ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ И ФАКТОРЫ ВЫБОРА КАРЬЕРЫ СТУДЕНТАМИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
|
Введение
1 Теоретический анализ содержания трудовой мотивации и карьеры в рамках
социологии 8
1.1 Трудовая мотивация как социологическая категория 8
1.2 Теоретические основания социологического исследования карьеры 16
1.3 Роль карьерных ориентаций и факторов выбора карьеры в планировании
профессиональной деятельности современных студентов 24
2 Социологическое исследование трудовой мотивации и факторов выбора
карьеры студентами: программа, методика, результаты 33
2.1 Программа исследования 33
2.2 Результаты и выводы социологического исследования 38
Заключение 61
Список литературы 63
Приложения 68
1 Теоретический анализ содержания трудовой мотивации и карьеры в рамках
социологии 8
1.1 Трудовая мотивация как социологическая категория 8
1.2 Теоретические основания социологического исследования карьеры 16
1.3 Роль карьерных ориентаций и факторов выбора карьеры в планировании
профессиональной деятельности современных студентов 24
2 Социологическое исследование трудовой мотивации и факторов выбора
карьеры студентами: программа, методика, результаты 33
2.1 Программа исследования 33
2.2 Результаты и выводы социологического исследования 38
Заключение 61
Список литературы 63
Приложения 68
В современном мире определение карьеры студентом - один из ответственных этапов в жизни. Современному студенту необходимо не только обо-значить для себя сферу профессиональной деятельности с учетом своих желаний, целей, потребностей и способностей, но и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся и усложняющимся тенденциям профессиональной деятельности. Важность данного этапа обуславливается тем, что трудовая сфера в наши дни, составляет значительный объем времени и оказывает влияние на дальнейшее формирование личности в соответствующем профессиональном направлении, а также оказывает определенное влияние на поведение личности и характер отношений к другим людям и самому себе. Во время обучения в вузе студенческая молодежь не только получает ценный багаж знаний, но также приобретает профессиональную квалификацию, согласовывает свои желания, цели и возможности с условиями и требованиями, которые диктуются со стороны общества.
Выбор будущей карьеры всегда индивидуален, поскольку он подразумевает под собой совокупность персональных способностей и карьерных устремлений, которые в последующем, находят свое отражение в процессе самореализации в трудовой деятельности. Необходимо ответственно и грамотно по¬дойти к определению первоначальной профессии, поскольку от этого зависит и материальное благополучие личности, и степень удовлетворенности трудом. Необдуманный выбор приводит к тому, что многие люди оказываются недовольны выбранной профессией и сферой профессиональной деятельности, а, следовательно, уровнем и качеством жизни, и своим социальным положением.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что трудовая деятельность в наши дни является если не единственным, то преимущественно основным средством достижения материальных благ, которые удовлетворяют желания, цели и потребности индивидов и тем самым определяют успешность его дальнейшего существования в современном обществе. Современная студенческая молодежь обладает высоким адаптационным потенциалом, который обуславливается не только высокой степенью интеграции с обществом, но и наличием амбиций и потенциальных навыков, и способностей, которые еще не нашли свое применение в трудовой деятельности. Эта общность наиболее восприимчива ко всем происходящим в нашем обществе изменениям, как положи¬тельным, так и не вполне; находится в ситуации постоянных изменений отношений на рынке труда и стремится занять выгодное место в современном трудовом секторе. Соответственно, есть и необходимость вести наблюдение за динамикой последнего, отслеживать изменения в его структуре и сфере трудовых отношений. Обладая этими данными, можно проследить, что именно влияет на карьерные устремления и трудовую мотивацию учащейся молодежи. Имеет значение и то, что в мире постоянных социально-экономических, политических и информационно-технологических трансформаций происходят и изменения на рынке труда, которые находят свое отражение в сознании студенческой молодежи, проявляясь в размытых представлениях о будущей карьере в связи с обилием доступных специальностей.
Проблемная ситуация заключается в том, что внушительная часть современных студентов имеют весьма размытые представления о том, каким об-разом будет формироваться их будущая карьера, и поэтому ошибочно начинают воспринимать в качестве мотива и ее основного фактора материальное вознаграждение. При этом представления о материальных благах, достаточно гиперболизированы и не всегда соответствуют экономическим реалиям. Надо отметить, что стремление к материальному вознаграждению настолько стало преобладать над всеми другими факторами, что они во многом утратили свое прежнее значение. Это, с одной стороны, отразилось на возможности эффективно повышать производительность труда, а, с другой стороны, сама работа стала оцениваться только как средство достижения материальных благ.
Степень разработанности проблемы. В русле социологических и психологических исследований разработан ряд теорий, касающихся вопросов карьерного развития. К наиболее значимым концепциям, которые разрабатывались за рубежом, можно отнести следующие: психодинамическая модель выбора карьеры А. Маслоу ; теории мотивация карьеры Д. Макклелланда. Фак¬торы, способствующие выбору и построению индивидуальной карьеры в своих трудах рассматривали, как ученые за рубежом: Дж. Клаузен и П. Лэмбинг и др.; так и отечественные современные деятели: М. В. Сафонова и Е. А. Могилев- кин . В отечественной литературе вопросы взаимосвязи профессионального и личностного развития освещаются в трудах К. А. Абульхановой-Славской , Л. С. Румянцевой, Н. С. Пряжникова и др. Постановкой карьерных целей зани¬мались такие деятели как А. С. Гусева и А. Д. Кибанов .
Объект исследования - трудовая мотивация и карьера современных студентов.
Предмет: факторы, влияющие на трудовую мотивацию и факторы, определяющие выбор карьеры современных студентов.
Цель работы: выявить и проанализировать факторы выбора карьеры со¬временными студентами и факторы, которые побуждают к трудовой деятельности современных студентов.
Задачи:
1. Рассмотреть трудовую мотивацию как социологическую категорию;
2. Проанализировать содержание карьеры, ее структуру, способы и модели построения;
3. Проанализировать роль карьерных ориентаций и факторов выбора карьеры в планировании профессиональной деятельности студенческой молодежи на основе существующих современных социологических исследований.
Общая гипотеза работы заключается в предположении о том, что большую часть учащейся молодежи характеризует не вполне необдуманная, но до¬минирующая установка на престижность и востребованность профессии. Такая установка может не соответствовать как реальной ситуации на рынке труда, так и персональным способностям и навыкам.
Методы, которые будут использованы в ходе эмпирического исследования:
1. Анализ документов - статьи, диссертации, социологические исследования, посвященные изучению трудовой мотивации, построению карьеры и факторов, влияющих на выбор карьеры современными студентами.
2. Групповое анкетирование студентов ДВФУ.
Структура ВКР: работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, заключения, списка литературы и приложения.
Выбор будущей карьеры всегда индивидуален, поскольку он подразумевает под собой совокупность персональных способностей и карьерных устремлений, которые в последующем, находят свое отражение в процессе самореализации в трудовой деятельности. Необходимо ответственно и грамотно по¬дойти к определению первоначальной профессии, поскольку от этого зависит и материальное благополучие личности, и степень удовлетворенности трудом. Необдуманный выбор приводит к тому, что многие люди оказываются недовольны выбранной профессией и сферой профессиональной деятельности, а, следовательно, уровнем и качеством жизни, и своим социальным положением.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что трудовая деятельность в наши дни является если не единственным, то преимущественно основным средством достижения материальных благ, которые удовлетворяют желания, цели и потребности индивидов и тем самым определяют успешность его дальнейшего существования в современном обществе. Современная студенческая молодежь обладает высоким адаптационным потенциалом, который обуславливается не только высокой степенью интеграции с обществом, но и наличием амбиций и потенциальных навыков, и способностей, которые еще не нашли свое применение в трудовой деятельности. Эта общность наиболее восприимчива ко всем происходящим в нашем обществе изменениям, как положи¬тельным, так и не вполне; находится в ситуации постоянных изменений отношений на рынке труда и стремится занять выгодное место в современном трудовом секторе. Соответственно, есть и необходимость вести наблюдение за динамикой последнего, отслеживать изменения в его структуре и сфере трудовых отношений. Обладая этими данными, можно проследить, что именно влияет на карьерные устремления и трудовую мотивацию учащейся молодежи. Имеет значение и то, что в мире постоянных социально-экономических, политических и информационно-технологических трансформаций происходят и изменения на рынке труда, которые находят свое отражение в сознании студенческой молодежи, проявляясь в размытых представлениях о будущей карьере в связи с обилием доступных специальностей.
Проблемная ситуация заключается в том, что внушительная часть современных студентов имеют весьма размытые представления о том, каким об-разом будет формироваться их будущая карьера, и поэтому ошибочно начинают воспринимать в качестве мотива и ее основного фактора материальное вознаграждение. При этом представления о материальных благах, достаточно гиперболизированы и не всегда соответствуют экономическим реалиям. Надо отметить, что стремление к материальному вознаграждению настолько стало преобладать над всеми другими факторами, что они во многом утратили свое прежнее значение. Это, с одной стороны, отразилось на возможности эффективно повышать производительность труда, а, с другой стороны, сама работа стала оцениваться только как средство достижения материальных благ.
Степень разработанности проблемы. В русле социологических и психологических исследований разработан ряд теорий, касающихся вопросов карьерного развития. К наиболее значимым концепциям, которые разрабатывались за рубежом, можно отнести следующие: психодинамическая модель выбора карьеры А. Маслоу ; теории мотивация карьеры Д. Макклелланда. Фак¬торы, способствующие выбору и построению индивидуальной карьеры в своих трудах рассматривали, как ученые за рубежом: Дж. Клаузен и П. Лэмбинг и др.; так и отечественные современные деятели: М. В. Сафонова и Е. А. Могилев- кин . В отечественной литературе вопросы взаимосвязи профессионального и личностного развития освещаются в трудах К. А. Абульхановой-Славской , Л. С. Румянцевой, Н. С. Пряжникова и др. Постановкой карьерных целей зани¬мались такие деятели как А. С. Гусева и А. Д. Кибанов .
Объект исследования - трудовая мотивация и карьера современных студентов.
Предмет: факторы, влияющие на трудовую мотивацию и факторы, определяющие выбор карьеры современных студентов.
Цель работы: выявить и проанализировать факторы выбора карьеры со¬временными студентами и факторы, которые побуждают к трудовой деятельности современных студентов.
Задачи:
1. Рассмотреть трудовую мотивацию как социологическую категорию;
2. Проанализировать содержание карьеры, ее структуру, способы и модели построения;
3. Проанализировать роль карьерных ориентаций и факторов выбора карьеры в планировании профессиональной деятельности студенческой молодежи на основе существующих современных социологических исследований.
Общая гипотеза работы заключается в предположении о том, что большую часть учащейся молодежи характеризует не вполне необдуманная, но до¬минирующая установка на престижность и востребованность профессии. Такая установка может не соответствовать как реальной ситуации на рынке труда, так и персональным способностям и навыкам.
Методы, которые будут использованы в ходе эмпирического исследования:
1. Анализ документов - статьи, диссертации, социологические исследования, посвященные изучению трудовой мотивации, построению карьеры и факторов, влияющих на выбор карьеры современными студентами.
2. Групповое анкетирование студентов ДВФУ.
Структура ВКР: работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, заключения, списка литературы и приложения.
Профессиональная карьера и трудовая мотивация являются ведущими элементами системы индивидуальной профессионализации личности. Изучение сущности и содержания эти явлений в личностно-смысловом и символическом контексте позволяет проанализировать и проинтерпретировать предпочтения в выборе индивидом того или иного типа профессиональной деятельности, а также позволяет раскрыть природу внутренних побуждений личности, которые находят свое отражение в реализации идеи индивидуального профессионального развития в рамках выбранной специальности.
Существующие социологические исследования на тему трудовой мотивации и изучению формирования и выбора карьеры, и исследования проведенное автором позволяют использовать эмпирические данные, включающих в себя мнения респондентов о степени влияния на них при принятии решения о выборе профессии внутренних (личностных и индивидуальных характеристик) и внешних (социально-экономических характеристик) факторов, позволяющих сформировать представления о потенциале индивидуальной профессионализации представителей различных профессиональных сообществ, его специфике, характере и особенностях.
Интерпретация таких данных позволяет проследить за динамикой изменений трудовых отношений. Поскольку, обладая данными о специфике отношений на рынке труда, можно проследить, что именно наполняет и влияет на карьерные устремления и трудовую мотивацию студенческой молодежи, а также расширить возможности подготовки студентов к началу самостоятельной профессиональной жизни посредством формирования у них объективных представлений о различных видах профессиональной деятельности.
Проведение подобного рода исследований на начальном этапе профессионального образования позволит получить объективную информацию, на основе которой можно выработать конкретные меры (корректировки профессиональной направленности) по дополнению новым содержанием личностных об¬разно-символических представлений молодых людей об их будущей профессиональной деятельности с акцентом на общественно-полезную профессиональную деятельность.
Автор считает необходимым привлечь внимание исследователей и практиков к проблемам выбора профессиональной деятельности, а также к формированию трудовой мотивации, в особенности, среди студенческой молодежи. Можно сформулировать следующие практические рекомендации, в частности, относящиеся к молодежной политике в ДВФУ:
1. Необходимость диагностики трудовых и карьерных ориентаций, и устремлений учащейся молодежи, их трансформации и динамика развития, по¬средством проведения различного рода опросов и тестирования, независимо от курса обучения и специальности обучения.
2. Внедрение в учебный план общей дисциплины для всех специальностей и направлений подготовки, позволяющий в учебном процессе проводить индивидуальные и коллективные беседы, касающиеся профессионального развития личности и его самоопределения.
3. Проведение различного рода научных мероприятий, мастер-классов на тему трудовой деятельности и трудового поведения с целью расширения и углубления знаний в этой области, стимулирования проектно-профессиональной и стратегической сфер мышления учащихся.
Существующие социологические исследования на тему трудовой мотивации и изучению формирования и выбора карьеры, и исследования проведенное автором позволяют использовать эмпирические данные, включающих в себя мнения респондентов о степени влияния на них при принятии решения о выборе профессии внутренних (личностных и индивидуальных характеристик) и внешних (социально-экономических характеристик) факторов, позволяющих сформировать представления о потенциале индивидуальной профессионализации представителей различных профессиональных сообществ, его специфике, характере и особенностях.
Интерпретация таких данных позволяет проследить за динамикой изменений трудовых отношений. Поскольку, обладая данными о специфике отношений на рынке труда, можно проследить, что именно наполняет и влияет на карьерные устремления и трудовую мотивацию студенческой молодежи, а также расширить возможности подготовки студентов к началу самостоятельной профессиональной жизни посредством формирования у них объективных представлений о различных видах профессиональной деятельности.
Проведение подобного рода исследований на начальном этапе профессионального образования позволит получить объективную информацию, на основе которой можно выработать конкретные меры (корректировки профессиональной направленности) по дополнению новым содержанием личностных об¬разно-символических представлений молодых людей об их будущей профессиональной деятельности с акцентом на общественно-полезную профессиональную деятельность.
Автор считает необходимым привлечь внимание исследователей и практиков к проблемам выбора профессиональной деятельности, а также к формированию трудовой мотивации, в особенности, среди студенческой молодежи. Можно сформулировать следующие практические рекомендации, в частности, относящиеся к молодежной политике в ДВФУ:
1. Необходимость диагностики трудовых и карьерных ориентаций, и устремлений учащейся молодежи, их трансформации и динамика развития, по¬средством проведения различного рода опросов и тестирования, независимо от курса обучения и специальности обучения.
2. Внедрение в учебный план общей дисциплины для всех специальностей и направлений подготовки, позволяющий в учебном процессе проводить индивидуальные и коллективные беседы, касающиеся профессионального развития личности и его самоопределения.
3. Проведение различного рода научных мероприятий, мастер-классов на тему трудовой деятельности и трудового поведения с целью расширения и углубления знаний в этой области, стимулирования проектно-профессиональной и стратегической сфер мышления учащихся.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы профессиональной мотивации сотрудников в сфере образования на примере педагогического коллектива
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ г. ТОМСКА
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2016 - Оценка и мотивация персонала банка (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Система поддержки принятия решений в процессах управления мотивацией труда наемных работников
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ КАРЬЕРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ТРУДА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ (на примере ПАО «Сбербанк»)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Социальный портрет современного работающего студента
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019



