Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая профилактика детской вербальной агрессии в младшем школьном возрасте

Работа №74433

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы127
Год сдачи2019
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
446
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проявления вербальной агрессии в младшем школьном возрасте
1.1. Понятие детской агрессии в психолого-педагогических
исследованиях 10
1.2. Особенности проявления детской вербальной агрессии в
младшем школьном возрасте 21
1.3. Психолого-педагогическая профилактика вербальной агрессии в
межличностном общении младших школьников 35
Глава 2. Экспериментальное изучение детской вербальной агрессии в младшем школьном возрасте
2.1. Оценка начального уровня вербальной агрессии детей младшего
школьного возраста 46
2.2. Экспериментальная программа по профилактике вербальной
агрессии в младшем школьном возрасте 55
2.3. Анализ итогов экспериментальной работы 65
Заключение 75
Список литературы 76
Приложение


Актуальность исследования. Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого -педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования социальных норм и агрессивного поведения детей.
Увеличение численности детской преступности и детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на передний план задачу изучения социально-педагогических условий, вызывающих эти опасные явления, и организацию профилактики агрессивности. Несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, волнующих сегодня как педагогов и психологов, так и родителей. Агрессивное поведение встречается у значительного числа дошкольного возраста как отражение детской непосредственности и импульсивности. На протяжении школьного возраста на смену агрессивности приходят новые, просоциальные формы поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.
Проблеме детской агрессивности в отечественной психологии и педагогике уделялось внимание многими отечественными и зарубежными авторами и нашло отражение в психолого-педагогических исследовательских работах Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой, К. Бютнера, Г. Паренса, А.А. Реана.
Проблема профилактики агрессивного поведения уже более века является предметом пристального внимания представителей медицинского, психологического и педагогического знания. В первой половине XX столетия в нашей стране она получила отражение в трудах JI.C. Выготского, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, В.С. Мухиной, Р.В. Овчаровой и др. Поиском путей и средств преодоления, предупреждения агрессии школьников занимаются Г. Паренс, Н.П. Сазонова, Н.В. Новикова, Е.В. Логутова и др.
Изучение литературы позволило нам выделить противоречие между традиционным пониманием необходимости подавления агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения и современными подходами к профилактике агрессивности, понимаемой как совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия.
Актуальность разрешения данного противоречия обусловила проблему исследования: какова роль психолого-педагогической профилактики детской агрессии, какие способы и средства психолого-педагогической профилактики вербальной агрессии в младшем школьном возрасте являются наиболее эффективными?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность программы психолого-педагогической профилактики вербальной агрессии у младших школьников.
Объект исследования - детская агрессия.
Предмет исследования - вербальная агрессия в младшем школьном возрасте и её психолого-педагогическая профилактика.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическая профилактика
детской вербальной агрессии будет эффективна, если:
- проводится превентивная психолого-педагогическая диагностика на выявление характера и причин (биологических, социальных и психологических) агрессивного поведения младших школьников;
- реализуется индивидуальное сопровождение школьников, выражающих отрицательные эмоции, критические замечания с нанесением словесных оскорблений, высказывающих мысли и желания агрессивного характера;
- в систему воспитательной работы учителя начальных классов включить также специальные занятия по развитию саморегуляции в социальном поведении ребенка, формированию адаптивных качеств личности ребенка в контексте эффективного поведения и взаимодействия и навыков детей.
Согласно формулировкам цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой гипотезы, нами решались следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить
сущность ключевых понятий проблемы исследования: «агрессия»;
«агрессивность», «вербальная агрессия», «агрессивное поведение», «младший школьный возраст» и др.
2. Выявить специфику методов и средств педагогической профилактики вербальной агрессии у детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать критерии и уровни проявления вербальной агрессии у младших школьников.
4. Разработать, внедрить и оценить эффективность программы психолого-педагогической профилактики детской вербальной агрессии в младшем школьном возрасте. Сделать соответствующие выводы и умозаключения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования:
Теоретические: анализ, синтез, интерпретация, конкретизация, индукция, дедукция, обобщение, сравнение, систематизация, классификация и др.
Эмпирические: наблюдение, опрос (анкетирование, тестирование), беседа, психолого-педагогический эксперимент.
Методиками опроса выступили:
- адаптированная для экспресс-диагностики агрессивности методика «Крокодил»;
- кинетический рисунок семьи Р. Бернс, С. Кауфман;
-Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев);
- Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
Статистические: методы математической статистики, качественный анализ результатов (педагогическая интерпретация).
Теоретико-методологические основы исследования: системный,
личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей; концепция психического и психологического здоровья детей (И.В. Дубровина); концепция индивидуальных стилей саморегуляции (В.И. Моросанова); концепция функциональных структур регуляции психических состояний (А.О. Прохорова); теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова); отдельные труды: В.Д. Менделеевича, А. Налчаджяна, И.П. Подласого в вопросах изучения агрессии и агрессивности; А.К. Осницкого, Г.Э. Бреслава, И.А. Фурманова в области исследования проблем детской агрессивности; Т.П. Смирнова, Е.К. Лютова, Г.Б Монина, М.Н. Заостровцева, Н.В. Нерешенной в сфере коррекции и профилактики агрессивного поведения.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2017 г. - январь 2018 г.) - изучение и анализ зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по проблеме вербальной агрессии в младшем школьном возрасте и ее профилактики; формулирование проблемы, объекта, предмета, гипотезы, задач и методов экспериментального исследования.
Второй этап (январь 2018 - апрель 2019 г.) - проведен психолого-
педагогический эксперимент и реализована программа психолого-педагогической профилактики вербальной агрессии у детей младшего школьного возраста.
Третий этап (апрель 2019 г. - май 2019 г.) - был завершен формирующий этап эксперимента, проведен «контрольный срез», осуществлен анализ, обобщение и систематизация полученных результатов экспериментальной работы; оформление результатов исследования в виде текста магистерской диссертации.
Научная новизна исследования:
- на основе теоретического анализа раскрыта сущность процесса профилактики детской вербальной агрессии в младшем школьном возрасте;
- выделены критерии и показатели проявления вербальной агрессии;
- выявлен комплекс условий и определена специфика методов и средств, способствующих эффективной психолого-педагогической профилактики вербальной агрессии в младшем школьном возрасте.
Теоретическая значимость исследования.
Данная работа вносит вклад в решение проблемы психолого - педагогической профилактики детской вербальной агрессии в младшем школьном возрасте. Полученные данные способствуют развитию представлений о детской вербальной агрессии, определении понятия, функций и видов педагогической профилактики вербальной агрессии в младшем школьном возрасте; уточнении представлений о методиках педагогической профилактики вербальной агрессии в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы в работе педагогов-психологов, социальных педагогов и психологов общеобразовательных учреждений, включены в тексты лекций по дисциплинам и вынесены на обсуждение на педсоветах, родительских собраниях.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №45 г. Ставрополь (далее МБОУ СОШ №45).
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленным целям и задачам; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обсуждения на педагогических советах, совещаниях, методическом объединении для работников МБОУ СОШ № 45 г. Ставрополя (2018 - 2019 гг.); на кафедре педагогики и образовательных технологий ИОСН ФГАОУ ВО СКФУ.
Основные результаты исследования докладывались на VII ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского Федерального
Университета «Университетская наука-региону» (17 апреля 2019 г., г.
Ставрополь)
На защиту выносятся положения:
1. Под детской вербальной агрессией следует понимать использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. Это могут быть отрицательные отзывы и критические замечания, выражение отрицательных эмоций — недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти; высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, оскорбления, упреки обвинения; угрозы.
2. Проявление вербальной агрессии в младшем школьном возрасте является следствием множества факторов (индивидуальный, психолого-педагогический, социально-психологический, личностный, социальный) и причин (биологические, социальные и психологические). Вербальная агрессия в младшем школьном возрасте бывает различной: активной-прямой (словесное оскорбление или унижение другого человека), активной-непрямой (клевета, распространение сплетен, слухов), пассивной-прямой (например, отказ от дачи каких-либо словесных пояснений или объяснений). Конечная цель вербальной агрессии - подчинение и манипуляция партнером, наносит вред межличностным отношениям, может перерасти в физическую агрессию.
3. Условиями профилактики детской вербальной агрессии выступают: выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности младших школьников и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий; реализация комплекса психолого-педагогических мероприятий, развивающих занятий, направленных на снижение уровня вербальной агрессии; индивидуальное сопровождение детей с особыми видами агрессии, в том числе вербальной; повышение психологической и педагогической грамотности родителей обучающихся

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема детской вербальной агрессии в современном обществе является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Для профилактики данного явления необходимо проанализировать литературу по теме исследования, причины, подобрать методики диагностики, а также составить и реализовать программу по психолого-педагогической профилактике детской вербальной агрессии.
Вербальную агрессию нельзя рассматривать без таких понятий как «агрессия» и «агрессивность». Агрессия определяется любой формой поведения, имеющей цель нанесения вреда другому человеку. Агрессивность понимается как устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии.
В работе мы придерживаемся следующего определения вербальной агрессии - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Вербальной агрессии свойственны различные формы проявления: прямая и косвенная.
Причина возникновения агрессивного поведения полифакторна: семейные отношения и методы воспитания, нарушение социализации, нарушение школьной адаптации, коммуникативная некомпетентность, влияние средств массовой информации и компьютерных игр, личностные особенности, гендерные различия.
Ведущая роль в психолого-педагогической профилактике вербальной агрессии в младшем школьном возрасте отводится педагогам и психологам.
Нами было проведено исследование на базе МБОУ СОШ №45 г. Ставрополь. В нем приняли участие 54 младших школьника в возрасте 8-9 лет.
(Адаптированная для экспресс-диагностики агрессивности методика «Крокодил»; Кинетический рисунок семьи Р. Бернс, С. Кауфман; Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев); Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки) показала наличие высокого уровня проявления вербальной агрессии в младшем школьном возрасте и определила дальнейшую стратегию психолого-педагогической коррекции и профилактики.
Разработка и применение программы, направленной на снижение вербальной агрессии у детей младшего школьного возраста, способствовала положительной динамике изменений, выявленная на контрольном этапе, что позволяет нам сделать вывод об эффективности предложенных средств на формирующем этапе эксперимента и доказательности выдвинутой гипотезы.



1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2010. - №6. - С.112.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2012 512 с.
3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Модэк, 2011. - С. 197.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: «Просвещение», 2010. - 464 с.
5. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2017. - 544 с.
6. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. -СПб.: Речь,2014.- С. 19
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2012. - С. 19.
8. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Издательство: Педагогика,2011.-141 с.
9. Васильева О.С., Гальченко Т.А. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников // Школа здоровья. М., 2017. - Т. 4. - № 4. - С. 65-71.
10. Горбунова О. С. Психолого-педагогическая коррекция агрессии младших подростков в ситуации межличностного конфликта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 227.
11. Горшечникова Т.Б., Дородницына Л.Н. Причины агрессивного поведения у младших школьников и подростков [Электроный ресурс] / Режим доступа: psyinfo.ru/ru/service/conf/asoc.php
12. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. / А.Г. Долгова. - М.: Генезис, 2009. - 216 с.
13. Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 7. - С. 90.
14. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявления агрессивности в детском возрасте// Вопросы психологии. - 2010.- №1.-С. 54.
15. Дубровина И.В.: Практическая психология образования / учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера»,2014. - С. 128.
16. Евсеева В.П. Детская агрессия /В.П. Евсеева // 1000 советов. - 2016. - № 6. -с.12-13
17. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2013. - № 5. - С. 43-50.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2011. - 752 с.
19. Истрофилова О.И. Социально-педагогическая деятельность по коррекции агрессивного поведения в младшем подростковом возрасте // Начальное образование: опыт, проблемы, перспективы: Начальное образование: опыт, проблемы, перспективы - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал Баш. ГУ, 2013. - С. 83-87
20. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты [Текст] / Г.И. Козырев // Социально-гуманитарное знание. - 1999. № 2. - С. 108.
21. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и
подростков. - СПб, 2014. - С. 121.
22. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и
подростков. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2045. - 288 с.
23. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. М.,2010. - № 6. — С. 20-21.
24. Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 26-30.
25. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция - М.: Изд-во МГУ, 2014. - С. 92.
26. Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С. 168-171.
27. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 118-128.
28. Логутова Е.В. Ценностно-смысловая ориентация младших
подростков в условиях внедрения новых образовательных стандартов Журнал Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3
29. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М.: Проспект, 2013. -
С. 112.
30. Мещерякова Б.Г. и Зинченко В.П. Большой психологический
словарь / СПб.: Прайм-Еврознак, Олма-пресс, 2013. - 672 с.
31. Михайлина М.Ю., Гусева Е.В. Психологические аспекты
исследования агрессивности в школе. - Саратов, 2016. - С. 13
32. Михейкина C.B. Психология агрессивного поведения: Учебное пособие. - Ставрополь: СКСИ, 2016. - 128 с.
33. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. Изд. 2-е, стереотип. - М.: «Когито- Центр», 2010. - 181 с.
34. Морева, Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления [текст] / Е. Морева // Воспитание школьников. - 2012. -№ 5 - с.31-34.
35. Панкратова Т.М. саморегуляция в социальном поведении / Ярославль , 2011.
36. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 2011.
37. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: «ФОРУМ», 2010. - 160 с.
38. Петров В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции : дис. . канд. психол. наук. Иркутск, 2009. - 195 с.
39. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков. Учебное пособие / - СПб.: Речь, 2014. - 336 с.
40. Причины и коррекция детской агрессивности: Метод, указ. для студентов факультетов психологии / М-во образования РФ, Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, каф. педагогики и пед. психологии; сост. Е.В. Драпак. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 20 с.
41. Реан A.A. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - М., 2016. - Т. 17. - №5. - С. 3-18.
42. Реан A.A. Агрессия и агрессивность личности. - СПб.: Изд-во: Б.и., 2010. - 39 с.
43. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - Т.17. - 2010. - №5 . - С.8
44. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 2016. - №5. - С.3-18.
45. Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет / О.П.Рожков. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 56 с.
46. Романов A.A. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. - М.: Школьная Пресса, 2013.-48с.
47. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - М., 2012. - №5 - 6. - С. 35-41.
48. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 2011. - №1. - С. 81-87.
49. Скворцова Л.И. Современный толковый словарь - М., 2012
50. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. -С. 17¬26.
51. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. - 160 с.
52. Соловьев З. П., Вопросы социальной гигиены и здравоохранения. Избр. произв. - М., 2010.
53. Сухарева Н.Д. Гендерные особенности проявления агрессии учащимися младшего школьного и подросткового возраста : дис. . канд. психол. наук. -М., РГБ, 2016.- 188 с
54. Формы и методы профилактики детской и школьниковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб., 2013.-С. 213.
55. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В.П., 2011. - С.86.
56. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика. - Минск.: Ильин В.П., 2016.-192 с.
57. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. - М.: Владос, 2014. - С. 287.
58. Чижова С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина.
- Ярославль: Академия развития, 2003. - 160 с.
59. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития: Академия, КО: Академия Холдинг, 2011. - 160 с.
60. Шостакович Б.В Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Академика РАМН Т.Б. Дмитриевой и профессора. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. - 464 с.
61. Щербинина Ю.В. Если ребёнок - грубиян. Советы для взрослых по преодолению детской речевой агрессии. - М., 2016


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ