ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1.1. Социально-педагогические факторы развития воспитания в условиях диверсификации образования 12
1.2. Организационно-педагогические основы проектирования патриотического воспитания молодежи в образовательных системах 25
1.3. Особенности реализации принципа поликультурности в региональных системах патриотического воспитания 45
1.4. Региональный компонент как фактор повышения эффективности воспитательного процесса 55
Выводы по I главе 71
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
2.1. Анализ опыта организации патриотического воспитания учащихся в региональных образовательных системах 75
2.2. Проектирование содержания модели организации патриотического воспитания в региональных образовательных системах 91
2.3. Реализация модели патриотического воспитания в общеобразовательной школе 101
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 118
Выводы по II главе 135 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ 156
Актуальность исследования.
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.
В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально¬политических отношений является мощным социумом, необходимым условием для защиты национально-политических интересов, для достижения успеха в международной конкуренции, для сохранения и укрепления российской цивилизации.
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы готовности к защите интересов многонационального государства.
По этой причине система патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями.
Проблема модернизации патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных дореволюционной и советской школой лучших традиций патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием новых технологий, с обоснованием организационно-педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания в образовательных системах.
Наиболее значимые для современности достижения опыта патриотического воспитания, накопленной советской школой, нашли отражение в трудах А.А. Аронова, В.А. Безродного, В.С. Ильина, Н.М. Конжиева, И.Ф. Выдрина. Вопросы военно-патриотического воспитания, подготовки воина-интернационалиста рассматриваются в работах А.Г. Базанова, А.В. Барабанщикова, Г.В. Средина, А.Н. Вырщикова, А.А. Черкасова.
В новейшей истории России проблема модернизации патриотического воспитания представлена в диссертационных исследованиях В.А. Белевцева, И.В. Горбачевой, И.В. Ипполитовой, В.В. Марьина, Н.Н. Михеева, Н.А. Сиволобовой, В. Т. Татаренко и др.
Однако в работах указанных авторов зависимость содержания патриотического воспитания, ее форм и методов от результатов процесса диверсификации образования, существования различных типов и видов образовательных учреждений; региональных особенностей показана недостаточно полно.
Анализ научной литературы, диссертационных исследований, современного опыта организации патриотического воспитания позволил выявить ряд противоречий и несоответствий:
- между потребностями общества, государства на формирование гражданина-патриота на основе национальных культурно¬исторических традиций и процессом преимущественной ориентации молодежи на абстрактные человеческие ценности;
- между уровнем сформированности в общественно-политическом строе или авангарда общества демократических идеалов правового государства и уровнем сформированности патриотического и гражданского сознания значительной части населения, в том числе и учащейся молодежи;
- между потребностью государства, общества в консолидации, укрепления стабильности и узконационалистическими,
территориально-ведомственными интересами, обуславливающими сохранение дезинтеграционных процессов;
- между потребностями учащихся в знании исторической правды о своем Отечестве и содержанием социальных и гуманитарных предметов, недостаточно правдиво и объективно отражающих прошлое и настоящее;
- между потребностями учащихся в социально значимой деятельности, социального самоутверждения и реальными условиями для включения учащихся в патриотическую деятельность;
- между темпами совершенствования, внедрения новых воспитательных технологий и готовности учителей к внедрению новых технологий в области патриотического воспитания.
Особенно острую форму проявления эти противоречия имеют в условиях Южного региона России, отличающегося неутихающими проявлениями экстремизма и терроризма, проявлением узконационалистических интересов. Возникает проблема: каким образом следует изменить подходы к проектированию содержания, к организации патриотического воспитания, чтобы повысить его практическую направленность, эффективность?
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования.
Цель исследования: выявление и обоснование условий повышения эффективности процесса патриотического воспитания старшеклассников.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: содержание и организация процесса патриотического воспитания учащихся старших классов общеобразовательной школы.
7
Гипотеза исследования: процесс патриотического воспитания старшеклассников будет более эффективным, если:
- отбор содержания патриотического воспитания в условиях полиэтнического региона строится на основе единства общего и особенного, выделения в качестве системообразующего фактора общероссийских культурно-исторических традиций;
- применяется специальный комплекс мер по усилению практической направленности социальных и гуманитарных дисциплин, включению в их содержание жизненно важных для школьников проблем;
- организация процесса патриотического воспитания направлена на активизацию не только учебно-познавательной деятельности, но и на создание условий для включения учащихся в различные виды социально-значимой деятельности;
- определены и экспериментально обоснованы содержание, приемы и средства патриотического воспитания с учетом региональных условий В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом
выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Уточнить сущность, структуру, понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»;
2. Проанализировать особенности проектирования регионального компонента в содержании учебных программ, учебников и учебно-методических пособий, используемых в школе, с целью выявления их образовательно¬воспитательного потенциала в формировании патриотического воспитания учащихся;
3. Разработать и обосновать эффективность методики изучения факультативного курса, направленного на формирование патриотических чувств и отношений учащихся;
8
4. Выявить и обосновать условия включения учащихся в
активную общественную деятельность, имеющую патриотическую направленность.
Методологическую основу исследования составили: философские положения о единстве общего, особенного и единичного; деятельности как способа самореализации человека в труде и общении; взаимосвязи теории и практики; системного и аксиологического подходов к исследованию педагогического процесса; концепция личностно ориентированного подхода к организации образовательного процесса.
Теоретическую основу исследования явились теории социализации личности (Л.П. Буева, А. В. Петровский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Е.Н. Шиянов); интегративного подхода к проектированию воспитательного процесса (В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, В.А. Сластенин); концепции гражданского воспитания и образования (А.В. Беляев, А.С. Гаязов, Р.Г. Гурова, Г.Н. Филонов); поликультурного образования (И.А. Арабов, Б.Г. Бим-Бад, В.С. Библер, Л.Л. Супрунова, В.К. Шаповалов); положение теории патриотического воспитания (А.Н. Вырщиков, Н.М. Конжиева, А. А. Черкасова).
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы, документов, педагогического опыта; анкетирование, тестирование, ранжирование, изучение результатов деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент; систематизация и качественный анализ экспериментальных данных, их графическая интерпретация.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
Наиболее перспективным направлением развития образования является широкая диверсификация, которая обеспечит развитие образовательной системы России. Реализация общедидактического принципа диверсификации лежит в основе развития педагогической системы базового общего образования и образовательных учреждений, что способствует вхождению России в мировое образовательное пространство.
В современных условиях приобретает чрезвычайное значение принцип многокультурного образовательного пространства как в масштабах страны, так в масштабах каждого региона и каждой административной территории. Если педагогические системы и технологии, используемые сегодня в России, не бездумно заимствованы из других культур, а являются национально самобытными или творчески заимствованы с учетом собственных традиций и национальных ценностей, то при правильной постановке цели образования они должны способствовать взаимообогащению.
Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно входит в число приоритетных направлений развития педагогической науки и практики. В политических декларациях и научных трудах содержатся призывы к воспитанию в духе поликультурности, но далеко не всегда они становятся идейной основой образовательной деятельности. Между тем поликультурность человека закладывается отнюдь не на генетическом уровне. Она социально детерминирована и должна быть воспитана.
Одной из приоритетных проблем образования, от которой зависит наше общее будущее, является сегодня создание современной системы патриотического воспитания учащихся.
В процессе реформирования образования были найдены новые подходы к построению современной модели обучения и воспитания. Методологической основой реформы стала идея развивающего, смыслового, вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства. Важным этапом стал переход к личностно ориентированному образованию, основанному на приоритете личности, а средством достижения этой цели стала гуманизация образования.
Образование занимает в системе патриотического воспитания все более значимое место. Модернизация структуры и содержания образования, федеральные и краевые программы, направленные на преодоление кризисных явлений в сложившихся социально-экономических ситуациях, способствуют возрождению общечеловеческой и национальной культуры, осуществляют социально-педагогическую поддержку учащейся молодежи. Методологической основой развития образования является гуманистическая философия, где основой выступает человек, стремящийся к самоосуществлению и саморазвитию. Гуманистическая направленность, обращенность образования к человеку в современных социально¬экономических условиях во многом определяется тем, закладывает ли оно в личность механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, выживания в изменяющемся обществе.
1. Агибова И.М., Бобрышов С.В., Ваганова Е.Ф., Крещенко И.Н. Воспитательная система в СГПУ: Концепция. - Ставрополь, СГПУ,
1995. - 53 с.
2. Арабов И.А. Научно-педагогические основы функционирования регионально-этнической культуры в учебно-воспитательных системах. Материалы межвузовской научной конференции. - Карачаевск: КЧГПУ, 1997. - С.15.
3. Аронов А.А. Растить патриотов. - М.: ДОСААФ, 1988. - 103с.
4. Артюхов М.В. Диверсификация муниципальной системы образования. Опыт и перспективы. М.: Образование, №1, 2003.
5. Астахова Е.А. Изучение фольклора в средней школе. // Ярославский педагогический вестник. - 1995. - с.59.
6. Баландин Р.К. Природа, личность, культура. Экологическая альтернатива. - М.: Прогресс, 1990. - С. 44
7. Батерина Г,И., Кузина Т.Ф., Цаллагова З.Б. Изучение фольклора в школе как средство формирования национального самосознания учащихся // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа // - Черкесск, 1994. -
Ч.П. - С. 31 - 32
8. Белевцев В.А. Беляев А.В. Роль государственного вуза в воспитании патриотизма и гражданственности. Ставрополь.- Вестник., №25, 2000, с.3.
9. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений-М, 1954-Т.4-с.489
10. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика, 1998, №3. - с.30-35; Волков Г.Н. Этнопедагогика / Учебное пособие. - М: Издательский центр «Академия», 1999, с.168
144
11. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи - Ставрополь: Изд-во СГУ,
1997. -с. 204
12. Беляев А.В. Социально-педагогические проблемы гражданственности: История и современность Ставрополь: Из-во СГУ, 1996, с.186.
13. Беляев А.В. Принцип поликультурности образования и гражданское достоинство личности // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Тез. Докл. Международного конгресса. - Пятигорск: ПГЛУ, 1998. - С.16-17.
14. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: Советский писатель, 1990. - 346 с.
15. Беспалко В.П. Слагаемые педагогические технологии М.: Педагогика,
1989. -С.192.
16. Битинас Б.Р., Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся // Опыт разработки концепций воспитания: В 2-х ч. Ч.1. - Ростов н/Д/ 1993. - С. 86-111
17. Бойко А.Н. «Теория и методика формирования воспитывающих отношений в общеобразовательной школе», Киев , 1991.
18. Борлаков .А. Воспитанность. Честь и совесть. Традиция. - Карачаевок,
1998.
19. Бунаков Н.Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающее обучение // Антология педагогической мысли России: Вторая половина XIX века - начало XX в. / Сост. П.А Лебедев. - М.,
1990. - С.246-254
20. Валицкая А.П. Современные стратегии образования // Педагогика, 1997, №2. - С.3-8.
21. Ванслова Е.А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. -
2000. - №4-5. - С.7-13.
22. Верба И.А. Школьный музей. // 4 Всероссийские педагогические краеведческие чтения М., 1997,- с. 86.
145
23. Возрождение и будущее Отечества - в патриотизме молодежи. М.: Изд-во Междунар. педаг. Академия, 2000
24. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М.: Педагогика. 1990
25. Волков Г.Н. Национальная школа: концепция и технология развития М.: Просвещение, 1993, с.45
26. Ворохова З. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование. 2000. № 6. С. 67-71
27. Воспитание гражданина и патриота Сост. С.В. Хохлова.- Ставрополь 1994.-62 с.
28. Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации М.: ГУВР ВС РФ. - 1998 с.101
29. Воспитание гражданина в Советской школе / Под ред. Г.Н. Филонова.
- М.: Педагогика, 1990. - 176 с. С.97 - 99
30. Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. - М: ГУВР ВС РФ. - 1998. - 101 с.
31. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. «Круглый стол» // Педагогика. - 2000. - №5. - С.41-58.
32. Вырщиков А.Н. Военно-патриотичекое воспитание школьников: теория и практика.-М.: Педагогика, 1990.-148 с.
33. Вырщиков А.Н. Патриотизм как фундамент духовно-нравственного богатства России // Материалы межрегиональной научно¬практической конференции, 1998
34. Вяземский Е.Е. и др. Историческое образование в современной России. - М., 1997
35. Гаджиев К.С. Концепция гражданского воспитания: Идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. - 1991. - №7. - 31 - 35
146
36. Газман О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. - 1990. - №7. - С.38-44
37. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998, с.29
38. Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации. М., 2000.
39. Государственная Программа Российской Федерации «Патриотическое воспитание молодежи» (проект) -М.: ГДРФ, 1996,-с.58
40. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Народное образование. -
2001. - №7. - С.247-252.
41. Гребенюк Н.И. Концептуальное и методологическое обеспечение содержания образования в личностно-ориентированном педагогическом процессе // Региональные проблемы образования: Мат.
42. Грехпнкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика, 1990, №8. - С.31-33.
43. Гродов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1990, с.50
44. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994
45. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.
46. Давыдова Е.В. Развитие исследовательского творчества учащихся X¬XI кл. Из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г./ Информатика и обрзование. №7. - 2003. - С.9.
47. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - В 4-х т.
- М., 1978. - Т.3 - С.24
48. Данилов В.В. История образования и воспитания. - Краснодар, 1999. - 381 с.
147
49. Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России: Материалы международной научно-практической конференции. / Редактор Е.Д. Зоркова.- М., 1998
50. Дементьев А. Великие идеи патриотизма в творчестве русских классиков. - Л., 1944. - 93 с.
51. Джашакуев В.М. Дисс. На соиск. Уч. Степ. К.п.д. // Карачаевск, 2002, С.83
49. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология Т. 3. М„ 2000.
С. 320.
50. Документы и материалы по проблемам развития гражданственности и патриотизма молодежи. - М.: КДМ РФ, 1994. - 104 с.
51. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы,
последствия.- Екатеринбург. 1995, с.136.
52. Закон РФ «Об образовании», ст.7
53. Закон Ставропольского края «Об образовании».
54. Захаров Н.А. Патриотизм в системе ценностей современной молодежи // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. - М.: Социум, 1994. - С.82 - 88.
56.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки
русской психологии. М.: Тривола, 1994.
57. Иванов А.Н. Защита Отечества - обязанность каждого гражданина- М.: Тоо Редакция журнала «Военные знания», 1998, с.80
58. Ильинский И.М. Бабочкин П.И. Идеалы, цели, принципы воспитания жизнеспособных поколений молодежи // Проблемы развития личности в современном российском обществе. - М.: ИМ, 1996. - С.7-18.
59. История, теория и методика формирования патриотического сознания.
- Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999.
148
60. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Просвещение, 1990. - 144с.
61. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и особенности. - Пг., 1914. - 139 с.
62. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности. - основы целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Педагогика, 1993. - 80с.
63. Карпова О.В. Роль семьи в формировании нравственно¬патриотических основ личности. // Тезисы. Волгоград, 1998, с.156-157
64. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Автореф. Дис. Д-ра пед. Наук. - Л.1991. - 37 с.
65. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике. - Педагогика. - 1994. - №5. - С. 104-109.
66. Клименко И.М. Формирование патриотизма в процессе обучения истории и внеучебной работы. - Автореф. Дисс. Канд. пед. Наук. - Екатеринбург., 1999. - 23 с.
67. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма Педагогика. - 1998. - №5. - С.14-19.
68. Конституция Российской Федерации, ст 43,44
69. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1965. - 288с
70. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988. - 271 с.
71. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. - 1993. - №3,4. - С.11-19.
72. Концепция модернизации структуры и содержания общего образования в РФ, 2000. - 124 с.
73. Концепция профильного обучения на старшей ступени обучения // Учительская газета. - 2002. - №45 - 18 с
74. Концепции содержания образования по образовательным областям. Аналитический доклад. Всероссийская научно-практическая
149
конференция «Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования». - М., 2000.
75. Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе, 2001.
76. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. - М., “Педагогика”, 1991. - С.34.
77. Колесников В.А. Казаки однодворцы. - Монография. - Санкт- Петербург, 2000,с.27
78. Крнюшкин Н.П. Разработка региональной концепции образования: Теоретические проблемы и технология внедрения. - Дисс... канд. пед. Наук. - Саратов, 1994. - 260 с.
79. Крупская Н.К. Связывание школы с жизнью окружающей среды // Пед. Соч. - М: АПН РСФСР, 1959. - Т.3. - С.33-48.