Введение 3
ГЛАВА I. Теоретико-методические основы взаимодействия
методической и социально-педагогической служб
общеобразовательной школы 14
1.1. Методическая и социально-педагогическая
службы общеобразовательной школы: функции и модели . . . . 14
1.2. Взаимодействие методической и социально-педагогической служб общеобразовательной школы как психолого¬педагогическая проблема 55
1.3. Основные подходы к разработке модели взаимодействия методической и социально-педагогической служб
общеобразовательной школы 73
ГЛАВА II. Обеспечение организационно-содержательных
условий взаимодействия методической и социально-педагогической
служб общеобразовательной школы 87
2.1. Организационно-содержательные условия взаимодействия методической и социально-педагогической служб общеобразовательной школы 87
2.2. Управление внедрением модели взаимодействия методической и социально-педагогической служб общеобразовательной школы 104
2.3. Анализ результатов внедрения модели взаимодействия методической и социально-педагогической служб
общеобразовательной школы 124
Заключение 151
Литература 158
Приложения 181
В последние годы в России значительно возросли внимание и требования со стороны государства и общества к образованию и школе как одному из его центральных институтов. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Правительством Российской Федерации 29 декабря 2001 г., одним из основных направлений реформы сегодня названо повышение качества и эффективности образовательного процесса [238, С. 5-6].
Такая модернизация определяется целым рядом факторов. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80 - 90-х годов ХХ века оказали существенное влияние на российское образование. Однако школа, в силу своей определенной консервативной природы, не всегда мобильно откликалась на эти перемены. Претензии со стороны власти и общественности к российской школе обусловлены, прежде всего, медленными темпами решения актуальных для нее задач. Это касается как проблемы повышения качества образования в широком смысле, так и более узких проблем: перегруженности содержания школьного образования, несовершенства используемой системы оценки знаний учащихся, слабого использования воспитательного потенциала социума образовательного учреждения, недостаточного включения семьи школьника в образовательный процесс, отставания уровня методико-технологического оснащения учебного процесса от требований и реалий времени, недостаточного уровня профессиональной компетентности управленцев, педагогов и других специалистов системы образования.
В успешном решении задачи повышения качества образования определенную роль могут сыграть имеющиеся в общеобразовательной школе методическая и социально-педагогическая службы. Так, основными функциями методической службы являются: совершенствование, обогащение профессиональных знаний и умений педагогов; выявление, обобщение и
4
внедрение передового педагогического опыта; стимулирование массового педагогического творчества, инициативы; организационная, педагогическая и содержательная поддержка экспериментальной и инновационной деятельности педагогов и др.
Деятельность социально-педагогической службы направлена на решение воспитательных, социально-правовых, социально¬
реабилитационных и других задач, обеспечивающих социально¬педагогическую защиту личности ребенка, оказание ему конкретной помощи в самоорганизации, нормализации отношений в семье, школьных коллективах, обществе и т.д., что способствует успешности его обучения и воспитания.
К сожалению, указанные службы созданы далеко не во всех общеобразовательных учреждениях. Это связано с целым рядом объективных факторов (несовершенство типового штатного расписания школы, в которое с трудом вписывается достаточное для нее количество ставок социальных педагогов, а ставок методистов не предполагается вообще, отсутствие должного финансирования, специально приспособленных и оборудованных помещений, недостаток профессионально подготовленных кадров и др.).
Эффективность решения задач обучения и воспитания с помощью методической и социально-педагогической служб может возрасти, если в школе организовано их взаимодействие. Однако, проведенный нами анализ деятельности данных служб в 30-ти школах г. Ставрополя, показал, что в большинстве из них (93%) такое взаимодействие не обеспечено. Как правило, они действуют автономно по отношению друг к другу, нескоординированно, в то время, как образовательный процесс по своей сущности сегодня должен характеризоваться как развивающееся на содержательной основе, с использованием разнообразных средств, взаимодействие всех его участников, направленное на достижение психофизического, умственного, нравственного (духовного) развития ребенка.
5
В последнее время в педагогической науке заметно возрос интерес к методической работе в школе, проблемам ее оптимизации, совершенствования функций и форм. В исследованиях Р.И. Будниковой, Л.И. Дудиной, В.И. Зверевой, И.В. Жуковского, Л.П. Ильенко, Н.А. Лукиной,
А.М. Моисеева, О.М. Моисеевой, Н.В. Немовой, П.И. Третьякова, Л.И. Филатовой, З.М. Шевченко и др. раскрываются различные аспекты методической деятельности в образовательных учреждениях.
Общие вопросы социальной педагогики и становления социально-педагогической службы в образовательных учреждениях раскрыты в трудах
А.И. Акуловой, Н.Е. Бекетовой, Б.П. Битинаса, В.Г. Бочаровой, Ю.В. и Т. А. Васильковых, Б.З. Вульфова, А.Е. Выгорбиной, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, М.П. Гурьяновой, В.И. Загвязинского, И.Н. Закатовой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Г. А. Новокшоновой, Л.Я. Олиференко, В. Д. Семенова, Е.Н. Сорочинской, Г.Н. Филонова, П.А. Шептенко, Т.Ф. Яркиной.
Феномен взаимодействия как средства повышения эффективности совместной деятельности различных субъектов разрабатывается в науке достаточно активно.
Модернизация российского образования ставит задачу повышения качества обучения и воспитания школьников. Успешное выполнение современной школой своих задач, направленных на достижение качества образовательного процесса, сегодня напрямую зависит от эффективности взаимодействия всех его участников.
Проведенный нами анализ теоретического и эмпирического материалов позволил обосновать логическую зависимость эффективности деятельности школы и уровня взаимодействия методической и социально¬педагогической служб, которые могут сыграть определенную роль в обеспечении комплексного методического и социально-педагогического сопровождения образовательного процесса. Основной функцией методической службы является совершенствование профессионального мастерства педагогов, выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта. Деятельность социально-педагогической службы направлена на решение воспитательных, социально-правовых, социально-реабилитационных и других задач, обеспечивающих социально¬педагогическую защиту личности ребенка, что способствует успешности его обучения и воспитания.
В настоящее время в науке и практике управления школой разрабатываются различные модели таких служб. Однако, проведенный нами анализ предлагаемых вариантов, на наш взгляд, не всегда обеспечивает комплексность их воздействия на качество образования, не учитывает целого ряда вновь открывшихся факторов и особенностей современной образовательной ситуации, связанных например, с переоценкой роли социальной работы школы с семьей, с воздействием на педагогический процесс этнического фактора и др. Кроме того, в науке и практике образования в последнее время происходит переосмысление таких категорий, как цели образования, миссия и функции школы и др. Ведущее место стала
152
занимать проблема качества образования. Независимо от конкретного наполнения содержания этого понятия авторы сходятся во мнении о том, что, возлагая на себя ответственность за качество образования, управленческая система образовательного учреждения должна осознавать, что ее главная задача состоит не в контроле за качеством, а в обеспечении его условий. Контроль может рассматриваться, по словам Ю.А. Конаржевского, не как основа, а только как один из инструментов управления качеством. Достижение оптимального качества образования зависит от целого ряда факторов, к которым, безусловно, можно отнести и управленческую компетентность администрации, и методическое мастерство педагогов (Н.В. Мочалова), и другие показатели.
Ведущим деятельностным началом в работе педагогического коллектива становится технология, то есть сумма конкретных методик, форм, средств, приемов обучения, воспитания, развития и собственно педагогического общения, ориентированных на конкретного ребенка. В этом плане ядром управленческой деятельности школы определяется методическая работа. Многообразие функций и организационно¬содержательных форм методической работы в школе требуют ее существенной модернизации.
Возникшая проблема отчасти решается проникновением методической работы во все процессы и подпроцессы, составляющие школьное образование. В такой ситуации уместно говорить о методическом сервисе, основанном на заказном характере услуг по оценке, коррекции, стимулированию и совершенствованию педагогической техники учителя. При этом «заказ» на услуги методического характера будет предъявляться школьной методической службе не только со стороны администрации, педагогического совета или психологической службы, но и со стороны самого педагога (воспитателя). Его информационной основой являются данные комплексной диагностики педагогического, ученического и родительского коллективов, выводы анализа учебно-воспитательного
153
процесса, управленческо-педагогического мониторинга, а также поступающие новые нормативно-методические материалы.
Важнейшим условием перехода к методическому сервису является обеспечение активного взаимодействия методической, социально¬педагогической служб, а также психолога, врача, классного руководителя, предметника, семьи учащегося. Взаимодействуя друг с другом, методическая и социально-педагогическая службы призваны совместно выполнять следующие функции:
1. Диагностико-прогностическое исследование ученического коллектива и конкретного ученика в целях определения реальных и потенциальных возможностей обучения и самообучения.
2. Диагностико-прогностическое исследование учительского коллектива в целях изучения педагогического стиля, исходного уровня методико¬технологической компетентности.
3. Определение условий и методов формирования методической, социально-педагогической компетентности учителя как основы педагогического процесса.
4. Создание системы методического и социально-педагогического сопровождения образовательного процесса через разработку рекомендаций по внедрению современных методик и технологий обучения, организацию консультаций, проведение педагогических консилиумов и методических семинаров, совместное планирование учебного процесса в целом и отдельных его элементов в частности, внедрение практики психолого-педагогического анализа деятельности учителя.
5. Формирование методического банка данных образовательного учреждения.
6. Диагностика, анализ и прогнозирование развития управленческой системы образовательного учреждения.
154
Изучив возможности методической и социально-педагогической служб в обеспечении эффективной работы школы, мы определили, что данная сфера деятельности предоставляет наибольший простор в построении моделей эффективного сотрудничества различных школьных служб и специалистов. Таким образом, мы сделали вывод и о возможности модельного представления такого взаимодействия.
В основу нашей модели положены системный, оптимизационный, коммуникационно-диалогический, личностно ориентированный и этнопедагогический подходы. Разработанная нами модель взаимодействия методической и социально-педагогической служб общеобразовательной школы включает четыре компонента: целевой, организационно¬содержательный, технологический и кадровый.
Проведённое исследование в целом подтвердило эффективность данной модели, так как способствовало достижению положительных результатов как в деятельности конкретных служб, так и в целом применительно к результативности образовательного процесса в школе, и позволило сделать ряд общих выводов об условиях обеспечения эффективного внедрения модели взаимодействия методической и социально¬педагогической служб и оптимизации их деятельности на основе указанной модели.
1. Аксенова Л. Основы социальной педагогики в специальном образовании. - М.: Издат. центр «Академия», 2000.
2. Аксеновская Л.Н. Моделирование управленческого взаимодействия как метод оптимизации организационной культуры: Автореф. дис. канд. психол. наук. - СПб., 1997. - 16 с.
3. Алферов В. Д. Опыт и проблемы повышения психологической квалификации учителя // Вопросы психологии. - 1988. - №1.
4. Алферова Л.В. Организация методической работы в образовательном учреждении на основе проблемно ориентированного анализа // Завуч. - 1998. - №3. - С. 124-140.
5. Андреев А.А., Степанов Е.Н. Методика для изучения удовлетворенности педагогов, учащихся и их родителей // Классный руководитель. - 2000. - №5. - С. 18-22.
6. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий,
2000. - 608 с.
7. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 176 с.
8. Андреева И.Н. Семья как объект социально-философских исследований: Учебное пособие /Ставропольский гос. ун-т. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.-78 с.
9. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
10. Анисимова Р. А. Психологическая служба школы и мастерство педагога // Сов. педагогика. - 1990. - №2. - С. 38-41.
11. Байков Ф.Я. Ответственность родителей. Заметки о воспитании детей в семье. - Л.: Лениздат, 1983. - 135 с.
12. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.
13. Батракова С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика. - 2002. - №4. - С. 27-32.
14. Бекетова Н.Е. Педагогическое обеспечение процесса социальной защиты учащихся в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 1996. - 16 с.
15. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьников. - 1994. - №2. - С. 2-5.
16. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу - институт социальных педагогов // Педагогика. - 1992. - №5-6. - С. 38-44.
17. Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. - Минск, 1998.
18. Божович Е.Д. Психодидактические принципы подготовки школьных психологов // Сов. педагогика. - 1991. - №8. - С. 60-64.
19. Бойко В.В. Общение и взаимодействие в процессе воспитания // Советская педагогика. - 1988. - №2. - С. 65-69.
20. Болотов В. Проблема педагогического образования семьи все еще остается «за кадром» // Социальная работа. - 1994. - №1. - С. 4-5.
21. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.
22. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. Монография. - М., 1999. - 184 с.
23. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 1991.
24. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.
25. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
160
26. Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике. - М.: Педагогика, 1994. - 138 с.
27. Будникова Р.И. Подготовка заместителей директоров к руководству методической работой в условиях обновления школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Хабаровск, 1996. - 16 с.
28. Буйлова Л.Н. Организация методической деятельности // Дополнительное образование. - 2000. - №3. - С. 23-26.
29. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- 160 с.
30. Быкова В.Г. Повышение квалификации педагогического коллектива школы как фактор его развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб.,
1997. - 19 с.
31. Варначева Л.В., Гусева Т.А., Джузенова Р.Б. Школьные проблемы глазами психолога. - М., 1998.
32. Васильева Э.В. Семья и учебные успехи школьников // Социологические проблемы образования и воспитания. - М.: Педагогика, 1973.
33. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. - М., 1998.
34. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 160 с.
35. Василькова Ю.В. Очерки по истории социальной педагогики: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 480 с.
36. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. -
2- е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 440 с.
37. Вершинин В. Малообеспеченная семья: тайны семейной дидактики // Народное образование. - 2002. - №6. - С. 170-174.
38. Вершловский С. и др. Хорошая школа: желаемая и реальная // Директор школы. - 2000. - №8. - С. 38-44.
161
39. Власюк И.В. Ценностное взаимодействие семьи и школы / Современная семья: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научной заочной конференции. Вып. 1. - Тверь: ТГТУ,
2001. - С. 44-49.
40. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. - М., 1991.
41. Волобуева Л.М. Организация деятельности методиста // Управление ДОУ. - 2002. - №1. - С. 83-93.
42. Воспитание и развитие личности в социуме: Комплексно-целевая программа. - Нижний Новгород: Педагогические технологии; Арабеск, 2000. - 101 с.
43. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 1992. - №5-6. - С. 45-49.
44. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1994.
45. Выгорбина А.Е. Специфика воспитательной работы социального педагога // Педагогика. - 2000. - №5. - С. 36-40.
46. Габдулхаков Р. О научных критериях оценки качества методической работы в современной школе // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2002. - №4. - С. 44-50.
47. Галагузова М.А. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. - 1992. - №6. - С. 79-85.
48. Гаспарян Ю.А. Институт семьи: социологические проблемы обновления и развития: Автореф. дисс. докт. философ. наук. - СПб.,
1998. - 30 с.
49. Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Педагогика. - 2000. - №6. - С. 3-12.
50. Гнатенко О. Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка // Народное образование. - 2000. - №9. - С. 219-224.
162
51. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. - 2002. - №6. - С. 161-169.
52. Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
53. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение,
1990. - 144 с.
54. Гуров В.Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения // Педагогика. - 1992. - №7-8. - С. 37-41.
55. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей: Учебное пособие. - М.
- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 155 с.
56. Гуров В.Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьей.
- Ставрополь, 2002. - 300 с.
57. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей: Монография. - М. - Ставрополь: Сервисшкола, 1998. - 228 с.
58. Гуров В.Н., Зейбель О.В., Кудрук В.И., Селюкова Л.Я. Социальные службы и семья (из опыта работы средней школы №7 г. Буденновска): Методическое пособие для социальных педагогов, социальных работников и учителей. - Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 1995. - 80 с.
59. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Работа с семьей в условиях школы как открытой социально-педагогической системы. - Ставрополь: СКИУУ,
1991. - 56 с.
60. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993. - 184 с.
61. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я., Шинкаренко Н.Ф. Социальная педагогика в действии: Методическое пособие. - Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 1994. - 142 с.
62. Гуров В.Н., Шинкаренко Н.Ф. Открытая школа и социально¬педагогическая работа с детьми // Воспитание школьников. - 1994. - №2. - С. 6-9.
163
63. Гутник Г.В. Концептуальная модель управления качеством образования в регионе: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2000. - 16 с.
64. Гущина Т.Ю. Формирование готовности будущего учителя к взаимодействию с неполной семьей школьника: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Белгород, 1997. - 22 с.
65. Дармодехин С.В. Семья и государство // Педагогика. - 1999. - №1. - С.
3-9.
66. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 200 с.
67. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителей школ. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 160 с.
68. Директору школы о сотрудничестве с родителями / Под ред. А.С. Роботова, И. А. Хоменко, И.Г. Шапошникова. - М.: Сентябрь, 2001. - 176 с.
69. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1985. - 128 с.
70. Дудина Л.И. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательных учреждений инновационного типа (гимназии): Автореф. дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 1996. - 16 с.
71. Жуковский И.В. Методическая служба школы: технология формирования адаптивной системы управления // Завуч. - 1999. - №5. -
С. 69-74.
72. Жуковский И.В. Методическая служба школы: структура и технология управления // Директор школы. - 2000. - №1. - С. 97-117.
164
73. Жуковский И.В. Оценка эффективности системы управления методической службой в городе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - №1. - С. 25-31.
74. Жуковский И.В. Формирование адаптивной системы управления методической службой города // Управление качеством образования: Сборник материалов научной сессии ФПК и ППРО МПГУ. - М., 2001.
- С. 231-235.
75. Загвязинский В.И. Методология и методика социально¬педагогического исследования: Книга для социальных педагогов и социальных работников. - М., 1995.
76. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
- 160 с.
77. Закатова И.Н. Развитие социально-педагогических функций общеобразовательной школы в современных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1996. - 16 с.