АННОТАЦИЯ 5
ABSTRACT 6
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 Эмоциональная регуляция у дошкольников: история вопроса и постановка научной проблемы 11
1.1 Определение понятия эмоции и история изучения вопроса 11
1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению эмоциональной
регуляции в работах отечественных и зарубежных психологов 20
1.3 Особенности генезиса эмоциональной регуляции у детей старшего
дошкольного возраста 27
1.4 Исследование особенностей эмоционального развития и эмоциональной
регуляции у дошкольников в процессе интегративного обучения 41
ГЛАВА 2 Организация и методы исследования особенностей эмоциональной регуляции у дошкольников в интегративном детском учреждении 55
2.1 Определение основных понятий и дизайн исследования 56
2.1.1 Описание выборки исследования 57
2.2 Методы исследования 58
2.2.1 Клинико-анамнестические методы 58
2.2.2 Описание методик психологического исследования 59
2.2.2.1 Прогрессивные матрицы Дж. Равена. Цветной вариант 59
2.2.2.2 Социометрическая методика "Два домика" (Т.Д. Марцинковская)...61
2.2.2.3 Тест тревожности. Методика "Выбери нужное лицо" (Р Тэммл, М.
Дорки, В. Амен) 62
2.2.2.4 Диагностическая методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И.
Изотова) 65
2.2.2.5 Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения
ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс) 66
2.3 Математико-статистические методы обработки данных 67
2.4 Процедура исследования 67
2.5 Порядок анализа данных 68
ГЛАВА 3 Результаты исследования и их обсуждение 69
3.1 Количественный анализ особенностей эмоциональной регуляции у дошкольников 69
3.1.1 Анализ результатов наблюдения родителей за поведением ребенка 69
3.1.2 Анализ результатов методики «Прогрессивные матрицы Дж. Равена».74
3.1.3 Анализ результатов социометрической методики «Два домика» 76
3.1.4 Анализ результатов методики «Выбери нужное лицо» 80
3.1.5 Анализ результатов методики «Эмоциональная идентификация» 81
3.1.6 Анализ результатов шкалы сформированности социальных форм
поведения ребенка (по результатам наблюдения) 86
3.1.7 Гендерные особенности эмоциональной регуляции у дошкольников....87
3.2 Качественный анализ особенностей эмоциональной регуляции у
дошкольников 90
3.2.1 Интеллектуальные показатели 90
3.2.2 Успешность поведенческих стратегий 93
3.2.3 Идентификация и оценка эмоциональных состояний 94
3.2.4 Выражение и модуляция эмоциональных состояний 102
3.2.5 Успешность социальной адаптации 103
3.3 Корреляционный анализ особенностей эмоциональной регуляции у
дошкольников 105
3.4 Математико-статистический анализ особенностей эмоциональной
регуляции у дошкольников 109
3.5 Обсуждение результатов 110
ВЫВОДЫ 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 120
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Информированное согласие 131
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета для родителей 133
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Стимульный материал методики «Эмоциональная идентификация». Изображения гномиков 136
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Стимульный материал методики «Эмоциональная идентификация». Групповой портрет гномиков 137
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Стимульный материал методики «Эмоциональная идентификация». Фотографии эмоций 138
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Результаты корреляционного анализа по методу Спирмена 141
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Методические рекомендации для развития эмоциональной регуляции 143
Актуальность исследования. В наши дни в психологической науке эмоциональная сфера считается важнейшей системой регуляции поведения человека. Именно она формирует его отношение к явлениям окружающей среды и способствует адекватному взаимодействию индивида с другими людьми. В рамках изучения эмоциональной регуляции особенно интересен период старшего дошкольного возраста, так как именно этот период жизни человека считается этапом наиболее активного формирования эмоциональной сферы. Развитие ребенка 5-7 лет характеризуется динамичным становлением особых эмоциональных компонентов: репертуара эмоциональных реакций на различные события, механизма эмоционального воображения и идентифицированных, получивших четкое словесное определение представлений об эмоциональных состояниях человека. Способность ребенка к успешной эмоциональной регуляции выступает центральным показателем его психологического здоровья и способности к благополучной социальной адаптации.
Однако, в современной литературе, посвященной вопросу детского здоровья, развитию эмоциональной сферы ребенка оказано недостаточное внимание. Особенно своевременным кажется изучение взаимосвязи социальной среды, в которой воспитывается дошкольник, и закономерностей его эмоционально-личностного развития. Широкое распространение новых форм обучения и воспитания дошкольников, стимулирует к особо тщательному изучению тех условий, в которых растут и формируются дети.
Одной из таких новых форм стало интегративное образование, понимаемое как «процесс обучения и воспитания детей с нормативными и отклоняющимися вариантами развития в одном образовательном пространстве» [56, стр.4]. Данная форма образования получила свое распространение на территории Российской Федерации относительно недавно в сравнении со
странами Европы и США. Право детей с ОВЗ на интегративное обучение было законодательно закреплено лишь в 2012 году (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Столь незначительный опыт в реализации интегративных программ объясняет недостаток исследований, посвященных теме развития типично развивающихся детей в условиях интегративного образования.
Цель исследования. Выявление качественных особенностей эмоциональной регуляции типично развивающихся детей 5-7 лет, посещающих интегративные учреждения, по сравнению с детьми того же возраста из массовых детских садов.
Объект исследования. Эмоциональная регуляция детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования. Характеристики эмоциональной регуляции типично развивающихся детей, посещающих обычные и интегративные дошкольные учреждения.
Нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: показатели эмоциональной регуляции типично развивающихся дошкольников в интегративных учреждениях выше, чем у детей в обычных учреждениях.
В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить характеристики эмоциональной регуляции и их взаимосвязи у детей, обучающихся в группах интеграции и обычных детских садах
2. Выявить общие и специфические характеристики эмоциональной регуляции детей, посещающих интегративный и обычный детский сад
3. Сопоставить характеристики эмоциональной регуляции и показатели психического здоровья типично развивающихся дошкольников, посещающих интегративные и обычные группы детского сада
4. Изучить связь поведенческих стратегий эмоциональной регуляции дошкольников в зависимости от социального контекста их проявления.
В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы следующие методы и методики исследования: опросные методики для педагогов и родителей дошкольников, диагностические методики для детей, методы статистической обработки и качественного анализа данных. Математическая обработка полученных данных была произведена с использованием программы SPSS.
Для данного исследования были отобраны следующие методики:
1. Прогрессивные матрицы Дж. Равена. Цветной вариант
2. Социометрическая методика "Два домика" (Т.Д. Марцинковская)
3. Тест тревожности. Методика "Выбери нужное лицо" (Р Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
4. Диагностическая методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)
5. Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)
6. Анкетирование родителей.
Базой исследования выступили 2 отделения сети центров развития ребенка «Адаин Ло».
Новизна исследования. Впервые изучены и проведены сравнительные сопоставления показателей эмоциональной регуляции типично развивающихся дошкольников групп интеграции и массовых групп детского сада. Выявлены особенности эмоциональной регуляции, заключающиеся в проявлениях высоких показателей эмоциональной компетентности детей интегративной группы по сравнению с детьми группы массовой.
Теоретическая значимость исследования. Дальнейшее расширение и конкретизация знаний об эмоциональной регуляции старших дошкольников и о специфике формирования механизмов эмоционального поведения в различных коллективах. Получение данных о своеобразии эмоциональных проявлений типично развивающихся дошкольников. Также, данное исследование позволяет дополнить представления об интегративном образовании и особенностях формирования эмоционально-личностной сферы ребенка в интегративной среде.
Практическая значимость исследования. Представленное исследование сможет восполнить недостаток изучения особенностей эмоционального развития детей без особенностей здоровья, посещающих интегративные учреждения. Также, представленный материал может служить дополнительной теоретической базой для организации процесса социальной адаптации детей в интегративной группе, и в то же время, оказаться полезным для организации благополучного развития эмоциональной регуляции дошкольников из обычного детского сада.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Целью данного диссертационного исследования было Выявление качественных особенностей эмоциональной регуляции типично развивающихся детей 5-7 лет, посещающих интегративные учреждения, по сравнению с детьми того же возраста из массовых детских садов. Для реализации данной цели был произведен анализ отечественной и зарубежной научной литературы, освещающей вопросы эмоциональной регуляции дошкольников и эмоций в целом, истории их изучения и различным теоретико-методологическим подходам в в изучении эмоциональной регуляции.
Также благодаря литературному обзору были изучены особенности генезиса эмоциональной регуляции у детей старшего дошкольного возраста и различные исследования, касающиеся типично развивающихся детей в условиях группы интеграции. Данный литературный обзор представлен в первой главе и завершается выводами, включающими в себя указание на отсутствие в современной науке общепринятой терминологии в вопросах изучения эмоциональной регуляции, а также отсутствие исследований характеристик эмоциональной регуляции типично развивающихся дошкольников в группах интегративного образования.
Во второй главе диссертационного исследования представлены основные компоненты исследования: цель, гипотеза, предмет, объект и задачи исследования. Также в данной главе были отображены этапы формирования выборки и ее описание. Помимо прочего во второй главе были подробно описаны методический аппарат и процедура исследования.
Третья глава представляет собой представление результатов исследования и их обсуждение. В данной главе описывается количественный, качественный, корреляционный и математико-статистический анализ полученных результатов.
В обсуждении результатов описываются выявленные закономерности и приводятся возможные варианты их объяснения.
В завершение работы приводятся выводы, отражающие основные полученные результаты исследования.
Результаты данной диссертационного работы расширяют представление об интегративном образовании и специфике развития эмоционально-личностной сферы дошкольника в различной социальной среде. Проведенное эмпирическое исследование восполняет нехватку изучения характеристик эмоционального развития типично развивающихся детей, посещающих сады, реализующие программы интеграции. Вдобавок, полученный материал может рассматриваться как дополнение к теоретической базе для реализации процесса адаптации детей в интегративной группе, и, одновременно, представляет пользу для организации психолого-педагогической работы в группах традиционных дошкольных учреждений.
В качестве области возможных дальнейших исследований могут быть названы вопросы уровня тревожности дошкольников в зависимости от окружающей их социальной среды, аспекты, касающиеся навыков дошкольников в восприятии экспрессии. Также представляется интересным и плодотворным изучение различных аспектов взаимоотношений родителей типично развивающихся дошкольников со своими детьми, в зависимости от дошкольного учреждения выбранного ими для пребывания там детей.
1. Андрущенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. СПб.: Речь, 2010. 320 с.
2. Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Самарский гос. соц.-пед. Университет, Самара, 2011. 220 с.
3. Байрамгулова Ю.М. Особенности и проблемы процесса интеграции детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]: VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». 2012-2016. URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1457/18744(дата обращения: 10.08.2016).
4. Баркова В.Л. Общепсихологические основы эмоционально-волевой регуляции поведения при нормальном и нарушенном развитии // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2016. №6. С. 36-42.
5. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М: УМК «Психология», 2003. 320 с.
6. Бардышевская М.К. Проблемы исследования эмоционально-личностного развития ребенка в рамках уровневой модели // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2012. №2. С. 68-74.
7. Белкина, В.Н. Проблема эмоциональной регуляции социального поведения ребенка // Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования: материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославский гос. пед. университет, Ярославль, 2003. С. 116 -122.
8. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. М.: Правда, 2000. 254 с.
9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
10. Брызгалова С.В., Заг Г.Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование, 2010. №3. С. 14-20.
11. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / пер. с англ. В.
B. Старовойтова. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2004. 272 с.
12. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 164 с.
13. Верхотурова Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции пове-дения в детском возрасте // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8.
C. 265-273.
14. Верхотурова Н.Ю., Дмитриева С.А. Изучение и оценка особенностей по-нимания, дифференцировки и вербализации эмоциональных реакций уча-щимися младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития // Сибирский педагогический журнал, 2011. №2. С. 275-285.
15. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций
[Электронный ресурс]: Библиотека психолога. 2008-2016. URL: http://www.mexus.ru/osnovnye-problemy-ps.html (дата обращения:
10.06.16).
16. Волкова Л.С. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе // Дефектология. 2002. № 3.С. 3-8.
17. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1984. Т.
6. 400 с.
18. Выготский Л.С Лекции по психологии. Лекция 4: Эмоции и их развитие в детском возрасте [Электронный ресурс]: Электронная Библиотека Гумер. 2008-2016. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/vugot/04.php(дата обращения 25.05.2016).
19. Гриценко А.И. Интегративные процессы в современном образовании: проблемы воспитания целостного человека // Интеграция образования. 2012. №4. С. 58-63.
20. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П.Исаева. М.: АСТ, 2009. 560 с.
21. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животного. Собрание сочинений в 9-ти томах. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. Т. 5. 1040 с.
22. Дименштейн Р.П., Герасименко О.А. Несколько слов об интеграции
[Электронный ресурс]: Совместный проект ЕАР/Джойнт «Интеграция детей со специальными потребностями в еврейскую общину г. Москвы. 2008-2016. URL: http://old.school.msk.ort.ru/integration/index.php?
p=teor_integrac (дата обращения: 26.07.2016).
23. Долинина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практической реализации в ДОУ М.: Айрис-Пресс, 2004. 160 с.
24. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М.: Владос. 2010. Ч. 1. 128 с.
25. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2008. 210 с.
26.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. Т 1. 320 с.
27.Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // СОЦИС. 2004. №7. С. 136-149.
28. Изард К. Психология эмоций/ пер. с англ. А. Татлыбаева, В. Мисник. СПБ: Питер, 2000. 464 с.
29. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПБ: Питер, 2013. 783 с.
30. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : метод. пособие / М. С. Староверова и др. [под ред. М. С. Староверовой]. М.: Владос, 2011. 166 с.
31. Иовчук Н.М. Проблемы интегративного дошкольного
воспитания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование psyedu.ru. 2012. № 1. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50809.shtml (дата обращения: 04.09.2016)
32. Карелина И.О. Проблема формирования регуляции эмоций у детей // Ярославский педагогический вестник. 2009. №3. С. 134-137.
33. Катаева АЛ., Басидова Г. Л., Гончарова Е.Л. О некоторых аспектах изучения психического развития слепоглухих детей, потерявших слух и зрение на разных этапах онтогенеза. Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухонемых детей. М.: АПН СССР, 1990. С. 41-56.
34. Кащенко В.П., Крюков С.Н. Воспитание и обучение трудных детей: Из опыта Санатория-школы доктора В.П. Кащенко. М.: Смысл, 2005. 54 с.
35. Климась Д.Г., Бардышевская М.К. Развитие регуляции эмоций у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2007. №2. С. 47-58.
36. Конопкин О.А. Психологическая саморегуляция произвольной
активности человека // Вопросы психологии.1995. №1. С. 5-12.
37. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2003. 176 с.
38. Кулагина Е.В. Вопросы образования детей с ограниченными возможно-стями здоровья: опыт коррекционных и интеграционных школ [Электрон-ный ресурс]: Федеральный образовательный портал Экономика. Социо-логия. Менеджмент. 2010-2016. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/33372961(дата обращения: 20.01.16).
39. Кулагина Е.В. Доступность и качество образования для детей инвалидов. Саратов: Научная книга, 2004. 95 с.
40. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологиче¬ская наука и образование. 2011. №1. С.104.
41. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков / пер. с англ. М. Васильева. Спб: Прайм-Еврознак, 2004. 256 с.
42. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоцио-нальные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Электронный ре-сурс] : Синтон - тренинг центр. 2004-2016. URL: http://www.syntone- spb.ru/library/books/content/6626.html(дата обращения: 10.09.16).
43. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции [Электронный ресурс]: Библио¬тека "Культурно-историческая дефектология". 2013-2016. URL: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh- narushenij/otechestvennye-modeli-integrirovannogo-obuchenija-detej-2664(дата обращения: 15.08.16).
44. Малофеев Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектоло-гия. 2008. № 1. С. 71-78.
45. Максимова Л.М. Психолого-педагогическая диагностика особенностей эмоционального развития детей раннего возраста // Психологическое об-разование в России. 2012. №2. С.38-42.
46. Мёдова Н.А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах: методиче-ское пособие. Томск: МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»,
2012. 24 с.
47. Мещеряков A.M. Опыт обучения детей, страдающих множественными де-фектами // Дефектология. 1973. № 3. С. 65-70.
48. Москвина А.В. Инклюзивный подход к непрерывному образованию лю¬дей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: Ежеквартальный научный журнал «Непрерывное образование: XXI век».
2013-2016. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=1944(дата об-ращения: 13.08.16).
49. Моргун Н.Л. Интегративный подход [Электронный ресурс]: Библиотека обучающей и информационной литературы Uhlib. 2011-2016. URL: http://www.uhlib.ru/medicina/pedagogika_kotoraja_lechit_opyt_raboty_s_os- obymi_detmi/p9.php(дата обращения: 27.07.16).
50. Мустафина Л.Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограни-ченными возможностями здоровья // Актуальные задачи педагогики: ма-териалы междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2011. С. 164-166.
51. Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике // Понятий-ный аппарат педагогики и образования. 1998. №3. С. 262.
52. Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей. - Спб.: РГПУ, 1997. Ч. 2. С. 152.
53. Описание моделей интеграции детей с ограниченными возможностями
здоровья [Электронный ресурс]: Муниципальное бюджетное общеобразо-вательное учреждение "Средняя школа №4". 2000-2016. URL:
http://sc4.ucoz.net/OVZ/opisanie_modelej_integracii-2.pdf(дата обращения: 16.08.16).
54. Падун М.А. Регуляция эмоций и ее нарушение // Психологические иссле-дования. 2015. Т. 8, № 39. С.5 -11.
55. Падун М.А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы // Психологи-ческий журнал. 2010. Т. 31, № 6. С. 57-69.
56. Пасторова А.Ю. Инклюзивное образование: исследования ипрактика в Санкт-Петербурге. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. 96 с.
57. Пасторова А.Ю., Микшина Е.П.,. Зигле Л.А Познавательное развитие и эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста с нарушениями слуха в группах интеграции и группах компенсирующего вида системы дошкольного образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия12. Социология. 2011. №4 . С. 265-273.
58. Первичко Е.И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход // Национальный психологи-ческий журнал. 2015. № 1. С. 39-51.
59. Персианова Н.Б., Романова С.А., Мухамедрахимов Р.Ж. Особенности вза-имодействия взрослых с детьми в домах ребенка // Вестник Санкт-Петер-бургского университета. Серия 12. 2008. № 4. С. 180-185.
60. Пиккар А.П. Особенности эмоциональной регуляции детей раннего воз-раста // Ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста»: сборник материалов. Московск. гос. ун-т им М.В. Ломоносова. Москва, 2015. С. 157 -170.
61. Психология эмоций / Тексты [Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер] М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.
62. Савина Т.А. Диагностика нарушений эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как фактор успешной социализации // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. С. 423-431.
63. Селиванова Ю.В. Тенденции развития специального образования: социокультурный подход // Известия Саратовского университета. Новаясерия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, № 16. С. 295-300.
64. Татарицкая Я.В. Социально-культурные технологии в сфере
реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных интегративных учреждениях // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Т. 195. С. 184-192.
65. Тарабакина Ю.В. Эмоциональное здоровье как предмет социально-психологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2015. №8. С. 250-252.
66. Тенкачева Т.Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России // Педагогическое образование в России. 2014. №1. С. 205-208.
67. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания: Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Петроград: Типография Б.В.С., 1915. Т. 1-2. 956 с.
68. Уфимцева Л.П., Беляева О.Л. Особенности становления интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
2013. Т. 2, № 24. С. 126-130.
69. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методческое пособие. Балашов: Николаев, 2004. 68 с.
70. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура // Московский психотерапевтический журнал. 1999. №2. С. 61-90.
71. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое иссле-дование. М.: Изд-во МГУ, 1992. 67 с.
72. Шипицина Л.М. Интеграция - ведущее направление специального об-разования в России на рубеже XXI века. В кн.: Инновации в российском образовании: специальное (коррекционное) образование/ Московский гос. университет печати; [под ред. Н.Н. Малофеева]. М.: Изд-во МГУП, 2000. С. 12-17.
73. Шипицына Л.М. Специальная педагогика. М.: Академия, 2000. 355 с.
74.Эмоции. Новая философская энциклопедия [Электронный ре- сурс]:Институт Философии Российской Академии Наук. 2007-2016. URL: http://iphras.ru/elib/3534.html(дата обращения 20.12.2016).
75. Юсупова А.Ю., Латнер Ф.Р. Интегрированное обучение детей с ограни-ченными возможностями в обществе здоровых детей. М.: Владос, 2006. 176 с.
76. Barden R.C., Garber J., Leiman B., Ford M.E., Masters J.C. Factors governing the effective remediation of negative affect and its cognitive and behavioral consequences // Journal of Persanality and Social Psychology. 1985. Vol. 49(4). рр. 1040-4053.
77. Boyd J., Barnett W. S., Bodrova E., Leong, D. J., Gomby, D. Promoting Children’s Social and Emotional Development Through Preschool Education [Электронный ресурс]: National Institute for Early Education Research. 2006-2016. URL: http://nieer.org/policy-issue/policy-report-promoting- childrens-social-and-emotional-development-through-preschool-education(дата обращения: 20.08.16).
78. Bretherton I. et al. Learning to talk about emotions: A functional perspective // Child. Devel. 1986. Vol. 57.(3). рр. 529-548.
79. Campbell-Sills L., Barlow D.H. Incorporating emotion regulation into conceptualizations and treatments of anxiety and mood disorders. In: J.Gross (Ed.), Handbook of emotion regulation. New York: Guilford Press, 2007. pp. 542-559.
80. Clark B. Integrative Education [Электронный ресурс]: Johns Hopkins University. 2002-2016. URL:http://educationjhu.edu/PD/newhorizons/future/ creating_the_future/crfut_clark.cfm (дата обращения: 20.08.16).
81. Davies, L. The Essential Skill of Self-Control [Электронный ресурс]: Kelly Bear is a positive role model for kids offering Parenting-Teacher Help Resources. 2009-2016. URL: http://www.kellybear.com/TeacherArticles/ TeacherTip17.html (дата обращения: 19.05.16).
82. Davies L. Emotional Intelligence: An Essential Component of Education
[Электронный ресурс]: Kelly Bear is a positive role model for kids offering Parenting-Teacher Help Resources. 2009-2016. URL:
http://www.kellybear.com/TeacherArticles/TeacherTip3.html (дата
обращения: 19.05.16).
83. Davidson R.J. Affective style and affective disorders: perspectives from affective neuroscience // Cognition and Emotion. 1998. Vol. 12(3). рр. 307¬330.
84. Dealing with Feelings: Emotional Health [Электронный ресурс]: The Whole Child. 2007-2016. URL: http://www.pbs.org/wholechild/parents/dealing.html(дата обращения: 26.05.16).
85. Dozier M., Kobak R.R. Psychophysiology in attachment interviews: converging evidence for deactivating strategies // Child Development. 1993. Vol.63(6). рр.1473-1480.
86. Kirillova E. A. Historical and Theoretical Bases of Inclusive Education Development in Russia // Review of European Studies, 2015. Vol. 7(5). рр. 31-37.
87. Efremova N.A. Integration and inclusion in the conditions of preschool education as the way of Integrated breeding of children. // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2014. T 2. C.19-25.
88. Gilbert B., Andrews B. (Eds.). Shame: Interpersonal behavior,
psychopathology, and culture. Oxford: Oxford University Press, 1998. Р 304.
89. Gust N. Emotionsregulationsstrategien im Vorschulalter: Wissen uber Emotionsregulationsstrategien und Zusammenhange zu Kognition und Sozialverhalten. Bremen, 2014. Р. 109.
90. Gratz K.L., Roemer L. Multidimensional assessment of emotion regulation and dysregulation: Development, factor structure, and initial validation of the Difficulties in Emotion Regulation Scale // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2004. Vol. 26(1). рр. 41-54.
91. Gross J. Antecedent- and response-focused emotion regulation: Divergent consequences for experience, expression, and physiology // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74(1). рр. 224-237.
92.Izard C.I. Facial expressions and the regulation of emotions // Journal of Personality and social psychology. 1990. Vol. 58(3). рр. 487-498.
93. Koole S. L., Van Dillen L. F., Sheppes G. The Self- Regulation of Emotion. [Электронный ресурс]: Laboratory for Research on Anxiety and Trauma 2008-2016. URL:http://people.socsci.tau.ac.il/mu/galsheppes/files/2014/10/ 2011-3.pdf (дата обращения 20.07.16).
94. Lewis H. Self-development and self-conscious emotions // Children Development. 1989. Vol.60. рр. 146-156.
95. Parkinson B., Totterdell P Classifying affect regulation strategies // Cognition and Emotion. 1999. Vol. 13(3). pp. 277-303.
96. Roseman I.J., Dhawan N., Rettek S.I., Naidu R.K., Thapa K. Cultural differences and cross-cultural similarities in appraisals and emotional responses // Journal of cross-cultural psychology.1995. Vol. 26(1). рр. 23-48.
97.Sroufe L.A. Emotional Development: The organization of emotional life in early years. Cambridge: Cambridge University Press. 1996. Р 256.
98. Treur J. A., Bosse T., Pontier M. Computational Model based on Gross’ Emotion Regulation Theory //Cognitive Systems Research. 2010. Vol. 11(3). рр. 211-230.
99. Turk C.L., Heimberg R.G., Luterek J.A., Mennin D.S., Fresco D.M. Emotion dysregulation in generalized anxiety disorder: a comparison with social anxiety disorder. // Cognitive Therapy and Research, 2005. Vol. 29(1). pp. 89-106.
100. Thompson R.A. Emotion and Self-regulation. In: Richard A. Dienstbier (Editor), Nebraska Symposium on Motivation. NE: University of Nebraska Press, 1990. рр. 367-467.
101. Werner K., Gross J.J. Emotion regulation and psychopathology: A conceptual framework. In: A. Kring, D. Sloan (Eds.), Emotion regulation and psychopathology. New York: Guilford Press, 2010. pp. 13-37.