ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 9
1.1. Понятие и степень научной разработанности социально¬
психологической феноменологии ложной информации 9
1.2. Структура, виды и классификация ложной информации в
организации 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО¬
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Организация и методы исследования социально-психологических
предпосылок распространения ложной информации в организации 37
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования .... 41
2.3. Рекомендации по уменьшению выраженности предпосылок
распространения ложной информации в организации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления ... 72
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 80
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 103
Приложение 4. Программа развития демократических аспектов
руководства 109
Актуальность проблемы исследования. Ложная информация как феномен внутриорганизационной коммуникации привлекает к себе все большее внимание как в реальном секторе экономики, так и в научных исследованиях. Об этом, в том числе, свидетельствуют поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, касающиеся разглашения охраняемой законом информации: пункт 6 о разглашении тайны (военной, государственной, коммерческой, банковской и иных служебных данных); пункт 7 о совершении виновных действий работником, непосредственно обслуживающим материальные ценности, если эти действия дают основания для утраты к нему доверия со стороны работодателя; пункт 11 о предоставлении подложных данных и документов при трудоустройстве. В то же время, в научной психологии присутствует масса работ, с разных сторон рассматривающих психологические вопросы лжи. Например, в этой области работали Донцов А.И., Емельянова Т.П., Знаков В.В., Ершов А.А., Карпов А.В., Красовский Ю.Д. Ньюстром Дж.В., Дэвис К., Экман П., а также данной темы касались Леонтьев А.Н., Выготский Л.С., Андреева Г.М., Рубинштейн С.Л., Лурия А.Р. и многие другие признанные психологи. Однако как феномен внутриорганизационной коммуникации ложная информация практически не рассматривалась. С учетом современных потребностей бизнеса (организации внутрикорпоративной коммуникации, снижением роли человеческого фактора в корпоративных рисках, возрастающей конкуренции между компаниями) становится необходимым изучение социально-психологических предпосылок распространения ложной информации в организациях.
Также ситуация усугубляется социальным одобрением ложной информации, то есть существованием внутриорганизационных механизмов, которые по определению допускают применение ложной информации (спорт, военное дело, разведка и психологические операции, антитеррористическая деятельность, международные отношения, бизнес, промышленный шпионаж
Объектом исследования выступает распространение ложной информации в организации.
Предмет исследования — социально-психологические предпосылки распространения ложной информации в организации.
Гипотеза исследования:
Стиль управления руководителя может оказывать влияние на социально-психологические предпосылки распространения ложной информации в организации, а именно: феноменологический профиль личности и установки на ложь в общении.
Исходя из цели и гипотезы исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
1) Теоретический анализ степени разработанности проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях;
2) Выявить стиль управления, способствующий распространению ложной информации в организации;
3) Определить особенности социально-психологических предпосылок распространения ложной информации сотрудниками в организации в зависимости;
4) Рассмотреть направленность связи между показателями социально-психологических предпосылок распространения ложной информации сотрудниками в организации и стилями управления.
5) Изучить влияние стиля управления в организации на социально-психологические предпосылки распространения ложной информации сотрудниками в организации.
7) Разработать рекомендации и программу тренинга
Теоретическая основа исследования. Базовые положения диссертации основываются на трудах Г. Гегеля, И. Канта, B.C. Соловьева, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и других авторов, сформулировавших основные подходы феноменологии истины и лжи. Теоретические основания исследования социально-психологических проблем организационного общения содержатся в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, а также Г.М. Андреевой, Э. Аронсона, В.В. Знакова, А.В. Филиппова, П. Экмана и других авторов. В диссертации использованы теоретические положения, содержащиеся в работах В.Н. Князева, С.С. Фролова, А.Н. Тарасова.
Методы исследования: организационные (сравнительный), эмпирические (тестирование); методы математико-статистического анализа данных и качественного описания.
Организационные методы: теоретический анализ и синтез научной литературы.
1. Эмпирические методы: тестирование.
2. Методы обработки данных: непараметрический статистический критерий Н-Крускалла-Уоллеса, корреляционный анализ с использованием непараметрического коэффициента Спирмена, множественный регрессионный анализ.
3. Интерпретационные методы: качественная и количественная обработка результатов исследования.
Методики исследования:
1. «Феноменологический профиль личности» (Тарасов А.Н.), по базе исследований П. Экмана, направленная на выявление неспецифических феноменов лжи в общении;
2. «Установки на ложь в общении» (Тарасов А.Н.), направленная на вы-явление формируемых установок на ложь;
3. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом (Захаров В.П. и Журавлёв А.Л.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Стиль управления в организации влияет на склонность работника к распространению ложной информации;
2. Стиль управления в организации определяет особенности распространения ложной информации работником;
3. Авторитарный стиль управления побуждает персонал к распространению ложной информации.
Научная новизна и теоретическая значимость полученных результатов: исследованы социально-психологические феномены ложной информации в организации, закономерности их возникновения и функционирования, устранены области незнания относительно феноменологии лжи в компаниях.
Практическая значимость диссертационного исследования:
1. Основные выводы, представленные в диссертации, способствуют существенному снижению уровня ложной информации в организациях различного типа, повышению уровня корпоративной культуры и результативности их деятельности, улучшению имиджа и деловой репутации компаний, усилению их конкурентоспособности.
2. Применение используемых в диссертации психодиагностических методик исследования феноменов ложной информации и установок на ложь в общении позволит оптимизировать практику профессионального психологического отбора кандидатов на работу и формирования рабочих групп структурных подразделений организаций, повысит результативность работы с персона-лом организаций разного типа по обеспечению их информационной безопасности.
Выборка и база исследования: молодые специалисты и студенты старших курсов, совмещающие работу с учёбой. Общим количеством 99 человек: 12 человека из БГТУ им. В.Г. Шухова, 9 из ОГБУ «ЦМИ», 7 респондентов представляют клуб силового фитнеса «Жимов», 10 представителей сервисного центра «Смартсет», 5 человек из управления строительством Белгородской области, 8 человека представляют различные государственные учебные заведения, 13 работников различных организаций, специализирующихся в сфере досуга и обслуживания, 7 сотрудников компаний, обслуживающих бизнес (ОГБУ «БРРИЦ», инвестиционная компания QBF), 3 респондента из БРОУ ЦАДИ и ПМС «Свет Надежды», 7 человек из ООО «УК «ГК Зелёная долина»», 2 руководителя драмматическими и театральными кружками, 5 журналистов МАУ «Белгород-медиа», 3 сотрудника оконных компаний («Технологии надёжности», частная стеклообрабатывающая компания), 5 сотрудников ПАО «ВТБ24» и 3 представителя звуко- и видеозаписывающей студии «Pulsar Production».
Апробация и внедрение результатов исследования произведена на базе event-компании «Золотая рыбка». Кроме того, были произведены не-сколько консультаций заинтересовавшихся линейных менеджеров из числа респондентов и сотрудников организаций, из которых были представители в исследовании.
Структура и объём диссертации: введение, две главы, заключение, библиографический список, четыре приложения. Объём работы без приложений — 70 страниц. Количество используемых источников - 73.
Проведённое нами исследование было посвящено изучению социально-психологических предпосылок распространение ложной информации в организации. В ходе выполнения задач работы нами был проведён теоретический и эмпирический анализ взаимосвязи этих предпосылок и стилем управления, доминирующим в организации, которую представлял респондент.
В ходе изучения научной психологической литературы, касающейся темы диссертации, мы изучили разные взгляды на предмет исследования отечественных и зарубежных психологов и философов и выяснили, что ложная ин-формация — явление намеренно искажаемой или умалчиваемой истины, обусловленное непосредственной контекстуальной данностью актов коммуникации в их внешне выраженных проявлениях, феноменах общения. Также мы выяснили, что социально-психологическими предпосылками для лжи являются установки на ложь в общении и соответствующий феноменологический профиль личности опрашиваемого молодого специалиста. Методики исследования этих предпосылок были построены Тарасовым А.Н. на основе обширных и фундаментальных трудов американского психолога, изучающего ложь, Пола Экмана.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что стиль управления руководителя может оказывать влияние на социально-психологические предпосылки распространения ложной информации в организации, а именно: на феноменологический профиль личности и установки на ложь в общении, подтвердилась.
Наиболее интересными дополнительными данными нашего труда стали некоторое выводы, полученные после статистической обработки. Например, выявленная корреляционным и множественным регрессионным анализами об-ратная зависимость с высоким уровнем статистической значимости между количеством актуализированных каналов распространения ложной информации и способностью к верификации, распознаванию лжи у рабочей молодёжи. Ещё интересен тот факт, что наиболее используем молодыми специалистами поведенческий феномен для трансляции лжи. Не самый очевидный исход. А ложь через интернет, относящаяся к экстраконтекстуальным феноменам, чаще всего является неудачной только по мнению 3% респондентов.
Разработаны рекомендации для снижения выраженности социально-психологических предпосылок распространения ложной информации в организации для руководящего звена, которые заключаются в здоровой демократизации стиля управления. Эти рекомендации обоснованы и подтверждены нашим исследованием среди рабочей молодёжи от 20 до 26 лет.
1. Альбрехт У., Венц Дж., Уильяме Т. Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса.— СПб., 2009.— 294 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского; Предисл. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского.— М.: Педагогика, 1982.— 320 с.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. Издание второе, перераб. и доп.— М.: Аспект Пресс, 2006.— 288 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология.— М.: изд-во МГУ, 1988.— 415 с.
5. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М.А. Ковальчука под ред. B.C. Магуна.— М.: Аспект Пресс, 2008.— 517 с.
6. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком.—М.: МГУ, 1982.— 200 с.
7. Васюков В.Л. Формальная феноменология.— М.: Наука, 1999.— 223 с.
8. Выготский Л.С. Психология.— М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.— 1008 с.
9. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа.— М.: Наука, 2000.— 495 с.
10. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала.— М.: МП «Сувенир», 1993.— 488 с.
11. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. / Пер. с нем. А.В. Михайлова. Вступ, ст. В. Куренного.— М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.— 336 с.
12. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4: Т, 4: С - V.— М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.— 864 с.
13. Деятельность: теория, методология, проблемы.— М.: Политиздат, 1990.— 359 с.
14. Донцов А.И. Психология коллектива.— М.: МГУ, 1984.— 208 с.
15. Жуков Ю.М., Хренов Д.М. Методический анализ исследований неискренности // Мир психологии. 2006, № 3. с. 219-230.
16. Журавлев А.Л. Взаимосвязь личности руководителей и стилей руководства в условиях совместной деятельности коллектива // Совместная деятельность: методология, теория, практика.— М.: Наука, 1988.— 228 с.
17. Журавлев А.Л., Рубахин В.Ф. Проблемы человеческого фактора в управлении // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Шороховой Е.В., Бобневой М.И.— М.: Наука, 1976.— 224 с.
18. Журавлев А.Л. Стиль руководства для управления социально-психологическим климатом производственного коллектива / Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения.— М.: Наука, 1979.— 176 с.
19. Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности.— М.: Тривола,
1997. — 88 с.
20. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние.— СПб.: Издательство «Питер», 2000.— 448 с.
21. Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания.— Вопросы психологии.— 1993, № 2.
22. Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана: Послесловие к кн.: Экман П. Психология лжи.— СПб.: Издательство «Питер»,1999.—272 с.
23. Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды лжи и обмана // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. с. 38-49.
24. Знаков В.В. Проблема понимания правды в этике И. Канта, нравственной философии В.С. Соловьева и современной психологии // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 4. с. 3-12.
25. Знаков В.В., Романова И.А. «Истина» и «правда» в христианстве и психологии понимания // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 6. с. 61-70.
26. Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 2. с. 54-65.
27. Кант И. О лжи / Пер. С.Я. Шейнман-Топштейн, Ц.Г. Арзаканьян / Под общ. ред. проф. А.В. Гулыги // Соч.: В 8 т.— М.: Чоро, 1994, Т. 6.— С. 471- 474.
28. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений / Под ред. д-ра псх. наук, академика РАО, проф. В.Д. Шадрикова.— М.: Юристь, 2008.— 440 с.
29. Квинн В. Прикладная психология.— СПб.: Издательство «Питер»,2000.— 560 с.
30. Криминальная мотивация / Отв.ред. академик В.Н.Кудрявцев.— М.: Наука, 1986.— 304 с.
31. Леонгард Карл. Акцентуированные личности / Пер. с нем.— Ростов.: изд-во «Феникс», 1997.— 544 с.
32. Лурия А.Р. О системе психологии поведения: Принципы ее построения / Журнал психологии, педагогики и психотехники. Серия А: Психология.— М.: Госиздат, 1928.— Т. I.— Вып. I.— с. 53-64.
33. Лурия А.Р. Психология в определении следов преступления / Научное слово, 1928, №3.— с. 79-92.
34. Лурия А.Р. Сопряженная моторная методика и ее применение в исследовании аффективных реакций / Проблемы современной психологии.— Т.З.— М.: 1928.
35. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ.— СПб.: Питер, 1997.— 688 с.
36. Милгрэм С. Эксперимент в социальной психологии.— СПб.: Изд-во «Питер», 2000.— 336 с.
37. Мильнер Б.З. Теория организаций.— М.: ИНФРА-М, 1998.— 336 с.
38. Надирашвили Ш.А. Психология пропаганды.— Тбилиси, Изд-во «Мецниереба», 1978.— 122 с.
39. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. — М.: Речь, 2012.— 392 с.
40. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение / Пер. с англ. под ред. Ю.Н.Каптуревского.— СПб: Издательство «Питер», 2000.— 448 с.
41. Олейников В.В. Делайте бизнес надежным и безопасным.— Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 2014.— 448 с.
42. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ.— М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2015.— 688с.
43. Пиз А. Язык жестов / Пер. с англ.— Воронеж: НПО «МОДЭК», 1992.— 218 с.
44. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения.— М.: Изд-во «Наука», 1982.— 309 с.
45. Процесс социального исследования. Вопросы методологии, методики и организации марксистско-ленинских социальных исследований / Пер. с нем. А.Г. Шестакова и И.Н.Марасанова. Общ. ред. и послесл. д-ра философ. Наук Ю.Е. Волкова.— М.: Изд-во «Прогресс», 1975.— 576 с.
46. Райх В. Характероаналнз: техника и основные положения для обучающих и практикующих аналитиков / Перевод; Общ. ред и вступ. Ст. А.В. Россохина.— М.: ТЕРРА — Книжный клуб; 2003.— 464 с.
47. Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность, технические
48. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.— СПб.: Изд-во «Питер», 2000.— 712 с.
49. Самонов А.П. Психология преступных групп.— Пермь, 1991.— 230 с.
50. Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений.— Вопросы психологии, 1998, № 3.
51. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра.— Мн.: Харвест, 1999.— 912 с.
52. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Пер. с англ.— М.: Тривола, 1996.— 600 с.
53. Тарасов А.Н. Психология лжи.— М.: Книжный мир, 2015.— 327 с.
54. Тарасов А.Н. Социально-психологические особенности функционирования службы персонала в современных условиях: Учебное пособие.— М.: ГУУ, 2014.— 55 с.
55. Тарасов А.Н. Социально-психологическая феноменология лжи: Учебное пособие.— М.: ГУУ, 2013.— 106 с.
56. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии / Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. Э. Торндайк. Принципы обучения, основанные на психологии. Джон Б. Уотсон. Психология как наука о поведении.— М.: ООО «Издательство» ACT - ЛТД»,1998.— 704 с.
57. Трудовой кодекс Российской Федерации.— М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002.— 192 с.
58. Уайменн Дж. М., Джайлс Г. Ложь и обман: опасности для аффилиации // Перспективы социальной психологии / Пер. с англ.— М.: Изд-во ЭКС- МО-Пресс, 2011.— с. 363-365.
59. Уайтсайд Р. О чем говорят лица.— СПб.: Питер Пресс, 2013.— 160 с.
60. Феофанов О.А. Агрессия лжи.— М.: Политиздат, 1987.— 318с.
61. Филиппов А.В. Психология управленческой деятельности руководителя.— М.— 1980.— 127 с.
62. Филиппов А.В. Психология и этика деловых отношений.— М.: АО АЭП, 1996.— 143 с.
63. Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства.— М.: МГУ, 1979.— 285 с.
64. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. Ред., авт. вступ. Ст. М.Г. Ярошевский.— М.: Просвещение, 1989.— 448 с.
65. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник.— М.: Гардарики,2001.— 384 с.
66. Хайдеггер М. О сущности истины // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем. / Под ред. А.Л. Доброхотова.— М.: Выс¬шая школа, 1991.— 192 с.
67. Чалдини Р. Психология влияния.— СПб.: Питер Ком, 2015.— 272 с.
68. Экман П. Психология лжи.— СПб.: Издательство «Питер», 2017.— 304 с.
69. Эмерсон Р. Нравственная философия.— Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.— 384 с.
70. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Глоссарий / Пер. с англ. — СПб., 1994.— 136 с.
71. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.— М.: Добросвет, 2010.— 596с.
72. Ekman P., Friesen W. V., O'Sullivan M. Smiles when lying // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. V. 54. № 3. P. 414- 420.
73. Ekman P., O'Sullivan M. Who Can Catch a Liar? // American Psychologist. 1991. V. 46. №9. P. 913-920.