Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Доверие как социально-психологическое явление

Работа №7436

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы394стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
814
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПРОБЛЕМА ДОВЕРИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ
ПОДХОД 19
1.1. Этико-социологический подход к проблеме доверия в отечественной науке 19
1.2. Философская категория веры и явление доверия 34
1.3. Особенности исследования доверия в контексте отечественных и зарубежных социально-психологических исследований 69
ф 1.4. Доверие к себе и доверие к другому в контексте психотерапевтических и психокоррекционных практик 98
1.5. Проблема соотношения доверия к миру и доверия к себе ... 124
Глава 2. ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ДОВЕРИЯ К ДРУГОМУ 157
2.1. Доверие к другому как условие социально-психологического отношения и общения 157
2.2. Психосемантический портрет другого как объекта
доверия 198
2.3. Феноменологическое поле в переживании доверия к
другому 208
2.4. "Я-доверие" и "мнедоверие" - несоответствие межличностных отношений 215
41 2.5. Формально-динамические характеристики доверия как Ф социально-психологического феномена 221
Глава 3. ДОВЕРИЕ К СЕБЕ - СУБЪЕКТНЫЙ ФЕНОМЕН
ЛИЧНОСТИ 236
3.1. Теоретико-психологические основы формирования представления о доверии к себе 236
3.2. Феноменология доверия к себе как субъектного образования личности 263
3.3. Доверие к себе - эмпирические корреляты 306
3.4. Эмпирические паттерны доверия к себе 319
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: доверие в предметном поле социально-психологических явлений и его социальные функции ^
ЛИТЕРАТУРА 349
ПРИЛОЖЕНИЯ 378



Радикальные социальные преобразования, происходящие в реформируемой России, породили социальную нестабильность, сопровождаемую резким разрушением устоявшихся норм и стереотипов, острым кризисом системы ценностей, обусловленным противоречивостью перехода от социоцентрической системы ценностей к персоноцентрической, увеличением числа "степеней свободы" для выбора себя и своей жизни каждым конкретным индивидом. Многие не в состоянии справиться с таким выбором и потому добровольно отказываются от полученной долгожданной свободы, стремясь обратно "в несвободу" (Э.Фромм). В результате для множества людей это оборачивается утратой чувства личностной целостности, идентичности, утратой ощущения себя субъектом своих действий и поступков (Г.М.Андреева, 1997), что порождает кризис доверия, обнаруживаемый на всех уровнях социально¬психологических отношений. В таких условиях особенно важным оказывается поиск способов и средств, которые могли бы оказаться полезными не только в деле адаптации к новым условиям жизни, но и в деле сохранения личностной целостности и аутентичности.
Многие отечественные исследователи отмечают (К.А.Абульханова-Славская, 1991; Г.М.Андреева, 1997; А.Г.Асмолов, 1990; Б.С.Братусь, 1997, 1998; В.П.Зинченко, 1992; В.П.Зинченко, Е.Б.Моргунов, 1995; К.А.Муздыбаев, 1983, 1998; В.А.Петровский, 1992 и др.), что реализация целостного подхода к личности сопровождается активным изучением ценностных, сложно-эмоциональных и смысложизненных (интегративно-психологических) феноменов, таких как милосердие, сострадание, любовь, надежда и т.п.
В расширяющуюся сферу научных интересов все чаще попадают явления, изучение которых было невозможно или весьма ограничено, вследствие существовавшей до недавнего времени методологии. Как показывают исследования, в последнее десятилетие в отечественной пси-хологической науке произошел “прорыв” в сторону смещения с привычных теорий и традиций рассмотрения различных психических явлений в рамках устоявшего категориального аппарата на новый уровень анализа. Современный этап развития психологической науки характеризуется пе-реходом от исследований, "закованных" в жесткие рамки естественнонаучной методологии, четко очерченного пространства психических явлений, "вписывающихся" в нее, в сторону выявления и изучения различных феноменологических характеристик психического. К их числу можно отнести явления человеческой свободы, рефлексии, духовности, нравственности и др. К таким явлениям относятся вера и доверие, столь на долгое время изгнанные из психологического тезауруса.
Как отмечает П.Н.Шихирев (1993) современная психологическая наука при всем разнообразии имеющихся подходов и школ еще долго не будет в состоянии полноценно решать экзистенциальные проблемы личности, если будет продолжать отказываться от исследования феномена веры, моральных переживаний и доверия. Логика развития самой психологической науки обуславливает поиск ответа на вопросы, что такое доверие, каковы его механизмы, закономерности формирования и какие функции оно выполняет в жизни человека. Каждая личность, делая свой выбор, исходит из оснований собственной веры и доверия. В этой связи изучение проблем социальной психологии доверия становится социально значимой задачей.
Несмотря на наличие социального заказа на изучение доверия и потребностей отечественной психологии в анализе данного феномена, до последнего времени доверию не только было отведено второстепенное место, но и его психологический смысл был упрощен и сведен к не-которому одномерному представлению о нем. Анализ работ как отечественных, так и зарубежных авторов показал, что в различных направлениях психологической науки речь шла о трех самостоятельных областях, где доверие чаще всего называлось в качестве условия существования какого-либо другого явления: это доверие к миру (Т.Говир, 1992; Э.Эриксон, 1967, 1968 и др.), доверие к другому (К.А.Абульханова- Славская, 1981; А.И.Донцов, 1984; И.С.Кон, 1973, 1984; М.Ю.Кондратьев, 1987; А.А.Кроник, Е.А.Кроник, 1989; В.Н.Куликов, 1976, 1978; В.А.Лосенков, 1974; А.В.Мудрик, 1981; Л.А.Петровская, 1982; Б.Ф.Поршнев, 1971; А.У.Хараш, 1987, 1988; С.Джурард, 1959, 1971; С.Джурард, Б.Кемплер, 1987; М.Доич, 1968, 1973; Дж.Хоманс, 1961; К.Роджерс, 1986; В.Свап, 1982; Дж.Роттер, 1980; П.Экей 1974; Т.Ямагиши, 1987, 1988, 1989 и др.) и доверие к себе (Д.Бразерс, 1991;
А.Бандура, 1977; А.Менеггети, 1992; Ф.Перлз, 1995; К.Роджерс, 1994;
Э.Шостром, 1992 и др.). Кроме такого подхода к изучению доверия оно традиционно рассматривается как составляющая других видов отноше¬ний (Л.Я.Гозман, 1987; И.С.Кон, 1973; И.С.Кон, В.А.Лосенков, 1974; М.Ю .Кондратьев, 1987; Е.А.Хорошилова, 1984 и др.) и как самостоя¬тельный вид общения (В.С.Сафонов 1978, 1981). Реже ему придается статус "самостоятельного" отношения, но и в этом случае оно не наделяется собственными психологическими характеристиками (Куликов В.Н. 1978; Б.Ф.Поршнев, 1970, 1971).
Анализ психологических исследований, в основном зарубежных, также показал, что доверие трактуется некоторыми исследователями (Д.Бразерс, 1991; Т.Говир, 1992; Дж.Роттер, 1971; Б.Мьюир, 1994; Л.Райсман, 1966; Э.Эрискон, 1967, 1968; Т.Ямагиши, 1986 и др.) как установка или система установок (аттитюдов) по отношению к социально¬му миру и к самому себе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретико-эмпирическое исследование доверия как социально-психологического явления позволило сформулировать следующие основные выводы:
1. Понять смысл и сущность доверия как самостоятельной формы веры можно лишь рассматривая систему "человек и мир" как единую систему, единую онтологию. Доверие как самостоятельная форма веры представляет акт одновременного отношения человека к внешнему миру и к самому себе, предшествующий взаимодействию с миром.
2. Доверие - единый феномен, имеющий в предельно обобщенном виде сходные условия возникновения, характеристики проявления, закономерности функционирования, независимо от того, в какой сфере жизни человека он проявляется.
3. Доверие как социально-психологическое явление является само-стоятельным видом установки-отношения, сущность которой заключается в наделении объектов доверия актуальной значимостью и оценкой его как безопасного для субъекта. Ситуативная актуальная значимость объекта (или его определенных свойств) и его оценка как безопасного для субъекта являются основными условиями возникновения отношения доверия.
4. Мера, избирательность и парциальность в проявлении доверия - основные обобщенные формально-динамические характеристики исследуемого явления.
5. Человек обращен одновременно в мир и в себя, т.е. имеет одно-временно две разнонаправленные психологические позиции (установки): личностную и социальную, поэтому доверие к себе и доверие к миру не существуют изолированно друг от друга. Доверие к миру или к тем его фрагментам, с которыми собирается вступить во взаимодействие чело¬век и доверие к себе являются феноменами, имеющими лишь относительно самостоятельное значение. Уровень доверия к себе и уровень доверия к миру находятся в состоянии подвижного равновесия.
6. Человек всегда стремится к соответствию себя как миру, так и самому себе, поэтому при возникновении ситуации, нарушающей соответствия человек делает выбор: либо увеличить меру доверия к миру, либо увеличить меру доверия к себе, чем и определяется стратегия поведения. Соответствие уровня доверия себе и уровня доверия к миру - основа уже освоенных форм активности и деятельности. Преобладание доверия к миру - основа адаптивных форм активности; преобладание доверия к себе - основа неадаптивного поведения.

7. В каждом акте общения всегда присутствует определенное количество или мера доверия, без которого оно становится лишь транслированием какого-либо содержания; доверие выступает также исходным условием позитивности межличностных отношений.
8. Доверие к социальному миру или доверие к другому как части мира, с которой взаимодействует человек, не существует изолированно от доверия к себе; вступая во взаимодействие с "другим", субъекты, образуют единую систему, единую онтологию. Доверие к другому можно осмыслить лишь через соотношение меры доверия к другому и меры доверия к себе к себе у обоих взаимодействующих субъектов.
9. Вступая во взаимодействие с другим, человек рассчитывает на взаимность (соответствие) собственной меры доверия и меры доверия другого. Несоответствие этой меры по отношению к себе и по отношению к конкретному "другому", с которым человек вступает во взаимодействие, порождает различные феномены межличностного взаимодействия, фоновым условием существования которых является доверие или его отсутствие. Несоответствием меры доверия к себе и к другому у обоих взаимодействующих субъектов обуславливается существование различных видов межличностного доверия.
10. Основным психологическим критерием установления отношения доверия к другому выступает ориентация на взаимность (соответствие) следующих социально-психологических индикаторов: позитивное принятие, способность к децентрации и значимость обсуждаемого содержания.
11. Существует относительно самостоятельный субъектный феномен личности — доверие к себе, сущность которого заключается в наличии отношения к собственной субъектности как значимой для человека. Доверие к себе как субъектный феномен личности имеет лишь относительно самостоятельный статус, так как оно всегда сочетается с доверием к миру. Поэтому абсолютизация доверия (недоверия) к себе ведет к аномальному функционированию личности.
12. Доверие к себе как субъектный феномен личности проявляется в способности человека "выходить за пределы себя", не вступая с собой в противоречие. Данная способность является гарантом, с одной стороны, относительной устойчивости, целостности а, с другой, - условием развития личности.
13. Явление доверия к себе - рефлексивное субъектное образование, которое связано с такими внутриличностными образованиями как самоподдержка, самоуважение, самопринятие, самоуверенность, саморуководство, интернальность в области достижений и некоторыми другими, но к ним несводимо.
14. Доверие как самостоятельное социально-психологическое явление выполняет специфические функции в жизни человека, основные из которых сводятся к следующим: доверие выступает условием целостного взаимодействия человека с миром; доверие осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему; доверие способствует слиянию в восприятии человека прошлого, настоящего и будущего в целостный акт; доверие создает эффект целостности бытия человека; доверие способствует возникновению эффекта целостности личности; посредством доверия устанавливается мера соответствия своего поведения, принято¬го решения, целей, поставленных задач как миру, так и самому себе.



1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности //Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности., М., 1989. С.110-134.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения //Проблема общения в психологии. М., 1981. С.218-241.
3. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности М.,1973.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
5. Александров А.Д. Научный поиск и религиозная вера. М., 1974.
6. Алексеев А.Н. Методологические и методические проблемы контент- анализа. М., 1973
7. Алешина О.Е, Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987, С.91-114.
8. Амяга Н.В. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассни¬ками: Автореф. дис. ... канд. психол. н. 1989.
9. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении //Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. С.37-73.
10. Ананьев Б.Г. Избранные психологически труды: В 2 т. М., 1980.
11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
12. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика//Вопросы психологии. 1968. № 6. С.3-20.
13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
14. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
15. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
16. Андрющенко М.Т. Познавательный статус веры. Дис... д-ра филос. н. Владимир, 1992.

17.Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем //Избранные труды. М., 1978.
18 .Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона //Принцип развития в психологии. М., 1978. С.212-242.
19. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики М., 1980.
20. Артемьева Т.И. Категории возможности и действительности в пси-хологии личности //Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988.
21. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
22. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
23. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
24. Ассаджиолы Р. Психосинтез: теория и практика. М., 1994.
25. Ассаджиоли Р., ФерручиП., Йомене Т., КрэмптонМ. Психосинтез: теория и практика. М., 1994.
26. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Методика измерения уровня субъективного контроля УСК М., 1983.
27. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1979.
28. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М., 1979.
29. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
30. Баярд Р., БаярдДж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
31. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. Ростов н/Д, 1987.
32. Бердяев Н.А. Духи русской революции //Лит. Учеба. 1990, № 2. С.123-140.
33. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990.
ЗА. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

351
35. Бехтерев В.М. Внушение и воспитание. Спб., 1912.
36. БобневаМ.И. Социальные нормы и регуляция поведения, М., 1984.
3 7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
38. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
39. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. JL, 1965;
40. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
41. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как лично¬сти. Л., 1970.
42. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии, 1976, № 6. С.45-53.
43. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1985.
44. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971.
45. Братусь Б.САномалии личности. М., 1988.
46. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходя-щего века //Вопросы психологии. 1993, № 1. С.6-13.
47. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т.12, № 6. С.3-11.
48 .Брушлинский А.В., Темно в а Л.В. Интеллектуальный потенциал лич-ности и решение нравственных задач //Психология личности в усло-виях социальных изменений. М., 1993.
49. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
50. Бубер М. Проблема человека. Перспективы //Лабиринты одиночест¬ва. М., 1989. С.88-98.
51. Букин В.Р.у Ерунов Б.А. На грани веры и неверия. Л., 1974.
52. Васильева И.И. О значении идей М.М.Бахтина о диалоге и диалоги-ческих отношениях для психологии общения //Психологические ис-следования общения. М., 1985. С.81-94.

53. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления крити-ческих ситуаций. М.,1984.
54. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.2, Л., 1976.
55. Вера //Современный философский словарь. М., 1996. С.63-71.
56 .Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотива¬ции. М., 1986.
51. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
58. Винокур В.А. Уловка в деловом споре. Психология и логика приме-нения. СпБ., 1992.
59. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978.
60. Воронцов С.П. Способность умолчания //Человек. 1996. № 3. С.63-69.
61. Восприятие и действие. // Ред. А.В.Запорожца. М., 1967.
62. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
63. Выготский Л. С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. Т.З. М.,1983. С.6-328.
64. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.
65. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школь-ников и младших подростков //Психология межличностного позна¬ния, М.,1981. С.122-139.
66. Гаек Б., Бакаларж Э. Упражнения психотерапии. 4.1. Филос. ф-т им. Палацкого. Прага 1990. “Самораскрытие". С.52-59.
61 .Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в ин-терпретации Эдмунда Гуссерля //Вопр. филос. 1992. № 7. С. 116-135.
68. Галушко В.Г. Проблема соотношения веры и разума: Автореф. дис... канд. филос. н. СпБ., 1994.
69. Гарэн Э. Хроника итальянской философии XX в. Н.Аббаньяно. М., 1965, С.470-471.
70. Гегель Г. Философия духа. Энциклопедия философских наук: в 3 т.

71 .Гёррес Альберт. Вера и неверие с точки зрения психоанализа // Че¬
ловек. 1997. № 1. С.83-95.
72 .Гершон Д., Страуб Г. Эмпауэрмент, или искусство творить такую
жизнь, какую вы хотите. М., 1992.
1Ъ.Гмурман В.Е. Руководство по решению задач по теории вероятно¬стей и математической статистике. 3-е изд., перераб. и доп., М., 1979. 74. Гозман Л.Я. Об опыте измерения взаимосвязи особенностей детского общения и индивидуально-типологических свойств личности //Проблемы общения и воспитание. Тарту, 1974.4.2. С. 136-145.
15. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.,1987.
76. Гозман Л.Я.у Лосенков В.А. Влияние пола испытуемых на диффе- ренцированность контактов со значимыми лицами //Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. JI.,1973.
11 .Голованов И.В. Философско-эстетические взгляды Л.Шестова: авто- реф. дис. ... канд. филос. н. М.,1995.
18. Грибенникова Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном сти¬ле жизнедеятельности: автореф. дис.... канд. псилох. н., М.Д995.
79. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики М., 1987.
80. Губенко В.И. О вере и верных знаниях. //Филос. науки. 1975, № 1.
81 .Гуревич П.С. Антропологический ренессанс //Феномен человека. Антология. М., 1993. С.3-23.
82. ГусМ. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. М., 1971.
83. Данилин К.Е. Восприятие межличностных предпочтений в малой группе //Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. С. 177-188.
84. Деркач А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: автореф. дис.... д-ра. психол. Н. Л., 1981.
85. Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. Спб., 1904.

8 в.Джидарьян И.А. Психология общения и развитие личности //Психология формирования и развития личности. М., 1981. С.127-158.
87. Днепров В. Идеи, страсти, поступки (Из художественного опыта Достоевского). JL, 1978.
88. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. М., 1990.
89. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
90. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
91 .Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С.299-316.
92.Дорофеев В.А., Головина А.В. Доверительное пространство школы //Инновационная школа. 1997. № 3 (7). С.41-43.
93 ,ДорфманЛ.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993.
9А.Достоевский Ф.М. Двойник. Кемерово, 1983.
95. Доценко ЕЛ. Манипуляция: психологическое определение понятия //Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4. С. 132-138.
96. Доценко ЕЛ. Психология манипуляции. М., 1996.
97. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.
9%. Дубровский Д.И. Самообман (философско-психологический анализ). М., 1994.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ