ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ИМИДЖЕВОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗАПАДНОГО ОКРУГА АДМИНИСТРАЦИИ Г. БЕЛГОРОДА)
|
ВВЕДЕНИЕ... 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИМИДЖА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ 13
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИМИДЖЕВОЙ
РАБОТЫ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
БЕЛГОРОДА 31
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ИМИДЖЕВОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИМИДЖА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ 13
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИМИДЖЕВОЙ
РАБОТЫ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
БЕЛГОРОДА 31
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ИМИДЖЕВОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Актуальность темы исследования. В настоящее время в сфере взаимодействия власти и общества значительное внимание уделяется вопросам имиджа. Если органы власти не располагают к себе население, то взаимодействие между ними посредством прямых и обратных связей будет неэффективным. Имидж органов власти, их репутация в общественно - политических и деловых кругах становятся важнейшими ресурсами для налаживания отношений с гражданским обществом, продвижения экономических и политических проектов.
Между тем, направленные усилия по формированию и использованию положительного имиджа власти могут дать отличные конкурентные преимущества территории и обеспечить победу города в главном на сегодня соревновании российских территорий: за инвестиции, лучшие трудовые ресурсы, расположение избирателей и федеральной власти.
Одним из обстоятельств, актуализирующим тему магистерской работы, является преобладание в российском обществе негативных оценок деятельности органов власти, которые находят отражение в неблагоприятном имидже муниципальных служащих. К ряду таких оценок относятся отчужденность власти от населения, недостаточный уровень доверия, незаинтересованность населения, а также представление о том, что власть не добивается общественно значимых результатов и манипулирует населением. Такие настроения приводят к тому, что властные инициативы не находят должного содействия у населения. В результате наблюдаются определенные сложности при реализации тех или иных решений органов власти. Указанные факторы подтверждают необходимость создания позитивного имиджа местных органов власти, построения результативной системы их взаимодействия с населением. Кроме того, актуальность проблемы формирования имиджа обусловлена изменениями в сфере муниципального управления и введением системы управления по результатам.
По причине своей социальной природы и объективных закономерностей местное самоуправление на муниципальном уровне призвано разрешать актуальные общественные вопросы. Для муниципальной службы имидж имеет важное функциональное и статусное значение. Он является показателем уровня доверия населения к власти и критерием оценки обществом эффективности управленческой деятельности и проводимых государством преобразований. Он фиксирует степень соответствия действий муниципальных органов власти требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом.
Позитивное мнение об органах местного самоуправления выступает основой ускорения его социального и экономического развития. Вследствие этого, имидж в значительной мере определяет поведение граждан, степень общественной поддержки деятельности муниципальной службы и программ ее реформирования. Следовательно, формирование позитивного имиджа муниципальных служащих выступает непременным условием оптимизации деятельности органов местного самоуправления в частности и системы государственной службы в целом. Эти обстоятельства и обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Степень разработанности темы диссертационного исследования. В настоящее время в трудах отечественных ученых нет единого суждения о понятии имиджа, рассматриваемом в основном в контексте политического имиджа представителей власти и местного самоуправления и технологий его формирования .
В рамках данной тематики можно выделить два тесно связанных направления исследовательского интереса. Первое течение исследований реализовывается в рамках тематики «имидж, престиж и репутация профессиональной деятельности». В современной российской науке изучения престижа профессиональной деятельности проводились как в «широком» контексте, так и применительно к определенным специальностям, в том числе, и профессии муниципального служащего.
Среди отечественных ученых, работающих над проблематикой имиджа, необходимо отметить Т.З. Адамьянц, В.Н. Амелина, П.С. Гуревича, А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцова, В.М. Шепеля и др. Прикладные исследования имиджа различных видов профессиональной деятельности были проведены С.В. Кузьминой, О.А. Подгорновой и др. Среди исследований, посвященных особенностям конструирования и формирования имиджа, можно выделить работы Ю.К. Лебединовой, Н.П. Старых, О.М. Тюкаркиной . Труды В.Г. Горчаковой, Н.В. Ушаковой посвящены изучению понятия «имидж», составляющих его структуры, выявлению типов имиджа .
Второе направление представлено небольшой группой работ, посвященных изучению имиджа именно государственной и муниципальной службы (образа службы, её восприятия населением). Это работы преимущественно прикладного характера, среди которых, в первую очередь, можно отметить исследования С.В. Батайкиной, И.В. Маслова, А.В. Соколова и др. Определенные технологии формирования имиджа охарактеризованы в работах Р.К. Кулаковского, Г.Б. Казначевской и И.С. Семененко . Специфика исследования - образ муниципального служащего, обусловила необходимость обращения к работам, посвященным теории муниципального управления и муниципальной службы как социального института и вида профессиональной деятельности, а также трудам, где рассматриваются особенности функционирования и реформирования муниципальной службы в современных условиях. В этой связи, хотелось бы отметить работы Е.В. Самохваловой и В.В. Огневой, посвященные формированию позитивного имиджа органов власти .
Несмотря на сравнительное многообразие отечественной и зарубежной литературы по проблемам муниципальной службы, существует видимый недостаток в сфере исследований процессов и механизмов создания имиджа муниципального служащего и технологий организации имиджевой работы в определенных условиях российского общества. Имидж муниципальной службы во все времена был одним из приоритетных направлений коммуникативной деятельности территории. Сегодня задача
конструирования имиджа приобретает особое значение в силу возросших возможностей, в том числе средств массовой информации.
Анализ теоретической разработанности темы магистерской диссертации позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на достаточно полную проработанность ее отдельных составляющих, все же не дается целостного представления о технологии формирования имиджа органов власти как на региональном, так и муниципальном уровне. Также не существует унифицированного подхода к изучению имиджа через его составляющие; нет единой универсальной методики исследования имиджа.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью формирования положительного образа муниципального служащего и недостаточной разработанностью механизма имиджевой работы в администрации города Белгорода.
В качестве основной гипотезы данного исследования выступает предположение о том, что основные проблемы, связанные с формированием положительного имиджа муниципальной службы, могут быть обусловлены несовершенством существующих механизмов имиджевой работы и ограниченностью практических возможностей их использования на муниципальном уровне.
Объект исследования - имиджевая работа в системе муниципальной службы.
Предмет исследования - технологии организации имиджевой работы в администрации города Белгорода.
Цель исследования - разработка практических рекомендаций по организации имиджевой работы в администрации города Белгорода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы формирования имиджа в системе муниципальной службы;
2) проанализировать практику организации имиджевой работы в системе муниципальной службы администрации города Белгорода;
3) обосновать направления совершенствования имиджевой работы в системе муниципальной службы.
Теоретико-методологические основы исследования. В основе диссертационого исследования лежат концепции отечественных и зарубежных ученых в области теории имиджа. Среди отечественных ученых, работавших над проблематикой имиджа, следует отметить исследования Т.З. Адамьянц, П.С. Гуревича и др. В работе использовались прикладные исследования имиджа С.В. Кузьминой . Среди исследований, посвященных особенностям формирования имиджа, можно обозначить работы
Ю.К. Лебединовой . В работе использовались основные выводы по технологиям формирования имиджа работ Р.К. Кулаковского . Являясь одним из значительных ресурсов, имидж муниципальных органов власти в разных аспектах занимает внимание ученых, разрабатывающих проблемы политической имиджелогии (В.С. Комаровский, Е.Б. Перелыгина, Е.А. Захарова) . Изучен алгоритм конструирования имиджа, предложенный И.С. Глебовой .
Между тем, направленные усилия по формированию и использованию положительного имиджа власти могут дать отличные конкурентные преимущества территории и обеспечить победу города в главном на сегодня соревновании российских территорий: за инвестиции, лучшие трудовые ресурсы, расположение избирателей и федеральной власти.
Одним из обстоятельств, актуализирующим тему магистерской работы, является преобладание в российском обществе негативных оценок деятельности органов власти, которые находят отражение в неблагоприятном имидже муниципальных служащих. К ряду таких оценок относятся отчужденность власти от населения, недостаточный уровень доверия, незаинтересованность населения, а также представление о том, что власть не добивается общественно значимых результатов и манипулирует населением. Такие настроения приводят к тому, что властные инициативы не находят должного содействия у населения. В результате наблюдаются определенные сложности при реализации тех или иных решений органов власти. Указанные факторы подтверждают необходимость создания позитивного имиджа местных органов власти, построения результативной системы их взаимодействия с населением. Кроме того, актуальность проблемы формирования имиджа обусловлена изменениями в сфере муниципального управления и введением системы управления по результатам.
По причине своей социальной природы и объективных закономерностей местное самоуправление на муниципальном уровне призвано разрешать актуальные общественные вопросы. Для муниципальной службы имидж имеет важное функциональное и статусное значение. Он является показателем уровня доверия населения к власти и критерием оценки обществом эффективности управленческой деятельности и проводимых государством преобразований. Он фиксирует степень соответствия действий муниципальных органов власти требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом.
Позитивное мнение об органах местного самоуправления выступает основой ускорения его социального и экономического развития. Вследствие этого, имидж в значительной мере определяет поведение граждан, степень общественной поддержки деятельности муниципальной службы и программ ее реформирования. Следовательно, формирование позитивного имиджа муниципальных служащих выступает непременным условием оптимизации деятельности органов местного самоуправления в частности и системы государственной службы в целом. Эти обстоятельства и обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Степень разработанности темы диссертационного исследования. В настоящее время в трудах отечественных ученых нет единого суждения о понятии имиджа, рассматриваемом в основном в контексте политического имиджа представителей власти и местного самоуправления и технологий его формирования .
В рамках данной тематики можно выделить два тесно связанных направления исследовательского интереса. Первое течение исследований реализовывается в рамках тематики «имидж, престиж и репутация профессиональной деятельности». В современной российской науке изучения престижа профессиональной деятельности проводились как в «широком» контексте, так и применительно к определенным специальностям, в том числе, и профессии муниципального служащего.
Среди отечественных ученых, работающих над проблематикой имиджа, необходимо отметить Т.З. Адамьянц, В.Н. Амелина, П.С. Гуревича, А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцова, В.М. Шепеля и др. Прикладные исследования имиджа различных видов профессиональной деятельности были проведены С.В. Кузьминой, О.А. Подгорновой и др. Среди исследований, посвященных особенностям конструирования и формирования имиджа, можно выделить работы Ю.К. Лебединовой, Н.П. Старых, О.М. Тюкаркиной . Труды В.Г. Горчаковой, Н.В. Ушаковой посвящены изучению понятия «имидж», составляющих его структуры, выявлению типов имиджа .
Второе направление представлено небольшой группой работ, посвященных изучению имиджа именно государственной и муниципальной службы (образа службы, её восприятия населением). Это работы преимущественно прикладного характера, среди которых, в первую очередь, можно отметить исследования С.В. Батайкиной, И.В. Маслова, А.В. Соколова и др. Определенные технологии формирования имиджа охарактеризованы в работах Р.К. Кулаковского, Г.Б. Казначевской и И.С. Семененко . Специфика исследования - образ муниципального служащего, обусловила необходимость обращения к работам, посвященным теории муниципального управления и муниципальной службы как социального института и вида профессиональной деятельности, а также трудам, где рассматриваются особенности функционирования и реформирования муниципальной службы в современных условиях. В этой связи, хотелось бы отметить работы Е.В. Самохваловой и В.В. Огневой, посвященные формированию позитивного имиджа органов власти .
Несмотря на сравнительное многообразие отечественной и зарубежной литературы по проблемам муниципальной службы, существует видимый недостаток в сфере исследований процессов и механизмов создания имиджа муниципального служащего и технологий организации имиджевой работы в определенных условиях российского общества. Имидж муниципальной службы во все времена был одним из приоритетных направлений коммуникативной деятельности территории. Сегодня задача
конструирования имиджа приобретает особое значение в силу возросших возможностей, в том числе средств массовой информации.
Анализ теоретической разработанности темы магистерской диссертации позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на достаточно полную проработанность ее отдельных составляющих, все же не дается целостного представления о технологии формирования имиджа органов власти как на региональном, так и муниципальном уровне. Также не существует унифицированного подхода к изучению имиджа через его составляющие; нет единой универсальной методики исследования имиджа.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью формирования положительного образа муниципального служащего и недостаточной разработанностью механизма имиджевой работы в администрации города Белгорода.
В качестве основной гипотезы данного исследования выступает предположение о том, что основные проблемы, связанные с формированием положительного имиджа муниципальной службы, могут быть обусловлены несовершенством существующих механизмов имиджевой работы и ограниченностью практических возможностей их использования на муниципальном уровне.
Объект исследования - имиджевая работа в системе муниципальной службы.
Предмет исследования - технологии организации имиджевой работы в администрации города Белгорода.
Цель исследования - разработка практических рекомендаций по организации имиджевой работы в администрации города Белгорода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы формирования имиджа в системе муниципальной службы;
2) проанализировать практику организации имиджевой работы в системе муниципальной службы администрации города Белгорода;
3) обосновать направления совершенствования имиджевой работы в системе муниципальной службы.
Теоретико-методологические основы исследования. В основе диссертационого исследования лежат концепции отечественных и зарубежных ученых в области теории имиджа. Среди отечественных ученых, работавших над проблематикой имиджа, следует отметить исследования Т.З. Адамьянц, П.С. Гуревича и др. В работе использовались прикладные исследования имиджа С.В. Кузьминой . Среди исследований, посвященных особенностям формирования имиджа, можно обозначить работы
Ю.К. Лебединовой . В работе использовались основные выводы по технологиям формирования имиджа работ Р.К. Кулаковского . Являясь одним из значительных ресурсов, имидж муниципальных органов власти в разных аспектах занимает внимание ученых, разрабатывающих проблемы политической имиджелогии (В.С. Комаровский, Е.Б. Перелыгина, Е.А. Захарова) . Изучен алгоритм конструирования имиджа, предложенный И.С. Глебовой .
Рассмотрение теоретических и эмпирических аспектов организации имиджевой работы в системе муниципальной службы администрации города Белгорода позволяет сделать следующие обобщающие выводы по диссертационному исследованию.
Муниципальное управление - относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось лишь в 1990-х гг. вместе с возрождением местного самоуправления. Муниципальное управление тесно связано с системой государственного управления. Почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы власти, которые могут стать либо преградой на пути реализации государственной политики, либо ее мощным усилителем.
Решение имеющегося противоречия между социальными ожиданиями граждан, относящимися к представителям власти, с одной стороны, и ценностями, устанавливающими принципы их деятельности и нормы этики по отношению к обществу, с другой, позволит сформировать обстоятельства для роста эффективности управления развитием территории. Будущее этого во многом зависит от формирования положительного имиджа муниципальной власти. Под имиджем принято понимать образ, сложившийся в процессе целенаправленного воздействия муниципальной власти на аудиторию и восприятия аудиторией этого воздействия, где в качестве аудитории выступают население, отдельные его категории (профессиональные, возрастные и т.п.) и другие организации. В муниципальном управлении имидж обеспечивает, с одной стороны, положительный взгляд со стороны общественности к деятельности органов власти, а с другой - формирует условия для увеличения уровня результативности управления и обеспечение прозрачности и открытости деятельности властных институтов.
Имидж муниципальной власти имеет сложную структуру с точки зрения его восприятия многообразными сферами: федеральной и
региональной властью, населением, инвесторами и т.д. С этой стороны вырабатывается непростое и наряду с этим целостное видение об имидже власти муниципальной, который тесно связан с имиджем региона. Если региональный имидж носит положительный характер за счет комплекса показателей экономического, информационного, экологического, демографического, культурного и иного характера, то и сам муниципалитет приобретает преимущество для своего позитивного позиционирования.
На сегодня, по итогам социологических исследований, в рейтинге доверия государственным и общественным структурам местное самоуправление и муниципальная власть занимают одно из последних мест. Такое недоверие к местной власти связано и с тем, что на уровне местного самоуправления имиджеформирующие факторы зачастую не получают соответствующего содействия, а имиджевые составляющие нужным образом муниципальной властью не учитываются. Улучшение структуры и функций имиджа органов местного самоуправления будет способствовать развитию чувства общности и доверия у жителей муниципального образования, повысит их гражданскую активность. Это будет содействовать созданию положительного имиджа органов местного самоуправления.
Основными задачами формирования положительного восприятия жителями органов местного самоуправления можно считать: повышение эффективности деятельности по взаимодействию с общественностью; обеспечение роста доверия и поддержки деятельности администрации; обеспечение открытости информационных каналов; повышение престижа администрации муниципального образования в восприятии населения.
Проведенное автором социологические исследование позволило выделить противоречивое отношение населения к имиджу муниципальных служащих, отсутствие интереса населения к деятельности органов власти, падение уровня доверия к муниципальным служащим, недостаточный уровень освещение деятельности городских властей СМИ. Характер восприятия органов местного самоуправления в значительной степени обусловлен не только качеством предоставляемых муниципальных услуг и удовлетворенностью населения этими услугами, но и эффективностью коммуникации. Следует отметить, что значительная доля респондентов до сих пор не сформировала определенной позиции в вопросе о доверия властям. Это позволяет сделать вывод о чрезвычайно низком на данный момент уровне информированности населения о деятельности органов местного самоуправления.
Формирование единой имиджевой стратегии органов местного самоуправления требует проведения целого ряда скоординированных мероприятий и согласованных действий, включая совершенствование нормативно-правового регулирования, разработку соответствующего методического и организационного обеспечения, разработка комплекса мер по каждому из соответствующих направлений. Работа по созданию имиджа должна вестись целенаправленно и разнообразными средствами по каждому из каналов восприятия: визуальному, вербальному, событийному и контекстному.
Исходя из этого, особую значимость, на наш взгляд, приобретает разработка направлений совершенствования организации имиджевой работы, включающих 49 мероприятий по 3 основным блокам и 4 основным направлениям: внутренний имидж, внешний имидж, работа со СМИ, общественное участие. Предложенные мероприятия по совершенствованию направлены на повышение качества управленческих услуг, формирование положительного имиджа муниципальных служащих, повышение социального имиджа, рост имиджа главы администрации города. Формирование положительного имиджа и эффективное управление этим
процессом увеличивает доверие к органам местного самоуправления, его престиж и авторитетность.
В целях дальнейшего совершенствования имиджевой работы в системе муниципальной службы целесообразно предложить ряд практических рекомендаций в адрес администрации города Белгорода.
1. Рассмотреть и принять к реализации предложенные направления совершенствования организации имиджевой работы в администрации города Белгорода.
2. Сформировать рабочую группу из представителей органов местного самоуправления и экспертного сообщества для взаимодействия направления совершенствования организации имиджевой работы в администрации города Белгорода.
3. Создать в структуре администрации города Белгорода PR -
службу (PR-отдел), который будет заниматься разработкой и контролем за реализацией имиджевой стратегии органов местного самоуправления;
4. Следует привлекать специалистов представленных на рынке информационно-консалтинговых центров для проведения социально - психологических тренингов в целях развития умений и навыков общения и взаимодействия с упражнениями, развивающими интуицию, творческие способности, искусство вербального и невербального общения, умение работать в команде.
Муниципальное управление - относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось лишь в 1990-х гг. вместе с возрождением местного самоуправления. Муниципальное управление тесно связано с системой государственного управления. Почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы власти, которые могут стать либо преградой на пути реализации государственной политики, либо ее мощным усилителем.
Решение имеющегося противоречия между социальными ожиданиями граждан, относящимися к представителям власти, с одной стороны, и ценностями, устанавливающими принципы их деятельности и нормы этики по отношению к обществу, с другой, позволит сформировать обстоятельства для роста эффективности управления развитием территории. Будущее этого во многом зависит от формирования положительного имиджа муниципальной власти. Под имиджем принято понимать образ, сложившийся в процессе целенаправленного воздействия муниципальной власти на аудиторию и восприятия аудиторией этого воздействия, где в качестве аудитории выступают население, отдельные его категории (профессиональные, возрастные и т.п.) и другие организации. В муниципальном управлении имидж обеспечивает, с одной стороны, положительный взгляд со стороны общественности к деятельности органов власти, а с другой - формирует условия для увеличения уровня результативности управления и обеспечение прозрачности и открытости деятельности властных институтов.
Имидж муниципальной власти имеет сложную структуру с точки зрения его восприятия многообразными сферами: федеральной и
региональной властью, населением, инвесторами и т.д. С этой стороны вырабатывается непростое и наряду с этим целостное видение об имидже власти муниципальной, который тесно связан с имиджем региона. Если региональный имидж носит положительный характер за счет комплекса показателей экономического, информационного, экологического, демографического, культурного и иного характера, то и сам муниципалитет приобретает преимущество для своего позитивного позиционирования.
На сегодня, по итогам социологических исследований, в рейтинге доверия государственным и общественным структурам местное самоуправление и муниципальная власть занимают одно из последних мест. Такое недоверие к местной власти связано и с тем, что на уровне местного самоуправления имиджеформирующие факторы зачастую не получают соответствующего содействия, а имиджевые составляющие нужным образом муниципальной властью не учитываются. Улучшение структуры и функций имиджа органов местного самоуправления будет способствовать развитию чувства общности и доверия у жителей муниципального образования, повысит их гражданскую активность. Это будет содействовать созданию положительного имиджа органов местного самоуправления.
Основными задачами формирования положительного восприятия жителями органов местного самоуправления можно считать: повышение эффективности деятельности по взаимодействию с общественностью; обеспечение роста доверия и поддержки деятельности администрации; обеспечение открытости информационных каналов; повышение престижа администрации муниципального образования в восприятии населения.
Проведенное автором социологические исследование позволило выделить противоречивое отношение населения к имиджу муниципальных служащих, отсутствие интереса населения к деятельности органов власти, падение уровня доверия к муниципальным служащим, недостаточный уровень освещение деятельности городских властей СМИ. Характер восприятия органов местного самоуправления в значительной степени обусловлен не только качеством предоставляемых муниципальных услуг и удовлетворенностью населения этими услугами, но и эффективностью коммуникации. Следует отметить, что значительная доля респондентов до сих пор не сформировала определенной позиции в вопросе о доверия властям. Это позволяет сделать вывод о чрезвычайно низком на данный момент уровне информированности населения о деятельности органов местного самоуправления.
Формирование единой имиджевой стратегии органов местного самоуправления требует проведения целого ряда скоординированных мероприятий и согласованных действий, включая совершенствование нормативно-правового регулирования, разработку соответствующего методического и организационного обеспечения, разработка комплекса мер по каждому из соответствующих направлений. Работа по созданию имиджа должна вестись целенаправленно и разнообразными средствами по каждому из каналов восприятия: визуальному, вербальному, событийному и контекстному.
Исходя из этого, особую значимость, на наш взгляд, приобретает разработка направлений совершенствования организации имиджевой работы, включающих 49 мероприятий по 3 основным блокам и 4 основным направлениям: внутренний имидж, внешний имидж, работа со СМИ, общественное участие. Предложенные мероприятия по совершенствованию направлены на повышение качества управленческих услуг, формирование положительного имиджа муниципальных служащих, повышение социального имиджа, рост имиджа главы администрации города. Формирование положительного имиджа и эффективное управление этим
процессом увеличивает доверие к органам местного самоуправления, его престиж и авторитетность.
В целях дальнейшего совершенствования имиджевой работы в системе муниципальной службы целесообразно предложить ряд практических рекомендаций в адрес администрации города Белгорода.
1. Рассмотреть и принять к реализации предложенные направления совершенствования организации имиджевой работы в администрации города Белгорода.
2. Сформировать рабочую группу из представителей органов местного самоуправления и экспертного сообщества для взаимодействия направления совершенствования организации имиджевой работы в администрации города Белгорода.
3. Создать в структуре администрации города Белгорода PR -
службу (PR-отдел), который будет заниматься разработкой и контролем за реализацией имиджевой стратегии органов местного самоуправления;
4. Следует привлекать специалистов представленных на рынке информационно-консалтинговых центров для проведения социально - психологических тренингов в целях развития умений и навыков общения и взаимодействия с упражнениями, развивающими интуицию, творческие способности, искусство вербального и невербального общения, умение работать в команде.



