Структурно-стилистические особенности интерактивных форм журналистского творчества в газете «Вечерний Саранск»
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Становление и эволюция интервью как интерактивного жанра
в журналистике 10
1.1 История возникновения жанра интервью 10
1.2 Интервью как метод и жанр интерактивной коммуникации 15
1.3 Стилистические особенности жанра интервью 33
2. Интерактивные формы коммуникации в республиканской газете
«Вечерний Саранск» 41
2.1 История еженедельной газеты «Вечерний Саранск» 41
2.2 Специфика подвидов интервью на страницах республиканской
газеты «Вечерний Саранск» 44
2.3 Основные темы интервью в еженедельнике «Вечерний Саранск» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Становление и эволюция интервью как интерактивного жанра
в журналистике 10
1.1 История возникновения жанра интервью 10
1.2 Интервью как метод и жанр интерактивной коммуникации 15
1.3 Стилистические особенности жанра интервью 33
2. Интерактивные формы коммуникации в республиканской газете
«Вечерний Саранск» 41
2.1 История еженедельной газеты «Вечерний Саранск» 41
2.2 Специфика подвидов интервью на страницах республиканской
газеты «Вечерний Саранск» 44
2.3 Основные темы интервью в еженедельнике «Вечерний Саранск» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Активное развитие современного российского общества подразумевает многообразие и интенсивное преобразование всех его сторон, соответствующих им социальных институтов, а также усложнение и совершенствование их взаимодействия с широкой общественностью. Главным средством общественного выражения является журналистика. Участвуя практически во все крупных событиях и явлениях посредством контактов с социальными, культурными и политическим элитами, она обеспечивает основу для общегражданской дискуссии, организует опосредованное общение между политикой и народом, формирует общественное мнение.
Отражая объективную реальность в сознании людей, журналистика, можно сказать, актуализирует мировоззрение социальных групп посредством подбора информации, которая имеет такие важные качества, как достоверность, полезность, точность, злободневность.
Полученную информацию корреспондент обрабатывает и в дальнейшем распространяет в устойчивой форме, так называемой жанром журналистики, содержащим в себе идейный замысел, объект отображения, интерполяцию методов сбора информации, авторскую интерпретацию. Сходные по каким- либо признакам жанры объединяются в родовые группы.
Одними из самых востребованных жанров в современной журналистике являются интерактивные. По своей природе интервью представляет явление особой социальной значимости. С помощью него люди, делясь своими знаниями, могут участвовать в жизни страны, рассказывая обществу о своих предпочтениях и интересах.
Создавая массовые информационные потоки, интерактивная группа жанров обеспечивает обществу как системе меру социального участия. Возникла возможность оперативного взаимодействия с потенциальной аудиторией, происходит синтез информационного стимула и реакции.
Актуальность исследования объясняется ростом интереса к интервью городской и региональной периодики, как со стороны граждан, так и со стороны государства. По мнению ученых А. А. Тертычного и М. И. Шостака, с годами все больше и больше на страницах журналов и газет, на телевидении и радио появляется интервью во всем его величии и многообразии. Причем можно выделить и такую тенденцию, что в процессе общественного развития рассматриваемый жанр может диалектически видоизменять свое содержание.
Объектом исследования выступают интерактивные жанры в журналистике.
Предмет исследования - структурно-стилистические признаки в подвидах интервью в газете «Вечерний Саранск».
Цель работы - выявить значимость интервью в региональной прессе, рассмотреть основные проблемы, связанные с интерактивной группой жанров.
На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
- Рассмотрение интервью как жанровой формы;
- Выявление композиционных и стилистических особенностей интерактивной родовой группы;
- Описание подвидов интервью;
- Анализ интервью как вид диалога-расспроса;
- Рассмотрение еженедельника « Вечерний Саранск» с точки зрения его тематики, проблемы, структуры;
- Выделение особенностей интервью в еженедельнике «Вечерний Саранск»;
Эмпирическая база и методология исследования. Эмпирическую базу работы составили материалы республиканской еженедельной газеты «Вечерний Саранск». К исследованию данных материалов была применена практика многомерных подходов на основе всестороннего анализа с точки зрения: а) их тематики и содержания; б) связанных с ними авторских интенций и общих целевых установок издания; в) подвидов интервью как коммуникативной
При написании работы нами был применен комплексный подход, предполагающий использование описательного, аналитического,
типологического, сравнительно-сопоставительного, семантико-стилистического (состоящего в выяснении значения языкового средства с учетом контекста), функционально-семантического (заключающегося в выявлении
функциональных возможностей единиц в сопоставлении подвидов интервью) методов работы с теоретическим и фактическим материалом исследования, а также метод компонентного анализа (необходимого для определения семантики отдельно входящих в текст слова или фразы), которые позволили выявить специфику организации материалов публикаций в еженедельнике «Вечерний Саранск».
Степень научной разработанности. В процессе написания дипломной работы нами был проведен анализ жанра интервью на страницах газеты «Вечерний Саранск» с точки зрения его семантики, художественных особенностей и композиции. Теоретическую основу курсовой работы составляют труды российских ученых В. И. Антоновой, М. М. Лукиной, С. А. Ржановой, В. И. Тертычного, М. И. Шостака и др.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней предпринята попытка целостного и всестороннего анализа интервью с точки зрения жанра и метода интерактивной коммуникации, элемента риторики. Также мы изучили подвиды жанра интервью в республиканской газете «Вечерний Саранск» и рассмотрели историю интервью в качестве коммуникативной родовой группы жанров.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что сформированные теоретические положения и практические выводы, полученные в ходе исследования, способствуют расширению и углублению
имеющихся в науке представлений о своеобразии и траекториях развития интервью на страницах региональной прессы. Это позволяет не только очертить границы данного феномена, подчеркнуть синтез его подвидов в современной российской действительности и связанные с этим задачи, функции интервью в региональной прессе, но и приблизиться к пониманию особенностей региональной прессы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы бакалаврской работы могут быть использованы в лекционных курсах, курсах по выбору и спецкурсах для студентов филологических факультетов региональных вузов, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика».
Структура исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель и задачи работы, методы работы с научной литературой.
В первой главе прослеживается история возникновения жанра интервью, его развитие в отечественной прессе. Также дается характеристика интервью как жанра и метода интерактивной коммуникации, раскрываются стилистические особенности жанра интервью, его композиция и стандартные средства выражения.
Во второй главе содержится анализ функционирования интервью в газете «Вечерний Саранск», указываются его типологические и уникальные черты, тематические направления, средства и приемы, используемые журналистами при написании текста.
Отражая объективную реальность в сознании людей, журналистика, можно сказать, актуализирует мировоззрение социальных групп посредством подбора информации, которая имеет такие важные качества, как достоверность, полезность, точность, злободневность.
Полученную информацию корреспондент обрабатывает и в дальнейшем распространяет в устойчивой форме, так называемой жанром журналистики, содержащим в себе идейный замысел, объект отображения, интерполяцию методов сбора информации, авторскую интерпретацию. Сходные по каким- либо признакам жанры объединяются в родовые группы.
Одними из самых востребованных жанров в современной журналистике являются интерактивные. По своей природе интервью представляет явление особой социальной значимости. С помощью него люди, делясь своими знаниями, могут участвовать в жизни страны, рассказывая обществу о своих предпочтениях и интересах.
Создавая массовые информационные потоки, интерактивная группа жанров обеспечивает обществу как системе меру социального участия. Возникла возможность оперативного взаимодействия с потенциальной аудиторией, происходит синтез информационного стимула и реакции.
Актуальность исследования объясняется ростом интереса к интервью городской и региональной периодики, как со стороны граждан, так и со стороны государства. По мнению ученых А. А. Тертычного и М. И. Шостака, с годами все больше и больше на страницах журналов и газет, на телевидении и радио появляется интервью во всем его величии и многообразии. Причем можно выделить и такую тенденцию, что в процессе общественного развития рассматриваемый жанр может диалектически видоизменять свое содержание.
Объектом исследования выступают интерактивные жанры в журналистике.
Предмет исследования - структурно-стилистические признаки в подвидах интервью в газете «Вечерний Саранск».
Цель работы - выявить значимость интервью в региональной прессе, рассмотреть основные проблемы, связанные с интерактивной группой жанров.
На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
- Рассмотрение интервью как жанровой формы;
- Выявление композиционных и стилистических особенностей интерактивной родовой группы;
- Описание подвидов интервью;
- Анализ интервью как вид диалога-расспроса;
- Рассмотрение еженедельника « Вечерний Саранск» с точки зрения его тематики, проблемы, структуры;
- Выделение особенностей интервью в еженедельнике «Вечерний Саранск»;
Эмпирическая база и методология исследования. Эмпирическую базу работы составили материалы республиканской еженедельной газеты «Вечерний Саранск». К исследованию данных материалов была применена практика многомерных подходов на основе всестороннего анализа с точки зрения: а) их тематики и содержания; б) связанных с ними авторских интенций и общих целевых установок издания; в) подвидов интервью как коммуникативной
При написании работы нами был применен комплексный подход, предполагающий использование описательного, аналитического,
типологического, сравнительно-сопоставительного, семантико-стилистического (состоящего в выяснении значения языкового средства с учетом контекста), функционально-семантического (заключающегося в выявлении
функциональных возможностей единиц в сопоставлении подвидов интервью) методов работы с теоретическим и фактическим материалом исследования, а также метод компонентного анализа (необходимого для определения семантики отдельно входящих в текст слова или фразы), которые позволили выявить специфику организации материалов публикаций в еженедельнике «Вечерний Саранск».
Степень научной разработанности. В процессе написания дипломной работы нами был проведен анализ жанра интервью на страницах газеты «Вечерний Саранск» с точки зрения его семантики, художественных особенностей и композиции. Теоретическую основу курсовой работы составляют труды российских ученых В. И. Антоновой, М. М. Лукиной, С. А. Ржановой, В. И. Тертычного, М. И. Шостака и др.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней предпринята попытка целостного и всестороннего анализа интервью с точки зрения жанра и метода интерактивной коммуникации, элемента риторики. Также мы изучили подвиды жанра интервью в республиканской газете «Вечерний Саранск» и рассмотрели историю интервью в качестве коммуникативной родовой группы жанров.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что сформированные теоретические положения и практические выводы, полученные в ходе исследования, способствуют расширению и углублению
имеющихся в науке представлений о своеобразии и траекториях развития интервью на страницах региональной прессы. Это позволяет не только очертить границы данного феномена, подчеркнуть синтез его подвидов в современной российской действительности и связанные с этим задачи, функции интервью в региональной прессе, но и приблизиться к пониманию особенностей региональной прессы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы бакалаврской работы могут быть использованы в лекционных курсах, курсах по выбору и спецкурсах для студентов филологических факультетов региональных вузов, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика».
Структура исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель и задачи работы, методы работы с научной литературой.
В первой главе прослеживается история возникновения жанра интервью, его развитие в отечественной прессе. Также дается характеристика интервью как жанра и метода интерактивной коммуникации, раскрываются стилистические особенности жанра интервью, его композиция и стандартные средства выражения.
Во второй главе содержится анализ функционирования интервью в газете «Вечерний Саранск», указываются его типологические и уникальные черты, тематические направления, средства и приемы, используемые журналистами при написании текста.
Исходя из общего положения и опираясь на совокупность всех ранее вышеперечисленных и упомянутых фактов, мы можем сделать следующие выводы.
До середины 1870-х годов высказывания интервьюируемых появлялись в журналистских текстах лишь в виде прямых цитат. Например, взятое у К. Маркса интервью Дж. Суинтона (1880-й г.) содержало в себе лишь несколько кратких прямых цитат из высказывания автора «Капитал». В следующее десятилетие века интервью становилось более популярным жанром журналистики США, а в 1890-е г. было уже распространенным жанром в газетах Нью-Йорка. Журналисты часто брали интервью у папы римского, членов британского и германского кабинета министров, иностранных визитеров. В конце века интервью начинало распространяться и в Европе: сначала в Англии, потом жанр начал появляться во Франции, Германии, Италии.
У. Стид в 1902 г. назвал интервью «характерным американским изобретением». Он же посылал в Англию первые образцы американского интервью, развивая его в странах Европы. А немецкий теоретик журналистики Э. Дофифат написал в 1927 г. книгу о журналистике, признав в ней интервью чисто американским новшеством.
Отечественное интервью возникло гораздо позже, нежели в Европе. На это повлияло несколько факторов: политический режим, идеология стран, культурные традиции и обычаи в стране, экономика.
Интервью рассматривают в трех направлениях: как метод информации, интерактивный жанр и элемент риторики.
Интервью имеет публицистический стиль текста. Оно предназначено для массовой аудитории. Композиция интервью зависит от размещения вопросов и связи между ними. Существуют несколько типов композиции и диалогических единств. В республиканской газете «Вечерний Саранск» наиболее часто встречается вопросно-ответная форма.
Одним из составляющих успешного интервью является грамотный язык и стиль вопросов. Вопрос должен быть понятен интервьюируемому. Необходимо учитывать уровень знаний собеседник и задавать вопрос таким образом, чтобы понятия и термины были ему знакомы. Также вопрос должен содержать в себе одну мысль, чтобы ответ собеседника был наиболее полным.
Особое внимание было уделено изучению жанра интервью в еженедельной газете «Вечерний Саранск», на примере которой мы исследовали проблему освещения наркотической зависимости.
Стоит отметить, что в еженедельной газете «Вечерний Саранск» встречаются все подвиды интервью. Признаки подвидов интервью могут интегрироваться, в результате чего сами подвиды синтезируются и образуют один жанр.
Если говорить об основных темах, встречающихся в интервью на страницах еженедельника, то можно выделить следующее:
- Интервью с государственным деятелем на социально-политическую тему;
- Интервью со «звездой» на бытовые темы. Цель - познакомить читателей с интервьюируемым;
- Интервью на спортивная тему со звездой спорта или тренером;
- Интервью на тему здоровой еды, диеты, а также разговор о различных заболеваниях и способах их лечения;
- Интервью на социальную тему в Республике Мордовия.
Можно заключить, что в ходе работы мы достигли поставленной цели. Описанные данные научного и практического характера позволяют нам объективно оценить особенности жанра интервью на страницах республиканской газеты «Вечерний Саранск».
До середины 1870-х годов высказывания интервьюируемых появлялись в журналистских текстах лишь в виде прямых цитат. Например, взятое у К. Маркса интервью Дж. Суинтона (1880-й г.) содержало в себе лишь несколько кратких прямых цитат из высказывания автора «Капитал». В следующее десятилетие века интервью становилось более популярным жанром журналистики США, а в 1890-е г. было уже распространенным жанром в газетах Нью-Йорка. Журналисты часто брали интервью у папы римского, членов британского и германского кабинета министров, иностранных визитеров. В конце века интервью начинало распространяться и в Европе: сначала в Англии, потом жанр начал появляться во Франции, Германии, Италии.
У. Стид в 1902 г. назвал интервью «характерным американским изобретением». Он же посылал в Англию первые образцы американского интервью, развивая его в странах Европы. А немецкий теоретик журналистики Э. Дофифат написал в 1927 г. книгу о журналистике, признав в ней интервью чисто американским новшеством.
Отечественное интервью возникло гораздо позже, нежели в Европе. На это повлияло несколько факторов: политический режим, идеология стран, культурные традиции и обычаи в стране, экономика.
Интервью рассматривают в трех направлениях: как метод информации, интерактивный жанр и элемент риторики.
Интервью имеет публицистический стиль текста. Оно предназначено для массовой аудитории. Композиция интервью зависит от размещения вопросов и связи между ними. Существуют несколько типов композиции и диалогических единств. В республиканской газете «Вечерний Саранск» наиболее часто встречается вопросно-ответная форма.
Одним из составляющих успешного интервью является грамотный язык и стиль вопросов. Вопрос должен быть понятен интервьюируемому. Необходимо учитывать уровень знаний собеседник и задавать вопрос таким образом, чтобы понятия и термины были ему знакомы. Также вопрос должен содержать в себе одну мысль, чтобы ответ собеседника был наиболее полным.
Особое внимание было уделено изучению жанра интервью в еженедельной газете «Вечерний Саранск», на примере которой мы исследовали проблему освещения наркотической зависимости.
Стоит отметить, что в еженедельной газете «Вечерний Саранск» встречаются все подвиды интервью. Признаки подвидов интервью могут интегрироваться, в результате чего сами подвиды синтезируются и образуют один жанр.
Если говорить об основных темах, встречающихся в интервью на страницах еженедельника, то можно выделить следующее:
- Интервью с государственным деятелем на социально-политическую тему;
- Интервью со «звездой» на бытовые темы. Цель - познакомить читателей с интервьюируемым;
- Интервью на спортивная тему со звездой спорта или тренером;
- Интервью на тему здоровой еды, диеты, а также разговор о различных заболеваниях и способах их лечения;
- Интервью на социальную тему в Республике Мордовия.
Можно заключить, что в ходе работы мы достигли поставленной цели. Описанные данные научного и практического характера позволяют нам объективно оценить особенности жанра интервью на страницах республиканской газеты «Вечерний Саранск».
Подобные работы
- Влияние event-журналистики на формирование культурного облика мегаполиса (на примере Москвы и Санкт-Петербурга)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018



