Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №74353

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности 7
1.1. Понятие о регулятивных универсальных учебных действиях..7
1.2. Особенности формирования регулятивных универсальных
учебных действий у младших школьников в исследовательской деятельности 13
1.3. Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности 29
Глава 2. Практическая работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности 35
2.1. Диагностика уровня сформированности регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников 35
2.2. Проектирование работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности 40
Заключение 50
Библиографический список 51
Приложения 59


В условиях действия федеральных государственных образовательных стандартов основное внимание исследователей обращено к проблеме формирования универсальных учебных действий. Сущность универсальных учебных действий и пути их формирования раскрыты в концептуальных положениях, разработанных А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и другими авторами.
Универсальные учебные действия (УУД) - это такие действия учащегося в процессе обучения, которые распространяются на все учебные предметы. Универсальные учебные действия формируются в процессе конструктивного, позитивного взаимодействия между учителем и учеником. Знания ученика становятся личностно значимыми, информация пропускается через себя, что способствует развитию личности, мотивации к учению и большей эффективности процесса обучения.
За последние десятилетия в обществе произошли огромные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Для успешного существования в современном быстро меняющемся мире человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации и пути выхода из них. По замыслу авторов стандарта помощь в развитии этих качеств личности может оказать формирование регулятивных универсальных учебных действий.
К регулятивным универсальным учебным действиям относят целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию.
Формировать регулятивные универсальные учебные действия позволяет исследовательская деятельность младших школьников. Эта творческая деятельность, направлена на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Учебный предмет «Литературное чтение» предоставляет широкие возможности для формирования и развития всех групп универсальных учебных действий, включая регулятивные. Возникает противоречие между современными требованиями к организации учебно-познавательной деятельности учащихся и учебной деятельности в целом, и недостаточным владением учителями педагогическими технологиями, позволяющими в полной мере формировать регулятивные универсальные учебные действия в учебной деятельности. В связи с этим становится актуальной проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников. Одним из подходов к их формированию является организация исследовательской деятельности.
Актуальность исследования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке планов-конспектов уроков-исследований по предмету «Литературное чтение», направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий. Эти разработки могут быть использованы учителями начальных классов.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности будет эффективно если:
- будет разработана система заданий для уроков литературного чтения, направленная на формирование всех видов регулятвных УУД (целеполагания, планирования, прогнозирования и т.д.).
- будут проводится уроки-исследования, направленные на формирование регулятивных УУД.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий в исследовательской деятельности.
3. Выявить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
4. Разработать методику формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
- концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, В.Г. Бурменская, О.А. Карабанова, Г.А. Цукерман);
- исследования, раскрывающие особенности формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте (А. Б. Воронцов, В.П. Зинченко, О.К. Тихомиров и др.);
- концепция организации исследовательской деятельности учащихся (А.В Леонтович, А. С. Обухов, А. И. Савенков и др.)
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов, анализ продуктов деятельности.
База исследования: МБОУ СОШ с УИОП №5 г. Шебекино Белгородской области. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «б» класса в количестве 25 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал несомненную актуальность выбранной нами темы исследования для современной школы.
В нашем исследовании выявлена сущность понятия «регулятивные универсальные действия» - способность справляться с жизненными задачами; контролировать свое время и управлять им, планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; способность решать задачи; способность принимать решения и вести переговоры. Выделен ряд компонентов, которые в своем единстве обеспечивают регуляцию учебной деятельности и деятельности человека в целом (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и волевая саморегуляция).
Регулятивные универсальные учебные действия формируются разными методами и приемами, формами, средствами, среди которых исследовательская деятельность признается одной из самых эффективных.
В ходе проектирования работы нами были апробированы педагогические условия использования исследовательской деятельности как средства формирования регулятивных универсальных действий младшего школьника. Были проведены уроки с элементами исследовательской деятельности.
В ходе нашего исследования была полностью подтверждена выдвинутая гипотеза, что система специально созданных педагогических условий позволяет эффективно формировать регулятивные УУД у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности.



1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. / Ш.А. Амонашвили - М.: Знание, 1980. - 96 с.
2. Ансимова Н.П. Психология постановки учебных целей в совместной деятельности учителя и учеников : автореф. дисс. ... доктора психол. наук: 19. 00. 07/ Ансимова Нина Петровна. - Калининград, 2007. - 51 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование
универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 159с.
4. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Теория и методика воспитания, 2010 [Офиц. сайт]. URL: http://knigi.link/protsess-vospitatelnyiy/teoriya-metodika- vospitaniya.html/ (дата обращения: 19.12.2017).
5. Вергелес Г.И., Конева В.С. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности): уч. - метод. пос. / Г.И. Вергелес,В.С. Конева- СПб.: РГПУ им. Герцена, 2007. - С. 180.
6. Воровщиков С.Г. Классификация общеучебных умений младших
школьников // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал / С.Г. Воровщиков // МЦФЭР. - 2012. - № 5. - С. 33-40.
7. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова. / А.Б. Воронцов. - М.: Рассказовъ, 2002. - 303 с.
8. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в образовательную систему Эльконина - Давыдова. / А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. - М.: Рассказовъ, 2004. - 304с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
10. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование: рос. обществ.-пед. журн. / М-во образования и науки РФ; РАО / Н.М. Горленко // Народное образование. -
2012. - № 4. - С. 153-160.
11. Губанов Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. / Е.В. Губанов, С.А. Веревко // Школьные технологии. - 2011. - № 2. - С. 52-62.
12. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии /В.В. Гузеев. - М.: Издательский центр НИИ Школьные технологии, 2004. - 128 с.
13. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. / В.В. Давыдов. - М.: Интор, 1996. - 544 с.
14. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? / В.В. Давыдов // Начальная школа - 1999. - №7. - С. 12-19.
15. Давыдов В.В., Зак, А.З. Уровень планирования как условие рефлексии / В.В. Давыдов, А.З. Зак // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 43-49.
16. Данилова М.А. Организация исследовательской деятельности младших
школьников // Институт развития образования и социальных технологий [Офиц. сайт]. URL: http://irost45.ru/Organization_of_Research/ (дата
обращения: 12.01.2018).
17. Ежеленко В.Б. Теория педагогического метода. Педагогические средства //
Электронный научно-педагогический журнал «Письма в Emissia. Offline» [Офиц. сайт] URL:http://www.emissia.org/offline/2001/835.htm (дата
обращения 07.09.15)
18. Ерохина Л.Ю. Учебный эксперимент - пространство формирования целеполагания учебной деятельности / Л.Ю. Ерохина // Учебный эксперимент в образовании. - 2010. - №3. - С. 11-15.
19. Захарова, А.В. Генезис самооценки: диссертация доктора психологических
наук/ Детская психология [Офиц. сайт]. URL:
http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18506.php(дата обращения:
17.02.2018).
20. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики
(психологопедагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 431с.
21. Иванова Н.В. Формирование универсальных учебных действий через
исследовательскую деятельность младших школьников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL:
http://festival.1september.ru/articles/590761/(дата обращения 13.12.15).
22. Иванова В.А., Левина, Т.В. Педагогика. // Электронный учебно¬методический комплекс [Офиц. сайт] URL:
http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/01_01.html (дата обращения: 3.03.2018).
23. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / В.А. Игнатова. - Тюмень: Изд. ТГУ, 2008. - 196 с.
24. Ильясов И.И. Структура процесса учения. / И.И. Ильясов. - М.: Изд-во Моск. университета, 1986. - С.199.
25. Исаев Е.И. Психологические особенности планирования действий у младших школьников // Детская психология [Офиц. сайт]. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18607.php/ (дата обращения 03.03.18).
26. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бугрменская, И.А. Володарский и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение,2010. - 152 с.
27. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны? / O.A. Карабанова. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
28. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования/ Г.С. Ковалёва. - М.: Просвещение, 2009. - С. 113.
29. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъективности / О.А. Конопкин, В.В. Рубцов. // Вестник практической психологии образования : научно-методический журнал. - 2012. - №4 (33) октябрь- декабрь 2012. - С. 97-101.
30. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии // А.В. Леонтович/ Народное образование. - 1999. - № 10.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
32. Мамоджанова А.К. Совместная деятельность всех участников
образовательного процесса как педагогическое условие формирования регулятивных универсальных учебных действий / А.К. Мамоджанова // Сборники конференций НИЦ / Социосфера. - 2013. - № 50. - С.8-11.
33. Матвеева Е.И., Панкова, О.Б., Патрикеева, И.Е. Критериальное оценивание в начальной школе. Пособие для учителя (из опыта работы) // Е.И. Матвеева, О.Б. Панкова, И.Е. Патрикеева // Серия «Новые образовательные стандарты». 3-е изд. - М.: Вита-пресс, 2012. - С.168.
34. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: Учебное пособие / О.Н. Молчанова. - М.: Флинта: Наука,2010.- 392 с.
35. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека: Монография / Г.С. Никифоров - Л.: Изд-во ЛГУ 1989, 1989. - 191 с.
36. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / Обухов А.С. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. - 224 с.
37. Обухов А.С. Проблема оценки качества образования. / Обухов А.С.// Исследовательская работа школьников. — 2008. № 2. — С.17-23.
38. Пахатинская Л.В. Формирование регулятивных УУД // Образовательный блог факультета дошкольного и начального общего образования ЗабКИПКРО[Офиц. сайт].иКЬ:ййр://Ъ1од.7аЪеби.ги/дагшошуа/1Ьгш1гоуаше- regulyativnih-uud-celep/.ru/ (Дата обращения: 04.11.2017).
39. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
40. Рассказова Ж.В. К вопросу о сущности исследовательской компетентности старшеклассников общеобразовательной школы /Ж.В Рассказова// Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С. 450 - 452.
41. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособие для учителя 1 кл. / Под ред. А.Б. Воронцова. // Серия «Новые образовательные стандарты». - 2-е изд. - М., Вита-Пресс, 2011. - 192 с.
42. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Рекина, Е.В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993. - 61с.
43. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 713 с.
44. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения
школьников / А.И. Савенков // Физика: проблемы
преподавания. - 2006 - № 3. - С.14-24.
45. Сараскина Л.Е. Управление гуманитарным целеполаганием студентов в процессе учебной деятельности / Л.Е. Сараскина // Вестник красноярского государственного аграрного университета. - 2013. - №6. - С.223. - 226.
46. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1998. - 175 с.
47. Тихомиров О.К. Понятия «цель» и «целеобразование» в психологии //
Электронная библиотека Московского городского психолого-
педагогического университета [Офиц. сайт].
URL:http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-066.htm/ (дата обращения: 02.11.2017).
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
49. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Фокин. - М.: Издательский дом «Академия», 2006. - 240 с.
50. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М., Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. - 224 с.
51. Цукерман Г.А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? / Г.А.Цукерман // Вопросы образования. - 2010. - №1 - С. 42-89.
52. Цукерман Г.А. Оценка без отметки / Г.А. Цукерман. - Рига: Эксперимент,
1999. - 132 с.
53. Цукерман Г.А. Формирование учебной деятельности в коллективно-
распределенной форме (на материале экспериментального обучения родному языку в начальной школе): автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - М.,1980..." [Офиц. сайт]. URL:
http://psychlib.ru/mgppu/disers/ZFuZGA-a-017.htm/ (дата обращения:
23.10.2017).
54. Шахова Т.М. Формирование познавательных и регулятивных
универсальных учебных действий средствами тематического и рефлексивного языкового портфеля / Т.М. Шахова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. -2013. - № 6 (53). - С. 193-198.
55. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б.Эльконин // Педагогический родник. - 2008. - №6. - C.6-8.
56. Яндыганова Л.Ю. Обобщение опыта работы по теме Формирование УУД
на уроках в начальной школе [Офиц. сайт].
URL:http://edu.mari.ru/teacher/_layouts/vizewlsts.aspx/ (дата обращения: 01.12.17).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ