Глава 1 Теоретические основы разработки системы маркетинговых коммуникаций на предприятии 6
1.1 Понятие и сущность системы маркетинговых коммуникаций 6
1.2 Особенности создания маркетинговых коммуникаций на предприятиях
пищевой промышленности 18
Глава 2 Проблемы и перспективы развития системы маркетинговых коммуникаций ОАО «Эфко» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия 28
2.2 Анализ состояния маркетинговых коммуникаций предприятия 39
2.3 Предложения по разработке системы маркетинговых коммуникаций предприятия 47
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение 60
Актуальность темы исследования состоит в том, что в современных экономических условиях растут человеческие потребности в приобретении различных видов товаров в большем количестве, что влечет за собой пропорциональный рост спроса и предложения. Потребителю предоставляется право выбора товара или услуги, в наибольшей степени удовлетворяющей его потребности относительно покупки (цена, качество, реклама и др.). Данная ситуация порождает необходимость обратной связи производителя с потребителем.
Именно маркетинговые коммуникации выступают в качестве такого инструмента. Система маркетинговых коммуникаций определяется как единый комплекс, объединяющий участников, каналы и приемы коммуникаций организации, направленный на установление и поддержание определенных этой организацией взаимоотношений с адресатами коммуникаций в рамках ее маркетинговой политики. Коммуникационная маркетинговая политика - это применение таких инструментов маркетинга, которые могут быть использованы как носители направленной (ориентированной) на рынок информации.
Маркетинговые коммуникации могут быть стандартизированными, а также индивидуализированными, что обеспечивает наибольшую сферу влияния данного инструмента на потребителя, что обеспечит устойчивое положение предприятия на рынке, стабильную прибыль и возможность расширения сфер влияния на субъекты окружающей среды.
Идея системы маркетинговых коммуникаций состоит в том, что элементы комплекса маркетинга должны быть согласованными и скоординированными с целью создания у потребителя достоверных ассоциативных образов, которые будут способствовать выработке волевого эффекта - желания приобрести товар.
Достаточно большое количество предприятий допускает ошибки в создании маркетинговых коммуникаций из-за несогласованности целей и задач предприятия с информацией, которая отправляется по коммуникативным каналам к целевому сегменту потребителей.
Неправильный подход сотрудников отдела маркетинга к созданию системы маркетинговых коммуникаций является основанием для низкого уровня продаж и отсутствия важных конкурентных преимуществ.
Объект исследования - Открытое Акционерное Общество «Эфко».
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования системы маркетинговых коммуникаций предприятия.
Цель исследования - определить параметры эффективности маркетинговых коммуникаций, используемых менеджментом организации и разработать систему маркетинговых коммуникаций на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность системы маркетинговых коммуникаций;
- выделить особенности развития маркетинговых коммуникаций на предприятиях, производящих пищевые продукты;
- дать организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО «Эфко»;
- провести анализ состояния маркетинговых коммуникаций
предприятия;
- разработать предложения по изменению системы маркетинговых коммуникаций.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме маркетинговых коммуникаций на предприятии.
Вопросы маркетинговых коммуникаций, касающихся проблемы выбора стратегии маркетинговых коммуникаций и метода маркетингового комплекса рассмотрены в работах Л.Е. Басовского [9]. Труды Т.А. Бурцевой описывают перспективы развития маркетинговых коммуникаций [13]. Работы Б.И. Герасимова [17] и И. А. Дубровина [20] раскрывают преимущества интегрированных маркетинговых коммуникаций, а В.Н. Еремин в своих работах обращает внимание на значимость маркетинг-микса [21].
Тем не менее, эффективности бизнес-процессов препятствуют проблемы, возникающие в процессе коммуникаций и оказывающие особое влияние на результат. Такими проблемами зачастую является несоответствие между целями предприятия и стратегией деятельности на рынке.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, а также устав предприятия и бухгалтерский баланс ОАО «Эфко» и другие документы предприятия.
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, графический, статистический методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты разработки системы маркетинговых коммуникаций могут быть использованы для дальнейшего внедрения в ОАО «Эфко».
Апробация работы проводилась путем публикации в электронном журнале «Экономика и социум» статьи на тему «Разработка системы маркетинговых коммуникаций для продукции пищевой промышленности» [38].
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, которые содержат четыре параграфа, а также заключение, список литературы, приложение.
Система маркетинговых коммуникаций - это комплекс используемых средств организации коммуникационных каналов между предприятием и потребителем. Существует несколько стратегий, которые являются основой для построения системы маркетинговых коммуникаций и коммуникационной политики. Различные формы маркетинговых коммуникаций используются с целью информирования потребителя о товаре. К основным и часто используемым относятся реклама, PR, стимулирование сбыта, личная продажа, спонсорство, прямой маркетинг, специальные мероприятия.
Система маркетинговых коммуникаций является ключевым элементом продвижения товара на рынке и привлечения новых клиентов. Современные технологии позволяют воздействовать единовременно на различные сегменты потребителей, именно поэтому предприятиям необходимо использовать наиболее действенные методы маркетинговых коммуникаций наиболее подходящие к виду товаров.
Также, нельзя оставлять без внимания индивидуальные характеристики, жизненный цикл товара, а также отрасль производства товарной продукции, так как эта информация ложиться в основу построения всей коммуникативной стратегии, действующей на предприятии. Основными формами маркетинговых коммуникаций в отрасли пищевой продукции - это стимулирования сбыта конечных потребителей: скидки с цены, премии, предоставляемые обычно в вещественной форме, проведение конкурсов, лотерей, «подкрепление» товара.
ГК «ЭФКО» занимает лидирующие позиции в своей отрасли и зарекомендовала себя как надежный партнер, при этом Компания продолжает успешное развитие во всех сегментах и видит широкие возможности для дальнейшей экспансии на другие рынки.
Группа компаний «ЭФКО» является крупнейшим российским вертикально-интегрированным производителем жиров специального назначения, используемых в кондитерской, хлебопекарной и других отраслях пищевой промышленности. Компания также является ведущим производителем майонеза, растительного масла и кетчупа в России, выпуская эту продукцию под такими широко известными брендами, как «Слобода» и Altero.
Был проведен анализ бухгалтерской отчетности предприятия ОАО «Эфко», в результате которого была выявлена тенденция к снижению прибыли. В результате SWOT-анализа было выявлено большое количество конкурентных преимуществ предприятия, а среди угроз основной стала нестабильная экономическая и политическая ситуация, так как в результате кризиса снижается покупательская способность и развивается тенденции экономии продуктов, покупки более дешевых и приобретения товаров по акциям.
В результате анализа текущего состояния маркетинговых коммуникаций было выявлено, что нарушена системность данного механизма, так как отсутствуют такие элементы как коммуникативная стратегия и политика, что свидетельствует о случайном выборе коммуникативных мероприятий, и, как следствие, их низкой эффективности. В процессе рассмотрения функционирующих коммуникаций выявлено, что достаточно эффективным средством маркетинговых коммуникаций является сайт. Реклама вызывает негативные эмоции, но это не мешает потребителям по достоинству оценивать отличное качество продукции.
Далее была разработана система маркетинговых коммуникаций, которая включает в себя основу - стратегию в отношении коммуникаций, которая строится исходя из общей стратегии предприятия, а также маркетинговую политику и предложение конкретных мероприятий по их реализации. Коммуникационная стратегия конкретизирует направления деятельности на внешнем и внутреннем рынке, что позволит сократить затраты на сбыт и повысить качество продукции.
Создание коммуникационной политики предполагает определение целевой аудитории и ожиданий, которые должны произойти после внедрения мероприятий, а также определение примерной суммы затрат на организацию мероприятий и их реализацию.
Внедрение разработанной системы маркетинговых коммуникаций позволит увеличить долю рынка компании «Эфко», поспособствует росту объема продаж, увеличению прибыли и поддержанию наработанного имиджа.
Маркетинговые коммуникации являются важнейшим фактором в предпринимательстве, так как позволяет поддерживать связь потребителя и производителя на доверительном уровне для дальнейшего совершенствования и развития компании и ее продукции.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ //
http: //www.garant.ru/.
3. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах:
федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ. // http://www.garant.ru/.
4. Российская Федерация. Законы. О рекламе [Электронный ресурс], - http://base.garant.ru/12145525/ , свободный
5. Российская Федерация. Законы. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015)
6. Алешина И. П. Паблик рилейшинз для менеджеров и маркетологов / И. П. Алешина. - М.: 2012. -187 с.
7. Антонов В. Глобализация мирового рынка пищевой продукции /В. Антонов // Вопросы экономики - 2012. - № 6. - С. 32-34
8. Анурин В. Ф. Маркетинговые исследования потребительского рынка: уникальный отечественный опыт / В.Ф. Анурин - СПб.: Питер, 2014. - 321 с.
9. Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций / Л.Е. Басовский - М.: ИНФРА- М, 2012. — 219 с.
10. Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Дж. Бернет. - СПб.: Питер, 2013. - 128 с.
11. Бераман Б. Розничная торговля: стратегический подход / Б. Берман, Дж. Р. Эванс. - М.: Вильямс, 2013. - 181 с.
12. Брагина З. В. Управление персоналом / З. В. Брагина. - М.: КНОРУС, 2012. - 215 с.
13. Бурцева Т. А. Управление маркетингом / Т.А. Бурцева, В.С. Сизов, О.А. Цень - М.: Омега-Л, 2014. - 271 с.
14. Волков А. Т. Стратегический бренд-менеджмент и капитализация организации / А.Т. Волков // Маркетинг. - 2006. - № 4. - C. 24-26.
15. Воронин В. Г. Менеджмент в пищевой промышленности / В.Г. Воронин - М.: Колос, 2013. - 262 с.
16. Гвишиани Д. М. Организационное управление / Д. М. Гришвиани - М.: Проспект, 2012. - 226 с.
17. Герасимов Б. И. Маркетинговый анализ / Б.И. Герасимов, Т.М. Коновалова, Н.И. Саталкина, Г.И. Терехова. - Тамбов : ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. - 88 с.
18. Гончаров В. Д. Маркетинг продовольственных товаров в России/ В. Д. Гончаров - М.: Финансы и статистика, 2002. - 326 с.
19. Дмитриева Л. М. Основы рекламы / Л.М. Дмитриева - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 с.
20. Дубровин И. А. Маркетинговые коммуникации / И.А. Дубровин- М: Дашков и К, 2012. - 578 с.
21. Ерёмин В. Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации / В. Н. Ерёмин. - М.: КНОРУС, 2014. - 656 с.
22. Захарычев Л. С. Модель управления брендами предприятий- производителей / Л.С. Захарычев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 5. - C. 38-40.
23. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент /А. Б. Зверинцев - СПб.: Питер, 2012. - 286 с.
24. Зубченко Л. А. Торговые марки и их фальсификация за рубежом/ Л.А. Зубченко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 5. - C. 14-18.
25. Иванова Т. Ю. Теория организации / Т. Ю. Иванова- М.:КНОРУС, 2012 - 432 с.
26. Кетова Н. П. Отраслевой маркетинг: стратегии, функции, приоритеты / Н. П. Кетова. - М.: Вузовская книга, 2012. - 320 с.
27. Котлер Ф. Основы маркетинга /Ф. Котлер. - М.: Бизнес-книга: ИМА- Кросс Плюс, 2015. - 585 с.
28. Кривокора Е. И. Деловые коммуникации / Е. И. Кривокора. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 342 с.
29. Ладанов Н. Д. Практический менеджмент / Н. Д. Ладанов - М.: Проспект 2012. - 325 с.
30. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: европейская перспектива./
Ж.-Ж. Ламбен. - СПб: Наука, 2015. - 428 с.
31. Магомедов М. Д. Совершенствование продвижения продукции/ М.Д. Магомедов, А.С. Фролов // Пищевая промышленность. - 2012. - №3. - С. 25-26.
32. Мазилкина Е. И. Маркетинговые коммуникации / Е.И. Мазилкина. - М.: Дашков и К, 2012. - 256 с.
33. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / под ред. В.А. Алексунина.
- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 321 с.
34. Мескон М. Основы менеджмента. пер. с англ./ М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2015. - 285 с.
35. Музыкант В. Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации / В.Л. Музыкант. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 216 с.
36. Николаева М. А. Маркетинг товаров и услуг / М. А. Николаева - М.: Издательский дом «Деловая литература», 2014. - 184 с.
37. Новичкова В. А. Разработка системы маркетинговых коммуникаций для продукции пищевой промышленности / В. А. Новичкова // Экономика и социум. - 2016. - № 5. - С. 32-36.
38. Панкратов Ф. Г. Рекламная деятельность / Ф. Г. Панкратов, Ю. К. Серегина, В. Т. Шахурин. -М.: Экономика, 2012. - 192 с.
39. Панкрухин А. П. Маркетинг / А. П. Панкрухин - М.: Омега-Л, 2015. - 656 с.
40. Романов А. А. Маркетинговые коммуникации / А. А. Романов, И. М. Синяева, В. А. Поляков. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 384 с.
41. Рукавишников А. В. Маркетинговые коммуникации и рекламный рынок в России/ А. В. Рукавишников // СГЗ. - 2014. - № 4. - С. 185-191.
42. Скриптунова Е. А. Построение системы маркетинга на предприятии / Е.А. Скриптунова // Новые рынки. - 2012. - № 2. - C. 42-48.
43. Хруцкий В. Е. Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева- М.: Финансы и статистика, 2012. -148 с.
44. Официальный сайт компании по производству видео «FAZA»
[Электронный ресурс], - http://kino-faza.ru/articles/price.html
45. Официальный сайт ОАО «Эфко» [Электронный ресурс], - http: //www.efko .ru/
46. Официальный сайт рекламного агентства и издательства «Новое слово»
[Электронный ресурс], - http://novslovo.ru/embient-reklama-
privlekayushchaya-vnimanie. html
47. Сайт обмена информации о товарах «Отзовик» [Электронный ресурс],- http://otzovik.com/reviews/maslo_podsolnechnoe_altero_golden_s_dobavlenie m_olivkovogo
48. Сервер раскрытия корпоративной информации Интерфакс, [Электронный ресурс],- http://www.e-disclosure.ru/#
49. «Мегамагнат» - портал о торговле в России [Электронный ресурс],- http: //www.megamagnat.ru/tm/460. html
50. Экономика России, цифры и факты, [Электронный ресурс],- http://utmagazine.ru/posts/10565-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-12- pischevaya-promyshlennost