РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОДРАМЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития самосознания личности студентов 9
1.1. Проблема самосознания личности студентов в отечественной и
зарубежной психологии 9
1.2. Психодрама как метод развития самосознания личности 19
1.3. Структурные компоненты, формы, особенности и процесс построения
психодрматических занятий 24
Глава 2. Развитие самосознания личности студентов-психологов в процессе психодрамы 32
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 32
2.2. Изучение компонентов самосознания личности студентов-
психологов 36
2.3. Разработка и реализация программы психодраматических занятий со
студентами-психологами 46
2.4. Динамика развития компонентов самосознания личности студентов-
психологов 53
Заключение 57
Список источников 62
Приложения
Глава 1. Теоретические основы развития самосознания личности студентов 9
1.1. Проблема самосознания личности студентов в отечественной и
зарубежной психологии 9
1.2. Психодрама как метод развития самосознания личности 19
1.3. Структурные компоненты, формы, особенности и процесс построения
психодрматических занятий 24
Глава 2. Развитие самосознания личности студентов-психологов в процессе психодрамы 32
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 32
2.2. Изучение компонентов самосознания личности студентов-
психологов 36
2.3. Разработка и реализация программы психодраматических занятий со
студентами-психологами 46
2.4. Динамика развития компонентов самосознания личности студентов-
психологов 53
Заключение 57
Список источников 62
Приложения
Актуальность исследования. Период студенчества является важным этапом в жизни каждого человека. Ведущей жизненной интенцией данного возрастного этапа выступает экзистенциальное стремление к самоопределению. Это стремление задает феноменологию индивидуального опыта в качестве ведущего жизненного смысла, определяет содержание и динамику развития личности. Молодой человек принимает решение о том, кем он хочет стать в жизни, но еще не осознает, в полной мере, каким он хочет быть для себя самого. Главной задачей периода студенчества является процесс созидания, формирования себя самого как личности.
Процесс вступления личности в самостоятельную, социальную и трудовую деятельность порою приобретает драматический характер и, следовательно, нуждается в личностно-ориентированном психологическом сопровождении. Центральным адресатом этой помощи является сфера самосознания личности студента.
Большинство исследователей данной сферы опираются на положение о тесной связи развития самосознания и характера активности личности в социальной жизни. Процесс развития самосознания связывают со степенью осознанности активности личности, которая понимается как общее динамическое состояние человека, реализующаяся на разных уровнях его функционирования, имеет широкое содержание (от предметно-практической деятельности до смыслообразующей) и направленность (на себя и вовне). В этой связи, самосознание представляется внутренним ценностно-смысловым планом активности в адрес «Я», которая опосредована социокультурной ситуацией развития.
Развитие самосознания выступает внутренне-синтезирующей стороной становления важных сфер личности ее жизнедеятельности (установок, мотивов, убеждений, жизненных ориентаций, ценностно-смысловых образований), отражает пристрастные отношения человека к себе, способу своего существования в мире в контексте жизненного пути, представляя сущностные характеристики личности как субъекта.
Основатель метода психодрамы, Я. Морено [42], характеризовал самосознание с точки зрения ролей. Он считал, что не роли рождаются из собственного Я, а собственное Я рождается из ролей. Морено опирался на внутреннюю модель поведения, являющуюся неотъемлемой частью личности. Наш интерес к данной теме обусловлен исследованием возможностей и условий развития самосознания личности в психодраматической работе со студентами-психологами.
Вопрос развития самосознания личности представляется одним из ключевых в современной психологии. Он рассматривается в рамках как отечественных, так и зарубежных психологических исследований. Процесс, характеристики и свойства самосознания, как неотъемлемая сущность человека, рассмотрена в трудах: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищева. Вопросы познания и самоотношения в процессе социокультурного становления рассмотрены в работах К.А. Альбухановой-Славской, И.С Кона, В.С. Мухиной, С.Р. Пантелеева, В.А. Петровского, В.В. Столина. Вопросы становления самосознания в контексте более общей проблемы развития личности проанализированы в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой. Вклад в разработку социометрического статуса внесли такие ученые как: Г.М. Андреева, Е.М. Дубровская, В.П. Зинченко, Р.Л.Кричевский Я.Л. Морено, Р.В. Овчарова, А.П. Петровский, А.А. Реан, В.Е. Семенов. Й. Бурмайстер, М. Зуретти, Д. Киппер, Р. Марино, Я. Морено, П. Питцеле, Д. Сакс, И. Хегберг, П. Холмс выделили психодраму в число приоритетных практик в работе с юношеским возрастом.
Но, несмотря на множество исследований, проблема развития самосознания студентов-психологов в процессе психодрамы, на наш взгляд, не получила достаточного освещения и необходимой практической разработки. Именно это и вызвало наш интерес к данной теме исследования.
Проблема исследования: каковы условия и особенности развития самосознания личности студентов-психологов в процессе психодрамы?
Объект исследования. Самосознание личности студентов- психологов.
Предмет исследования. Особенности динамики и условия развития самосознания студентов-психологов в процессе психодрамы.
Цель исследования. Выявить условия и особенности развития самосознания личности студентов-психологов в процессе психодрамы.
Гипотеза исследования. Развитие самосознания личности в психодраме обеспечивается динамикой работы группы, направленной на формирование устойчивого положительного опыта спонтанного самопереживания и самопознания.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы развития самосознания личности студентов-психологов в психодраме.
2. Определить актуальный уровень развития самосознания личности студентов-психологов.
3. Разработать и реализовать программу психодраматических занятий, способствующих развитию самосознания личности студентов-психологов.
4. Выявить динамику развития самосознания студентов в процессе специально организованных психодраматических занятий.
Теоретической основой работы послужили:
- концепция актуалгенеза самосознания В.В. Столина, рассматривающая образование личностного смысла «Я» в ситуации поступка; а также модель строения самосознания, как структурного единства процессов самопознания и самоотношения, отличных по генетическим, функциональным и содержательным характеристикам, и связывающихся причинно и результативно процессом самореализации;
- философско-антропологические взгляды Я. Морено о роли спонтанности в развитии личности, теория ролей, социометрический подход к представлению межличностных и внутриличностых процессов.
Методы исследования. В работе использован комплекс методов исследования, который представлен следующими группами. Теоретические методы: обобщение и интерпретация литературы, связанной с различными аспектами рассматриваемой проблемы. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование, самоотчеты участников. Экспериментальный метод организации и построения психодраматического процесса. Для статистической обработки результатов эмпирического исследования использовались следующие методы математической статистики: абсолютная и относительная частота (проценты); коэффициент корреляции Пирсона. Обработка количественных данных проводилась с помощью программы вычисления IBM SPSS Statistics19.
Для проверки исходных предположений использовались взаимодополняющие методики:
- Тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев);
- «Самоактуализационный тест» - САТ (Э. Шостром);
- «Тест-опросник самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);
- Опросник исследования самоотношения (МИС).
- Методика исследования самооценки (С.А. Будасси);
База и выборка исследования. Эмпирическое исследование было проведено на базе НИУ «БелГУ», педагогического института, факультета психологии. Выборка испытуемых состояла из 33 студентов старших курсов: 29 девушек и 4 юношей, в возрасте от 19 до 24 лет.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Развитие самосознания личности студента-психолога рассматривается как процесс формирования положительного ценностного отношения к разным аспектам «Я» и как внутренний личностный опыт спонтанного самопознания и самопереживания, который может быть приобретен в процессе специально организованной психодраматической практики. Психодрама используется как метод изучения и развития процесса самосознания личности студента-психолога.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике сопровождения личности студентов в рамках психологической службы вуза. В исследовании представлены техники, приемы, и содержание психодраматических занятий, направленных на развитие механизмов самосознания, что в последующем может быть использовано для решения различных практических задач в системе высшего образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие самосознания личности в психодраме является сложным динамичным процессом специально-организованного социального взаимодействия, в котором воссоздаются и актуализируются значимые Я- ситуации.
2. Потенциал развития основных компонентов самосознания личности обеспечивается построением психодраматического занятия, направленного на формирование осознанного опыта самопознания, самопринятия и самоуважения.
3. Особенности развития самосознания студентов-психологов в психодраматическом процессе обусловлены его непосредственным влиянием на эмоциональный план самопознания личности, что опосредует перестройку когнитивного плана самосознания и тем самым приводит к преобразованию всей сферы самосознания личности студента-психолога.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась на базе НИУ «БелГУ», педагогического института, факультета психологии. Разработанная психодраматическая программа развития самосознания студентов передана психологам студенческой психологической службы.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложения. Работа изложена на 79 страницах, имеет: 7 рисунков ,1 таблицу, 10 приложений.
Процесс вступления личности в самостоятельную, социальную и трудовую деятельность порою приобретает драматический характер и, следовательно, нуждается в личностно-ориентированном психологическом сопровождении. Центральным адресатом этой помощи является сфера самосознания личности студента.
Большинство исследователей данной сферы опираются на положение о тесной связи развития самосознания и характера активности личности в социальной жизни. Процесс развития самосознания связывают со степенью осознанности активности личности, которая понимается как общее динамическое состояние человека, реализующаяся на разных уровнях его функционирования, имеет широкое содержание (от предметно-практической деятельности до смыслообразующей) и направленность (на себя и вовне). В этой связи, самосознание представляется внутренним ценностно-смысловым планом активности в адрес «Я», которая опосредована социокультурной ситуацией развития.
Развитие самосознания выступает внутренне-синтезирующей стороной становления важных сфер личности ее жизнедеятельности (установок, мотивов, убеждений, жизненных ориентаций, ценностно-смысловых образований), отражает пристрастные отношения человека к себе, способу своего существования в мире в контексте жизненного пути, представляя сущностные характеристики личности как субъекта.
Основатель метода психодрамы, Я. Морено [42], характеризовал самосознание с точки зрения ролей. Он считал, что не роли рождаются из собственного Я, а собственное Я рождается из ролей. Морено опирался на внутреннюю модель поведения, являющуюся неотъемлемой частью личности. Наш интерес к данной теме обусловлен исследованием возможностей и условий развития самосознания личности в психодраматической работе со студентами-психологами.
Вопрос развития самосознания личности представляется одним из ключевых в современной психологии. Он рассматривается в рамках как отечественных, так и зарубежных психологических исследований. Процесс, характеристики и свойства самосознания, как неотъемлемая сущность человека, рассмотрена в трудах: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищева. Вопросы познания и самоотношения в процессе социокультурного становления рассмотрены в работах К.А. Альбухановой-Славской, И.С Кона, В.С. Мухиной, С.Р. Пантелеева, В.А. Петровского, В.В. Столина. Вопросы становления самосознания в контексте более общей проблемы развития личности проанализированы в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой. Вклад в разработку социометрического статуса внесли такие ученые как: Г.М. Андреева, Е.М. Дубровская, В.П. Зинченко, Р.Л.Кричевский Я.Л. Морено, Р.В. Овчарова, А.П. Петровский, А.А. Реан, В.Е. Семенов. Й. Бурмайстер, М. Зуретти, Д. Киппер, Р. Марино, Я. Морено, П. Питцеле, Д. Сакс, И. Хегберг, П. Холмс выделили психодраму в число приоритетных практик в работе с юношеским возрастом.
Но, несмотря на множество исследований, проблема развития самосознания студентов-психологов в процессе психодрамы, на наш взгляд, не получила достаточного освещения и необходимой практической разработки. Именно это и вызвало наш интерес к данной теме исследования.
Проблема исследования: каковы условия и особенности развития самосознания личности студентов-психологов в процессе психодрамы?
Объект исследования. Самосознание личности студентов- психологов.
Предмет исследования. Особенности динамики и условия развития самосознания студентов-психологов в процессе психодрамы.
Цель исследования. Выявить условия и особенности развития самосознания личности студентов-психологов в процессе психодрамы.
Гипотеза исследования. Развитие самосознания личности в психодраме обеспечивается динамикой работы группы, направленной на формирование устойчивого положительного опыта спонтанного самопереживания и самопознания.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы развития самосознания личности студентов-психологов в психодраме.
2. Определить актуальный уровень развития самосознания личности студентов-психологов.
3. Разработать и реализовать программу психодраматических занятий, способствующих развитию самосознания личности студентов-психологов.
4. Выявить динамику развития самосознания студентов в процессе специально организованных психодраматических занятий.
Теоретической основой работы послужили:
- концепция актуалгенеза самосознания В.В. Столина, рассматривающая образование личностного смысла «Я» в ситуации поступка; а также модель строения самосознания, как структурного единства процессов самопознания и самоотношения, отличных по генетическим, функциональным и содержательным характеристикам, и связывающихся причинно и результативно процессом самореализации;
- философско-антропологические взгляды Я. Морено о роли спонтанности в развитии личности, теория ролей, социометрический подход к представлению межличностных и внутриличностых процессов.
Методы исследования. В работе использован комплекс методов исследования, который представлен следующими группами. Теоретические методы: обобщение и интерпретация литературы, связанной с различными аспектами рассматриваемой проблемы. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование, самоотчеты участников. Экспериментальный метод организации и построения психодраматического процесса. Для статистической обработки результатов эмпирического исследования использовались следующие методы математической статистики: абсолютная и относительная частота (проценты); коэффициент корреляции Пирсона. Обработка количественных данных проводилась с помощью программы вычисления IBM SPSS Statistics19.
Для проверки исходных предположений использовались взаимодополняющие методики:
- Тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев);
- «Самоактуализационный тест» - САТ (Э. Шостром);
- «Тест-опросник самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);
- Опросник исследования самоотношения (МИС).
- Методика исследования самооценки (С.А. Будасси);
База и выборка исследования. Эмпирическое исследование было проведено на базе НИУ «БелГУ», педагогического института, факультета психологии. Выборка испытуемых состояла из 33 студентов старших курсов: 29 девушек и 4 юношей, в возрасте от 19 до 24 лет.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Развитие самосознания личности студента-психолога рассматривается как процесс формирования положительного ценностного отношения к разным аспектам «Я» и как внутренний личностный опыт спонтанного самопознания и самопереживания, который может быть приобретен в процессе специально организованной психодраматической практики. Психодрама используется как метод изучения и развития процесса самосознания личности студента-психолога.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике сопровождения личности студентов в рамках психологической службы вуза. В исследовании представлены техники, приемы, и содержание психодраматических занятий, направленных на развитие механизмов самосознания, что в последующем может быть использовано для решения различных практических задач в системе высшего образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие самосознания личности в психодраме является сложным динамичным процессом специально-организованного социального взаимодействия, в котором воссоздаются и актуализируются значимые Я- ситуации.
2. Потенциал развития основных компонентов самосознания личности обеспечивается построением психодраматического занятия, направленного на формирование осознанного опыта самопознания, самопринятия и самоуважения.
3. Особенности развития самосознания студентов-психологов в психодраматическом процессе обусловлены его непосредственным влиянием на эмоциональный план самопознания личности, что опосредует перестройку когнитивного плана самосознания и тем самым приводит к преобразованию всей сферы самосознания личности студента-психолога.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась на базе НИУ «БелГУ», педагогического института, факультета психологии. Разработанная психодраматическая программа развития самосознания студентов передана психологам студенческой психологической службы.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложения. Работа изложена на 79 страницах, имеет: 7 рисунков ,1 таблицу, 10 приложений.
Период студенчества является важным этапом в жизни каждого человека. Ведущей жизненной интенцией данного возрастного этапа выступает экзистенциальное стремление к самоопределению. Это стремление задает феноменологию индивидуального опыта в качестве ведущего жизненного смысла, определяет содержание и динамику развития личности. Молодой человек принимает решение о том, кем он хочет стать в жизни, но еще не осознает, в полной мере, каким он хочет быть для себя самого. Главной задачей периода студенчества является процесс созидания, формирования себя самого как личности.
Процесс вступления личности в самостоятельную, социальную и трудовую деятельность порою приобретает драматический характер и, следовательно, нуждается в личностно-ориентированном психологическом сопровождении. Центральным адресатом этой помощи является сфера самосознания личности студента.
Большинство исследователей данной сферы опираются на положение о тесной связи развития самосознания и характера активности личности в социальной жизни. Процесс развития самосознания связывают со степенью осознанности активности личности, которая понимается как общее динамическое состояние человека, реализующаяся на разных уровнях его функционирования, имеет широкое содержание (от предметно-практической деятельности до смыслообразующей) и направленность (на себя и вовне). В этой связи, самосознание представляется внутренним ценностно-смысловым планом активности в адрес «Я», которая опосредована социокультурной ситуацией развития.
Развитие самосознания выступает внутренне-синтезирующей стороной становления важных сфер личности ее жизнедеятельности (установок, мотивов, убеждений, жизненных ориентаций, ценностно-смысловых образований), отражает пристрастные отношения человека к себе, способу своего существования в мире в контексте жизненного пути, представляя сущностные характеристики личности как субъекта.
Основатель метода психодрамы, Я. Морено характеризовал самосознание с точки зрения ролей. Он считал, что не роли рождаются из собственного Я, а собственное Я рождается из ролей. Морено опирался на внутреннюю модель поведения, являющуюся неотъемлемой частью личности.
Современная психодрама - является как групповым, так и индивидуальным методом работы с личностью. В основе метода лежат принципы принятия «роли в воображении и воображаемый обмен ролями на эмоциональном уровне». В процессе ролевой динамики происходит последовательное формирование социальных, соматических, психических, и трансцендентных ролей.
Вопрос развития самосознания личности представляется одним из ключевых в современной психологии. Он рассматривается в рамках как отечественных, так и зарубежных психологических исследований. Процесс, характеристики и свойства самосознания, как неотъемлемая сущность человека, рассмотрена в трудах: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищева. Вопросы познания и самоотношения в процессе социокультурного становления рассмотрены в работах К.А. Альбухановой-Славской, И.С Кона, В.С. Мухиной, С.Р. Пантелеева, В.А. Петровского, В.В. Столина. Вопросы становления самосознания в контексте более общей проблемы развития личности проанализированы в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой. Вклад в разработку социометрического статуса внесли такие ученые как: Г.М. Андреева, Е.М. Дубровская, В.П. Зинченко, Р.Л. Кричевский Я.Л. Морено, Р.В. Овчарова, А.А. Реан, В.Е. Семенов.
Й. Бурмайстер, М. Зуретти, Д. Киппер, Р. Марино, Я. Морено, П. Питцеле, Д. Сакс, И. Хегберг, П. Холмс выделили психодраму в число приоритетных практик в работе с юношеским возрастом.
Но, несмотря на множество исследований, проблема развития самосознания студентов-психологов в процессе психодрамы, на наш взгляд, не получила достаточного освещения и необходимой практической разработки. Именно это и вызвало наш интерес к данной теме исследования.
Результаты первичного исследования показали, что что когнитивный компонент самосознания студентов характеризуется частым сравнением себя с другими людьми, собственной неуверенностью, нередким сопоставлением своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других; зависимостью от мнения окружающих; сформированным искаженным представлением о себе. Эмоционально-ценностный компонент самосознания характеризуется регулярным ожиданием отношения к себе других, то есть, это говорит о зависимости студентов от внешней оценки; респонденты со сниженным уровнем самоуважения, что свидетельствует о слабой вере в собственные силы и способности, они недооценивают свои возможности. По отношению к себе могут проявлять такие чувства, как раздражение, презрение, редкие издевки, вынесение самоприговора («и поделом тебе»). Регуляторный компонент самосознания характеризуется слабым представлением студентов о себе в деятельности; ситуативным управлением и контролем себя.
С целью развития компонентов самосознания, была разработана коррекционно-развивающая программа. Для ее реализации было предусмотрено 9 еженедельных занятий, продолжительностью 120 минут.
Проведенное исследование позволило выделить основной механизм психодраматического подхода к развитию самосознания личности, которым является комплексное проигрывание «Я-ситуаций» студентов с активным участием группы и построение разносторонней положительной обратной связи о продуктивных способах самопроявления личности. В результате происходит актуализация внутренних процессов самопознания и самопонимания, на основе которых выстраивается позитивное ценностное принятие личности себя в своей соотнесенности с миром.
Полученные результаты экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике изменений в развитии самосознания студентов- психологов контрольной группы. Особо существенные изменения претерпевает эмоционально-ценностный и регулятивный компоненты, что свидетельствует о реализованном адекватном представление студентов о себе в деятельности и общении, они стали увереннее управлять своим поведением и контролировать себя, осознанно отвечают за каждый свой выбор, принимают на себя ответственность. Получая позитивный опыт самопереживания и самопознания в психодраме, более четко и ясно начинают оценивать свою жизнь как процесс, связывая в единую логику свое прошлое, настоящее и будущее.
Развитие самосознания личности в психодраме является сложным динамическим процессом специально-организованного социального взаимодействия, в котором воссоздаются и актуализируются значимые Я- ситуации.
Потенциал развития основных компонентов самосознания личности обеспечивается построением психодраматического занятия, направленного на формирование осознанного опыта самопознания, самопринятия и самоуважения.
Особенности развития самосознания студентов-психологов в психодраматическом процессе обусловлены его непосредственным влиянием на эмоциональный план самопознания личности, что опосредует перестройку когнитивного плана самосознания и тем самым приводит к преобразованию всей сферы самосознания личности студента-психолога.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что в психодраме формируется позитивный опыт самоотношения студентов- психологов. Этот опыт складывается в сложном процессе, в котором «Я» личности получает возможность своего социального воплощения и, обретая индивидуально-ценностное содержание, вызывает к жизни внутреннюю активность.
Развитие самосознания личности студента-психолога рассматривается как процесс формирования положительного ценностного отношения к разным аспектам «Я» и как внутренний личностный опыт спонтанного самопознания и самопереживания, который может быть приобретен в процессе специально организованной психодраматической практики. Психодрама используется как метод изучения и развития процесса самосознания личности студента-психолога.
Результаты исследования могут быть использованы в практике сопровождения личности студента в рамках психологической службы вуза. В исследовании представлены техники, приемы, и содержание психодраматических занятий, направленных на развитие механизмов самосознания, что в последующем может быть использовано для решения различных практических задач в системе высшего образования.
Таким образом, в данном исследовании были решены все поставленные задачи, достигнута цель, гипотеза подтверждена.
Процесс вступления личности в самостоятельную, социальную и трудовую деятельность порою приобретает драматический характер и, следовательно, нуждается в личностно-ориентированном психологическом сопровождении. Центральным адресатом этой помощи является сфера самосознания личности студента.
Большинство исследователей данной сферы опираются на положение о тесной связи развития самосознания и характера активности личности в социальной жизни. Процесс развития самосознания связывают со степенью осознанности активности личности, которая понимается как общее динамическое состояние человека, реализующаяся на разных уровнях его функционирования, имеет широкое содержание (от предметно-практической деятельности до смыслообразующей) и направленность (на себя и вовне). В этой связи, самосознание представляется внутренним ценностно-смысловым планом активности в адрес «Я», которая опосредована социокультурной ситуацией развития.
Развитие самосознания выступает внутренне-синтезирующей стороной становления важных сфер личности ее жизнедеятельности (установок, мотивов, убеждений, жизненных ориентаций, ценностно-смысловых образований), отражает пристрастные отношения человека к себе, способу своего существования в мире в контексте жизненного пути, представляя сущностные характеристики личности как субъекта.
Основатель метода психодрамы, Я. Морено характеризовал самосознание с точки зрения ролей. Он считал, что не роли рождаются из собственного Я, а собственное Я рождается из ролей. Морено опирался на внутреннюю модель поведения, являющуюся неотъемлемой частью личности.
Современная психодрама - является как групповым, так и индивидуальным методом работы с личностью. В основе метода лежат принципы принятия «роли в воображении и воображаемый обмен ролями на эмоциональном уровне». В процессе ролевой динамики происходит последовательное формирование социальных, соматических, психических, и трансцендентных ролей.
Вопрос развития самосознания личности представляется одним из ключевых в современной психологии. Он рассматривается в рамках как отечественных, так и зарубежных психологических исследований. Процесс, характеристики и свойства самосознания, как неотъемлемая сущность человека, рассмотрена в трудах: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищева. Вопросы познания и самоотношения в процессе социокультурного становления рассмотрены в работах К.А. Альбухановой-Славской, И.С Кона, В.С. Мухиной, С.Р. Пантелеева, В.А. Петровского, В.В. Столина. Вопросы становления самосознания в контексте более общей проблемы развития личности проанализированы в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой. Вклад в разработку социометрического статуса внесли такие ученые как: Г.М. Андреева, Е.М. Дубровская, В.П. Зинченко, Р.Л. Кричевский Я.Л. Морено, Р.В. Овчарова, А.А. Реан, В.Е. Семенов.
Й. Бурмайстер, М. Зуретти, Д. Киппер, Р. Марино, Я. Морено, П. Питцеле, Д. Сакс, И. Хегберг, П. Холмс выделили психодраму в число приоритетных практик в работе с юношеским возрастом.
Но, несмотря на множество исследований, проблема развития самосознания студентов-психологов в процессе психодрамы, на наш взгляд, не получила достаточного освещения и необходимой практической разработки. Именно это и вызвало наш интерес к данной теме исследования.
Результаты первичного исследования показали, что что когнитивный компонент самосознания студентов характеризуется частым сравнением себя с другими людьми, собственной неуверенностью, нередким сопоставлением своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других; зависимостью от мнения окружающих; сформированным искаженным представлением о себе. Эмоционально-ценностный компонент самосознания характеризуется регулярным ожиданием отношения к себе других, то есть, это говорит о зависимости студентов от внешней оценки; респонденты со сниженным уровнем самоуважения, что свидетельствует о слабой вере в собственные силы и способности, они недооценивают свои возможности. По отношению к себе могут проявлять такие чувства, как раздражение, презрение, редкие издевки, вынесение самоприговора («и поделом тебе»). Регуляторный компонент самосознания характеризуется слабым представлением студентов о себе в деятельности; ситуативным управлением и контролем себя.
С целью развития компонентов самосознания, была разработана коррекционно-развивающая программа. Для ее реализации было предусмотрено 9 еженедельных занятий, продолжительностью 120 минут.
Проведенное исследование позволило выделить основной механизм психодраматического подхода к развитию самосознания личности, которым является комплексное проигрывание «Я-ситуаций» студентов с активным участием группы и построение разносторонней положительной обратной связи о продуктивных способах самопроявления личности. В результате происходит актуализация внутренних процессов самопознания и самопонимания, на основе которых выстраивается позитивное ценностное принятие личности себя в своей соотнесенности с миром.
Полученные результаты экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике изменений в развитии самосознания студентов- психологов контрольной группы. Особо существенные изменения претерпевает эмоционально-ценностный и регулятивный компоненты, что свидетельствует о реализованном адекватном представление студентов о себе в деятельности и общении, они стали увереннее управлять своим поведением и контролировать себя, осознанно отвечают за каждый свой выбор, принимают на себя ответственность. Получая позитивный опыт самопереживания и самопознания в психодраме, более четко и ясно начинают оценивать свою жизнь как процесс, связывая в единую логику свое прошлое, настоящее и будущее.
Развитие самосознания личности в психодраме является сложным динамическим процессом специально-организованного социального взаимодействия, в котором воссоздаются и актуализируются значимые Я- ситуации.
Потенциал развития основных компонентов самосознания личности обеспечивается построением психодраматического занятия, направленного на формирование осознанного опыта самопознания, самопринятия и самоуважения.
Особенности развития самосознания студентов-психологов в психодраматическом процессе обусловлены его непосредственным влиянием на эмоциональный план самопознания личности, что опосредует перестройку когнитивного плана самосознания и тем самым приводит к преобразованию всей сферы самосознания личности студента-психолога.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что в психодраме формируется позитивный опыт самоотношения студентов- психологов. Этот опыт складывается в сложном процессе, в котором «Я» личности получает возможность своего социального воплощения и, обретая индивидуально-ценностное содержание, вызывает к жизни внутреннюю активность.
Развитие самосознания личности студента-психолога рассматривается как процесс формирования положительного ценностного отношения к разным аспектам «Я» и как внутренний личностный опыт спонтанного самопознания и самопереживания, который может быть приобретен в процессе специально организованной психодраматической практики. Психодрама используется как метод изучения и развития процесса самосознания личности студента-психолога.
Результаты исследования могут быть использованы в практике сопровождения личности студента в рамках психологической службы вуза. В исследовании представлены техники, приемы, и содержание психодраматических занятий, направленных на развитие механизмов самосознания, что в последующем может быть использовано для решения различных практических задач в системе высшего образования.
Таким образом, в данном исследовании были решены все поставленные задачи, достигнута цель, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Структура самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Структура самосознания подростков с разным уровнем
конфликтологической культуры
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - Изменения в самоотношении участников долгосрочной Арт-гештальт группы
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ САМООТНОШЕНИЯ У ЖЕНЩИН, ОСУЖДЕННЫХ К ДЛИТЕЛЬНЫМ СРОКАМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С OB3 И НОРМАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИМИСЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ В ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (М. ВОЛОШИН, Н. ГУМИЛЕВ, М. КУЗМИН)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



