Техническая подготовка юных футболистов на основе учета структуры соревновательной деятельности
|
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9
1.1. Техническая подготовка как основа мастерства футболистов 9
1.1.1. Начальное обучение как база формирования спортивной техники 13
1.2. Проблемы оценки соревновательной деятельности в спортивных играх 19
1.2.1. Структура соревновательной деятельности и критерии её эффективности в футболе 28
1.2.2. Особенности соревновательной деятельности юных футболистов 33
1.3. Анализ содержания действующих поурочных программ по футболу для ДЮСШ и СДЮШОР 43
Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 50
2.1. Цель, задачи исследования 50
2.2. Методы исследования 50
2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы 51
2.2.2. Анкетирование 51
2.2.3. Педагогические наблюдения 51
2.2.4. Метод тестов 53
2.2.5. Педагогический эксперимент 54
2.2.6. Математическая статистика 56
2.3. Организация исследования 56
2.4. Характеристика обследуемых 57
3
Глава III. ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 60
3.1. Современные представления о системе обучения технике игры ..61
3.2. Соревновательная деятельность юных футболистов 8-17 лет и факторы, её определяющие 62
3.2.1. Особенности структуры соревновательной деятельности юных футболистов 62
3.2.2. Технико-тактические действия, влияющие на результативность игры юных футболистов 66
3.3. Анализ поурочных программ ДЮСШ, соревновательной и
тренировочной деятельности юных футболистов 75
Глава IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВОЙ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 78
Глава V. ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ СТРУКТУРЫ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 95
ВЫВОДЫ 104
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 128
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9
1.1. Техническая подготовка как основа мастерства футболистов 9
1.1.1. Начальное обучение как база формирования спортивной техники 13
1.2. Проблемы оценки соревновательной деятельности в спортивных играх 19
1.2.1. Структура соревновательной деятельности и критерии её эффективности в футболе 28
1.2.2. Особенности соревновательной деятельности юных футболистов 33
1.3. Анализ содержания действующих поурочных программ по футболу для ДЮСШ и СДЮШОР 43
Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 50
2.1. Цель, задачи исследования 50
2.2. Методы исследования 50
2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы 51
2.2.2. Анкетирование 51
2.2.3. Педагогические наблюдения 51
2.2.4. Метод тестов 53
2.2.5. Педагогический эксперимент 54
2.2.6. Математическая статистика 56
2.3. Организация исследования 56
2.4. Характеристика обследуемых 57
3
Глава III. ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 60
3.1. Современные представления о системе обучения технике игры ..61
3.2. Соревновательная деятельность юных футболистов 8-17 лет и факторы, её определяющие 62
3.2.1. Особенности структуры соревновательной деятельности юных футболистов 62
3.2.2. Технико-тактические действия, влияющие на результативность игры юных футболистов 66
3.3. Анализ поурочных программ ДЮСШ, соревновательной и
тренировочной деятельности юных футболистов 75
Глава IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВОЙ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 78
Глава V. ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ СТРУКТУРЫ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 95
ВЫВОДЫ 104
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 128
Актуальность. Современные исследования в области детско- юношеского спорта характеризуются концентрацией внимания ученых на проблемах совершенствования содержания основных разделов программно¬методических документов (13, 42, 84, 85).
Отмечаемое специалистами отставание в технике владения мячом отечественных футболистов от лучших зарубежных на современном этапе требует внедрения в практику новых, научно-обоснованных подходов к построению тренировки игроков, начиная с начальных этапов многолетней подготовки (37, 49, 53, 62, 69, 105).
Подготовка юных футболистов - длительный и многогранный процесс, базирующийся на данных научных исследований и передовом опыте отечественных и зарубежных специалистов.
Однако до настоящего времени проблема возрастных особенностей соревновательной деятельности юных футболистов остается практически неизученной. Подобное положение, нашедшее, к сожалению, отражение в действующих учебных программах для ДЮСШ и СДЮШОР, не способствует расширению путей поиска дальнейших возможностей в плане повышения эффективности технической подготовки футболистов.
Отсутствие научных данных о возрастной динамике структуры соревновательной деятельности юных футболистов особенно сказывается на этапе начального обучения технике владения мячом. Вследствие этого, в методике начального обучения продолжает оставаться открытым целый ряд вопросов, в частности - о последовательности изучения отдельных элементов техники игры, не изученность которых может стать в дальнейшем фактором, лимитирующим, в определённой степени, уровень технического мастерства в целом. В этой связи достаточно актуальной представляется проблема поиска новых методических подходов к техническому совершенствованию футболистов.
Гипотеза. Выявление возрастных закономерностей структуры соревновательной деятельности юных футболистов позволит разработать новый методический подход к обучению, который повысит эффективность технической подготовки, особенно на начальном этапе.
Объект исследования. Процесс многолетней технической подготовки юных футболистов.
Предмет исследования. Возрастные закономерности соревновательной деятельности и методика построения технической подготовки юных футболистов.
Научная новизна. В теории вопроса начального обучения технике футбола отсутствует единое мнение по проблеме последовательности обучения отдельным техническим приёмам и взаимосвязи между содержанием тренировочной и соревновательной деятельности.
В исследовании получены новые данные о соревновательной деятельности футболистов 8-17 лет, на основании которых установлены возрастные закономерности ее структуры.
Впервые, в возрастном аспекте, изучено влияние количественных и качественных параметров отдельных технико-тактических действий на результат матча. Установлен характер взаимосвязей ТТД в игре футболистов 8-17 лет. Выявлены приоритетные ТТД, отражающие специфику СД юных футболистов.
Научно обоснована и показана целесообразность начала обучения технике футбола преимущественно с элементов, связанных с контролем над мячом посредством многократных касаний в движении с различным изменением его параметров.
Экспериментально обосновано перераспределение учебных часов, от-водимых на техническую подготовку поурочными программами для ДЮСШ и СДЮШОР, базирующихся на установленных возрастных особенностях соревновательной деятельности юных футболистов.
Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию обучения технике спортивных игр, в частности футбола. Так, показана необходимость учета возрастных особенностей структуры соревновательной деятельности юных футболистов и характера взаимосвязей ее компонентов при построении технической подготовки, особенно на этапе начального обучения.
Отмечаемое специалистами отставание в технике владения мячом отечественных футболистов от лучших зарубежных на современном этапе требует внедрения в практику новых, научно-обоснованных подходов к построению тренировки игроков, начиная с начальных этапов многолетней подготовки (37, 49, 53, 62, 69, 105).
Подготовка юных футболистов - длительный и многогранный процесс, базирующийся на данных научных исследований и передовом опыте отечественных и зарубежных специалистов.
Однако до настоящего времени проблема возрастных особенностей соревновательной деятельности юных футболистов остается практически неизученной. Подобное положение, нашедшее, к сожалению, отражение в действующих учебных программах для ДЮСШ и СДЮШОР, не способствует расширению путей поиска дальнейших возможностей в плане повышения эффективности технической подготовки футболистов.
Отсутствие научных данных о возрастной динамике структуры соревновательной деятельности юных футболистов особенно сказывается на этапе начального обучения технике владения мячом. Вследствие этого, в методике начального обучения продолжает оставаться открытым целый ряд вопросов, в частности - о последовательности изучения отдельных элементов техники игры, не изученность которых может стать в дальнейшем фактором, лимитирующим, в определённой степени, уровень технического мастерства в целом. В этой связи достаточно актуальной представляется проблема поиска новых методических подходов к техническому совершенствованию футболистов.
Гипотеза. Выявление возрастных закономерностей структуры соревновательной деятельности юных футболистов позволит разработать новый методический подход к обучению, который повысит эффективность технической подготовки, особенно на начальном этапе.
Объект исследования. Процесс многолетней технической подготовки юных футболистов.
Предмет исследования. Возрастные закономерности соревновательной деятельности и методика построения технической подготовки юных футболистов.
Научная новизна. В теории вопроса начального обучения технике футбола отсутствует единое мнение по проблеме последовательности обучения отдельным техническим приёмам и взаимосвязи между содержанием тренировочной и соревновательной деятельности.
В исследовании получены новые данные о соревновательной деятельности футболистов 8-17 лет, на основании которых установлены возрастные закономерности ее структуры.
Впервые, в возрастном аспекте, изучено влияние количественных и качественных параметров отдельных технико-тактических действий на результат матча. Установлен характер взаимосвязей ТТД в игре футболистов 8-17 лет. Выявлены приоритетные ТТД, отражающие специфику СД юных футболистов.
Научно обоснована и показана целесообразность начала обучения технике футбола преимущественно с элементов, связанных с контролем над мячом посредством многократных касаний в движении с различным изменением его параметров.
Экспериментально обосновано перераспределение учебных часов, от-водимых на техническую подготовку поурочными программами для ДЮСШ и СДЮШОР, базирующихся на установленных возрастных особенностях соревновательной деятельности юных футболистов.
Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию обучения технике спортивных игр, в частности футбола. Так, показана необходимость учета возрастных особенностей структуры соревновательной деятельности юных футболистов и характера взаимосвязей ее компонентов при построении технической подготовки, особенно на этапе начального обучения.
1. Количественные и качественные характеристики ТТД, а также их удельный вес в структуре соревновательной деятельности отличаются у юных футболистов разного возраста. Так, например, футболисты 8-9лет выполняют в среднем за игру 410 ТТД при браке 39%; 10-11 лет - 455 ТТД при браке 39%; 12-13 лет - 544 ТТД при браке 37%; 14-15 лет - 592 ТТД при браке 33%; 16-17 лет - 778 ТТД при браке 28 %.
2. Футболисты младших возрастных групп ведут игру преимущественно за счёт технических приёмов, связанных с контролем над мячом посредством многократных касаний (ведение и обводка). С возрастом происходит перераспределение структурных элементов соревновательной деятельности в сторону увеличения объёма всех разновидностей передач мяча.
3. Структура и характер взаимосвязей ТТД определяют содержание многолетней технической подготовки на каждом из ее этапов. Так, в период с 8 до 10 лет в обучении технике игры основу должны составлять ведение, об¬водка и жонглирование; с 10 до 11 лет - ведение и обводка, короткие и средние передачи мяча, игра головой; с 11 до 12 лет - ведение и обводка, короткие и средние передачи мяча, удары в ворота ногой, игра головой; с 12 до 13 лет - ведение и обводка, прострелы и навесные передачи, длинные передачи, удары в ворота головой; с 13 до 14 лет - ведение и обводка, длинные передачи мяча, отбор, прострелы, удары в ворота головой и ногой; с 14 до 15 лет - короткие и средние передачи, ведение и обводка, передачи "на ход", перехваты; с 15 до 16 лет - короткие и средние передачи, ведение и обводка, прострелы, игра головой, удары в ворота головой и ногой.
2. Футболисты младших возрастных групп ведут игру преимущественно за счёт технических приёмов, связанных с контролем над мячом посредством многократных касаний (ведение и обводка). С возрастом происходит перераспределение структурных элементов соревновательной деятельности в сторону увеличения объёма всех разновидностей передач мяча.
3. Структура и характер взаимосвязей ТТД определяют содержание многолетней технической подготовки на каждом из ее этапов. Так, в период с 8 до 10 лет в обучении технике игры основу должны составлять ведение, об¬водка и жонглирование; с 10 до 11 лет - ведение и обводка, короткие и средние передачи мяча, игра головой; с 11 до 12 лет - ведение и обводка, короткие и средние передачи мяча, удары в ворота ногой, игра головой; с 12 до 13 лет - ведение и обводка, прострелы и навесные передачи, длинные передачи, удары в ворота головой; с 13 до 14 лет - ведение и обводка, длинные передачи мяча, отбор, прострелы, удары в ворота головой и ногой; с 14 до 15 лет - короткие и средние передачи, ведение и обводка, передачи "на ход", перехваты; с 15 до 16 лет - короткие и средние передачи, ведение и обводка, прострелы, игра головой, удары в ворота головой и ногой.
Подобные работы
- ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1996 - Повышение эффективности технико-тактической подготовки юных футболистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Тактическая подготовка юных футболистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Технико-тактическая подготовка юных футболистов 13-14 лет в годичном цикле тренировки
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Техническая подготовка юных футболистов 10-12 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ
В УСЛОВИЯХ ДЮСШ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФУТБОЛИСТОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4580 р. Год сдачи: 2023 - Влияние специально подобранных средств на совершенствование техники основных приемов игры в футбол у юношей 10-12 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



