Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Работа №74249

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы149
Год сдачи2018
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ С
ДОШКОЛЬНИКОМ
1.1. Неполная семья с дошкольником как объект социально-
психологического сопровождения
1.2. Социально-психологическое сопровождение неполной семьи с
дошкольником: понятие и сущность
1.3. Особенности гендерной социализации дошкольников из неполных
семей
2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
2.1. Диагностика социальных проблем неполной семьи с дошкольником
(на примере МДОУ детский сад №11 комбинированного вида г. Валуйки Белгородской области)
2.2. Программа социально-психологического сопровождения неполной
семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы исследования. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека: в этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи и дошкольного образовательного учреждения как института социализации на развитие личности ребенка. Исследования показывают тенденцию ослабления этого взаимодействия, усиления напряженности во взаимоотношениях семьи и дошкольного образовательного учреждения, ослабления связи микросоциума семьи и микросоциума образовательного учреждения.
На фоне неблагополучной демографической ситуации в России наблюдается увеличение количества неполных семей. Это явление может быть вызвано различными причинами: рождение ребенка вне брака, развод, смерть одного из супругов. А.Г. Волков, занимающийся исследованием проблем семьи в России, высказывает предположение, что демографическое неблагополучие часто связывается с негативными явлениями в развитии российской семьи. Число и частота разводов продолжают оставаться сравнительно высокими, увеличивается доля внебрачных рождений. Значительную часть браков составляют так называемые «консенсуальные», то есть юридически незарегистрированные браки, они особенно распространены среди молодежи.
Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена не только ростом числа неполных семей, но и теми проблемами и противоречиями, которые возникают при воспитании ребенка в таких семьях, и, соответственно, определяется, в первую очередь, особой значимостью семьи как одного из фундаментальных механизмов воспроизводства общества, формирования культуры гендерных отношений, реализации духовно-творческого потенциала мужчины и женщины в совместной жизнедеятельности, воспитании детей. Это тем более важно, что на современном этапе происходит разрушение традиционных и поиск новых ценностных ориентиров, в том числе в сфере межличностных взаимоотношений полов. Вышесказанное обусловливает актуальность изучения проблемы социально-психологической поддержки неполных семей в условиях дошкольного образовательного учреждения в аспекте гендерной социализации детей.
Степень научной разработанности темы. Исследование гендерных отношений в семье представлено в работах Т.Н. Гурко, Н.М. Давыдовой, Е. Здравомысловой, Н.Л. Пушкаревой, З.Х. Саралиевой, А. Темкиной, С.А. Ушакина.
Идеи трансформации жизнедеятельности семьи отражены в исследованиях А.И. Антонова, А.В. Артюхова, И.В. Бестужева-Лады, Ю.Р. Вишневского, С.И. Голода, Т.А. Гурко, О.Н. Дудченко, И.В. Калабихина, В.В. Солодовникова, В.С. Языкова и другие. Семейный уклад, история жизни семьи изучали О. Ткач, Ж.Чернова и другие.
Анализ социальных функций семьи осуществлен в работах В.В. Бодровой, Э.К. Васильевой, В. Голофаста, Е.М. Левина, Н.В. Маляровой, М.С. Мацковского и др.
В ряде работ раскрыты социально-психологические проблемы семейно- брачных отношений и роли семьи в процессе формирования личности (А.А. Авдуев, Т.М. Афанасьева, Л.И. Божович, И.В. Гребенников, В.В. Горшкова, В.М. Медков, Б.С. Павлов, А.В. Петровский, Т.М. Трапезникова, А.Г. Харчев, Э. Эйдермиллер, З.А. Янкова и др.
Проблема развития отношений внутри семьи и влияние родительской семьи на молодых супругов изучены в работах С.В. Ковалева, И.С. Кона, А.Н. Обозовой, Р.В. Овчаровой; распределение супружеских ролей – в работах Е.Ю. Алешиной, А.С. Воловича, Л.Я. Гозмана, Т.А. Гурко, Е.М. Дубовской и других.
Вопросы воспитания нравственных качеств будущего семьянина исследовали Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонский, Л.Я. Верб, С.В. Ковалева, А.С. Макаренко, С.С. Москвина, Л.М. Панкова, М.Н. Певзнер, В.А. Сухомлинский, Б.А. Титов, Н.С. Хорошилова и другие.
Гендерная социализация осуществляется в рамках различных социальных институтов: семьи, школы, СМИ, государства и т.д. Отечественные и зарубежные ученые уделяют значительное внимание исследованию процесса усвоения гендерных норм. Так, механизмы воспроизводства разделения семейных обязанностей между мужчинами и женщинами через социализацию в семье рассматривает ряд исследоватеktq: К. Миллет, Л.Томпсон, Н. Чодоров и др. В трудах Ю.А. Гаспаряна, С.И. Голода? Т.Л. Гурко, И.С. Кона, В.Л. Рамих через анализ эволюции семейно-брачных отношений проводится идея о конструировании гендерных норм через передачу их новым поколениям. В статье Л.А. Арутюновой и Т.А. Репиной делается акцент на использовании родителями гендерной дифференциации в выборе игрушек, одежды и т.д. для трансляции детям определенных представлений, навыков. На проблемы гендерной социализации в неполных семьях указывают С.С. Балабанов и 3.М. Саралиева.
Представленные в науке теории гендерной социализации рассматривают различные механизмы усвоения гендерных представлений:
• идентификация с отцом (для мальчиков) и матерью (для девочек) (психоаналитическое направление: Л. Силвермэн, З. Фрейд, Э. Эриксон);
• подражание, наблюдение, подкрепленное поощрением со стороны взрослых за соответствующее полу поведение (представители теории социального научения: Л. Бандура, Д. Лини, Р. Уолтере);
• формирование с помощью категоризации определенной когнитивной структуры – гендерной схемы, которая организует и направляет восприятие индивида (теория гендерной схемы разработана С. Беем);
• овладение языком, становление интеллекта (когнитивное направление: Л.С.Выготский, Л. Коулберг, Ж. Пиаже).
Проблемы в области дошкольного образования исследуют в своих работах Ю.А. Карпова, В.Я. Ляудис, А.И.Субетто и др.
Проблемы неполной семьи описаны в работах Т.С. Зубковой, Е.В. Кузнецовой, Е.П. Тонконогой, Т.Н. Поддубной, А.О. Поддубного, Л.И. Савинова Н.В. Тимошина, и др.
Вопросы организации социально-психологической поддержки семьи рассматриваются Б.Н. Алмазовым, О.Ю. Арсентьевой, А.В. Артюховым, В.Н. Архангельским, P.M. Ахмадануровым, Е.Б. Бреевой, Т.А. Гурко, С.В. Дармодехиным, З.П. Замараевой, Е.Ф. Лаховой, З.Х. Саралиевой, А.В. Старшиновой, В.Ф. Туринским, Е.И. Холостовой, Е.Р. Ярской-Смирновой. В трудах данных ученых определены типичные проблемы, которые возникают при осуществлении социально-психологической поддержки различным категориям семей, в том числе социально уязвимым семьям.
Объектом исследования является социально-психологическое сопровождение неполных семей с дошкольником.
Предмет исследования – социально-психологическое сопровождение неполных семей посредством гендерной социализации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования – охарактеризовать особенности социально- психологического сопровождения неполной семьи и разработать рекомендации по совершенствованию данного процесса на основе гендерной социализации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Задачи:
• рассмотреть теоретические основания социально-психологического сопровождения неполной семьи с дошкольником;
• охарактеризовать сущность и содержание социально-психологического сопровождения неполной семьи на основе гендерной социализации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения;
• провести диагностику социальных проблем неполной семьи с дошкольником и разработать программу социально-психологического сопровождения неполной семье в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической базой исследования послужили: теории социализации и социальной адаптации личности (Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, А.А. Реан); теория развития личности в процессе обучения и воспитания (Л.С. Выготский, Я. Корчак, А.Н. Леонтьев, Б.Т.Лихачев, Д.И. Фельдштейн и др.); теория индивидуально-типологических различий (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов и др.); теория семейных структур (С. Минухин, Д.Олсон, А.В. Черников), социальной сущности семьи и важнейших аспектов ее жизнедеятельности (В.Г.Афанасьев, С.В.Дармодехин, А.Г.Вишневский, М.С.Мацковский, А.Г. Харчев и др.); исследования психологических аспектов семьи и семейных отношений (Т.М. Афанасьева, А.А. Бодалев, Б.З. Вульфов, В.Н.Гуров, Я.Л. Коломинский, А.С.Спиваковская и др.), социализации ребенка в семье (В.И. Барский, И.В. Бестужев-Лада, И.В. Гребенников, А.В. Мудрик и др.); основы теории воспитательных систем (И.Д. Демакова, В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова и др.); концепции проектирования жизненного и профессионального самоопределения детей на гендерной основе (С.Г.Броневщук, Л.Ф.Шустова, С.Н.Чистякова, Е.Ярская-Смирнова); концепции половой социализации (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Клецина, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, В.И. Слободчиков); аксиологический подход (Б.М. Бим-Бад, Б.С.Гершунский, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, В.А.Сластенин, Г.И. Чижакова и др.); системно-деятельностный (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, А.Н.Леонтьев, В.В.Рубцов, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.); поведенческий подход в социально-психологической практике (А.Бандура, И.П. Павлов, Б.Ф.Скинер, Э. Торндайк, Д.Б. Уотсон).
Методы исследования: теоретический анализ литературы (позволил провести анализ социально-психологического сопровождения неполной семьи); анализ нормативно-правовых документов (позволил изучить нормативно-правовую базу, выявить концептуальные подходы к решению проблем изучаемой категории); социологические метод сбора данных (экспертный опрос, анкетирование, наблюдение); анализа полученных результатов, математические методы обработки результатов исследования.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты всех уровней, труды отечественных ученых по теме исследования, а также, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, практические материалы МДОУ детский сад №11 комбинированного вида г. Валуйки Белгородской области.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором выпускной квалификационной работы социального исследования: «Диагностика социальных проблем неполной семьи с дошкольником» (на базе МДОУ детский сад №11 комбинированного вида г. Валуйки Белгородской области) (март-апрель 2017г.) – анкетирование специалистов на базе МДОУ детский сад №11 комбинированного вида г. Валуйки Белгородской области (n=10), анкетирование родителей (n=21); проективные методики для детей (n=10).
Теоретико-практическая значимость исследования. Изучение теоретических основ социально-психологического сопровождения неполной семьи с дошкольником позволило: выявить характерные особенности данной категории семей, определяющие важнейшие элементы их жизнедеятельности; дать характеристику основным категориям таких семей с точки зрения, социально- экономических, психологических, медицинских и других проблем; определить основные направления и особенности социально-психологического сопровождения в контексте гендерной социализации детей из неполной семьи в дошкольных образовательных учреждениях, что может быть использовано в преподавании в вузе для направления подготовки «Социальная работа».
Полученные в результате исследования данные целесообразно использовать для совершенствования социально-психологической работы с неполной семьей в условиях дошкольного образовательных учреждения, а также в работе МДОУ детский сад №11 комбинированного вида г. Валуйки Белгородской области, других образовательных учреждениях, осуществляющих работу в данном направлении.
Апробация работы. Выпускная квалификационная работа прошла апробацию в ходе преддипломной практики на базе МДОУ детский сад №11 комбинированного вида г. Валуйки Белгородской области (2018г.).
Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу МДОУ детский сад №11 комбинированного вида г. Валуйки Белгородской области
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Неполной семьей считается семья с одни родителем и детьми, иногда совместно проживает кто-либо из родственников (неполная расширенная семья). Есть примеры, когда в неполных семьях детей воспитывают бабушки и дедушки (или только бабушки), а родители отсутствуют, обычно по причине асоциального образа жизни.
В качестве основных задач социально-психологического сопровождения выступают следующие: поддержка функционального гомеостаза семейной системы; помощь в преодолении кризисных ситуаций; помощь в создании условий для безопасного развития приемного ребенка; коррекция нарушенного поведения; нивелирование воздействий девиаций ребенка на семью; формирование навыков поведения в социуме. Можно сказать, что социально-психологическое сопровождение – это: один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки, психологической помощи; интегративная технология — создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов образования; процесс особого рода событийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в нем.
В процессе изучения теоретического аспекта по теме исследования, мы выяснили, что целью данного процесса является оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе, что может достигаться посредством социально-психологического сопровождения. Для достижения поставленной цели специалисту, осуществляемому социально-психологическое сопровождение неполной семьи необходимо: осуществлять деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка; прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка; организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога; помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка; помочь родителю и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя; информировать о возможных правовых мерах защиты неполной семьи; оказать помощь в сфере эмоционально- психологического здоровья; формировать нравственно-правовую устойчивость членов неполной семьи.
Объектом воздействия в неполной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама неполная семья, в целом, как коллектив.
В деятельности ДОУ определяются следующие этапы в работе с семьей: ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство); изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей); просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса); коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая работа в семье).
На основе проведенного теоретического и эмпирического исследования, считаем необходимым в качестве рекомендаций к выпускной квалификационной работе предложить Программу социально-психологического сопровождения неполной семьи (с элементами коррекции детско-родительских отношений и развития гендерного самосознания детей) в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Первый блок включает программу, целю который должно стать: создание системы взаимодействия всех участников процесса социализации для обеспечения эффективной работы по повышению роли семьи в воспитании детей и изучение условий совершенствования психолого-педагогической культуры родителей с целью определения их воспитательных возможностей и создание скоординированной системы помощи детям, родителям и воспитателям.
Второй блок связан с формирование половозрастной идентификации детей в дошкольных учреждениях.
Разработаны гендерные индикаторы для субъектов гендерной социализации детей. Методически грамотно и ответственно проведенная работа посредством данных индикаторов позволит родителям и социальному педагогу создать условия для выстраивания гендерных отношений в дошкольном детстве и задаст перспективу для полимодельного гендерного развития девочек и мальчиков.
Программа «Я-девочка и Я-мальчик призвана способствовать развитию гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста в педагогически организованных условиях. На основе проведенного теоретического и эмпирического исследования считаем необходимым в качестве рекомендаций к выпускной квалификационной работе предложить Программу коррекции детско- родительских отношений в неполной семье в условиях дошкольного образовательного учреждения «Наша дружная семья».
Цель программы: устранение нарушений в детско-родительских отношениях, возникающих в неполных семьях воспитывающих старших дошкольников.
Программа нацелена на психологическую коррекционную работу с детьми и их родителями в преддверии «кризиса 7 лет», что свидетельствует и о ее профилактическом характере, направленном на предупреждение осложнений у будущего младшего школьника.
Прогнозируемые результаты. Детско-родительская коррекция отношений в представленной программе выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.
В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников и партнеров, потому что играющий с ним родитель старается понять его чувства, поступки, точку зрения. Такое поведение усиливает веру в установившиеся отношения, облегчает ребенку понятие собственного «я».
Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности.
Ребенок получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.
Дети учатся выражать свои чувства словами, выражать эмоции и распознавать их, что является профилактикой алекситимии и психосоматических заболеваний и невротических расстройств.
В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям, проявляют эмпатию и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.
Родители на занятиях проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов. Подчинение и детей и взрослых единым правилам игры дают ребенку возможность почувствовать свою значимость, способствуют укреплению волевых качеств.
В рамках программы, нами предложена организация и проведения тренинга по оптимизации детско-родительских отношений в неполной семье в ДОУ, целью которого является обеспечение теоретико-практической готовности родителей для повышения эффективности взаимодействия в сфере детско-родительских отношений.
Результатом должны стать: расширение возможностей понимания своего ребенка родителем из неполной семьи; улучшение рефлексии родителем во взаимоотношении с ребенком; выработка новых навыков взаимодействия с ребенком; активизация коммуникации в семье.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ