ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты использования технологии дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях 10
1.1 Анализ понятия «дистанционное обучение» в
литературе 10
1.2 Формы и технологии дистанционного обучения и способы его организации 16
1.3 МЭО (обзор основных платформ для получения ДО,рекомендованные Министерством просвещения). Учи.ру, РЭШ, Московская электронная школа 27
Глава II. Опыт реализации технологии дистанционного обучения при подготовке к ЕГЭ в практике средних общеобразовательных учреждениях на примере темы « Смутное время» в 10 классе 38
2.1 Образовательные возможности организации дистанционного обучения 38
2.2. Опыт дистанционного обучения при подготовке к ЕГЭ по истории на примере МБОУ СОШ №15 г. Кузнецка и анализ полученных результатов 43
Список используемой литературы 72
Приложения
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В основе современной системы образования лежит задача к быстрой адаптации в социально - экономических условиях, которые постоянно изменяются.
Образование представляет собой одну из ключевых составляющих современного общества. Любые изменения происходящие в обществе, находят своё отражение в образовании. При управлении образовательным учреждением необходимо не только принимать во внимание происходящие изменения, но и действовать на опережение, предупреждая события, предоставляя возможность учащимся и преподавателям идти нога в ногу со временем. В настоящее время заметной становится тенденция снижения интереса у учащихся к освоению учебных предметов школьной программы. Традиционные методы и формы обучения порой не удовлетворяют образовательные запросы и потребности обучающихся, не способствуют повышению учебной мотивации. Дистанционное обучение специалисты по стратегическим проблемам образования называют «образовательной системой XXI века». На эту систему делается огромная ставка, о чём прописано в 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Использование дистанционного обучения или его элементов в рамках конкретных учебных предметов и курсов в общеобразовательной организации способно вызвать заинтересованность детей, живущих в информационном обществе, пробудить стремление к изучению предмета с использованием информационных технологий. В связи с этим, обращение к дистанционному обучению более чем актуально.
Объектом выпускной квалификационной работы является система дистанционного обучения истории, предмет - подготовка учащихся к ЕГЭ по истории на платформе ВКонтакте.
Степень изученности проблемы. Дистанционное обучение в сфере образования появилось совсем недавно. Однако, онлайн - обучение уже успело проявить себя с положительной стороны во всем мире, следствием чего является большое количество исследований, как отдельных научных статей, так и монографий.
Для начала стоит отметить труд Насибуллова Р.Р. «Развитие дистанционной формы обучения будущих учителей (конец ХХ - начало XXI вв.)» . Данная монография раскрывает предпосылки для становления дистанционного обучения, а так же определяет особенности подготовки будущих учителей к дистанционной форме обучения. Гурьев С.В. в монографии «Современное дистанционное обучение» рассмотрел методологию, конструктивные подходы, образовательные инициативы дистанционного
образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Нельзя не отметить труд Абдулаева С.Г. , где он обратил внимание на степень эффективности данной технологии.
Е.Н. Кулемина , М.П. Карпенко , и В.Т. Волов в своих научных трудах оценили роль ДО в реформировании системы образования. В книгах представлены социальные аспекты дистанционного обучения с применением современных онлайн-технологий. В.Т. Волов приводит сравнительную характеристику традиционного обучения и дистанционного,
говоря о том, что преимуществами второго является продуктивность, массовость и контроль над ходом учебного процесса. Тихомиров В.П. в своей монографии «Открытое образование — объективная парадигма XXI века» говорит о том, что подобная форма обучения является прогрессивной, у обучающихся происходит постоянное пополнение и обновление знаний благодаря развитию сети Интрнет. Автор акцентировал внимание и подробно описал перспективы использования Интернета в гуманитарных предметах.
В. П. Бакалов, Б. И. Крук, О. Б. Журавлева в своем пособии акцентировали внимание на то, как осуществить контроль знаний с помощью учебных программ, а так же подробно изложено содержание по сопровождению невербального общения. Авторы говорят о том, что дистануионное обучение отличается от традиционного заочного образования не только использованием новых носителей учебного материала и средств общения обучающегося с тьютором. При его использовании меняется вся технология обучения. Ученики систематически участвует в образовательных мероприятиях, предусмотренных государственным образовательным стандартом и учебным планом соответствующей специальности. Это не форма получения образования, а образовательная технология, которая должна повысить доступность образования без потери его качества.
Психологические аспекты дистанционного обучения рассматриваются в работах ряда современных учёных. К
наиболее значимым аспектам относятся: профессиональная квалификация педагогов на основе онлайн-технологий (М.В. Храмова) , самоопределение обучающихся в системе дистанционного образования (Э.А. Тихонов) , формирование эмоционально - положительной среды к дистанционному обучению (O.A. Охлопкова) , учет возрастных особенностей, а так же личных особенностей каждого ученика на основе дистанционных технологий в дополнительном профессиональном образовании (В.В. Кравцов) , реализация индивидуального подхода в условиях дистанционного образования (Т.А. Фадеева) и др.
Проанализировав зарубежную литературу, посвященной дистанционным методам обучения, можно выделить немецкого ученого Отто Петерса . В своем научном труде он провел аналогию между дистанционным обучением и индустриальным производством товаров. Петерс выделяет две формы обучения : традиционную, которая основывается на межличностной коммуникации, и индустриализированную, базирующейся на технических средствах коммуникации . Автор утверждает, что дистанционная форма образования является самой индустриализированной.
Довольно интересно изложен материал в книге Бориса Круг «Использование видео в дистанционном обучении» . В ней подробно описано, как создать учебный видеоролик для дистанционного урока. Выделил цели видеофрагментов в учебном процессе, их классификацию, а так же дал методические рекомендации для создания видео. Из книги читатель может выделить основные моменты, связанные с организацией и оборудованием вузовской аудитории под видеостудию для создания вебинаров, конференций, видео¬фрагментов.
Стоит упомянуть таких авторов как Киган и Холмберг , которые разработали классификацию образовательных программ дистанционного обучения.
Данная классификация характеризуется двумя составляющими: "дистанцией" и "автономией". Существуют программы, которые различаются по дистанции и обладающие большей или меньшей автономией. Авторы призывают читателей не отожествлять понятия дистанционное обучение и заочное, так как ключевым фактором в дистанционном обучении играет интерактивность. В первом случае происходит постоянное систематическое взаимодействие с участниками образовательного процесса, в свою очередь при заочном она эпизодическая.
Итак, тема нашего исследования достаточно подробно освещена в историографии, не смотря на то, что дистанционное обучение появилось совсем недавно.
Источниковую базу исследования составили государственные документы, регламентирующие политику в сфере образования: Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1, Государственная программа РФ « Развитие образования на 2013-2020 годы», ФГОС ООО и СОО. Данные источники говорят об актуальности и важности дистанционного обучения в сфере образования.
Гипотеза исследования основана на предположении, что дистанционные методы обучения способствуют оптимизации образовательного процесса, при условии, что они правильно подобраны.
Цель исследования - выявление возможностей применения в практике среднего общего образования технологий дистанционного обучения.
1 Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/do~cument/cons doc LAW 40390/ (дата
обращения: 10.12.2020).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «дистанционное обучение» в литературе;
- рассмотреть формы и технологии дистанционного обучения и способы его организации;
- дать обзор основных онлайн-платформ, рекомендованных Министерством Просвещения
- представить образовательные возможности организации дистанционного обучения;
- разработать урок по технологии дистанционного обучения на платформе Вконтакте;
- сравнить эффективность применения дистанционного обучения и традиционного урока;
Научная новизна состоит в том, что были исследованы результаты работ учеников в процессе обучения с использованием дистанционных форм и показана их эффективность.
Методологической основой являются принципы научности, объективности, причинно-следственных связей, практически-исследовательский метод. Использование данных методов помогает обеспечить комплексный подход в изучении обозначенных проблем.
Практическая значимость работы заключается в том, что теоретический и фактический материал, содержащийся в работе, ее основные положения и выводы, могут быть использованы при чтении лекций студентам высших учебных заведений по дисциплине «Методика обучения и воспитания (история)», при прохождении педагогической практики, а также в ходе повышения квалификации педагогических работников сферы образования.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись в МБОУ СОШ № 15 г. Кузнецка в параллели 10-х классов. Работа участвовала в Научно-Исследовательском конкурсе (НИР) в мае 2020 года.
Структура работы соответствует задачам и внутренней логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Дистанционное обучение в современном обществе переживает период стремительного развития. Во-первых, данный этап упрощается наличием Всемирно-информационной сетью, которая позиционирует себя с положительной стороны в области развития дистанционных технологий. Во-вторых, данный вид обучения является доступным и привлекательным по отношению к финансовым затратам. Дистанционное обучение - это не будущее, это уже сегодняшний день.
Выпускная квалификационная работа посвящена возможностям применения в практике среднего общего образования технологий дистанционного обучения.
В первой главе, рассматривая теоретические аспекты, мы проанализировали научно-методическая литературу, дали основные понятия и термины, которые характеризуют дистанционные методы обучения. Были приведены основные формы и технологии, а так же способы его организации. Рассматривая основные образовательные онлайн-площадки, рекомендованные Министерством просвещения, мы пришли к выводу, что самая популярная это Учи. Ру, МЭО и РЭШ.
Вторая глава посвящена социальному эксперименту дистанционного обучения в условиях пандемии, описана реакция учителей, учащихся и родителей в условиях новой формы обучения. Так же мы проанализировали опыт применения дистанционных образовательных технологий при подготовке учеников 10 класса на цифровой площадке « Вконтакте» . Обоснованность выбора данной социальной сети была аргументирован его преимуществами. Это самый
популярный среди молодежи сайт, который предоставляет все возможности для использования технологий дистанционного обучения.
На базе социальной сети « Вконтакте» был разработан и апробирован электронный курс раздела «Смутное время» предмета « История».
В соответствии с целью и поставленными задачами экспериментальная работа проводилась в два этапа. Она осуществлялась в естественных условиях с учащимися десятого класса в МБОУ СОШ №15 г. Кузнецка.
Результаты использования технологии дистанционного обучения по разделу « Смутное время» на базе социальной сети «Вконтакте» показали свою эффективность. Исследование доказало, что такая методика способствует переходу ЗУН на более высокий уровень.
Анализ полученных в ходе эксперимента результатов, позволили сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена. Благодаря тому, что в данный момент дистанционное обучение находится в экспериментальных условиях, мы считаем, что данное исследование нужно продолжить и проанализировать полученные результаты после того, как учащиеся сдадут ЕГЭ.
Дальнейшая работа может быть продолжена в направлении разработки методики использования технологии дистанционного обучения при подготовки к ЕГЭ других разделов предмета «История».
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации №7920- р от 15.05.2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬПр://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15-
Г оспрограмма-Развитие образования 2013-2020.рёГ (дата
обращения: 06.01.2020).
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации»,
принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://xn--273—84d1f.xn--p 1ai/zakonodatelstvo/federalnyy- zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения 06.01.2020).
3. Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 40390/ (дата обращения: 10.12.2020).
4. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих информационных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=EXP; n=240699, (дата обращения 14.01.2020).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgos ru osnov.pdf. (дата обращения 06.01.2020).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №413 от 17.05.2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgos ru sred.pdf. (дата обращения 06.01.2020).
7. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон
Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Подписан президентом РФ 29.02.2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW. (дата
обращения: 9.05.2020).
II. Монографии и статьи по теме исследования
8. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. - № 3. - С. 85-92.
9. Абрамовский А.Л. Дистанционное образование на современном этапе развития российского высшего образования. / Абрамовский Антон Львович; Тюменский государственный нефтегазовый университет. - Тюмень, 2014.
- 196 с.
10. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2016. - Том 21. - №1. - С. 136-145.
11. Алешкина О. В., Миналиева М.А., Рачителева Н.А. Дистанционные образовательные технологии - ключ к массовому образованию XXI века [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 63- 65.
12. Анахов С. В. Массовые открытые онлайн-курсы в современной образовательной среде / С. В. Анахов, О. В. Аношина // Новые информационные технологии в образовании и науке. - 2018. - № 1. - С. 47-51.
13. Андреев А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. - М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.
14. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение / А.А. Андреев. ч. II - М.: МЭСИ, 1997. - 50 с.
15. Ахметова, Д.З. Дистанционное обучение: от идеи до реализации. - Казань: Издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. - 176 с.
16. Бакалов В. П., Крук Б. И., Журавлева О. Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. - М.: Горячая Линия-Телеком, 2008. - 108 с.
17. Баландина С. П. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] / С. П. Баландина, М. В. Баутин, А. В. Майоров, Е. Р. Смирнова // Педагогические и информационные технологии в образовании [Текст]. - 2016. - № 15. - С. 1-8.
18. Башмаков А. И. Принципы и технологические основы создания открытых информационно-образовательных сред [Текст] / А.И. Башмаков, В.А. Старых. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011. - 719 с.
19. Бершадский А. М., Белов А. А., Вергазов Р. И., Кревский И. Г. Актуальные проблемы контроля знаний [Текст] // Вестник компьютерных и информационных технологи. - 2013. - №1. - С. 40-48.
20. Бордовская Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
21. Боровских А. В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно¬педагогических кадров / А.В. Боровских, Н.Х. Розов. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с.
22. Босова Л. Л. Отечественный и зарубежный опыт создания учебных материалов нового поколения / Л.Л, Босова // Школьные технологии. - 2007. - № 5. - С. 179-184.
23. Витченко О. В. Интегративно-креативная модель
формирования информационно-коммуникационной
компетентности будущего учителя / О.В. Витченко // Образование. Наука. Инновации. - 2010. - №4. - С. 73-78.
24. Волов В. Т. Дистанционное образование: истоки, перспективы / В.Т. Волов, Н.Ю. Волова, Л.Б. Четырова. -
Самара: Рос. Академия наук: Самарский научный центр,
2000. - 137 с.
25. Волов В. Т. Системно-кластерная теория и технология повышения качества дистанционного образования в вузе: дис. д-ра пед. наук. - Казань, 2000. - 46 с.
26. Гурьев С. В. Современное дистанционное обучение. Монография / Гурьев С.В. - Москва: Русайнс, 2020. - 120 с.
27. Джусубалиева Д. М. Электронное и дистанционное
обучение его реализация в языковом вузе // «Достижения и перспективы экономической науки нового столетия: практико-ориентированный аспект»: материалы
Международной научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов и студентов, посвященной 70- летию Великой Победы. - Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2015. - С. 130-144.
28. Домников А. С., Белоус В. В. Региональное упорядочение модулей учебного курса [Текст] / А.С. Домников, В.В. Белоус // Электронный научно- технический журнал «Наука и образование». - 2014. - №5. - С. 192-205.
29. Дьякова О. И. О внедрении дистанционного обучения: открытое письмо директору колледжа / О.И. Дьякова // Ученые записки ИСГЗ - Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний. - 2016. - №2. - С. 18-22.
30. Журавлева О. Б. Управление Интернет-обучением в высшей школе / О.Б. Журавлева. - М.: Горячая линия- Телеком, 2007. - 224 с.
31. Заичкина О. И. Опыт и проблемы управления образовательным процессом на базе информационных и коммуникационных технологий / О.И. Заичкина // Сборник материалов международной научнопрактической конференции «Развитие отечественной системы информатизации образования». - М.: ИИО РАО, 2009. - С. 19¬24.
32. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения [Текст] / И. М. Ибрагимов. - М.: «Академия», 2012. - 336 с.
33. Ибышев Е. С. Дистанционное обучение: теория и практика / Е.С. Ибышев. - Караганда.: Изд-во «Бгшм», 2008. - 196 с.
34. Карпенко М. П. Эффективные дистанционные образовательные технологии. // Инновации в образовании. -
2001. - №3. - С.62-69.
35. Кравцов В. В. Теория дистанционного педагогического взаимодействия в образовании: учебно¬методическое пособие / Кравцов В. В., Черных Т. В.; М-во образования и науки Российской Федерации, Дальневосточный федеральный ун-т. - Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2014. - 199 с.
36. Кривошеев А. О. Совместное использование функциональности различных LMS при проектировании учебной среды курса [Текст] / А.О. Кривошеев, А.Е. Лифанов. // Труды ХХ Всероссийской научно-методической конференции «Телематика» 2013». - СПБ.: «Университетские телекоммуникации», 2013. - С. 96-97.
37. Кулемина Е. Н. Дистанционное обучение и его социальные аспекты / Учебник для вузов // Е.Н. Кулемина. -
М.: Фонд Новое тысячелетие. - 2007. - 121 с.
38. Лазутин С. Б. Новые информационные технологии в системе дистанционного обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. -
2012. - №1. - С. 161-164.
39. Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов [Текст] / Лебедева М. Б., Агапонов С. В., Горюнова М. А., Костиков А. Н., Костикова Н. А., Никитина Л. Н., Соколова И. И., Степаненко Е. Б., Фрадкин В. Е., Шилова О. Н. / Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 336 с.
40. Лифанов А. Е. Проектирование процесса обучения на основе дистанционных технологий с использованием свободно-распространяемых LMS [Текст] / А.Е. Лифанов. // Научный журнал «Дизайн и технологии. - М.: РИО МГУДТ, 2012. - №31. - С. 119-125.
41. Лобачев С. Л. Планирование учебного процесса в системе дистанционного обучения в вузе [Текст] / С.Л. Лобачев // Труды ХХ Всероссийской научно-методической конференции «Телематикат2013». - 2013. - С. 76-78.
42. Михеева С. А. Опыт и перспективы использования электронного обучения в образовательной среде педагогического университета / С.А. Михеева, Е.П. Свит // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. - № 168. - С. 122-127.
43. Насибуллов Р. Р. Развитие дистанционной формы обучения будущих учителей (конец ХХ - начало XXI вв.) // Монография. / Под общ. ред. д.п.н., проф. А.Н. Хузиахметова.
- Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер»,
2013. - 176 с.
44. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс Никуличева. - М.: Федеральный институт развития образования, 2016. - 72 с.
45. Овсянникова В. И. Начальный курс дидактики дистанционного образования: обобщающая монография / под редакцией В.И. Овсянникова. - М.: Педагогика, 2006. - 392 с.
46. Охлопкова О. А. Формирование самоконтроля как личностного качества обучаемого в дистанционном образовании (на материале немецкого языка) Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01; 13.00.02 / О. А. Охлопкова. - Якутск, 2002. - 20 с.
47. Петров А. Е. Дистанционное обучение в профильной школе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Гриф УМО МО РФ / А.Е. Петров. - М.: Академия, 2013. - 293 с.
48. Позняк Ю. В., Гаркун А.С., Царева А.А. Возможности системы Moodle и актуальность ее применения в сфере образования [Текст] // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовании, науке и производстве», Минск, 6-7 декабря 2007 г. - Минск: БНТУ, 2007. - С. 156-157.
49. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - С. 143¬167.
50. Самохина Н. В. Анализ взглядов на возможности и проблемы использования социальных сетей интернета в сфере образования [Текст] / Н. В. Самохина // Вестник Марийского государственного университета [Текст]. - 2015. - № 1 (16). - С. 48-51.
51. Сухомлин В. А. ИТ-образование / В.А. Сухомлин. - М.: Горячая линия-Телеком, 2005. - 176 с.
52. Темербекова А. А. Социальные сети как современный образовательный ресурс нового поколения [Текст] / А. А. Темербекова. Мир науки, культуры, образования [Текст]. - 2016. - № 5 (60). - С. 165-167.
53. Тиунова Н. Н. Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов колледжа / Н. Н. Тиунова //Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 2 (22). - С. 103-108.
54. Тихомиров. В. П. Открытое образование объективна
я парадигма XXI в. / В.П. Тихомиров, Ж.Н. Зайцева, Ю.Б. Рубин и др. - М., 2000. - 355 с.
55. Тихонов Э. А. Профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе дистанционного образования: Дис. канд. пед. наук. Брянск, 2002. - 224 с.
56. Чванова М. С. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России [Текст] / М. С. Чванова, М. В. Храмова, В. Ю. Лыскова, Д. И. Михайлова, А. Ю. Моргунова, А. А. Молчанов // Образовательные технологии и общество. - 2014. - № 3. - С. 472-493.
57. Фадеева Т. А. Реализация индивидуального подхода в условиях дистанционного образования: дис., канд. пед. наук: 13.00.01 / Фадеева Т.А. -Челябинск, 2003. - 161 с.
58. Фещенко А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития [Текст] / А. В. Фещенко // Открытое дистанционное образование. - Томск: ТГУ, АСОУ. - 2011. - № 3 (43). - С. 44-49.
59. Храмова М. В. Дистанционные технологии подготовки специалистов наукоемких специальностей: некоторые аспекты внутреннего фактора перехода на новый этап развития. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2010. - Т. 15. - № 6. - С. 1943-1950.
60. Ширшов В. Е. Организация учебной деятельности на основе информационно-коммуникативных технологий / В.Е. Ширшов. - М.: Логос, 2006. - 269 с.
61. Holmberg В. The Feasibility of a Theory of Teaching
for Distance Education anda Proposed Theory (ZIFF Papiere 60). Hagen: West Germany: Fern Universitat
(ERICDocumentReproduction Service. N ED 290013), 1985. Р. 1¬
12.
62. Keegan D. Distance Education Technology for the New Millennium: CompressedVideo Teaching (ERIC Document Reproduction Service N ED 389931, 1995. Р. 152-164.
63. Peters O. Distance Teaching and Industrial Production: A Comparative Interpretation in Outline // Distance Education: International Perspectives / D. Sewart,D. Keegan, B. Holmberg (eds). P. 20-28.
III. Электронные ресурсы
64. Давыденко Л. В. Социальная сеть «Вконтакте» в образовательном процессе по химии / Л. В. Давыденко // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf7ped/archive/269/12827/ (дата обращения: 25.04.2020).
65. Ильясова Э. Н. Методология проектирования развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.monographies.ru/244: (дата обращения: 30.04.2020).
66. Кашкарова В. А. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sibac.info/iournal/student/66/145730 (дата обращения: 25.04.2020).
67. Коротенков, Ю. Г. Информационная
образовательная среда основной школы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod material/Uchebnoe posobie IOS.pdf (дата обращения: 19.03.2020).
68. Манукян Л. А. Сравнительный анализ платформ для
дистанционного обучения [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-
platform-dlya-distantsionnogo-obucheniya/viewer (дата обращения: 19.05.2020).
69. Скляренко Т. М. Дистанционное образование:
зарубежные концепции // Инновационные проекты и программы в образовании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-
obrazovanie-zarubezhnye-kontseptsii-1 (дата обращения: 25.04. 2020).
70. Сатунина А.Е. Электронноеобучение:
плюсыиминусы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=103 (Дата обращения: 17.02.2020).
71. Словарь по технологиям обучения [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://didacts.ru/dictionary/1031/word/informaciono- kommunikacionnaja-predmetnaja-sreda (дата обращения: 25.04.2020).