ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1. ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ
УИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 13
1.1. Педагогические возможности внеучебной деятельности вуза в профессионально-педагогическом образовании будущих преподавателей
1.2. Педагогические условия формирования универсальных компетенций во
внеучебной деятельности вуза 23
1.3. Опыт формирования универсальных компетенций во внеучебной
деятельности вуза 29
Выводы по главе 36
2. ЭКСПЕРИМИНЕТАЛЬНАЯ РАБОТА НА ТРЕНИНГИ КОМАНДНО-ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ 38
2.1. Признаки, показатели и критерии результативности и эффективности
тренингов по формированию универсальных компетенций 38
2.2. Описание модели реализации студенческого тренерства 66
2.3 анализ внедрения студенческого тренерства во внеучебную деятельность
Выводы по главе 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ
УИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 13
1.1. Педагогические возможности внеучебной деятельности вуза в профессионально-педагогическом образовании будущих преподавателей
1.2. Педагогические условия формирования универсальных компетенций во
внеучебной деятельности вуза 23
1.3. Опыт формирования универсальных компетенций во внеучебной
деятельности вуза 29
Выводы по главе 36
2. ЭКСПЕРИМИНЕТАЛЬНАЯ РАБОТА НА ТРЕНИНГИ КОМАНДНО-ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ 38
2.1. Признаки, показатели и критерии результативности и эффективности
тренингов по формированию универсальных компетенций 38
2.2. Описание модели реализации студенческого тренерства 66
2.3 анализ внедрения студенческого тренерства во внеучебную деятельность
Выводы по главе 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне вызвана следующим противоречием: с одной стороны увеличивается потребность работодателей в бакалаврах-преподавателях СПО со сформированными универсальными компетенциями, а с другой стороны в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза не используется педагогический потенциал такого средства формирования универсальных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения, как тренинги командно-личностного роста. Практика показывает, что далеко не все выпускники обладают высоким культурным уровнем компетенций, ориентацией на нравственные, гуманистические ценности, что проявляется, во-первых, в недостаточной сформированности их целостного мировоззрения, во-вторых, в неумении решать профессиональные задачи, основываясь на этических принципах. Формирование той или иной компетенции возможно в результате осуществления либо одного, либо совокупности нескольких видов деятельности вуза. Не отрицая роли дисциплин социально-гуманитарного цикла в формировании универсальных компетенций, считаем, что универсальные компетенции УК-4, УК-5, УК-8 22 необходимо активно формировать в воспитательной работе вуза под средством применения тренерской деятельности, располагающей огромным культуросозидательным потенциалом. Использование воспитательного потенциала в формировании данных универсальных компетенций будущих бакалавров позволит сформировать их личностно значимое отношение к явлениям этическим и позволит им не только повысить свой культурный уровень, но и стать конкурентоспособными специалистами на рынке труда. Так, например, одни компетенции могут быть сформированы в рамках учебной деятельности вуза, вторые - воспитательной, третьи - научной, четвертые - в совокупности учебной, научной и воспитательной, пятые - при воздействии на студентов окружающей социокультурной среды и т. д.
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы исследования определяется противоположностями во взглядах и подходах различных исследователей к феномену тренинговой системы во внеучебной деятельности. Так, например, группа исследователей (И.Б. Балюкова, Е.А. Бреусова, Т.Н. Гучкова, И.А. Задорожная, Е.Н. Мелешко, Е.П. Савчишкина, и др.) рассматривают тренинг как одну из форм обучения, для которой характерен индивидуальный подход и акцент на практическую составляющую деятельности. В этом случае результатом ее применения является развитие прикладных профессиональных компетенций обучающегося. Другая группа исследователей (Н.Н. Горелова и Л.Л. Иванова, И.А. Урмина) определяет тренерство как процесс передачи знаний и опыта от более опытного участника образовательного процесса к менее опытному. В свою очередь Н.Е. Ерофеева, Г.А. Мелекесов и И.В. Чикова считают, что тренерство это в первую очередь профессиональное консультирование обучающихся. Е.Н. Фомин рассматривает студенческое тренерство как метод обучения в условиях практики. Н.А. Боброва, А.В. Кузнецова трактуют тренерство как систематическую воспитательную работу с каждым индивидом. Однако пока никто из исследователей не рассматривал студенческое тренинги командно-личностного роста как способ формирования универсальных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения.
Научно-методический уровень актуальности заключается в необходимости формулирования цели, содержания, методов и средств, форм и организационно-педагогических условий тренингов командно-личностного роста для эффективного функционирования студенческого тренерства в образовательной организации, а также потребностью в разработке и апробации способов выявления имеющихся универсальных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения, сформированных благодаря участию в реализации студенческого тренерства.
Ключевые понятия исследования: тренинги командно-личностного роста, студенческое самоуправление, универсальных компетенции, студенческое тренерство и внеучебная деятельность со студентами.
Актуальность исследования позволила сформулировать цель исследования: выявить, обосновать и разработать модель внеучебной деятельности вуза, способная реализовать тренинги «soft-skills», форумы, фестивали, школы актива студенческого тренерство, обеспечивающие формирование универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) у будущих бакалавров профессионального обучения.
Объект исследования: подготовка будущих педагогов профессионального обучения во внеучебной деятельности вуза.
Предмет исследования: формирование универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) во внеучебной деятельности у студентов профессионально-педагогического вуза.
Гипотеза исследования: Если во внеучебной деятельности вуза реализовать тренинги командно-личностного роста «soft-skills», форумы, фестивали, школы актива то:
- согласно признаков, показателей и критериев сформированности универсальных компетенций у будущих педагогов профессионального обучения сформируются: знания об инструментах реализации социально-культурной мобильности, умения грамотно выражать эмоции, навыки свободной коммуникации, что будет свидетельствовать о сформированности способности и готовности свободно пользоваться русским и иностранными языками, как средством делового общения (УК - 4);
- произойдет переход от роли студента к роли педагога благодаря осуществлению им функций тренерства (выявления первоначального уровня готовности студента, формулировки запросов и определения эффективности и результативности командно-личностного тренинга); существенно повысится уровень социально-профессиональной мобильности (УК-4); разовьется способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая
командную стратегию для достижения поставленной цели (УК-3); способность анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5)
- выявление педагогических возможностей студенческого тренерства через определение его содержания.
Цель, объект и предмет, а также выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач исследования:
1. Выявить и проанализировать педагогические возможности внеучебной деятельности вуза в профессионально-педагогическом образовании будущих преподавателей СПО.
2. Разработать и реализовать теоретически обоснованную и спроектированную модель студенческих тренингов командно-личностного роста.
3. Реализовать во внеучебной деятельности РГППУ педагогические условия к которым относятся: разработка и применение командно-личностных тренингов, форумов, фестивалей, целенаправленная деятельность школы актива студенческого тренерства, обеспечивающие формирование универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) у будущих бакалавров профессионального обучения.
4. Получить опыт формирования универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) у будущих бакалавров профессионального обучения, для этого реализовать на практике и провести оценку результатов внедрения модернизированных тренингов командно-личностного роста, формирующих универсальные компетенции.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• выявлен педагогический потенциал студенческих тренингов командно-личностного роста, позволяющий использовать его как инструмент формирования готовности у будущих бакалавров профессионального обучения использовать в своей деятельности современные воспитательные технологии для разрешении сложных профессионально-педагогических ситуаций, что свидетельствует о повышении уровня сформированности универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5);
• разработана методика диагностики уровня сформированности универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) в соответствии с проведенным дескрипторным анализом данных компетенций.
Теоретическая значимость исследования: сформулировано и обосновано определение студенческих тренингов командно-личностного роста как инструментов, способных воздействовать на формирование у студентов универсальных компетенций во внеучебной деятельности вуза.
Положение на защиту: применение студенческих тренингов командно-личностного роста во внеучебной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения обеспечит успешное формирование готовности использовать в своей деятельности современные воспитательные технологии для разрешении сложных профессионально-педагогических ситуаций УК-3, УК-4, УК-5).
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы исследования определяется противоположностями во взглядах и подходах различных исследователей к феномену тренинговой системы во внеучебной деятельности. Так, например, группа исследователей (И.Б. Балюкова, Е.А. Бреусова, Т.Н. Гучкова, И.А. Задорожная, Е.Н. Мелешко, Е.П. Савчишкина, и др.) рассматривают тренинг как одну из форм обучения, для которой характерен индивидуальный подход и акцент на практическую составляющую деятельности. В этом случае результатом ее применения является развитие прикладных профессиональных компетенций обучающегося. Другая группа исследователей (Н.Н. Горелова и Л.Л. Иванова, И.А. Урмина) определяет тренерство как процесс передачи знаний и опыта от более опытного участника образовательного процесса к менее опытному. В свою очередь Н.Е. Ерофеева, Г.А. Мелекесов и И.В. Чикова считают, что тренерство это в первую очередь профессиональное консультирование обучающихся. Е.Н. Фомин рассматривает студенческое тренерство как метод обучения в условиях практики. Н.А. Боброва, А.В. Кузнецова трактуют тренерство как систематическую воспитательную работу с каждым индивидом. Однако пока никто из исследователей не рассматривал студенческое тренинги командно-личностного роста как способ формирования универсальных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения.
Научно-методический уровень актуальности заключается в необходимости формулирования цели, содержания, методов и средств, форм и организационно-педагогических условий тренингов командно-личностного роста для эффективного функционирования студенческого тренерства в образовательной организации, а также потребностью в разработке и апробации способов выявления имеющихся универсальных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения, сформированных благодаря участию в реализации студенческого тренерства.
Ключевые понятия исследования: тренинги командно-личностного роста, студенческое самоуправление, универсальных компетенции, студенческое тренерство и внеучебная деятельность со студентами.
Актуальность исследования позволила сформулировать цель исследования: выявить, обосновать и разработать модель внеучебной деятельности вуза, способная реализовать тренинги «soft-skills», форумы, фестивали, школы актива студенческого тренерство, обеспечивающие формирование универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) у будущих бакалавров профессионального обучения.
Объект исследования: подготовка будущих педагогов профессионального обучения во внеучебной деятельности вуза.
Предмет исследования: формирование универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) во внеучебной деятельности у студентов профессионально-педагогического вуза.
Гипотеза исследования: Если во внеучебной деятельности вуза реализовать тренинги командно-личностного роста «soft-skills», форумы, фестивали, школы актива то:
- согласно признаков, показателей и критериев сформированности универсальных компетенций у будущих педагогов профессионального обучения сформируются: знания об инструментах реализации социально-культурной мобильности, умения грамотно выражать эмоции, навыки свободной коммуникации, что будет свидетельствовать о сформированности способности и готовности свободно пользоваться русским и иностранными языками, как средством делового общения (УК - 4);
- произойдет переход от роли студента к роли педагога благодаря осуществлению им функций тренерства (выявления первоначального уровня готовности студента, формулировки запросов и определения эффективности и результативности командно-личностного тренинга); существенно повысится уровень социально-профессиональной мобильности (УК-4); разовьется способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая
командную стратегию для достижения поставленной цели (УК-3); способность анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5)
- выявление педагогических возможностей студенческого тренерства через определение его содержания.
Цель, объект и предмет, а также выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач исследования:
1. Выявить и проанализировать педагогические возможности внеучебной деятельности вуза в профессионально-педагогическом образовании будущих преподавателей СПО.
2. Разработать и реализовать теоретически обоснованную и спроектированную модель студенческих тренингов командно-личностного роста.
3. Реализовать во внеучебной деятельности РГППУ педагогические условия к которым относятся: разработка и применение командно-личностных тренингов, форумов, фестивалей, целенаправленная деятельность школы актива студенческого тренерства, обеспечивающие формирование универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) у будущих бакалавров профессионального обучения.
4. Получить опыт формирования универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) у будущих бакалавров профессионального обучения, для этого реализовать на практике и провести оценку результатов внедрения модернизированных тренингов командно-личностного роста, формирующих универсальные компетенции.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• выявлен педагогический потенциал студенческих тренингов командно-личностного роста, позволяющий использовать его как инструмент формирования готовности у будущих бакалавров профессионального обучения использовать в своей деятельности современные воспитательные технологии для разрешении сложных профессионально-педагогических ситуаций, что свидетельствует о повышении уровня сформированности универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5);
• разработана методика диагностики уровня сформированности универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) в соответствии с проведенным дескрипторным анализом данных компетенций.
Теоретическая значимость исследования: сформулировано и обосновано определение студенческих тренингов командно-личностного роста как инструментов, способных воздействовать на формирование у студентов универсальных компетенций во внеучебной деятельности вуза.
Положение на защиту: применение студенческих тренингов командно-личностного роста во внеучебной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения обеспечит успешное формирование готовности использовать в своей деятельности современные воспитательные технологии для разрешении сложных профессионально-педагогических ситуаций УК-3, УК-4, УК-5).
Изучению различных аспектов реализации тренерства посвящены многие научные исследования. Достаточно хорошо изученный и проработанный институт тренерства в настоящее время используется в разных сферах профессиональной деятельности человека. Так, например, в США - практика тренерства неотъемлемая часть подготовки вооруженных сил, а именно - офицерского состава. В Германии тренеры - это сертифицированные мастера, помогающие молодым специалистам на предприятиях. Великобритании - активно используется в виде поддержки молодежного предпринимательства. В целях адаптации молодых педагогов в школьном образовании тренерство успешно реализуется в ряде стран: Ирландия, Япония, Корея, Франция, Австралия, Швейцария и т.д.
В России тренерство появилось относительно недавно и только набирает свои обороты, Кроме того, в последние годы набирает обороты тренерство в образовательных организациях, где оно используется для развития корпоративной культуры организации.
Студенческое тренерство, в ходе которого происходит активизация субъектной позиции обучающихся, развивается в нашей стране относительно недавно. Анализ деятельности различных систем тренерства в отечественных вузах показал, что средняя продолжительность их функционирования - десять леь. Также в ходе анализа были сделаны выводы о слабом методическом обеспечении функционирования студенческого тренерства в результате отсутствия каких бы то ни было научных исследований, посвященных настоящей проблематике.
Таким образом, подводя итоги первой главы настоящего исследования, следует отметить, что феномен тренерства не является принципиально новым ни для России, ни для зарубежных стран. Насчитывая многовековую историю, тренерство продолжает притягивать внимание как ученых - исследователей, так и руководителей организаций, не переставая приносить положительных эффектов в области формирования молодых кадров. Несмотря на огромное количество научных трудов, а также проведенных исследований, посвященных вопросам организации эффективного тренерства, можно утверждать, что до сих пор отсутствуют какие бы то ни были работы, рассматривающие тренерства как один из важнейших инструментов при формировании универсальных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения.
В соответствии с выявленной проблемой, была сформулирована цель исследования: выявить, обосновать и разработать модель внеучебной деятельности вуза, способная реализовать тренинги «soft-skills», форумы, фестивали, школы актива, обеспечивающие формирование универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) у будущих бакалавров профессионального обучения.
Гипотеза исследования:
Если во внеучебной деятельности вуза реализовать тренинги «soft-skills», форумы, фестивали, школы актива то согласно признаков, показателей и критериев сформированности универсальных компетенций у будущих педагогов профессионального обучения сформируются: способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК - 4); произойдет переход от роли студента к роли педагога благодаря осуществлению им функций тренерства; существенно повысится уровень социально-профессиональной мобильности (УК-4); разовьется способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели (УК-3); способность
анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5)
Задачи исследования:
1. Выявить и проанализировать сущность, структуру и содержание внеучебной деятельности в системе высшего образования.
2. Спроектировать и реализовать во внеучебной деятельности РГППУ
тренинги, форумы, фестивали, школы актива студенческого наставничества, обеспечивающие формирование универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) у будущих бакалавров профессионального обучения.
3. Реализовать на практике и провести оценку результатов внедрения модернизированной тренинговой системы формирования универсальных компетенций для определения ее эффективности
Осуществление экспериментальной работы началось с формулирования статистических гипотез - нулевой и альтернативной, которые имели следующий вид:
• нулевая гипотеза: внедрение в образовательный процесс модели студенческого тренерства не оказывает влияния на изменение уровня сформированности универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5);
• альтернативная гипотеза: внедрение в образовательный процесс
студенческого тренерства в экспериментальной группе приведет к положительному сдвигу уровня сформированности универсальных компетенций, в то время как среди участников контрольной группы произойдет незначительный сдвиг частотного распределения признаков проявления компетенций.
Отметим, что подтверждение в ходе исследований, проводимых во время экспериментальной работы, альтернативной гипотезы и, соответственно, отвержение нулевой гипотезы позволили бы нам уверенно принять научную гипотезу данной работы.
Экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов. На начальном этапе были сформированы две группы - контрольная и экспериментальная, в каждую из которых вошло 25 студентов, обучающихся по направлению Профессиональное обучение. Для анализа исходного состояния уровня сформированности дескрипторов исследуемых компетенций у респондентов обеих выборок был проведен констатирующий эксперимент. Данный эксперимент включал в себя прохождение студентами теста, направленного на выявление уровня дескриптора «знания», а также прохождение опроса, который в свою очередь был направлен на выявление уровня дескриптора «умения». Тест и опрос были составлены с учетом проведенного дескрипторного анализа компетенций, в котором было изложено описание каждого индикатора компетенций по трем уровням (начальный, базовый, повышенный).
Результаты констатирующего эксперимента были подвергнуты проверки при помощи статистического критерия Манна-Уитни, позволяющего судить о наличии либо отсутствии различий между данными, полученными в ходе сравнения двух выборок. Критерий показал, что различия в уровнях сформированности дескрипторов «знания» и «умения» в контрольной и экспериментальной группе попадают в зону незначимости. Это свидетельствует о том, что на начальном уровне проведения эксперимента группы находятся на одинаковых условиях, что является важным фактом при обосновании различий после внедрения предложенной модели.
Второй этап экспериментальной работы посвящен разработке и реализации модели студенческого тренерства. В ходе осуществления этого этапа была проведена следующая работа: разработка положения о системе тренерства в РГППУ (приложение 3), разработка программы подготовки студентов к выполнению функций тренеров группы, разработка шаблонов планов работ и отчетов студентов-тренеров, разработка модели студенческого тренерства с описанием функционала всех ее участников. Разработанная программа студенческого тренерства была внедрена и реализована на протяжении двух лет в образовательном процессе РГППУ. Первый год ее реализации являлся апробацией действия на практике основных идей, посвященных данной теме, после чего программа была скорректирована и дополнена с учетом требований образовательных реалий. Второй год реализации модернизированной модели выступил в качестве формирующего эксперимента для студентов-тренеров, входящих в экспериментальную группу исследования.
Третий этап экспериментальной работы был направлен на проведение второго замера показателей сформированности универсальных компетенций у выборок с целью оценки сдвига исследуемых значений. Оценка значимости различий в результатах тестов и опросов, полученных до и после проведения формирующего эксперимента, проводилась при помощи Т-критерия Вилкоксона. Критерий показал, что в контрольной группе, в то время как в экспериментальной группе осуществлялся формирующий эксперимент, не произошло значимых изменений в уровне сформированности универсальных компетенций. То есть, результаты показали, что произошедший незначительный сдвиг уровня значений в этой группе, произошедший вследствие того, что студенты получают образование и так или иначе развиваются как будущие специалисты, нельзя считать значимым. А значит, у студентов контрольной группы так и не были сформированы универсальных компетенции (УК-3, УК-4, УК-5).
В свою очередь значения показателей дескрипторов в экспериментальной группе до и после реализации предложенной модели студенческого тренерства значительно различаются. Согласно Т-критерию Вилкоксона уровень статистической значимости результатов имеет вид p < 0,01, что говорит о высоком уровне достоверности поученных данных.
Результаты проведенных экспериментов указывают на необходимость принятия альтернативной статистической гипотезы исследования и отклонения нулевой. Принятие альтернативной гипотезы исследования подтверждает научную гипотезу данной работы и позволяет нам сформулировать вывод о возможности использования студенческого тренерства как средство формирования универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) у студентов- тренеров.
Таким образом, в ходе проведения исследований, были решены оставленные задачи и достигнута цель работы - разработана и обоснована модель студенческого тренерства. Несомненным достижением настоящей работы является факт выявления потенциала студенческого тренерства, который позволяет использовать его как инструмент формирования готовности у будущих бакалавров обучения использовать в своей деятельности современные воспитательные технологии при разрешении сложных профессионально-педагогических ситуаций, что свидетельствует о повышении уровня сформированности универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5).
В России тренерство появилось относительно недавно и только набирает свои обороты, Кроме того, в последние годы набирает обороты тренерство в образовательных организациях, где оно используется для развития корпоративной культуры организации.
Студенческое тренерство, в ходе которого происходит активизация субъектной позиции обучающихся, развивается в нашей стране относительно недавно. Анализ деятельности различных систем тренерства в отечественных вузах показал, что средняя продолжительность их функционирования - десять леь. Также в ходе анализа были сделаны выводы о слабом методическом обеспечении функционирования студенческого тренерства в результате отсутствия каких бы то ни было научных исследований, посвященных настоящей проблематике.
Таким образом, подводя итоги первой главы настоящего исследования, следует отметить, что феномен тренерства не является принципиально новым ни для России, ни для зарубежных стран. Насчитывая многовековую историю, тренерство продолжает притягивать внимание как ученых - исследователей, так и руководителей организаций, не переставая приносить положительных эффектов в области формирования молодых кадров. Несмотря на огромное количество научных трудов, а также проведенных исследований, посвященных вопросам организации эффективного тренерства, можно утверждать, что до сих пор отсутствуют какие бы то ни были работы, рассматривающие тренерства как один из важнейших инструментов при формировании универсальных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения.
В соответствии с выявленной проблемой, была сформулирована цель исследования: выявить, обосновать и разработать модель внеучебной деятельности вуза, способная реализовать тренинги «soft-skills», форумы, фестивали, школы актива, обеспечивающие формирование универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) у будущих бакалавров профессионального обучения.
Гипотеза исследования:
Если во внеучебной деятельности вуза реализовать тренинги «soft-skills», форумы, фестивали, школы актива то согласно признаков, показателей и критериев сформированности универсальных компетенций у будущих педагогов профессионального обучения сформируются: способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК - 4); произойдет переход от роли студента к роли педагога благодаря осуществлению им функций тренерства; существенно повысится уровень социально-профессиональной мобильности (УК-4); разовьется способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели (УК-3); способность
анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5)
Задачи исследования:
1. Выявить и проанализировать сущность, структуру и содержание внеучебной деятельности в системе высшего образования.
2. Спроектировать и реализовать во внеучебной деятельности РГППУ
тренинги, форумы, фестивали, школы актива студенческого наставничества, обеспечивающие формирование универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) у будущих бакалавров профессионального обучения.
3. Реализовать на практике и провести оценку результатов внедрения модернизированной тренинговой системы формирования универсальных компетенций для определения ее эффективности
Осуществление экспериментальной работы началось с формулирования статистических гипотез - нулевой и альтернативной, которые имели следующий вид:
• нулевая гипотеза: внедрение в образовательный процесс модели студенческого тренерства не оказывает влияния на изменение уровня сформированности универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5);
• альтернативная гипотеза: внедрение в образовательный процесс
студенческого тренерства в экспериментальной группе приведет к положительному сдвигу уровня сформированности универсальных компетенций, в то время как среди участников контрольной группы произойдет незначительный сдвиг частотного распределения признаков проявления компетенций.
Отметим, что подтверждение в ходе исследований, проводимых во время экспериментальной работы, альтернативной гипотезы и, соответственно, отвержение нулевой гипотезы позволили бы нам уверенно принять научную гипотезу данной работы.
Экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов. На начальном этапе были сформированы две группы - контрольная и экспериментальная, в каждую из которых вошло 25 студентов, обучающихся по направлению Профессиональное обучение. Для анализа исходного состояния уровня сформированности дескрипторов исследуемых компетенций у респондентов обеих выборок был проведен констатирующий эксперимент. Данный эксперимент включал в себя прохождение студентами теста, направленного на выявление уровня дескриптора «знания», а также прохождение опроса, который в свою очередь был направлен на выявление уровня дескриптора «умения». Тест и опрос были составлены с учетом проведенного дескрипторного анализа компетенций, в котором было изложено описание каждого индикатора компетенций по трем уровням (начальный, базовый, повышенный).
Результаты констатирующего эксперимента были подвергнуты проверки при помощи статистического критерия Манна-Уитни, позволяющего судить о наличии либо отсутствии различий между данными, полученными в ходе сравнения двух выборок. Критерий показал, что различия в уровнях сформированности дескрипторов «знания» и «умения» в контрольной и экспериментальной группе попадают в зону незначимости. Это свидетельствует о том, что на начальном уровне проведения эксперимента группы находятся на одинаковых условиях, что является важным фактом при обосновании различий после внедрения предложенной модели.
Второй этап экспериментальной работы посвящен разработке и реализации модели студенческого тренерства. В ходе осуществления этого этапа была проведена следующая работа: разработка положения о системе тренерства в РГППУ (приложение 3), разработка программы подготовки студентов к выполнению функций тренеров группы, разработка шаблонов планов работ и отчетов студентов-тренеров, разработка модели студенческого тренерства с описанием функционала всех ее участников. Разработанная программа студенческого тренерства была внедрена и реализована на протяжении двух лет в образовательном процессе РГППУ. Первый год ее реализации являлся апробацией действия на практике основных идей, посвященных данной теме, после чего программа была скорректирована и дополнена с учетом требований образовательных реалий. Второй год реализации модернизированной модели выступил в качестве формирующего эксперимента для студентов-тренеров, входящих в экспериментальную группу исследования.
Третий этап экспериментальной работы был направлен на проведение второго замера показателей сформированности универсальных компетенций у выборок с целью оценки сдвига исследуемых значений. Оценка значимости различий в результатах тестов и опросов, полученных до и после проведения формирующего эксперимента, проводилась при помощи Т-критерия Вилкоксона. Критерий показал, что в контрольной группе, в то время как в экспериментальной группе осуществлялся формирующий эксперимент, не произошло значимых изменений в уровне сформированности универсальных компетенций. То есть, результаты показали, что произошедший незначительный сдвиг уровня значений в этой группе, произошедший вследствие того, что студенты получают образование и так или иначе развиваются как будущие специалисты, нельзя считать значимым. А значит, у студентов контрольной группы так и не были сформированы универсальных компетенции (УК-3, УК-4, УК-5).
В свою очередь значения показателей дескрипторов в экспериментальной группе до и после реализации предложенной модели студенческого тренерства значительно различаются. Согласно Т-критерию Вилкоксона уровень статистической значимости результатов имеет вид p < 0,01, что говорит о высоком уровне достоверности поученных данных.
Результаты проведенных экспериментов указывают на необходимость принятия альтернативной статистической гипотезы исследования и отклонения нулевой. Принятие альтернативной гипотезы исследования подтверждает научную гипотезу данной работы и позволяет нам сформулировать вывод о возможности использования студенческого тренерства как средство формирования универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5) у студентов- тренеров.
Таким образом, в ходе проведения исследований, были решены оставленные задачи и достигнута цель работы - разработана и обоснована модель студенческого тренерства. Несомненным достижением настоящей работы является факт выявления потенциала студенческого тренерства, который позволяет использовать его как инструмент формирования готовности у будущих бакалавров обучения использовать в своей деятельности современные воспитательные технологии при разрешении сложных профессионально-педагогических ситуаций, что свидетельствует о повышении уровня сформированности универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-5).
Подобные работы
- Формирование общих компетенций студентов колледжа в процессе внеучебной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2020 - Формирование общекультурных компетенций у бакалавров направления подготовки «Экономика»
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Тьюторинг как условие формирования культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование базовых исследовательских действий учащихся 4 класса через проектную деятельность на уроках русского языка (Сахалинский Государственный Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКЕ
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством работы над экологическими задачами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Технологии развития soft-skills у будущих специалистов (на примере участников общественных организаций УрФУ)
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ НА ПРИМЕРЕ 7 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021



