СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН, СОСТОЯЩИХ В АНТИФЕМИНИСТСКИХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВАХ
|
Введение 6
Глава 1. Теоретический анализ особенностей социальной коммуникации в интернет-среде. Основные идеи и представления, транслируемые в антифеминистских интернет-сообществах 12
1.1. Интернет как особое пространство социального взаимодействия 12
1.2. Антифеминистские интернет-сообщества: характеристика основных идей и
представлений 23
Выводы по аналитическому обзору литературы 41
Глава 2. Методические походы к изучению социально-психологических
особенностей женщин, состоящих в антифеминистских интернет-сообществах 42
2.1. Этапы эмпирического исследования социально-психологических особенностей женщин, состоящих в антифеминистских интернет-сообществах 42
2.2. Программа исследования социально-психологических особенностей
женщин, состоящих в антифеминистских интернет-сообществах 43
2.3. Организация исследования. Описание выборки 45
2.4. Методы исследования 49
2.5. Методы статистической обработки результатов 60
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 61
3.1. Особенности жизненного пути, объединяющие участниц
антифеминистских интернет-сообществ 61
3.2. Социально-демографические характеристики женщин и степень их
включенности в антифеминистские интернет-сообщества 65
3.3. Особенности социально-психологической адаптации участниц
антифеминистских интернет-сообществ 70
3.4. Эмоциональное благополучие женщин с точки зрения субъективного
восприятия ими своей фемининности (женственности) 73
3.5. Особенности карьерной мотивации участниц антифеминистских интернет-
сообществ 75
3.6. Рекомендации практикующим психологам 79
Выводы 81
Заключение 84
Список использованных источников 86
Приложение А 97
Приложение Б 102
Приложение В 104
Приложение Г 105
Приложение Д 106
Приложение Ж 107
Приложение К 108
Приложение Л 109
Приложение М 110
Приложение Н 111
Приложение П 112
Приложение Р 113
Приложение С 114
Приложение Т 115
Приложение У 116
Приложение Ф 117
Приложение Х 118
Приложение Ц 119
Приложение Ш 122
Глава 1. Теоретический анализ особенностей социальной коммуникации в интернет-среде. Основные идеи и представления, транслируемые в антифеминистских интернет-сообществах 12
1.1. Интернет как особое пространство социального взаимодействия 12
1.2. Антифеминистские интернет-сообщества: характеристика основных идей и
представлений 23
Выводы по аналитическому обзору литературы 41
Глава 2. Методические походы к изучению социально-психологических
особенностей женщин, состоящих в антифеминистских интернет-сообществах 42
2.1. Этапы эмпирического исследования социально-психологических особенностей женщин, состоящих в антифеминистских интернет-сообществах 42
2.2. Программа исследования социально-психологических особенностей
женщин, состоящих в антифеминистских интернет-сообществах 43
2.3. Организация исследования. Описание выборки 45
2.4. Методы исследования 49
2.5. Методы статистической обработки результатов 60
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 61
3.1. Особенности жизненного пути, объединяющие участниц
антифеминистских интернет-сообществ 61
3.2. Социально-демографические характеристики женщин и степень их
включенности в антифеминистские интернет-сообщества 65
3.3. Особенности социально-психологической адаптации участниц
антифеминистских интернет-сообществ 70
3.4. Эмоциональное благополучие женщин с точки зрения субъективного
восприятия ими своей фемининности (женственности) 73
3.5. Особенности карьерной мотивации участниц антифеминистских интернет-
сообществ 75
3.6. Рекомендации практикующим психологам 79
Выводы 81
Заключение 84
Список использованных источников 86
Приложение А 97
Приложение Б 102
Приложение В 104
Приложение Г 105
Приложение Д 106
Приложение Ж 107
Приложение К 108
Приложение Л 109
Приложение М 110
Приложение Н 111
Приложение П 112
Приложение Р 113
Приложение С 114
Приложение Т 115
Приложение У 116
Приложение Ф 117
Приложение Х 118
Приложение Ц 119
Приложение Ш 122
В непрерывно меняющемся мире, в котором совершаются постоянные трансформации культурно-исторических, экономических, политических аспектов жизни, пересмотр гендерных ролей является неизбежным следствием про-исходящих в обществе процессов.
Иногда это может стать даже вопросом выживания целого народа: трудно переоценить роль физически и морально сильных женщин-защитниц Родины и тружениц тыла в истории Первой Мировой войны и Второй Мировой войны; образ женщины-воительницы и женщины-труженицы активно использовался в советской военной пропаганде - в частности, на военных плакатах и в лозунгах («Родина-мать зовет», «Заменим!», «Отстроим на славу!» и т.п.) [7].
Еще раньше в зарубежной истории в силу многих причин произошел пересмотр традиционных ролей женщины, что привело к возникновению феномена феминизма в самых разнообразных его проявлениях (движение суфражисток в Великобритании, женское освободительное движение в США и т.д.). [75]. Последователи американского феминизма утверждали, что стремление женщины следовать насаждаемым социумом ролям, соответствующим «истинному» женскому предназначению хозяйки, жены и матери, делает ее зависимой, склонной к инфантилизму и нереализованной в своих возможностях. Женщина подавляет свои социальные возможности, отказываясь от участия в профессиональной и политической сферах жизни [48, 59].
Феминизм оставил свой след и в российской культуре - стремление многих женщин не уступать мужчинам на карьерном поприще, быть финансово независимыми, в определенной мере связано именно с ним.
Однако, в последнее время набирает обороты популярность женских со-обществ, широко представленных в Интернет-пространстве, которые пропагандируют ценности, кардинально противоположные феминистским воззрениям. В нашей работе мы используем термины «антифеминистские интернет- сообщества» и «антифеминистская идеология», подразумевая информационную среду, в которой транслируются ценности, противоречащие феминистским идеям.
В частности, в одном из самых крупных и самых коммерциализованных антифеминистских интернет-сообществ представлено движение «Предназначение быть Женщиной», в идеологии которого основной акцент направлен на развитие женственности через постижение и осознание значимости традиционных гендерных ролей. На основе материалов, полученных в этом сообществе, и построено наше исследование.
Проблема и актуальность исследования
На сегодняшний день все больше женщин проникаются идеями, противоречащими взглядам не так давно господствовавшего в обществе феминизма. Эти идеи призывают женщин вернуться к традиционным ценностям - например, признать главенство мужчин, уделять больше внимания рождению и воспитанию детей, вместо работы заниматься домашним хозяйством, носить платья и длинные волосы и т.д.
При этом в ряде интернет-сообществ практикуются платные услуги по «возрождению женственности» - продается специальная литература, проводятся многочисленные семинары, тренинги. Отсюда возникает вопрос - что представляет из себя женщина, которая активно поддерживает антифеминистские идеи и является главным потребителем этих услуг? В нашем исследовании мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Научная новизна исследования заключается в том, что это первая психологическая работа, стремящаяся обобщить психологические детерминанты включения женщин в интернет-сообщества, в которых отвергается идеология феминизма и предпринимаются попытки «возродить»/усилить ценность традиционных гендерных ролей. На основе биографических данных разработана классификация событий жизненного пути женщин, прошедших путь от феминистского уклада жизни к традиционному.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования социальными и психологическими службами в работе с женщинами, которые имеют низкую удовлетворенность жизнью, в семейном консультировании, а так же специалистами, занимающимися карьерным консультированием.
Теоретическая значимость: в настоящий момент существует ряд популярных источников, в которых тем или иным образом упоминаются антифеминистские идеи, однако отсутствуют строгие научные исследования по этой теме. Наша работа - это научное исследование, изучающее антифеминистские интернет-движения.
Цель исследования: изучить социально-психологические особенности женщин, состоящих в антифеминистских интернет-сообществах.
Объект исследования: женщины, которые являются участницами антифеминистских интернет-сообществ.
Предмет исследования: социально-психологические особенности женщин, которые являются участницами антифеминистского интернет-сообщества «Предназначение быть Женщиной».
Основная гипотеза исследования: приверженность женщин к антифеминистским идеям связана с такими социально-психологическими особенностями, как социальная адаптация, позитивный взгляд на жизнь, особенности жизненного пути и профессиональная мотивация.
Частные гипотезы:
1) Существует ряд особенностей жизненного пути, который объединяет женщин, вступивших в антифеминистские интернет-сообщества и разделяющих антифеминистскую идеологию.
2) В жизни женщин, заинтересовавшихся антифеминистскими представлениям и идеями, имел место внутриличностный конфликт, выражающийся в резком несоответствии прошлых ценностей и представлений тем ценностям, которые женщины впоследствии приняли, вступив в сообщество «Предназначение быть Женщиной».
3) Степень включенности в антифеминистское сообщество связана с социально-демографическими характеристиками личности: возрастом, уровнем образования, местом проживания и др.
4) Уровень социально-психологической адаптации ниже у тех участниц антифеминистского интернет-сообщества, которые вступили в него относительно недавно, чем у женщин с более длительным участием в нем.
5) Чем более женственной (фемининной) считает себя женщина, тем выше уровень ее оптимизма и эмоционального комфорта, тем более выражена ее способность к принятию себя и других людей.
6) Чем более женщины включены в антифеминистское интернет- сообщество, тем ниже их карьерная мотивация.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ особенностей социальной коммуникации в интернет-среде (в частности - в социальных сетях).
2) Обозначить основные идеи и представления, транслируемые в анти-феминистских интернет-сообществах.
3) Выявить социально-психологические особенности женщин, вступивших в антифеминистские интернет-сообщества.
4) Выявить особенности жизненного пути, которые объединяют женщин, включенных в антифеминистские интернет-сообщества.
5) Определить у женщин-участниц опроса уровень их включенности в антифеминистские интернет-сообщества.
6) Изучить уровень и структуру профессиональной мотивации участниц антифеминистских интернет-сообществ.
7) Определить уровень оптимизма у женщин, включенных в антифеминистские интернет-сообщества.
8) Провести статистический анализ полученных эмпирических данных.
9) Разработать практические рекомендации для психологических служб, консультирующих женщин с невысокой удовлетворенностью жизнью, а также для специалистов, занимающихся карьерным консультированием женщин.
Методы и методики исследования:
1) Для определения степени включенности женщин в антифеминистские интернет-сообщества использовался метод анкетирования.
2) Для определения уровня социальной адаптации испытуемых использована методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда («СПА») для взрослых в адаптации А.К. Осницкого.
3) Для измерения уровня оптимизма у испытуемых применена шкала «РОП» Н.Е. Водопьяновой.
4) Для определения у испытуемых их карьерных ориентаций использована методика «Якоря карьеры» Э. Шейна.
5) Для анализа особенностей жизненного пути женщин, состоящих в антифеминистских интернет-сообществах, использован метод контент-анализа реальных жизненных историй, опубликованных на официальном сайте интернет-сообщества «Предназначение быть Женщиной».
Методы статистической обработки результатов.
Обработка полученных в ходе эмпирического исследования данных про-водилась в статистическом пакете IBM SPSS Statistics 23, с использованием следующих методов:
— U-критерий Манна-Уитни;
— однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA);
— корреляционный анализ с применением коэффициента Спирмена;
— анализ нормальности распределения с применением одновыборочно-го критерия Колмогорова-Смирнова.
Иногда это может стать даже вопросом выживания целого народа: трудно переоценить роль физически и морально сильных женщин-защитниц Родины и тружениц тыла в истории Первой Мировой войны и Второй Мировой войны; образ женщины-воительницы и женщины-труженицы активно использовался в советской военной пропаганде - в частности, на военных плакатах и в лозунгах («Родина-мать зовет», «Заменим!», «Отстроим на славу!» и т.п.) [7].
Еще раньше в зарубежной истории в силу многих причин произошел пересмотр традиционных ролей женщины, что привело к возникновению феномена феминизма в самых разнообразных его проявлениях (движение суфражисток в Великобритании, женское освободительное движение в США и т.д.). [75]. Последователи американского феминизма утверждали, что стремление женщины следовать насаждаемым социумом ролям, соответствующим «истинному» женскому предназначению хозяйки, жены и матери, делает ее зависимой, склонной к инфантилизму и нереализованной в своих возможностях. Женщина подавляет свои социальные возможности, отказываясь от участия в профессиональной и политической сферах жизни [48, 59].
Феминизм оставил свой след и в российской культуре - стремление многих женщин не уступать мужчинам на карьерном поприще, быть финансово независимыми, в определенной мере связано именно с ним.
Однако, в последнее время набирает обороты популярность женских со-обществ, широко представленных в Интернет-пространстве, которые пропагандируют ценности, кардинально противоположные феминистским воззрениям. В нашей работе мы используем термины «антифеминистские интернет- сообщества» и «антифеминистская идеология», подразумевая информационную среду, в которой транслируются ценности, противоречащие феминистским идеям.
В частности, в одном из самых крупных и самых коммерциализованных антифеминистских интернет-сообществ представлено движение «Предназначение быть Женщиной», в идеологии которого основной акцент направлен на развитие женственности через постижение и осознание значимости традиционных гендерных ролей. На основе материалов, полученных в этом сообществе, и построено наше исследование.
Проблема и актуальность исследования
На сегодняшний день все больше женщин проникаются идеями, противоречащими взглядам не так давно господствовавшего в обществе феминизма. Эти идеи призывают женщин вернуться к традиционным ценностям - например, признать главенство мужчин, уделять больше внимания рождению и воспитанию детей, вместо работы заниматься домашним хозяйством, носить платья и длинные волосы и т.д.
При этом в ряде интернет-сообществ практикуются платные услуги по «возрождению женственности» - продается специальная литература, проводятся многочисленные семинары, тренинги. Отсюда возникает вопрос - что представляет из себя женщина, которая активно поддерживает антифеминистские идеи и является главным потребителем этих услуг? В нашем исследовании мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Научная новизна исследования заключается в том, что это первая психологическая работа, стремящаяся обобщить психологические детерминанты включения женщин в интернет-сообщества, в которых отвергается идеология феминизма и предпринимаются попытки «возродить»/усилить ценность традиционных гендерных ролей. На основе биографических данных разработана классификация событий жизненного пути женщин, прошедших путь от феминистского уклада жизни к традиционному.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования социальными и психологическими службами в работе с женщинами, которые имеют низкую удовлетворенность жизнью, в семейном консультировании, а так же специалистами, занимающимися карьерным консультированием.
Теоретическая значимость: в настоящий момент существует ряд популярных источников, в которых тем или иным образом упоминаются антифеминистские идеи, однако отсутствуют строгие научные исследования по этой теме. Наша работа - это научное исследование, изучающее антифеминистские интернет-движения.
Цель исследования: изучить социально-психологические особенности женщин, состоящих в антифеминистских интернет-сообществах.
Объект исследования: женщины, которые являются участницами антифеминистских интернет-сообществ.
Предмет исследования: социально-психологические особенности женщин, которые являются участницами антифеминистского интернет-сообщества «Предназначение быть Женщиной».
Основная гипотеза исследования: приверженность женщин к антифеминистским идеям связана с такими социально-психологическими особенностями, как социальная адаптация, позитивный взгляд на жизнь, особенности жизненного пути и профессиональная мотивация.
Частные гипотезы:
1) Существует ряд особенностей жизненного пути, который объединяет женщин, вступивших в антифеминистские интернет-сообщества и разделяющих антифеминистскую идеологию.
2) В жизни женщин, заинтересовавшихся антифеминистскими представлениям и идеями, имел место внутриличностный конфликт, выражающийся в резком несоответствии прошлых ценностей и представлений тем ценностям, которые женщины впоследствии приняли, вступив в сообщество «Предназначение быть Женщиной».
3) Степень включенности в антифеминистское сообщество связана с социально-демографическими характеристиками личности: возрастом, уровнем образования, местом проживания и др.
4) Уровень социально-психологической адаптации ниже у тех участниц антифеминистского интернет-сообщества, которые вступили в него относительно недавно, чем у женщин с более длительным участием в нем.
5) Чем более женственной (фемининной) считает себя женщина, тем выше уровень ее оптимизма и эмоционального комфорта, тем более выражена ее способность к принятию себя и других людей.
6) Чем более женщины включены в антифеминистское интернет- сообщество, тем ниже их карьерная мотивация.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ особенностей социальной коммуникации в интернет-среде (в частности - в социальных сетях).
2) Обозначить основные идеи и представления, транслируемые в анти-феминистских интернет-сообществах.
3) Выявить социально-психологические особенности женщин, вступивших в антифеминистские интернет-сообщества.
4) Выявить особенности жизненного пути, которые объединяют женщин, включенных в антифеминистские интернет-сообщества.
5) Определить у женщин-участниц опроса уровень их включенности в антифеминистские интернет-сообщества.
6) Изучить уровень и структуру профессиональной мотивации участниц антифеминистских интернет-сообществ.
7) Определить уровень оптимизма у женщин, включенных в антифеминистские интернет-сообщества.
8) Провести статистический анализ полученных эмпирических данных.
9) Разработать практические рекомендации для психологических служб, консультирующих женщин с невысокой удовлетворенностью жизнью, а также для специалистов, занимающихся карьерным консультированием женщин.
Методы и методики исследования:
1) Для определения степени включенности женщин в антифеминистские интернет-сообщества использовался метод анкетирования.
2) Для определения уровня социальной адаптации испытуемых использована методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда («СПА») для взрослых в адаптации А.К. Осницкого.
3) Для измерения уровня оптимизма у испытуемых применена шкала «РОП» Н.Е. Водопьяновой.
4) Для определения у испытуемых их карьерных ориентаций использована методика «Якоря карьеры» Э. Шейна.
5) Для анализа особенностей жизненного пути женщин, состоящих в антифеминистских интернет-сообществах, использован метод контент-анализа реальных жизненных историй, опубликованных на официальном сайте интернет-сообщества «Предназначение быть Женщиной».
Методы статистической обработки результатов.
Обработка полученных в ходе эмпирического исследования данных про-водилась в статистическом пакете IBM SPSS Statistics 23, с использованием следующих методов:
— U-критерий Манна-Уитни;
— однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA);
— корреляционный анализ с применением коэффициента Спирмена;
— анализ нормальности распределения с применением одновыборочно-го критерия Колмогорова-Смирнова.
В нашем исследовании были выявлены и проанализированы основные идеологические положения антифеминистских интернет-сообществ. Научная литература по данной проблематике на сегодняшний день практически отсутствует, что указывает на наличие обширных возможностей для проведения множества новых научных исследований
Были выделены основные особенности жизненного пути, которые объединяли женщин до того, как они вступили в антифеминистское интернет- сообщество (проблемы с противоположным полом, приверженность феминистским идеям, подверженность влиянию родительских установок, маскулинные черты в характере и поведении, наличие проблем в родительской семье).
Обнаружена статистически значимая связь между отдельными характеристиками включенности женщины в антифеминистское интернет-сообщество и такими ее особенностями, как социально-психологическая адаптация и профессиональная мотивация. Кроме того, нами были выявлены различия в семейном положении между наиболее активными и наименее активными участницами изучаемого сообщества (среди наиболее активных участниц гораздо больше замужних женщин). Также была обнаружена значимая связь субъективного уровня женственности (фемининности) женщины и различных показателей ее эмоционального благополучия.
Практическая значимость нашего исследования, заключается в том, что его результаты могут быть интересны психологам, работающим с женщинами, не удовлетворенными своей жизнью, а также консультантам, занимающимся вопросами построения карьеры. Для этих специалистов мы разработали от-дельные рекомендации.
В заключении, нам хотелось бы отметить, что деятельность антифеминистских интернет-сообществ очень разнообразна, ее изучение требует комплексного подхода. Изученный нами аспект - один из множества потенциальных вариантов направления научных исследований в этой сфере. В дальнейшем нам хотелось бы провести исследование отношения мужчин к антифеминистским идеям и ценностям, эффективности семейных отношений, в которых супруги придерживаются антифеминистских взглядов, изучить механизмы функционирования и особенности психологического воздействия на целевую ауди-торию в антифеминистских интернет-сообществах.
Были выделены основные особенности жизненного пути, которые объединяли женщин до того, как они вступили в антифеминистское интернет- сообщество (проблемы с противоположным полом, приверженность феминистским идеям, подверженность влиянию родительских установок, маскулинные черты в характере и поведении, наличие проблем в родительской семье).
Обнаружена статистически значимая связь между отдельными характеристиками включенности женщины в антифеминистское интернет-сообщество и такими ее особенностями, как социально-психологическая адаптация и профессиональная мотивация. Кроме того, нами были выявлены различия в семейном положении между наиболее активными и наименее активными участницами изучаемого сообщества (среди наиболее активных участниц гораздо больше замужних женщин). Также была обнаружена значимая связь субъективного уровня женственности (фемининности) женщины и различных показателей ее эмоционального благополучия.
Практическая значимость нашего исследования, заключается в том, что его результаты могут быть интересны психологам, работающим с женщинами, не удовлетворенными своей жизнью, а также консультантам, занимающимся вопросами построения карьеры. Для этих специалистов мы разработали от-дельные рекомендации.
В заключении, нам хотелось бы отметить, что деятельность антифеминистских интернет-сообществ очень разнообразна, ее изучение требует комплексного подхода. Изученный нами аспект - один из множества потенциальных вариантов направления научных исследований в этой сфере. В дальнейшем нам хотелось бы провести исследование отношения мужчин к антифеминистским идеям и ценностям, эффективности семейных отношений, в которых супруги придерживаются антифеминистских взглядов, изучить механизмы функционирования и особенности психологического воздействия на целевую ауди-торию в антифеминистских интернет-сообществах.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН, СОСТОЯЩИХ В АНТИФЕМИНИСТСКИХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВАХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2016



