ВЕДЕНИЕ 3
1. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
В ВОЕННОМ ВУЗЕ 12
1.1. Педагогическая интеграция как инструмент организации процесса профессиональной подготовки курсантов 12
1.2. Особенности организации процесса психолого-педагогической подготовки курсантов 29
1.3. Системообразующая роль воинского воспитания в процессе психолого-педагогической подготовки будущих офицеров 48
Выводы 66
2. ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ 68
2.1. Проектирование процесса психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза 68
2.2. Реализация модели оптимизации процесса психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза 84
2.3. Методика организации опытно-экспериментального исследования 101
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 110
Выводы 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
БИБЛИОГРАФИЯ 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 147
Актуальность исследования. Служба в войсках в мирное и военное время предъявляет высокие требования к духовным, моральным и физическим качествам военнослужащих. Даже в эпоху высокоразвитой техники и оружия главная роль принадлежит человеку. Самое современное оружие не может компенсировать слабую подготовку военнослужащих. Самая четкая организация боевых операций оказывается малоэффективной, если личный состав в силу своего физического и психологического состояния не может участвовать в выполнении боевой задачи. Нет ничего более важного для боевой готовности, чем отношение военнослужащих к своему долгу, их боевой настрой и поведение. Каждый военнослужащий должен сознательно готовиться к выполнению боевой задачи, вырабатывать у себя психологическую устойчивость. Ход и конечный итог выполнения боевой задачи будут во многом зависеть от морально-психологического состояния личного состава, его способности переносить трудности. Для решения этих задач служит психологическая подготовка.
Выполнение задач в боевой и мирной обстановке преимущественно носит коллективный характер, что предполагает высокий уровень педагогического управления подчиненными, готовность командира к выполнению воспитательных функций. Наиболее важным звеном в процессе психолого¬педагогической подготовки является период обучения в военном вузе.
В условиях стандартизации образования, интеграции общего профессионального и военного образования особенно возрастает актуальность оптимизации процесса психолого-педагогической подготовки будущих офицеров, формирования их готовности к изучению психологических особенностей военнослужащих, учета этих особенностей в индивидуально¬воспитательной работе.
Наиболее ответственным (но в современных условиях недостаточно эффективно реализуемым) звеном является организация воспитательной работы во внеучебное время. Наиболее характерные недостатки обнаруживаются, указывается в руководящих документах, в отборе содержания, планировании психолого-педагогической подготовки на основе личностно¬ориентированного подхода, что нередко приводит к нарушению целостности содержания, к ограниченности применяемых организационных форм, к рассогласованности (или дублированию) проводимых мероприятий.
Преодоление указанных недостатков зависит от степени теоретической разработанности проблемы организации и управления процессом психолого-педагогической подготовки курсантов, ее методического обеспечения, достаточности и обоснованности практических разработок путей, способов достижения высокого уровня психолого-педагогической компетентности будущих офицеров.
Общие вопросы подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности рассматриваются в трудах Б.Ц. Бадмаева, А.В. Барабанщикова, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского, В.Н. Нуждина, В.Г. Уткина, Н.Ф. Феден- ко, В.П. Чалицкого.
Проблеме отбора содержания и организации психолого-педагогической подготовки посвящены исследования Б.П. Бархаева, В.И. Вдовюка, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняка, С.С. Муцынова, В.Ф. Перевалова, И.В. Сыромят- кина, С.И. Съедина, А.И. Харитонова и др.
Современное состояние проблемы морально-психологического обеспечения процесса обучения и воспитания отражено в работах В.М. Азарова, И.В. Горбачева, М.Ю. Зеленкова, В.Ф. Кулакова, В.Н. Лоскутова, М.Г. Поли- вары, В. Т. Татаренко.
Частные вопросы организации, управления, оценки качества подготовки военнослужащих, курсантов рассматриваются в диссертационных исследованиях В.В. Белевцева, С.И. Горбенко, С.П. Дергачева, С.М. Запорожца, Л.В. Калачинской, П.Я. Савинова.
Проблема модернизации военно-патриотического и воинского воспитания исследуется В.А. Белевцевым, А.В. Беляевым, Н.Ф. Бондаренко, А.Н. Вырщиковым, Н.М. Конжиевым, Г.В. Срединым, А. А. Черкасовым.
Как показало исследование, качество психолого-педагогической подготовки курсантов определяется сочетанием внешних и внутренних факторов и условий.
К внешним факторам относятся: процессы гуманизации и демократизации государства и общества, диверсификации образования; влияния социально-педагогической среды; интеграция общего профессионального и военного образования.
К внутренним факторам относятся: интеграция исторического и современного опыта воинского воспитания; освоение инновационных технологий обучения и воспитания; управления педагогическим процессом; кадровое, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение педагогического процесса.
Качество организации и управления процессом психолого¬педагогической подготовки определяется особенностями военного вуза, системой мер по реализации нормативно-правовых требований, руководящих документов, уровнем готовности командного и преподавательского состава к реализации целей и задач подготовки курсантов.
Целью психолого-педагогической подготовки является достижение военнослужащим, воинским коллективом способности выдерживать психологические, нервно-психические и физические нагрузки, формирование стойких психологических и профессионально важных качеств, знаний и умений обучать и воспитывать подчиненных.
Основными задачами психолого-педагогической подготовки являются:
- формирование выносливости, стойкости, решительности, готовности к перенесению трудностей;
- вооружение знаниями, умениями организации процесса обучения и воспитания личного состава;
- формирование готовности к методическому управлению педагогическим процессом;
- владение диагностическими методиками, технологиями мотивации под-чиненных к овладению военным делом.
Важнейшим фактором достижения эффективности процесса психолого-педагогической подготовки курсантов является наличие отвечающей современным требованиям модели психологического обеспечения учебного процесса.
Как показало исследование, структура такой модели должна включать следующие основные элементы: систему целей и задач психологического обеспечения; мониторинг социально-психологического состояния личного состава, качества его подготовки; система мер по мотивации курсантов к овладению психолого-педагогическими знаниями; система мер по адаптации курсантов к условиям военного вуза.
Придание воинскому и военно-патриотическому воспитанию роли системообразующего позволяет определить и конкретизировать стратегию организации процесса подготовки - обучение и воспитание развертывается в русле идеи проектирования образовательного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности будущих офицеров.
1. А педагогом быть обязан. / Сост. Безлепкин Б.Г. - М.: Воениздат, 1990. - 255 с.
2. Абрамова Г. С. Практическая психология. - М., 1997.
3. Абульханова К. А. Психология и сознание личности: Избр. психол. труды
- М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 219 с.
4. Азаров В.М. Бурда С.М. Оценка морально-психологического состояния военнослужащих // Военная мысль. - 2001. - №3. - С. 32- 41.
5. Азаров Ю. Студент: возможности личного роста // Высшее образование в России. - 2002. - №1. - С. 50 - 57.
6. Акатова В.В. Воспитательная роль социально-образовательного пространства // Специалист. - 2001. - №8 - С. 24.
7. Аржаев В.И., Дугин Е.М., Подгорных Ю.Д. Еще раз о проблемах высшей военной школы // Военная мысль. - 2000. - №6. - С. 44 - 52.
8. Афонин А.И. Патриотическое воспитание как доминанта формирования и развития личности обучаемого // Инновации в образовании. - 2001. - №1.
- С. 52 - 56.
9. Базанов А.Г. Педагогика. - М.: Воениздат, 1964. - 244 с.
10. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Феденко Н.Ф. Основы военной психологии и педагогики. - М.: Просвещение, 1988. - 271 с.
11. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера. - Рига: РВВПКУ, 1982. - 232 с.
12. Безрукова В.С. Педагогика: проективная педагогика: Учебное пособие - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 334 с.
13. Безрукова В.С. Педагогика профессионально-технического образования: проектирование педагогического процесса в ПТУ: Курс лекций. - Сверд¬ловск: СИПИ, 1990. - 171 с.
133
14. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и прак¬тике: Сб. науч. тр. - Свердловск: СИПИ, 1990.
15. Безрукова В.С. Теория педагогической интеграции как методическое зна¬ние // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб.науч. тр. Вып. 2 - Свердловск: СИПИ, 1991. - С. 5-13.
16. Белевцев В.А. Военно-патриотическое воспитание студентов университе¬та в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре: Авто- реф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003. - 21 с.
17. Белевцев В.В. Организация процесса профессиональной подготовки сту¬дентов на военной кафедре: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставро¬поль, 2003. - 21 с.
18. Беляев А.В. Социально-педагогические основы, формирование граждан-ственности учащейся молодежи. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997 - 184 с.
19. Богатырев В.Н., Зеленков М.Ю. Об организации преподавание в высшей школе основ морально-психологического обеспечения войск (сил) // Во¬енная мысль. - 2001. - №5. - С. 34 - 36.
20. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личности. - М., 1983.
21. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / Гл. ред. Прохоров А.М. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - Т.1 - 863 с.
22. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного обра-зования. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. - 352 с.
23. Бондаренко Н.Ф., Колпачев В.В. Патриотизм и патриотическое воспита¬ние воинов: история, традиции, современность./ Под ред. Козлова В.Н. - Ставрополь: МО РФ, 1997. - 36 с.
24. Бондаренко Н.Ф. Педагогические системы в практике воспитания воинов. / Под ред. Склярова Ю.М. - Ставрополь: СВВИУС, 1996. - 55 с.
134
25. Борытко Н.М. Опыт построения личностно-ориентированного содержа¬ния образования в гимназии // Педагогические инновации в учреждениях образования: сущность, критерии, прогноз: Сб. науч. тр. Волгоград: ОП- ТИМ, 1994. - С. 59 - 62.
26. Борытко Н.М. Разработка и экспертиза авторских учебных программ / Науч. ред. проф. Сериков В.В. - Волгоград: Перемена, 1996. - 80 с.
27. Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме. Перспективная альтернатива. - М., 1991.
28. Бруснев Ю.С. Методика оценки морально-психологического состояния военнослужащих, подразделений и частей: учеб. метод. пос. - Ставрополь: ФРВИ РВ, 2000. - 35 с.
29. Бруснев Ю.С. Методика профилактики правонарушений в различных звеньях военного управления / Под ред. Медведева С.Н. - Ставрополь: МО РФ, 2001. - 72 с.
30. Бруснев Ю.С. Методика работы должностных лиц соединения по укреп¬лению воинской дисциплины. - Саратов: СВВКИУ РВ, 1993. - 12 с.
31. Бруснев Ю.С. Психолого-педагогические аспекты деятельности команди¬ра. - Ставрополь: МО РФ, 2000. - 135 с.
32. Бруснев Ю.С. Формирование общественного мнения воинского коллек¬тива: Методическое пособие - Ставрополь: СВВИУС, 1996. - 16 с.
33. Валилин Е.Г., Мулява О.Д. Социальные проблемы военного образования // Военная мысль. - 2001. - №1. - С. 45 -51.
34. Васильев А.М. Военно-педагогические взгляды деятельность Милютина Д.А.: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2002. - 21 с.
35. Вахмистров В.П. Социальные и духовные основы военного корпорати¬визма // Военная мысль. - 2000. - №5. - С. 39 - 43.
36. Военная педагогика. - М.: Воениздат, 1972. - 368 с.
37. Военная педагогика / Под общ. ред. проф. Барабанщикова А.В. - М.: Воениздат, 1986.
135
38. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Корчемно¬го П.А., Лаптева Л.Г., Михайловского В.Г. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 384 с.
39. Волков С.В. Русский офицерский корпус. - М.: Воениздат, 1993.
40. Волковицкий Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовер-шенствования. - М., 1994.
41. Воспитательная система школы: проблемы и поиски. - М.: Знание, 1989.
- 88 с.
42. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991. - 320 с.
43. Вырщиков А.Н., Бузский М.П. Патриотическое воспитание: методологи¬ческий аспект. - Волгоград: ГУ «Издатель», 2001. - 48 с.
44. Вырщиков А.Н., Никонов К.М. Российская национальная идея. - Волго¬град: Изд-во ВГУ, 1998. - 111 с.
45. Герасимова Т.Ю., Панов В.И. Эмоциональная и интеллектуальная регу¬ляция в напряженной образовательной среде // Экологическая психология. Тезисы 1-й Российской конференции. - М., 1996. - С. 36 - 37.
46. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.
47. Горбачева И.В. Педагогико-психологическое сопровождение в войсках как один из факторов формирования их высокого морально¬психологического состояния: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставро¬поль, 2000. - 20 с.
48. Горбенко С.И. Управление качеством подготовки специалистов в услови¬ях стандартизации образования (на примере военно-инженерного вуза): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2002. - 22 с.
49. Грачев Н.Н. Социальные процессы в воинском коллективе и проблемы управления ими // Введение в профессию. - М.: Центр ВСППИ ВС, 1992.