ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности 7
1.1. Понятие о регулятивных универсальных учебных действиях..7
1.2. Особенности формирования регулятивных универсальных
учебных действий у младших школьников в исследовательской деятельности 13
1.3. Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности 29
Глава 2. Практическая работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности 35
2.1. Диагностика уровня сформированности регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников 35
2.2. Проектирование работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности 40
Заключение 50
Библиографический список 51
Приложения 59
Глава 1. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности 7
1.1. Понятие о регулятивных универсальных учебных действиях..7
1.2. Особенности формирования регулятивных универсальных
учебных действий у младших школьников в исследовательской деятельности 13
1.3. Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности 29
Глава 2. Практическая работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности 35
2.1. Диагностика уровня сформированности регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников 35
2.2. Проектирование работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности 40
Заключение 50
Библиографический список 51
Приложения 59
В условиях действия федеральных государственных образовательных стандартов основное внимание исследователей обращено к проблеме формирования универсальных учебных действий. Сущность универсальных учебных действий и пути их формирования раскрыты в концептуальных положениях, разработанных А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и другими авторами.
Универсальные учебные действия (УУД) - это такие действия учащегося в процессе обучения, которые распространяются на все учебные предметы. Универсальные учебные действия формируются в процессе конструктивного, позитивного взаимодействия между учителем и учеником. Знания ученика становятся личностно значимыми, информация пропускается через себя, что способствует развитию личности, мотивации к учению и большей эффективности процесса обучения.
За последние десятилетия в обществе произошли огромные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Для успешного существования в современном быстро меняющемся мире человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации и пути выхода из них. По замыслу авторов стандарта помощь в развитии этих качеств личности может оказать формирование регулятивных универсальных учебных действий.
К регулятивным универсальным учебным действиям относят целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию.
Формировать регулятивные универсальные учебные действия позволяет исследовательская деятельность младших школьников. Эта творческая деятельность, направлена на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Учебный предмет «Литературное чтение» предоставляет широкие возможности для формирования и развития всех групп универсальных учебных действий, включая регулятивные. Возникает противоречие между современными требованиями к организации учебно-познавательной деятельности учащихся и учебной деятельности в целом, и недостаточным владением учителями педагогическими технологиями, позволяющими в полной мере формировать регулятивные универсальные учебные действия в учебной деятельности. В связи с этим становится актуальной проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников. Одним из подходов к их формированию является организация исследовательской деятельности.
Актуальность исследования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке планов-конспектов уроков-исследований по предмету «Литературное чтение», направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий. Эти разработки могут быть использованы учителями начальных классов.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности будет эффективно если:
- будет разработана система заданий для уроков литературного чтения, направленная на формирование всех видов регулятвных УУД (целеполагания, планирования, прогнозирования и т.д.).
- будут проводится уроки-исследования, направленные на формирование регулятивных УУД.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий в исследовательской деятельности.
3. Выявить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
4. Разработать методику формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
- концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, В.Г. Бурменская, О.А. Карабанова, Г.А. Цукерман);
- исследования, раскрывающие особенности формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте (А. Б. Воронцов, В.П. Зинченко, О.К. Тихомиров и др.);
- концепция организации исследовательской деятельности учащихся (А.В Леонтович, А. С. Обухов, А. И. Савенков и др.)
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов, анализ продуктов деятельности.
База исследования: МБОУ СОШ с УИОП №5 г. Шебекино Белгородской области. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «б» класса в количестве 25 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Универсальные учебные действия (УУД) - это такие действия учащегося в процессе обучения, которые распространяются на все учебные предметы. Универсальные учебные действия формируются в процессе конструктивного, позитивного взаимодействия между учителем и учеником. Знания ученика становятся личностно значимыми, информация пропускается через себя, что способствует развитию личности, мотивации к учению и большей эффективности процесса обучения.
За последние десятилетия в обществе произошли огромные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Для успешного существования в современном быстро меняющемся мире человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации и пути выхода из них. По замыслу авторов стандарта помощь в развитии этих качеств личности может оказать формирование регулятивных универсальных учебных действий.
К регулятивным универсальным учебным действиям относят целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию.
Формировать регулятивные универсальные учебные действия позволяет исследовательская деятельность младших школьников. Эта творческая деятельность, направлена на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Учебный предмет «Литературное чтение» предоставляет широкие возможности для формирования и развития всех групп универсальных учебных действий, включая регулятивные. Возникает противоречие между современными требованиями к организации учебно-познавательной деятельности учащихся и учебной деятельности в целом, и недостаточным владением учителями педагогическими технологиями, позволяющими в полной мере формировать регулятивные универсальные учебные действия в учебной деятельности. В связи с этим становится актуальной проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников. Одним из подходов к их формированию является организация исследовательской деятельности.
Актуальность исследования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке планов-конспектов уроков-исследований по предмету «Литературное чтение», направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий. Эти разработки могут быть использованы учителями начальных классов.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности будет эффективно если:
- будет разработана система заданий для уроков литературного чтения, направленная на формирование всех видов регулятвных УУД (целеполагания, планирования, прогнозирования и т.д.).
- будут проводится уроки-исследования, направленные на формирование регулятивных УУД.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий в исследовательской деятельности.
3. Выявить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
4. Разработать методику формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
- концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, В.Г. Бурменская, О.А. Карабанова, Г.А. Цукерман);
- исследования, раскрывающие особенности формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте (А. Б. Воронцов, В.П. Зинченко, О.К. Тихомиров и др.);
- концепция организации исследовательской деятельности учащихся (А.В Леонтович, А. С. Обухов, А. И. Савенков и др.)
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов, анализ продуктов деятельности.
База исследования: МБОУ СОШ с УИОП №5 г. Шебекино Белгородской области. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «б» класса в количестве 25 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал несомненную актуальность выбранной нами темы исследования для современной школы.
В нашем исследовании выявлена сущность понятия «регулятивные универсальные действия» - способность справляться с жизненными задачами; контролировать свое время и управлять им, планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; способность решать задачи; способность принимать решения и вести переговоры. Выделен ряд компонентов, которые в своем единстве обеспечивают регуляцию учебной деятельности и деятельности человека в целом (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и волевая саморегуляция).
Регулятивные универсальные учебные действия формируются разными методами и приемами, формами, средствами, среди которых исследовательская деятельность признается одной из самых эффективных.
В ходе проектирования работы нами были апробированы педагогические условия использования исследовательской деятельности как средства формирования регулятивных универсальных действий младшего школьника. Были проведены уроки с элементами исследовательской деятельности.
В ходе нашего исследования была полностью подтверждена выдвинутая гипотеза, что система специально созданных педагогических условий позволяет эффективно формировать регулятивные УУД у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности.
В нашем исследовании выявлена сущность понятия «регулятивные универсальные действия» - способность справляться с жизненными задачами; контролировать свое время и управлять им, планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; способность решать задачи; способность принимать решения и вести переговоры. Выделен ряд компонентов, которые в своем единстве обеспечивают регуляцию учебной деятельности и деятельности человека в целом (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и волевая саморегуляция).
Регулятивные универсальные учебные действия формируются разными методами и приемами, формами, средствами, среди которых исследовательская деятельность признается одной из самых эффективных.
В ходе проектирования работы нами были апробированы педагогические условия использования исследовательской деятельности как средства формирования регулятивных универсальных действий младшего школьника. Были проведены уроки с элементами исследовательской деятельности.
В ходе нашего исследования была полностью подтверждена выдвинутая гипотеза, что система специально созданных педагогических условий позволяет эффективно формировать регулятивные УУД у младших школьников на уроках литературного чтения на основе исследовательской деятельности.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Условия включения проектной деятельности в учебный процесс с целью формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроке литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших
школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Формирование познавательных универсальных учебных действий в проектной деятельности младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ
МИГРАНТОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Работа над фразеологизмами в начальной школе при формировании
познавательных универсальных учебных действий
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



