Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАССМЕДИА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Работа №74236

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4845 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Формирование идентичности и медиаидентичность 10
1.1. К вопросу о теории идентичности 11
1.2. Факторы и принципы формирования идентичности 23
1.3. Медиаидентичность: психо и социотип жителя ХХ1 века 33
Глава 2. Современная российская идентичность и массмедиа 44
2.1. Формирование идентичности в России: история 44
2.2. Современные идеологемы и массмедиа 59
2.3. Новая российская идентичность и общественное мнение 70
Заключение 77
Список литературы и источников 82

Глобальная эпоха и информационное общество в умах многих уничтожили национальные границы. Транснациональные корпорации, интернет, массовая культура - все это, по оценкам исследователей, является предтечей нового «глобального» мира. Благодаря признакам глобализации, исследователи забили тревогу об угрозе и кризисе идентичности. Встали вопросы о том, будет ли место национальной идентичности в глобализирующемся мире? Складывается ощущение, что век национальных государств должен был остаться в прошлом. Однако именно веком национализма можно назвать ХХ1 век. Как сказал однажды Марк Твен: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены».
Объективно наблюдая геополитическую реальность Х1Х, ХХ и ХХ1 веков мы видим небывалый всплеск националистического подъема - от Европы до Индокитая и обратно через Арабский мир. Говорить о кризисе наций в условиях обострения национализма - это значит бежать впереди поезда. Только количество национальных государств увеличилось за прошедший век в разы. Достаточно простого примера Югославии, которая распалась на шесть независимых государств. Пример Индии, от которой отделился Пакистан. Образование национального государства Израиль на территории Палестины. И, однозначно, самый яркий пример ХХ века - распад Советского Союза на 15 национальных государств, включая Российскую Федерацию.
Именно для России распад СССР стал не просто геополитической катастрофой, но катастрофой самосознания. Произошедшее уничтожение менталитета «советского человека» и появившийся вакуум стали быстро наполняться разнородной информацией, преимущественно западного производства. Так называемая «вестернизация» поставила вопрос о самом дальнейшем существовании российской нации. Неудивительно, что сейчас встает вопрос, чем восполнить урон, который был нанесен российскому национальному самосознанию.
Основная проблема заключается в том, что в постсоветский период стране не было предложено никакой национальной идеи, что важно для самоидентификации граждан. Неудивительно, что на территории многоэтничного государства начались в том числе и внутренние националистические подъемы (в республиках, а также рост русского национализма).
Отсутствие ярко выраженного национального проекта заставляет отечественных исследователей искать национальную идентичность в предыдущих исторических эпохах - монархизме, панславизме и даже коммунизме. Тем не менее, маловероятен успех «реконструкции» какого- либо из этих проектов. И дело не в том, плохи оно или хороши. Дело в том, что произошла кардинальная смена исторической парадигмы. Сегодня речь идет о формировании (активном формировании!) общества, в котором производство и потребление информации является основой социально-экономической инфраструктуры (по аналогии со сменой исторических формаций: «аграрное - индустриальное - информационное»).
Таким образом, это поставило следующий вопрос - в среде, где медиапотребление стало основой социализации, где семья больше не может выполнять функцию формирования национального самосознания (в связи, по большому счету, с тем, что нет никакого определенного проекта, который был бы един для всех, был бы усвоенным и устоявшимся в обществе), происходит ли оно извне, то есть, через практику медиапотребления? И если да, то какие понятия сегодня в массмедиа формирует национальную идентификацию ?
Чтобы изучить вопрос современного российского нациестроительства объектом данного исследования были выбраны наиболее цитируемые российские массмедиа (онлайн и ТВ). В качестве показателя популярности СМИ был взят сводный индекс портала «Медиаметрия» благодаря которому были выбраны онлаин версии газет «Коммерсант» и «Известия», а также телеканалы «Россия24» и «Первый».
Предметом исследования стали публикации, содержащие идеологемы, которые были нами отобраны как формирующие современную российскую идентичность.
Период исследования был задан с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года. Где верхняя граница определялась годом, когда Россия присоединила Крым. Этот период такие социологические организации как «Левада-Центр» и ВЦИОМ связывают со всплеском национальной гордости среди россиян.
Актуальность исследования задана объективной исторической реальностью нашего времени, когда распад СССР поднял национальный вопрос для России. Необходимость формировать новый наднациональный проект (ввиду того, что Россия - многоэтничное государство), а также процессы глобализации, которые сегодня проверяют национальные государства на «выживаемость», тотальная медиатизация мирового общества - все это выносит вопрос о медиаидентичности и, в частности, национальном самоопределении на первый план. Необходимость исследовать сам феномен национальной медиаидентичности вообще и конкретно российский определяется современной повесткой дня.
Новизна исследования состоит, во-первых, в попытке построения объемной и емкой теоретической базы, которая позволила бы прояснить такие понятия как национальная идентичность (в рамках этого исследования), основные проекты национальной идентичности и этапы ее формирования, роль медиа в ее формировании. А также выявление современных идеологем, которые призваны сформировать современное российское самосознание.
Проблема исследования может быть сформулирована как то, что через идентификацию себя с образами, распространяемыми массмедиа, сегодня современный человек пытается обрести свою идентичность. Поэтому важно видеть, какие именно образы (особенно нацеленные на национальное самосознание) распространяются в СМИ.
Задача исследования может быть сформулирована так - изучить явление и понять, из чего именно сегодня массмедиа формируют идентичность «современного российского человека».
Гипотеза исследования состоит в следующем: современный человек ищет свою идентичность в массмедиа, которые формируют не устойчивую, а мозаичную и «краткосрочную» ментальность - «новую российскую идентичность».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В условиях глобализации массмедиа берут на себя главную роль в формировании идентичности.
2. Уничтожение советской наднациональной идеи заставил современную Россию искать и формировать новую.
3. Сегодня основой нациестроительства в России стали массмедиа.
4. Медиаидентичность фрагментарна и неустойчива, и не может быть базисом для такого сложного явления как национальное самоопределение.
Задачи исследования:
1. выявить факторы нациестроительства и определить роль медиа в них сегодня.
2. рассмотреть феномен «медиаидентичности».
3. определить из каких именно идеологем формируется сегодня новая российская идентичность.
4. выяснить влияют ли идеологемы на национальное массовое сознание современных россиян.
В работе используются следующие методы исследования: контент-анализ текстов СМИ на предмет наличия в них выбранных идеологем. Кроме того, синтез, анализ и обобщение.
Теоретическая разработанность темы: Первой попыткой объяснить принципы и важность культурной идентификации были предприняты в работах знаменитого ученого и психоаналитика Зигмунда Фрейда. Далее вопросом занимались европейские и американские исследователи, в меньшей степени - российские. Основной вклад в разработку именно национальной идентичности внесли американские ученые-конструктивисты Э. Геллнер («Нации и национализм», 1983), Э. Эриксон («Идентичность и жизненный цикл», 1959), Б. Андерсон («Воображаемые сообщества», 1983), К. Дойч («Национализм и сетевая коммуникация», 1966) и Э. Смит («Происхождение наций», 1989). В основном они придерживались (в разных оттенках) следующего тезиса - нация есть целенаправленно создаваемая общность, в рамках которой коммуникация выше, чем за ее пределами. В том числе они отмечали ведущую роль индустриализации и, как следствие, развитие рынка средств массовой информации на повышение коммуникации (циркуляции единых смыслов) в рамках общности.
Историография вопроса национальной идентичности в России активное начало получила лишь с распадом СССР. В советской теории этноса важную сыграл академик Ю.В. Бромлей, обозначивший этнос как «исторически сложившуюся группу» . В современной пост-советской России основное внимание уделяется, к сожалению, не теории национальной идентичности, но поиску национальных проектов на основе того, что когда-то существовало в отечественной истории - монархический проект, коммунистический, панславиский и либеральный. В качестве теоретической базы исследования можно назвать коллективную монографию «Российская идентичность в условиях глобализации» (Буянов В.С, и другие), монографию под редакцией Н.Е, Тихонова «Российская идентичность в условиях трансформации». Особо хотелось бы отметить работы С.В. Кортунова, в частности его труд «Становление национальной идентичности: Какая Россия нужна миру», опубликованный в 2009 году. Монография не просто предлагает какие-то варианты будущих нациепроектов, но подробно разбирает существующие причинно-следственные связи отсутствия оного, анализирует все возможные варианты и дает прогнозы чем может грозить отсутствие у страны национальных ориентиров.
Кроме того, под редакцией исследователя В.Н. Брюшинкина вышел коллективный труд «Идентичность в контексте глобализации» в 2003 году. Прекрасный сборник работ, посвященный разным аспектам идентичности в теории и по трем главным направлениям - Европа, Россия, США. Считаю эту работу наиболее актуальной и важной в рамках этого исследования.
Кроме этого, теоретическую базу исследования составляли сборники материалов конференций РИСИ, РУДН, РАНХиГС, сборник конференции «Валдай-2014».
Стоит отметить, что наименее разработанная тема сегодня - это медиаидентичность и ее влияние на национальное самосознание. Основные исследования принадлежат зарубежным ученым - М. Кастельсу, Н. Луману, А. Крокеру. Из отечественных хотелось бы отметить работу В. Василенко «Массмедиа в условиях глобализации» и статьи Т. Савицкой.
Научно-практической значимостью работы можно считать тот факт, что работа включает в себя исследование такого редкого феномена как «идеологемы» и более того, исследование идеологем современной российской идентичности на примере двух проектов - государственного и либерального. Это позволило проследить ориентированность российских массмедиа в отношении продвижения ими определенных идеологем в массовое национальное сознание. В заключительных главах работы приводятся данные социологических опросов с целью проследить выполняют ли идеологемы свою прямую роль - формирование единого национального сознания. Учитывая временной период исследования можно уверенно предполагать, что работа не просто актуальна и интересна теоретически, но важна в плане понимания того, что именно представляет из себя сегодня (в плане содержания и самого процесса формирования) современная российская идентичность.
Результаты исследования могут быть положены в основу дальнейшего изучения современного российского нациестроительства и, при желании, изучения влияния массмедиа на национальное самосознание в других странах в условиях глобализации.
В структурном плане работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги исследования можно сказать, что несмотря на то, что вопрос национального самоопределения и поиска национального пути издавна стоял в России (как и в любой другой стране), именно распад СССР (и уничтожение наднационального коммунистического проекта) актуализировал его.
Сегодня в России идет активный процесс нациестроительства, поиска новой наднациональной идеи. Ведущими исследовательскими центрами и учеными страны проводятся исследования, публикуются монографии, проводятся конференции.
Исторически национальной дихотомией России был выбор между Востоком и Западом. Спор западников и славянофилов, оформившийся в середине Х1Х века, сегодня получил новый виток уже как государственно- ориентированный и либерально-ориентированный национальный проект.
Выше мы уже видели, что современные российские исследования имеют две этих четких направленности, при явном отсутствии внутренней определенности самих проектов, их конкретики, четко прописанных предложений и задач. Это еще больше затрудняет формирование единого национального сознания, учитывая, что вопрос нациестроительства сам по себе весьма спорный - исследователи до сих пор не определились ни с самим пониманием «нации», ни с тем, является ли национальная идентичность чем- то врожденным (как самоидентичность) или есть только навязанный сверху проект? Или же нация необходима, так как является чем-то исторически «воспитанным», появившимся в ходе эволюции человеческого общества? То есть, органична нам как социальной общности.
Все эти разброды внутри самой теории нации мало помогают в строении новой национальной модели в России. Осложняет ситуацию и сама эпоха, в которой оказалась Россия - эпоха глобализации и информационной экономики, смена очередной социально-экономической формации с индустриальной на постиндустриальную.
Сегодня мы оказались перед новой социальной реальностью. Рождается принципиально новый информационный мир, сейчас под воздействием информационно-коммуникационных процессов происходят серьезные социальные изменения. Стоит вопрос не просто о новой нации, но о самом существовании национально-ориентированных государств. Однако, как мы видели, перед угрозой растворения в «цивилизационной идентичности» в мире происходит защитная реакция - рост национализма. В России опросы показали растущую склонность россиян к «своему пути», к «российской цивилизации».
Глобализация изменила правила игры - вместо семьи, школы, коллектива, который изначально формировал идентичность (в том числе и национальную), на первую роль вышли массмедиа. Именно СМИ сегодня формируют наше сознание. Более того, именно в СМИ человек ищет свою идентичность и особенно это актуально для современной России как для страны, утратившей четкие национальные ориентиры, утратившей государственную идеологию.
Возвращаясь к современным российским национальным проектам. Как уже отмечалось, несмотря на историческую дискуссию, сегодня государственный и либеральный проекты не имеют четких предложений, четкой программы. Их посылы весьма неопределенные, не четкие. Как мы видели в списках идеологем, зачастую либеральный «исключает», противопоставляет идеологему государственному проекту - «единство» - «пропаганда», «антироссийские санкции» - «международная изоляция», «присоединение» - «аннексия» и так далее. Однако все эти идеологемы не затрагивают главного - собственно моделей пути развития России. Мы видели в данных социологических опросов, что большинство населения выбирает «развитие по своему пути» и тем не менее отмечает, что не имеет понятия, что именно в этот путь входит.
Большую проблему представляет собой и идентичность по типу «мы-они». Конечно, это дилемма - основа любой идентичности. Но сегодня в современном мире слишком ярое деление - прямой путь к самоизоляции, что зачастую равносильно отсталости. Однако мы видели и в идеологемах и, что более показательно, в данных социологических опросов, несколько моментов:
1) всплески национальной гордости и самоидентификации приходятся на точки международных конфликтов (Грузия в 2008, Крым в 2014, западные санкции с 2015);
2) опросы «Левады» и ВЦИОМ показали, что под «своим путем» часто понимается противопоставление российских ценностей западным;
3) респонденты отмечали, что предпочли бы видеть Россию сильной на международной арене в ущерб внутреннему благосостоянию;
Все эти моменты, выявленные в данных опросов, ярко иллюстрируются данными по идеологемам - активнее идет рост идеологем, связанных с внешним давлением, антироссийскими провокациями, внешними угрозами и вызовами. Невозможно определить это в категориях «хорошо -плохо», но важно отметить, что исторически консолидация вокруг внешнего врага не могла являться базисом для долгосрочного самоопределения нации.
Тем не менее, важным считаю отметить, что медиаидентичность сама по себе крайне фрагментарна (что прямое следствие природе медиа) и неустойчива. Более того, медиа используют больше эмоционально-психологические факторы (это начинается еще с принципов отбора событий, которые включают критерии психологической и/или географической близости читателю). Все это создает яркие всплески национальной самоидентификации на таких лозунгах как «Крым наш!», гордость за вооруженные силы страны, уверенность в том, что «Россию уважают за ракеты» и т.п.
Насколько длительным эффектом будет обладать такой дискурс - вопрос открытый. Так же открытым остается вопрос, насколько хорошим и прочным базисом для построения национальной идентичности (не поддержания имеющейся как на Западе или в Штатах, но именно - создания новой!) будет являться институт массмедиа. С другой стороны, Бенедикт Андерсон был уверен во влиянии «печатного капитализма» на рост национального самосознания, что же говорить сегодня, в эпоху «интернет-капитализма» и социальных сетей?
Возвращаясь к целям и результатам нашего исследования. Считаю важным отметить, что вопрос о массмедиа, как о факторе формирования новой национальной идентичности в России, можно считать более чем доказанным. Все эмпирическое исследование - от идеологем до социологических опросов - подтверждает тот факт, что сегодня медиа не просто участвуют, но активно формируют массовое национальное самосознание россиян.
Да, в современной России нет единого сложившегося национального проекта, как это есть в Соединенных Штатах или Европе, или в Азии. У нас есть несколько конкурирующих проектов. Тем не менее, мы показали, что после 2014 года, когда и либеральные, и государственные идеологемы находились на одинаковом уровне (то есть циркулировали в равном объеме в СМИ), государственно-ориентированный проект (и его идеологемы) начали уверенно доминировать над либеральным.
Это можно было бы списать на некую ангажированность выбранных нами медиа, если бы это не подтверждалось данными социологических исследований двух компаний - ВЦИОМ и «Левада-Центром». Их результаты исследования общественного мнения очень близки друг другу, что может служить веским доказательством по предыдущим выводам из анализа идеологем.
Необходимость как можно быстрее выстроить национальные границы обусловлена серьезной внешнеполитической обстановкой, а также проблемами во внутренней политике (в том числе в экономической политике). Кроме того, необходимость как можно быстрее сформировать четкое национальное самосознание у граждан вероятно является осознанием угрозы глобализации (ее влияния) и, как следствие, угрозы потери национального суверенитета (влияние извне, утрата таких понятий как «национальные интересы» в массовом сознании граждан).
Более того, активизация национализма в мире также является угрозой многоэтничным странам, особенно таким, как Российская Федерация. Отсюда идеи создания «единой нации» и «российской нации». Вероятно, именно необходимость сохранения многонационального единства нашей страны повлекла за собой снижение циркуляции идеологем «русский мир» (как мы уже наблюдали), и переход ее циркулирования в область националистического национального проекта. Так как несмотря на историческую ответственность перед русскими за рубежом, сегодня эта поддержка крайне сложна из-за норм международного права, а также из-за переориентирования страны на «россиян», то есть попытки выхолостить слово «русский» как нациеобразующего, как «супер -этноса». Думаю, это можно посчитать близким с понятием «американец» и их внутренней самоидентификацией как «афро-американец», «латиноамериканец» и так далее.
В заключении, хотелось бы отметить, что данная работа есть лишь небольшой шаг в разработке такой огромной темы как национальная идентичность и нациестроительство в современной России. Она является лишь попыткой схематично обрисовать, дать общие наброски из чего именно формируется массовое национальное самосознание (идеологемы) и как они влияют (потому как мы доказали, что влияние происходит) на национальное самосознание. Последующие разработки могли бы затрагивать изучение контекста, в котором циркулируют идеологемы, а также увеличение временного периода. Период исследования, на взгляд автора, является начальной точкой в формировании (активном формировании) новой национальной идентичности в стране и его можно варьировать.



1. LifeCourse Associates: What is a Generation? / LifeCourse Associates. - 1999. URL.:http://www.lifecourse.com/about/method/phases.html(дата выхода 11.05.2017).
2. Urban T. Why generation Y Yuppies are unhappy. - 2013 URL.:http://wait-butwhy.com/2013/09/why-generation-y-yuppies-are-unhappy.html(дата обращения 10.05.2017)
3. Абдулатипов Р. Г. Этнополитология. - СПб.: Питер, 2004. - 313 с.
4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2011. - 288 с.
5. Анненкова И. В Медиадискурс ХХ1 века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. - М.: Изд-во Моск. ун-та; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. - 392 с.
6. Ахмедханова С. М. Формирование национальной идентичности // Молодой ученый. - 09.07.2015. - №14 URL.: https://moluch.ru/archive/94/20893/(дата вызова 11.05.2017).
7. Белинская Е. П. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов /— М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.
9. Беспалова Т. В., Сидоров А. В. Идеологическое проектирование российской государственно-правовой идентичности: М. - Р-н/Д: ФГОУ ВПО «РЮИ МВД России», 2008. - 132 с.
10. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - М.: Наука, 1987. - 333
11. Брюшинкин В.Н. К методологии анализа понятия идентичности // Идентичность в контексте глобализации: Европа, Россия, США / Под ред. В.Н. Брюшинкина. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. С. 11-27.
12. Буянов В.С. и др. Российская идентичность в условиях глобализации. - М.: РАГС, 2008. - 162 с.
13. Василенко В.И. Массмедиа в условиях глобализации. - М.: Проспект, 2015. - 176 с
14. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
15. ВЦИОМ: Безопасность, стабильность, суверенитет // ВЦИОМ. - 15.08.2016 URL.:https://infographics.wciom.ru/theme-archive/politics/internal-policy/political-structure/article/parol-dnja-bezopasnost-stabilnost-suverenitet.html(дата выхода 08.05.2017)
16. ВЦИОМ: Будущее России глазами ее граждан // ВЦИОМ. - 26.06.2013 URL.:https://infographics.wciom.ru/theme-archive/politics/internal-policy/political-structure/article/kuda-zh-nam-plyt-budushchee-rossii-glazami-ee-grazhdan.html(дата выхода 08.05.2017)
17. ВЦИОМ: Порядок или демократия? // ВЦИОМ. - 03.04.2014 URL.: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/politics/internal-policy/politi-cal-structure/article/porjadok-ili-demokratija.html(дата выхода 08.05.2017)
18. ВЦИОМ: Россия-великая держава? // ВЦИОМ. - 29.05.2014 URL.: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/politics/internal-policy/politi-cal-structure/article/rossija-velikaja-derzhava.html(дата выхода 08.05.2017)
19. Галанина А. Нацию объединяет президент. // Известия. - 3.11.2016 URL.:http://izvestia.ru/news/642492(дата выхода 08.05.2017)
20. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. - 322 с.
21. Глоссарий по политической психологии, М.: 2003. - РУДН URL.: http://2013lib.ru/dictionary/8/word/identichnost(дата обращения 11.05.17)
22. Горшков М. К. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа. - М.: Наука, 2005. - 395с
23. Елкина М. ВЦИОМ: 54% россиян считают, что в России есть народное единство. // Известия. - 03.11.2015. URL.:http://izvestia.ru/news/594707(дата выхода 08.05.2017)
24.Зевелев И.А. Будущее России: нация или цивилизация? // Россия в глобальной политике. - 2009. - №5 URL.:http ://www. globalaf- fairs.ru/number/n 14037(дата выхода 10.05.2017)
25. Идентичность в контексте глобализации: Европа, Россия, США; сборник науч.ст. / Калинингр. гос. ун-т ; ред. В.Н. Брюшинкин [и др.]. - Калининград.: Изд-во КГУ, 2003. - 240 с
26. Идентичность: интеллектуальные практики и социальное конструирование: монография. / [В.В.Власова и др.]; Коми гос.пед.ин-т [и др.]. - Сыктывкар.: Коми пединститут, 2010. - 207 с.
27. Изотова Н. С., Грошева Н.Б. Миллениумы новые стейкхолдеры образовательного процесса // Территория новых возможностей. - 2014.
- №1. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/milleniumy-novye-steykholdery-obrazovatelnogo-protsessa(дата обращения: 09.05.2017)
28. История политических учений /под ред. Голикова А.К., Исаева Б.А. - СПб.: Питер, 2016. - 432 с.
29. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. URL.: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm(дата выхода 11.05.2017).
30. Карр Н. Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами? М.: Best-BusinessBooks, 2012. - 256с. URL.:https://www.litmir.me/br/?b=566650(дата выхода 11.05.2017).
31. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
32. Козлова Н.С. Влияние интернет-среды на личность и ее жизнедеятельность // ЗПУ. - 2015. - №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-internet-sredy-na-lichnost-i-ee-zhiznedeyatelnost(дата обращения: 10.05.2017)
33. Копелев Л.С. Русская идея третьего тысячелетия / жур. Вопросы литературы. - 2012. - №6. - С. 79-82
34. Кортунов С.В. Становление национальной идентичности: Какая Россия нужна миру: М.: Аспект-Пресс, 2009. - 376 с.
35. Коупленд Д. Generation Икс. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 357 с.
36. Культура глобального информационного общества: противоречия развития / А.В. Костина. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2010. - 544 с.
37. Лебедева М.М. Мировая политика. - 3-е изд. стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 256 с.
38. Левада-Центр: Державность и особый путь России // Левада-Центр. - 12.12.2016 URL.:http://www.levada.ru/2016/12/12/derzhavnost-i-osobyj-put-rossii/(дата выхода 08.05.2017)
39. Левада-центр: Итоги Олимпийских игр в Сочи // Левада-Центр. - 03.03.2014 URL.:http://www.levada.ru/2014/03/03/itogi-olimpijskih-igr-v-sochi/(дата выхода 08.05.2017)
40. Левада-Центр: Национальная гордость. // Левада-центр. - 04.05.2017 URL.:http://www.levada.ru/2017/05/04/natsionalnaya-gordost-2/(дата выхода 08.05.2017)
41. Левада-Центр: Россию уважают за ракеты. // Левада-центр. - 14.11.2016 URL.:http://www.levada.ru/2016/11/14/rossiyu-uvazhayut-za-rakety/(дата выхода 08.05.2017)
42. Левада-Центр: Россияне гордятся своей историей и армией. // Левада- центр. - 04.05.2017 URL.:http://www.levada.ru/2017/05/04/rossiyane-gordyatsya-svoej-istoriej-i-armiej/(дата выхода 05.05.2017)
43. Левада-центр: Россияне не считают сильную экономику признаком державы // Левада-Центр. - 30.06.2016 URL.:
http://www.levada.ru/2016/06/30/rossiyane-ne-schitayut-silnuyu-ekonomiku-priznakom-velikoj-derzhavy/(дата выхода 08.05.2017)
44. Ломоносов М.В. Записки по русской истории. М.: Директ-медиа, 2010. - 480 с.
45. Лотман Ю. М. Современность между Востоком и западом // Знамя. —
1997. - №9. URL.:http://www.philology.ru/literature2/lotman-97.htm(дата выхода 11.05.2017)
46. Лукина А.В. Социокультурные технологии формирования национальной идентичности/ дис. канд. ист. наук. - Екатеринбург: Уральский госуниверситет, 2004. URL.: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/340/2/urgu0269s.pdf#2(дата обращения 22.03.2017)
47. Луман Н. Реальность массмедиа. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.
48. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М.: Логос, 2001. - 408 с.
49. Массмедиа в постиндустриальную эпоху: сб.н.ст. / под ред. Е.В. Мартыненко. - М.: РУДН, 2012. - 392 с.
50. Медиалогия: Рейтинги федеральных СМИ 2014 -2016 гг. URL.: http://www.mlg.ru/ratings/media/federal/(дата выхода 02.05.2017)
51. Национальная идентичность и будущее России: доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай» / рук. Караганов С. - М., 2014 г.
52. Проблемы формирования общероссийской идентичности: русскость и российскость : материалы междунар.науч.конф. (Иваново-Плес,15-16 мая 2008 г.). / Иван.гос.ун-т,Иван.регион.отд-ние Ассамблеи народов России. - Иваново : Иван. гос. ун-т, 2008. - 327 с.
53. Пятецкий Леонид Леонидович Идентичность в мировой социологии // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2009. - №2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-v-mirovoy-sotsiologii(дата обращения: 11.05.2017).
54. Репьева А. М. Особенности формирования национальной идентичности в США и России //NB: Международные отношения. — 2013. — № 1. URL:http://e-notabene.ru/wi/article 777.html(дата выхода 09.05.2017)
55. Российская государственность и современность: проблемы идентичности и исторической преемственности : сб. докл.. / Рос. ин-т стратег. исслед.. - М.: РИСИ, 2012. - 394 с.
56. Савицкая Т.Е. Виртуализация культуры: проблемы и перспективы / жур. Обсерватория культуры. - 2008. - №2. URL.:http://www.in-telros.ru/subject/figures/tatyana-savickaya/23649-virtualizacii-kultury.html(дата обращения 10.05.2017).
57. Сапожникова Р. Б. Анализ понятия «идентичность»: теоретические и методологические основания // Вестник ТГП. - 2005. - №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponyatiya-identichnost-teoreticheskie-i-metodologicheskie-osnovaniya(дата обращения: 10.05.2017).
58. Сатаров Г. Что будет с Россией: политические сценарии 2008-2009 гг.
URL.:http://ryzkov.ru/index.php?option=com content&view=arti-cle&id=28319&catid=11:2011-12-26-10-30-14&Itemid=6(дата выхода 11.05.2017)
59. Скворцов Н.Г. Формирование национальной идентичности в современной России // Гуманитарий Юга России. - 2016. - №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-natsionalnoy-identichnosti-v- sovremennoy-rossii(дата обращения: 05.05.2017).
60. Скородумова О.Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества. - Жур. Знание, понимание, умение. - 2010. - №4. URL.:http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Skorodumova/(дата посещения 04.05.17).
61. Смирнов П.И. Национальная идентичность, национальный характер и национальный менталитет. // Жур. Credo New. - 2015. - №4. URL.: http://credo-new.ru/archives/652(дата посещения 11.04.2017).
62. Смирнов С.А. Коммунизм как русская национальная идея // Независимая газ. - 19.06.2002. URL.:http://www.ng.ru/ideas/2002-06-19/11 kommunism.html(дата выхода 9.05.2017)
63. Смит Э. Национализм и модернизм: критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Праксис, 2004. - 464 с.
64. Сталин И.В. Марксизм и национально-колониальный вопрос. Собрание статей и речей. - М., 1934. - 232 с.
65. Сухарев, В.О. Психология народов и наций / В.О. Сухарев, М.В. Сухарев. - Донецк: Сталкер, 1997. - 400 с.
66. Тихомиров М.Н. и др. Хрестоматия по истории СССР: с древнейших времен до конца XVII в. М.: Учпедгиз, 1937. - 407 с. Т.1.
67. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. П.7. // Российская газета. - 21.06.2012 URL.:https://rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html(дата выхода 10.05.2017)
68. Хантингтон С. Становление цивилизаций. - М.: АСТ, 2015. - 571 с.
69. Хобсбаум Нации и национализм после 1780 года. - СПб.: Алетейя,1998.- 305 с.
70.Чернолих К.В. Приемы молодежной политики: в ВУЗах могут появиться пары по патриотизму. RT Russian 28.10.2016 URL.: https://russian.rt.com/russia/article/328656-patriotizm-zanyuatiya-vuz(дата выхода 11.05.2017)
71. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Речь, 2000. - 415 с.
72. Ярощук Н.З. Политическая нация и национальная идея // Национальная идентичность России и демографический кризис / Материалы
Всероссийской научной конференции (20-21 октября 2006 г.). М., 2007.
С. 728-729.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ