Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Философско-методологические аспекты метатеоретических исследований открытого контента

Работа №74515

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы144
Год сдачи2013
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
249
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Философско-методологический анализ открытого
контента 16
1.1 Историко-логическое компаративное рассмотрение открытого контента в информационных обществах 16
1.2 Философско-теоретический анализ результатов изучения
открытого контента, полученных в различных дисциплинах 29
1.3 Методологические основания метатеоретических исследований
открытого контента 48
1.4 Разработка трансдисциплинарной стратегии и программы
исследования 64
Глава 2 Метатеоретическое исследование открытого контента 76
2.1 Конструирование трансдисциплинарного предмета
исследования 76
2.2 Анализ понятия «открытость». Формулирование принципа
открытости 86
2.3 Метатеоретическое моделирование открытого контента 107
Заключение 125
Список литературы

Актуальность темы исследования. Человечество находится в состоянии глобальных изменений, обусловленных, в том числе, стремительным развитием информационных технологий и их влиянием на все стороны жизни человека: экономику, политику, культуру, общественные отношения. Наметившиеся тенденции показывают, что наступает очередной период смены общественно-экономической модели цивилизационного развития: от «общества потребления» к информационному обществу, основанному на знаниях.
В ответ на вызовы времени мировым сообществом был сформулирован пул глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Одна из этих проблем - освоение мира информации. Налицо переход от сферы производства и услуг к преимущественно информационной деятельности, возрастание требований к высшим (креативным) компетенциям работников, смещение фокуса социальной, политической, гражданской и общественной активности в информационную сферу. Для все большего числа людей глобальное информационное пространство становится привычной (а подчас и основной) средой обитания, работа с информацией и знаниями - повседневной занятостью, а совместная когнитивная и креативная деятельность - производительной силой и источником благосостояния. В результате человек обнаруживает себя погруженным в мир информационных объектов, среди которых и в которых сосредотачивается его социальная, профессиональная, культурная, политическая и личная жизнь.
Мы уже de facto живем в мире информационных объектов и сами с необходимостью ими являемся, но все ещё не мыслим себя таковыми. Попытки моделирования человекоразмерных информационных объектов средствами классической или неклассической науки (как макро- или микрообъектов) приводят зачастую к противоречиям и парадоксам, что указывает на методологический характер трудностей, преодоление которых связывается со сменой научной парадигмы и созданием инструментария постнеклассической методологии . Кардинально меняется характер объектов научных исследований: в фокусе внимания науки оказываются «сложные» объекты, обладающие такими свойствами, как виртуальность, открытость, целостность, способность к самотрансформации, субъектность. Для их изучения приходится применять междисциплинарные и трансдисциплинарные методы. Предполагается, что переход к постнеклассической науке позволит расширить горизонты научного знания, в том числе, и в области освоения мира информации.
Таким образом, актуальной проблемой как науки, так и практики является конструирование, освоение и использование информационных объектов и разработка способов оперирования с ними. Совместная информационная деятельность людей должна строиться не стихийно, путем проб и ошибок, а научно обоснованными методами. Эта деятельность представлена, в том числе, такими проявлениями информационного общества, как открытый контент, открытый код, открытый доступ и др. Изучение данных феноменов является одним из возможных подходов к созданию указанных методов, что и обусловило выбор объекта и предмета исследования.
Степень научной разработанности проблемы. «Информационное общество» в целом как феномен и проект общественного обустройства рассматривается в работах А. Турена, Э. Тоффлера, Р. Хатчинса, Т. Хусена, М. Кастельса, М. Маклюэна, Р. Мореля, Э. Фора, Р. Мансела, У. Вена, Н. Стера, Ч. Занга, Т. Стоуньера, К. Поппера, П. Дракера, Й. Масуды, Д. Белла, Г. Бехманна, Т. И. Костиной. И. Ю. Алексеевой, Л. В. Мрочко, В. П. Тихомирова, Е. И. Кузьмина. В этих исследованиях, а также в исследованиях, проводимых под эгидой ООН, ЮНЕСКО, Всемирного Банка будущее человечества, его существование и благосостояние, преодоление глобальных проблем прочно связывается с освоением мира информации. В таком обществе информация и знания как неисчерпаемый цивилизационный ресурс развития выступает на первый план и определяет все остальные жизненные измерения.
Глобалистика как направление междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований занимается изучением процессов глобализации, взятых во всей их целостности, сложности, человекоразмерности и взаимозависимости. Целостность мира можно рассматривать как его информационность. Проблемам развития постнеклассической науки и методологии, концепциям трансдисциплинарности, разработке трансдисциплинарного аппарата исследований посвящены труды В. С. Степина, Т. Куна, К. Поппера, Э. Морена, В. А. Аршинова, А. Н. Чумакова, В. Г. Буданова, Е. Н. Князевой, Л. П. Киященко, В. И. Моисеева, И. Т. Касавина, В. С. Меськова,
В. М. Розина, В. Н. Князева, С. А. Кричевского. Складывающаяся философия глобалистики - один из возможных путей построения единого научного знания как пространства смыслов относительно целостного информационного субъекта - человечества.
Стихийно возникшие в глобальном информационном пространстве практики совместной информационной деятельности людей (в том числе, открытый контент ) стали сегодня широко распространенным явлением и неотъемлемой частью жизни общества. Феномен открытого контента изучаются различными дисциплинами: экономикой, социологией, информатикой, политологией, правоведением, культурологией.
С точки зрения экономики ведущей деятельностью людей в мире информации является производственная деятельность (производство информационных «товаров и услуг» - знаний, идей, концепций, проектов, художественных образов и т.д.). В осмысление открытого контента как особого сектора экономики («сетевой экономики», «экономики знаний», «экономики дара», «экономики креативной корпорации», «викиномики», «анархономики») внесли вклад такие авторы, как Т. Стоуньер, П. Дракер, Д. Ариели, Г. Рейнголд, К. Андерсен, В. Л. Иноземцев. В исследованиях отмечается, что мотивация к деятельности по производству информационных продуктов не укладывается в жесткий канон «человека экономического», озабоченного максимизацией прибыли и обусловленного конкурентной средой, а информация и знания суть общественные блага, создание и распространение не может базироваться на тех же принципах, что и производство материальных ценностей. Особенности создания и распространения открытых программных продуктов изучены в работах Р. Столлмана, Г. Гейнголда, К. Андерсена, Дж. Хирша, М. Цедергрена, Э. Раймонда, Д. Тапскотта, Д. В. Китса, Р. Кларка, У. Дайсона, К. Андерсена. Именно открытая модель участия в сообществах, некоммерческий характер деятельности, свободная творческая кооперация и неограниченное число участников обуславливают успешность, высокое качество и широкое распространение продуктов открытого контента.
С точки зрения культурологии, ведущей совместной деятельностью людей в мире информации является сотворчество и создание объектов культуры и искусства. Проблематика открытого контента как общественного достояния, необходимость открытого доступа к культурным ценностям, образовательной и научной информации, существование барьеров на пути распространения знаний, в том числе когнитивного, изложены в многочисленных докладах и исследованиях ЮНЕСКО, ООН, Всемирного Банка, в работах Э. Рейнолда, М. Дери, М. Цедергрена, Д. В. Китса, У. Берроуза. Отмечается, что общественная ценность информации, знаний и продуктов творчества в глобальном масштабе тем выше, чем большему числу людей они доступны. Если культурные ценности рассматривать как общественное достояние, то доступ к ним должен быть безусловно открытым.
Тем не менее, общепринятая на сегодняшний день трактовка открытого контента только как цифровых продуктов, находящихся в открытом режиме использования, представляется слишком узкой, поскольку не учитывает ни общественный характер деятельности, ни особенности совместной производственной и коммуникативной среды.
По мнению У. Эко и М. Мамардашвили произведение искусства, будучи в результате оцифровывания отцепленным от своих материальных носителей, обнаруживает принципиальную незавершенность (для завершения требуется субъект - читатель, зритель, слушатель) и неразрывную связь со всем пространством смыслов культуры, в котором оно глубоко укоренено.
Проблемы развития информационных технологий и их влияния на жизнь и деятельность людей излагаются в работах А. Д. Урсула, К. К. Колина, Д. С. Чернавского, Р. Ф. Абдеева, А. П. Ершова, Г. Бейтсона, Н. Винера, К. Шеннона, Я. Л. Шрайберга, Е .Н. Пасхина, И. Ю. Алексеевой, Ю. С. Затуливетера. Попытки построить философскую базу информатики наталкиваются на вопрос о сущности информации, понятию которой до сих пор нет общепринятого научного определения. С точки зрения информатики, совместная деятельность является информационной, но такой, которая нормирует субъекта деятельности жестко стандартизированной средой. Однако важным для информатики является понятие открытости, трактуемой как проницаемость технологических границ.
Социологические исследования рассматривают совместную информационную деятельность людей прежде всего как коммуникативную. Социальные коммуникации людей в виртуальных сообществах в сети интернет (в том числе, сообществах открытого контента) изучались в работах М. Маклюэна, Ю. Хабермаса, Г. Рейнголда, Э. Реймонда, Ф. Лемана, Дж. Хирша, Д. Тапскотта, С. А. Паринова, Н. К. Тальнишних. Авторы сходятся во мнении, что коммуникации и деятельность виртуальных сетевых сообществ основаны на мотивации участников, носящей внеэкономический альтруистический характер.
В таких сообществах декларируется идеология открытого субъекта, действующего на основании ценностей свободы и кооперации. Виртуальные сообщества - это не «клубы по интересам», а стихийно возникающие и исчезающие динамические социальные структуры, способные масштабироваться от локальных до глобальных и обеспечивающие множественность идентичностей современному «цифровому поколению Y». Идеологические аспекты деятельности различных виртуальных сообществ, связанные с дискурсом свободы, культивированием открытости и особого статуса киберпространства как «территории идей» исследованы в работах Дж. П. Барлоу, Л. Лессига, Э. Реймонда, Т. Лири, М. Дери, П. Ладлоу, Б. Стерлинга.
С точки зрения права, информационная деятельность людей является объектом правового регулирования. Однако в этой области в последнее время возникают многочисленные проблемы. В фокусе рассмотрения - следующие вопросы: подходит ли сложившаяся правовая система к регулированию совместной деятельности людей в мире информации? Переносимы ли в полной мере сложившиеся правовые нормы в практику информационного взаимодействия или требуется их пересмотр? Насколько основания правовой системы отражают современные производственные и общественные реалии, связанные с миром информации? Концептуальные основания и правоприменительная практика открытых лицензий исследованы в работах Дж. П. Барлоу, Р. Столлмана, Д. Уилсона, М. Шутельворфа, Д. В. Китса, Э. Реймонда, П. Шварца, П. Лейдена, Р. А. Будника. В работах отмечается, что при применении «классического» законодательства по авторскому праву к объектам информационной природы возникают не только проблемы доступа к информации и знаниям, но и парадоксы и несоответствия, связанные с представлением об этих объектах как о проприетарных . Меняется также роль субъекта правовой защиты - вместо концептуально однотипного безликого «автора» появляется множество реальных авторов с потребностями, не укладывающимися в рамки традиционной модели Copyright. Исследования на феноменологическом уровне при дисциплинарном подходе дали важнейшие результаты, анализ которых позволяет выделить наиболее общие характеристики открытого контента - открытость, субъектность и информационность. В целом выводы исследователей сводятся к признанию «особости» открытого контента, попытки моделирования которого как разновидности хорошо изученных дисциплинарных объектов сталкиваются с определенными трудностями. Это может означать, что открытый контент - объект иной природы. В данной работе открытый контент рассматривается как такой объект, для изучения которого необходимо проводить трансдисциплинарные исследования.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что открытый контент может быть описан некоторой моделью, в которой:
— открытый контент представим как инфообъект, обладающий
характеристиками открытости и субъектности;
— люди представимы как субъекты, проявляющиеся в деятельности, обладающие свободой воли и внутренней мотивацией к деятельности;
— субъекты являются открытыми, т.е. обладающими способностью, готовностью и мотивацией к трансформации (самотрансценденции) в деятельности;
— деятельность также является открытой, т.е. изменяющейся под
воздействием субъекта;
— между субъектом и деятельностью имеются границы, и эти границы проницаемы.
Объектом исследования является совместная информационная деятельность людей.
Предмет исследования - открытый контент как представление совместной информационной деятельности людей.
Цель работы - исследовать открытый контент как информационный объект, обладающий характеристиками открытости и субъектности, путем построения соответствующих адекватных модели и методологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать результаты исследований открытого контента и выявить его существенные характеристики.
2. Выстроить методологический инструментарий и разработать программу трансдисциплинарного исследования открытого контента.
3. Исследовать открытый контент согласно разработанной программе, в том числе:
— сконструировать предмет трансдисциплинарного исследования;
— изучить понятие «открытость»;
— осуществить моделирование открытого контента средствами
классической, неклассической и постнеклассической общих методологий;
— сформулировать методологию открытого контента;
— уточнить определение открытого контента.
4. Перенести результаты, полученные на модели открытого контента, на объект исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— Общенаучные методы: анализ, синтез, экспликация, абстрагирование, идеализация, обобщение, формализация, модельные и проектные методы, гипотетико-дедуктивный и гипотетико-индуктивный методы;
— Модифицированный метод восхождения от абстрактного к конкретному
МВАК(м), описывающий пути построения моделей (метод информационного моделирования): от задания прототипов через конструирование идеальных и идеализированных объектов к проектированию приложений для выделенных областей деятельности;
— Метадисциплинарность как стратегия трансдисциплинарного исследования, означающая представление дисциплинарных предметов, методов и результатов на метауровне - через конструирование обобщенного предмета исследования как метапредмета;
— Постнеклассическая тринитарная информационная методология (ПНК ТИМ), базирующаяся на модели Универсума, представляющей мир как мир информационных объектов.
Научная новизна исследования обусловлена применением к предмету исследования новых методологических подходов.
1. Обоснована необходимость трансдисциплинарного исследования феномена открытого контента, в котором он впервые рассматривается как человекоразмерный информационный объект.
2. Впервые к открытому контенту применены методологические инструменты постнеклассической науки: модифицированный метод восхождения от абстрактного к конкретному, метадисциплинарность как стратегия трансдисциплинарного исследования и постнеклассическая тринитарная информационная методология (ПНК ТИМ), что позволило получить ряд новых результатов относительно предмета исследования.
3. Получено новое понимание открытости и дано определение этому понятию.
4. На основе трансдисциплинарного исследования понимания открытости предложен обобщенный принцип открытости как метапринцип, обобщающий все возможные виды границ между субъектом и деятельностью.
5. Дано новое, обобщенное, определение открытого контента, учитывающее не только результаты, но и субъектов и среду деятельности.
6. Сформулирована методология открытого контента как приложение постнеклассической тринитарной информационной методологии.
7. Результаты, полученные на модели открытого контента, перенесены на объект исследования - совместную деятельность людей в инфомире, что позволило создать модель и «дорожную карту» деятельности как открытой, субъектной и информационной.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В работе удалось описать открытый контент моделью, в которой он
2. В отличие от классического понимания открытости как отсутствия границ (как стороны дихотомии «открытость-закрытость»), и неклассического - как возможности взаимодействия (обмена), изложенное в данной работе понимание открытости как проницаемости границ позволяет описывать (в том числе) способы преодоления границ между субъектом и деятельностью: «открытость можно рассматривать как проницаемость границ между субъектом и деятельностью».
3. Принцип открытости в предложенной трактовке учитывает открытость как базовую характеристику открытого контента: «Всякая граница между субъектом и деятельностью проницаема и, в силу этого, так или иначе преодолима». Принцип подтвержден четырьмя возможными наиболее общими случаями проницаемости границ между субъектом и деятельностью.
4. Введение принципа открытости в совокупность принципов постнеклассической тринитарной информационной методологии позволило сформулировать методологию открытого контента.
Методология открытого контента задана посредством принципов, прессуппозиций и характерных черт.
Принципы постнеклассической методологии открытого контента:
— Принцип целостности инфомира - любой объект инфомира рассматривается как целостный.
— Принцип подобия - объекты инфомира сохраняют атрибут целостности в результате применения к ним операций подобия.
— Принцип субъектности - субъект не элиминируем ни из какого процесса систематизации инфомира.
— Принцип открытости - любая граница между субъектом и деятельностью
так или иначе проницаема и преодолима.
К характерным чертам постнеклассической методологии открытого контента относятся:
— виртуальная среда «обитания» сообществ открытого контента, имеющая в качестве денотата общественную информационную инфраструктуру;
— принцип свободного участия в совместной информационной деятельности;
— управление коллективной деятельностью осуществляется путем согласования всех точек зрения;
— невозможность выделить личный вклад каждого субъекта в общий результат;
— информация и все формы ее представления, составляющие содержание и результаты совместной информационной деятельности людей в виртуальном пространстве есть не товар, а общественное достояние и общественное благо (commons).
5. Уточнено определение открытого контента, которое позволяет описывать открытый контент не только как цифровой продукт («узкое» определение), но и как деятельность и взаимодействие субъектов в информационном пространстве:
«Открытый контент представляет собой целостную виртуальную среду деятельности, репрезентирующую:
— пространство новой информационной реальности как одно из воплощений инфомира;
— субъектов, взаимодействующих с этим пространством ( в т.ч. людей и их сообщества);
— субъектов, взаимодействующих в этом пространстве, трансформирующих себя, среды и содержание деятельности;
— а также продукты и процессы этих взаимодействий».
Данное определение более адекватно отражает субъектный характер открытого контента.
6. Результаты моделирования открытого контента переносимы на совместную информационную деятельность людей при определенных условиях. Определены условия, при которых методологию открытого контента можно применять к изучению не только предмета, но и объекта исследования; использовать для того, чтобы создавать практико-ориентированные модели деятельности для информационного общества, в том числе, в сфере образования, науки, культуры, гражданского общества.
Построенная многоуровневая модель открытой деятельности задает характеристики субъекта, среды и содержания деятельности, соответствующих каждому уровню модели, а также указывает способы преодоления внутриуровневых и межуровневых границ согласно принципу открытости.
7. «Дорожная карта» задает путь дальнейшего развития открытого контента, соответствующий уровням восхождения субъектов (в многоуровневой модели открытой деятельности) для различных видов информационной деятельности: информирующей (доступ к данным и сведениям), когнитивной, интеллектуальной, креативной и нравственной.
Теоретическая значимость. Предложенные теоретические понятия: принцип открытости, понятие открытости, определение открытого контента, методология открытого контента, модель открытой информационной деятельности людей в случае их успешного введения в научный оборот позволят более адекватно описывать совместную информационную деятельность людей и строить соответствующие интерпретации в различных дисциплинах и областях деятельности. Принцип открытости может иметь значение для научной систематизации открытых человекоразмерных объектов.
Практическая значимость работы определяется созданием методологических и теоретических средств моделирования совместной информационной деятельности людей.
Методология открытого контента располагает необходимым потенциалом для того, чтобы на ее основе:
— создавать эффективные модели деятельности и коммуникации в различных областях общественной, экономической и культурной жизни;
— строить модели и осуществлять практику совместной информационной деятельности в виртуальной среде, используя научно-обоснованные методы.
Отдельное практическое значение может иметь разработанная программа трансдисциплинарных исследований.
Содержание диссертации использовано при разработке программы и в чтении курсов повышения квалификации работников образования по кафедре философии образования Московского института открытого образования (МИОО): «История и философия образования», «Образовательные стандарты: субъекты, среды и содержание обучения», «Дидактические основания педагогической деятельности: когнитивно-компетентностные модели, стандарты и технологии».
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены на 9 научных конференциях и в 11 публикациях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе проведено метатеоретическое исследование открытого контента.
Проанализированы результаты исследований открытого контента и выявлены его существенные характеристики - субъектность, открытость, информационность. Выстроен методологический инструментарий и разработана программа трансдисциплинарного исследования открытого контента.
Описаны некоторые проявления информационного общества или «новой информационной реальности»:
— Open Source - программное обеспечение с открытым кодом (FLOSS - Free/Libre Open Source Software);
— Open Access - открытый доступ;
— Open Course - открытое обучение (открытые курсы);
— Open Publications - открытые публикации;
— Open Clouds - открытые облачные вычисления.
Все эти феномены обладают общими чертами и их можно, с точки зрения автора, рассматривать и изучать совместно. Для этого их правомерно объединить под общим названием «Открытый контент», т.к. термин «открытый» присутствует во всех названиях, а термин «контент», понимаемый как содержание деятельности вообще, охватывает все вышеуказанные феномены в силу того, что каждый из них можно отнести к какому-либо конкретному виду деятельности.
Показано, что исследования открытого контента в различных дисциплинах касаются не только продуктов, но и характеризуют сообщества, которые производят открытые цифровые продукты, а также особенности устройства и принципы деятельности, весьма отличающиеся от традиционных. Без рассмотрения субъектов деятельности и особенностей организационных, производственных и коммуникативных процессов невозможно понять особенности открытого контента как продукта деятельности.
Становится очевидной недостаточность существующего «узкого» определения открытого контента, т.к. оно отождествляет открытый контент только с результатами деятельности, не описывая саму деятельность (и ее субъектов) и не указывая на субъектный и открытый ее характер. Необходимо не только исследовать открытый контент как информационный человекоразмерный объект, но и существенно уточнить понятие открытого контента.
Сформулирована гипотеза исследования.
Для исследования открытого контента как объекта информационной природы необходимо провести трансдисциплинарное исследование, разработав соответствующую программу исследования и подобрав методологический инструментарий.
Описан методологический инструментарий работы: модифицированный метод восхождения от абстрактного к конкретному, инфомодель Универсума и постнеклассическая тринитарная информационная методология. Подтверждена адекватность данного инструментария для решения задач и достижения цели данного исследования.
Рассмотрены основания трансдисциплинарности и описана стратегия трансдисциплинарного исследования как метадисциплинарного, означающая представление дисциплинарных предметов, методов и результатов на метауровне - через конструирование обобщенного предмета исследования как метапредмета.
С помощью модифицированного метода восхождения от абстрактного к конкретному (МВАК(м)) выстроены пошаговая стратегия и программа трансдисциплинарного исследования открытого контента, предусматривающая моделирование его как информационного объекта средствами общей методологии.
Открытый контент исследован согласно разработанной в главе 1 программе. Изучено понятие открытости, построена модель открытого контента как информационного человекоразмерного объекта, сформулирована методология открытого контента, уточнено определение открытого контента. Результаты, полученные на модели открытого контента, перенесены на объект исследования.
Сконструирован трансдисциплинарный предмет исследования как проведенного анализа показано, что субъектность, открытость и «информационность» являются теми существенными характеристиками, которые отличают открытый контент, и, возможно, саму совместную информационную деятельность (как открытую) людей. Выделенные характеристики обобщают результаты исследований во всех дисциплинах, исследовавших данный феномен (что бы они под ним не понимали в силу предмета дисциплины). Объект, характеризующийся упомянутыми свойствами, можно рассматривать как метаобъект и предмет трансдисциплинарного исследования открытого контента.
Исследовано понятие открытости. Проведена классификация использования термина «открытость» на основе структурно-семиотического анализа. Получено новое понимание открытости и дано определение этому понятию: открытость можно рассматривать как проницаемость границ между субъектом и деятельностью. Предложен трансдисциплинарный принцип открытости как метапринцип, обобщающий все возможные виды границ между субъектом и деятельностью: «Всякая граница между субъектом и деятельностью проницаема и, в силу этого, так или иначе преодолима». Принцип подтвержден четырьмя возможными наиболее общими случаями проницаемости границ между субъектом и деятельностью.
Описаны ход и результаты исследования открытого контента. Дано обобщенное определение открытого контента. Сформулирована методология открытого контента (в виде принципов, пресуппозиций и характерных черт). Подтверждено, что результаты моделирования открытого контента переносимы на совместную информационную деятельность людей при определенных условиях. Определены условия, при которых методологию открытого контента можно применять к изучению не только предмета, но и объекта исследования. В качестве примера построена модель открытой совместной информационной деятельности людей. Указаны области и возможные способы ее применения.
Все задачи исследования выполнены. Открытый контент описан моделью, в которой он рассматривается как инфообъект, люди представимы как открытые субъекты, проявляющиеся в открытой деятельности, причем открытость субъекта и деятельности является принципиально значимой. Таким образом, подтверждена гипотеза исследования.
В данной работе получены следующие новые результаты, имеющие теоретическую и практическую значимость:
— сформулирован обобщенный принцип (метапринцип) открытости,
утверждающий, что всякая граница между субъектом и деятельностью проницаема и так или иначе преодолима.
— разработана программа трансдисциплинарного исследования открытого контента.
— дано обобщенное определение открытого контента.
— сформулирована методология открытого контента (в виде принципов, пресуппозиций и характерных черт).
— построена модель открытой деятельности в инфомире (ПНК МОД).
Использованный в работе подход к построению программы трансдисциплинарных исследований распространим и на другие объекты исследования.
Методология открытого контента является приложением постнеклассической тринитарной информационной методологии (ПНК ТИМ) и может применяться в соотнесении с другими приложениями ПНК ТИМ, например, с теорией аргументации и принятия решений, с моделью образовательных процессов спиралью ПНК МОП и др.
В развитие темы изучения открытого контента желательно разработать модель компетенций открытого субъекта Open Mind, характеристики открытой деятельностной среды и требования к контенту, а также рекомендации по ведению открытой информационной деятельности (включая когнитивную и креативную) в различных сферах.
Можно построить соотнесение конкретного информационного субъекта (когнитивного, креативного, образовательного, субъекта принятия решений и т.д.) с открытой деятельностью и получить основания для проектирования
В практическом плане способы и модели открытой деятельности как приложения методологии открытого контента могут быть построены не только для различных отраслей экономики, науки, образования, социальной активности, но и для создания новых практик, таких как, например, принятие решений методом глобального общественного дискурса. В последнем случае методология открытого контента задает дополнительные компетенции открытости субъекту принятия решений, дополнительные требования к среде принятия решений и режим использования для форм представления информации к принятию решений (и, соответственно, самим решениям как результатам деятельности).
Методология открытого контента, в случае дальнейшего развития данного направления исследований, способна, по мнению автора, ответить, как может быть устроена в целом совместная (когнитивная, креативная, информационная) деятельность людей как субъектов инфомира; каким образом могут быть созданы и воплощены модели совместной информационной деятельности в науке, образовании, культурной деятельности, искусстве, общественной жизни; какими средствами может быть построено и устроено информационное (креативное, когнитивное, инновационное) общество, основанное на знаниях, идеях и ценностях.



1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации.- М.: Владос, 1994.
- 336 с.
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. - М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково
поле, 2001. - 288 с.
3. Андерсен К. Длинный хвост. Новая модель ведения бизнеса в интернете. -
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 304 с.
4. Арендт Х. "VITA ACTIVA, Или о деятельной жизни". - СПб.: Алетейя,
2000. - 437 с.
5. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей
Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - С. 55-76.
6. Ариели Д. Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя
иррационально и как заработать на этом / Пер. с англ. П. Миронова. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 296 с.
7. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -
М.:Институт философии РАН, 1999. - 203 с.
8. Барлоу Д. П. Киберномика: к теории информационной экономики/ Пер. с
англ. Елены Вагнер. [Электронный ресурс]. URL: http://www.20khvylyn.com/next/economy/cybernomics.html(дата обращения: 20.09.2012).
9. Барлоу Д. П. Продажа вина без бутылок: экономика сознания в глобальной
Сети / Пер. с англ. [Электронный ресурс]. URL:
http: //lib. aldebaran. ru/author/barlou_dzhon/barlou_dzhon_prodazha_vina_bez_ butylok_yekonomika_soznaniya_v_globalnoi_seti/ (дата обращения: 13.08.2012).
10. Башляр Г. Новый рационализм. - М.:, Прогресс, 1987. - 376 с.
11. Бейтсон Г. Сознательная цель против природы // В кн. Экология разума. - М.: Смысл, 2000. - С. 91-412.
12. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Академия, 1999. - 956 с.
13. Бергсон А. Два источника морали и религии. -М.: Канон, 1994.- 241 с.
14. Берлинская Декларация об открытом доступе к научному и гуманитарному знанию (Berlin Declaration on Open Access to Knowledge in the Sciences and Humanities). [Электронный ресурс].
URL: http://www. mpg.de/pdf/openaccess/BerlinDeclaration_en.pdf (дата обращения: 12.03.2008).
15. Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор // В кн.: Исследование по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1999. - С. 23-82.
16. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. - М.: Логос, 2011. - 248 с.
17. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.
18. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование и принципы синергетики // Синергетическая парадигма. (под ред. Аршинова В. И., Буданова В. Г., Войцеховича В. Э.). М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 285-305
19. Буданов В. Г. Синергетическая методология в постнеклассической науке и образовании // В кн.: Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс-традиция, 2007. - С. 174-211.
20. Будапештская инициатива «Открытый доступ» (Budapest Open Access Initiative). [Электронный ресурс]. URL: http://www.soros.org/openaccess/ru/index.shtml(дата обращения: 12.03.2008).
21. Будник Р. А. Эволюция системы авторских и смежных прав в информационном обществе: от исключительного к инклюзивному праву автора. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 191 с.
22. Булгаков С. Н. «Философия хозяйства». - М.: Наука, 1999, - 412 с.
23. Взгляд RedHat на открытые облачные вычисления. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nixp.ru/articles/Взгляд-Red-Hat-на-открытые-облачные- вычисления.Ыт! (дата обращения: 09.05.2012).
1991. - 270 с.
25. Визгин В. П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки. - М.: Институт философии РАН, 1996.- 263 с.
26. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. - 2-е издание. - М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. - 344 с.
27. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. И. С. Добронравова, Д. М. Лахути; под общ. ред. В.Ф. Асмуса. - М.: Наука, 1958. - 133 с.
28. Влияние Интернета на сознание и структуру знания: сборник научных трудов. /Отв. ред. д.филос.н. Розин В.М. - М.: ИФ РАН, 2004. - 239 с.
29. Гирусов Э. В. Нужен ли человек природе? // Философские науки. 2011. №
8. С. 54-55.
30. Горохов В.Г. Технические науки: история и теория: история науки с философской точки зрения. - М.: Логос, 2012. - 511 с.
31. Громыко Ю. В. Мыследеятельность, сознание и сверхличность. Реальность развития. Руководство для управленцев и педагогов. - М.: Пушкинский институт, 2010. - 240 с.
32. Гуревич И. М., Урсул А. Д. Информация - всеобщее свойство материи. Характеристики. Оценки. Ограничения. Следствия. - М.: ЛИБРОКОМ,
2011. - 312 с.
33. Демина Л. А., Малюкова О. В., Гунибский М. Ш. Логика. Учебник для бакалавров. - М: Проспект, 2012. - 216 с.
34. Дери М. Скорость убегания: Киберкультура на рубеже веков / Пер. с англ. Т. Парфеновой. - Екатеринбург: Ультра.Культура; М.: ACT МОСКВА, 2008. - 480 с.
35. Долгин А. Б. Прагматика культуры. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002. - 168 с.
36. Дорожная карта открытых ресурсов (2020 FLOSSRoadMap) Всемирного
открытого форума (OpenWorldForum) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.2020flossroadmap.org(дата обращения: 01.01.2012).
37. Друкер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. - М.: Академия, 1999. - С. 79-84.
38. Егоров В. С. Философия открытого мира. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК". - 2002. - 320 с.
39. Жог В.И., Коломейцев А.Е. Homo Intellectus// Исследователь (Researcher). - 2010. - №3-4. - С. 109-118.
40. Жог В.И., Коломейцев А.Е. Homo moralis // Исследователь (Researcher). - 2010. - №1-2. - С. 62-69.
41. Затуливетер Ю. С. Информационная природа социальных перемен. М.: СИНТЕГ, 2005. - 132 с.
42. Зиновьев А. А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале «Капитала» К. Маркса). - М.: Институт философии РАН, 2002. - 312 с.
43. Игнатьев В. И., Владимирова Т. В., Степанова А. Н. Социальная система как информационное взаимодействие: коллективная монография. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. - 308 с.
44. Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. - М.: Институт философии АН СССР, 1956 [Электронный ресурс]. URL: http://socialistica.lenin.ru/txt/i/ilyenkov_1.htm(дата обращения: 01.05.2012).
45. Ильин В. В., Панарин А. С. Философия политики. — М.: Издательство МГУ, 1994. — 284 с.
46. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Логос, 2000 - 304 с.
47. Интеллектуальная собственность в киберпространстве. Сборник аналитических материалов проекта «Право и общество в цифровую эпоху» / Составитель: Евгений Альтовский. - Издательство МОО ВПП ЮНЕСКО
«Информация для всех». - 2006. - 31 с.
48. Информационная эпоха: вызовы человеку / под ред. И.Ю. Алексеевой и
A. Ю. Сидорова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 335 с.
49. Использование лицензий CreativeCommons в Российской Федерации.
Аналитический доклад / Под ред. Ю. Е. Хохлова. - М.: Институт развития информационного общества, 2011. - 94 с.
50. История информатики и философия информационной реальности: учеб. пособие для вузов/ Под ред. Юсупова Р. М., Котенко В. П. - М.: Академический проект, 2007. - 432 с.
51. Каймин В. А. Информатика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 232 с.
52. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3-е. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 288 с.
53. Капра Ф. Скрытые связи / Перев.с англ. - М.: ООО Издательский дом «София», 2004. - 336 с.
54. Касавин И. Т. Междисциплинарность в науках и философии. - М.: Институт философии РАН, 2010. - 208 с.
55. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 606с.
56. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред.
B. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. - С. 494-505.
57. Кинелев В. Г., Меськов В. С., Суханов А. Д. Целостность через трансдисциплинарность: стратегия развития университетского образования. ЮНЕСКО, Москва,1999. - 34 с.
58. Киященко Л. П., Моисеев В. И. Философия трансдисциплинарности. - М.: Институт философии РАН, 2009. - 203 с.
59. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетическое расширение антропного принципа // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 80-106.
60. Князева Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник ТГПУ. 2011. № 10 (112). - С. 193 - 201.
61. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. - Издательство ЮНЕСКО, 2005. - 240 с.
62. Колин К. К. Информационная цивилизация / К.К.Колин; Рос. акад. наук. Ин-т проблем информатики. - М., 2002. - 112 с.
63. Колин К. К. Социальная информатика: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 432 с.
64. Колин К. К. Философские проблемы информатики. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.- 270 с.
65. Копенгагенский институт исследования будущего. Анархономика. / Пер. с англ. В. Иванов и др. - Екатеринбург: Ультра.Культура, 2011. - 168 с.
66. Костина Т.И. Духовность и перспективы цивилизации: Монография. - М.: Изд-во МГАДА. - 2008. - 250 с.
67. Криптоанархия, кибергосударства и пиратские утопии / Пер. с англ.
Т. Давыдовой и др.; под ред. Питера Ладлоу. - 2001 Massachussets Institute of Technology. - Екатеринбург: Ультра.Культура, 2005. - 600 с.
68. Кун Т. Структура научных революций: Сб.: Пер. с англ. - М.:ООО «Издательство АСТ», 2003. - 365 с.
69. Левитт С. Д., Дабнер С. Дж. Фрикономика. М.: Вильямс, 2007. - 288 с.
70. Лессиг Л. Свободная Культура. - М:. Фонд научных исследований «Прагматика Культуры», 2007. - 272 с.
71. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко - М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. - 160 с.
72. Лири Т. Семь языков бога. Перевод с англ. - Киев: «Яиус»; М.: «Пересвет», 2001.- 224 с.
73. Лосский Н. О. История русской философии / Пер. с англ. - М.: Академический проект, 2007. - 551 с.
74. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man). - М.:
Академический проект, 2005. - 496 с.
75. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека (Understanding Media: The Extensions of Man). - М.: Кучково поле, 2007. - 464 с.
76. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1992. - 408 с.
77. Мамедов Н. М. Моделирование и синтез знаний (монография) // Баку: Элм, 1979. - 97 с.
78. Мамченко А. А. «Открытый контент» как объединённое название группы феноменов информационного общества, основанного на знаниях // Позиция: философские проблемы науки, техники, образования. Выпуск 6. 2012 МГУ ПС («МИИТ»), Орловский государственный университет 2012.- С. 183-190.
79. Математический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - 847 с.
80. Медиа-пиратство в развивающихся экономиках. («Media Piracy in Emerging Economies»). Доклад Совета по исследованиям в области общественных наук (Social Science Research Council (SSRC), since 1923) [Электронный ресурс]. URL: http: //www. k2x2. info/kompyutery_i_internet/media_piratstvo_ v_razvivayushihsja_yekonomikah/index.php (дата обращения: 04.08.2012).
81. Мендел Т. Свобода информации: сравнительное правовое исследование / Второе издание, исправленное и дополненное. - Издательство ЮНЕСКО, 2008. - 176 с.
82. Меськов В. С., Мамченко А. А. Методология открытого контента как экземплификация постнеклассической методологии // Проблема субъектов российского развития. Материалы Международного форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход» 16-19 октября 2006, г. Звенигород / Под ред. В.Е.Лепского. М.: «Когито-Центр», 2006. - С. 106-109.
83. Меськов В. С. От логики рассуждений к методологии когнитивной деятельности. РАЦИО.ш Электронный научный журнал Российского
84. Меськов В. С. Очерки по логике квантовой механики. - М., Изд-во МГУ, 1986. - 152 с.
85. Меськов В. С. «Философия образования?!...» // Журнал «Наука - образованию». 2012. №1(1). - С. 34-45.
86. Меськов В. С. «Я есмь истина...» // Ценности и смыслы. 2012. №3 (19). -
С. 165-178.
87. Меськов В. С. От целостности через трансдисциплинарность к постнеклассической тринитарной информационной модели мира // Понятие целостности в логико-методологическом аспекте:коллективная монография / Под. Ред. Ю. Н. Солонина. - М.: Этносоциум. - 2012. -
С. 118-143.
88. Меськов В. С. Междисциплинарные и трансдисциплинарные модели аргументации // РАЦИО.ш Электронный научный журнал Российского государственного университета имени Иммануила Канта. Выпуск №8,
2012. URL: http://www.kantiana.ru/ratio/issues/3087/(дата обращения: 14.11.2012).
89. Меськов В. С., Куликова И. В., Мамченко А. А. Открытый контент: методология приумножения общественного достояния в обществе знания. // ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу: Труды международной конференции (Санкт- Петербург, Россия, 17-19 мая 2005 г.). - М.: ИРИО, 2005. - С. 222-234.
90. Меськов В. С., Мамченко А. А., Куликова И. В. Открытый контент как феномен и модель обустройства обществ, базирующихся на знаниях // Открытое образование. 2006. № 5 - С. 71-83.
91. Меськов В. С., Мамченко А. А. Когнитивно-компетентностная парадигма образования // Школьные технологии. 2011. №3. - С. 46-62.
92. Меськов В. С., Мамченко А. А. Мир информации как тринитарная модель
93. Меськов В. С., Мамченко А. А. Образование для обществ знания: когнитивно-компетентностная парадигма образовательных процессов // Ценности и смыслы.2010. №3(6).- С. 46-58.
94. Меськов В. С., Мамченко А. А. Образование для обществ знания: постнеклассическая модель образовательных процессов // Ценности и смыслы. 2010. №2(5).- С. 17-49.
95. Меськов В. С., Мамченко А. А. Постнеклассический подход к e-Learning: новая образовательная парадигма для обществ знания // Преподаватель XXI век. 2009. №1. - С. 37-74.
96. Меськов В. С., Мамченко А. А. Цикл трансформации когнитивного субъекта. Субъект, среда, контент // Вопросы философии. 2010. №10. - С. 67-80.
97. Меськов В. С., Мамченко А. А., Смирнова И. В. От возможного мира и возможного индивида к инфомиру и когнитивному субъекту // Возможные миры:семантика, онтология, метафизика. Коллективная монография. ГУ- ВШЭ. - М.:Канон+, 2011. - С. 314-334.
98. Минс Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в ХХ1 веке. - М.: Альпина паблишер, 2001. - 280 с.
99. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой.- М.:, Аграф,1998. - 480 с.
100. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. - М., 2001. - 199 с.
101. Морен Э. Метод. Природа природы. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. -
464 с.
102. Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // В кн.: Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс- Традиция, 2007. - 592 с.
103. Мрочко Л.В. Становление информационного общества в России: (вопросы теории и практики) / Л.В.Мрочко, В.Ф.Ницевич; М-во образования и науки
Рос. Федерации, Моск. гос. обл. ун-т. - М., 2010. - 323 с.
104. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. 2-е изд. - М.: Водолей Publishers, 2007.
- 368 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ