ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ СПОРТИВНЫХ ТЕМ И ПРОБЛЕМ (НА ПРИМЕРЕ МЕДИАТЕКСТОВ ГАЗЕТЫ «ИЗВЕСТИЯ МОРДОВИИ»). ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 История формирования спортивной журналистики 10
1.1 Появление спортивной журналистики на мировом
информационном рынке 10
1.2 Становление спортивной журналистики в России 17
1.3 Роль СМИ в освещении событий спортивной тематики 24
2 Теоретический аспект спортивной журналистики 29
2.1 Цели, задачи и функции спортивной журналистики 29
2.2 Специфика работы спортивного журналиста: правовой аспект 34
2.3 Жанровые особенности спортивных медиатекстов 45
3 Своеобразие освещения спортивных тем и проблем (на примере
газеты «Известия Мордовии») 53
3.1 Спортивная тематика в пространстве средств массовой
информации Республики Мордовия 53
3.2 Освещение спортивных тем и проблем в газете «Известия
Мордовии» 59
3.3 Специфика освещения Кубка конфедераций FIFA 2017 в
России™ и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в
России™ журналистами газеты «Известия Мордовии» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 История формирования спортивной журналистики 10
1.1 Появление спортивной журналистики на мировом
информационном рынке 10
1.2 Становление спортивной журналистики в России 17
1.3 Роль СМИ в освещении событий спортивной тематики 24
2 Теоретический аспект спортивной журналистики 29
2.1 Цели, задачи и функции спортивной журналистики 29
2.2 Специфика работы спортивного журналиста: правовой аспект 34
2.3 Жанровые особенности спортивных медиатекстов 45
3 Своеобразие освещения спортивных тем и проблем (на примере
газеты «Известия Мордовии») 53
3.1 Спортивная тематика в пространстве средств массовой
информации Республики Мордовия 53
3.2 Освещение спортивных тем и проблем в газете «Известия
Мордовии» 59
3.3 Специфика освещения Кубка конфедераций FIFA 2017 в
России™ и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в
России™ журналистами газеты «Известия Мордовии» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ
Российская спортивная журналистика имеет серьезную традицию и модернизируется под влиянием процессов, которые происходят в обществе и медиа. Современное социокультурное пространство в значительной степени является отражением ценностных ориентаций, которые транслируются современными средствами массовой информации. Сегодня, в эпоху тотальной глобализации и информатизации, как никогда актуальны вопросы создания целостной информационной картины повестки дня. В этом отношении спортивная журналистика не является исключением. Выполняя стратегически важную функцию ценностного ориентирования, спортивный журналист, в силу специфики объекта своей работы, имеет большое влияние на сознание и систему ценностей социума. Можно сказать, что спорт, в широком смысле слова, - это модель жизни любого общества, он является отражением тех ценностей, которые преобладают в данный период времени в социуме. И речь идет не только о спорте высоких достижений, но и о массовом спорте - о физической культуре и здоровом образе жизни.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что пресса как одно из наиболее значимых средств массовой информации, формирует общественное мнение, определяет ценностные ориентации читателей, популяризируя современный спорт и спортсменов.
Прошедшие матчи Кубка конфедераций FIFA 2017 в России™ и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ дали возможность увидеть наглядно насколько готова к освещению таких событий региональная пресса, а также выявить специфику ее медиатекстов на примере изданий Республики Мордовия, где до сегодняшнего дня не существует специализированного спортивного издания.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении особенностей освещения в региональных СМИ спортивных тем и проблем.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
- рассмотрение процесса возникновения и развития спортивной журналистики;
- изучение теоретического аспекта: цели, функции и задачи, а также специфика работы и жанровые особенности данного вида журналистики;
- изучение особенностей освещения спортивных тем и проблем на примере газеты «Известия Мордовии», включая исторический аспект;
- провести качественный анализ публикаций относительно матчей Кубка конфедераций FIFA 2017 в России™ и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ в СМИ Республики Мордовия.
Предмет исследования - рассмотрение своеобразия освещения спортивных тем и проблем в региональных СМИ.
Объектом исследования являются порядка 500 публикаций спортивной тематики, размещенные в общественно-политической ежедневной газете «Известия Мордовии» (выборка составлена за период с 28 августа 1918 года по 17 июня 2019 года), включая собственные публикации автора данной бакалаврской работы.
В работе применяются следующие методы научного исследования: мониторинг, логическая структурно-содержательная интерпретация журналистских и мультимедийных текстов, анализ, сравнение, обобщение, личный опыт.
Теоретической и научной основой исследования стали работы, посвященные изучению различных аспектов спортивной журналистики:
К. А. Алексеев [2], Е. А. Войтик [7-11], Р. М. Гатаулин [13-14],
А. С. Грызунова [18-19], И. Е. Иванова [26], С. Н. Ильченко [28],
С. А. Михайлов [35], Д. А. Туленков [55] и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в целостном и всестороннем рассмотрении вопроса особенностей освещения в региональных СМИ спортивных тем и проблем (на примере медиатекстов «Известий Мордовии»), а также истории и развитии спортивной журналистики на территории Республики Мордовия. Также работа раскрывает специфику освещения матчей Кубка конфедераций FIFA 2017 в России™ и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ в СМИ Республики Мордовия. Ранее исследований подобного характера иными авторами не предпринималось, хотя отдельные замечания встречались в работах ряда исследователей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в связи с изменением отношения общества к спортивной журналистике, данная тематика стремительно вновь набирает обороты среди массовой аудитории, поэтому современные СМИ стараются активно внедрять в свои издания уникальный контент. Анализ освещения матчей мировых футбольных первенств в данной работе в условиях рынка СМИ Республики Мордовия позволит редакторам взглянуть иначе на деятельность спортивных отделов, что в результате может внести лепту в становлении нового витка в развитии спортивной журналистики в регионе. Материалы работы, ее результаты и выводы могут быть использованы в исследованиях средств массовой коммуникации.
Структура бакалаврской работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, трех основных глав и девяти параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Апробация работы. Теоретические исследования данной работы отражены в следующих изданиях:
1. Грызунова А. С. Особенности освещения Чемпионата мира по футболу
FIFA 2018 в СМИ Республики Мордовия [Электронный ресурс] / А. С. Грызунова // Огарев-online. - 2019. - № 1. - Режим доступа:
http://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-osveshheniya-chempionata-mira-po-futbolu- fifa-2018-v-smi-respubliki-mordoviya (дата обращения: 13.06.2019). - Загл.
с экрана.
2. Грызунова А. С. Творчество корреспондента Евгения Сулейманова в аспекте спортивной журналистики Республики Мордовия [Электронный ресурс] / А. С. Грызунова // Огарев-online. - 2018. - № 3. - Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/tvorchestvo-korrespondenta-evgeniya-sulejmanova-v-
aspekte-sportivnoj-zhurnalistiki-respubliki-mordoviya 10.06.2019). - Загл. с экрана.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что пресса как одно из наиболее значимых средств массовой информации, формирует общественное мнение, определяет ценностные ориентации читателей, популяризируя современный спорт и спортсменов.
Прошедшие матчи Кубка конфедераций FIFA 2017 в России™ и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ дали возможность увидеть наглядно насколько готова к освещению таких событий региональная пресса, а также выявить специфику ее медиатекстов на примере изданий Республики Мордовия, где до сегодняшнего дня не существует специализированного спортивного издания.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении особенностей освещения в региональных СМИ спортивных тем и проблем.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
- рассмотрение процесса возникновения и развития спортивной журналистики;
- изучение теоретического аспекта: цели, функции и задачи, а также специфика работы и жанровые особенности данного вида журналистики;
- изучение особенностей освещения спортивных тем и проблем на примере газеты «Известия Мордовии», включая исторический аспект;
- провести качественный анализ публикаций относительно матчей Кубка конфедераций FIFA 2017 в России™ и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ в СМИ Республики Мордовия.
Предмет исследования - рассмотрение своеобразия освещения спортивных тем и проблем в региональных СМИ.
Объектом исследования являются порядка 500 публикаций спортивной тематики, размещенные в общественно-политической ежедневной газете «Известия Мордовии» (выборка составлена за период с 28 августа 1918 года по 17 июня 2019 года), включая собственные публикации автора данной бакалаврской работы.
В работе применяются следующие методы научного исследования: мониторинг, логическая структурно-содержательная интерпретация журналистских и мультимедийных текстов, анализ, сравнение, обобщение, личный опыт.
Теоретической и научной основой исследования стали работы, посвященные изучению различных аспектов спортивной журналистики:
К. А. Алексеев [2], Е. А. Войтик [7-11], Р. М. Гатаулин [13-14],
А. С. Грызунова [18-19], И. Е. Иванова [26], С. Н. Ильченко [28],
С. А. Михайлов [35], Д. А. Туленков [55] и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в целостном и всестороннем рассмотрении вопроса особенностей освещения в региональных СМИ спортивных тем и проблем (на примере медиатекстов «Известий Мордовии»), а также истории и развитии спортивной журналистики на территории Республики Мордовия. Также работа раскрывает специфику освещения матчей Кубка конфедераций FIFA 2017 в России™ и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ в СМИ Республики Мордовия. Ранее исследований подобного характера иными авторами не предпринималось, хотя отдельные замечания встречались в работах ряда исследователей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в связи с изменением отношения общества к спортивной журналистике, данная тематика стремительно вновь набирает обороты среди массовой аудитории, поэтому современные СМИ стараются активно внедрять в свои издания уникальный контент. Анализ освещения матчей мировых футбольных первенств в данной работе в условиях рынка СМИ Республики Мордовия позволит редакторам взглянуть иначе на деятельность спортивных отделов, что в результате может внести лепту в становлении нового витка в развитии спортивной журналистики в регионе. Материалы работы, ее результаты и выводы могут быть использованы в исследованиях средств массовой коммуникации.
Структура бакалаврской работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, трех основных глав и девяти параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Апробация работы. Теоретические исследования данной работы отражены в следующих изданиях:
1. Грызунова А. С. Особенности освещения Чемпионата мира по футболу
FIFA 2018 в СМИ Республики Мордовия [Электронный ресурс] / А. С. Грызунова // Огарев-online. - 2019. - № 1. - Режим доступа:
http://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-osveshheniya-chempionata-mira-po-futbolu- fifa-2018-v-smi-respubliki-mordoviya (дата обращения: 13.06.2019). - Загл.
с экрана.
2. Грызунова А. С. Творчество корреспондента Евгения Сулейманова в аспекте спортивной журналистики Республики Мордовия [Электронный ресурс] / А. С. Грызунова // Огарев-online. - 2018. - № 3. - Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/tvorchestvo-korrespondenta-evgeniya-sulejmanova-v-
aspekte-sportivnoj-zhurnalistiki-respubliki-mordoviya 10.06.2019). - Загл. с экрана.
Появление спортивной журналистики на международном
информационном рынке обусловлено процессами научно-технического прогресса и глобализации общества и стало возможным лишь к началу XX в. Отправной точкой здесь послужило возрождение Олимпийских игр и формирование идеологии Олимпизма.
Появление спортивной прессы в России явилось результатом развития отечественной журналистики в XVIII и особенно XIX в. Рассмотрев в бакалаврской работе становление отечественной спортивной журналистики, был сделан ряд выводов. В процессе вычленения и последующего анализа этапов процесса становления спортивной журналистики обнаруживается четкая корреляция динамики развития русского социума XIX - начала XX вв. и динамики популяризации спорта в России в указанный период. Становление спортивной журналистики в России было прервано Октябрьской революцией и смутой Гражданской войны, закономерно повлекшими за собой упадок в этой сфере деятельности. Дальнейшее развитие спортивной журналистики пришлось начинать практически заново - в условиях другого государства (СССР) и другой социально-экономической формации (большевизм).
В настоящее время СМИ играют едва ли не главную роль в
популяризации различных видов спорта, высвечивая положительные и
отрицательные стороны спортивного поведения и формируя тем самым отношение общества к спорту в целом. Именно поэтому спортивные СМИ способны не только формулировать и реализовывать концепции и модели различного рода продуктов (печатного, телевизионного, радиовещательного и т.д. характера), удовлетворяющих потребительские запросы аудитории, но принимать непосредственное участие в процессе продвижения спортивной индустрии в медиапространстве России и зарубежных стран. СМИ являются посредником между производителем спортивных событий и их непосредственным потребителем, реализуя себя в этом ключе в качестве своего рода дистрибьютора. Именно от того, как спортивное событие будет освещено и преподнесено аудитории теми или иными СМИ, во многом будет зависеть его конечное восприятие и интерпретация непосредственным потребителем услуг этих СМИ.
Также в бакалаврской работе нами были выявлены и проанализированы цели, задачи и функции спортивных СМИ. Анализ целей показал их вариативный характер, прямо обусловленный местом и временем их полагания. Многообразие же выделенных функций спортивных СМИ во многом объясняется их соответствием, причём, как предмету изображения, так и функциям спортивной деятельности.
На сегодняшний день современная спортивная журналистика находится на стыке информационного и развлекательного жанров. Во многом это определяет задачи правового поля, стоящие во главе угла спортивных СМИ и деятельности их сотрудников. Соблюдая все требования действующего законодательства, зачастую невозможно создать действительно «горячий» материал, эксклюзивность или глубина которого позволит в разы увеличить цитируемость или рейтинг издания. Политика спортивных СМИ определяется их главными редакторами, и задача юриста спортивного издания или телерадиоканала - представить первому всю полноту юридических последствий использования того или иного материала, тех или иных способов работы, но последнее слово всегда остается за главным редактором. Представленный материал содержит обзор по наиболее типичным вопросам правового аспекта деятельности спортивных журналистов.
Также в фокусе нашего внимания находились и жанровые особенности спортивных медиатекстов. Публикации о спорте представлены практически во всех современных жанрах. Но общепринятой классификации журналистских жанров не существует, например, на западе жанры делят на «событийные и «комментарийные», а в отечественных учебных пособиях - «информационные» (хроника, заметка, зарисовка, интервью, отчет, путевые заметки и репортаж), «аналитические» (корреспонденция, статья, обзор и рецензия) и «художественные жанры» (очерк, фельетон и памфлет). Могут быть и другие подходы к делению спортивных журналистских медиатекстов. Например, на материалы, посвященные классическим видам спорта или экстремальному спорту; профессиональному, любительскому или уличному. Но приоритетным, все же, остается деление на жанры, несмотря на их способности к слиянию и растворению друг в друге.
Важнейшую роль в обеспечении спортивной коммуникации играют средства массовой информации. Прерогатива в раскрытии спортивной темы оставалась сначала за столичной прессой, так как провинциальная зарождалась постепенно. Сегодня при анализе отечественного рынка СМИ мы наблюдаем, что в регионах ситуация практически не изменилась. Далеко не каждый субъект РФ выпускает в своем медиапространстве специализированное спортивное издание. Так, к примеру, в Республике Мордовия в настоящее время не существует подобной периодики. При этом попытки создать спортивную газету на территории региона предпринимались не раз. Ярким представителем данной инициативы был В. Е. Старцев.
Во многих регионах, включая Республику Мордовия, тема спорта прижилась в содержании изданий общей тематики. Внимание спортивным событиям в различных масштабах в Мордовии уделяют на сегодняшний день такие печатные издания, как ежедневная газета «Известия Мордовии» (выходит по вторникам, средам и пятницам) и еженедельники - «Вечерний Саранск», «Столица С», «ТВ-неделя», «ТелеСемь». Материалы по спортивной тематике выходят и в районных газетах - в регионе выпускается 22 (двадцать два) подобных издания. Остальные издания публикуют спортивную информацию от случая к случаю, чаще всего прибегая к такой форме, как заметка либо репортаж.
На местном телевидении положение дел в сфере освещения спорта следующее. В Мордовии успешно функционируют три региональных телеканала - филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия», АНО «Народное Телевидение Мордовии» (НТМ) и частный «ТелеСеть Мордовии (10 канал)», размещающий свои программы на общефедеральном канале РЕН-ТВ. 28 марта 2015 года в Республике Мордовия - на частоте 104,5 FM - впервые начала свое вещание спортивная радиостанция «Старт-FM», также являющаяся частной. В ее эфире выходят такие программы, как «Спорткомитет» и «Точка зрения».
В практической части бакалаврской работы мы представили ретроспективный анализ специфики освещения журналистами
республиканских изданий Кубка конфедераций FIFA 2017 в России™ и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™. Нами были выявлены как позитивные, так и не совсем положительные моменты.
Таким образом, спорт - это медиакоммуникационный феномен, который включает в себя коммуникацию стран-участниц в пространстве спорта и политики, коммуникацию аудиторий спорта и медиа, коммуникацию внутри спортивного и журналистского сообществ, вовлекает СМИ в производство особого типа контента, удовлетворяющего не только потребность в получении оперативной информации о событиях, но и в диалоге с аудиторией и внутри аудитории по поводу людей и событий.
информационном рынке обусловлено процессами научно-технического прогресса и глобализации общества и стало возможным лишь к началу XX в. Отправной точкой здесь послужило возрождение Олимпийских игр и формирование идеологии Олимпизма.
Появление спортивной прессы в России явилось результатом развития отечественной журналистики в XVIII и особенно XIX в. Рассмотрев в бакалаврской работе становление отечественной спортивной журналистики, был сделан ряд выводов. В процессе вычленения и последующего анализа этапов процесса становления спортивной журналистики обнаруживается четкая корреляция динамики развития русского социума XIX - начала XX вв. и динамики популяризации спорта в России в указанный период. Становление спортивной журналистики в России было прервано Октябрьской революцией и смутой Гражданской войны, закономерно повлекшими за собой упадок в этой сфере деятельности. Дальнейшее развитие спортивной журналистики пришлось начинать практически заново - в условиях другого государства (СССР) и другой социально-экономической формации (большевизм).
В настоящее время СМИ играют едва ли не главную роль в
популяризации различных видов спорта, высвечивая положительные и
отрицательные стороны спортивного поведения и формируя тем самым отношение общества к спорту в целом. Именно поэтому спортивные СМИ способны не только формулировать и реализовывать концепции и модели различного рода продуктов (печатного, телевизионного, радиовещательного и т.д. характера), удовлетворяющих потребительские запросы аудитории, но принимать непосредственное участие в процессе продвижения спортивной индустрии в медиапространстве России и зарубежных стран. СМИ являются посредником между производителем спортивных событий и их непосредственным потребителем, реализуя себя в этом ключе в качестве своего рода дистрибьютора. Именно от того, как спортивное событие будет освещено и преподнесено аудитории теми или иными СМИ, во многом будет зависеть его конечное восприятие и интерпретация непосредственным потребителем услуг этих СМИ.
Также в бакалаврской работе нами были выявлены и проанализированы цели, задачи и функции спортивных СМИ. Анализ целей показал их вариативный характер, прямо обусловленный местом и временем их полагания. Многообразие же выделенных функций спортивных СМИ во многом объясняется их соответствием, причём, как предмету изображения, так и функциям спортивной деятельности.
На сегодняшний день современная спортивная журналистика находится на стыке информационного и развлекательного жанров. Во многом это определяет задачи правового поля, стоящие во главе угла спортивных СМИ и деятельности их сотрудников. Соблюдая все требования действующего законодательства, зачастую невозможно создать действительно «горячий» материал, эксклюзивность или глубина которого позволит в разы увеличить цитируемость или рейтинг издания. Политика спортивных СМИ определяется их главными редакторами, и задача юриста спортивного издания или телерадиоканала - представить первому всю полноту юридических последствий использования того или иного материала, тех или иных способов работы, но последнее слово всегда остается за главным редактором. Представленный материал содержит обзор по наиболее типичным вопросам правового аспекта деятельности спортивных журналистов.
Также в фокусе нашего внимания находились и жанровые особенности спортивных медиатекстов. Публикации о спорте представлены практически во всех современных жанрах. Но общепринятой классификации журналистских жанров не существует, например, на западе жанры делят на «событийные и «комментарийные», а в отечественных учебных пособиях - «информационные» (хроника, заметка, зарисовка, интервью, отчет, путевые заметки и репортаж), «аналитические» (корреспонденция, статья, обзор и рецензия) и «художественные жанры» (очерк, фельетон и памфлет). Могут быть и другие подходы к делению спортивных журналистских медиатекстов. Например, на материалы, посвященные классическим видам спорта или экстремальному спорту; профессиональному, любительскому или уличному. Но приоритетным, все же, остается деление на жанры, несмотря на их способности к слиянию и растворению друг в друге.
Важнейшую роль в обеспечении спортивной коммуникации играют средства массовой информации. Прерогатива в раскрытии спортивной темы оставалась сначала за столичной прессой, так как провинциальная зарождалась постепенно. Сегодня при анализе отечественного рынка СМИ мы наблюдаем, что в регионах ситуация практически не изменилась. Далеко не каждый субъект РФ выпускает в своем медиапространстве специализированное спортивное издание. Так, к примеру, в Республике Мордовия в настоящее время не существует подобной периодики. При этом попытки создать спортивную газету на территории региона предпринимались не раз. Ярким представителем данной инициативы был В. Е. Старцев.
Во многих регионах, включая Республику Мордовия, тема спорта прижилась в содержании изданий общей тематики. Внимание спортивным событиям в различных масштабах в Мордовии уделяют на сегодняшний день такие печатные издания, как ежедневная газета «Известия Мордовии» (выходит по вторникам, средам и пятницам) и еженедельники - «Вечерний Саранск», «Столица С», «ТВ-неделя», «ТелеСемь». Материалы по спортивной тематике выходят и в районных газетах - в регионе выпускается 22 (двадцать два) подобных издания. Остальные издания публикуют спортивную информацию от случая к случаю, чаще всего прибегая к такой форме, как заметка либо репортаж.
На местном телевидении положение дел в сфере освещения спорта следующее. В Мордовии успешно функционируют три региональных телеканала - филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия», АНО «Народное Телевидение Мордовии» (НТМ) и частный «ТелеСеть Мордовии (10 канал)», размещающий свои программы на общефедеральном канале РЕН-ТВ. 28 марта 2015 года в Республике Мордовия - на частоте 104,5 FM - впервые начала свое вещание спортивная радиостанция «Старт-FM», также являющаяся частной. В ее эфире выходят такие программы, как «Спорткомитет» и «Точка зрения».
В практической части бакалаврской работы мы представили ретроспективный анализ специфики освещения журналистами
республиканских изданий Кубка конфедераций FIFA 2017 в России™ и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™. Нами были выявлены как позитивные, так и не совсем положительные моменты.
Таким образом, спорт - это медиакоммуникационный феномен, который включает в себя коммуникацию стран-участниц в пространстве спорта и политики, коммуникацию аудиторий спорта и медиа, коммуникацию внутри спортивного и журналистского сообществ, вовлекает СМИ в производство особого типа контента, удовлетворяющего не только потребность в получении оперативной информации о событиях, но и в диалоге с аудиторией и внутри аудитории по поводу людей и событий.



