Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №74601

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2020
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
312
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ 6
1.1 Концептуальные подходы к изучению социально-психологической адаптации
личности в группе 6
1.2 Особенности социально- психологической адаптации студентов с ОВЗ
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 54
2.1 Планирование и организация исследования, характеристика выборки 54
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 59
2.3 Статистическая проверка гипотезы 62
Заключение 67
Список литературы 72
Приложение 1 77
Приложение 2 80
Приложение З

Интерес к адаптации личности в группе и решению возникающих в этой области проблем возник уже очень давно, наверное, в тот момент, когда возник вопрос о взаимоотношениях общества и личности человека. Социальные группы являются той средой, где человек постоянно контактирует с другими людьми, это либо помогает его личности развиваться, либо (в случае проблем) препятствует этому.
Социально-психологические характеристики являются сложными и важными компонентами адаптации и социализации личности. Именно это призвано облегчить вхождение новых членов в жизнедеятельность общества. Социально-психологические характеристики личности представляют собой важные части системы адаптации, они отвечают за регулирования связи между личностью и процессами, протекающими в обществе.
Специалисты отличают различную взаимосвязь между социально-психологической адаптацией и личностными характеристиками, используя для этого различные методологии. Одни считают, что личностные качества являются одним из наиболее важных показателей социально-психологической подготовленности человека к общественной деятельности. Они позволяют ему самостоятельно выбирать линию своего поведения, брать на себя ответственность за поступки, быть целеустремленным, быть готовым противостоять стрессам. Так же считается, что социально-психологическая приспособленность позволяет более эффективно бороться со стрессом, применять усвоенные навыки, принимать адекватные решения.
К сожалению, в современном мире с каждым годом возрастает количество детей-инвалидов. В соответствии с декларацией ООН о правах инвалидов от 1975г. «инвалид» - это человек, не способный сам обеспечить собственные потребности социальной и личной жизни из -за приобретенных или врожденных недостатков умственных или физических возможностей. В наше время по отношению к таким людям чаще используется термин люди с ограниченными возможностями здоровья. Адаптация таких людей - важнейшая задача нашего общества и государства, позиционирующего себя как социальное.
Цель данной работы - анализ процесса социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к системе высших учебных заведений; выявление социально-психологических закономерностей адаптации личности с ограниченными возможностями здоровья. Для этого следует решить определенные задачи:
1. Изучить концептуальные подходы к изучению социально - психологической адаптации личности в группе.
2. Выявить закономерности социально - психологической адаптации личности в группе.
3. Выявить особенности социально- психологической адаптации личности с ОВЗ.
4. Провести исследование адаптации к учебному процессу и учебной группе студентов 1- курса и студентов с ОВЗ, обучающихся в ДВФУ.
5. Провести исследование зависимости уровня адаптации от самооценки.
6. Провести сравнительное исследование уровня адаптированности студентов с ОВЗ и студентов 1- го курса.
7. Сформулировать рекомендации по адаптации студентов с ОВЗ в ВУЗе.
Эмпирический объект исследования: 20 студентов с ограниченными возможностями здоровья ДВФУ и 42 студента I курса ШИГН ДВФУ;
Теоретический объект исследования: социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ.
Предмет исследования - особенности процесса социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям высших учебных заведений.
Гипотеза исследования:
Уровень социально-психологической адаптация студентов с ОВЗ не отличается от уровня социально-психологической адаптации обычных студентов.
Уровень социально-психологической адаптация студентов с ОВЗ, отличается от уровня социально-психологической адаптации обычных студентов.
В ходе работы использовались такие методы исследования, как анализ, обобщение логических выводов, наблюдение, классификация, сравнение, систематизация данных. Информационной основой для написания работы являются фактические материалы, опубликованные в литературных источниках, периодических статьях, интернет источниках.
Данной темой в той или иной степени занимались многие отечественные и зарубежные специалисты: Л.С. Выготский, Д. Холл, Т.Тинклин, В.З.Кантор, Е.А. Худоренко, С.В. Алехина, Л.А. Осьмук, Н.П. Артюшенко, С. В. Бельковой, Л. З. Гостевой, О. В. Дорошенко, В. Е. Макарова, С. Г. Терсковой, Э.К. Наберушина, и др. рассматривали основные направления изучения социально-психологической адаптации личности с ограниченными возможностями здоровья.
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы. В списке литературы 46 позиций, из них 5 интернет источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социально-психологическая адаптация - это включение человека в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. С точки зрения некоторых исследователей, важным аспектом социально-психологической адаптации является принятие индивидом социальной роли, а эффективность адаптации зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи.
Успешность процесса социально-психологической адаптации зависит от большого количества факторов. Одни из них - это личностные. Они влияют на течение, результаты, сроки и темпы данного процесса.
Социально-психологические характеристики являются сложными и важными компонентами адаптации и социализации личности. Именно это призвано облегчить вхождение новых членов в жизнедеятельность общества. Социально-психологические характеристики личности представляют собой важные части системы адаптации, они отвечают за регулирования связи между личностью и процессами, протекающими в обществе.
Выделяются такие классификации социально-психологической адаптации личности, как: по уровню социальной активности - активная и пассивная адаптация и по механизму осуществления - добровольная и вынужденная адаптация.
Социально-психологическая адаптация предполагает, что личность будет адекватно воспринимать самого себя и окружающий мир, систему взаимоотношений с другими людьми, будет способен к труду, отдыху, обучению, к самоорганизации и самообслуживанию, будет адекватно реагировать на изменения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Социально-психологическую адаптацию личности в группе в основном можно изучать в различных направлениях. В бихевиористком направлении социальной психологии социально-психологическая адаптация человека формируется в зависимости от полученной с годами развития информации. В концепциях психоаналитического подхода социально-психологическая адаптация личности рассматривалась на основе анализа защитных механизмов. В работах гештальтпсихологов социально-психологическая адаптация личности рассматривалась в контексте адекватной реакции на трудности и новые ситуации, которые постоянно возникают в жизни человека.
Анализ основных подходов к исследованию социально - психологической адаптации личности показал, что многие специалисты внесли тот или иной вклад в изучение адаптации. Но в каждом подходе наблюдается своеобразное видение ее природы, функции, критериев успешности.
Социально-психологическая адаптация личности определяет возможности человека воспринимать объект определенным образом и действовать определенным способом. Социально-психологическая адаптация помогает человеку воспринимать окружающий мир и других людей более верно, а может, наоборот, способствовать искажению информации и блокировать нормальное восприятие другого человека.
Социально-психологическая адаптация получает начало своего развития в семейном окружении, затем продолжают формироваться в малой группе, с которой идет непосредственное общение индивида, далее в трудовом коллективе, школе, университете. Таким образом, социально-психологическая адаптация не только начинает свое формирование в группе, но и оказывают на ее жизнедеятельность непосредственное влияние.
В наше время большое внимание государство, общество в целом и психолого-педагогическое сообщество уделяют адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь, учебный процесс, приобретение профессиональных навыков. Главная задача состоит в том, чтобы лица с ограниченными возможностями здоровья стали полноправными членами общества.
Социально-психологическая адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности и отличается от здоровых людей. Это связано как с общим психологическим состоянием человека с ограниченными возможностями здоровья, так и от его нозологии.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья высшее образование является значимым моментом в жизни, возможностью адаптироваться в обществе, стать его полноправным членом, реализовать свои жизненные цели, развить характер, самостоятельность, повысить самооценку.
Однако, интеграция лица с ОВЗ в систему высшей школы сопряжено с трудностями адаптации их в связи с нарушениями физического здоровья и, как следствие, изменениях в психологическом состоянии. В связи с этим задача психологов- педагогов высшей школы заключается в своевременном выявлении уровня адаптированности, уровня самооценки студентов с ОВЗ, чтобы правильно выстроить систему сопровождения каждого студента, подобрать методы коррекционной работы с ними.
Это возможно достичь путем адаптации системы высшего образования к потребностям студентов с ограниченными возможностями здоровья. В данной работе с помощью «Методики исследования адаптированности студентов в ВУЗе» и «Особенности адаптации студентов с разными уровнями самооценки» было установлено, что существует взаимосвязь между адаптированностью студентов с ОВЗ в группе к адаптированностью к учебному процессу, а также взаимосвязь уровня адаптации с уровнем самооценки. Чем выше уровень адаптированности в группе, тем выше адаптированность к учебному процессу и чем выше уровень самооценки, тем выше уровень адаптации к учебному процессу. Это характерно как для студентов с ОВЗ, так и для студентов 1-го курса. Также было проведено сравнительное исследование межу уровнем адаптации в группе и уровнем адаптации к учебному процессу студентов с ОВЗ и студентов 1 -го курса. Было установлено, что уровень адаптации студентов с ОВЗ в группе ниже, чем уровень адаптации в группе студентов 1-го курса, но уровень адаптации к учебному процессу студентов с ОВЗ практически не отличается от адаптации к учебному процессу студентов 1-го курса. Это можно пояснить высокой мотивацией студентов с ОВЗ к учебе, а также правильно организованным сопровождением студентов с ОВЗ в учебном процессе в ДВФУ.
Полученные в ходе исследования результаты можно использовать:
1) для выявления студентов с ОВЗ с низким уровнем адаптированности в учебной группе.
2) для выявления студентов с ОВЗ с низким уровнем адаптированности к учебному процессу в ВУЗе;
3) установления уровня самооценки студентов с ОВЗ и зависимости адаптации от самооценки;
4) для оформления, на основе полученных в результате исследований данных, методологического обеспечения сопровождения таких студентов,
5) для организации эффективной коррекционно-развивающей и воспитательной работы со студентами с ОВЗ;
6) составления методологического обеспечения сопровождения студентов с ОВЗ с учетом нозологии;
7) для организации учебно- воспитательной работы в студенческой группе, где обучаются студенты с ОВЗ.
В качестве рекомендаций по работе с адаптаций студентов с ОВЗ для кураторов и студентов можно предложить:
1) кураторам групп проводить психологическую диагностику уровня адаптации и самооценки студентов с ОВЗ на протяжении 1-го курса;
2) с целью оптимизации адаптированности студентов с ОВЗ проводить психологические тренинги в учебной группе, способствующие укреплению взаимодействия и межличностных отношений;
3) проводить внеучебные совместные мероприятия;
4) привлекать волонтеров из числа студентов в качестве сопровождающих лиц с ОВЗ;
5) в практике общения со студентами с ОВЗ руководствоваться этикой общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данная работа может быть полезна для ВУЗов, которые еще не адаптированы к работе со студентами с ОВЗ, студентов- психологов и студентов, обучающихся совместно со студентами с ОВЗ. Позволит сформировать не только ряд необходимых компетенций, но будет способствовать доступности высшего образования, повышению качества образования выпускников из числа лиц с ОВЗ и их успешному трудоустройству.



1. Акименко, А. К. Понятие социально-психологической адаптации, критерии и механизмы /А. К. Акименко. - Наука. - 2014. - №3. - С. 111 - 116.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2012. - 541 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления / Г. М. Андреева - М.: МПСИ. 2014. - 387 с.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов - М.: Наука, 2012.- 206 с.
5. Белинская, Е. П. Социальная психологи / Е. П. Белинская - М: Аспект Пресс, 2013.— 475 с.
6. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова - Спб.: Питер. 2015. - 480 с.
7. Библиофонд [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=789345 (дата обращения 10.05. 2020)
8. Быкова, Е. Б. Я концепция личности / Е. Б. Быкова - СПб: Питер,2013.- 23 с.
9. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение-1995.- С.3
10. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение-1995.- С.16
11. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М.: Просвещение 1995- С.16
12. Воронина, В. В. О социологии малых групп / В. В. Воронина - М.: Прогресс. 2012. - 380 с.
13. Г орбунова, М. Ю. Социальная психология / М. Ю. Горбунова - М.: Владос, 2012. - 224 с.
14. Гуревич, П. С. Психология личности / П. С. Гуревич - М.: Юнити- Дана, 2012. - 1126 с.
15. Добряк С.Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 202 с.
16. Дружинин, В. Н. Психология / В. Н. Дружинин - Спб.: Питер. 2013.- 375 с.
17. Ефимова,, З. С. Социальная психология / З. С. Ефимова - М.: Юнити-Дана, 2012. - 477 с.
18. Заир-Бек С. И., Сергеев Ю. Н., Беликов А. А. Доступность и качество высшего образования для инвалидов: миф или реалии? // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М.: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2016. С. 105-108.
19. Зайцев, А. А. Малые группы / А. А. Зайцев - М.: Психология. 2014.- 118 с.
20. Козубовский, В. М. Общая психология / В. М. Козубовский - М.: Амалфея, 2015. - 448 с.
21. Козьяков, Р. В. Социальная психология / Р. В. Козьяков - М.: Директ-Медия, 2013. - 376 с.
22. Кравченко, С. А. Социология / C. А. Кравченко - Е.: Деловая книга. 2013. - 384 с.
23. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. -239 с.
24. Макаров В. Е. Актуальные проблемы доступности современного высшего образования для инвалидов и возможные пути их решения // Технологии социальной работы с различными категориями населения: сборник научных статей студентов и преподавателей кафедры социальных технологий / Под ред. Я. В. Шимановской М.: ИТД «Перспектива», 2016. С. 46-53.
25. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков - М.: Владос. 2012. - 500 с.
26. Немов, Р. С. Психология личности / Р. С. Немов - Спб: Питер, 2013. - 382 с.
27. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности: Теория и практика / Н. И. Непомнящая - М.: ВЛАДОС, 2012. - 192с.
28. Новиков, В. В. Социальная психология: феномен и наука / В. В. Новиков - М.: Институт психотерапии. 2013. - 479 с.
29. Оганян, К. К. Социально-психологическая адаптация личности в обществе / К. К. Оганян - Наука. - 2012. - №6. - С. 88 - 91.
30. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин - М.: Аспект Пресс, 2010 - 607с.
31. Петровский, А. В. Психологический словарь [Электронный ресурс] / А. В. Петровский - Режим доступа: http://www.persev.ru/individсвободный.
32. Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное[Электронный ресурс]иВТ: http: //docs.cntd.ru/document/1200008 649 (дата обращения 13.04 2020)
33. Семечкин, Н. И. Социальная психология / Н. И. Семечкин - М.: Директ-Медия, 2014. - 504 с.
34. Соснин, В. А. Социальная психология / В. А. Соснин - М.: Юнити- Дана, 2015. - 481 с.
35. Столяренко, Л. Д. Психология личности / Л. Д. Столяренко - Ростов на Дону: Феникс, 2011. - 575 с.
36. Сороко С.И. Индивидуальные стратегии адаптации человека в экстремальных условиях// Физиология человека 2012. Т.38, №6 С.78-86
37. Социальное сопровождение инклюзивного обучения инвалидов в условиях высшего образования // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 158-162.
38. Тюрина, Н. В. Социально-психологическая адаптация в современном мире / Н. В. Тюрина // Вестник АлГТУ. - 2016. - №7. - С. 150 - 158.
39. Типы личности по К. Хорни [Электронный ресурс] URL: http: //studopedia.ru/10_378_tipi-lichnosti-po-horni-osnovnie- polozheniya.html свободный.
40. Терентьева, И. Н. Курс лекций по социологии / И. Н. Терентьева М.: МГУ. 2015. - 100 с.
41. Учебное пособие «методические рекомендации по обучению студентов- инвалидов и студентов с ОВЗ» под ред. Козыревой О.А., учебное пособие для преподавателей КГПУ им. В.П. Астафьева, работающих со студентами- инвалидами и студентами с ОВЗ КГПУ- 2015. 93 с.
42. Учебное пособие «методические рекомендации по обучению студентов- инвалидов и студентов с ОВЗ» под ред. Козыревой О.А., учебное пособие для преподавателей КГПУ им. В.П. Астафьева, работающих со студентами- инвалидами и студентами с ОВЗ КГПУ- 2015. 93 с.
43. Учебное пособие «методические рекомендации по обучению студентов- инвалидов и студентов с ОВЗ» под ред. Козыревой О.А., учебное пособие для преподавателей КГПУ им. В.П. Астафьева, работающих со студентами- инвалидами и студентами с ОВЗ КГПУ- 2015. 93 с.
44. Фрейд, З. Структура личности. / пер. А.П. Абразумов - Спб.: Питер, 2012. - 372 с.
45. Hall I, Tinklin Т. Disabled students in high education // SCRE Research Report. № 85. Впервые опубликовано в апреле 1998 года на веб-сайте URL: http: //www.scre.ac. uk/resreportyrr85/index.html
46. Шевцов В. И., Рощина М. Л. Поддержка образовательного процесса студентов-инвалидов но зрению // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 109—116.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ