Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионализации образования

Работа №7449

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы169стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
857
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1.1. Социально-педагогические факторы развития воспитания в условиях диверсификации образования 12
1.2. Организационно-педагогические основы проектирования патриотического воспитания молодежи в образовательных системах 25
1.3. Особенности реализации принципа поликультурности в региональных системах патриотического воспитания 45
1.4. Региональный компонент как фактор повышения эффективности воспитательного процесса 55
Выводы по I главе 71
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
2.1. Анализ опыта организации патриотического воспитания учащихся в региональных образовательных системах 75
2.2. Проектирование содержания модели организации патриотического воспитания в региональных образовательных системах 91
2.3. Реализация модели патриотического воспитания в общеобразовательной школе 101
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 118
Выводы по II главе 135 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ 156



Актуальность исследования.
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.
В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально¬политических отношений является мощным социумом, необходимым условием для защиты национально-политических интересов, для достижения успеха в международной конкуренции, для сохранения и укрепления российской цивилизации.
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы готовности к защите интересов многонационального государства.
По этой причине система патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями.
Проблема модернизации патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных дореволюционной и советской школой лучших традиций патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием новых технологий, с обоснованием организационно-педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания в образовательных системах.
Наиболее значимые для современности достижения опыта патриотического воспитания, накопленной советской школой, нашли отражение в трудах А.А. Аронова, В.А. Безродного, В.С. Ильина, Н.М. Конжиева, И.Ф. Выдрина. Вопросы военно-патриотического воспитания, подготовки воина-интернационалиста рассматриваются в работах А.Г. Базанова, А.В. Барабанщикова, Г.В. Средина, А.Н. Вырщикова, А.А. Черкасова.
В новейшей истории России проблема модернизации патриотического воспитания представлена в диссертационных исследованиях В.А. Белевцева, И.В. Горбачевой, И.В. Ипполитовой, В.В. Марьина, Н.Н. Михеева, Н.А. Сиволобовой, В. Т. Татаренко и др.
Однако в работах указанных авторов зависимость содержания патриотического воспитания, ее форм и методов от результатов процесса диверсификации образования, существования различных типов и видов образовательных учреждений; региональных особенностей показана недостаточно полно.
Анализ научной литературы, диссертационных исследований, современного опыта организации патриотического воспитания позволил выявить ряд противоречий и несоответствий:
- между потребностями общества, государства на формирование гражданина-патриота на основе национальных культурно¬исторических традиций и процессом преимущественной ориентации молодежи на абстрактные человеческие ценности;
- между уровнем сформированности в общественно-политическом строе или авангарда общества демократических идеалов правового государства и уровнем сформированности патриотического и гражданского сознания значительной части населения, в том числе и учащейся молодежи;
- между потребностью государства, общества в консолидации, укрепления стабильности и узконационалистическими,
территориально-ведомственными интересами, обуславливающими сохранение дезинтеграционных процессов;
- между потребностями учащихся в знании исторической правды о своем Отечестве и содержанием социальных и гуманитарных предметов, недостаточно правдиво и объективно отражающих прошлое и настоящее;
- между потребностями учащихся в социально значимой деятельности, социального самоутверждения и реальными условиями для включения учащихся в патриотическую деятельность;
- между темпами совершенствования, внедрения новых воспитательных технологий и готовности учителей к внедрению новых технологий в области патриотического воспитания.
Особенно острую форму проявления эти противоречия имеют в условиях Южного региона России, отличающегося неутихающими проявлениями экстремизма и терроризма, проявлением узконационалистических интересов. Возникает проблема: каким образом следует изменить подходы к проектированию содержания, к организации патриотического воспитания, чтобы повысить его практическую направленность, эффективность?
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования.
Цель исследования: выявление и обоснование условий повышения эффективности процесса патриотического воспитания старшеклассников.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: содержание и организация процесса патриотического воспитания учащихся старших классов общеобразовательной школы.

7
Гипотеза исследования: процесс патриотического воспитания старшеклассников будет более эффективным, если:
- отбор содержания патриотического воспитания в условиях полиэтнического региона строится на основе единства общего и особенного, выделения в качестве системообразующего фактора общероссийских культурно-исторических традиций;
- применяется специальный комплекс мер по усилению практической направленности социальных и гуманитарных дисциплин, включению в их содержание жизненно важных для школьников проблем;
- организация процесса патриотического воспитания направлена на активизацию не только учебно-познавательной деятельности, но и на создание условий для включения учащихся в различные виды социально-значимой деятельности;
- определены и экспериментально обоснованы содержание, приемы и средства патриотического воспитания с учетом региональных условий В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом
выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Уточнить сущность, структуру, понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»;
2. Проанализировать особенности проектирования регионального компонента в содержании учебных программ, учебников и учебно-методических пособий, используемых в школе, с целью выявления их образовательно¬воспитательного потенциала в формировании патриотического воспитания учащихся;
3. Разработать и обосновать эффективность методики изучения факультативного курса, направленного на формирование патриотических чувств и отношений учащихся;

8
4. Выявить и обосновать условия включения учащихся в
активную общественную деятельность, имеющую патриотическую направленность.
Методологическую основу исследования составили: философские положения о единстве общего, особенного и единичного; деятельности как способа самореализации человека в труде и общении; взаимосвязи теории и практики; системного и аксиологического подходов к исследованию педагогического процесса; концепция личностно ориентированного подхода к организации образовательного процесса.
Теоретическую основу исследования явились теории социализации личности (Л.П. Буева, А. В. Петровский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Е.Н. Шиянов); интегративного подхода к проектированию воспитательного процесса (В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, В.А. Сластенин); концепции гражданского воспитания и образования (А.В. Беляев, А.С. Гаязов, Р.Г. Гурова, Г.Н. Филонов); поликультурного образования (И.А. Арабов, Б.Г. Бим-Бад, В.С. Библер, Л.Л. Супрунова, В.К. Шаповалов); положение теории патриотического воспитания (А.Н. Вырщиков, Н.М. Конжиева, А. А. Черкасова).
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы, документов, педагогического опыта; анкетирование, тестирование, ранжирование, изучение результатов деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент; систематизация и качественный анализ экспериментальных данных, их графическая интерпретация.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наиболее перспективным направлением развития образования является широкая диверсификация, которая обеспечит развитие образовательной системы России. Реализация общедидактического принципа диверсификации лежит в основе развития педагогической системы базового общего образования и образовательных учреждений, что способствует вхождению России в мировое образовательное пространство.
В современных условиях приобретает чрезвычайное значение принцип многокультурного образовательного пространства как в масштабах страны, так в масштабах каждого региона и каждой административной территории. Если педагогические системы и технологии, используемые сегодня в России, не бездумно заимствованы из других культур, а являются национально самобытными или творчески заимствованы с учетом собственных традиций и национальных ценностей, то при правильной постановке цели образования они должны способствовать взаимообогащению.
Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно входит в число приоритетных направлений развития педагогической науки и практики. В политических декларациях и научных трудах содержатся призывы к воспитанию в духе поликультурности, но далеко не всегда они становятся идейной основой образовательной деятельности. Между тем поликультурность человека закладывается отнюдь не на генетическом уровне. Она социально детерминирована и должна быть воспитана.
Одной из приоритетных проблем образования, от которой зависит наше общее будущее, является сегодня создание современной системы патриотического воспитания учащихся.
В процессе реформирования образования были найдены новые подходы к построению современной модели обучения и воспитания. Методологической основой реформы стала идея развивающего, смыслового, вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства. Важным этапом стал переход к личностно ориентированному образованию, основанному на приоритете личности, а средством достижения этой цели стала гуманизация образования.
Образование занимает в системе патриотического воспитания все более значимое место. Модернизация структуры и содержания образования, федеральные и краевые программы, направленные на преодоление кризисных явлений в сложившихся социально-экономических ситуациях, способствуют возрождению общечеловеческой и национальной культуры, осуществляют социально-педагогическую поддержку учащейся молодежи. Методологической основой развития образования является гуманистическая философия, где основой выступает человек, стремящийся к самоосуществлению и саморазвитию. Гуманистическая направленность, обращенность образования к человеку в современных социально¬экономических условиях во многом определяется тем, закладывает ли оно в личность механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, выживания в изменяющемся обществе.



1. Агибова И.М., Бобрышов С.В., Ваганова Е.Ф., Крещенко И.Н. Воспитательная система в СГПУ: Концепция. - Ставрополь, СГПУ,
1995. - 53 с.
2. Арабов И.А. Научно-педагогические основы функционирования регионально-этнической культуры в учебно-воспитательных системах. Материалы межвузовской научной конференции. - Карачаевск: КЧГПУ, 1997. - С.15.
3. Аронов А.А. Растить патриотов. - М.: ДОСААФ, 1988. - 103с.
4. Артюхов М.В. Диверсификация муниципальной системы образования. Опыт и перспективы. М.: Образование, №1, 2003.
5. Астахова Е.А. Изучение фольклора в средней школе. // Ярославский педагогический вестник. - 1995. - с.59.
6. Баландин Р.К. Природа, личность, культура. Экологическая альтернатива. - М.: Прогресс, 1990. - С. 44
7. Батерина Г,И., Кузина Т.Ф., Цаллагова З.Б. Изучение фольклора в школе как средство формирования национального самосознания учащихся // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа // - Черкесск, 1994. -
Ч.П. - С. 31 - 32
8. Белевцев В.А. Беляев А.В. Роль государственного вуза в воспитании патриотизма и гражданственности. Ставрополь.- Вестник., №25, 2000, с.3.
9. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений-М, 1954-Т.4-с.489
10. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика, 1998, №3. - с.30-35; Волков Г.Н. Этнопедагогика / Учебное пособие. - М: Издательский центр «Академия», 1999, с.168

144
11. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи - Ставрополь: Изд-во СГУ,
1997. -с. 204
12. Беляев А.В. Социально-педагогические проблемы гражданственности: История и современность Ставрополь: Из-во СГУ, 1996, с.186.
13. Беляев А.В. Принцип поликультурности образования и гражданское достоинство личности // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Тез. Докл. Международного конгресса. - Пятигорск: ПГЛУ, 1998. - С.16-17.
14. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: Советский писатель, 1990. - 346 с.
15. Беспалко В.П. Слагаемые педагогические технологии М.: Педагогика,
1989. -С.192.
16. Битинас Б.Р., Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся // Опыт разработки концепций воспитания: В 2-х ч. Ч.1. - Ростов н/Д/ 1993. - С. 86-111
17. Бойко А.Н. «Теория и методика формирования воспитывающих отношений в общеобразовательной школе», Киев , 1991.
18. Борлаков .А. Воспитанность. Честь и совесть. Традиция. - Карачаевок,
1998.
19. Бунаков Н.Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающее обучение // Антология педагогической мысли России: Вторая половина XIX века - начало XX в. / Сост. П.А Лебедев. - М.,
1990. - С.246-254
20. Валицкая А.П. Современные стратегии образования // Педагогика, 1997, №2. - С.3-8.
21. Ванслова Е.А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. -
2000. - №4-5. - С.7-13.
22. Верба И.А. Школьный музей. // 4 Всероссийские педагогические краеведческие чтения М., 1997,- с. 86.

145
23. Возрождение и будущее Отечества - в патриотизме молодежи. М.: Изд-во Междунар. педаг. Академия, 2000
24. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М.: Педагогика. 1990
25. Волков Г.Н. Национальная школа: концепция и технология развития М.: Просвещение, 1993, с.45
26. Ворохова З. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование. 2000. № 6. С. 67-71
27. Воспитание гражданина и патриота Сост. С.В. Хохлова.- Ставрополь 1994.-62 с.
28. Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации М.: ГУВР ВС РФ. - 1998 с.101
29. Воспитание гражданина в Советской школе / Под ред. Г.Н. Филонова.
- М.: Педагогика, 1990. - 176 с. С.97 - 99
30. Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. - М: ГУВР ВС РФ. - 1998. - 101 с.
31. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. «Круглый стол» // Педагогика. - 2000. - №5. - С.41-58.
32. Вырщиков А.Н. Военно-патриотичекое воспитание школьников: теория и практика.-М.: Педагогика, 1990.-148 с.
33. Вырщиков А.Н. Патриотизм как фундамент духовно-нравственного богатства России // Материалы межрегиональной научно¬практической конференции, 1998
34. Вяземский Е.Е. и др. Историческое образование в современной России. - М., 1997
35. Гаджиев К.С. Концепция гражданского воспитания: Идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. - 1991. - №7. - 31 - 35

146
36. Газман О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. - 1990. - №7. - С.38-44
37. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998, с.29
38. Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации. М., 2000.
39. Государственная Программа Российской Федерации «Патриотическое воспитание молодежи» (проект) -М.: ГДРФ, 1996,-с.58
40. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Народное образование. -
2001. - №7. - С.247-252.
41. Гребенюк Н.И. Концептуальное и методологическое обеспечение содержания образования в личностно-ориентированном педагогическом процессе // Региональные проблемы образования: Мат.
42. Грехпнкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика, 1990, №8. - С.31-33.
43. Гродов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1990, с.50
44. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994
45. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.
46. Давыдова Е.В. Развитие исследовательского творчества учащихся X¬XI кл. Из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г./ Информатика и обрзование. №7. - 2003. - С.9.
47. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - В 4-х т.
- М., 1978. - Т.3 - С.24
48. Данилов В.В. История образования и воспитания. - Краснодар, 1999. - 381 с.

147
49. Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России: Материалы международной научно-практической конференции. / Редактор Е.Д. Зоркова.- М., 1998
50. Дементьев А. Великие идеи патриотизма в творчестве русских классиков. - Л., 1944. - 93 с.
51. Джашакуев В.М. Дисс. На соиск. Уч. Степ. К.п.д. // Карачаевск, 2002, С.83
49. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология Т. 3. М„ 2000.
С. 320.
50. Документы и материалы по проблемам развития гражданственности и патриотизма молодежи. - М.: КДМ РФ, 1994. - 104 с.
51. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы,
последствия.- Екатеринбург. 1995, с.136.
52. Закон РФ «Об образовании», ст.7
53. Закон Ставропольского края «Об образовании».
54. Захаров Н.А. Патриотизм в системе ценностей современной молодежи // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. - М.: Социум, 1994. - С.82 - 88.
56.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки
русской психологии. М.: Тривола, 1994.
57. Иванов А.Н. Защита Отечества - обязанность каждого гражданина- М.: Тоо Редакция журнала «Военные знания», 1998, с.80
58. Ильинский И.М. Бабочкин П.И. Идеалы, цели, принципы воспитания жизнеспособных поколений молодежи // Проблемы развития личности в современном российском обществе. - М.: ИМ, 1996. - С.7-18.
59. История, теория и методика формирования патриотического сознания.
- Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999.

148
60. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Просвещение, 1990. - 144с.
61. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и особенности. - Пг., 1914. - 139 с.
62. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности. - основы целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Педагогика, 1993. - 80с.
63. Карпова О.В. Роль семьи в формировании нравственно¬патриотических основ личности. // Тезисы. Волгоград, 1998, с.156-157
64. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Автореф. Дис. Д-ра пед. Наук. - Л.1991. - 37 с.
65. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике. - Педагогика. - 1994. - №5. - С. 104-109.
66. Клименко И.М. Формирование патриотизма в процессе обучения истории и внеучебной работы. - Автореф. Дисс. Канд. пед. Наук. - Екатеринбург., 1999. - 23 с.
67. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма Педагогика. - 1998. - №5. - С.14-19.
68. Конституция Российской Федерации, ст 43,44
69. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1965. - 288с
70. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988. - 271 с.
71. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. - 1993. - №3,4. - С.11-19.
72. Концепция модернизации структуры и содержания общего образования в РФ, 2000. - 124 с.
73. Концепция профильного обучения на старшей ступени обучения // Учительская газета. - 2002. - №45 - 18 с
74. Концепции содержания образования по образовательным областям. Аналитический доклад. Всероссийская научно-практическая

149
конференция «Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования». - М., 2000.
75. Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе, 2001.
76. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. - М., “Педагогика”, 1991. - С.34.
77. Колесников В.А. Казаки однодворцы. - Монография. - Санкт- Петербург, 2000,с.27
78. Крнюшкин Н.П. Разработка региональной концепции образования: Теоретические проблемы и технология внедрения. - Дисс... канд. пед. Наук. - Саратов, 1994. - 260 с.
79. Крупская Н.К. Связывание школы с жизнью окружающей среды // Пед. Соч. - М: АПН РСФСР, 1959. - Т.3. - С.33-48.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ