Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ВЗРОСЛЫХ

Работа №74197

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
255
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В
СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ВЗРОСЛЫХ» 6
1.1 Профессиональное самоопределение 6
1.2 Смысложизненные ориентации 15
1.3 Самоактуализация как движущая сила личностного развития 19
1.4 Рефлексия как характеристика личности 25
1.5 Жизнестойкость как характеристика личности 31
1.6 Характеристика периода взрослости 34
ГЛАВА 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ
ВЫЗРОСЛЫХ 39
2.1 Гипотезы исследования 39
2.2 Объект и предмет исследования 39
2.3 Цели и задачи исследования 39
2.4 Описание выборки 40
2.5 Методы исследования 40
2.6 Математико-статистические методы обработки данных 48
ГЛАВА 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АЗРОСЛЫХ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 49
3.1. Анализ данных анкеты 49
3.2. Анализ средних показателей по всем исследованным параметрам 52
3.3 Результаты сравнительного анализа и их обсуждение 56
3.4 Корреляционный анализ результатов и его обсуждение 57
ВЫВОДАХ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ


Каждому свойственно искать главное дело своей жизни, благодаря этому делу существование человека обретает смысл. Именно оно является одним из основных критериев, позволяющих человеку разобраться, состоялась его жизнь или нет.
Безусловно, в роли главного дела жизни чаще всего выступает профессия, которую человек выбирает на том или ином этапе своего жизненного пути. Работа определяет наш образ жизни, материальное положение, ценности и установки, приносит нам радость, удовлетворение и способствует самореализации. Однако не каждую профессию можно назвать главным делом жизни, профессиональная деятельность также может быть источником скуки раздражения, беспокойства и чувства безнадежности. В последнее время все чаще можно встретить людей, которые занимаются вынужденным трудом. Они занимают ту или иную должность по причине того, что она приносит им доход, необходимый для обеспечения собственной жизни.
К сожалению, на пути к выбору своей профессии перед человеком встает множество трудностей. Довольно сложно бывает выбрать, то, что подходит именно тебе. Поэтому многие люди часто руководствуются в выборе профессии не своими личными предпочтениями, интересами, склонностями, а тем, что им навязывает общество и ближайшее окружение. Они выбирают такой род деятельности, который считается престижным в их социокультурной среде, а также приносит хороший доход. Но такой подход к выбору дела своей жизни, на мой взгляд, зачастую приводит к тому, что человек не может реализовать себя в своей профессии, что приводит к ряду экзистенциальных проблем.
За основную гипотезу было взято предположение о том, что существует прямая связь между успешностью профессионального самоопределения взрослых и такими личностно-смысловыми особенностями личности как: самоактуализация, жизнестойкость, рефлексивность, смысло-жизненные ориентации.
В качестве частной гипотезы было выдвинуто также предположение о взаимосвязи всех исследуемых нами личностно-смысловых характеристик: самоактуализации, смысло-жизненных ориентаций, жизнестойкости, рефлексии между собой.
Объектом нашего исследования являются взрослые люди, от 24 до 45 лет, имеющие опыт работы не менее трех лет.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение, характеристики личностно-смысловой сферы, такие как жизнестойкость, рефлексивность, компоненты самоактуализации, смысло-жизненные ориентации.
Цель нашего исследования выявление влияния таких личностно-смысловых особенностей личности как: самоактуализация, жизнестойкость, рефлексивность, смысло-жизненные ориентации на профессиональное самоопределение взрослых.
Для достижения этой цели были выделены следующие задачи:
1. Создание и проведение анкеты для исследования представлений человека о себе в профессии;
2. Исследование статуса профессиональной идентичности;
3. Исследование личностно-смысловых особенностей:
самоактуализации личности, осмысленности жизни, жизестойкости личности и рефлексивности;
4. Проведение сравнительного анализа с помощью математико-статистических методов по всем параметрам групп:
• сменивших и не сменивших профессию;
• мужчин и женщин.
5. Проведение анализа взаимосвязей всех исследованных параметров с помощью математико-статистических методов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Проведенное нами исследование представлений взрослых о себе в профессии выявило следующие.
• Большая часть опрошенных нами взрослых (56%) сменили свою профессию после получения высшего образования;
• Большинство опрошенных взрослых респондентов сделали свой профессиональный выбор самостоятельно (61% полностью самостоятельно и 36% по совету значимых близких);
• Большинство респондентов удовлетворены своей профессией (37% полностью удовлетворены и 44% больше удовлетворены, нежели не удовлетворены);
• Большинство опрошенных взрослых утверждают, что реализуют себя в своей профессией (34% полностью реализуют и 51% больше реализуют, нежели нет);
• Большинство респондентов утверждают, что неудачи в профессии помогают им в их профессиональном развитии (47% - помогают и 32% больше помогают профессиональной деятельности, нежели мешают);
• Большая часть респондентов (46%) утверждает, что профессия лишь отчасти связана с осмысленностью их жизни и 39% считает, что работа вовсе не связана для них со смыслом жизни и только 15% видят свой смысл жизни в профессии;
• Почти все взрослые (81%) ответили, что часто задумываются о себе, о своих поступках и действиях, а 19% утверждают, что делают это время от времени. Никто из респондентов на вопрос «как часто вы задумываетесь о себе, своей деятельности и своих поступках?» не выбрал такие варианты ответа как «редко» и «никогда».
2. В исследовании профессиональной идентичности нами было выявлено, что большинство респондентов (27%) обладают диффузной идентичностью; далее следует статус моратория (23%) и псевдоидентичность (22%), статус достигнутой профессиональной идентичности характерен для 19%, а предрешенной - для 8,5%.
3. Сравнительный анализ групп работающих 1. по полученной специальности;
2. в сфере отличной от полученной специальности показал, что люди, работающие по специальности, обладают большей склонностью к рефлексии связанной с отрывом от актуальной ситуации бытия в мире. Люди, работающие не по специальности более реалистичны в своей рефлексии.
4. Сравнительный анализ групп с разной половой принадлежностью выявил
статистически значимые различия в статусах профессиональной идентичности. Для женщин более характерным является статус достигнутой идентичности и псевдоидентичности. Для мужчин больше характерен статус диффузной идентичности и статус моратория.
5. Статус профессиональной идентичности взаимосвязан с уровнем
самопринятия. Чем выше самопринятие, тем больше уровень
профессиональной идентичности стремится к достигнутой идентичности и наоборот. Также чем выше уровень рефлексии связанной с отрывом от актуальной ситуации бытия в мире (фантазия), тем ниже уровень профессиональной идентичности и наоборот.
6. Такие личностно-смысловые показатели как стремление к самоактуализации и осмысленность жизни способствуют росту удовлетворенности и самореализации в профессии.
7. Исследованные нами личностно-смысловые параметры осмысленности
жизни, жизнестойкости, самораелизации и рефлексивности тесно взаимосвязаны между собой. При этом параметры осмысленности жизни, самореализации и жизнестойкости взаимосвязаны положительно. А показатели рефлексивности с остальными личностно-смысловых
характеристиками связаны отрицательно.
В данной работе проанализированы такие понятия как профессиональное самоопределение, личностно-смысловые особенности, которые включат в себя: смысложизненние ориентации, самоактуализацию, жизнестойкость, рефлексию. Также в работе затронуты особенности развития во взрослом возрасте. Проведено эмпирическое исследование с целью изучения взаимосвязи профессионального самоопределения с личностно-смысловыми особенностями личности. Для проведения исследования применялись следующие методики: «Методика исследования профессиональной идентичности» (МИПИ) Л.Б. Шнейдер и анкета. Смысловая сфера исследовалась при помощи методики смысло-жизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. Нами были рассмотрены такие свойства личности, как: рефлексивность, исследуемая с помощью опросника «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева, жизнестойкость, исследуемая при помощи «Теста жизнестойкости» С. Мадди, в адаптации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой, а также степень самоактуализации, измеренная при помощи «Самоактуализационного теста» (САТ), Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз.
Такие личностно - смысловые особенности как самоактуализация и смысложизненные ориентации положительно влияют на профессиональное самоопределение. Удовлетворенность профессией растет вместе со способностью субъекта переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, также с ростом продуктивности и осмысленности жизни. Также ростом ощущения осмысленности жизни растет и ощущение реализации себя в профессии. Чем выше уровень самопринятия, тем более профессиональная идентичность является более сформированной.
Рефлексия оказывает в большей степени негативное влияние на профессиональное самоопределение: чем чаще человек задумывается о себе, о своих поступках и деятельности, тем ниже уровень профессиональной идентичности. Также чем выше склонность к такому виду рефлексии как
фантазия, которая рассматривается как отрыв от актуальной ситуации бытия в мире, тем менее сформированной является профессиональная идентичность.
Гипотезы выдвинутые в данном исследовании подтвердились.



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. -299с.
2. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии - Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2636.htm (Дата обращения: 04.01.16).
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
4. Аникина В.Г. Психотехническая модель рефлексии: теоретические основания и описания // Психологический журнал, № 6, Том 031, 2010, C. 50-56
5. Анисимова О.М. Самоактуализация в связи с особенностями личностной рефлексии / Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М: МГППУ, 2015, c. 6-9.
6. Анисимова О.М. Уровень образования и самопонимание личности в период ранней взрослости / Материалы научной конференции "Ананьевские чтения - 2014".СПб:СПбГУ с. 297 - 298.
7. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2001
8. Ахмеров, Р.А. Биографические кризисы личности / Р.А. Ахмеров. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. - 127 с.
9. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Межд. пед. академия, 1995. — 209 с.
10. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина
12. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - №3
13. Кризисы профессионального развития и ресурсы личности в периоды юности и ранней взрослости, Головей Л. А., Александрова Н.А., Данилова М.В., Манукян В.Р., Рыкман Л. В. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16, выпуск 12, 2013 С.31-39
14. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы. // На пороге взросления, 2011. С. 62-77
15. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие / Э.Ф. Зеер М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003.
16. Знаков В.В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие // Методология и история психологии, Т. 2, №3, 2007
17. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал, Т.24 №5 2003, с 45-57
18. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных механизмов управления. М.: ИП РАН, 2000
19. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения, - 4-е изд., стер. - М.: «Акажемия», 2010
20. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2012 (4)
21. Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы X региональной студ. науч. практ. конф. Екатеринбург, 23 - 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А.
Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 254 с
22. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007
23. Леонтьев Д.А. Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru
24. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2е - изд. - М.: Смысл, 2000
25. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопросы психологии, 1987, N 3, с.150-158.
26. Мадди Сальвадоре Р. Теории личности: сравнительный анализ./ Пер. с англ. СПб., 2002. - 567 с.
27. Мадди Сальвадоре Р. Смыслообразование в процессе принятия решений //Психол. журн. 2005. - № 6. - Т.26. - С. 87 - 101.
28. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы, - Смысл 1970
29. Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди [Текст] / Т.В. Наливайко // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. - Ярославль, 2006. - № 4. - С. 211-216.
30. Нестеренко И.Е., Яровая И.Н. Современные представления о смысле жизни и удовлетворенноть жизнью в период юности и средней взрослости.
Проблемы развития общества в условиях неопределенности: экономические, социальные и управленческие аспекты. Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции г. Волгоград, 24-25 ноября 2014 г.
31. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ.
Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
32. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. Учебное пособие. - М.: «Академия», 2000. - 196 с.
33. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2006
34. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности//Современная зарубежная психология, 2012. № 2. С. 111-121
35. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. — М.; СПб., 2004.
36. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2011. - 713с.
38. Степанов С.Ю., Семёнов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии, №3, 1985
39. Толочек В. А., Денисова В. Г. Динамика профессионального становления впредставлениях субъекта: самооценки как самодостаточные эмпирические данные // Психологический журнал № 6, Том 34, 2013, C. 45-58
40. Франкл В. Человек в поисках смысла - СПб.: Ювента, 1997
41. Фромм Э., Человек для самого себя; пер. с англ. А. В. Александровой. - М.: Астрель, 2012
42. Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. - №3, 2003 с 3-15
43. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность : теория и методы диагностики / Л. Б. Шнейдер. — М.: МПСИ, 2007. — 128 с
44. Шнейдер Л.Б. Профессиональное самоопределение подростков в «координатах» отношения к времени жизни и труду// На пороге взросления. 2011. С. 22-36
45. Шнейдер Л.Б., Хрусталева Ассоциативный тест как основа конструирования методики профессиональной идентичности Вестник РМАТ, №3., 2014 с 83-95
46. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005.
47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).
48. Bredley, Lisa; Brown, Kerry; Dower, Jo. Career progression in public sector: gender differences in career success// International Journal of Employment Studies, 2009, Vol. 17, No. 2, p. 102-134
49. Chak Fu Lam 1, Suzanne T. Gurland, Journal of Research in Personality // Volume 42, Issue 4, August 2008, Pages 1109-1115
50. Franco L. Vicino, Bernard M. Bass Lifespace variable and managerial success// Journal of Applied Psychology, 1978, Vol. 63, No. 1, p. 81-88
51. Gattiker, U.E., Larwood, L. Career success, mobility and extrinsic satisfaction of corporate managers// Social Science Journal, 1989, Vol. 26, No. 1, p. 75-92
52. Hartung P.J., Porfeli E.J., Vondracek F.W. Child vocational development: A review and reconsideration // Journal of Vocational Behavior. 2005. № 66. P. 385—419.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ