Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Структурно-стилистические особенности интерактивных форм журналистского творчества в газете «Вечерний Саранск»

Работа №74575

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1. Становление и эволюция интервью как интерактивного жанра
в журналистике 10
1.1 История возникновения жанра интервью 10
1.2 Интервью как метод и жанр интерактивной коммуникации 15
1.3 Стилистические особенности жанра интервью 33
2. Интерактивные формы коммуникации в республиканской газете
«Вечерний Саранск» 41
2.1 История еженедельной газеты «Вечерний Саранск» 41
2.2 Специфика подвидов интервью на страницах республиканской
газеты «Вечерний Саранск» 44
2.3 Основные темы интервью в еженедельнике «Вечерний Саранск» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Активное развитие современного российского общества подразумевает многообразие и интенсивное преобразование всех его сторон, соответствующих им социальных институтов, а также усложнение и совершенствование их взаимодействия с широкой общественностью. Главным средством общественного выражения является журналистика. Участвуя практически во все крупных событиях и явлениях посредством контактов с социальными, культурными и политическим элитами, она обеспечивает основу для общегражданской дискуссии, организует опосредованное общение между политикой и народом, формирует общественное мнение.
Отражая объективную реальность в сознании людей, журналистика, можно сказать, актуализирует мировоззрение социальных групп посредством подбора информации, которая имеет такие важные качества, как достоверность, полезность, точность, злободневность.
Полученную информацию корреспондент обрабатывает и в дальнейшем распространяет в устойчивой форме, так называемой жанром журналистики, содержащим в себе идейный замысел, объект отображения, интерполяцию методов сбора информации, авторскую интерпретацию. Сходные по каким- либо признакам жанры объединяются в родовые группы.
Одними из самых востребованных жанров в современной журналистике являются интерактивные. По своей природе интервью представляет явление особой социальной значимости. С помощью него люди, делясь своими знаниями, могут участвовать в жизни страны, рассказывая обществу о своих предпочтениях и интересах.
Создавая массовые информационные потоки, интерактивная группа жанров обеспечивает обществу как системе меру социального участия. Возникла возможность оперативного взаимодействия с потенциальной аудиторией, происходит синтез информационного стимула и реакции.
Актуальность исследования объясняется ростом интереса к интервью городской и региональной периодики, как со стороны граждан, так и со стороны государства. По мнению ученых А. А. Тертычного и М. И. Шостака, с годами все больше и больше на страницах журналов и газет, на телевидении и радио появляется интервью во всем его величии и многообразии. Причем можно выделить и такую тенденцию, что в процессе общественного развития рассматриваемый жанр может диалектически видоизменять свое содержание.
Объектом исследования выступают интерактивные жанры в журналистике.
Предмет исследования - структурно-стилистические признаки в подвидах интервью в газете «Вечерний Саранск».
Цель работы - выявить значимость интервью в региональной прессе, рассмотреть основные проблемы, связанные с интерактивной группой жанров.
На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
- Рассмотрение интервью как жанровой формы;
- Выявление композиционных и стилистических особенностей интерактивной родовой группы;
- Описание подвидов интервью;
- Анализ интервью как вид диалога-расспроса;
- Рассмотрение еженедельника « Вечерний Саранск» с точки зрения его тематики, проблемы, структуры;
- Выделение особенностей интервью в еженедельнике «Вечерний Саранск»;
Эмпирическая база и методология исследования. Эмпирическую базу работы составили материалы республиканской еженедельной газеты «Вечерний Саранск». К исследованию данных материалов была применена практика многомерных подходов на основе всестороннего анализа с точки зрения: а) их тематики и содержания; б) связанных с ними авторских интенций и общих целевых установок издания; в) подвидов интервью как коммуникативной
При написании работы нами был применен комплексный подход, предполагающий использование описательного, аналитического,
типологического, сравнительно-сопоставительного, семантико-стилистического (состоящего в выяснении значения языкового средства с учетом контекста), функционально-семантического (заключающегося в выявлении
функциональных возможностей единиц в сопоставлении подвидов интервью) методов работы с теоретическим и фактическим материалом исследования, а также метод компонентного анализа (необходимого для определения семантики отдельно входящих в текст слова или фразы), которые позволили выявить специфику организации материалов публикаций в еженедельнике «Вечерний Саранск».
Степень научной разработанности. В процессе написания дипломной работы нами был проведен анализ жанра интервью на страницах газеты «Вечерний Саранск» с точки зрения его семантики, художественных особенностей и композиции. Теоретическую основу курсовой работы составляют труды российских ученых В. И. Антоновой, М. М. Лукиной, С. А. Ржановой, В. И. Тертычного, М. И. Шостака и др.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней предпринята попытка целостного и всестороннего анализа интервью с точки зрения жанра и метода интерактивной коммуникации, элемента риторики. Также мы изучили подвиды жанра интервью в республиканской газете «Вечерний Саранск» и рассмотрели историю интервью в качестве коммуникативной родовой группы жанров.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что сформированные теоретические положения и практические выводы, полученные в ходе исследования, способствуют расширению и углублению
имеющихся в науке представлений о своеобразии и траекториях развития интервью на страницах региональной прессы. Это позволяет не только очертить границы данного феномена, подчеркнуть синтез его подвидов в современной российской действительности и связанные с этим задачи, функции интервью в региональной прессе, но и приблизиться к пониманию особенностей региональной прессы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы бакалаврской работы могут быть использованы в лекционных курсах, курсах по выбору и спецкурсах для студентов филологических факультетов региональных вузов, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика».
Структура исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель и задачи работы, методы работы с научной литературой.
В первой главе прослеживается история возникновения жанра интервью, его развитие в отечественной прессе. Также дается характеристика интервью как жанра и метода интерактивной коммуникации, раскрываются стилистические особенности жанра интервью, его композиция и стандартные средства выражения.
Во второй главе содержится анализ функционирования интервью в газете «Вечерний Саранск», указываются его типологические и уникальные черты, тематические направления, средства и приемы, используемые журналистами при написании текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из общего положения и опираясь на совокупность всех ранее вышеперечисленных и упомянутых фактов, мы можем сделать следующие выводы.
До середины 1870-х годов высказывания интервьюируемых появлялись в журналистских текстах лишь в виде прямых цитат. Например, взятое у К. Маркса интервью Дж. Суинтона (1880-й г.) содержало в себе лишь несколько кратких прямых цитат из высказывания автора «Капитал». В следующее десятилетие века интервью становилось более популярным жанром журналистики США, а в 1890-е г. было уже распространенным жанром в газетах Нью-Йорка. Журналисты часто брали интервью у папы римского, членов британского и германского кабинета министров, иностранных визитеров. В конце века интервью начинало распространяться и в Европе: сначала в Англии, потом жанр начал появляться во Франции, Германии, Италии.
У. Стид в 1902 г. назвал интервью «характерным американским изобретением». Он же посылал в Англию первые образцы американского интервью, развивая его в странах Европы. А немецкий теоретик журналистики Э. Дофифат написал в 1927 г. книгу о журналистике, признав в ней интервью чисто американским новшеством.
Отечественное интервью возникло гораздо позже, нежели в Европе. На это повлияло несколько факторов: политический режим, идеология стран, культурные традиции и обычаи в стране, экономика.
Интервью рассматривают в трех направлениях: как метод информации, интерактивный жанр и элемент риторики.
Интервью имеет публицистический стиль текста. Оно предназначено для массовой аудитории. Композиция интервью зависит от размещения вопросов и связи между ними. Существуют несколько типов композиции и диалогических единств. В республиканской газете «Вечерний Саранск» наиболее часто встречается вопросно-ответная форма.
Одним из составляющих успешного интервью является грамотный язык и стиль вопросов. Вопрос должен быть понятен интервьюируемому. Необходимо учитывать уровень знаний собеседник и задавать вопрос таким образом, чтобы понятия и термины были ему знакомы. Также вопрос должен содержать в себе одну мысль, чтобы ответ собеседника был наиболее полным.
Особое внимание было уделено изучению жанра интервью в еженедельной газете «Вечерний Саранск», на примере которой мы исследовали проблему освещения наркотической зависимости.
Стоит отметить, что в еженедельной газете «Вечерний Саранск» встречаются все подвиды интервью. Признаки подвидов интервью могут интегрироваться, в результате чего сами подвиды синтезируются и образуют один жанр.
Если говорить об основных темах, встречающихся в интервью на страницах еженедельника, то можно выделить следующее:
- Интервью с государственным деятелем на социально-политическую тему;
- Интервью со «звездой» на бытовые темы. Цель - познакомить читателей с интервьюируемым;
- Интервью на спортивная тему со звездой спорта или тренером;
- Интервью на тему здоровой еды, диеты, а также разговор о различных заболеваниях и способах их лечения;
- Интервью на социальную тему в Республике Мордовия.
Можно заключить, что в ходе работы мы достигли поставленной цели. Описанные данные научного и практического характера позволяют нам объективно оценить особенности жанра интервью на страницах республиканской газеты «Вечерний Саранск».



1 Антонова В. И. Жанры в творчестве журналистов региональных изданий: традиции, опыт, новации / В. И. Антонова. - Саранск : Типография «Красный Октябрь», 2005. - 131 с.
2 Антонова В. И. Региональная пресса в системе российской журналистики: типология и жанрообразование / В. И. Антонова. - Саранск : ИМУ, 2006. - 146 с.
3 Беспалова А. Г. История мировой журналистики /
А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский, Ю. В. Лучинский, А. И. Станько. - Ростов н /Д . : Март, 2003. - 326 с.
4 Ворошилов В. В. Журналистика : учебник для студ. вузов / Ворошилов В. В. - 7-е изд., стер. - М. : КноРус, 2017. - 491 с.
5 Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации / О. Л. Гнатюк. - М. : КноРус, 2010. - 256 с.
6 Грабельников А. А. Средства массовой информации постсоветской России. Пятнадцать лет спустя / А. А. Грабельников. - М. : Изд-во РУДН, 2008. - 344 с.
7 Есин Б. И. История русской журналистики: Хрестоматия: учеб. пособие / Б. И. Есин. - М : Высш. шк., 1991. - 320 с.
8 Засорина Т. Профессия - журналист / Т. Засорина, Н. Федосова. - Ростов н /Д. : Феникс, 1999. - 320 с.
9 Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается: учеб. пособие / С. Н. Ильченко. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2003. - 236 с.
10 Киричек П. Н. Журналистика и социология : метод. указания / П. Н. Киричек. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. - 32 с.
11 Кодола Н. В. Интервью. Методика обучения. Практические советы:
учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050301.65 (032900) - Русский язык и литература ДПП.ДС 032907 - Практическая
журналистика / Н. В. Кодола. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 174 с.
12 Корконосенко С. Г. Введение в журналистику: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 030600 "Журналистика" и специальности 030601 "Журналистика" / С. Г. Корконосенко. - М. : КНОРУС,
2011. - 270 с.
13 Корконосенко С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. - М. : Аспект Пресс, 2009. - 318 с.
14 Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е. А. Корнилов. - Ростов н /Д. : Феникс, 1999. - 218 с.
15 Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста / Г. В. Лазутина. - М. : : Аспект Пресс, 2007. - 240 с.
16 Лукина М. М. Технология интервью: учеб. пособие для вузов / М. М. Лукина. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 192 с.
17 Луман Н. Медиа коммуникации: пер. с нем. А. Глухова, О. Никифорова / Н. Луман. - М. : Логос, 2005. - 280 с.
18 Маклюэн М. Понимание медиа / М. Маклюэн. - М. : Кучково поле, 2011. - 464 с.
19 Мельник Г. С. Методы журналистики: учеб. пособие /
Г. С. Мельник, М. Н. Ким. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2008. - 272 с.
20 Мишанин Ю. А. Журналистика и этнос : учеб. пособие для
студентов специальности "Журналистика" / Ю. А. Мишанин. - Саранск : Изд- во Мордов. ун-та, 2006. - 156 с.
21 Мишанин Ю. А. Пресса Мордовии : вековая летопись родного края / Ю. А. Мишанин, А. Ф. Столяров. - Саранск : Типография «Красный Октябрь», 2006. - 280 с.
22 Мишанин Ю. А. Средства массовой информации Республики Мордовия: вчера, сегодня, завтра / Ю. А. Мишанин, А. Ф. Столяров. - Саранск : [б. и], 2007. - 308 с.
23 Ненашев М. Ф. Газета, читатель, время / М. Ф. Ненашев. - М. : Мысль, 1986. - 145 с.
24 Пельт В. Д. Дифференциация жанров современной публицистики /
В. Д. Пельт. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 376 с.
25 Потапов П. Ф. Журналистика и межкультурное взаимодействие в обществе: учеб. пособие / П. Ф. Потапов. - Саранск : Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2011. - 104 с.
26 Потапов П. Ф. История мордовской журналистики (1917-1934) : учеб. пособие / П. Ф. Потапов. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1994. - 82 с.
27 Ржанова С. А. В объективе - региональная журналистика : учеб. пособие / С. А. Ржанова, Е. Н. Мелешина. - Саранск : Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2011. - 64 с.
28 Ржанова С. А. Журналистское мастерство : учеб. пособие /
С. А. Ржанова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. - 202 с.
29 Ржанова С. А. Речевая культура, как феномен массовой коммуникации / С. А. Ржанова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. - 212 с.
30 Ржанова С. А. Риторика средств массовой коммуникации : учеб. пособие / С. А. Ржанова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1997. - 72 с.
31 Ржанова С. А. Убеждающая риторика : учеб. пособие / С. А. Ржанова. - Саранск : Типография «Красный Октябрь», 2002. - 96 с.
32 Ржанова С. А. Язык как средство публичного общения : из опыта региональных СМИ / С. А. Ржанова. - Саранск : Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2011. - 200 с.
33 Рэндалл Д. Универсальный журналист / Д. Рэндалл - М. : Мысль, 1996. - 83 с.
34 Сагал Г.А. Двадцать пять интервью / Г. А. Сагал - М. : Политиздат, 1974. - 125 с.
35 Сёмина М. В. Метод интервью в социологии и маркетинге : учеб.
пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 040201 -
"Социология" / М. В. Сёмина. - М. : КДУ, 2010. - 308 с.
36 Симонов А. К. Температура гласности - 2000 : заметки, статьи, интервью журналистов и прессы / А. К. Симонов. - М. : Сашко, 2001. - 167 с.
37 Суслова М. А. Методы исследования журналистики : учеб. пособие для вузов / М. А. Суслова, Я. Р. Симкин. - Ростов н /Д. : Изд-во Ростов. ун-та,
1984. - 143 с.
38 Тертычный А. А. Жанры периодической печати : учеб. пособие / А. А. Тертычный.- М. : Аспект Пресс, 2000. - 311с.
39 Тертычный А. А. Методы профессиональной деятельности журналиста / А. А. Тертычный. - М. : ВК, 2011. - 560 с.
40 Тихонова С. В. Коммуникационная революция сегодня : информация и сеть / С. В. Тихонова // Полис. - № 3. - 2007. - С. 32-40.
41 Уллмен Дж. Журналистские расследования : современные методы и техника / Дж. Уллмен. - М. : Виоланта, 1998. - 224 с.
42 Флорида Р. Креативный класс : люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. - М. : ИД «Классика-XXI», 2005. - 342 с.
43 Шостак М. И. Журналист и его произведение / М. И. Шостак. - М. : ТОО "Гендальф", 1996. - 96с.
44 Шостак М. И. Репортер : профессионализм и этика /
М. И. Шостак. - М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1999. - 192 с.
45 Шум Ю. А. Журналистское расследование / Ю. А. Шум. - СПб. : Изд-во СПбГУП, 2008. - 285 с.
46 Эдвардс Л. Искусство проведения интервью : пер. с англ. А. Сударенко / Л. Эдвардс. - М. : HIPPO, 2006. - 105 с.
47 Эденборо Р. Практическая психометрия : эффективное интервьюирование : пер. с англ. А. Смирнова / Р. Эденборо. - СПб. : Питер, 2003. -384с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ