Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ И ФАКТОРЫ ВЫБОРА КАРЬЕРЫ СТУДЕНТАМИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №74659

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
274
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретический анализ содержания трудовой мотивации и карьеры в рамках
социологии 8
1.1 Трудовая мотивация как социологическая категория 8
1.2 Теоретические основания социологического исследования карьеры 16
1.3 Роль карьерных ориентаций и факторов выбора карьеры в планировании
профессиональной деятельности современных студентов 24
2 Социологическое исследование трудовой мотивации и факторов выбора
карьеры студентами: программа, методика, результаты 33
2.1 Программа исследования 33
2.2 Результаты и выводы социологического исследования 38
Заключение 61
Список литературы 63
Приложения 68

В современном мире определение карьеры студентом - один из ответственных этапов в жизни. Современному студенту необходимо не только обо-значить для себя сферу профессиональной деятельности с учетом своих желаний, целей, потребностей и способностей, но и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся и усложняющимся тенденциям профессиональной деятельности. Важность данного этапа обуславливается тем, что трудовая сфера в наши дни, составляет значительный объем времени и оказывает влияние на дальнейшее формирование личности в соответствующем профессиональном направлении, а также оказывает определенное влияние на поведение личности и характер отношений к другим людям и самому себе. Во время обучения в вузе студенческая молодежь не только получает ценный багаж знаний, но также приобретает профессиональную квалификацию, согласовывает свои желания, цели и возможности с условиями и требованиями, которые диктуются со стороны общества.
Выбор будущей карьеры всегда индивидуален, поскольку он подразумевает под собой совокупность персональных способностей и карьерных устремлений, которые в последующем, находят свое отражение в процессе самореализации в трудовой деятельности. Необходимо ответственно и грамотно по¬дойти к определению первоначальной профессии, поскольку от этого зависит и материальное благополучие личности, и степень удовлетворенности трудом. Необдуманный выбор приводит к тому, что многие люди оказываются недовольны выбранной профессией и сферой профессиональной деятельности, а, следовательно, уровнем и качеством жизни, и своим социальным положением.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что трудовая деятельность в наши дни является если не единственным, то преимущественно основным средством достижения материальных благ, которые удовлетворяют желания, цели и потребности индивидов и тем самым определяют успешность его дальнейшего существования в современном обществе. Современная студенческая молодежь обладает высоким адаптационным потенциалом, который обуславливается не только высокой степенью интеграции с обществом, но и наличием амбиций и потенциальных навыков, и способностей, которые еще не нашли свое применение в трудовой деятельности. Эта общность наиболее восприимчива ко всем происходящим в нашем обществе изменениям, как положи¬тельным, так и не вполне; находится в ситуации постоянных изменений отношений на рынке труда и стремится занять выгодное место в современном трудовом секторе. Соответственно, есть и необходимость вести наблюдение за динамикой последнего, отслеживать изменения в его структуре и сфере трудовых отношений. Обладая этими данными, можно проследить, что именно влияет на карьерные устремления и трудовую мотивацию учащейся молодежи. Имеет значение и то, что в мире постоянных социально-экономических, политических и информационно-технологических трансформаций происходят и изменения на рынке труда, которые находят свое отражение в сознании студенческой молодежи, проявляясь в размытых представлениях о будущей карьере в связи с обилием доступных специальностей.
Проблемная ситуация заключается в том, что внушительная часть современных студентов имеют весьма размытые представления о том, каким об-разом будет формироваться их будущая карьера, и поэтому ошибочно начинают воспринимать в качестве мотива и ее основного фактора материальное вознаграждение. При этом представления о материальных благах, достаточно гиперболизированы и не всегда соответствуют экономическим реалиям. Надо отметить, что стремление к материальному вознаграждению настолько стало преобладать над всеми другими факторами, что они во многом утратили свое прежнее значение. Это, с одной стороны, отразилось на возможности эффективно повышать производительность труда, а, с другой стороны, сама работа стала оцениваться только как средство достижения материальных благ.
Степень разработанности проблемы. В русле социологических и психологических исследований разработан ряд теорий, касающихся вопросов карьерного развития. К наиболее значимым концепциям, которые разрабатывались за рубежом, можно отнести следующие: психодинамическая модель выбора карьеры А. Маслоу ; теории мотивация карьеры Д. Макклелланда. Фак¬торы, способствующие выбору и построению индивидуальной карьеры в своих трудах рассматривали, как ученые за рубежом: Дж. Клаузен и П. Лэмбинг и др.; так и отечественные современные деятели: М. В. Сафонова и Е. А. Могилев- кин . В отечественной литературе вопросы взаимосвязи профессионального и личностного развития освещаются в трудах К. А. Абульхановой-Славской , Л. С. Румянцевой, Н. С. Пряжникова и др. Постановкой карьерных целей зани¬мались такие деятели как А. С. Гусева и А. Д. Кибанов .
Объект исследования - трудовая мотивация и карьера современных студентов.
Предмет: факторы, влияющие на трудовую мотивацию и факторы, определяющие выбор карьеры современных студентов.
Цель работы: выявить и проанализировать факторы выбора карьеры со¬временными студентами и факторы, которые побуждают к трудовой деятельности современных студентов.
Задачи:
1. Рассмотреть трудовую мотивацию как социологическую категорию;
2. Проанализировать содержание карьеры, ее структуру, способы и модели построения;
3. Проанализировать роль карьерных ориентаций и факторов выбора карьеры в планировании профессиональной деятельности студенческой молодежи на основе существующих современных социологических исследований.
Общая гипотеза работы заключается в предположении о том, что большую часть учащейся молодежи характеризует не вполне необдуманная, но до¬минирующая установка на престижность и востребованность профессии. Такая установка может не соответствовать как реальной ситуации на рынке труда, так и персональным способностям и навыкам.
Методы, которые будут использованы в ходе эмпирического исследования:
1. Анализ документов - статьи, диссертации, социологические исследования, посвященные изучению трудовой мотивации, построению карьеры и факторов, влияющих на выбор карьеры современными студентами.
2. Групповое анкетирование студентов ДВФУ.
Структура ВКР: работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Профессиональная карьера и трудовая мотивация являются ведущими элементами системы индивидуальной профессионализации личности. Изучение сущности и содержания эти явлений в личностно-смысловом и символическом контексте позволяет проанализировать и проинтерпретировать предпочтения в выборе индивидом того или иного типа профессиональной деятельности, а также позволяет раскрыть природу внутренних побуждений личности, которые находят свое отражение в реализации идеи индивидуального профессионального развития в рамках выбранной специальности.
Существующие социологические исследования на тему трудовой мотивации и изучению формирования и выбора карьеры, и исследования проведенное автором позволяют использовать эмпирические данные, включающих в себя мнения респондентов о степени влияния на них при принятии решения о выборе профессии внутренних (личностных и индивидуальных характеристик) и внешних (социально-экономических характеристик) факторов, позволяющих сформировать представления о потенциале индивидуальной профессионализации представителей различных профессиональных сообществ, его специфике, характере и особенностях.
Интерпретация таких данных позволяет проследить за динамикой изменений трудовых отношений. Поскольку, обладая данными о специфике отношений на рынке труда, можно проследить, что именно наполняет и влияет на карьерные устремления и трудовую мотивацию студенческой молодежи, а также расширить возможности подготовки студентов к началу самостоятельной профессиональной жизни посредством формирования у них объективных представлений о различных видах профессиональной деятельности.
Проведение подобного рода исследований на начальном этапе профессионального образования позволит получить объективную информацию, на основе которой можно выработать конкретные меры (корректировки профессиональной направленности) по дополнению новым содержанием личностных об¬разно-символических представлений молодых людей об их будущей профессиональной деятельности с акцентом на общественно-полезную профессиональную деятельность.
Автор считает необходимым привлечь внимание исследователей и практиков к проблемам выбора профессиональной деятельности, а также к формированию трудовой мотивации, в особенности, среди студенческой молодежи. Можно сформулировать следующие практические рекомендации, в частности, относящиеся к молодежной политике в ДВФУ:
1. Необходимость диагностики трудовых и карьерных ориентаций, и устремлений учащейся молодежи, их трансформации и динамика развития, по¬средством проведения различного рода опросов и тестирования, независимо от курса обучения и специальности обучения.
2. Внедрение в учебный план общей дисциплины для всех специальностей и направлений подготовки, позволяющий в учебном процессе проводить индивидуальные и коллективные беседы, касающиеся профессионального развития личности и его самоопределения.
3. Проведение различного рода научных мероприятий, мастер-классов на тему трудовой деятельности и трудового поведения с целью расширения и углубления знаний в этой области, стимулирования проектно-профессиональной и стратегической сфер мышления учащихся.


1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1982. - 246 с.
2. Авагимян, А. А. Помощь студентам в формировании готовности к планированию профессиональной карьеры психотерапевта // От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д. Б. - 2015. - №3. - С. 354-355.
3. Барышева, Т. Д. Мониторинг профессиональных установок и карьерных ориентаций студентов гуманитарных специальностей // Мурманский государственный гуманитарный университет. - 2012. - № 1. - С. 52-53.
4. Бажданова, Ю. В. Роль психологических знаний в планировании карьеры студентом вуза // Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы VI Международной научно-практической интернет-конференции. - 2018. - №3. - С. 95-98.
5. Беркутова, Д. И. Профессиональная карьера: Сущность и модели построения // Университетское образование. Материалы Международного молодежного научного форума. Ответственный редактор А. П. Шмакова. -
2012. - 148 с.
6. Беляева, И. Ф., Катульский, Е. Д., Магун, В. С. Мотивация трудовой деятельности и некоторые направления перестройки системы управления трудом // Ключевой вопрос социологии труда. - 2008. - № 9. - 234 с.
7. Богдан, Е. С., Гузич, М. Э. Психологический аспект планирования и управления индивидуальной карьерой студентами и выпускниками вуза // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 6. - С. 178-183.
8. Боковня, А. Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании) / А. Е. Боковня. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 144 с.
9. Верхотурцев, В. С. Теоретический анализ проблемы управления построением профессиональной карьеры студента // Международный научный журнал. - 2014. - № 4. - С. 102-106.
10. Волощук, И. П. Карьерная ориентация студентов вуза как фактор мотивации их учебной деятельности // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы . Материалы Международной научной конференции. Ответственные редакторы: Ю. П. Зинченко, О. А. Карабанова, А. И. Подольский, Г. А. Глотова. - 2014. - № 4. - С. 177-179.
11. Галишникова, Е. М. Самоактуализация - Главный мотивационных фактор успеха будущего специалиста // Вестник высшей школы. - 2011. - № 11. - С. 26-30.
12. Гирфатова, А. Р., Нуриманова, Ф. К. Особенности планирования карьеры студентами // Проблемы современного педагогического образования. -2017. - № 55-4. - С. 366-372.
13. Голенкова, Л. А., Черняева, В. В. Специфика карьерных установок у студентов высших учебных заведений // Фундаментальные исследования. -
2013. - № 6-4. - С. 1017-1021.
14. Горшкова, Т. А. Планирование профессиональной карьеры российскими студентами: гендерный аспект // Актуальные проблемы современной гендерологии. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2014. - № 7. - С. 28-29.
15. Громова, Е. М. Профессиональная карьера: путь к успеху. Научно¬методическое пособие / Е. М. Громова. - Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, 2012. - 179 с.
16. Громова, Е. М., Беркутова, Д. И., Горшкова, Т. А. Построение профессиональной карьеры современными студентами: гендерный аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 228.
17. Дахно, Е. В. Эмпирический анализ факторов продвижения государственных служащих как элемента системы управления карьерой // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 11. - С. 215-222.
18. Ендовицкий, Д. А. Вознаграждение персонала: регулирование, учет и отчетность, экономический анализ: учебное пособие для студ. вузов / Д. А. Ендовицкий, Л. А. Вострикова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 303 с.
19. Жданова, С. Ю. Особенности представлений студентов о карьере // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 4. - С. 102-105.
20. Зайцева, Т. В. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие / Т. В. Зайцева, Г. В. Черняева, Е. В. Батоврина; Под ред. проф. В. П. Пугачева. - М. : Инфра-М, 2014. - 394 с.
21. Квашнин, М. Ю. Построение профессиональной карьеры студента на базе профессиональной учебного учреждения // Вестник магистратуры. - 2016. - № 2-1. - С. 84-87.
22. Кибанов, А. Я. Мотивация и стимулирование персонала. Учебник. / А. Я. Кибанов. - М., 2016. - 524 с.
23. Кравченко, С. А. Социологический толковый русско-английский словарь / Московский государственный институт международных отношений (университет). Сер. Энциклопедии и словари. М. : МГИМО, 2013. - 724 с.
24. Магура, М. Секреты мотивации или мотивация без секретов / М. Магура. - М., 2007. - 653 с.
25. Маслоу, А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1999. - 480 с.
26. Маскаева, А. И., Амирова, Д. Р. Экономика и социология труда: Учебное пособие / А. И. Маскаева, Д. Р. Амирова. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 172 с.
27. Могилевкин, Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг: монография / Е. А. Могилевкин. - СПб. : Речь, 2007. - 336 с.
28. Мурадян, А. И. Моделирование карьеры как система развития менеджмента. В сборнике: Экономико-математические методы исследования современных проблем экономики и общества // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2013. - № 3. - С. 112-113.
29. Орехов, А. М. Социальная теория: к проблеме самоопределения и структуры / А. М. Орехов. - М. : Инфра-М, 2014. - 10 с.
30. Пряжников, Н. С., Румянцева, Л. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. Учебник / Н. С. Пряжников. - М. : Издат. центр «Академия», 2013. - 208 с.
31. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь под общ. ред. Б. А. Райзберга. - 6-е изд., перераб. и доп. Сер. Библиотека словарей. - М. : «Инфра-М», 2012. - 622 с.
32. Роджерс, К. Становление личности / К. Роджерс. - М. : Эксмо-Пресс,
2005. - 512 с.
33. Соколова, А. С., Сергеева, М. Г. Профессиональная карьера и "образование для карьеры" в современном социуме // Профессиональное образование и общество. - 2016. - № 2. - С. 267-269.
34. Соколова, Г. Н. Экономико-социологический словарь / сост. : Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк, науч. ред. Г. Н. Соколова. - Минск: Беларус. навука, 2013. - 615 с.
35. Соломатина, А. Д., Калинин, И. В. Особенности мотивации выбора профессии и карьерных установок у студентов МГУДТ // Социально¬гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации, сборник материалов Всероссийского научного форума молодых исследователей. 2016. - С. 168-171.
36. Тавокин, Е. П. Социология: Учебное пособие / Е. П. Тавокин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 202 с.
37. Тощенко, Ж. Т. Социология труда: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Социология" и "Экономика труда" / Ж. Т. Тощенко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - C. 56-57.
38. Худалова, М. З. Анализ карьерных ориентаций студентов- менеджеров // Личность как объект психологического и педагогического воздействия. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2017. - №3. - С. 238-240.
39. Цариценцева, О. П. Социально-психологические детерминанты выбора карьеры современными студентами // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - Т. 3. - С. 3281-3285.
40. Юртаева, Н. И. Управление карьерными ориентациями в профессиональном развитии студентов инженерного вуза // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 1. - С. 148-152.
41. Яблоновская, Т. В., Потехина, Е. В. Планирование профессиональной карьеры студентами гуманитарно-технического вуза // Содействия профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова. - 2009. - №6. - С. 381-393.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ