Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ

Работа №74555

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
250
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретико-методологические представления о духовных ценностях представителей
религиозных конфессий 8
1.1 Определение и характеристика ценностно-смысловой сферы личности 8
1.2 Духовность человека: определение и характеристика 18
1.3 Общая характеристика духовных ценностей личности 25
1.4 Особенности духовных ценностей у представителей православной и протестантской
общин 34
2 Эмпирическое исследование особенностей духовных ценностей у представителей
различных религиозных конфессий 42
2.1 Организация и методы исследования 42
2.2 Результаты исследования по методики Шварца 43
2.3 Методика смысложизненных ориентаций Д. Леонтьева 50
2.4 Анализ проективной методики Пиктограмма» («Структура образа») Ф.Е. Василюка 54
2.5 Качественная интерпретация данных 58
Заключение 61
Список литературы 64
Приложения 70


Психологическое знание в разных формах своего существования в те или иные времена развития человеческой цивилизации всегда уделяло внимание духовной тематике, а именно: проблемам понимания процесса духовной трансформации личности, этапам достижения духовности, осознанности как важному фактору развития духовности. Актуальной эта проблема остаётся и сегодня в современном научном психологическом знании. Более того, можно утверждать, что интерес к духовности даже возрастает на современном этапе развития общества. Думается, что этот интерес будет только усиливаться с точки зрения анализа общих тенденций развития социально-экономических, социально-политических и культурных процессов и явлений, происходящих в современном мире (А. Г. Асмолов, Е. И. Белоус, Н. А. Буравлёва, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, Н. В. Марьясова, В. Н. Слободчиков).
Важно подчеркнуть то, что духовность сейчас определяется как психологический феномен. В ней выделяются определённые психологические структуры личности (ценности, смыслы, потребности, мотивы и т.д.), а сама духовность рассматривается в контексте развития духовного сознания и самосознания личности (Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, Н. В. Марьясова, А. Маслоу, В. Э. Франкл, К. Г. Юнг).
Говоря о сегодняшнем дне мы видим как множество людей прибегают к духовным практикам, либо посредством того, что входят в определенную религию, либо изучая все религии и черпают для себя определённые каноны и учения.
В психологической науке духовность как более широкое понятие рассматривают не только в религиозном значении, но и в светском. Научный интерес представляет исследование различных категорий духовных ценностей, у представителей различных религиозных конфессий с целью изучения и понимания особенностей психологического проявления духовности, а именно: наличия духовных ценностных ориентаций у представителей различных религиозных взглядов и верований.
Объект исследования (теоретический): духовные ценности.
Объект исследования (эмпирический): представители различных
религиозных конфессий: православные христиане, христиане-протестанты.
Предмет: особенности духовных ценностей у представителей различных религиозных конфессий: православных христиан, христиан-протестантов.
Эмпирическая база исследования: 30 представителей общины
православной церкви и 30 представителей общины протестантской церкви в возрасте от 30 до 50 лет со стажем пребывания в общине не менее одного года.
Цель: Исследовать особенности духовных ценностей у представителей различных религиозных конфессий.
Гипотеза исследования заключается в том, что существует некоторые различия духовных ценностей у представителей разных религиозных конфессий: православных христиан, христиан-протестантов.
Задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ исследований духовных ценностей в отечественной и зарубежной, классической и современной литературе;
2. Осуществить теоретический обзор изучения духовных ценностей у православных христиан;
3. Провести теоретическое исследование особенностей духовных ценностей у христиан протестантской ветви;
4. Провести эмпирическое исследование системы духовных ценностей у представителей следующих религиозных конфессий: православных христиан, христиан-протестантов;
5. Провести статистическую обработку данных с помощью описательной статистики;
6. Обработать данные с помощью критерия Манна-Уитни.
Методологическая база исследования: работы А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, Н. А. Буравлёвой, Ф. Е. Василюка, Д. А. Леонтьева, С. П. Лукьянова, М. Г. Макарова, А. Маслоу, Е. В. Пахомова, М. Рокича, Ш. Шварца, А. В. Серого, В. И. Слобочикова, В. В. Столина, В. Э. Франкла, К. Г. Юнга, М. С. Яницкого и др.
Методическая база исследования:
В ходе данного эмпирического исследования используются следующие методики:
• Методика «Ценностный опросник» Ш. Шварца
• Методика «Смысло-жизенные ориентации» Д. А. Леонтьева
• Проективная методика Ф. Е. Василюка «Пиктограмма» («Структура образа») (стимульный материал автора наряду с другими образами духовного характера)
Научная новизна. Теоретическая часть рассматривает понятие, характеристику, виды и особенности духовных ценностей личности с точки зрения зарубежных и отечественных учёных. Получены новые данные, дающие расширенные представления об особенностях духовных ценностей представителей различных религиозных конфессий: православных христиан и христиан-протестантов.
Теоретическая значимость работы: проведено теоретическое исследование, которое позвонило обобщить достаточное количество научных исследований в области исследования особенностей духовных ценностей представителей различных религиозных конфессий: православных христиан и христиан-протестантов. Были расширены знания о возможности исследования данной проблемы на определённой социальной группе.
Практическая значимость работы. Практическая часть представляет собой исследование среди представителей православной церкви и протестантской. После тестирования респондентов показаны результаты и анализ нашего исследования. В заключении даётся краткий обзор работы. Полученные в результате проведённого исследования данные могут быть учтены при планировании психологической работы со представителями различных религиозных конфессий.
Структура и объём работы:
Выпускная квалификационная работа изложена на 65 страницах текста, содержит два рисунка, четыре таблицы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении поставлены цели и задачи исследования, выявлены предмет и объект исследования. Поставлена также актуальность и значимость работы. Библиографический список включает 53 отечественных (в том числе переведённых) источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Важнейшим фактором религиозности человека является его духовная ориентация в мире ценностей. Вместе с тем, аспект формирования ценностного отношения к духовности, духовным аспектам нашей жизни, во взаимосвязи с фактором нашего окружения, социумом.
В начале работы была поставлена цель исследовать религиозные конфессии и оценить особенности духовных ценностей. Было задействовано две группы по 30 человек. Выборку составили представители общин православной и протестантской церквей.
В введение поставлена гипотеза о том, что существует некоторые различия духовных ценностей у представителей разных религиозных конфессий: православных христиан, христиан-протестантов.
Для того чтобы проверить гипотезу, сначала был проведён теоретический анализ, и в 1 главе «Теоретико-методологические представления о духовных ценностях представителей религиозных конфессий» рассмотрено большинство теорий, на методологической базе которых впоследствии строилось исследование. Были рассмотрены теоретико-методологические положения: Б. С. Братуся, Н. А. Буравлёвой, Ф. Е. Василюка, Д. А. Леонтьева, А. Маслоу, М. Рокича, Ш. Шварца, А. В. Серого, В. И. Слобочикова, В. Э. Франкла, К. Г. Юнга, и др.
Во второй главе с помощью следующих методик проверялась гипотеза:
• Методика «Ценностный опросник» Ш. Шварца
• Методика «Смысло-жизенные ориентации» Д. А. Леонтьева
• Проективная методика Ф. Е. Василюка «Пиктограмма» («Структура образа») (стимульным материалом автора наряду с другими образами духовного характера)
В практической части с помощью описательной статистики и критерия различий Манна-Уитни, были обнаружены различия между выборками. По методике Ш. Шварца, 3 шкалы: власть, гедонизм, стимуляция, - различны. По методике Д. А. Леонтьева, обнаружены различия по шкалам «цели», «локус контроля Я», «результат», «процесс». Также важно отметить, что в целом по второму методу СЖО у протестантов больше по всем шкалам. В проективной методике можно увидеть, что православные в образном мышлении полагаются на личностные смыслы и общекультурные значения, тогда как протестанты руководствуются чувственной тканью сознания.
Однако такие ценности, как доброта и безопасность, были у обеих групп на первом месте.
Таким образом, проведённое исследование представлений о духовных ценностях у представителей православной и протестантской церквей показало, что эта проблема достаточно актуальна, на сегодняшний день активно развивающаяся. Исходя из полученных результатов, можно заключить, что на данной эмпирической выборке существуют значимые различия в представлениях о духовных ценностях у представителей религиозных конфессий по всем четырём шкалам в методике СЖО Д. А. Леонтьева и по трём шкалам в методике Ш. Шварца. Всё это говорит о том, что культурный аспект очень влияет на следование личностью определённым духовным ценностям, как в определённой группе, так и в собственной жизни респондентов.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что она может помочь людям, которые стремятся двигаться в направлении духовного самопознания, самоосознавания, самораскрытия и самореализации в рамках конкретной религиозной традиции. Проанализировав полученные данные теоретического и эмпирического частей исследования, можно получить некоторые ориентиры с определением особенностей и направленности той или иной религиозной веры с целью выбора верного пути для конкретной личности, осознавая осмысленность следования этим путём.
Полученные в данном исследовании результаты важно учитывать при дальнейшей разработке исследовательских задач, а также психоконсультативных методов воздействия на личность с целью осуществления при необходимости различных видов психологической помощи потенциальным клиентам в современной социальной среде при необходимости выбора ими их жизненной стратегии определения своих духовных ценностей в состоянии возрастного или экзистенциального кризиса, или в ситуации трудных жизненных обстоятельств. Ввиду актуализации необходимости глубокого понимания внутренних процессов, происходящих с личностью, испытывающей кризис ценностно-смысловых ориентиров, если можно констатировать у личности нарушение общего эмоционального состояния с тенденцией к негативным ощущениям и переживаниям. Результаты данного исследования, в свою очередь, могут стать базой для успешной разработки программ по организации развивающих, обучающих, консультативных, и коррекционных мероприятий для оказания более квалифицированной помощи населению. Таким образом, результаты квалификационной работы делают актуальными будущие исследования в области исследования духовных ценностей у представителей различных религиозных конфессий в различных регионах нашей страны и за рубежом. Поэтому, для более качественного оказания психологической помощи и психокоррекции с целью снижения негативных влияний на личность потенциального клиента социальных факторов бездуховности, необходимо более тщательное дальнейшее изучение теоретического и практического материала по данной проблеме и анализ конкретных программ по практической работе в контексте данной проблематики.
Данная информация важна для психологов, работающих в сфере личностного консультирования. Полученные результаты также могут быть использованы при разработке научных и методических рекомендаций для психологов, преподавателей, социальных работников, историков, социологов, религиоведов, теологов.



1. Белоус, Е. И.. - Монография: Психология духовности - Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2014. - 473 с.
2. Братусь, Б. С Аномалии личности. Москва: Мысль, 1988. - 301 с.
Статьи
3. Арестова, О. Н. Специфика презентации ценностей на различных уровнях осознанности / О. Н. Арестова, О. В. Митина, Б. А. Чукарин // Вопросы психологии, № 2, с. 75-82.
4. Артюхович, Ю. В. Духовно-нравственная личности в информационном обществе / Духовная сфера жизни общества: проблемы теории и практики. Сентябрь. // Материалы международной научно-практической конференции. - Ставрополь: ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2011. С. 19-26.
5. Афанасьев, С. В. Медитация в психологической работе с проблемами социально-психологической адаптации [Текст] / С. В. Афанасьев // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 764-766.
6. Белах, Т. В. Духовные ценности и формирование личности // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto»; транспорт, лющество, образование, язык; №3(06). Сентябрь 2015.
7. Белоус, Е. И. Духовность в современном психологическом знании // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 6. С. 172-178.
8. Буравлева, Н. А., Понятие «духовность» в современной психологии, Томский государственный педагогический университет, 2011. №12. С. 189-195.
9. Василюк, Ф. Е. Структура образа [Текст] / Ф.Е. Василюк // Вопр. психол. - 1993. - № 5. - С. 5-19.
10. Гарванова, М. З., Гарванов И. Г. Исследование ценностей в современной психологии // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 5-20.
11. Данилов., Данилова Г.И - Феномен веры в предметном поле психологии: методологические проблемы //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология.
2013. № 2 (29). С. 121-130
12. Каширский, Д. В. Ценностно-смысловая сфера личности и синдром эмоционального выгорания сотрудников спасательного отряда МЧС / Д. В. Каширский, А. Н. Овчинникова, Н. В. Сабельникова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18. № 3. С. 131-134.
13. Китариогло, О. Э. Православная культура как одна из морфологических единиц целостной системы культуры // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2012. №1 - С. 198-203
14. Ковальская, О. С. личность в период ранней юности: особенности ценностно-смысловой сферы и совладающего поведения //Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского Том: 18. № 2. 2012. С. 198-201.
15. Кожевников, Н. В. Философское осмысление трансформации ценностей современного мира / Н. В. Кожевников, Н. В. Сидорова // Вестник ЯГУ. - 2006. - №2. Том 3. - С. 75-82.
16. Козырева А. К. Вера и знание//Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1971. Т. 444. Вып. 1 (Серия «Социальная психология и философия»). С. 132-145
17. Котенёва, А. В. Духовные ценности как фактор психологической защищенности личности Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2008 С. 38-44.
18. Леонтьев, Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности // Гуманитарные проблемы современной психологии. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005а. С. 16-21. (Изв. Таганрогского государственного радиотехнического университета, № 7).
19. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
20. Марьясова, Н. В . Духовность личности как социокультурный феномен // Актуальные вопросы современной науки. 2009. №6/3. С. 68-74.
21. Погорская, В. А. Содержание ценностно-смысловой сферы личности
студентов в зависимости от уровня субъективного благополучия Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика,
психология. 2011. № 2. С. 163-166.
22. Рахимова Т.А. - Мыслители востока о духовности и духовных ценностях//Фен-наука. 2014. № 12 (39). С. 18-19.
23. Ростова, Е. Н Самосознание личности и представление о смысле своей жизни у взрослых Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. Т. 9. № 4. С. 25-26.
24. Северин Н. Духовная идентичность и православная система ценностей.-М.,2006. - С. 15-22
25. Сидоренко, Е. В. - Методы математической обработки в психологии -Социально-психологический Центр, 1996 г. - С. 49-55.
Учебники и учебные пособия
26. Андреева, Г. М. Социальная психология // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М, 1996. С. 457-481.
27. Ждан, А. Н. История психологии. От Античности до наших дней: .— 2004.— 576 с.
28. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. Пособие для вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология», «Клиническая психология». - М.: Смысл: AcademiA, 2005. - 346 с.
29. Сосновский, Б. А. Психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский ; отв. ред. Б. А. Сосновский. — М. : Издательство Юрайт, 2010. — 660 с.
30. Столович, Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. -2004. - № 7. - С. 86-97.
31. Хасьянов В.Б., Индуцкий А.С.- Попытка сравнительного анализа системы ценностей православных и протестантов в аспекте теологического медиаобразования// Фундаментальные исследования. 2014. № 6-3. С. 596-601.
Книги
32. Будиловски, Дж. Медитация / Джоан Будиловски, Эва Адамсон / пер. с англ. Я. В. Тимковой. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - XXI, 360 [3] с. С. 353.
33. Годинг, М. Медитация: общее руководство. - М.: Кладезь-Букс, 2006. - 400 с.
34. Гуру Раттана Каур. Йога осознания. Перев. с англ. 3-е изд. М.: ООО «Йога Экс-Пресс», 2009. 240 с.
35. Кинодо, Ж.-П. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в
хронологической перспективе: [пер. с фр.]: М.: Когито-Центр, 2014. - 416 с.
36. Курис, И. В. Биоэнергопластика. Йога-Данс. Опыт постижения (Интеграция традиционных знаний в биоэнергопластике(. М.: Велигор, 2012 г. 304 с.
37. Маслоу, А. Психология бытия. М.: "Рефл-бук" - К.: "Ваклер", 1997 К.: PSYLIB, 2003. - 304 с.
38. Франкл, В. Э. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию / В. Э. Франкл // Доктор и душа. - СПб.: Изд-во «Ювента», 1997. - С. 13-152
39. Франк, С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. - 656 с.
40. Фрейд, З. Болезни культуры: [сборник]. - М.: АСТ; Минск: Харвест,
2014. - 447 с.
41. Фромм Э. Искусство любить: [пер. с англ.]. - м.: АСТ, 2015. - 211 с
42. Хорни, К. Невроз и развитие личности // Собрание сочинений: В 3 тт. - Т. 3. - М.: Смысл, 1997.
43. Юнг, К. Г. Архетип и символ [Текст] / Карл Густав Юнг ; [сост. А. М. Руткевич] ; Москва : Канон+, 2015. - 335 с.
44. Юнг, К. Г. Конфликты детской души: [перевод с немецкого]. - М.: Канон+: Реабилитация, 2017. - 333 с.
Автореферат диссертации
1. Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М., 1991. 176 с.
2. Каратеева, Н. А. - Духовные основы становление личности - Екатеринбург: Урал. Ин-т бизнеса, 2007. 190 с.
Электронные ресурсы
45. Аристотель. О душе: перев. СПб: Питер, 2002. - 220 с. -
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //www.litmir. me/br/?b= 159356&p=25
46. Вебер М. - Протестантская этика и дух капитализма //Электронный ресурс - http: //www.kara-murza.ru/books/V eber/Protestant002. html
47. Кристоф, А. Медитация осознанности // «La meditation de pleine
conscience» «Cerveau&Psycho» №41, 2010 г. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //realmindfulness.ru/2012/01 /meditaciya-osoznannosti- statya-iz-
cerveaupsycho-41/ (дата обращения 09.12.2017).
48. Мендиус, Р. Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии / Р. Мендиус, Р. Хансон Р. - Серия «Психология. Мозговой штурм» [пер. с англ. В. Л. Штаерман]: Эксмо, 2011. 290 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zodorov.ru/richard-mendius-rik-hanson-52-mozg-i-schastee-zagadki- sovremen.html?page=3 (дата обращения 09.12.2017).
49. Пробуждение сердца: Западный и восточный подход к психотерапии и терапевтическим отношениям [Электронный ресурс]. - URL: http://psylib.ukrweb.net/books/welwo01 /txt06.htm / Сост. и ред. Джон Уэлвуд. Перев. Н. В. фон Бок. - Киев: Боулдер, 1983 (дата обращения 16.10.2014).
50. Пуговкина, О. Д. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия / О. Д. Пуговкина, З.
Н. Шильникова // Современная зарубежная психология. №2. 2014. С. 18-28. С.
19 / [Электронный ресурс].Режим доступа:
https: //psyj ournals .ru/files/70100/j mfp 2014 2 n2 Pugovkina.pdf (дата обращения 09.12.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ