 62 - 73.
34. Сохин, Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамматическим строем языка в свете физиологического учения И.П.Павлова [Текст] / Ф.А. Сохин // Советская педагогика - № 7. - 1951. - С. 42 - 56.
35. Сохин, Ф.А. О формировании языковых обобщений в процессе речевого развития [Текст] / Ф.А. Сохин // Вопросы психологии. - 1959. - № 5. - С. 112 - 123.
36. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с нарушениями речи [Текст] / Л.Ф. Спирова - М.: Просвещение 2006. - 427 с.
37. Филичева, Л.Е. Дети с ОНР воспитание и обучение [Текст] / Л.Е. Филичева - М.: Владос, 2005 - 487с.
38. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Дефектология. - 2007. - 44 с.
39. Фребель, Ф. Воспитание человека [Текст]: Педагогические сочинения / Ф. Фребель. - изд. 2-е. - М.,: Книгоиздательство К. И. Тихомирова,
2009. - 359 с.
40. Фридрих, Ф. Детский сад [Текст] / Д.Н. Королькова, Н.Н Соколова
(переводчик): Педагогические сочинения. Том второй. - М.,
Тихомиров, 1913 - 581 с.
41. Цейтлин, С.Н. Основные особенности детской практической грамматики [Текст] / С. Н. Цейтлин //Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена, 2010. - 240 с.
42. Шахнарович, А.М. Некоторые психолингвистические закономерности овладения морфологией [Текст] / А.М. Шахнарович, Ю.А. Сорокин // Теоретические и прикладные проблемы речевого онтогенеза. - М.: Наука, 1979. - С. 191 - 213.
43. Шахнарович, А.М. Семантические аспекты психолингвистического анализа онтогенеза правил словообразования [Текст] / А.М.Шахнорович // Психолингвистические проблемы семантики. - М.: Наука, 1983. - С. 190 - 193.
44. Щерба, Л.В. Преподавание иностранного языка в средней школе [Текст] / Л.В. Щерба. - М.: Высшая школа, 2014. - 112 с.
45. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Под. ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1958. - 53 с.
46. Смилянец, О.И. Развивающие игры, как средство формирования
грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Электронный ресурс] / О.И. Смилянец // Социальная сеть работников образования nsportal: [nsportal.ru]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/04/29/-
razvivayushchiye-igry-kak-sredstvo-formirovaniya-grammaticheskogo- stroa-rechi.html. Дата обращения: 18.03.2018.
47. Чалухина, Н.Д. Развивающие игры для формирования функций
словоизменения имен существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Электронный ресурс] / Н.Д. Чалухина // ГБДОУ детский сад № 31: [http://dou-31.spb.ru] - Санкт-Петербург,
Калининский район. - Режим доступа: http://dou-31.spb.ru/
razvivayushchiye-igry.html. Дата обращения: 18.03.2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ