СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВОДНЫМИ БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ
|
Введение 4
1 Система фискальных платежей в сфере пользования объектами ВБР в РФ 8
1.1 Экономическая сущность и система фискальных платежей за
пользование ВБР 8
1.2 Оценка финансово-экономических показателей деятельности
рыбохозяйственного комплекса 26
1.3 Анализ финансово-экономических показателей и фискальной
нагрузки пользователя ВБР ООО «РК «Новый мир» 32
2. Сравнительный анализ налогообложения ВБР в РФ и зарубежной практике 43
2.1 Государственное регулирование пользования объектами ВБР в РФ
и зарубежной практике 43
2.2 Система платежей за пользование ВБР в зарубежной практике.... 55
2.3 Сравнительный анализ налогообложения пользователей водными
биологическими ресурсами в РФ и Норвегии 71
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложения
1 Система фискальных платежей в сфере пользования объектами ВБР в РФ 8
1.1 Экономическая сущность и система фискальных платежей за
пользование ВБР 8
1.2 Оценка финансово-экономических показателей деятельности
рыбохозяйственного комплекса 26
1.3 Анализ финансово-экономических показателей и фискальной
нагрузки пользователя ВБР ООО «РК «Новый мир» 32
2. Сравнительный анализ налогообложения ВБР в РФ и зарубежной практике 43
2.1 Государственное регулирование пользования объектами ВБР в РФ
и зарубежной практике 43
2.2 Система платежей за пользование ВБР в зарубежной практике.... 55
2.3 Сравнительный анализ налогообложения пользователей водными
биологическими ресурсами в РФ и Норвегии 71
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложения
Состояние и тенденции развития мирового рыбного хозяйства в настоящее время характеризуются усилением соперничества среди стран, осуществляющих рыболовство, за право использования водных биоресурсов, особенно наиболее ценных видов рыб и ракообразных, а также за рынки сбыта рыбной продукции.
Сохранение водных биоресурсов - это поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания. [3]
Главной проблемой признается быстрое истощение важнейших
промысловых запасов ВБР в мире.
В настоящее время только 3% морских рыбных запасов оцениваются как недоиспользуемые и 21% - как используемые на умеренном уровне,
допускающем незначительное увеличение уловов. 52% запасов ВБР эксплуатируются на уровне максимально допустимого изъятия, а остальные 24% переловлены (16%) или срочно нуждаются в восстановлении (7 %), которое в настоящее время осуществляется применительно только, примерно, к 1% запасов. Семь из десяти главных видов морских рыб, обеспечивающих сегодня около 30% мирового вылова, эксплуатируются с максимально допустимой интенсивностью или уже близки к перелову. [19]
Осуществление государственных расходов на изучение, воспроизводство и охрану природных ресурсов из федерального бюджета в настоящее время обеспечивается включением в систему налоговых и, в целом бюджетных отношений, ресурсных платежей и штрафных санкций.
Хозяйственное использование водных биоресурсов предполагает систему расчетов между пользователями и государством, которое с одной стороны является собственником этих ресурсов, а с другой - несет основное бремя расходов по восстановлению природного потенциала.
Противоречивость подходов к идеологии платности во многом связана с неоднозначно понимаемыми задачами, стоящими перед рыбной промышленностью. С одной стороны, рыбная промышленность является совокупностью хозяйствующих субъектов, добывающих природные богатства, им не принадлежащих, и реализующих в числе своих доходов и ренту. В этом контексте государство заинтересовано в изъятии рентного дохода по максимально возможным ставкам.
С другой стороны, основными задачами государства является не только получение дохода от сбора за пользование объектами ВБР, но и стимулирование рационального вылова и использования водных биологических ресурсов, а также создание таких условий, при которых данным ресурсам не будет причиняться непоправимый ущерб. Однако, как показывает практика, современная система налогообложения пользования водными биологическими ресурсами имеет недостатки, препятствующие решению этих задач, такие, например, как несовершенство системы ставок, неэффективность льготной системы, отсутствие коэффициентов риска и т.д. В этой связи актуальным является использование зарубежного опыта в области налогообложения в сфере рыболовства и рыбоводства.
Целью выпускной квалификационной работы является сравнительный анализ российской и зарубежной практики налогообложения пользования водными биологическими ресурсами (ВБР).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть экономическую сущность и значение фискальных платежей за пользование ВБР;
- Рассмотреть практику исчисления фискальных платежей и провести анализ фискальной нагрузки пользователя ВБР ООО «РК «Новый мир»;
- Анализ системы платежей за пользование ВБР в зарубежной практике;
- Сравнительный анализ налогообложения пользователей водными биологическими ресурсами: российская и зарубежная практика.
Объектом исследования являются теоретические, практические аспекты налогообложения ВБР в России и зарубежных странах.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия государства и плательщиков фискальных платежей за пользование ВБР в России и зарубежных странах.
Методологической и теоретической основой написания выпускной квалификационной работы являются законодательные и нормативные документы по теме исследования, в том числе Налоговый кодекс РФ, Основные направления бюджетно-налоговой политики Российской Федерации на 2018 - 2020 гг., монографии, учебные пособия, труды таких отечественных и зарубежных экономистов как: Абдуллин, Р.А., Журавлева Т.А., Жуманова Д.Т., Зиланов В.К., Борисов В.М., Лука Г.И., Deckard S., Julie, Gabrielsen and VibekeJuriks.
Сохранение водных биоресурсов - это поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания. [3]
Главной проблемой признается быстрое истощение важнейших
промысловых запасов ВБР в мире.
В настоящее время только 3% морских рыбных запасов оцениваются как недоиспользуемые и 21% - как используемые на умеренном уровне,
допускающем незначительное увеличение уловов. 52% запасов ВБР эксплуатируются на уровне максимально допустимого изъятия, а остальные 24% переловлены (16%) или срочно нуждаются в восстановлении (7 %), которое в настоящее время осуществляется применительно только, примерно, к 1% запасов. Семь из десяти главных видов морских рыб, обеспечивающих сегодня около 30% мирового вылова, эксплуатируются с максимально допустимой интенсивностью или уже близки к перелову. [19]
Осуществление государственных расходов на изучение, воспроизводство и охрану природных ресурсов из федерального бюджета в настоящее время обеспечивается включением в систему налоговых и, в целом бюджетных отношений, ресурсных платежей и штрафных санкций.
Хозяйственное использование водных биоресурсов предполагает систему расчетов между пользователями и государством, которое с одной стороны является собственником этих ресурсов, а с другой - несет основное бремя расходов по восстановлению природного потенциала.
Противоречивость подходов к идеологии платности во многом связана с неоднозначно понимаемыми задачами, стоящими перед рыбной промышленностью. С одной стороны, рыбная промышленность является совокупностью хозяйствующих субъектов, добывающих природные богатства, им не принадлежащих, и реализующих в числе своих доходов и ренту. В этом контексте государство заинтересовано в изъятии рентного дохода по максимально возможным ставкам.
С другой стороны, основными задачами государства является не только получение дохода от сбора за пользование объектами ВБР, но и стимулирование рационального вылова и использования водных биологических ресурсов, а также создание таких условий, при которых данным ресурсам не будет причиняться непоправимый ущерб. Однако, как показывает практика, современная система налогообложения пользования водными биологическими ресурсами имеет недостатки, препятствующие решению этих задач, такие, например, как несовершенство системы ставок, неэффективность льготной системы, отсутствие коэффициентов риска и т.д. В этой связи актуальным является использование зарубежного опыта в области налогообложения в сфере рыболовства и рыбоводства.
Целью выпускной квалификационной работы является сравнительный анализ российской и зарубежной практики налогообложения пользования водными биологическими ресурсами (ВБР).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть экономическую сущность и значение фискальных платежей за пользование ВБР;
- Рассмотреть практику исчисления фискальных платежей и провести анализ фискальной нагрузки пользователя ВБР ООО «РК «Новый мир»;
- Анализ системы платежей за пользование ВБР в зарубежной практике;
- Сравнительный анализ налогообложения пользователей водными биологическими ресурсами: российская и зарубежная практика.
Объектом исследования являются теоретические, практические аспекты налогообложения ВБР в России и зарубежных странах.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия государства и плательщиков фискальных платежей за пользование ВБР в России и зарубежных странах.
Методологической и теоретической основой написания выпускной квалификационной работы являются законодательные и нормативные документы по теме исследования, в том числе Налоговый кодекс РФ, Основные направления бюджетно-налоговой политики Российской Федерации на 2018 - 2020 гг., монографии, учебные пособия, труды таких отечественных и зарубежных экономистов как: Абдуллин, Р.А., Журавлева Т.А., Жуманова Д.Т., Зиланов В.К., Борисов В.М., Лука Г.И., Deckard S., Julie, Gabrielsen and VibekeJuriks.
В результате проведенного исследования налогообложения пользователей водными биологическими ресурсами в российской и зарубежной практике были сделаны следующие выводы:
1. Рассмотрение проблемы налогообложения пользователей ВБР было начато с раскрытия экономической сущности данных платежей. В ходе анализа теоретической базы было сформулировано следующее значение. Сущность платежей содержится в принципе платности природопользования, который заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса.
Устранение бесплатного использования природных ресурсов позволило в полной мере и правильно оценить с экономической точки зрения деятельность предприятий. Экономическая оценка природных ресурсов производится применительно к отдельным их видам или пространственно ограниченным объектам, имеющим фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики.
2. На основе анализа финансово-экономического состояния рыбохозяйственного комплекса в России сделан вывод о росте рентабельности реализованных товаров, положительном влиянии введения налоговых льгот, которые снижают налоговую нагрузку на рыболовные организации. Рассмотрена система фискальных платежей в области рыбоводства и рыбоводства, которая отличается наличием не только налоговых платежей, но платы за пользование услугами. Введение инвестиционных квот является положительным фактором, который в последствии должен развивать данную сферу.
Состояния рыбохозяйственного комплекса в России подтверждает, что система претерпела достаточно серьезные изменения в последние годы, но она все равно далека от совершенства. До сих пор не удается добиться гармонизации двух основных функций налогов, а именно стимулирующей и фискальной, что способствует неграмотному использованию природных ресурсов в РФ.
3. В основу анализа плательщика сбора за пользование ВБР была взята компания, входящая в Группу компаний «Доброфлот» - «ООО «РК «Новый мир». По итогу проведенного анализа было выявлено, что наибольшая налоговая нагрузка приходится с уплаты НДФЛ и страховых взносов. Применение ЕСХН позволяет снизить налоговую нагрузку, так как организация освобождается от некоторых налоговых платежей (НДС, налог на прибыль, налог на имущество) и выполнение определенных условий дает возможность применять пониженную налоговую ставку. Компания сталкивается с значительными расходами в связи с износом основных фондов.
Анализ состояния данной организации позволил сделать вывод о том, что налоговая нагрузка, затраты по восстановлению основных фондов и другие обязательные расходы в перспективе будут увеличиваться, следовательно, рыболовным предприятиям требуется поддержка для осуществления деятельности. Кроме того, сложность получения квот ограничивает возможности и не позволяет в полной мере достигать ключевой задачи - максимизации прибыли. Если учесть то, что ООО «РК «Новый мир» обладает освобождением от налогов и применяет пониженную ставку сбора за ВБР, то положение предприятий не имеющих такое количество привилегий гораздо хуже и требует поддержки со стороны государства.
4. Проблемы современного государственного регулирования мирового рыболовства связаны с обострением борьбы за ресурсы, вызванной ухудшением состояния этих ресурсов и чрезмерной интенсивностью их эксплуатации. Проблемой мирового масштаба считается развитие ННН-промысла - незаконного вылова объектов водных биологических ресурсов. В связи с этим возрастает значение государственного регулирования в сфере рыболовства.
Отрасль требует больших капитальных затрат, однако эти вложения малопривлекательны в силу высокого риска и отдаленной экономической отдачи. Рыбная отрасль России испытывает недостаток средств для финансирования расходов на модернизацию и пополнение флота, строительство инфраструктуры. В таких условиях для повышения инвестиционной
привлекательности целесообразно государственное воздействие инвестиционный процесс.
На сегодняшний день одним из важнейших инструментов международного сотрудничества в области устойчивого развития промышленного рыболовства с учетом рационального природопользования стало установление объема общего допустимого улова (ОДУ). Различные разрешения и договоры, лимиты и квоты на вылов, обеспечивающие сохранение используемых ресурсов, составляют ключевые способы обеспечения государственного регулирования.
Рыболовные страны мира в отличие от России проводят более жесткое государственное регулирование развития рыбной отрасли, основанное на законодательной и нормативно-правовой базе.
5. Исходя из проведенного сравнительного анализа, можно сделать вывод о том, что система налогообложения, применяемая Норвегией, является более эффективной. В результате анализа достоинств и недостатков сбора за пользование ВБР и платы за налоговый тоннаж, было выявлено, что система, применяемая в Норвегии, имеет больше достоинств. Данное государство обладает значительным преимуществом в виде развитого прибрежного рыболовства. Россия стремится развить данный вид деятельности, но в настоящий момент положительного результата не наблюдается. Г осударственное регулирование и контроль за рыболовной сферой в Норвегии значительно лучше развит, чем в России. Налоговое бремя, из -за большого количества различных фискальных платежей, для норвежских рыбопромысловых компаний выше, чем для российских компаний. Несмотря на это, организации в Норвегии согласны на относительно высокий уровень налогообложения, взамен на предсказуемые правила и государственные услуги высокого качества. Применение опыта Норвегии в налогообложении пользователей объектами ВБР, может поспособствовать улучшению развития рыбохозяйственной отрасли и достижения поставленных целей.
1. Рассмотрение проблемы налогообложения пользователей ВБР было начато с раскрытия экономической сущности данных платежей. В ходе анализа теоретической базы было сформулировано следующее значение. Сущность платежей содержится в принципе платности природопользования, который заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса.
Устранение бесплатного использования природных ресурсов позволило в полной мере и правильно оценить с экономической точки зрения деятельность предприятий. Экономическая оценка природных ресурсов производится применительно к отдельным их видам или пространственно ограниченным объектам, имеющим фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики.
2. На основе анализа финансово-экономического состояния рыбохозяйственного комплекса в России сделан вывод о росте рентабельности реализованных товаров, положительном влиянии введения налоговых льгот, которые снижают налоговую нагрузку на рыболовные организации. Рассмотрена система фискальных платежей в области рыбоводства и рыбоводства, которая отличается наличием не только налоговых платежей, но платы за пользование услугами. Введение инвестиционных квот является положительным фактором, который в последствии должен развивать данную сферу.
Состояния рыбохозяйственного комплекса в России подтверждает, что система претерпела достаточно серьезные изменения в последние годы, но она все равно далека от совершенства. До сих пор не удается добиться гармонизации двух основных функций налогов, а именно стимулирующей и фискальной, что способствует неграмотному использованию природных ресурсов в РФ.
3. В основу анализа плательщика сбора за пользование ВБР была взята компания, входящая в Группу компаний «Доброфлот» - «ООО «РК «Новый мир». По итогу проведенного анализа было выявлено, что наибольшая налоговая нагрузка приходится с уплаты НДФЛ и страховых взносов. Применение ЕСХН позволяет снизить налоговую нагрузку, так как организация освобождается от некоторых налоговых платежей (НДС, налог на прибыль, налог на имущество) и выполнение определенных условий дает возможность применять пониженную налоговую ставку. Компания сталкивается с значительными расходами в связи с износом основных фондов.
Анализ состояния данной организации позволил сделать вывод о том, что налоговая нагрузка, затраты по восстановлению основных фондов и другие обязательные расходы в перспективе будут увеличиваться, следовательно, рыболовным предприятиям требуется поддержка для осуществления деятельности. Кроме того, сложность получения квот ограничивает возможности и не позволяет в полной мере достигать ключевой задачи - максимизации прибыли. Если учесть то, что ООО «РК «Новый мир» обладает освобождением от налогов и применяет пониженную ставку сбора за ВБР, то положение предприятий не имеющих такое количество привилегий гораздо хуже и требует поддержки со стороны государства.
4. Проблемы современного государственного регулирования мирового рыболовства связаны с обострением борьбы за ресурсы, вызванной ухудшением состояния этих ресурсов и чрезмерной интенсивностью их эксплуатации. Проблемой мирового масштаба считается развитие ННН-промысла - незаконного вылова объектов водных биологических ресурсов. В связи с этим возрастает значение государственного регулирования в сфере рыболовства.
Отрасль требует больших капитальных затрат, однако эти вложения малопривлекательны в силу высокого риска и отдаленной экономической отдачи. Рыбная отрасль России испытывает недостаток средств для финансирования расходов на модернизацию и пополнение флота, строительство инфраструктуры. В таких условиях для повышения инвестиционной
привлекательности целесообразно государственное воздействие инвестиционный процесс.
На сегодняшний день одним из важнейших инструментов международного сотрудничества в области устойчивого развития промышленного рыболовства с учетом рационального природопользования стало установление объема общего допустимого улова (ОДУ). Различные разрешения и договоры, лимиты и квоты на вылов, обеспечивающие сохранение используемых ресурсов, составляют ключевые способы обеспечения государственного регулирования.
Рыболовные страны мира в отличие от России проводят более жесткое государственное регулирование развития рыбной отрасли, основанное на законодательной и нормативно-правовой базе.
5. Исходя из проведенного сравнительного анализа, можно сделать вывод о том, что система налогообложения, применяемая Норвегией, является более эффективной. В результате анализа достоинств и недостатков сбора за пользование ВБР и платы за налоговый тоннаж, было выявлено, что система, применяемая в Норвегии, имеет больше достоинств. Данное государство обладает значительным преимуществом в виде развитого прибрежного рыболовства. Россия стремится развить данный вид деятельности, но в настоящий момент положительного результата не наблюдается. Г осударственное регулирование и контроль за рыболовной сферой в Норвегии значительно лучше развит, чем в России. Налоговое бремя, из -за большого количества различных фискальных платежей, для норвежских рыбопромысловых компаний выше, чем для российских компаний. Несмотря на это, организации в Норвегии согласны на относительно высокий уровень налогообложения, взамен на предсказуемые правила и государственные услуги высокого качества. Применение опыта Норвегии в налогообложении пользователей объектами ВБР, может поспособствовать улучшению развития рыбохозяйственной отрасли и достижения поставленных целей.
Подобные работы
- РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА РАСЧЕТА И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ
БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2018



