ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологический анализ мотивации достижения
успеха в подростковом возрасте 7
1.1 Феномен мотивации в исследованиях отечественных и зарубежных
психологов 7
1.2 Мотивация достижения успеха в исследованиях отечественных и
зарубежных психологов 16
1.3 Психологические особенности подросткового возраста 30
1.4 Особенности мотивации достижения успеха в подростковом возрасте 43
Глава II. Эмпирическое исследование факторов мотивации достижения успеха в подростковом возрасте 52
2.1 Обзор методов исследования факторов мотивации достижения успеха в
подростковом возрасте 52
2.2 Организация и методы исследования факторов мотивации достижения
успеха в подростковом возрасте 58
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования факторов
мотивации достижения успеха в подростковом возрасте 64
Заключение 97
Список литературы 104
Приложение
Глава I. Теоретико-методологический анализ мотивации достижения
успеха в подростковом возрасте 7
1.1 Феномен мотивации в исследованиях отечественных и зарубежных
психологов 7
1.2 Мотивация достижения успеха в исследованиях отечественных и
зарубежных психологов 16
1.3 Психологические особенности подросткового возраста 30
1.4 Особенности мотивации достижения успеха в подростковом возрасте 43
Глава II. Эмпирическое исследование факторов мотивации достижения успеха в подростковом возрасте 52
2.1 Обзор методов исследования факторов мотивации достижения успеха в
подростковом возрасте 52
2.2 Организация и методы исследования факторов мотивации достижения
успеха в подростковом возрасте 58
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования факторов
мотивации достижения успеха в подростковом возрасте 64
Заключение 97
Список литературы 104
Приложение
Актуальность. Все большее значение в последнее время придаётся исследованиям мотивации деятельности в учебной и трудовых сферах жизни. Актуальность ее обусловлена совершенствованием системы образования, подготовкой к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания, формированием у них активной жизненной позиции и опыта творческой деятельности.
Особенно актуален данный вопрос в старшем подростковом возрасте, когда юная личность стоит на пороге взрослой, самостоятельной жизни, когда учебная деятельность подростка имеет порой колоссальное значение для его будущего. И важную роль играет мотив, побуждающий подростка к учёбе в старших классах, так как он может быть направлен на избегание неудач, связанных с ней, или же на достижение успеха, что может влиять на общее отношение подростка к учебной деятельности.
Однако на развитие мотивации достижения успеха, в свою очередь, могут оказывать воздействие различные явления. В подростковом возрасте такими явлениями могут быть как принятие со стороны взрослых и сверстников результатов деятельности подростка и уважение инициатив с его стороны, так и собственное принятие результатов своей деятельности, степени собственной успешности. Помимо этого, перед подростком встает ситуация выбора будущего жизненного пути, выбора учебного заведения, профессии, определяющей деятельность. Однако этот выбор осложнен необходимостью соответствия определенным требованиям, заданным результатами экзаменов. Все эти обстоятельства требуют мобилизации познавательных и личностных ресурсов подростка, с чем он не всегда способен справиться. Несмотря на демонстрируемую отстраненность от семьи, родители для подростка по- прежнему являются авторитетными личностями и ресурсом для поддержки в принятии серьезных решений, а потому родительское отношение к подростку, характер взаимодействия подростка с родителями может способствовать формированию мотивации достижения успеха как личностной черты.
Цель исследования: Изучить особенности мотивации достижения успеха в подростковом возрасте.
Объект исследования: Мотивация достижения успеха.
Предмет исследования: Особенности мотивации достижения успеха в подростковом возрасте в контексте детско-родительских отношений.
Гипотеза: Мотивация достижения успеха в подростковом возрасте включает в себя факторы автономности, уважения и принятия, реализуемые во взаимоотношениях с родителями.
Задачи:
^Проанализировать феномен мотивации и особенности мотивации достижения успеха в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.
2.Выявить психологические особенности подросткового возраста.
3.Эмпирическим путем исследовать особенности мотивации достижения успеха в подростковом возрасте.
Теоретико-методологической основой исследования является идея Л.С. Выготского о том, что социальная ситуация развития данного возраста, представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Под термином «социальная ситуация развития» понимается фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. Деятельность является важной составляющей в жизни ребенка в определенной социальной ситуации и неразрывно с ней связана. Понятие «социальная ситуация развития», источником которой является социальная среда, фиксирует неповторимое своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего мира ребенка.
Необходимо также отметить значимость идеи А. Н. Леонтьева, который полагал, что, согласно концепции деятельностного происхождения мотивационной сферы, в процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности.1
Кроме того, стоит отметить значимость идеи Т. О. Гордеевой, которая понимает мотивацию достижения успеха как мотивацию, направленную на лучшее из возможных выполнение деятельности, которая ориентирована на достижение некоторого результата, который можно, сравнив со стандартами оценки, оценить как успешный или не успешный.
Методы исследования: в данном исследовании использовались методики опросник И. М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок», методика диагностики академической мотивации Гордеевой Т. О., Сычева О. А., Гижицкого В. В., Гавриченковой Т. К., «Шкала академической мотивации школьников», тест мотивации достижения А. Мехрабиана, а также методы статистической обработки данных корреляционный критерий Э. Спирмена и статистический критерий Краскелл-Уоллеса.
Эмпирическая база: В качестве выборки данного исследования выступили подростки в количестве 80 человек в возрасте от 16 до 18 лет, из которых было 48 девушек и 32 юноши.
Практическая значимость: Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практической деятельности психологов в качестве вспомогательного материала для конструирования психологической работы с подростками и их родителями с учетом индивидуальных мотивационной сферы подростков. Также полученные данные можно использовать в качестве проведения работы по психологическому просвещению подростков по проблеме особенностей мотивации достижения успеха в подростковом возрасте.
Научная новизна исследования: Проведено исследование взаимосвязи оценки подростками особенностей взаимодействия их родителей, а также оценки родителями особенностей взаимодействия подростков, и показателей выраженности различных типов внутренней и внешней мотивации подростков, позволяющее оценить значимость субъективного восприятия подростками родителей и родителями подростков для развития мотивации достижения успеха.
Структура выпускной квалификационной работы: Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, главы I, посвященной теоретико-методологическому анализу феномена мотивации достижения успеха и её особенностей в подростковом возрасте, главы II, посвященной методам исследования особенностей мотивации в подростковом возрасте, заключения, списка литературы и приложения.
Особенно актуален данный вопрос в старшем подростковом возрасте, когда юная личность стоит на пороге взрослой, самостоятельной жизни, когда учебная деятельность подростка имеет порой колоссальное значение для его будущего. И важную роль играет мотив, побуждающий подростка к учёбе в старших классах, так как он может быть направлен на избегание неудач, связанных с ней, или же на достижение успеха, что может влиять на общее отношение подростка к учебной деятельности.
Однако на развитие мотивации достижения успеха, в свою очередь, могут оказывать воздействие различные явления. В подростковом возрасте такими явлениями могут быть как принятие со стороны взрослых и сверстников результатов деятельности подростка и уважение инициатив с его стороны, так и собственное принятие результатов своей деятельности, степени собственной успешности. Помимо этого, перед подростком встает ситуация выбора будущего жизненного пути, выбора учебного заведения, профессии, определяющей деятельность. Однако этот выбор осложнен необходимостью соответствия определенным требованиям, заданным результатами экзаменов. Все эти обстоятельства требуют мобилизации познавательных и личностных ресурсов подростка, с чем он не всегда способен справиться. Несмотря на демонстрируемую отстраненность от семьи, родители для подростка по- прежнему являются авторитетными личностями и ресурсом для поддержки в принятии серьезных решений, а потому родительское отношение к подростку, характер взаимодействия подростка с родителями может способствовать формированию мотивации достижения успеха как личностной черты.
Цель исследования: Изучить особенности мотивации достижения успеха в подростковом возрасте.
Объект исследования: Мотивация достижения успеха.
Предмет исследования: Особенности мотивации достижения успеха в подростковом возрасте в контексте детско-родительских отношений.
Гипотеза: Мотивация достижения успеха в подростковом возрасте включает в себя факторы автономности, уважения и принятия, реализуемые во взаимоотношениях с родителями.
Задачи:
^Проанализировать феномен мотивации и особенности мотивации достижения успеха в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.
2.Выявить психологические особенности подросткового возраста.
3.Эмпирическим путем исследовать особенности мотивации достижения успеха в подростковом возрасте.
Теоретико-методологической основой исследования является идея Л.С. Выготского о том, что социальная ситуация развития данного возраста, представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Под термином «социальная ситуация развития» понимается фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. Деятельность является важной составляющей в жизни ребенка в определенной социальной ситуации и неразрывно с ней связана. Понятие «социальная ситуация развития», источником которой является социальная среда, фиксирует неповторимое своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего мира ребенка.
Необходимо также отметить значимость идеи А. Н. Леонтьева, который полагал, что, согласно концепции деятельностного происхождения мотивационной сферы, в процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности.1
Кроме того, стоит отметить значимость идеи Т. О. Гордеевой, которая понимает мотивацию достижения успеха как мотивацию, направленную на лучшее из возможных выполнение деятельности, которая ориентирована на достижение некоторого результата, который можно, сравнив со стандартами оценки, оценить как успешный или не успешный.
Методы исследования: в данном исследовании использовались методики опросник И. М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок», методика диагностики академической мотивации Гордеевой Т. О., Сычева О. А., Гижицкого В. В., Гавриченковой Т. К., «Шкала академической мотивации школьников», тест мотивации достижения А. Мехрабиана, а также методы статистической обработки данных корреляционный критерий Э. Спирмена и статистический критерий Краскелл-Уоллеса.
Эмпирическая база: В качестве выборки данного исследования выступили подростки в количестве 80 человек в возрасте от 16 до 18 лет, из которых было 48 девушек и 32 юноши.
Практическая значимость: Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практической деятельности психологов в качестве вспомогательного материала для конструирования психологической работы с подростками и их родителями с учетом индивидуальных мотивационной сферы подростков. Также полученные данные можно использовать в качестве проведения работы по психологическому просвещению подростков по проблеме особенностей мотивации достижения успеха в подростковом возрасте.
Научная новизна исследования: Проведено исследование взаимосвязи оценки подростками особенностей взаимодействия их родителей, а также оценки родителями особенностей взаимодействия подростков, и показателей выраженности различных типов внутренней и внешней мотивации подростков, позволяющее оценить значимость субъективного восприятия подростками родителей и родителями подростков для развития мотивации достижения успеха.
Структура выпускной квалификационной работы: Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, главы I, посвященной теоретико-методологическому анализу феномена мотивации достижения успеха и её особенностей в подростковом возрасте, главы II, посвященной методам исследования особенностей мотивации в подростковом возрасте, заключения, списка литературы и приложения.
Целью нашего исследования было изучить особенности мотивации достижения успеха в подростковом возрасте.
Подростковый возраст — время стремительных перемен в развитии человека, когда меняются не только физиологические параметры, но происходит мощное развитие личности, что находит яркое отражение в поведении подростка. Он открывает для себя ряд новых социальных ролей, среди которых ему предстоит найти свою собственную, новых видов деятельности и общественных функций, испытывая сильное желание принять участие в окружающей жизни как взрослый человек. Этому способствует развитие когнитивных способностей, эмоциональной и мотивационной сфер, а также личностных качеств и самосознания. С другой стороны, окружающий мир относится к подростку двойственно, вследствие чего ему трудно идентифицировать себя с константной ролью в обществе.
В ходе нашего исследования мы, изучая работы зарубежных и отечественных психологов, выделили определение мотивации достижения. Мотивация достижения понимается как мотивация, направленная на лучшее из возможных выполнение любой деятельности, которая ориентирована на достижение некоторого результата, который можно оценить как успешный или не успешный, сравнить со стандартами оценки.
Рассматривая особенности мотивации достижения в подростковом возрасте, можно выделить следующие факторы, формирующие ведущую мотивацию, такие как уважение и принятие со стороны значимых ровесников и взрослых, а также автономность и самостоятельность в принятие решений. В подростковом возрасте наличие этих факторов во многом обеспечивают родители и взаимоотношения подростка с ними.
Для данного исследования, основанного на идеях Т. О. Гордеевой, была сформулирована гипотеза о том, что мотивация достижения успеха в подростковом возрасте включает в себя факторы автономности и уважения, реализуемые во взаимоотношениях с родителями.
В нашем исследовании приняли участие 80 подростков в возрасте от 16 до 18 лет, из которых было 32 юноши и 48 девушек.
Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы, выбранные в соответствии с теоретико-методологическими основами исследования: методика «Тест мотивации достижения» А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова, методика диагностики академической мотивации (ШАМ-Ш) Т. О. Гордеевой и методика И. М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок».
По результатам исследования нами были получены следующие данные:
Анализ результатов методики И. М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок», позволил сделать вывод о том, что у подростков с различным типов ведущей мотивации не существует значимых различий в оценке родительского взаимодействия с ними. Подростки из разных групп схоже оценивали требовательность, строгость, близость, степень принятия, степень согласия, склонность к сотрудничеству, авторитетность и последовательность своих родителей, а также удовлетворённость отношениями с ними. Можно выразить предположение, что подростки, вне зависимости от типа ведущей мотивации, воспринимают своих родителей в схожих чертах.
Однако стоит отметить, что у родителей подростков, проходивших эту же методику, существует значимое различие оценки собственной последовательности во взаимоотношениях с подростками. Родители подростков, не имеющих ведущего типа мотивации, наиболее высоко оценили собственную последовательность, в то время как родители подростков с ведущей мотивацией избегания неудач - наиболее низко. Это позволяет предположить, что наиболее нестабильные во взаимоотношениях с подростком родители не способны предоставить подростку необходимые для развития мотивации достижения успеха автономию и уважение, то наказывая, то поощряя за одни и те же поступки, то позволяя, то запрещая одни и те же инициативы со стороны подростка.
Также, анализ данных методики диагностики академической мотивации Т. О. Гордеевой позволил выявить существенные различия между группами подростков с различным ведущим типом мотивации по выраженности мотивации достижений и негативной экстернальной мотивации. Наиболее ярко выявлена мотивация достижений у подростков, соответственно, с мотивацией достижений успеха. В то время как негативная экстернальная мотивация наиболее ярко выражена у подростков с ведущей мотивацией избегания неудач, что может говорить о том, что подростки данной группы наиболее сильно мотивированы тем, чтобы избежать трудностей и проблем со взрослыми и неудачи для них имеют скорее внешний характер - наказания, санкции со стороны родителей и учителей.
Исходя из полученных данных исследования нами было выяснено, что у подростков с разной ведущей мотивацией разные типы внутренней и внешней мотивации связаны с разными характеристиками взаимодействия с родителями.
Анализ данных в группе подростков с ведущей мотивацией избегания неудач позволил сформулировать следующие выводы:
Было обнаружено, что высокая степень требовательности со стороны матери может препятствовать развитию мотивации саморазвития. В то же время высокий уровень материнских требований способствует развитию внешней мотивации, подкреплённой негативными чувствами, или же снижению мотивации в целом. Однако, высокий уровень согласия матери с подростком способствует развитию познавательной мотивации у подростка.
Касательно взаимодействия подростков данной группы с отцом, обнаружилось, что низкая степень близости подростка с отцом и отсутствие авторитетности фигуры отца для подростка способствуют снижению подростковой мотивации. Однако, было выявлено, что для развития мотивации самоуважения значима степень удовлетворённости подростком отношениями с отцом и высокой степени близости с ним.
Относительно взгляда родителей на взаимоотношения с подростками было обнаружено, что родители подростков, обладающих выраженной мотивацией самоуважения, поддерживают высокую степень близости с подростками, а также сохраняют высокий статус своей авторитетности. Также, оказалось, что родители, склонные к согласию с подростком, способствуют повышению выраженности у подростка познавательной мотивации, а чем более родители удовлетворены отношениями с подростком, тем более у него выявлена мотивация, связанная с желанием поощрения со стороны взрослых. Помимо прочего, было установлено, что низкая степень последовательности со стороны родителей подростка способствует выраженности негативной экстернальной мотивации у подростка, связанной со стремлением избежать санкций со стороны взрослых.
Анализ данных в группе подростков с ведущей мотивацией достижения успеха позволил сформулировать следующие выводы:
Высокая степень требовательности со стороны матери способствует повышению выраженности мотивации самоуважения у подростка, а также мотивации, связанной с нежеланием испытывать чувство неудовлетворённости собой, мотивацией, связанной со стремлением избежать санкций со стороны взрослых. Однако, высокая степень материнского сотрудничества с подростком не способствует повышению выраженности всех трёх видов внутренней мотивации у подростка - достижения, познания и саморазвития. Также, высокая степень согласия со стороны матери не способствует высокой выраженности мотивации достижения у подростка.
Касательно взаимодействия подростков данной группы с отцом, высокая степень близости со стороны отца способствует повышению выраженности у подростка позитивной экстернальной мотивации, связанной со стремлением быть поощрённым взрослыми, однако препятствует развитию мотивации саморазвития. Также, высокий уровень отцовской авторитетности у подростка способствует повышению выраженности мотивации у подростка, связанной с ощущением стыда, вины и чувства долга перед собой.
Относительно взгляда родителей на взаимоотношения с подростками, высокая степень родительской близости способствует повышению выраженности внешних типов мотивации, экстернальных, как позитивных, так и негативных, связанных со стремлением поощрения со стороны взрослых и нежеланием получения санкций. Также, высокая степень сотрудничества родителей с подростком затрудняет повышение выраженности внутренней мотивации, однако способствует повышению выраженности мотивации, связанной со стремлением избежать санкций со стороны взрослых.
Анализ данных в группе подростков, не имеющих ведущей мотивации, позволил сформулировать следующие выводы:
Высокая степень последовательности со стороны матери способствует выраженности у подростка мотивации достижения. Мотивация самоуважения, однако, оказалась тем более выражена, чем ниже подростками оценивалась степень материнского согласия с ними. Также, высокая степень авторитетности матери для подростка и высокий уровень контроля с её стороны способствуют повышению выраженности внешней мотивации у подростка, обусловленной уважением к родителям. Кроме того, чем строже и чем более контролирующей оценивалась подростками мать, чем сильнее у подростков была выявлена мотивация, связанная со опасением санкций со стороны взрослых.
Касательно взаимодействия подростков данной группы с отцом, высокая значимость для развития мотивации подростка, связанной с чувством стыда, вины за себя, отцовской близости и согласованности с подростком. Также, было выявлено, что высокая степень требовательности, контроля, авторитетности отца, а также удовлетворённости подростком отношениями с ним способствует выраженности у подростка мотивации, связанной с уважением родителей. Кроме того, оказалось, что что высокая степень авторитетности фигуры отца для подростка может способствовать повышению выраженности как позитивной, так и негативной экстернальной мотивации у подростка.
Относительно взгляда родителей на взаимоотношения с подростками, высокий уровень родительской требовательности может негативно сказаться на выраженности познавательной мотивации у подростка, в то время как высокий уровень принятия способствует её выраженности. Кроме того, чем более выражена у подростка мотивация достижения, тем ниже родители оценивают свою требовательность и тем выше оценивают степень принятия, сотрудничества и собственную последовательность. Также, высокая степень принятия подростка его родителями и стремление их к сотрудничеству способствует выраженности мотивации саморазвития у подростка. Однако, высокий уровень авторитетности родителей способствует повышению выраженности внешней мотивации подростка, обусловленной уважением к родителям, а низкая степень согласованности подростка с родителями способствует выраженности у него негативной внешней мотивации, обусловленной желанием избежать проблем со взрослыми.
Обобщая всё вышеуказанное, можно сформулировать следующие выводы:
1. У подростков с ведущей мотивацией избегания неудач проявление родительской автономности не является значимой для проявления какого-либо типа мотивации, а степень родительского принятия значима лишь для выраженности мотивации самоуважения, относимой ко внешним типам мотивации. Это может говорить о том, что для подростков данной группы во взаимодействии с родителями отсутствуют факторы автономности и принятия, необходимые для проявления мотивации достижения.
2. У подростков с мотивацией достижения успеха так же проявление родительской автономности не является значимой для проявления какого-либо типа мотивации, а степень родительского принятия значима лишь для выраженности мотивации саморазвития и позитивной экстернальной мотивации, однако стоит отметить большую значимость родительской близости для выраженности внешних типов мотивации. Также стоит отметить неблагоприятное отражение на внутренних типах мотивации родительского сотрудничества. Вероятно, это связано с тем, что подростки воспринимают родительское сотрудничество и как навязывающееся, затрудняющее его автономность, а родительская близость способствует ориентации мотивации подростка на реакцию окружающих. Однако реализуемое во взаимоотношения с родителями принятие мотивирует подростка к саморазвитию и к стремлению к одобрению взрослыми.
3. У подростков средней группы, без наличия выраженной мотивации, можно заметить значимую роль родительского принятия для внутренних типов мотивации и автономности со стороны родителей для позитивной и негативной экстернальной мотивации. Можно выдвинуть предположение, что родительское принятие подростка мотивирует его достигать успехов, познавать мир и самого себя, в то время как автономность по отношению к подростку способствует уменьшению ориентации мотивации на реакцию со стороны взрослых.
Таким образом, ранее выдвинутая гипотеза о том, что мотивация достижения успеха в подростковом возрасте включает в себя факторы автономности, уважения и принятия, реализуемые во взаимоотношениях с родителями, была подтверждена частично. Исходя из результата исследования, можно предположить, что возможно существуют другие факторы, обуславливающие формирование мотивации достижения успеха у подростков. Кроме того, вероятно, подростковое отношение к родителям, обусловленное особенностями возрастного периода, является схожим для подростков и не позволяет выявить реально существующие особенности их взаимоотношений.
Подростковый возраст — время стремительных перемен в развитии человека, когда меняются не только физиологические параметры, но происходит мощное развитие личности, что находит яркое отражение в поведении подростка. Он открывает для себя ряд новых социальных ролей, среди которых ему предстоит найти свою собственную, новых видов деятельности и общественных функций, испытывая сильное желание принять участие в окружающей жизни как взрослый человек. Этому способствует развитие когнитивных способностей, эмоциональной и мотивационной сфер, а также личностных качеств и самосознания. С другой стороны, окружающий мир относится к подростку двойственно, вследствие чего ему трудно идентифицировать себя с константной ролью в обществе.
В ходе нашего исследования мы, изучая работы зарубежных и отечественных психологов, выделили определение мотивации достижения. Мотивация достижения понимается как мотивация, направленная на лучшее из возможных выполнение любой деятельности, которая ориентирована на достижение некоторого результата, который можно оценить как успешный или не успешный, сравнить со стандартами оценки.
Рассматривая особенности мотивации достижения в подростковом возрасте, можно выделить следующие факторы, формирующие ведущую мотивацию, такие как уважение и принятие со стороны значимых ровесников и взрослых, а также автономность и самостоятельность в принятие решений. В подростковом возрасте наличие этих факторов во многом обеспечивают родители и взаимоотношения подростка с ними.
Для данного исследования, основанного на идеях Т. О. Гордеевой, была сформулирована гипотеза о том, что мотивация достижения успеха в подростковом возрасте включает в себя факторы автономности и уважения, реализуемые во взаимоотношениях с родителями.
В нашем исследовании приняли участие 80 подростков в возрасте от 16 до 18 лет, из которых было 32 юноши и 48 девушек.
Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы, выбранные в соответствии с теоретико-методологическими основами исследования: методика «Тест мотивации достижения» А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова, методика диагностики академической мотивации (ШАМ-Ш) Т. О. Гордеевой и методика И. М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок».
По результатам исследования нами были получены следующие данные:
Анализ результатов методики И. М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок», позволил сделать вывод о том, что у подростков с различным типов ведущей мотивации не существует значимых различий в оценке родительского взаимодействия с ними. Подростки из разных групп схоже оценивали требовательность, строгость, близость, степень принятия, степень согласия, склонность к сотрудничеству, авторитетность и последовательность своих родителей, а также удовлетворённость отношениями с ними. Можно выразить предположение, что подростки, вне зависимости от типа ведущей мотивации, воспринимают своих родителей в схожих чертах.
Однако стоит отметить, что у родителей подростков, проходивших эту же методику, существует значимое различие оценки собственной последовательности во взаимоотношениях с подростками. Родители подростков, не имеющих ведущего типа мотивации, наиболее высоко оценили собственную последовательность, в то время как родители подростков с ведущей мотивацией избегания неудач - наиболее низко. Это позволяет предположить, что наиболее нестабильные во взаимоотношениях с подростком родители не способны предоставить подростку необходимые для развития мотивации достижения успеха автономию и уважение, то наказывая, то поощряя за одни и те же поступки, то позволяя, то запрещая одни и те же инициативы со стороны подростка.
Также, анализ данных методики диагностики академической мотивации Т. О. Гордеевой позволил выявить существенные различия между группами подростков с различным ведущим типом мотивации по выраженности мотивации достижений и негативной экстернальной мотивации. Наиболее ярко выявлена мотивация достижений у подростков, соответственно, с мотивацией достижений успеха. В то время как негативная экстернальная мотивация наиболее ярко выражена у подростков с ведущей мотивацией избегания неудач, что может говорить о том, что подростки данной группы наиболее сильно мотивированы тем, чтобы избежать трудностей и проблем со взрослыми и неудачи для них имеют скорее внешний характер - наказания, санкции со стороны родителей и учителей.
Исходя из полученных данных исследования нами было выяснено, что у подростков с разной ведущей мотивацией разные типы внутренней и внешней мотивации связаны с разными характеристиками взаимодействия с родителями.
Анализ данных в группе подростков с ведущей мотивацией избегания неудач позволил сформулировать следующие выводы:
Было обнаружено, что высокая степень требовательности со стороны матери может препятствовать развитию мотивации саморазвития. В то же время высокий уровень материнских требований способствует развитию внешней мотивации, подкреплённой негативными чувствами, или же снижению мотивации в целом. Однако, высокий уровень согласия матери с подростком способствует развитию познавательной мотивации у подростка.
Касательно взаимодействия подростков данной группы с отцом, обнаружилось, что низкая степень близости подростка с отцом и отсутствие авторитетности фигуры отца для подростка способствуют снижению подростковой мотивации. Однако, было выявлено, что для развития мотивации самоуважения значима степень удовлетворённости подростком отношениями с отцом и высокой степени близости с ним.
Относительно взгляда родителей на взаимоотношения с подростками было обнаружено, что родители подростков, обладающих выраженной мотивацией самоуважения, поддерживают высокую степень близости с подростками, а также сохраняют высокий статус своей авторитетности. Также, оказалось, что родители, склонные к согласию с подростком, способствуют повышению выраженности у подростка познавательной мотивации, а чем более родители удовлетворены отношениями с подростком, тем более у него выявлена мотивация, связанная с желанием поощрения со стороны взрослых. Помимо прочего, было установлено, что низкая степень последовательности со стороны родителей подростка способствует выраженности негативной экстернальной мотивации у подростка, связанной со стремлением избежать санкций со стороны взрослых.
Анализ данных в группе подростков с ведущей мотивацией достижения успеха позволил сформулировать следующие выводы:
Высокая степень требовательности со стороны матери способствует повышению выраженности мотивации самоуважения у подростка, а также мотивации, связанной с нежеланием испытывать чувство неудовлетворённости собой, мотивацией, связанной со стремлением избежать санкций со стороны взрослых. Однако, высокая степень материнского сотрудничества с подростком не способствует повышению выраженности всех трёх видов внутренней мотивации у подростка - достижения, познания и саморазвития. Также, высокая степень согласия со стороны матери не способствует высокой выраженности мотивации достижения у подростка.
Касательно взаимодействия подростков данной группы с отцом, высокая степень близости со стороны отца способствует повышению выраженности у подростка позитивной экстернальной мотивации, связанной со стремлением быть поощрённым взрослыми, однако препятствует развитию мотивации саморазвития. Также, высокий уровень отцовской авторитетности у подростка способствует повышению выраженности мотивации у подростка, связанной с ощущением стыда, вины и чувства долга перед собой.
Относительно взгляда родителей на взаимоотношения с подростками, высокая степень родительской близости способствует повышению выраженности внешних типов мотивации, экстернальных, как позитивных, так и негативных, связанных со стремлением поощрения со стороны взрослых и нежеланием получения санкций. Также, высокая степень сотрудничества родителей с подростком затрудняет повышение выраженности внутренней мотивации, однако способствует повышению выраженности мотивации, связанной со стремлением избежать санкций со стороны взрослых.
Анализ данных в группе подростков, не имеющих ведущей мотивации, позволил сформулировать следующие выводы:
Высокая степень последовательности со стороны матери способствует выраженности у подростка мотивации достижения. Мотивация самоуважения, однако, оказалась тем более выражена, чем ниже подростками оценивалась степень материнского согласия с ними. Также, высокая степень авторитетности матери для подростка и высокий уровень контроля с её стороны способствуют повышению выраженности внешней мотивации у подростка, обусловленной уважением к родителям. Кроме того, чем строже и чем более контролирующей оценивалась подростками мать, чем сильнее у подростков была выявлена мотивация, связанная со опасением санкций со стороны взрослых.
Касательно взаимодействия подростков данной группы с отцом, высокая значимость для развития мотивации подростка, связанной с чувством стыда, вины за себя, отцовской близости и согласованности с подростком. Также, было выявлено, что высокая степень требовательности, контроля, авторитетности отца, а также удовлетворённости подростком отношениями с ним способствует выраженности у подростка мотивации, связанной с уважением родителей. Кроме того, оказалось, что что высокая степень авторитетности фигуры отца для подростка может способствовать повышению выраженности как позитивной, так и негативной экстернальной мотивации у подростка.
Относительно взгляда родителей на взаимоотношения с подростками, высокий уровень родительской требовательности может негативно сказаться на выраженности познавательной мотивации у подростка, в то время как высокий уровень принятия способствует её выраженности. Кроме того, чем более выражена у подростка мотивация достижения, тем ниже родители оценивают свою требовательность и тем выше оценивают степень принятия, сотрудничества и собственную последовательность. Также, высокая степень принятия подростка его родителями и стремление их к сотрудничеству способствует выраженности мотивации саморазвития у подростка. Однако, высокий уровень авторитетности родителей способствует повышению выраженности внешней мотивации подростка, обусловленной уважением к родителям, а низкая степень согласованности подростка с родителями способствует выраженности у него негативной внешней мотивации, обусловленной желанием избежать проблем со взрослыми.
Обобщая всё вышеуказанное, можно сформулировать следующие выводы:
1. У подростков с ведущей мотивацией избегания неудач проявление родительской автономности не является значимой для проявления какого-либо типа мотивации, а степень родительского принятия значима лишь для выраженности мотивации самоуважения, относимой ко внешним типам мотивации. Это может говорить о том, что для подростков данной группы во взаимодействии с родителями отсутствуют факторы автономности и принятия, необходимые для проявления мотивации достижения.
2. У подростков с мотивацией достижения успеха так же проявление родительской автономности не является значимой для проявления какого-либо типа мотивации, а степень родительского принятия значима лишь для выраженности мотивации саморазвития и позитивной экстернальной мотивации, однако стоит отметить большую значимость родительской близости для выраженности внешних типов мотивации. Также стоит отметить неблагоприятное отражение на внутренних типах мотивации родительского сотрудничества. Вероятно, это связано с тем, что подростки воспринимают родительское сотрудничество и как навязывающееся, затрудняющее его автономность, а родительская близость способствует ориентации мотивации подростка на реакцию окружающих. Однако реализуемое во взаимоотношения с родителями принятие мотивирует подростка к саморазвитию и к стремлению к одобрению взрослыми.
3. У подростков средней группы, без наличия выраженной мотивации, можно заметить значимую роль родительского принятия для внутренних типов мотивации и автономности со стороны родителей для позитивной и негативной экстернальной мотивации. Можно выдвинуть предположение, что родительское принятие подростка мотивирует его достигать успехов, познавать мир и самого себя, в то время как автономность по отношению к подростку способствует уменьшению ориентации мотивации на реакцию со стороны взрослых.
Таким образом, ранее выдвинутая гипотеза о том, что мотивация достижения успеха в подростковом возрасте включает в себя факторы автономности, уважения и принятия, реализуемые во взаимоотношениях с родителями, была подтверждена частично. Исходя из результата исследования, можно предположить, что возможно существуют другие факторы, обуславливающие формирование мотивации достижения успеха у подростков. Кроме того, вероятно, подростковое отношение к родителям, обусловленное особенностями возрастного периода, является схожим для подростков и не позволяет выявить реально существующие особенности их взаимоотношений.
Подобные работы
- СВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ СО ЗНАЧИМЫМ ВЗРОСЛЫМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ПОДРОСТКОВ ТЕННИСИСТОВ С
РАЗНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь агрессивности и мотивации достижения у старших подростков (Психология развития и возрастная психология, Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ К
ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В СИТУАЦИИ КОНТРОЛЬНООЦЕНОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Социально-психологические особенности подростков с разным уровнем мотивации достижения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь форм агрессивных и враждебных реакций и мотивации достижения и отношения у подростков, обучающихся в школе с высоким образовательным рейтингом
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



