Введение 4
1 Теоретические основы управления стоимостью компании 8
1.1 Сущность, цели и задачи финансового менеджмента 8
1.2 Особенности финансов унитарных предприятий 15
1.3 Стоимость как критерий эффективности управления финансами
предприятия 25
2 Подходы к оценке бизнеса и возможность их применения для ФГУП ВГТРК
2.1 Стоимостная характеристика объекта и способы ее оценки 35
2.2 Краткая характеристика деятельности и финансовых показателей ФГУП
ВГТРК 45
2.3 Ценностно-ориентированные способы оценки ФГУП ВГТРК и их
возможности 58
3 Применение стоимостной оценки в системе управления финансами
предприятия 68
3.1 Рыночно - ориентированный способ оценки ФГУП ВГТРК 68
3.2 Оценка эффективности проекта по развитию интернет -телеканала «Восток
24» 75
3.3 Стоимостной подход в управлении непрофильными активами ГТРК
«Владивосток» 86
Заключение 96
Список использованных источников 101
Приложение А 108
Приложение Б 110
Приложение В 111
Приложение Г 112
Приложение Д 113
Приложение Е 115
Приложение Ж 116
Приложение З 117
Приложение И 118
Приложение К 119
Приложение Л 120
Развитие рыночной экономики ведет к необходимости стоимостной оценки капитала компаний. Долгосрочные инвестиционные цели и интересы собственников приводят к постановке задачи неуклонного роста стоимости капитала, решение которой, в свою очередь, требует грамотного управления. Управление стоимостью опирается на научно обоснованные концепции, включает определенные методы и инструментарий, которые служат основой стоимостно - ориентированного подхода, являющегося в свою очередь ядром системы финансового менеджмента. Поскольку конкуренция на рынках капитала во всем мире достаточно высока, и Россия в этом смысле не исключение, так как не меньше других заинтересована в инвестициях в развитие экономики, то совершенствование финансового менеджмента на основе стоимостно - ориентированной концепции является одним из приоритетных направлений.
При этом конечно нельзя не отметить, что внедрение стоимостно-ориентированной модели финансового менеджмента в России наталкивается на ряд сложностей. Можно обозначить как минимум две существенные проблемы. Первая проблема, на наш взгляд, носит мотивационный характер. Сложно стремиться к долгосрочному росту стоимости капитала, в условиях быстро меняющейся экономической среды. Кроме того, в России достаточно высока доля государственных инвестиций, особенно если говорить о крупных компаниях, и тем более об унитарных предприятиях. Государство, как владелец, безусловно заинтересовано в законном и рациональном использовании выделяемых предприятию ресурсов, и ответственность компании в этом смысле не меньше, чем перед частными инвесторами. Однако с точки зрения стоимости привлечения капитала она может быть даже нулевой, так как деньги могут выделяться на безвозмездной основе, а не привлекаются в условиях конкуренции за капитал.
Вторая проблема носит информационный характер. Необходимые для оценки стоимости и соответственно для использования стоимостного подхода данные по большей части отсутствуют, что не позволяет сформировать надежную статистическую базу. Информация, в свою очередь, крайне необходима как для применения методов оценки стоимости, так и для анализа ситуации, формирования адекватных отражающих реальность выводов, на которых в свою очередь должны опираться грамотные управленческие решения и планирование деятельности предприятия.
Поэтому при наличии достаточно проработанной теоретической базы, можно наблюдать весьма слабое практическое внедрение стоимостной концепции в системе финансового менеджмента отечественных компаний, не говоря уже об унитарных предприятиях, что на наш взгляд и обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования является система финансового менеджмента унитарного предприятия.
Предметом исследования выступает стоимостно - ориентированный подход.
Цель исследования - адаптация и обоснование условий применения стоимостно - ориентированного подхода в системе финансового менеджмента унитарного предприятия.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, цели и задачи финансового менеджмента.
2. Определить особенности финансов унитарных предприятий.
3. Дать характеристику стоимостно - ориентированного подхода.
4. Раскрыть сущность подходов к оценке стоимости компании и определить условия и возможности их применения.
5. Дать краткую характеристику деятельности Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Владивосток».
6. Продемонстрировать возможности применения стоимостных критериев в управлении финансами Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Владивосток».
7. Дать рекомендации предприятию по внедрению стоимостно - ориентированного подхода.
Новизна исследования заключается в выявлении особенностей стоимостно - ориентированного подхода в системе финансового менеджмента унитарных предприятий, а также в выработке конкретных рекомендаций для Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Владивосток».
Базой исследования является Филиал ФГУП ВГТРК «ГТРК «Владивосток»
Теоретической основой работы послужили труды российских ученых, среди которых Валдайцев С.В., Егерев И.А., Козырь Ю.В., Когденко В.Г., Мордашов С.Н., Наумов О.И., Федотова М.А. и другие. Также использованы труды зарубежных авторов в сфере оценки и управления стоимостью компании, наиболее известными из которых являются Дамодаран А., Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж., Уолш К. и другие. Кроме того были использованы учебно-методическая литература, материалы научных статей по теме исследования. Информационная основа исследования статистические и рыночные данные, информация бухгалтерской отчетности ФГУП ВГТРК и отдельные показатели деятельности Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Владивосток».
В качестве методов исследования использовались методы экономического и статистического анализа, синтез, моделирование, наблюдение, описание и иные методы научных исследований.
Теоретическая значимость работы заключается в приращении знания в сфере управления финансами предприятия.
Практическая значимость работы заключается в применении стоимостно - ориентированного подхода в системе финансового менеджмента унитарного предприятия.
Апробация результатов исследования была проведена путем публикации статьи: Огнева С.Д., Кривец В.В., Гончарова Т.Г. Управление ресурсами
компании с позиций стоимостно - ориентированного менеджмента. // Экономика и предпринимательство. - М: Редакция журнала "Экономика и предпринимательство"(INTERECONOM Publishing). - 2017. - № 4 (ч.1) (81-1). - С.774 - 780.
Отдельные положения работы использовались при подготовке доклада на международной конференции и опубликованы в сборнике материалов конференции: Огнева С.Д., Кривец В.В., Трансграничное сотрудничество Дальнего Востока России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в информационной сфере: опыт «ГТРК «Владивосток», проблемы и перспективы. // Сборник материалов 2-й Международной научно-практической конференции «Трансграничные рынки товаров и услуг: проблемы исследования». - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2017
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты, связанные с управлением финансами унитарного предприятия и использованию стоимостно - ориентированного подхода.
Вторая глава посвящена теоретическим и практическим аспектам оценки стоимости предприятия с точки зрения различных способов и возможностям использования результатов этих оценок в управлении финансами исследуемой компании.
В третьей главе дается краткая характеристика унитарного предприятия и результатов его деятельности, а так же рассматриваются возможности применения стоимостных критериев в управлении финансами, на основе чего вырабатываются рекомендации по использованию стоимостно - ориентированного подхода.
В последнее время много говорится о стоимостном подходе в управлении предприятием. Однако на практике этот подход не находит широкого применения. Действительно к чему ориентироваться на критерий стоимости, если ее величина прямо пропорциональна фундаментальным характеристикам компании, активам и доходам, зарабатываемым материальными и нематериальными активами предприятия. На наш взгляд, этого было бы достаточно, если бы компания не находилась в неопределенной и неоднородной рыночной среде с ее многочисленными участниками и их интересами. При наличии рынка не только продуктов, но и капиталов, предприятие перестает быть в вакууме, и вынуждено вести эффективную политику продажи собственной продукции и привлечения капитала. Соответственно это и требует при принятии решений ориентироваться в равной степени как на фундаментальные показатели, определяющие стоимость предприятия, так и на независимые рыночные индикаторы.
Понятно, что российский рынок имеет особенности, и механическое копирование и использование различных зарубежных концепций и моделей управления финансами на российских предприятиях не только не приемлемо, но и подчас невозможно. Поэтому инструменты и теории, принятые в зарубежной практике, безусловно, нуждаются в адаптации к российским условиям. Одна из специфических особенностей российской экономики, на наш взгляд, состоит в значительной доле государственного сектора. Несмотря на то, что в России большинство предприятий частные, основную долю рынков практически во всех ключевых отраслях контролируют либо унитарные предприятия, либо компании с государственным участием. Не является исключением и отрасль телевидения и радиовещания, где лидерство принадлежит ФГУП ВГТРК и АО «Первый канал», первое является полностью государственным, а во втором высокая доля государственного участия.
В этой связи целью работы являлся поиск возможностей применения современного стоимостно - ориентированного подхода в системе финансового менеджмента унитарного предприятия, которое обладает своими особенностями.
В соответствии действующим законодательством унитарное предприятие представляет собой коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на закрепленное за ней имущество, то есть по форме собственности это государственное предприятие по целям функционирования коммерческое. Правовой режим имущества унитарных предприятий, предполагает два варианта: право хозяйственного ведения и право оперативного управления (казенное предприятие). Из этого следуют особенности финансов унитарного предприятия, капитал которого формируется государством и которое ограничено в правах распоряжения как имуществом и другими активами, так и финансовыми результатами.
В работе в качестве примера была рассмотрена деятельность ФГУП ВГТРК и его филиала в Приморском крае ГТРК «Владивосток». Анализ показал безусловное лидерство федеральной телерадиовещательной компании, а на территории Приморья ее филиала по масштабу деятельности, что выражается и в охвате телерадиовещанием и в объемных финансовых показателях. Однако эффективность деятельности унитарного предприятия и его филиала оставляет желать много лучшего. В определенной мере это объективный момент, поскольку рекламный рынок со временем сокращается, в виду постепенного смещения интереса аудитории в сторону других источников информации, в первую очередь в сеть интернет. Однако независимо от причин предприятию следует предпринимать шаги по повышению эффективности. Если говорить об эффективности в контексте управления, то первым таким шагом, по нашему мнению, является анализ деятельности компании с позиций стоимости.
Оценка компании с точки зрения доходного и затратного способов оценки, с одной стороны, и рыночного подхода, с другой, показала несостоятельность фундаментально-ориентированных методов оценки, и относительную применимость, рыночно - ориентированного оценочного инструмента. Неприменимость доходного подхода, связана с тем, что унитарное предприятие несет убытки. Кроме того есть сложности с определением рыночной нормы дохода на капитал. Затратный подход не только трудоемок, но и не позволяет независимо оценить интеллектуальные ресурсы компании. При этом ФГУП ВГТРК, очевидно, имеет лидерство на рынке, согласно различным замерам, у нее широкая аудитория и узнаваемость, что однозначный сигнал наличия у компании элементов интеллектуального капитала. Соответственно сравнительный или рыночно - ориентированный способ оценки, в рамках которого можно использовать и иные финансовые показатели, такие как выручка или активы, а также что важно и нефинансовые параметры отраслевой направленности, становится единственным способом объективной оценки.
Такая оценка, и практически выполнима, и относительно объективна, хотя ее надежность зависит от характера исходной информации. В работе стоимость собственного капитала компании по рынку оценивается нами в диапазоне 23 - 32 млрд. руб. или в среднем 27,5 млрд. руб., что составляет 1,8 к балансовой стоимости. На наш взгляд это достаточно взвешенная оценка . Соответственно у сравнительного способа имеется явное преимущество в виду более широких возможностей в использовании параметров компании, чем не отличаются ценностно-ориентированные доходный и затратный подходы. Вместе с тем, очевидно, что рыночно - ориентированный способ оценки нуждается в достаточном количестве открытой и достоверной рыночной информации. Отсутствие широкой рыночной информации приводит к выводу, что стоимостно - ориентированный подход в системе финансового менеджмента унитарного предприятия лучше применять локально, например к отдельным бизнес - проектам, но не для управления финансами компании в целом. К тому же у собственника в лице государства, мотивация несколько отличается от интересов частного инвестора или акционера. Существенная разница в том, что для государства обеспечение прибыльной деятельности, безусловно, важно, но все же вторично по отношению к решению целей и задач, ради которых унитарное предприятие было создано.
Как показано в работе проекты так же могут быть разные, что требует и различных подходов к их стоимостной оценке. В работе рассматривались два проекта ГТРК «Владивосток» (филиал ФГУП ВГТРК), один из которых направлен на развитие перспективного направления основной деятельности, другой на экономию затрат.
Первый проект по развитию интернет-теле-канала «Восток 24» является экономически эффективным, так как его стоимость положительна и превышает инвестиции в 4,3 раза и составляет 1 373 648 рублей. Пороговое значение при прочих равных условиях или внутренняя норма дохода (IRR) проекта равна 20%, что вполне привлекательно для инвестирования в текущих экономических условиях. Вместе с тем интуитивное определение стоимости инвестиционных ресурсов, как представляется основная трудность применения стоимостно - ориентированного подхода в финансовом менеджменте в рамках такого проекта. Отсутствие рыночных (независимых, внешних) критериев оценки не позволяет делать однозначные выводы об эффективности управления финансами проекта, и как следствие предприятия в целом. Поэтому в данной ситуации можно лишь предложить установить такой критерий экспертно, на основе стоимости капитала, инвестируемого в другие аналогичные по риску направления.
В рамках другого проекта экономии затрат связанных с содержанием непрофильных недвижимых активов также может быть получен положительный результат на уровне до 677 040 рублей. При этом расчеты ясно показывают, что развитие замороженного здания киносъемочной базы в текущих экономических условиях не перспективно. Что только подтверждает необходимость применения стоимостно - ориентированного подхода в управлении финансами предприятия, которое более чем оправдано при наличии возможности использования в анализе и принятии решений разнообразных рыночных критериев. Иными словами, для второго проекта проблема «угадывания» величин параметров эффективности не существует, поскольку рынок недвижимости достаточно хорошо развит и соответственно имеются независимые рыночные данные.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно заключить, что внедрение стоимостно - ориентированного подхода в системе финансового менеджмента унитарного предприятия не только возможно, но и необходимо. Реальная польза такого подхода в управлении финансами предприятия оценивается тем выше, чем больше возможность получения надежных и достоверных независимых рыночных данных. На сегодняшний день информационно более развитым является рынок недвижимости. Поэтому внедрение стоимостно - ориентированного подхода в управление предприятием можно рекомендовать начинать с управления основными активами. Прибыль, добавленная в рамках оптимизации использования основных активов, автоматически добавляется к общему финансовому результату компании. Поэтому, как представляется, через принятие основанных на стоимости управленческих решений в отношении активов одновременно будет происходить и рост эффективности унитарного предприятия в целом.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая: [по состоянию на 29 декабря 2018 г.: подписан 30 ноября 1994]. - Консультант Плюс - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/
2. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях, №
161-ФЗ: [по состоянию на 29 декабря 2017 г.: подписан 14 ноября 2002]. - Консультант Плюс - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 39768/
3. Об акционерных обществах, № 208-ФЗ: [по состоянию на 07 марта 2018 г.: подписан 26 декабря 1995]. - Консультант Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8743/
4. Об оценочной деятельности в Российской Федерации, № 135-ФЗ: [по состоянию на 29 июля 2017 г.: подписан 29 июля 1998]. - Консультант Плюс - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/Cons doc LAW 19586/
5. Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, Постановлению Правительства РФ № 87 [по состоянию на 02 апреля 2018 г.: подписан от 14 февраля 2006 г.]. - Консультант Плюс - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 58486/
6. Федеральные стандарты оценки [по состоянию на 04 мая 2018г. - 12
действующих стандартов, утвержденных Приказами Минэкономразвития в период с октября 2010 по ноябрь 2016]. - Консультант Плюс - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 126896/
7. Баранников, Л. И. Оценка материальной и интеллектуальной собственности: монография / Л.И. Баранников, А.Г. Чернявский. - Москва: КНОРУС, 2017. - 290 с. - Прил.: [Электронный ресурс: http://www. book.ru]. - (Ligitimitate legem et ordinem).
8. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Эльга, Ника - Центр, 2004. - 656 с.
9. Бригхем, Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: в 2 - х т. / пер. с англ. Под ред. В.В. Ковалева. - СПб: Экономическая школа, 2004. Т. 1 - ХХХ+497 с.
10. Бригхем, Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: в 2-х т. / пер. с англ. Под ред. В.В. Ковалева. - СПб: Экономическая школа, 2004. Т. 2 - 669 с.
11. Бухвалов, А.В. Исследование зависимости между показателями фундаментальной ценности и рыночной капитализацией российских компаний / А.В. Бухвалов, Д.Л. Волков // Вестник СПБГУ. - 2014. - Вып.1. - №8.
12. Волков, Д. Л. Управление ценностью: показатели и модели оценки // Российский журнал менеджмента.-2005.- Том 3. - №4.- с. 67-76.
13. Волков, Д. Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: система, модели и показатели измерения ценности: Автореф. дис. докт. эконом. наук: 08.00.05 /Д. Л. Волков. — СПб, 2007. — 46 с.
14. Дамодаран, А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов / Асват Дамодаран; Пер. с англ. - 7-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2011.-1323 с.
15. Егерев И.А. Стоимость бизнеса: искусство управления: Учебное
пособие. - М.:Дело, 2003. - 480 с.
16. Золотько, Т. А. Актуальные вопросы реформирования унитарных предприятий / Т. А. Золотько // Имущественные отношения в РФ.-2017.- № 6 (189).- с. 6-16
17. Ивашковская, И. В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность совета директоров. - М: ИНФРА-М, 2012.¬430 с. - (Научная мысль).
18. Каплан, Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон; Пер. с англ. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Олимп-Бизнес, 2017. - 320 с.
19. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2014. - 1104 с.
20. Когденко, В. Г. Управление стоимостью компании. Ценностно - ориентированный менеджмент: учебник для бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент» / В.Г.Когденко, М.В. Мельник.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 447 с. - (Серия «Корпоративная финансовая политика»).
21. Козырь, Ю. В. Стоимость компании: Оценка и управленческие решения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «АльфаПресс», 2009. —376 с.
22. Козырь, Ю. В. Элементы и принципы стоимостной оценки .¬
Издательство: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 492 с.
23. Козырь, Ю. В. Элементы стоимостной оценки бизнеса. — М.: ООО «Издательский дом Опцион», 2014. — 480 с.
24. Корягина, Ю.А. Управление стоимостью компании. - Издательство : LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 96 с.
25. Косорукова, И. В. Оценка стоимости имущества: Учебник / под ред. И. В. Косоруковой, авт. Н.В. Мирзоян, О.М. Ванданимаева, Н.Н. Ивлиева и др.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Синергия, 2017. - 760 с. - Университетская серия.
26. Коупленд, Т. Стоимость компаний: оценка и управление / Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин; Пер. с англ. под ред. Н.Н. Барышникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Олимп-Бизнес, 2008. - 576 с.
27. Леонтьев, В.Е. Корпоративные финансы: учебник для академического бакалавриата / В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2016. - 331 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.
28. Лялина, Ж. И., Кривец В.В., Гончарова Т.Г. Подход к оценке эффективности основных активов университета по подготовке курсантов морских специальностей // Морские интеллектуальные технологии.-2015.- № 3 (29) т.1. - с. 168-174
29. Международные стандарты оценки 2017 / пер. с англ. под ред. И. Л. Артеменкова, С. А. Табаковой.- М.: Саморегулируемая общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков», 2017. - 168 с.
30. Мордашов, С.Н. Рычаги управления стоимостью компании / С.Н. Мордашов // Рынок ценных бумаг. - 2001. - № 15. - С. 51 - 55
31. Новиков, А. В., Новикова И. Я. Финансовые инструменты создания стоимости компании / А. В. Новиков // Имущественные отношения в РФ. - 2012.- №8 (131).- с. 39-53.
32. Назарова, В. В., Бирюкова Д. С. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент».-2014.- № 3. - с. 393-414.
33. Петров, В.И. Оценка стоимости земельных участков: учебное пособие / В.И. Петров; под ред. д-ра экон. наук, проф. М.А. Федотовой. — 5-е изд., перераб. — Москва: КНОРУС, 2017. — 286 с. — (Бакалавриат и специалитет).
34. Рассказов, С.В., Рассказова А.Н. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании // Финансовый менеджмент.-2002.- № 3.
35. Салтыков, М.А. и др. Основы финансов организаций: учебное пособие: для бакалавров профиля «Экономика» всех форм обучения / М.А. Салтыков, А.А. Бессонова, В.В. Кривец, Е.Д. Рубинштейн, Е.Н. Стенькина. - Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга», 2017. - 192 с.
36. Сироткин, В.Б. Управление стоимостью компании / В.Б. Сироткин. - М, 2014. - 110 с.
37. Стюарт, Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Пер. с англ. В. Ноздриной. - М.: Поколение, 2007. - 368 с.
38. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента: Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании; Пер. с англ. - 2-е издание - М.: Дело, 2001, 360 с.
39. Фишмен, Д. Руководство по оценке стоимости бизнеса/ Фишмен Джей, Пратт Шеннон, Гриффит Клиффорд, Уилсон Кейт; Пер. с англ. Л.И. Лопатников. - М.: ЗАО «Квинто-консалтинг», 2000.- с. 388.
40. Фрезе, А.В. Управление стоимостью предприятия. Сущность и содержание.- Издательство: LAP Lambert Acade mic Publishing, 2011. - 248 с.
41. Эскиндаров, М.А. Оценка стоимости бизнеса: учебник / коллектив авторов; под ред. М.А. Эскиндарова, М.А. Федотовой. - М.: КНОРУС, 2015.¬320 с.- (Бакалавриат).
42. Pratt, Reilly, and Schweihs. Valuing A Business, The Analysis and Appraisal of Closely Held Companies, 5th ed. New York, McGraw-Hill, 2007 - 310 с.
43. Fishman, Pratt, Morrison. Standards of Value: Theory and Applications. John Wiley & Sons, Inc., NJ, 2007 - 400 с.
44. Бухгалтерская отчетность и другая информация о деятельности ФГУП ВГТРК [по состоянию на 04 мая 2018 г.]. - База данных «Контрагент».- Режим доступа:https://www.k-agent.ru/catalog/7714072839-1027700310076
45. Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2016¬2020 годы. Ключевые тенденции мирового и российского рынков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.pwc.ru/ru/entertainment-media/assets/e-media-outlook-2016.pdf
46. Значения кривой бескупонной доходности государственных облигаций (% годовых) [по состоянию на разные даты; Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.cbr.ru/hd base/zcyc params/
47. Инфографика: как российские власти «помогли» малому бизнесу
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--
p1ai/article/43281 -info gpafika-kak-possiyskie -vlasti-pomo gayut-malomu-biznesu.html
48. Количество унитарных предприятий, находящихся в федеральной соб ственности, по видам экономической деятельности на 01.01.2017 [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: gks.ru/free doc/new site/gosudar/pok effect/unit-
2017.xlsx
49. Котировки акций ММВБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// smart-lab.ru/q
50. Максим Орешкин: доля государства в экономике России
приблизилась к 50% [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economytimes.ru/novosti/maksim-oreshkin-dolya-gosudarstva-v-ekonomike-rossii-priblizilas-k-50
51. Обзор ведущих российских телеканалов: доли, аудитория, специфика [по состоянию на 15 июня 2017 г.; Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.formula-advert.ru/stati/obzor-vedushhix-rossijskix-telekanalov-doli-auditoriya-speczifika#par13
52. Общая характеристика акционерных обществ с государственным
участием [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kapital-
rus.ru/articles/article/obschaya harakteristika akcionernyh obschestv s gosudarstvennym uchastiem/
53. Объём рекламного рынка России в 2000-2017 гг., млрд. руб., без учёта
НДС [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.akarussia.ru/node/7 849
54. Почему «Матч ТВ» решили передать в управление сооснователю
Comedy Club [по состоянию на 09 октября 2017 г.; Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.rbc.ru/technology and media/09/10/2017/59db50cf9a79479058a56baf
55. Российские федеральные телеканалы отчитались о выручке за 2016 год [по состоянию на 31 июля 2017 г.; Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tvnews.by/analitics/11315-rossiyskie-federalnye-telekanaly-otchitalis-o-vyruchke-za-2016-god.html
56. Слияния и поглощения в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://mergers.ru/
57. Финансовый анализ компаний в разрезе видов и масштаба деятельности [по состоянию на 04 мая 2018 г.]. - База данных «ТестФирм».- Режим доступа:https://www.testfirm.ru/rating/60 20/
58. Число крупных и средних предприятий и организаций в РФ, 2004— 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://rationalnumbers.ru/all/chislo-krupnyh-i-srednih-predpriyatiy-i-organizaciy-v-rf-2004-20/
59. Яскевич, Е. Е. Скидки и надбавки при продаже российских пакетов акций. Оценка влияния привилегированных пакетов акций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cpcpa.ru/Publications/001/
60. Официальный сайт компании StarCapital [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https ://www. star-capital.ru/
61. Официальный сайт компании Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.cbr.ru/
62. Официальный сайт ФГУП ВГТРК [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://vgtrk.com/#page/183
63. Официальный сайт Фарпост [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.farpost.ru