Содержание и организация психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза
|
ВЕДЕНИЕ 3
1. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
В ВОЕННОМ ВУЗЕ 12
1.1. Педагогическая интеграция как инструмент организации процесса профессиональной подготовки курсантов 12
1.2. Особенности организации процесса психолого-педагогической подготовки курсантов 29
1.3. Системообразующая роль воинского воспитания в процессе психолого-педагогической подготовки будущих офицеров 48
Выводы 66
2. ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ 68
2.1. Проектирование процесса психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза 68
2.2. Реализация модели оптимизации процесса психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза 84
2.3. Методика организации опытно-экспериментального исследования 101
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 110
Выводы 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
БИБЛИОГРАФИЯ 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 147
1. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
В ВОЕННОМ ВУЗЕ 12
1.1. Педагогическая интеграция как инструмент организации процесса профессиональной подготовки курсантов 12
1.2. Особенности организации процесса психолого-педагогической подготовки курсантов 29
1.3. Системообразующая роль воинского воспитания в процессе психолого-педагогической подготовки будущих офицеров 48
Выводы 66
2. ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ 68
2.1. Проектирование процесса психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза 68
2.2. Реализация модели оптимизации процесса психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза 84
2.3. Методика организации опытно-экспериментального исследования 101
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 110
Выводы 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
БИБЛИОГРАФИЯ 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 147
Актуальность исследования. Служба в войсках в мирное и военное время предъявляет высокие требования к духовным, моральным и физическим качествам военнослужащих. Даже в эпоху высокоразвитой техники и оружия главная роль принадлежит человеку. Самое современное оружие не может компенсировать слабую подготовку военнослужащих. Самая четкая организация боевых операций оказывается малоэффективной, если личный состав в силу своего физического и психологического состояния не может участвовать в выполнении боевой задачи. Нет ничего более важного для боевой готовности, чем отношение военнослужащих к своему долгу, их боевой настрой и поведение. Каждый военнослужащий должен сознательно готовиться к выполнению боевой задачи, вырабатывать у себя психологическую устойчивость. Ход и конечный итог выполнения боевой задачи будут во многом зависеть от морально-психологического состояния личного состава, его способности переносить трудности. Для решения этих задач служит психологическая подготовка.
Выполнение задач в боевой и мирной обстановке преимущественно носит коллективный характер, что предполагает высокий уровень педагогического управления подчиненными, готовность командира к выполнению воспитательных функций. Наиболее важным звеном в процессе психолого¬педагогической подготовки является период обучения в военном вузе.
В условиях стандартизации образования, интеграции общего профессионального и военного образования особенно возрастает актуальность оптимизации процесса психолого-педагогической подготовки будущих офицеров, формирования их готовности к изучению психологических особенностей военнослужащих, учета этих особенностей в индивидуально¬воспитательной работе.
Наиболее ответственным (но в современных условиях недостаточно эффективно реализуемым) звеном является организация воспитательной работы во внеучебное время. Наиболее характерные недостатки обнаруживаются, указывается в руководящих документах, в отборе содержания, планировании психолого-педагогической подготовки на основе личностно¬ориентированного подхода, что нередко приводит к нарушению целостности содержания, к ограниченности применяемых организационных форм, к рассогласованности (или дублированию) проводимых мероприятий.
Преодоление указанных недостатков зависит от степени теоретической разработанности проблемы организации и управления процессом психолого-педагогической подготовки курсантов, ее методического обеспечения, достаточности и обоснованности практических разработок путей, способов достижения высокого уровня психолого-педагогической компетентности будущих офицеров.
Общие вопросы подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности рассматриваются в трудах Б.Ц. Бадмаева, А.В. Барабанщикова, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского, В.Н. Нуждина, В.Г. Уткина, Н.Ф. Феден- ко, В.П. Чалицкого.
Проблеме отбора содержания и организации психолого-педагогической подготовки посвящены исследования Б.П. Бархаева, В.И. Вдовюка, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняка, С.С. Муцынова, В.Ф. Перевалова, И.В. Сыромят- кина, С.И. Съедина, А.И. Харитонова и др.
Современное состояние проблемы морально-психологического обеспечения процесса обучения и воспитания отражено в работах В.М. Азарова, И.В. Горбачева, М.Ю. Зеленкова, В.Ф. Кулакова, В.Н. Лоскутова, М.Г. Поли- вары, В. Т. Татаренко.
Частные вопросы организации, управления, оценки качества подготовки военнослужащих, курсантов рассматриваются в диссертационных исследованиях В.В. Белевцева, С.И. Горбенко, С.П. Дергачева, С.М. Запорожца, Л.В. Калачинской, П.Я. Савинова.
Проблема модернизации военно-патриотического и воинского воспитания исследуется В.А. Белевцевым, А.В. Беляевым, Н.Ф. Бондаренко, А.Н. Вырщиковым, Н.М. Конжиевым, Г.В. Срединым, А. А. Черкасовым.
Выполнение задач в боевой и мирной обстановке преимущественно носит коллективный характер, что предполагает высокий уровень педагогического управления подчиненными, готовность командира к выполнению воспитательных функций. Наиболее важным звеном в процессе психолого¬педагогической подготовки является период обучения в военном вузе.
В условиях стандартизации образования, интеграции общего профессионального и военного образования особенно возрастает актуальность оптимизации процесса психолого-педагогической подготовки будущих офицеров, формирования их готовности к изучению психологических особенностей военнослужащих, учета этих особенностей в индивидуально¬воспитательной работе.
Наиболее ответственным (но в современных условиях недостаточно эффективно реализуемым) звеном является организация воспитательной работы во внеучебное время. Наиболее характерные недостатки обнаруживаются, указывается в руководящих документах, в отборе содержания, планировании психолого-педагогической подготовки на основе личностно¬ориентированного подхода, что нередко приводит к нарушению целостности содержания, к ограниченности применяемых организационных форм, к рассогласованности (или дублированию) проводимых мероприятий.
Преодоление указанных недостатков зависит от степени теоретической разработанности проблемы организации и управления процессом психолого-педагогической подготовки курсантов, ее методического обеспечения, достаточности и обоснованности практических разработок путей, способов достижения высокого уровня психолого-педагогической компетентности будущих офицеров.
Общие вопросы подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности рассматриваются в трудах Б.Ц. Бадмаева, А.В. Барабанщикова, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского, В.Н. Нуждина, В.Г. Уткина, Н.Ф. Феден- ко, В.П. Чалицкого.
Проблеме отбора содержания и организации психолого-педагогической подготовки посвящены исследования Б.П. Бархаева, В.И. Вдовюка, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняка, С.С. Муцынова, В.Ф. Перевалова, И.В. Сыромят- кина, С.И. Съедина, А.И. Харитонова и др.
Современное состояние проблемы морально-психологического обеспечения процесса обучения и воспитания отражено в работах В.М. Азарова, И.В. Горбачева, М.Ю. Зеленкова, В.Ф. Кулакова, В.Н. Лоскутова, М.Г. Поли- вары, В. Т. Татаренко.
Частные вопросы организации, управления, оценки качества подготовки военнослужащих, курсантов рассматриваются в диссертационных исследованиях В.В. Белевцева, С.И. Горбенко, С.П. Дергачева, С.М. Запорожца, Л.В. Калачинской, П.Я. Савинова.
Проблема модернизации военно-патриотического и воинского воспитания исследуется В.А. Белевцевым, А.В. Беляевым, Н.Ф. Бондаренко, А.Н. Вырщиковым, Н.М. Конжиевым, Г.В. Срединым, А. А. Черкасовым.
Как показало исследование, качество психолого-педагогической подготовки курсантов определяется сочетанием внешних и внутренних факторов и условий.
К внешним факторам относятся: процессы гуманизации и демократизации государства и общества, диверсификации образования; влияния социально-педагогической среды; интеграция общего профессионального и военного образования.
К внутренним факторам относятся: интеграция исторического и современного опыта воинского воспитания; освоение инновационных технологий обучения и воспитания; управления педагогическим процессом; кадровое, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение педагогического процесса.
Качество организации и управления процессом психолого¬педагогической подготовки определяется особенностями военного вуза, системой мер по реализации нормативно-правовых требований, руководящих документов, уровнем готовности командного и преподавательского состава к реализации целей и задач подготовки курсантов.
Целью психолого-педагогической подготовки является достижение военнослужащим, воинским коллективом способности выдерживать психологические, нервно-психические и физические нагрузки, формирование стойких психологических и профессионально важных качеств, знаний и умений обучать и воспитывать подчиненных.
Основными задачами психолого-педагогической подготовки являются:
- формирование выносливости, стойкости, решительности, готовности к перенесению трудностей;
- вооружение знаниями, умениями организации процесса обучения и воспитания личного состава;
- формирование готовности к методическому управлению педагогическим процессом;
- владение диагностическими методиками, технологиями мотивации под-чиненных к овладению военным делом.
Важнейшим фактором достижения эффективности процесса психолого-педагогической подготовки курсантов является наличие отвечающей современным требованиям модели психологического обеспечения учебного процесса.
Как показало исследование, структура такой модели должна включать следующие основные элементы: систему целей и задач психологического обеспечения; мониторинг социально-психологического состояния личного состава, качества его подготовки; система мер по мотивации курсантов к овладению психолого-педагогическими знаниями; система мер по адаптации курсантов к условиям военного вуза.
Придание воинскому и военно-патриотическому воспитанию роли системообразующего позволяет определить и конкретизировать стратегию организации процесса подготовки - обучение и воспитание развертывается в русле идеи проектирования образовательного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности будущих офицеров.
К внешним факторам относятся: процессы гуманизации и демократизации государства и общества, диверсификации образования; влияния социально-педагогической среды; интеграция общего профессионального и военного образования.
К внутренним факторам относятся: интеграция исторического и современного опыта воинского воспитания; освоение инновационных технологий обучения и воспитания; управления педагогическим процессом; кадровое, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение педагогического процесса.
Качество организации и управления процессом психолого¬педагогической подготовки определяется особенностями военного вуза, системой мер по реализации нормативно-правовых требований, руководящих документов, уровнем готовности командного и преподавательского состава к реализации целей и задач подготовки курсантов.
Целью психолого-педагогической подготовки является достижение военнослужащим, воинским коллективом способности выдерживать психологические, нервно-психические и физические нагрузки, формирование стойких психологических и профессионально важных качеств, знаний и умений обучать и воспитывать подчиненных.
Основными задачами психолого-педагогической подготовки являются:
- формирование выносливости, стойкости, решительности, готовности к перенесению трудностей;
- вооружение знаниями, умениями организации процесса обучения и воспитания личного состава;
- формирование готовности к методическому управлению педагогическим процессом;
- владение диагностическими методиками, технологиями мотивации под-чиненных к овладению военным делом.
Важнейшим фактором достижения эффективности процесса психолого-педагогической подготовки курсантов является наличие отвечающей современным требованиям модели психологического обеспечения учебного процесса.
Как показало исследование, структура такой модели должна включать следующие основные элементы: систему целей и задач психологического обеспечения; мониторинг социально-психологического состояния личного состава, качества его подготовки; система мер по мотивации курсантов к овладению психолого-педагогическими знаниями; система мер по адаптации курсантов к условиям военного вуза.
Придание воинскому и военно-патриотическому воспитанию роли системообразующего позволяет определить и конкретизировать стратегию организации процесса подготовки - обучение и воспитание развертывается в русле идеи проектирования образовательного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности будущих офицеров.
Подобные работы
- СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО
ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Оптимизация педагогического процесса по физической культуре военного авиационно-инженерного ВУЗа
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ (на материале иноязычного образования)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПО ВОЕННО-УЧЕТНЫМ
СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СОЛДАТ ЗАПАСА В ВУЗЕ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2017



