Особенности пищевого поведения женщин среднего возраста в кризисных ситуациях
|
Введение 9
Глава 1. Проблемы кризисной ситуации и пищевого поведения в современном психологическом знании 15
1.1 Обзор литературы по теме 15
1.1.1 Понятие кризиса и стресса, как реакции организма на внешние
факторы с учетом субъективной оценки 15
1.1.2 Биологические и психологические механизмы адаптации 18
1.1.3 Теория совладания 20
1.1.4 Теория деятельности 22
1.1.5 Концепция посттравматического роста 24
1.1.6 Особенности реагирования женщин на кризисную ситуацию 25
1.1.7 Психологическая теория ситуации 26
1.1.8 Понятие кризисной ситуации в психологии 28
1.1.9 Понятие трудной жизненной ситуации в российском
законодательстве 29
1.1.10 Современные воззрения на проблемы пищевого поведения 30
1.2 Обзор исследований влияния стресса на пищевое поведение 32
Глава 2. Исследование особенностей пищевого поведения женщин среднего возраста в кризисных ситуациях 35
2.1 Описание выборки 35
2.2 Обзор примененных методик 36
2.3 Паттерны пищевого поведения женщин в стрессовых ситуациях,
выявленные в процессе анкетирования 38
2.4 Анализируемые показатели пищевого поведения. Описательные
статистики и оценка нормальности распределения 39
2.4.1 Показатели полной выборки (91 человек) 39
2.4.2 Показатели подгруппы от 30 до 45 лет (59 человек) 40
2.5 Корреляционный анализ показателей стресса и пищевого поведения
нормально распределенных величин 41
2.6 Анализ пищевого поведения в подгруппах по уровню стресса 41
2.6.1 Особенности подгруппы высокого стресса (30 человек) 43
2.6.1.1 Описание подгруппы высокого стресса (30 человек) 43
2.6.1.2 Корреляционный анализ показателей стресса и пищевого поведения с помощью непараметрических методов в подгруппе высокого стресса (30 человек) 44
2.7 Корреляционный анализ связей показателей пищевого поведения со структурой копинг-стратегий 45
2.7.1 Корреляционный анализ связей показателей пищевого поведения со
структурой копинг-стратегий в выборке в целом (91 человек) 45
2.7.2 Корреляционный анализ связей показателей пищевого поведения со
структурой копинг-стратегий в подгруппе 30-45 летних (59 человек) 49
2.7.3 Анализ структуры копинг-стратегий при различных уровнях стресса.50
2.8. Анализ различий в подгруппах низкого и высокого стресса 51
2.8.1 Анализ различий по выборке в целом (91 человек) 51
2.8.2 Анализ различий в подгруппе 30-45 лет (59 человек) 53
2.9 Анализ влияния уровня стресса на риск нарушений пищевого
поведения 54
2.10 Анализ влияния детского опыта на риск пищевых нарушений 55
2.11 Анализ влияния пищевого копинга на риск пищевых нарушений 56
2.12 Выводы к проведенному исследованию 57
Глава 3. Психолого-педагогическое реабилитационное вмешательство при переживании кризисной ситуации 59
3.1 Обоснование психологического вмешательства 59
3.2 Проект элемента психолого-педагогического реабилитационного
вмешательства по вопросу коррекции пищевого поведения, связанного с кризисной ситуацией 59
3.3 Оценка эффективности реабилитационного вмешательства 62
3.4 Примеры апробации 64
Обсуждение результатов 66
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение 79
Глава 1. Проблемы кризисной ситуации и пищевого поведения в современном психологическом знании 15
1.1 Обзор литературы по теме 15
1.1.1 Понятие кризиса и стресса, как реакции организма на внешние
факторы с учетом субъективной оценки 15
1.1.2 Биологические и психологические механизмы адаптации 18
1.1.3 Теория совладания 20
1.1.4 Теория деятельности 22
1.1.5 Концепция посттравматического роста 24
1.1.6 Особенности реагирования женщин на кризисную ситуацию 25
1.1.7 Психологическая теория ситуации 26
1.1.8 Понятие кризисной ситуации в психологии 28
1.1.9 Понятие трудной жизненной ситуации в российском
законодательстве 29
1.1.10 Современные воззрения на проблемы пищевого поведения 30
1.2 Обзор исследований влияния стресса на пищевое поведение 32
Глава 2. Исследование особенностей пищевого поведения женщин среднего возраста в кризисных ситуациях 35
2.1 Описание выборки 35
2.2 Обзор примененных методик 36
2.3 Паттерны пищевого поведения женщин в стрессовых ситуациях,
выявленные в процессе анкетирования 38
2.4 Анализируемые показатели пищевого поведения. Описательные
статистики и оценка нормальности распределения 39
2.4.1 Показатели полной выборки (91 человек) 39
2.4.2 Показатели подгруппы от 30 до 45 лет (59 человек) 40
2.5 Корреляционный анализ показателей стресса и пищевого поведения
нормально распределенных величин 41
2.6 Анализ пищевого поведения в подгруппах по уровню стресса 41
2.6.1 Особенности подгруппы высокого стресса (30 человек) 43
2.6.1.1 Описание подгруппы высокого стресса (30 человек) 43
2.6.1.2 Корреляционный анализ показателей стресса и пищевого поведения с помощью непараметрических методов в подгруппе высокого стресса (30 человек) 44
2.7 Корреляционный анализ связей показателей пищевого поведения со структурой копинг-стратегий 45
2.7.1 Корреляционный анализ связей показателей пищевого поведения со
структурой копинг-стратегий в выборке в целом (91 человек) 45
2.7.2 Корреляционный анализ связей показателей пищевого поведения со
структурой копинг-стратегий в подгруппе 30-45 летних (59 человек) 49
2.7.3 Анализ структуры копинг-стратегий при различных уровнях стресса.50
2.8. Анализ различий в подгруппах низкого и высокого стресса 51
2.8.1 Анализ различий по выборке в целом (91 человек) 51
2.8.2 Анализ различий в подгруппе 30-45 лет (59 человек) 53
2.9 Анализ влияния уровня стресса на риск нарушений пищевого
поведения 54
2.10 Анализ влияния детского опыта на риск пищевых нарушений 55
2.11 Анализ влияния пищевого копинга на риск пищевых нарушений 56
2.12 Выводы к проведенному исследованию 57
Глава 3. Психолого-педагогическое реабилитационное вмешательство при переживании кризисной ситуации 59
3.1 Обоснование психологического вмешательства 59
3.2 Проект элемента психолого-педагогического реабилитационного
вмешательства по вопросу коррекции пищевого поведения, связанного с кризисной ситуацией 59
3.3 Оценка эффективности реабилитационного вмешательства 62
3.4 Примеры апробации 64
Обсуждение результатов 66
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение 79
Настоящая работа посвящена изучению пищевого поведения (ИИ) женщин среднего возраста в кризисных ситуациях.
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья - документ ВОЗ, применяемый в медицинской и социальной реабилитации, рассматривает состояние человека с позиций биопсихосоциального подхода. Контекстные факторы - ситуация жизнедеятельности и особенности личности, - рассматриваются как важные элементы системы, влияющие на функционирование и здоровье. Раздел 2 «Общие задачи и требования» МКФ выделяет отдельными пунктом d240 «Преодоление стресса и других психологических нагрузок» (с выделением подпунктов: d2401 «Преодоление стресса», d 2402 «Преодоление кризисных ситуаций», d 2408 «Способность справляться со стрессом и другими психологическими нагрузками, другая уточненная», d2409 «Способность справляться со стрессом и другими психологическими нагрузками, не уточненная»). [1]
Поэтому в настоящее время актуально изучение влияния стресса на организм в контексте реабилитационной работы.
Кризисные ситуации, возможные в жизни каждого человека, характеризуются высоким уровнем психоэмоционального и умственного стресса. В настоящее время обращено внимание на связь стресса и питания, причем в медицинских исследованиях питание рассматривается как промежуточное звено между стрессом и медицинскими исходами. Имеются научные данные о более выраженной связи между стрессом и едой у женщин. Клиническими формами расстройств пищевого поведения страдают преимущественно женщины. [16] Актуальной задачей является исследование ПП в кризисных ситуациях, и разработка мер психологической коррекции с целью снизить остроту переживания, способствовать адаптации и сохранению психологического и соматического здоровья женщины. Однако, влияние стрессовых ситуаций на пищевое поведение изучено еще недостаточно, научные исследования на эту тему встречаются не часто. Выраженные формы нарушений 1111 и связанные с ними риски, угрожающие преимущественно женщинам молодого возраста, широко изучаются отечественными и зарубежными учеными. ПП женщин среднего возраста, особенно в доклинических формах, изучено в меньшей степени.
Пищевое поведение человека - сложный биопсихосоциальный феномен, связанный не только с удовлетворением витальной потребности, но выполняющий ряд других, социальных по своей природе, функций. Формирование ПП представляет собой сложный динамический процесс, который начинается с рождения и продолжается всю жизнь. [14]
Кроме биологической функции питание в культуре общества и отдельного человека играет и символическую роль. [45]
Множественность функций принятия пищи приводит к тому, что пищевое поведение становится не только средством удовлетворения первичных потребностей, но и средством влияния на психоэмоциональное состояние индивида.
В настоящее время пищевое поведение принято классифицировать по ведущему проявлению, разделяя на:
- экстернальное пищевое поведение,
- эмоциогенное пищевое поведение,
- ограничительное пищевое поведение.
Единого унифицированного инструмента, позволяющего прогнозировать развитие нарушений пищевого поведения у человека в настоящее время не существует, однако разработаны и используются несколько вариантов тестов, позволяющих разносторонне оценить отношения индивида к еде и выявить некоторые факторы риска развития таких нарушений.
В настоящей работе исследовалось влияние на пищевое поведение переживания индивидуальных кризисных ситуаций и связанного с ними психоэмоционального стресса у женщин среднего (трудоспособного) возраста с выделением в отдельную подгруппу женщин 30-45 лет.
В связи с многообразием определения кризисной ситуации в современной литературе, авторы изучили имеющиеся подходы, и руководствовались следующими основаниями:
- Психологической теорией ситуаций [48];
- Представлениями о кризисной ситуации, принятыми в кризисной психологии [40];
- Определением ВОЗ 1994г, согласно которому «Кризисная ситуация— угроза телесной целостности или жизни, перемены в семейной организации или статусе, изменение роли индивидуума в группе людей, угроза нации и культуре» [29].
Работа опирается на следующие теоретико-методологические основания:
- Концепцию био-психо-социального подхода Джорджа Либмена Энджела;
- Концепцию психологического стресса Ричарда Лазаруса и Сьюзан Фолкман [54];
- Теорию деятельности или деятельностный подход Л.Н. Леонтьева - С.Л. Рубинштейна [24];
- Положение культурно-исторической теории о непрерывном развитии психики и кризисе, как этапе развития [12].
Объект исследования - пищевое поведение.
Предмет исследования - пищевое поведение женщин среднего возраста в кризисных ситуациях.
Цель исследования - получение оснований для проведения реабилитационной работы с женщинами в кризисных ситуациях, столкнувшихся с проблемами пищевого поведения.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ литературных источников по теме;
2. Проведение опроса;
3. Оценка уровня стресса в выборке;
4. Оценка показателей пищевого поведения;
5. Оценка структуры копинг-процесса;
6. Выявление связей показателей ИП с уровнем стресса, структурой копинг-процесса, паттернами ИП и детским опытом испытуемых;
7. Оценка соотношения уровня стресса и субъективной оценки ситуации;
8. Сравнение подгрупп испытуемых, с высоким и низким уровнем стресса;
9. Выявление различий;
10. Проверка гипотез;
11. Выявление особенностей пищевого поведения женщин среднего возраста в кризисных ситуациях
12. Формулирование выводов;
13. Разработка элементов программы реабилитационного психолого-педагогического вмешательства с учетом полученных результатов.
Гипотезы
1. Существует связь уровня стресса и показателей пищевого поведения;
2. Существует связь показателей пищевого поведения и структуры копинг-стратегий;
3. Ситуации с высоким уровнем стресса увеличивают риск нарушений пищевого поведения;
4. Изменения пищевого поведения в кризисных ситуациях связано с особенностями пищевого поведения в детстве.
Исследование ограничено проведением анонимного скринингового опроса добровольцев из двух закрытых групп сети Facebook, посвященных семейному насилию (33 участника) и снижению веса (19 участников), посетителей женской психотерапевтической группы психотерапевтической поликлиники НППЦ им. З.П. Соловьева (7 участников) и женщин, не состоящих в названных группах (32 участника). Всего было опрошено 103 человека, по возрасту и иным основаниям отсеяно 12 результатов. Итоговая выборка составила 91 человек. Опрашиваемых проинформировали, что исследование посвящено пищевому поведению и стрессу.
В исследовании использованы 4 стандартизованных теста:
- Международный валидированный опросник Шкала-воспринимаемого стресса PSS-10 (Perceived Stress ScaLe-10) - для определения уровня стресса;
- Голландский опросник пищевого поведения DEBQ (The Dutch Eating Behaviour Questionnaire) - для оценки эмоциогенного, экстернального и ограничительного пищевого поведения;
- Тест пищевых аттитюдов EAT-26 (Eating Attitudes Test) - для скрининга симптомов расстройств пищевого поведения;
- Копинг-тест Лазаруса - для оценки индивидуальной структуры копинг- стратегий.
Также был использован самостоятельно разработанный авторами опросник, выявляющий особенности пищевого поведения в стрессовых ситуациях и воспоминания о детском опыте, связанном с принятием пищи.
Структура работы
Работа состоит из: введения; главы 1, посвященной анализу литературы; главы 2, описывающей эмпирическое исследование; главы 3, содержащей проект элемента реабилитационного вмешательства;
обсуждения результатов; заключения; списка литературы; приложения. Эмпирическое исследование складывается из:
- описательных статистик исследуемых показателей ИИ;
- анализа соотношения субъективной оценки ситуации и уровня стресса;
- выявления влияния фактора стресса на показатели ПП;
- разделения выборки на подгруппы по уровням стресса;
- описания подгруппы высокого стресса;
- исследования влияния структуры копинг-стратегий на показатели пищевого поведения в выборке в целом и подгруппах;
- исследования структуры копинг-стратегий в подгруппе высокого стресса;
- анализа различий показателей пищевого поведения и копингов в подгруппе высокого и низкого стресса;
- анализа влияния уровня стресса на риск пищевых нарушений;
- анализа влияния детского опыта на риск пищевых нарушений;
- анализа влияния пищевого копинга на риск пищевых нарушений;
- формулирования выводов по результатам.
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья - документ ВОЗ, применяемый в медицинской и социальной реабилитации, рассматривает состояние человека с позиций биопсихосоциального подхода. Контекстные факторы - ситуация жизнедеятельности и особенности личности, - рассматриваются как важные элементы системы, влияющие на функционирование и здоровье. Раздел 2 «Общие задачи и требования» МКФ выделяет отдельными пунктом d240 «Преодоление стресса и других психологических нагрузок» (с выделением подпунктов: d2401 «Преодоление стресса», d 2402 «Преодоление кризисных ситуаций», d 2408 «Способность справляться со стрессом и другими психологическими нагрузками, другая уточненная», d2409 «Способность справляться со стрессом и другими психологическими нагрузками, не уточненная»). [1]
Поэтому в настоящее время актуально изучение влияния стресса на организм в контексте реабилитационной работы.
Кризисные ситуации, возможные в жизни каждого человека, характеризуются высоким уровнем психоэмоционального и умственного стресса. В настоящее время обращено внимание на связь стресса и питания, причем в медицинских исследованиях питание рассматривается как промежуточное звено между стрессом и медицинскими исходами. Имеются научные данные о более выраженной связи между стрессом и едой у женщин. Клиническими формами расстройств пищевого поведения страдают преимущественно женщины. [16] Актуальной задачей является исследование ПП в кризисных ситуациях, и разработка мер психологической коррекции с целью снизить остроту переживания, способствовать адаптации и сохранению психологического и соматического здоровья женщины. Однако, влияние стрессовых ситуаций на пищевое поведение изучено еще недостаточно, научные исследования на эту тему встречаются не часто. Выраженные формы нарушений 1111 и связанные с ними риски, угрожающие преимущественно женщинам молодого возраста, широко изучаются отечественными и зарубежными учеными. ПП женщин среднего возраста, особенно в доклинических формах, изучено в меньшей степени.
Пищевое поведение человека - сложный биопсихосоциальный феномен, связанный не только с удовлетворением витальной потребности, но выполняющий ряд других, социальных по своей природе, функций. Формирование ПП представляет собой сложный динамический процесс, который начинается с рождения и продолжается всю жизнь. [14]
Кроме биологической функции питание в культуре общества и отдельного человека играет и символическую роль. [45]
Множественность функций принятия пищи приводит к тому, что пищевое поведение становится не только средством удовлетворения первичных потребностей, но и средством влияния на психоэмоциональное состояние индивида.
В настоящее время пищевое поведение принято классифицировать по ведущему проявлению, разделяя на:
- экстернальное пищевое поведение,
- эмоциогенное пищевое поведение,
- ограничительное пищевое поведение.
Единого унифицированного инструмента, позволяющего прогнозировать развитие нарушений пищевого поведения у человека в настоящее время не существует, однако разработаны и используются несколько вариантов тестов, позволяющих разносторонне оценить отношения индивида к еде и выявить некоторые факторы риска развития таких нарушений.
В настоящей работе исследовалось влияние на пищевое поведение переживания индивидуальных кризисных ситуаций и связанного с ними психоэмоционального стресса у женщин среднего (трудоспособного) возраста с выделением в отдельную подгруппу женщин 30-45 лет.
В связи с многообразием определения кризисной ситуации в современной литературе, авторы изучили имеющиеся подходы, и руководствовались следующими основаниями:
- Психологической теорией ситуаций [48];
- Представлениями о кризисной ситуации, принятыми в кризисной психологии [40];
- Определением ВОЗ 1994г, согласно которому «Кризисная ситуация— угроза телесной целостности или жизни, перемены в семейной организации или статусе, изменение роли индивидуума в группе людей, угроза нации и культуре» [29].
Работа опирается на следующие теоретико-методологические основания:
- Концепцию био-психо-социального подхода Джорджа Либмена Энджела;
- Концепцию психологического стресса Ричарда Лазаруса и Сьюзан Фолкман [54];
- Теорию деятельности или деятельностный подход Л.Н. Леонтьева - С.Л. Рубинштейна [24];
- Положение культурно-исторической теории о непрерывном развитии психики и кризисе, как этапе развития [12].
Объект исследования - пищевое поведение.
Предмет исследования - пищевое поведение женщин среднего возраста в кризисных ситуациях.
Цель исследования - получение оснований для проведения реабилитационной работы с женщинами в кризисных ситуациях, столкнувшихся с проблемами пищевого поведения.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ литературных источников по теме;
2. Проведение опроса;
3. Оценка уровня стресса в выборке;
4. Оценка показателей пищевого поведения;
5. Оценка структуры копинг-процесса;
6. Выявление связей показателей ИП с уровнем стресса, структурой копинг-процесса, паттернами ИП и детским опытом испытуемых;
7. Оценка соотношения уровня стресса и субъективной оценки ситуации;
8. Сравнение подгрупп испытуемых, с высоким и низким уровнем стресса;
9. Выявление различий;
10. Проверка гипотез;
11. Выявление особенностей пищевого поведения женщин среднего возраста в кризисных ситуациях
12. Формулирование выводов;
13. Разработка элементов программы реабилитационного психолого-педагогического вмешательства с учетом полученных результатов.
Гипотезы
1. Существует связь уровня стресса и показателей пищевого поведения;
2. Существует связь показателей пищевого поведения и структуры копинг-стратегий;
3. Ситуации с высоким уровнем стресса увеличивают риск нарушений пищевого поведения;
4. Изменения пищевого поведения в кризисных ситуациях связано с особенностями пищевого поведения в детстве.
Исследование ограничено проведением анонимного скринингового опроса добровольцев из двух закрытых групп сети Facebook, посвященных семейному насилию (33 участника) и снижению веса (19 участников), посетителей женской психотерапевтической группы психотерапевтической поликлиники НППЦ им. З.П. Соловьева (7 участников) и женщин, не состоящих в названных группах (32 участника). Всего было опрошено 103 человека, по возрасту и иным основаниям отсеяно 12 результатов. Итоговая выборка составила 91 человек. Опрашиваемых проинформировали, что исследование посвящено пищевому поведению и стрессу.
В исследовании использованы 4 стандартизованных теста:
- Международный валидированный опросник Шкала-воспринимаемого стресса PSS-10 (Perceived Stress ScaLe-10) - для определения уровня стресса;
- Голландский опросник пищевого поведения DEBQ (The Dutch Eating Behaviour Questionnaire) - для оценки эмоциогенного, экстернального и ограничительного пищевого поведения;
- Тест пищевых аттитюдов EAT-26 (Eating Attitudes Test) - для скрининга симптомов расстройств пищевого поведения;
- Копинг-тест Лазаруса - для оценки индивидуальной структуры копинг- стратегий.
Также был использован самостоятельно разработанный авторами опросник, выявляющий особенности пищевого поведения в стрессовых ситуациях и воспоминания о детском опыте, связанном с принятием пищи.
Структура работы
Работа состоит из: введения; главы 1, посвященной анализу литературы; главы 2, описывающей эмпирическое исследование; главы 3, содержащей проект элемента реабилитационного вмешательства;
обсуждения результатов; заключения; списка литературы; приложения. Эмпирическое исследование складывается из:
- описательных статистик исследуемых показателей ИИ;
- анализа соотношения субъективной оценки ситуации и уровня стресса;
- выявления влияния фактора стресса на показатели ПП;
- разделения выборки на подгруппы по уровням стресса;
- описания подгруппы высокого стресса;
- исследования влияния структуры копинг-стратегий на показатели пищевого поведения в выборке в целом и подгруппах;
- исследования структуры копинг-стратегий в подгруппе высокого стресса;
- анализа различий показателей пищевого поведения и копингов в подгруппе высокого и низкого стресса;
- анализа влияния уровня стресса на риск пищевых нарушений;
- анализа влияния детского опыта на риск пищевых нарушений;
- анализа влияния пищевого копинга на риск пищевых нарушений;
- формулирования выводов по результатам.
Таким образом, в результате проведенной нами работы были реализованы поставленные задачи; достигнута цель работы - получены комплексные основания для проведения реабилитационной психолого-педагогической работы по вопросам изменения пищевого поведения женщин среднего возраста в кризисных ситуациях; сделан ряд выводов об особенностях пищевого поведения женщин среднего возраста в кризисных ситуациях, а именно:
1. Уровень стресса связан с особенностями НИ. Эта связь носит нелинейный характер: при низком и умеренном стрессе связь прямая (стресс сопровождается перееданием), при высоком стрессе - обратная (потребление пищи уменьшается);
2. Подтверждена гипотеза о связи показателей пищевого поведения и структуры копинг-стратегий. Особого внимания заслуживают 4 стратегии, отличающие группы с низким и высоким уровнем стресса. Это стратегии «Принятие ответственности» и «Бегство-Избегание», типичные для женщин с высокой субъективной оценкой стресса, и «Планирование решения проблем» и «Положительная переоценка», более типичные для женщин, оценивающих свою ситуацию как «низкий уровень стресса». Данные результаты могут быть использованы в ходе реабилитационной работы для формирования более адаптивного поведения в стрессовых ситуациях и для профилактики проблемного пищевого поведения, в том числе и его клинических нарушений.
3. Подтверждена гипотеза о влиянии уровня стресса на риск нарушений пищевого поведения. Из данного обстоятельства сделан вывод о возможности снижения рисков расстройств пищевого поведения через нормализацию уровня стресса или использование более эффективных копинг-стратегий.
4. Подтверждена гипотеза о влиянии на показатели пищевого поведения уровня аппетита в детстве. Женщины, имевшие в детстве повышенный аппетит, имеют больший риск нарушений пищевого поведения в кризисных ситуациях.
5. Предварительная апробация элементов мер по изменению пищевого поведения через влияние на индивидуальную структуру копинг-стратегий.
Полученные результаты позволяют предположить, что в стрессовых ситуациях пищевое поведение выполняет защитную функцию. На пике кризиса показатели эмоционального и экстернального пищевого поведения снижаются. Таким образом, психологический кризис, как период максимального психического напряжения, более безопасен с точки зрения пищевых расстройств, связанных с перееданием, но риск переедания повышен при умеренном стрессе и, возможно, возрастает на выходе из кризиса и этапе стабилизации ситуации.
Рассматривая кризисные ситуации как этап развития личности и с позиций нормальных реакций на ненормальные обстоятельства, возможно предположить, что переедание в предкризисный период и на выходе из кризиса - является нормальным изменением пищевого поведения женщины, и носит адаптивный характер.
Задача реабилитолога при коррекции временных, связанных с кризисной ситуацией пищевых нарушений - не допустить хронификации кризиса и перехода пищевого нарушения в соматические нарушения, ожирение, компульсивное переедание или нервную булимию. Этого можно достичь через обучение реабилитанта осознанным и активным способам самоконтроля и самопомощи.
Перспективой продолжения проведенного исследования могла бы быть проверка полученных результатов на более многочисленной выборке, проведение аналогичных исследований среди женщин старшего и молодого возрастов, и проведение аналогичного исследования по возрастам среди мужчин, а также более широкая апробация элементов реабилитационного вмешательства.
1. Уровень стресса связан с особенностями НИ. Эта связь носит нелинейный характер: при низком и умеренном стрессе связь прямая (стресс сопровождается перееданием), при высоком стрессе - обратная (потребление пищи уменьшается);
2. Подтверждена гипотеза о связи показателей пищевого поведения и структуры копинг-стратегий. Особого внимания заслуживают 4 стратегии, отличающие группы с низким и высоким уровнем стресса. Это стратегии «Принятие ответственности» и «Бегство-Избегание», типичные для женщин с высокой субъективной оценкой стресса, и «Планирование решения проблем» и «Положительная переоценка», более типичные для женщин, оценивающих свою ситуацию как «низкий уровень стресса». Данные результаты могут быть использованы в ходе реабилитационной работы для формирования более адаптивного поведения в стрессовых ситуациях и для профилактики проблемного пищевого поведения, в том числе и его клинических нарушений.
3. Подтверждена гипотеза о влиянии уровня стресса на риск нарушений пищевого поведения. Из данного обстоятельства сделан вывод о возможности снижения рисков расстройств пищевого поведения через нормализацию уровня стресса или использование более эффективных копинг-стратегий.
4. Подтверждена гипотеза о влиянии на показатели пищевого поведения уровня аппетита в детстве. Женщины, имевшие в детстве повышенный аппетит, имеют больший риск нарушений пищевого поведения в кризисных ситуациях.
5. Предварительная апробация элементов мер по изменению пищевого поведения через влияние на индивидуальную структуру копинг-стратегий.
Полученные результаты позволяют предположить, что в стрессовых ситуациях пищевое поведение выполняет защитную функцию. На пике кризиса показатели эмоционального и экстернального пищевого поведения снижаются. Таким образом, психологический кризис, как период максимального психического напряжения, более безопасен с точки зрения пищевых расстройств, связанных с перееданием, но риск переедания повышен при умеренном стрессе и, возможно, возрастает на выходе из кризиса и этапе стабилизации ситуации.
Рассматривая кризисные ситуации как этап развития личности и с позиций нормальных реакций на ненормальные обстоятельства, возможно предположить, что переедание в предкризисный период и на выходе из кризиса - является нормальным изменением пищевого поведения женщины, и носит адаптивный характер.
Задача реабилитолога при коррекции временных, связанных с кризисной ситуацией пищевых нарушений - не допустить хронификации кризиса и перехода пищевого нарушения в соматические нарушения, ожирение, компульсивное переедание или нервную булимию. Этого можно достичь через обучение реабилитанта осознанным и активным способам самоконтроля и самопомощи.
Перспективой продолжения проведенного исследования могла бы быть проверка полученных результатов на более многочисленной выборке, проведение аналогичных исследований среди женщин старшего и молодого возрастов, и проведение аналогичного исследования по возрастам среди мужчин, а также более широкая апробация элементов реабилитационного вмешательства.
Подобные работы
- Склонность к аддиктивному поведению как проявление дезадаптации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовая охрана жизни человека в Российской Федерации
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Уголовная ответственность за кражу
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



