Кризисные коммуникации нефтегазовых компаний
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения кризисных коммуникаций 10
1.1. Кризисные коммуникации: понятие, научные подходы к изучению 10
1.2. Типология кризисных коммуникаций 22
1.3. Этапы кризисных ситуаций, стратегии кризисного реагирования 31
Глава 2. Нефтегазовая отрасль как субъект коммуникации 40
2.1. Структура бизнеса современных нефтегазовых компаний 40
2.2. Основные группы общественности и каналы коммуникаций нефтегазовых
компаний 54
Глава 3. Особенности кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний 68
3.1. Состояние нефтегазовой отрасли: предпосылки к кризисным ситуациям,
типовые кризисы 68
3.2. Кризисные коммуникации ПАО «НК «Роснефть» в условиях чрезвычайной
ситуации 83
3.3. Кризисные коммуникации ПАО АНК «Башнефть» в условиях «большой»
приватизации 2016 года 96
Заключение 120
Список литературы 123
Приложения
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения кризисных коммуникаций 10
1.1. Кризисные коммуникации: понятие, научные подходы к изучению 10
1.2. Типология кризисных коммуникаций 22
1.3. Этапы кризисных ситуаций, стратегии кризисного реагирования 31
Глава 2. Нефтегазовая отрасль как субъект коммуникации 40
2.1. Структура бизнеса современных нефтегазовых компаний 40
2.2. Основные группы общественности и каналы коммуникаций нефтегазовых
компаний 54
Глава 3. Особенности кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний 68
3.1. Состояние нефтегазовой отрасли: предпосылки к кризисным ситуациям,
типовые кризисы 68
3.2. Кризисные коммуникации ПАО «НК «Роснефть» в условиях чрезвычайной
ситуации 83
3.3. Кризисные коммуникации ПАО АНК «Башнефть» в условиях «большой»
приватизации 2016 года 96
Заключение 120
Список литературы 123
Приложения
Актуальность исследования. В силу сложности условий, динамики развития топливно-энергетического комплекса коммуникаторам в нефтегазовой отрасли практически всегда приходится работать в кризисных ситуациях, причем кризисы и риски постоянно трансформируются. Сегодня компании сталкиваются с огромным количеством разнообразных вызовов (социальных, экономических, политических, природных) в информационном поле. Так, изучение кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний вызывает особый научный интерес в связи с рядом причин.
Во-первых, на территории России сосредоточены исключительные запасы сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, страна отличается крупными нефтегазовыми месторождениями, также Россия является крупнейшей страной по мировой добыче нефти и газа (13,9%)1.
Во-вторых, изучение кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний интересно в связи с событиями, происходящими в настоящий момент, в отрасли: экономический кризис, введение секторальных санкций против России со стороны США и Европейского союза, падение цены на нефть в два раза за последние два года на мировом рынке, перспективы увеличения доли альтернативных источников энергии, шельфовая добыча нефти в условиях Арктики, соглашение России с Организацией стран - экспортёров нефти (ОПЕК) о сокращении добычи нефти в 2017 году. Все эти события напрямую влияют на возникновение новых типов кризисов нефтегазовых компаний;
В-третьих, нефтегазовые компании обеспечивают современное развитие общества, деятельность нефтегазовых компаний оказывает существенное воздействие на устойчивость развития сообществ в регионах присутствия.
ситуации. Однако в современных условиях чрезвычайные ситуации являются далеко не единственными кризисными ситуациями, с которыми сталкиваются нефтегазовые компании. В данных условиях специалисты по антикризисным коммуникациям, специалисты по связям с общественностью, специалисты пресс-служб нефтегазовых компаний в своей деятельности опираются на устаревший опыт изучения базовых подходов к кризисным коммуникациям без учета специфики сложной структуры нефтегазового бизнеса и новых кризисных вызовов.
Таким образом, с одной стороны, в мире наблюдается тенденция к возрастанию значения нефтегазовых компаний, как инструмента создания материальных и нематериальных активов, а также как способа решения социальных проблем. С другой стороны, нефтегазовая отрасль уже по роду своей деятельности относится к отрасли высокой степени кризисогенности. В условиях мирового экономического и политического давления на Россию, возрастает потребность в предотвращении кризисных ситуаций, что возможно с помощью системы кризисных коммуникаций.
Степень изученности темы в научной литературе. Теоретическая основы изучения кризисных коммуникаций отображены в работах зарубежных ученых: У Бенуа, С. Блэка, Дж. Брокнера, Е. Джеймса, Т Кумбса, Дж. Ларкина, О. Лербингера, М. Реджестера, Р Улмера, Т Селлнау, М. Сиджера, К. Ферн-Бэнкс, С. Финка, С. Хермана, Дж. Холладея.
В отечественной литературе проблемами кризисных коммуникаций стали заниматься относительно недавно. Изучением теоретических подходов к определению категории кризисных коммуникаций занимались следующие учёные: И.В. Алёшина, Е.В. Быкова, Е.В. Валюлина, Д.П. Гавра, О.Ю. Голуб, Е.А. Грызунова, Ф.Н. Гуров, А. Дышкант, Э.М. Коротков, О.В. Куликова, А.А. Меньшиков, Е.А. Самарцева, В.Д. Соловей, А.Н. Чумиков.
PR в энергетической промышленности изучаются следующими отечественными практиками: Е.Г. Вишняковой, В. Громовым, Е.Ф. Есиповой, Е.А. Антикризисные коммуникации в нефтегазовой отрасли изучаются зарубежными исследователями: М. Мареш, М. Мэри, К. Мэридж, Д. Уильямс, Д. Вольф.
Объектом исследования выступают кризисные коммуникации нефтегазовых компаний, предмет - коммуникационные стратегии и практики реагирования нефтегазовых компаний в условиях кризиса.
Цель работы: выявление особенностей коммуникационной деятельности нефтегазовых компаний в условиях кризисной ситуации.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические направления кризисных коммуникаций: понятия, этапы кризисов, стратегии кризисного реагирования;
2) выявить особенности нефтегазовых компаний, как бизнес-
структуры;
3) проанализировать нефтегазовую отрасль как субъект коммуникации: выявить заинтересованные стороны и каналы коммуникаций;
4) описать состояние нефтегазовой отрасли и выявить типичные кризисы нефтегазовых компаний;
5) разработать методику анализа кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний, провести анализ кризисных кейсов нефтегазовых компаний;
6) выявить специфику кризисного реагирования нефтегазовых
компаний в условиях кризиса.
В качестве гипотез выдвигаются следующие предположения:
1) кризисные коммуникации нефтегазовых компаний имеют сложный характер в силу отраслевых характеристик бизнес-субъекта; 2) чем крупнее нефтегазовая компания, тем с большим количеством кризисов она сталкивается, причем крупные кризисы имеют тенденцию к медиатизации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы и научно-мировоззренческие подходы социальных наук. Для рассмотрения проблемы и анализа объекта применялись следующие общенаучные принципы: принцип системности, обеспечивающий связь объекта исследования с его элементами; принцип комплексности - для рассмотрения кризисных коммуникаций в комплексе теорий из различных областей знаний. В работе также применялись: системный и коммуникационный подходы к изучению кризисных коммуникаций.
Основой теоретического изучения кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний являются теории среднего уровня. Антикризисное управление у А. Н. Чумикова представляет собой управление коммуникациями организации, а также использование кризисных стратегий в соответствии с жизненным циклом кризисной ситуации.
Ситуационная теория кризисных коммуникаций Т. Кумбса связывает тип кризисной ситуации с коммуникационными стратегиями кризисного реагирования на основании восприятия событий или явлений стейкхолдерами; стратегии антикризисного реагирования зависят от типа кризисной ситуации.
Теория восстановления имиджа, предложенная У. Бенуа, сводится к возможностям кризисных коммуникаций. Разработанные автором стратегии выражены защитными функциями коммуникаций, которые способствуют восстановлению репутации организации вследствие возникновения кризиса.
Теория извлечения уроков из кризиса Р. Улмера, И. Селлнау, М. Сиджера рассматривает кризисы как благоприятные возможности для улучшения процесса работы организации.
Методологическая база работы. Для решения задач магистерской диссертации используются две группы научных методов: 1) теоретические (анализ, синтез, классификация, сравнение, сопоставление); 2) эмпирические (неформализованный анализ документов, анализ статистических данных, информационный аудит, case-study).
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили следующие группы источников: 1) официальные документы в области развития ТЭК, в том числе аналитико-статистические материалы авторитетного Международного энергетического агентства (IEA), Управления энергетической информации США, материалы Министерства энергетики РФ. 2) Вторичные данные из разных источников СМИ: отраслевые (Neftegaz.ru, Агентство нефтегазовой информации, Pronedra.ru), деловые (Коммерсантъ, Известия, Ведомости), Интернет-ресурсы (Rbc.ru, Gazeta.ru, Lenta.ru), отобранные в соответствии с временным периодом проявления кризисной ситуации и рейтингом информационно-аналитической системы «Медиалогия». 3) Внутренние документы российских нефтегазовых компаний ПАО АНК «Башнефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Роснефть», НК «Сахалин Энерджи Лнк.», ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина (пресс-релизы, заявления для СМИ, информация из официальных сайтов и аккаунтов в социальных сетях Facebook, Twitter, Вконтакте, Instagram).
Период проведения исследования: для кейса «Пожар на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе» - с января 2014 года по январь 2016 года; для кейса «ПАО АНК «Башнефть» в условиях «большой» приватизации» - с января 2000 года по январь 2017 года.
Научная новизна работы заключается в уточнении коммуникативной интерпретации таких терминов, как «кризис» и «кризисные коммуникации»; в разработке теоретического подхода к анализу коммуникаций нефтегазовых компаний в условиях кризисных ситуаций.
А также новизна работы заключается в выявлении типичных кризисов, с которыми встречаются современные нефтегазовые компании, в разработке методики стратегического анализа кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
1) впервые проанализирована практика кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний в условиях нечрезвычайной ситуации;
2) представлена актуальная отраслевая информация по кризисным коммуникациям: выявлены актуальные тренды в нефтегазовой отрасли, выделены ключевые стейкхолдеры и каналы коммуникации с ними, представлена попытка типизации кризисов для нефтегазовых компаний;
3) описана специфика кризисной ситуации для нефтегазовых компаний в условиях чрезвычайной ситуации и кризиса конфликта сторон.
Практическая значимость работы. Полученные результаты исследования могут представлять интерес для специалистов пресс-служб, PR-подразделений нефтегазовых компаний, сталкивающихся с проблемами возникновения кризисных ситуаций.
Апробация результатов исследования. Материалы магистерской диссертации докладывались автором на международных конференциях, в т. ч.: XVIII Международном Балтийском коммуникационном форуме «Глобальные и региональные коммуникации: настоящее и будущее, Санкт- Петербург: СПбГУТ, 1-3 декабря 2016 года (I место); Международной премии в области развития общественных связей PROBA-IPRA GWA 2016 в номинации «Лучшая студенческая работа по теории PR», Санкт-Петербург, 08 сентября 2016 (II место); 71-ой Международной молодежной научной конференции «Нефть и газ 2017», Москва: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 18-20 апреля 2017 (диплом за III место от Министра энергетики Российской Федерации А.В. Новака); XXIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2016», Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 11-15 апреля 2016; XXIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2017, Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 10-14 апреля 2017. Результаты исследования автора изложены в 5 научных докладах, 2 публикациях в научных университетских изданиях и 1 публикации в рецензируемом издании.
Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и 8 приложений на 23 страницах, 7 таблиц, 17 рисунков, 111 литературных источников.
Во-первых, на территории России сосредоточены исключительные запасы сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, страна отличается крупными нефтегазовыми месторождениями, также Россия является крупнейшей страной по мировой добыче нефти и газа (13,9%)1.
Во-вторых, изучение кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний интересно в связи с событиями, происходящими в настоящий момент, в отрасли: экономический кризис, введение секторальных санкций против России со стороны США и Европейского союза, падение цены на нефть в два раза за последние два года на мировом рынке, перспективы увеличения доли альтернативных источников энергии, шельфовая добыча нефти в условиях Арктики, соглашение России с Организацией стран - экспортёров нефти (ОПЕК) о сокращении добычи нефти в 2017 году. Все эти события напрямую влияют на возникновение новых типов кризисов нефтегазовых компаний;
В-третьих, нефтегазовые компании обеспечивают современное развитие общества, деятельность нефтегазовых компаний оказывает существенное воздействие на устойчивость развития сообществ в регионах присутствия.
ситуации. Однако в современных условиях чрезвычайные ситуации являются далеко не единственными кризисными ситуациями, с которыми сталкиваются нефтегазовые компании. В данных условиях специалисты по антикризисным коммуникациям, специалисты по связям с общественностью, специалисты пресс-служб нефтегазовых компаний в своей деятельности опираются на устаревший опыт изучения базовых подходов к кризисным коммуникациям без учета специфики сложной структуры нефтегазового бизнеса и новых кризисных вызовов.
Таким образом, с одной стороны, в мире наблюдается тенденция к возрастанию значения нефтегазовых компаний, как инструмента создания материальных и нематериальных активов, а также как способа решения социальных проблем. С другой стороны, нефтегазовая отрасль уже по роду своей деятельности относится к отрасли высокой степени кризисогенности. В условиях мирового экономического и политического давления на Россию, возрастает потребность в предотвращении кризисных ситуаций, что возможно с помощью системы кризисных коммуникаций.
Степень изученности темы в научной литературе. Теоретическая основы изучения кризисных коммуникаций отображены в работах зарубежных ученых: У Бенуа, С. Блэка, Дж. Брокнера, Е. Джеймса, Т Кумбса, Дж. Ларкина, О. Лербингера, М. Реджестера, Р Улмера, Т Селлнау, М. Сиджера, К. Ферн-Бэнкс, С. Финка, С. Хермана, Дж. Холладея.
В отечественной литературе проблемами кризисных коммуникаций стали заниматься относительно недавно. Изучением теоретических подходов к определению категории кризисных коммуникаций занимались следующие учёные: И.В. Алёшина, Е.В. Быкова, Е.В. Валюлина, Д.П. Гавра, О.Ю. Голуб, Е.А. Грызунова, Ф.Н. Гуров, А. Дышкант, Э.М. Коротков, О.В. Куликова, А.А. Меньшиков, Е.А. Самарцева, В.Д. Соловей, А.Н. Чумиков.
PR в энергетической промышленности изучаются следующими отечественными практиками: Е.Г. Вишняковой, В. Громовым, Е.Ф. Есиповой, Е.А. Антикризисные коммуникации в нефтегазовой отрасли изучаются зарубежными исследователями: М. Мареш, М. Мэри, К. Мэридж, Д. Уильямс, Д. Вольф.
Объектом исследования выступают кризисные коммуникации нефтегазовых компаний, предмет - коммуникационные стратегии и практики реагирования нефтегазовых компаний в условиях кризиса.
Цель работы: выявление особенностей коммуникационной деятельности нефтегазовых компаний в условиях кризисной ситуации.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические направления кризисных коммуникаций: понятия, этапы кризисов, стратегии кризисного реагирования;
2) выявить особенности нефтегазовых компаний, как бизнес-
структуры;
3) проанализировать нефтегазовую отрасль как субъект коммуникации: выявить заинтересованные стороны и каналы коммуникаций;
4) описать состояние нефтегазовой отрасли и выявить типичные кризисы нефтегазовых компаний;
5) разработать методику анализа кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний, провести анализ кризисных кейсов нефтегазовых компаний;
6) выявить специфику кризисного реагирования нефтегазовых
компаний в условиях кризиса.
В качестве гипотез выдвигаются следующие предположения:
1) кризисные коммуникации нефтегазовых компаний имеют сложный характер в силу отраслевых характеристик бизнес-субъекта; 2) чем крупнее нефтегазовая компания, тем с большим количеством кризисов она сталкивается, причем крупные кризисы имеют тенденцию к медиатизации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы и научно-мировоззренческие подходы социальных наук. Для рассмотрения проблемы и анализа объекта применялись следующие общенаучные принципы: принцип системности, обеспечивающий связь объекта исследования с его элементами; принцип комплексности - для рассмотрения кризисных коммуникаций в комплексе теорий из различных областей знаний. В работе также применялись: системный и коммуникационный подходы к изучению кризисных коммуникаций.
Основой теоретического изучения кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний являются теории среднего уровня. Антикризисное управление у А. Н. Чумикова представляет собой управление коммуникациями организации, а также использование кризисных стратегий в соответствии с жизненным циклом кризисной ситуации.
Ситуационная теория кризисных коммуникаций Т. Кумбса связывает тип кризисной ситуации с коммуникационными стратегиями кризисного реагирования на основании восприятия событий или явлений стейкхолдерами; стратегии антикризисного реагирования зависят от типа кризисной ситуации.
Теория восстановления имиджа, предложенная У. Бенуа, сводится к возможностям кризисных коммуникаций. Разработанные автором стратегии выражены защитными функциями коммуникаций, которые способствуют восстановлению репутации организации вследствие возникновения кризиса.
Теория извлечения уроков из кризиса Р. Улмера, И. Селлнау, М. Сиджера рассматривает кризисы как благоприятные возможности для улучшения процесса работы организации.
Методологическая база работы. Для решения задач магистерской диссертации используются две группы научных методов: 1) теоретические (анализ, синтез, классификация, сравнение, сопоставление); 2) эмпирические (неформализованный анализ документов, анализ статистических данных, информационный аудит, case-study).
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили следующие группы источников: 1) официальные документы в области развития ТЭК, в том числе аналитико-статистические материалы авторитетного Международного энергетического агентства (IEA), Управления энергетической информации США, материалы Министерства энергетики РФ. 2) Вторичные данные из разных источников СМИ: отраслевые (Neftegaz.ru, Агентство нефтегазовой информации, Pronedra.ru), деловые (Коммерсантъ, Известия, Ведомости), Интернет-ресурсы (Rbc.ru, Gazeta.ru, Lenta.ru), отобранные в соответствии с временным периодом проявления кризисной ситуации и рейтингом информационно-аналитической системы «Медиалогия». 3) Внутренние документы российских нефтегазовых компаний ПАО АНК «Башнефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Роснефть», НК «Сахалин Энерджи Лнк.», ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина (пресс-релизы, заявления для СМИ, информация из официальных сайтов и аккаунтов в социальных сетях Facebook, Twitter, Вконтакте, Instagram).
Период проведения исследования: для кейса «Пожар на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе» - с января 2014 года по январь 2016 года; для кейса «ПАО АНК «Башнефть» в условиях «большой» приватизации» - с января 2000 года по январь 2017 года.
Научная новизна работы заключается в уточнении коммуникативной интерпретации таких терминов, как «кризис» и «кризисные коммуникации»; в разработке теоретического подхода к анализу коммуникаций нефтегазовых компаний в условиях кризисных ситуаций.
А также новизна работы заключается в выявлении типичных кризисов, с которыми встречаются современные нефтегазовые компании, в разработке методики стратегического анализа кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
1) впервые проанализирована практика кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний в условиях нечрезвычайной ситуации;
2) представлена актуальная отраслевая информация по кризисным коммуникациям: выявлены актуальные тренды в нефтегазовой отрасли, выделены ключевые стейкхолдеры и каналы коммуникации с ними, представлена попытка типизации кризисов для нефтегазовых компаний;
3) описана специфика кризисной ситуации для нефтегазовых компаний в условиях чрезвычайной ситуации и кризиса конфликта сторон.
Практическая значимость работы. Полученные результаты исследования могут представлять интерес для специалистов пресс-служб, PR-подразделений нефтегазовых компаний, сталкивающихся с проблемами возникновения кризисных ситуаций.
Апробация результатов исследования. Материалы магистерской диссертации докладывались автором на международных конференциях, в т. ч.: XVIII Международном Балтийском коммуникационном форуме «Глобальные и региональные коммуникации: настоящее и будущее, Санкт- Петербург: СПбГУТ, 1-3 декабря 2016 года (I место); Международной премии в области развития общественных связей PROBA-IPRA GWA 2016 в номинации «Лучшая студенческая работа по теории PR», Санкт-Петербург, 08 сентября 2016 (II место); 71-ой Международной молодежной научной конференции «Нефть и газ 2017», Москва: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 18-20 апреля 2017 (диплом за III место от Министра энергетики Российской Федерации А.В. Новака); XXIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2016», Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 11-15 апреля 2016; XXIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2017, Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 10-14 апреля 2017. Результаты исследования автора изложены в 5 научных докладах, 2 публикациях в научных университетских изданиях и 1 публикации в рецензируемом издании.
Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и 8 приложений на 23 страницах, 7 таблиц, 17 рисунков, 111 литературных источников.
В рамках поставленной цели магистерской диссертации на тему «Кризисные коммуникации нефтегазовых компаний» получен следующий результат: характерными коммуникационными стратегиями реагирования нефтегазовых компаний в условиях кризисных ситуаций являются: установление процесса диалога со стейкхолдерами, оперативное реагирование, стратегия выражения сочувствия, стратегия принятия ответственности, стратегия действия по исправлению ситуации, стратегия умаления обвинения с помощью компенсации, демонстрация заботы о стейкхолдерах. Конкретизация цели в задачах и их поэтапная реализация позволили получить следующие результаты.
1. Автором проанализированы теоретические подходы к изучению определений кризиса и кризисных коммуникаций. Установлено, что существуют различные подходы к формулировке дефиниций в зависимости от научного направления изучения. Разработано авторское определение: кризисные коммуникации - это коммуникационные взаимодействия социального субъекта, находящегося в условиях кризиса, со всеми значимыми стейкхолдерами. При этом кризис мы понимаем, как событие / явление, которое характеризуется неожиданностью возникновения, появлением неопределенности в деятельности организации, угрожает её приоритетным целям или способствует благоприятным возможностям для улучшения работы социального субъекта.
В настоящее время кризисные коммуникации рассматриваются в контексте управления ими в момент возникновения кризиса (тактический уровень). Для предотвращения кризисных ситуаций необходимо заниматься их стратегическим изучением.
2. Кризисы различаются в соответствии со следующими критериями: в зависимости от источника возникновения, территориального охвата, способа реагирования, степени ответственности и репутационных угроз.
3. В научной литературе выделяют три основных этапа антикризисного коммуникационного управления: предварительный этап, этап преодоления кризиса и этап восстановления (пост-кризисный этап). В зависимости от особенностей кризисной ситуации, этапа кризиса Т. Кумбс разработал кризисные стратегии реагирования (ситуационная теория кризисных коммуникаций). Теория восстановления имиджа В. Бенуа направлена на понимание коммуникативных возможностей организации, столкнувшейся с угрозой репутации.
4. Уточнено понимание базисного субъекта PR: нефтегазовая компания - это сложный комплекс тесно взаимосвязанных видов бизнеса по разведке, добыче, переработке, транспортировке, сбыту нефти и газа, которые действуют в разных странах, регионах и континентах.
Особенностями российской нефтегазовой отрасли как бизнес- структуры являются: монополизация бизнеса, территориальное распределение производственных предприятий, ведение бизнеса в условиях экономического кризиса, санкций со стороны США и ЕС, оттока иностранных инвесторов, исчерпания природных ресурсов, пристального внимания со стороны широкого круга заинтересованных сторон.
5. Заинтересованные стороны нефтегазовых компаний разделяются на внутреннюю общественность (акционеры и инвесторы, руководство компании, сотрудники) и на внешнюю общественность (органы государственной власти и местного самоуправления, поставщики, подрядчики, партнеры по бизнесу, потребители, местные сообщества, общественные организации и НКО, СМИ). Каждая заинтересованная сторона состоит из широкого круга представителей.
6. На деятельность нефтегазовых компаний оказывают сильное влияние внешние (объективных) факторы: экономические, финансовые, инвестиционные, политические, правовые, технологические / инновационные, географические, социальные, природные.
Нефтегазовая отрасль относится к отрасли с высокой степенью вероятности появления кризисных ситуаций. Среди типичных кризисных ситуаций нефтегазовых компаний по источнику возникновения:
- внешние кризисы: снижение цен на нефть, падение стоимости акций,
санкции со стороны других государств, международные войны,
законодательные изменения, ограничивающие нефтегазовую деятельность;
- кризисы техногенного характера: аварии и пожары на предприятиях, негативные выбросы нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих заводов, разливы нефти;
- кризисы социального климата: протестные акции, информационные атаки, распространение ложной информации, распространение порочащей информации, слухи, стереотипы, жалобы местной общественности, живущей рядом с производственными объектами, клиентов и потребителей;
- кризисы управленческих решений: приватизация, слияния и
поглощения, недобросовестная конкуренция, «золотые парашюты», судебные разбирательства, подкуп органов власти или сотрудников компании, конфликт между первыми лицами компаний.
7. Рассмотрев кризисные коммуникации на примере двух кейсов российских нефтегазовых компаний, мы выявили интегральные особенности кризисов, возникающих в нефтегазовых компаниях:
- создают угрозу нормального функционирования компании;
- угрожают репутации, активам компании;
- способствуют высокой степени ответственности перед широким кругом заинтересованных сторон за возможные последствия;
- являются источниками возникновения новых кризисов;
- имеют способность к медиатизации; привлекают излишнее внимание со стороны федеральных, региональных и зарубежных СМИ.
Кризисные коммуникации нефтегазовых компаний имеют сложный характер в силу отраслевых характеристик бизнес-субъекта. Среди особенностей коммуникационной деятельности нефтегазовых компаний в условиях кризисной ситуации отмечаем:
- оперативное реагирование;
- заблаговременное выстраивание диалога компании со СМИ;
- активное вовлечение в кризисную коммуникацию широкого круга заинтересованных сторон нефтегазовых компаний; особое внимание уделяется внутренней группе стейкхолдеров (акционеры и инвесторы, сотрудники, топ-менеджмент) и местной общественности, общественным организациям;
- использование дифференцированной системы коммуникаций; среди обязательных каналов кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний: корпоративный сайт компании, корпоративная отчётность (ежегодные годовые отчёты, отчёты об устойчивом развитии нефтегазовых компаний), корпоративная финансовая отчётность, многоуровневая система обратной связи (круглосуточная горячая линия, электронная почта);
- внедрение новых форм коммуникаций, предотвращающих возникновение новых кризисов (мобильные приложения, интерактивные доски, официальные аккаунты в социальных сетях (Facebook, Twitter, Вконтакте, Instagram);
- использование стратегий заботы и ответственности о заинтересованных сторонах компании (корпоративно-социальная ответственность);
- регулярный мониторинг СМИ и социальных медиа;
- объединение онлайн и оффлайн-каналов коммуникации.
В заключении отметим, что в рамках данной работы мы рассмотрели не все кризисные ситуации, с которыми встречаются нефтегазовые компании. Мы считаем, что тема кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний в силу специфики отрасли имеет еще достаточно предметов для исследования, а потому дальнейшее направление исследования может сосредоточиться на вопросах изучения кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний в социальных медиа.
1. Автором проанализированы теоретические подходы к изучению определений кризиса и кризисных коммуникаций. Установлено, что существуют различные подходы к формулировке дефиниций в зависимости от научного направления изучения. Разработано авторское определение: кризисные коммуникации - это коммуникационные взаимодействия социального субъекта, находящегося в условиях кризиса, со всеми значимыми стейкхолдерами. При этом кризис мы понимаем, как событие / явление, которое характеризуется неожиданностью возникновения, появлением неопределенности в деятельности организации, угрожает её приоритетным целям или способствует благоприятным возможностям для улучшения работы социального субъекта.
В настоящее время кризисные коммуникации рассматриваются в контексте управления ими в момент возникновения кризиса (тактический уровень). Для предотвращения кризисных ситуаций необходимо заниматься их стратегическим изучением.
2. Кризисы различаются в соответствии со следующими критериями: в зависимости от источника возникновения, территориального охвата, способа реагирования, степени ответственности и репутационных угроз.
3. В научной литературе выделяют три основных этапа антикризисного коммуникационного управления: предварительный этап, этап преодоления кризиса и этап восстановления (пост-кризисный этап). В зависимости от особенностей кризисной ситуации, этапа кризиса Т. Кумбс разработал кризисные стратегии реагирования (ситуационная теория кризисных коммуникаций). Теория восстановления имиджа В. Бенуа направлена на понимание коммуникативных возможностей организации, столкнувшейся с угрозой репутации.
4. Уточнено понимание базисного субъекта PR: нефтегазовая компания - это сложный комплекс тесно взаимосвязанных видов бизнеса по разведке, добыче, переработке, транспортировке, сбыту нефти и газа, которые действуют в разных странах, регионах и континентах.
Особенностями российской нефтегазовой отрасли как бизнес- структуры являются: монополизация бизнеса, территориальное распределение производственных предприятий, ведение бизнеса в условиях экономического кризиса, санкций со стороны США и ЕС, оттока иностранных инвесторов, исчерпания природных ресурсов, пристального внимания со стороны широкого круга заинтересованных сторон.
5. Заинтересованные стороны нефтегазовых компаний разделяются на внутреннюю общественность (акционеры и инвесторы, руководство компании, сотрудники) и на внешнюю общественность (органы государственной власти и местного самоуправления, поставщики, подрядчики, партнеры по бизнесу, потребители, местные сообщества, общественные организации и НКО, СМИ). Каждая заинтересованная сторона состоит из широкого круга представителей.
6. На деятельность нефтегазовых компаний оказывают сильное влияние внешние (объективных) факторы: экономические, финансовые, инвестиционные, политические, правовые, технологические / инновационные, географические, социальные, природные.
Нефтегазовая отрасль относится к отрасли с высокой степенью вероятности появления кризисных ситуаций. Среди типичных кризисных ситуаций нефтегазовых компаний по источнику возникновения:
- внешние кризисы: снижение цен на нефть, падение стоимости акций,
санкции со стороны других государств, международные войны,
законодательные изменения, ограничивающие нефтегазовую деятельность;
- кризисы техногенного характера: аварии и пожары на предприятиях, негативные выбросы нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих заводов, разливы нефти;
- кризисы социального климата: протестные акции, информационные атаки, распространение ложной информации, распространение порочащей информации, слухи, стереотипы, жалобы местной общественности, живущей рядом с производственными объектами, клиентов и потребителей;
- кризисы управленческих решений: приватизация, слияния и
поглощения, недобросовестная конкуренция, «золотые парашюты», судебные разбирательства, подкуп органов власти или сотрудников компании, конфликт между первыми лицами компаний.
7. Рассмотрев кризисные коммуникации на примере двух кейсов российских нефтегазовых компаний, мы выявили интегральные особенности кризисов, возникающих в нефтегазовых компаниях:
- создают угрозу нормального функционирования компании;
- угрожают репутации, активам компании;
- способствуют высокой степени ответственности перед широким кругом заинтересованных сторон за возможные последствия;
- являются источниками возникновения новых кризисов;
- имеют способность к медиатизации; привлекают излишнее внимание со стороны федеральных, региональных и зарубежных СМИ.
Кризисные коммуникации нефтегазовых компаний имеют сложный характер в силу отраслевых характеристик бизнес-субъекта. Среди особенностей коммуникационной деятельности нефтегазовых компаний в условиях кризисной ситуации отмечаем:
- оперативное реагирование;
- заблаговременное выстраивание диалога компании со СМИ;
- активное вовлечение в кризисную коммуникацию широкого круга заинтересованных сторон нефтегазовых компаний; особое внимание уделяется внутренней группе стейкхолдеров (акционеры и инвесторы, сотрудники, топ-менеджмент) и местной общественности, общественным организациям;
- использование дифференцированной системы коммуникаций; среди обязательных каналов кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний: корпоративный сайт компании, корпоративная отчётность (ежегодные годовые отчёты, отчёты об устойчивом развитии нефтегазовых компаний), корпоративная финансовая отчётность, многоуровневая система обратной связи (круглосуточная горячая линия, электронная почта);
- внедрение новых форм коммуникаций, предотвращающих возникновение новых кризисов (мобильные приложения, интерактивные доски, официальные аккаунты в социальных сетях (Facebook, Twitter, Вконтакте, Instagram);
- использование стратегий заботы и ответственности о заинтересованных сторонах компании (корпоративно-социальная ответственность);
- регулярный мониторинг СМИ и социальных медиа;
- объединение онлайн и оффлайн-каналов коммуникации.
В заключении отметим, что в рамках данной работы мы рассмотрели не все кризисные ситуации, с которыми встречаются нефтегазовые компании. Мы считаем, что тема кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний в силу специфики отрасли имеет еще достаточно предметов для исследования, а потому дальнейшее направление исследования может сосредоточиться на вопросах изучения кризисных коммуникаций нефтегазовых компаний в социальных медиа.
Подобные работы
- Кризисные коммуникации нефтегазовых компаний
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2017 - Отчет по производственной практике (компания «Mercury» (г. Москва), Ивановский государственный химико-технологический университет)
Отчеты по практике, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Контроль коммуникативных каналов в условиях кризиса Московский Политехнический Университет
Курсовые работы, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Формирование нефинансовой информации в отчетности публичных акционерных обществ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - РОССИЙСКО-ИРАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - Информационный повод как инструмент управления информационным пространством (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Анализ и повышение устойчивого развития ООО ТФ «Ладья» г. Челябинска
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Контроллинг в системе управления, ориентированного на стоимость
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ГОФРОТАРА» Г. БЕЛГОРОД)
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016



