ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА И ОСОБЕННОСТИ, СЛОЖИВШИЕСЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 6
§ 1 СИСТЕМА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИХ СООТНОШЕНИЕ 8
§ 1.1. Документы территориального планирования 9
§ 1.2. Документы градостроительного зонирования 14
§ 1.3. Документация по планировке территории. 17
§ 1.4. Нормативы градостроительного проектирования 21
§ 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-
ПЕТЕРБУРГА 23
ГЛАВА 2 28
ПОДГОТОВКА К СТРОИТЕЛЬСТВУ. ФЕДЕРАЛЬНОЕ И ПЕТЕРБУРГСКОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ 28
§ 1 ВЫПОЛНЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 29
§ 2 ПОЛУЧЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 34
§ 3 ПОДГОТОВКА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ .41
§ 4 ЭКСПЕРТИЗА (ГОСУДАРСТВЕННАЯ И НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ) ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И
ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ В САНКТ- ПЕТЕРБУРГЕ .46
ГЛАВА 3 51
СТРОИТЕЛЬСТВО И ЕГО ЗАВЕРШЕНИЕ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В САНКТ-
ПЕТЕРБУРГЕ 51
§ 1 ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 51
§ 2 РАЗРЕШЕНИЕ НА ВВОД ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ В САНКТ-
ПЕТЕРБУРГЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 64
Потребность в надежном, комфортном жилье, безопасных, удобных и красивых местах работы и проведения досуга была и остается одной из главных для человека вне зависимости от того, в какой стране, регионе, городе или поселке он живет.
Во всем цивилизованном мире созданию и совершенствованию законодательной базы, регулирующей градостроительную деятельность, земельные и имущественные отношения, уделяется одно из первостепенных значений.
В данной работе будет рассмотрен и проанализирован процесс создания -строительства - нового объекта недвижимости на примере градостроительного, земельного и гражданского законодательства. Вопросы капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства представляют собой большой и очень интересный раздел градостроительной деятельности, а их правовое регулирование - юридической науки и правоприменения в целом- однако, в рамках данного исследования они рассмотрены не будут по причине желания автора более точно сконцентрироваться и более полно проанализировать с точки зрения права и правоприменительной практики вопрос строительства нового объекта капитального строительства, включающий в себя оформление прав на земельный участок для целей строительства, проведение инженерных изысканий, подготовку и разработку проектной документации, получение разрешения на строительство и, по окончании строительных работ, - разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Целью написания работы является всестороннее исследование и анализ стадий строительства объекта капитального строительства коммерческого назначения, а особое внимание уделяется специфике, установленной законодательством Санкт- Петербурга.
Предмет работы представляет собой одну из самых актуальных тем современной действительности. Правовое регулирование процесса создания нового объекта недвижимости представляет собой сложный механизм и осуществляется нормативными правовыми актами различных отраслей права, которые зачастую не соответствуют друг другу, а в отношении некоторых моментов до сих пор наблюдается правовой вакуум. С момента принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) прошло уже более десяти лет, а какой-либо определенности в применении его положений нет до сих пор. Юристы и предприниматели, которые сталкиваются со сферой регулирования строительства, зачастую начинают «тонуть» в огромном количестве нормативных актов, которые еще имеют свойство противоречить друг другу либо складывающейся правоприменительной практике.
В связи с вышеизложенным, представляется, что заданная тема является одной из злободневных - как для юристов и бизнесменов, так и для обычных граждан, поскольку, даже с учетом активного строительства на окраинах города и единичной «точечной» застройки в центре, обе российские столицы - Москва и Санкт- Петербург - значительно отстают от мировых мегаполисов по количеству квадратных метров коммерческой недвижимости на душу населения. По разным данным в 2015 году в Санкт- Петербурге было введено от восьмисот тысяч до одного миллиона квадратных метров торговых площадей, что, казалось бы, является неплохим показателем, особенно учитывая кризис в экономике страны. Однако, статистика показывает обратное: обеспеченность качественными торговыми площадями в Санкт- Петербурге составляет порядка 300 квадратных метров на тысячу жителей, тот же показатель в Варшаве и Дубай составляет около 750 квадратных метров на тысячу жителей населения соответственно. Еще более худшая статистика с жилой недвижимостью - в Санкт- Петербурге строится около трех миллионов квадратных метров в год («новостройки»), что для мегаполисов развитых стран с их показателями в семь - десять миллионов квадратных метров строящейся недвижимости в год, является недопустимо- низким уровнем. Та же ситуация наблюдается и с офисной, и с, тем более, производственной недвижимостью.
Тем самым хочется показать, что сегодня всем гражданам России приходится все более и более отчетливо осознавать огромное социальное, экономическое и экологическое значение, которое имеет для них градостроительная деятельность, ведь каждый из нас хочет жить, учиться, работать, отдыхать в безопасных, красивых, экологичных и долговечных строениях.
При написании настоящей работы были исследованы труды многих российских ученых- правоведов, занимающихся изучением данной темы: Попова М. В., Скворцова О.Ю., Жарковой О.А., Ершова В.А., Тишукова Ю.В., Кичигина Н.В., Позднякова А.А., Некрестьянова Д.С. и др.
Законодательство о градостроительной деятельности меняется очень часто и во многих случаях - кардинально меняя закрепленные ранее положения, регулирующие конкретный аспект градостроительства, при чем уже неоднократно бывало, что изменения, внесенные в нормативно- правовой акт, регулирующий градостроительную деятельность, одним документом, вступают в силу не одновременно, а поэтапно, иногда с большими промежутками времени между друг другом. Чтобы не быть голословным, приведу пример: в 2015 году было принято десять Федеральных законов, вносящих изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Это свидетельствует о том, что федеральный законодатель не сидит сложа руки и стремится к улучшению, уточнению, к упрощению, в какой-то мере, действующего градостроительного законодательства. На мой взгляд, это правильно, ведь на дворе XXI век и жизнь очень быстро меняется, поэтому даже законодательные нормы, которые действовали всего пять лет назад, могут завтра быть уже неактуальны и будут нуждаться в редактировании, а то и в полной реформации. Однако, главное для законодателя, на каком бы то ни было уровне, - федеральном, уровне субъекта или местном - не забывать, что политика этих реформ в сфере градостроительной деятельности должна быть в первую очередь социально- ориентированной. Это представляется невероятно важным постольку, поскольку суть градостроительной деятельности напрямую затрагивает один из самых главных аспектов жизни человека - его жилище. А также все окружающие его места, «обстановку» его жизни - здания и сооружения, где он работает, учится, отдыхает, получает медицинские услуги и т.д. Все здания вышеуказанных назначений строятся лицами, которые должны четко соблюдать действующие нормы градостроительного законодательства. То есть, от того, на сколько политика реформирования законодательства, регулирующего градостроительную деятельность, направлена на улучшение жизни людей, на сколько она стремиться к созданию, прежде всего на бумаге, в нормативно- правовых актах, таких рамок и границ, при которых градостроительство будет осуществляться лишь с целью создания более комфортных, удобных и гармоничных условий жизни людей, на столько и пропорционально будут снижаться социальная напряженность в обществе, конфликты на бытовой почве и многое другое. Ведь от того, на сколько свободно и комфортно каждому из нас живется, дышится, работается, напрямую зависит и наше настроение, а когда данные условия реализованы в реальности на высоком уровне, то и многие другие аспекты в жизни не кажутся столь сложными или тяжелыми.
В работе был описан и проанализирован процесс строительства нового объекта капительного строительства - от получения градостроительного плана земельного участка до введения готового объекта капитального строительства в эксплуатацию на территории Санкт- Петербурга. Путем анализа было выяснено, что отличий в сфере правового регулирования строительства коммерческой недвижимости (в которую автор включает всю недвижимость, от реализации и/ или использования которой в последствии можно извлекать прибыль - это и строительство новых жилых комплексов, и зданий коммерческого назначения - торговых центров, складов, спортивных комплексов, медицинских учреждений и пр.) в Санкт- Петербурге не так много от того регулирования, которое было задано федеральным законодателем. Предпосылки для такого заключения, в первую очередь, вызваны положениями Устава Санкт- Петербурга, который отнес регулирование градостроительной деятельности подведомственной территории к совместному регулированию Российской Федерации и Санкт- Петербурга. Не в пример Москвы, где власти воспользовались возможностью, предоставленной ст. 71-73 Конституции Российской Федерации, и отнесли сферу градостроительства к своему исключительному ведению. Кроме этого, Санкт- Петербург - город с великой и многолетней историей, практически вся территория которого, за исключением окраин и спальных районов, застроена
Обращаясь непосредственно к специфике строительства нового объекта капительного строительства на территории Санкт- Петербурга, отмечу некоторые аспекты, которые представляют собой особенности Петербургского градостроительного регулирования, которые, порой, не связываются с регулированием федеральным и даже противоречит ему.
Так, например, петербургские застройщики много лет боролись с незаконным, но на практике обязательным требованием по получению согласования Главного архитектора города в отношении архитектурного решения фасада планируемого объекта. В 2010 году по представлению Прокуратуры Санкт- Петербурга данные полномочия Главного архитектора Санкт- Петербурга были признаны Правительством Санкт- Петербурга противоречащими Градостроительному кодексу РФ и исключены из его должностного регламента.
Но 13.07.2015 губернатором Санкт- Петербурга был подписан Закон Санкт-Петербурга № 477-93 «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» . Данным законом Правительство Санкт- Петербурга было наделено полномочиями по предоставлению решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства. В последующем был принят Закон Санкт-Петербурга от 11.11.2015 № 692-147 «О порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства» (далее — Закон Санкт- Петербурга № 692-147), который вступил в силу совсем недавно - 18 января 2016 года.
Особое внимание привлекает п. 6 ст. 3 закона № 692-147, согласно которому решение о согласовании архитектурно- градостроительного облика объекта предоставляется до утверждения в установленном порядке градостроительного плана земельного участка. Помимо этого, ст. 5 закона № 692-147 установлено, что решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта не предоставляется в случае, если заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка поступило в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга до вступления в силу данного закона.
Исходя из данных формулировок, получается, что отсутствие данного согласования в Санкт-Петербурге является основанием для отказа в выдаче ГПЗУ, что прямо противоречит п. 17 ст. 46 ГрК РФ, предусматривающей, что местные органы должны выдавать градостроительные планы по заявлению физических и юридических лиц без предоставления последними каких-либо дополнительных согласований. Помимо этого, остается неясным, как возможно предлагать на согласование архитектурное решение фасада, являющееся одним из разделов проектной документации, если подготовка проектной документации выполняется на основании градостроительного плана, который, в свою очередь, выдается только после разработки таких решений и их согласования в рамках Закона Санкт- Петербурга № 692-147.
Кроме того, в Санкт- Петербурге Административным регламентом Комитета по градостроительству и архитектуре установлено еще одно дополнительное условие выдачи градостроительного плана земельного участка с требованием о предоставлении технических условий подключения объектов капитального строительства к инженерным сетям, что прямо противоречит Градостроительному кодексу РФ, положениям Верховного Суда, закрепленным
68пО порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства [Электронный ресурс] : Закон Санкт-Петербурга от 2 декабря 2015 г. № 692¬147 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 2015. - № 36. - СПС «Консультант Плюс»;
в его Определении № 18- КГ14-96, Письму Минстроя РФ №17433-ЮР/09, и нарушает тем самым права заявителей.
Согласно п. 16 ст. 48 ГрК РФ не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом РФ. Поскольку архитектурные решения являются частью проектной документации и дополнительное согласование данных решений не предусмотрено ГрК РФ, представляется, что введенное петербургскими законодателями согласование архитектурного облика прямо противоречит ГрК РФ и подлежит скорейшему пересмотру и переработке. Также, считаю, что уполномоченному на выдачу ГПЗУ органу в Санкт- Петербурге следует ориентироваться на позицию Верховного Суда и Минстроя РФ, и исключить положение о необходимости предоставления технических условий подключения объектов капительного строительства к сетям инженерно- технического обеспечения из Административного регламента КГА, и тем самым привести его в соответствие с действующим Градостроительным кодексом РФ.
Еще одним предложением по реформированию действующего градостроительного законодательства по результатам проведенного исследования является необходимость закрепления на федеральном уровне перечня обязательных инженерных изысканий, перечня обязательных методик проведения инженерных изысканий, критериев оценки при проведении экспертизы результатов инженерных изысканий, а также установления сроков действия результатов инженерных изысканий.
Представляется, что до тех пор, пока не будут законодательно закреплены положения, регулирующие вышеизложенные пробелы в градостроительном законодательстве, содержание все новых и новых вводимых норм будет бесполезным по содержанию, пусть даже и красивым по форме.
Обращаясь непосредственно к специфике Санкт- Петербурга, нельзя не закрепить в заключении еще одно предложение, касающееся вопроса правового регулирования инженерных изысканий. Необычайно важной видится необходимость включения инженерно- гидрогеологических изысканий в список основных видов инженерных изысканий, закрепленный в Постановлении Правительства РФ от 19.01.2006 № 20, а также актуализация и переработка нормативных актов, регулирующих требования к производству гидрогеологических исследований при проведении изыскательских работ. Связано это со спецификой почв и наличием большого количества подземных вод на территории Санкт- Петербурга, почти весь город «стоит на болоте». Именно по этой причине для Петербурга очень важной становится необходимость проведения инженерно- гидрогеологических изысканий перед началом строительных работ.
Все вышеперечисленные предложения по изменению действующего законодательства в сфере производства инженерных изысканий могут способствовать, в первую очередь, уменьшению аварийных ситуаций при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, кроме этого - повышению эффективности существующей в настоящее время в Российской Федерации системы саморегулирования лицензирования и экспертизы результатов в области инженерных изысканий для строительства, поскольку действующее регулирование обладает большим количеством пробелов и противоречий, является неэффективным и, само собой, не способствующим улучшению качества производства соответствующих работ.
Но нельзя не отметить и положительный пример деятельности Петербургских властей в сфере градостроительства - создание РГИС - Региональной Геоинформационной Системы Санкт- Петербурга (http://rgis.spb.ru) , в которую включаются:
1) материалы градостроительного планирования и градостроительного зонирования, в том числе Генерального плана Санкт-Петербурга, правил землепользования и застройки, проектов планировки и проектов межевания;
2) сведения об объектах недвижимости, в том числе зданиях, сооружениях, линейных объектах, помещениях, расположенных на территории Санкт-Петербурга;
3) сведения об объектах землеустройства, земельных участках, в том числе обременениях земельного участка, ограничениях его использования;
4) сведения о водных объектах на территории Санкт-Петербурга;
5) сведения о зонах с особыми условиями использования, в том числе об охранных зонах (водоохранных зонах водных объектов, охранных зонах инженерных коммуникаций, охранных зонах памятников природы и т. д.);
6) сведения о территориях объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе вновь выявленных объектах культурного наследия;
7) сведения о зеленых насаждениях общего пользования;
8) сведения об административно-территориальном устройстве Санкт- Петербурга, а также избирательных округах, границах территорий судебных участков мировых судей Санкт-Петербурга;
9) объектно-адресная система Санкт-Петербурга;
и другие важные материалы.
Введение РГИС способствовало облегчению получения необходимой информации об объекте недвижимости (будь то здание, сооружение, помещение или линейный объект на территории Санкт- Петербурга), о возможных обременениях и ограничениях, возложенных на него.
Помимо этого, мне представляется очень важным продолжение развития органами власти Санкт- Петербурга конституционно- закрепленного положения о возможности субъектов самостоятельно регулировать градостроительное законодательство на своей территории, потому что Российская Федерация - огромная страна, и всех региональных и местных особенностей не учесть на федеральном уровне. То, что может быть применимо и хорошо для развития и улучшения жизни людей в мегаполисе, отнюдь неприменимо и даже вредно для применения на территории маленького села или даже небольшого города. Законодательное регулирование градостроительной деятельности должно в большей степени регулироваться на уровне субъекта федерации, поскольку для каждого из уголков нашей Родины применимы различные положения, и, как было указано выше, совсем не обязательно то, что будет хорошо для одного субъекта, будет также положительно для другого.
Основа градостроительного законодательства, главные тезисы и вектор ее развития должны быть заданы на федеральном уровне, а непосредственное регулирование, с учетом конкретных особенностей каждого региона, - на уровне субъектов Федерации. Важно, чтобы была прямая, непосредственная связь тех, кто живет на конкретной территории и тех, кто принимает законы, связанные с градостроительной деятельностью на ней. Ведь тогда жить нам всем станет лучше и легче - чище, экологичнее, безопаснее, и в целом - приятнее и комфортнее.
1.1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - ст. 4398. - (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). - СПС «Консультант Плюс»;
1.2. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147. - (ред. от 08.03.2015). - СПС «Консультант Плюс»;
1.3. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 16. - (ред. от 31.12.2014). - СПС «Консультант Плюс»;
1.4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1. - (ред. от 01.05.2016). - СПС «Консультант Плюс»;
1.5. О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 17. - (ред. от 08.03.2015). - СПС «Консультант Плюс»;
1.6. Об архитектурной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ // Собрание законодательства РФ . - 1995. - № 47. - Ст. 4473. - (ред. от 19.07.2011) - СПС «Консультант Плюс»;
1.7. Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2013 г. № 384-р // Собрание законодательства РФ . - 2013. - № 13. - Ст. 1585. - (ред. от 03.02.2016) - СПС «Консультант Плюс»;
1.8. Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации применительно к территориям Республики Крым и г. Севастополя в отношении областей федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного,
1.9. О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 8. - Ст. 744. - (ред. от 23.01.2016) - СПС «Консультант Плюс»;
1.10. О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 11. - Ст. 1336. - (ред. от 07.12.2015) - СПС «Консультант Плюс»;
1.11. Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 г. № 272 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 17. - Ст. 1960. - СПС «ГАРАНТ»;
1.12. Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 20 // Собрание законодательства РФ . - 2006. - № 4. - Ст. 392. - (ред. от 09.06.2014) - СПС «Консультант Плюс»;
1.13. Об утверждении перечня нвциональных стандартов сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 12. - Ст. 156. - (ред. от 01.03.2016) - СПС «Консультант Плюс»;
1.14. Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка [Электронный ресурс] : Приказ Минрегиона РФ от 10 мая 2011 г. № 207 // Российская газета. - 2011. - № 122. - СПС «Консультант Плюс»;
1.15. О неправомерных требованиях о предоставлении различных документов для целей выдачи градостроительных планов земельных участков [Электронный ресурс] : Письмо Минстроя РФ от 5 июня 2015 г. №17433- ЮР/09 // Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве. - 2015. - №4. - СПС «Консультант Плюс»;
1.16. Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства [Электронный ресурс] : Приказ Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. № 624 // Российская газета. - 2010. - №88. - СПС «Консультант Плюс»;
1.17. "СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" [Электронный ресурс] : Приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 29 октября 1996 г. № 18-77. - СПС «Консультант Плюс»; - Утратили силу 1 июня 2013 г.;
1.18. "СП 47.13330.2012. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96". - (утв. Приказом Госстроя России от 10.12.2012 N 83/ГС). - Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. - 2013. - № 4с. - СПС «Консультант Плюс»;
1.19. Об утверждении свода правил "СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. [Электронный ресурс] : Приказ Госстроя России от 10.12.2012 № 83/ГС // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. - 2013. - № 3. - (ред. от 05.05.2014) - СПС «Консультант Плюс»;
2. Акты высших органов судебной власти Российской Федерации
2.1. Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2013 № 78-АПГ13-17 «Об оставлении без изменения решения Санкт-Петербургского городского суда от 23.05.2013, которым удовлетворено заявление о признании
2.2. Определение Верховного Суда РФ от 07.08.2013 № 5-АПГ13-23 «Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 09.04.2013, которым удовлетворено заявление о признании незаконным пункта 2.14.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков" в городе Москве, утв. постановлением правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП» - СПС «Консультант Плюс»;
2.3. Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2007 № 78-Г07-32 «О частичной отмене решения Саратовского областного суда от 21.05.2007 и признании недействующей и не подлежащей применению части 1 ст. 29 Закона Саратовской области "О статусе депутата Саратовской областной Думы" от 03.03.2004 N 10-СЗО» - СПС «Консультант Плюс»;
2.4. Определение Верховного Суда от 10.09.2014 № 18-КГ14-96
3. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы субъектов РФ
3.1. Закон города Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы» // "Московская правда", 18 июля 1995 г.;
3.2. Устав Санкт- Петербурга, принят ЗС СПб 14.01.1998 г.// Вестник ЗС СПб 23.01.1998 г.;
3.3. О градостроительной деятельности в Санкт- Петербурге [Электронный ресурс] : Закон Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. № 508-100 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 2009. - № 31. - (ред. от 20.04.2016) - СПС «Консультант Плюс»;
3.4. О Генеральном плане Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] : Закон
Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 г. № 728-99 // Вестник
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 2006. - № 3. - (ред. от 13.07.2015) - СПС «Консультант Плюс»;
3.5. О правилах землепользования и застройки Санкт- Петербурга [Электронный ресурс] : Закон Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 г. № 29-10 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 2009. - № 2. - (ред. от 28.06.2010) - СПС «Консультант Плюс»;
3.6. О региональных нормативах градостроительного проектирования,
применяемых на территории Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] : Закон Санкт-Петербурга от 14 февраля 2014 г. № 23-9 // Вестник
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 2014. - № 7. - (ред. от 14.02.2014) - СПС «Консультант Плюс»;
3.7. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных
органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке документации по планировке территории [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 мая 2015 г. № 438 / / Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга
http://www.gov.spb.ru. - 2015. - (ред. от 24.08.2015) - СПС «Консультант Плюс»;
3.8. Об утверждении схемы территориального планирования Краснодарского края [Электронный ресурс] : Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 мая 2011 г. № 438 // Кубанские новости. - 2011. - № 107. - (ред. от 15.12.2014) - СПС «Консультант Плюс»;
3.9. О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] : Закон Санкт- Петербурга от 13 июля 2015 г. № 477-93 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 2015. - № 24. - СПС «Консультант Плюс»;
3.10. О порядке предоставления решения о согласовании архитектурно¬
градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства [Электронный ресурс] : Закон Санкт-Петербурга от 2 декабря 2015 г. № 692-147 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. -
2015. - № 36. - СПС «Консультант Плюс»;
3.11. Распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2006 № 515 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, составе и содержании документации
по планировке территории в Санкт-Петербурге"- СПС «Консультант Плюс»;
3.12. Об утверждении Административного регламента Комитета по градостроительству и архитектуре по предоставлению государственной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков [Электронный ресурс] : Распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 г. № 8-н / / Официальный сайт Администрации Санкт- Петербурга http:ZZwww.gov.spb.ru. - 2014. - (ред. от 10.12.2015) - СПС «Консультант Плюс»;
3.13. Об утверждении Административного регламента Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт- Петербурга по предоставлению государственной услуги «Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства (за исключением разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства), на проведение работ по созданию искусственного земельного участка» [Электронный ресурс] : Распоряжение Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт- Петербурга от 13 января 2015 г. № 1-р // Официальный сайт Администрации Санкт- Петербурга http://www.gov.spb.ru. - 2015. - (ред. От 23.06.2015) - СПС «Консультант Плюс»;
3.14. Об утверждении Административного регламента Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства и искусственно созданных земельных участков в эксплуатацию в случаях, установленных действующим законодательством [Электронный ресурс] : Распоряжение Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт- Петербурга от 13 января 20 1 5 г. № 2-р // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru. - 2015. - (ред. От 23.06.2015) - СПС «Консультант Плюс»;
4. Специальная литература
4.1. Книги
4.1.1 Бирюков Б.М. Правила землепользования и застройки территорий. - 2-е изд., перераб. И доп. -М. : Ось-89, 2008. - 368 с.
4.1.2 Крассов О.И. Земельное право: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. - 671 с.
4.1.3 Ерофеев, Б.В. Земельное право: (Учебник для высших юридических учебных заведений) -3-е изд., испр. И доп. -М. :МЦУПЛ, 1999. -560 с.
4.1.4 Приобретение публичных земель для строительства коммерческой недвижимости .М.В. Попов. -2-е изд., испр. и доп. -М. :Статут,2008. -268 с.
4.1.5 Основы правового регулирования градостроительной деятельности: Учеб. Пособие для строительных вузов/ В.И. Римшин, В.А. Греджев. - М.: Высш. Шк.., 2006. - 280 с.
4.1.6 Законодательство о капитальном строительстве. Сост. XVI,XVII раздела.
A. А. Позднякова и др. ; Отв. ред. В. Я. Исаев ; Спец. ред. И. М. Барсков. Выпуск 9. Часть 2 / -2-е изд., перераб. и доп. -М. :Юрид. Лит.,1983. -376 с.
4.1.7 Римшин В.И., Греджев В.А. Правовое регулирование городской деятельности и жилищное законодательство: Учебник / Под ред. проф.
B. И. Римшина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 461 с.
4.1.8 Инвестиционная политика и нормативно-методологическое обеспечение московского градостроительства /В. А. Епифанов, А. Ю. Коняев, А. В. Епифанова. -М. :КомКнига,2006. -160 с.
4.1.9 Правовое регулирование градостроительной деятельности/ В.П. Гринев. - М.: ГроссМедиа, 2006. - 448 с.
4.1.10Жаркова О.А. Правовое регулирование капительного строительства. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2013. - 111 с.
4.1.11 Юридический справочник застройщика / А.Е. Калинкин [и др.] ; под ред. Д. С. Некрестьянова. — СПб.: НП-Принт, 2016. - 288 с.
4.1.12Потребитель и рынок строительных услуг :Практическое пособие .Ю. В. Тишуков. -Попул. изд. -Ростов-на-Дону :Феникс,2007. -208 с.
4.1.13Болтанова Е.С. Основы правового регулирования застройки земель: Монография. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. - 268 с.
4.1.14Все о земельных отношениях :Кадастровый учет, право собственности, купля-продажа, аренда, налоги, ответственность /В. А. Ершов. -3-е изд., перераб. и доп. -М. :ГроссМедиа Ферлаг ;РОСБУХ,2010. -384 с.
4.1.15Предпринимательское право :Рекомендовано министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений .В. С. Анаохин. -учеб. Изд. -М. :Владос,2003. -392 с.
4.2 Журналы:
4.2.1 Недвижимость и инвестиции :Правовое регулирование : Ежеквартальный журнал.№ 4 (13). -СПб., 2002. -119 с.
4.2.2 Юрист :Научно-практическое и информационное издание. № 3. -М. :Юрист, 2003. -64 с.
4.2.3 Законодательство и экономика :Журнал для деловых людей. № 1. -М. : «Законодательство и экономика», 2002. -112 с.
4.2.4 Закон и недвижимость Санкт-Петербурга и Ленинградской области. № 3. -СПб.,2003. -56 с.
5. Диссертации и авторефераты диссертаций
5.1 Правовые особенности осуществления капительного строительства объектов нежилого фонда в Санкт-Петербурге :Выпускная квалификационная работа /Е. А. Кошелева ; Науч. Рук. О. А. Жаркова ; Рецензент Л. Г. Клюканова ; Санкт- Петербургский государственный университет. Юридический факультет. Кафедра правовой охраны окружающей среды. -СПб., 2011. -49 с.
6. Интернет- ресурсы:
6.1. Сайт региональной геоинформационной системы Санкт-Петербурга: http://rgis.spb.ru
6.2. Портал государственных и муниципальных услуг: https://gu.spb.ru/