СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9
1.1. Техническая подготовка как основа мастерства футболистов 9
1.1.1. Начальное обучение как база формирования спортивной техники 13
1.2. Проблемы оценки соревновательной деятельности в спортивных играх 19
1.2.1. Структура соревновательной деятельности и критерии её эффективности в футболе 28
1.2.2. Особенности соревновательной деятельности юных футболистов 33
1.3. Анализ содержания действующих поурочных программ по футболу для ДЮСШ и СДЮШОР 43
Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 50
2.1. Цель, задачи исследования 50
2.2. Методы исследования 50
2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы 51
2.2.2. Анкетирование 51
2.2.3. Педагогические наблюдения 51
2.2.4. Метод тестов 53
2.2.5. Педагогический эксперимент 54
2.2.6. Математическая статистика 56
2.3. Организация исследования 56
2.4. Характеристика обследуемых 57
3
Глава III. ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 60
3.1. Современные представления о системе обучения технике игры ..61
3.2. Соревновательная деятельность юных футболистов 8-17 лет и факторы, её определяющие 62
3.2.1. Особенности структуры соревновательной деятельности юных футболистов 62
3.2.2. Технико-тактические действия, влияющие на результативность игры юных футболистов 66
3.3. Анализ поурочных программ ДЮСШ, соревновательной и
тренировочной деятельности юных футболистов 75
Глава IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВОЙ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ
ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 78
Глава V. ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ СТРУКТУРЫ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 95
ВЫВОДЫ 104
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 128
Актуальность. Современные исследования в области детско- юношеского спорта характеризуются концентрацией внимания ученых на проблемах совершенствования содержания основных разделов программно¬методических документов (13, 42, 84, 85).
Отмечаемое специалистами отставание в технике владения мячом отечественных футболистов от лучших зарубежных на современном этапе требует внедрения в практику новых, научно-обоснованных подходов к построению тренировки игроков, начиная с начальных этапов многолетней подготовки (37, 49, 53, 62, 69, 105).
Подготовка юных футболистов - длительный и многогранный процесс, базирующийся на данных научных исследований и передовом опыте отечественных и зарубежных специалистов.
Однако до настоящего времени проблема возрастных особенностей соревновательной деятельности юных футболистов остается практически неизученной. Подобное положение, нашедшее, к сожалению, отражение в действующих учебных программах для ДЮСШ и СДЮШОР, не способствует расширению путей поиска дальнейших возможностей в плане повышения эффективности технической подготовки футболистов.
Отсутствие научных данных о возрастной динамике структуры соревновательной деятельности юных футболистов особенно сказывается на этапе начального обучения технике владения мячом. Вследствие этого, в методике начального обучения продолжает оставаться открытым целый ряд вопросов, в частности - о последовательности изучения отдельных элементов техники игры, не изученность которых может стать в дальнейшем фактором, лимитирующим, в определённой степени, уровень технического мастерства в целом. В этой связи достаточно актуальной представляется проблема поиска новых методических подходов к техническому совершенствованию футболистов.
Гипотеза. Выявление возрастных закономерностей структуры соревновательной деятельности юных футболистов позволит разработать новый методический подход к обучению, который повысит эффективность технической подготовки, особенно на начальном этапе.
Объект исследования. Процесс многолетней технической подготовки юных футболистов.
Предмет исследования. Возрастные закономерности соревновательной деятельности и методика построения технической подготовки юных футболистов.
Научная новизна. В теории вопроса начального обучения технике футбола отсутствует единое мнение по проблеме последовательности обучения отдельным техническим приёмам и взаимосвязи между содержанием тренировочной и соревновательной деятельности.
В исследовании получены новые данные о соревновательной деятельности футболистов 8-17 лет, на основании которых установлены возрастные закономерности ее структуры.
Впервые, в возрастном аспекте, изучено влияние количественных и качественных параметров отдельных технико-тактических действий на результат матча. Установлен характер взаимосвязей ТТД в игре футболистов 8-17 лет. Выявлены приоритетные ТТД, отражающие специфику СД юных футболистов.
Научно обоснована и показана целесообразность начала обучения технике футбола преимущественно с элементов, связанных с контролем над мячом посредством многократных касаний в движении с различным изменением его параметров.
Экспериментально обосновано перераспределение учебных часов, от-водимых на техническую подготовку поурочными программами для ДЮСШ и СДЮШОР, базирующихся на установленных возрастных особенностях соревновательной деятельности юных футболистов.
Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию обучения технике спортивных игр, в частности футбола. Так, показана необходимость учета возрастных особенностей структуры соревновательной деятельности юных футболистов и характера взаимосвязей ее компонентов при построении технической подготовки, особенно на этапе начального обучения.
1. Количественные и качественные характеристики ТТД, а также их удельный вес в структуре соревновательной деятельности отличаются у юных футболистов разного возраста. Так, например, футболисты 8-9лет выполняют в среднем за игру 410 ТТД при браке 39%; 10-11 лет - 455 ТТД при браке 39%; 12-13 лет - 544 ТТД при браке 37%; 14-15 лет - 592 ТТД при браке 33%; 16-17 лет - 778 ТТД при браке 28 %.
2. Футболисты младших возрастных групп ведут игру преимущественно за счёт технических приёмов, связанных с контролем над мячом посредством многократных касаний (ведение и обводка). С возрастом происходит перераспределение структурных элементов соревновательной деятельности в сторону увеличения объёма всех разновидностей передач мяча.
3. Структура и характер взаимосвязей ТТД определяют содержание многолетней технической подготовки на каждом из ее этапов. Так, в период с 8 до 10 лет в обучении технике игры основу должны составлять ведение, об¬водка и жонглирование; с 10 до 11 лет - ведение и обводка, короткие и средние передачи мяча, игра головой; с 11 до 12 лет - ведение и обводка, короткие и средние передачи мяча, удары в ворота ногой, игра головой; с 12 до 13 лет - ведение и обводка, прострелы и навесные передачи, длинные передачи, удары в ворота головой; с 13 до 14 лет - ведение и обводка, длинные передачи мяча, отбор, прострелы, удары в ворота головой и ногой; с 14 до 15 лет - короткие и средние передачи, ведение и обводка, передачи "на ход", перехваты; с 15 до 16 лет - короткие и средние передачи, ведение и обводка, прострелы, игра головой, удары в ворота головой и ногой.
1. Адамбеков К.И. Оптимизация тренировочных занятий при подготовке юных футболистов в условиях общеобразовательных школ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1980. - 17с.
2. Алабин В.Г. и др. Комплексный контроль в спорте. //Теория и практика физической культуры, 1995, № 3. - С.43-46.
3. Алёшков И., Джанузаков К. Индивидуальная подготовка-проблема №
1. //Футбол-хоккей, 1984, № 32. - С.12-13.
4. Амалин М.Е., Шилов О.С. Методика оценки соревновательной дея¬тельности в спортивных играх. //Теория и практика физической куль¬туры, 1980, № 9. - С.19-20.
5. Амер М. М. Исследование эффективности индивидуальных защитных действий баскетболистов. //Совершенствование методов и средств фи-зического воспитания и спортивной тренировки. - Л.:ГДОИФК, 1978. - С.102-103.
6. Андреев С.Н., Герлицин В. Л. Проблемы совершенствования норматив¬ных показателей юных футболистов. //Теория и практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1986, № 4. - С.27-29.
7. Андреев С.Н. Играй в мини-футбол. - М.: Советский спорт, 1989. - 47с.
8. Андреев С.Н. Организационные проблемы подготовки спортивных ре¬зервов по футболу: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 1988. - 19с.
9. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1988. - 144с.
10. Арестов Ю.М., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов: Учебное пособие для слушателей ВШТ. - М., 1980. - 128с.
11. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в фи-зическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223с.
110
12. Бакшин С.Г. Оценка пространственно-временных характеристик двига-тельной деятельности футболистов высокой квалификации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1987. - 23с.
13. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и со-временность. //Теория и практика физ. культуры. - 1995, № 4. - С.2-7.
14. Бен Лакреш Жамиль Эддин. Техника ведения мяча футболистами раз¬ного возраста и методические приёмы её совершенствования. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1986. - 20с.
15. Бесков К. Можно ли измерить мастерство. //"Советский спорт" от 24 декабря 1981г. - С.3.
16. Бобрович Э.И., Кротов В.Я. Методика записи игр. //Ручной мяч /Под. общ. ред. В. А. Кудряшова и Э.И. Бобровича. - Минск: Высшая школа, 1975. - С.7-18.
17. Бойченко Б.Ф. Возрастная динамика физических качеств и технико-тактического мастерства в связи с совершенствованием системы отбора юных футболистов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1986. - 22с.
18. Бубэ Х., Фэк Г., Штюблер Х., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. - М.: Физическая культура и спорт, 1968. - 240с.
19. Булкин В. А. Управление процессом предсоревновательной подготовки спортсменов. //Управление процессом подготовки спортсменов: Мат.4 Всерос. науч. - метод. конф. - Л., 1979. - С.10-13.
20. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физическая культура и спорт, 1980. - 126с.
21. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. //Учебное пособие /Под общ. ред. профессо¬ра Е.К. Аганянц. - Краснодар: КГАФК, 1991. - 104с.
111
22. Воробьёв А.Н. Ещё раз о теории и практике. //Научно-спортивный вестник. - 1987, № 3. - С.38-40.
23. Выжгин В. А. Исследование эффективности методики обучения детей 11-12 лет технике футбола: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1972.
- 18с.
24. Гаджиев Г.М., Годик М.А., Зонин Г.С. Контроль соревновательной дея-тельности высококвалифицированных футболистов: Метод. рекоменд.
- М., 1982. - 26с.
25. Гаджиев Г.М. Структура соревновательной деятельности как основа комплексного контроля и планирования подготовки футболистов высо¬кой квалификации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1984. - 24с.
26. Гакаме Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие футбо¬листов 9-22 лет: Автореф. дис. ... канд. биолог. наук. - Краснодар, 1995.
- 17 с.
27. Гассиев А., Клусов Н., Ривкин А. С помощью ЭВМ. //Спортивные иг¬ры, 1981, № 1. - С.16-17.
28. Глебов Н. Нити притяжения. //Футбол-хоккей, 1983, № 26. - С.6-7.
29. Годик М.А., Колобов В.И. Систематизация специализированных уп¬ражнений футболистов: Метод. рекоменд. - М., 1983. - 39с.
30. Годик М.А. Контроль и управление нагрузками в футболе.//Футбол: Ежегодник.-1981. /Сост. В.П. Климин, С.А. Савин. Редкол.: Ю.М. Арестов и др. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - С.74-77.
31. Годик М.А. Метрологические основы контроля за технической и такти¬ческой подготовленностью спортсменов. //Спортивная метрология: Учеб. для инст. физ. культ. /Под ред. В.М. Зациорского. - М.: Физкуль¬тура и спорт, 1982. - С.161.
32. Годик М.А., Черепанов П.П., Галеев Р.З. Интегральная оценка атакую¬щих действий. //Футбол: Ежегодник.-1984. /Сост. С.А. Савин, А.С. Со¬
112
ловьёв. Редкол.: К.И. Бесков и др. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С.7-11.
33. Годик М.А., Черепанов Р.З. Можно ли измерить класс? //Футбол- хоккей. - 1984, № 24. - С.10-11.
34. Голденко Г.А. Индивидуальные программы технико-тактической под¬готовки футболистов высокой квалификации с учётом особенностей соревновательной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1984. - 21с.
35. Голомазов С., Чирва Б. Футбол: Тренировка точности юных спортсме¬нов.- М., 1994. - 81с.
36. Гошева К. Что показали тесты. //Спорт за рубежом, 1979, № 16. - С.14-
15.
37. Джанузаков К.Ч. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса юных футболистов 16-17 лет на основе педагогического контроля. Ав¬тореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1982. - 23с.
38. Джармен Д. Футбол для юных. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 61с.
39. Дибнер Р.Д., Люкшинов Н.М., Морозов Ю.А. Комплексная научная группа как она есть. //Футбол: Ежегодник.-1980. /Сост. С.А. Савин. Редкол.: Ю.М. Арестов и др. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - С.45-
47.
40. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Идея, алгоритм, решение. - М., 1972. - 324с.
41. Емец В. Без техники нет тактики. //Советский спорт, 1982, 20 июля. - С.3.
42. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.,
1981. - 48с.
113
43. Жуков М.М., Абрамов М.С., Зеленова Н.М. Шкалы оценки функцио¬нальных показателей студентов-гандболистов. - Ташкент, 1979. - 28с.
44. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152с.
45. Зеленцов А.С., Лобановский В.В., Разумовский Е.А. Технико¬тактические действия футболистов. //Футбол: Ежегодник.-1982. /Сост.
В.П. Климин, С.А. Савин. Редкол.: К.И. Бесков и др. - М.: Физическая культура и спорт, 1982. - С.9-13.
46. Золотарёв А.П. Возрастная динамика ловкости и техники владения мя¬чом в условиях скоростных передвижений у юных футболистов 9-17 лет: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1987. - 22с.
47. Золотарёв А.П. Некоторые особенности соревновательной деятельно¬сти юных футболистов 9-17лет. //Методика совершенствования и кон¬троля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений: Учебно-методическое пособие. - Красно¬дар, 1991. - С.12-16.
48. Золотарёв А.П., Шамардин А.И. Структура основных компонентов со-ревновательной деятельности юных футболистов: Учебно¬методическое пособие. /Под ред. Н.Д. Васильева. - Волгоград: ВГИФК,
1993. - 33с.
49. Зонин Г.С. Исследование физической, технической подготовленности и их совершенствование у футболистов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.
- Л., 1974. - 21с.
50. Игнатьева В.Я. Исследование соревновательных нагрузок гандболистов высших разрядов. //Теория и практика физической культуры, 1980, №
8. - С.15-17.
114
51. Иманалиев Т.Т. Сопряжённая физическая и технико-тактическая подго¬товка футболистов на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 1993. - 24с.
52. Карапетян Г.Р. Как маленькие бразильцы: Обучение младших школь¬ников элементам техники футбола. //Физическая культура в школе.- 1990, № 6. - С.60-61.
53. Качалин Г.Д. Графический анализ игры. //Спортивные игры, 1974, № 3.
- С.6-7.