Оглавление
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕДИАПРЕДПРИЯТИЕМ 9
1.1. Общие понятия и типология кризисов 9
1.2. Понятие антикризисного менеджмента и его основные принципы 18
1.3. Антикризисный менеджмент на медиапредприятии и его стратегии 29
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ХОЛДИНГА «НЬЮС МЕДИА» 40
2.1. Этапы становления и основные принципы управления холдинга «Ньюс Медиа» 40
2.2. Примеры актуальных антикризисных мер холдинга «Ньюс Медиа» 60
2.3. Переформатирование как специфическая антикризисная мера медиаменеджмента на примере изданий «Лайф78» и «Радио Балтика» 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 109
Приложения. 114
Сегодня, во времена политической и экономической нестабильности, высокой инфляции, неустойчивой налоговой системы, недостаточной квалификации менеджеров в нашей стране получает распространение институт банкротства. В подобных условиях большую значимость приобретает антикризисный менеджмент как обширная система методов по диагностике банкротства и принятия управленческих решений при его угрозе, а исследования примеров антикризисного управления становятся особенно актуальными.
Как и любые предприятия, СМИ могут находиться в предкризисном и кризисном состоянии, а, значит, также нуждаются в разработке действенных антикризисных мероприятий. Они основываются на управленческих решениях, имеющих тактический характер и дающих быструю экономическую отдачу для преодоления кризисной ситуации. Однако такое определение антикризисного управления практически не учитывает опережающую и предотвращающую его направленность. Грамотный антикризисный менеджмент подразумевает не только цепочку действий по преодолению кризиса, но также его предупреждение, что существенно расширяет границы практической применимости данного исследования.
Для написания магистерской диссертации мы сконцентрировали внимание на антикризисном управлении холдинга «Ньюс Медиа» - одного из крупнейших медиахолдингов нашей страны. В век монополии глобальных и централизованных корпораций анализ антикризисного менеджмента подобного предприятия особенно актуален. Постепенная утрата телевидением главенствующей позиции среди СМИ и глобальный переход всего вещания в Интернет заставляет медиакомпании экспериментировать и искать новые способы привлечения аудитории. Холдинг «Ньюс Медиа» активно использует новые форматы вещания, манипулирует контентом и способами его подачи, что вызывает неоднозначную реакцию как у профессионального сообщества, так и у аудитории. Новаторство и экспериментальность проводимой руководством холдинга политики требует своевременного анализа, что также повышает актуальность нашего исследования.
Теоретичесткая значимость приведенной магистерской работы заключается в определении понятия кризиса и антикризисного менеджмента во всем многообразии с акцентом на современный медиарынок. Практическая полезность исследования связана с рассмотрением антикризисного медиаменеджмента на конкретном примере - медиахолдинге «Ньюс Медиа», чья политика широко обсуждается в профессиональной медиасреде и вызывает различные оценки. Используемые руководством меры и принимаемые решения максимально оперативно отражают запросы аудитории, но не соответствуют веками устоявшейся журналистской практике. Интересно проследить методику подобных решений и попытаться оценить их результаты. Кроме того, анализ антикризисных мероприятий «Ньюс Медиа» может помочь не только в определении секрета грамонтного антикризисного медиаменеджмента, но и в понимании современного общества, его информационных запросов и особенностей потребления информации. Описанные в исследовании мероприятия, нацеленные на изменение маркетинговой стратегии и улучшение подачи контента изданий могут помочь расширить и разнообразить инструментарий отечественных медиаменеджеров, найти неожиданные решения проблем и не повторять ошибки коллег. Сделанные заключения могут быть использованы как учеными для последующих исследований в этой сфере, так и медиаменеджерами для выработки стратегии функционирования их СМИ.
Объектом данного исследования является холдинг «Ньюс Медиа» и его
опыт антикризисного менеджмента. Предметом исследования антикризисного управления холдингом «Ньюс Медиа».
Целью данной работы является определение понятия и основных методов антикризисного управления медиапредприятием на примере холдинга «Ньюс Медиа». Для достижения поставленной цели мы поставили следующие задачи:
• раскрыть понятие «кризис», его причины и возможные последствия;
• дать определение антикризисному управлению и
сформулировать его основные принципы и тактики;
• сузить глобальное понятие антикризисного менеджмента до антикризисного медиаменеджмента в условиях современного медиарынка;
• описать становление и основные принципы менеджмента холдинга «Ньюс Медиа»;
• проанализировать конкретные антикризисные меры, предпринимаемые руководством холдинга «Ньюс Медиа»;
• рассмотреть феномен переформатирования СМИ как специфическую антикризисную меру на примере телеканала «Лайф78» и радиостанции «Радио Балтика»;
Теоретическая база исследования включает в себя труды зарубежных авторов М. Портера, Ф. Маккуэйла, П.Друкера, Дж. Брауна, У. Куола, отечественных ученых-экономистов А.Г. Грязновой, В.В. Смирнова, А.Т. Зуба, Е.М. Паниной, В.В. Жарикова, В. А. Кузнецовой, а также медиаисследователей А.С. Пую, Е.Л. Вартановой, В.В. Ворошилова.
Эмпирическая база исследования - контент изданий холдинга «Ньюс Медиа», обзоры и статьи, описывающие деятельность и менеджмент холдинга, данные рейтинга цитируемости «Медиалогия», данные базы СПАРК, техническая документация и отчеты.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы (анализ и синтез теоретического материала, сравнение) и методы анализа документов, экспертного интервью, case-study.
Научная новизна исследования определяется тем, что приведенную магистерскую диссертацию можно считать одним из первых детальных анализов менеджмента и оргструктуры холдинга «Ньюс Медиа». Выбор в качестве предмета исследования антикризисных мер, предпринимаемых его руководством существенно повышает своевременность и полезность подобной работы. Рассмотрение в рамках антикризисного управления такого явления, как смена форматов, мало изученного в российском научном поле, также выступаеет аргументом в пользу научной новизны данной работы.
Стоит также отметить, что к моменту завершения исследования несколько ведущих СМИ холдинга были закрыты, произошла переориентация с традиционных СМИ на рынок новых медиа, что существенно отразилось на оргструктуре «Ньюс Медиа». Тем интереснее и актуальнее рассмотреть антикризисный менеджмент холдинга и попытаться разобраться в причинах такого кардинального изменения оргструктуры медиапредприятия.
Исследовательский вопрос: «Можно ли утверждать, что комплексная антикризисная работа обезопасит предприятие от негативных эндогенных и экзогенных факторов, ведущих к кризису компании?»
Апробация исследования - основные результаты диссертационного исследования апробированы в рамках доклада на международной конференции студентов и аспирантов «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» СПбГУ в апреле 2017 года, тезисы доклада опубликованы в сборнике докладов, составленном по итогам конференции, а также нашли отражение в научной статье, опубликованной в 19-ом номере журнала «Молодой ученый».
На защиту выносятся следующие положения:
• Грамотный антикризисный менеджмент - это постоянная профилактика возникновения кризисных ситуаций, преодоление негативных последствий для организации, а также использование их для повышения эффективности работы предприятия;
• Для медиапредприятий предпочтительнее антикризисная стратегия, направленная на увеличение продаж, создание нового выгодного продукта и повышение качества ранее выпускавшихся товаров;
• Холдинг «Ньюс Медиа» отличает многообразие и вариативность
реализуемых антикризисных мер, среди которых ключевыми являются переформатирование изданий, диверсификацию медиактивов по разным отраслям медиарынка, оптимизация оргструктуры,
дигитализацию и конвергенция контента;
• Закрытие изданий холдинга «Ньюс Медиа» не свидетельствует о неэффективном антикризисном менеджменте медиапредпреятия, а связана с рядом причин, которые мы разделили на три группы: внешнеэкономические, социокультурные и внутриполитические.
• Комплексная антикризисная работа не является залогом отсутствия негативных эндогенных и экзогенных факторов, влияющих на работу медиапредприятия, так как есть целый комплпкс причин, не связанных напрямую с работой СМИ и ее качественным преобразованием для предупреждения кризиса;
Приведенная магистерская диссертационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, сформулирована цель и задачи работы, а также представлена теоритическая, методологическая и эмпирическая базы исследования. В первой главе мы исследуем теоретические аспекты понятий кризис, антикризисный менеджмент, акцентируя внимание на антикризисном управлении на медиапредприятии. Во второй главе мы рассмотрим становление холдинга “Ньюс Медиа”, основные принципы его менеджмента, на основе которых формируется антикризисая политика, а также уделим особое место феномену переформатирования как специфической антикризисной мере. В заключении магистерской диссертации будут сформулированы общие выводы по исследованной проблеме и дан ответ на исследовательский вопрос, поставленный во введении к магистерской диссертации.
В приведенной магистерской диссертации мы рассмотрели антикризисный менеджмент медиапредприяти на примере отечественного холдинга «Ньюс Медиа». Для анализа актуальных антикризисных мер, проводимых руководством медиафирмы, нами были рассмотрены различные теореические подходы к понятию и природе кризиса, в результате обзора которых мы определили кризис, как крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, ведущее к ее трансформации. Мы рассмотрели кризис с позиции теории цикличности, определив закономерность его наступления в процессе развития любой организации. Однако это не отменяет возможности наступления кризиса в любой момент, а, значит, необходимости постоянного диагностирования его приближения, поиска путей выхода и смягчения последствий. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Это определяется не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его.
Мы представили целый спектр различных теоретических подходов к антикризисному менеджменту, перечень различных его дефициниций и на их основе сформулировали собственное определение антикризисного менеджмента. На наш взгляд, это постоянная профилактика возникновения кризисных ситуаций, преодоление негативных последствий для организации, а также использование их для повышения эффективности работы предприятия. Кроме того, были выделены основные функции, принципы и факторы повышения эффективности антикризисного менеджмента. Среди последних мы особенно подробно рассмотрели факторы лидерства, искусства управления, корпоративности и качества антикризисной стратегии - они образуют человеческий фактор, как ведущий в антикризисном управлении. Менеджер
105 формулирует окончательный вариант антикризисной стратегии и ее цели, объясняет сотрудникам новую концепцию развития предприятия, приводит ресурсы и оргструктуру в соответствие с ней. Анализ факторов выбора антикризисной стратегии и этапов ее разработки показал, что антикризисный менеджмент, во многом, зависит от умения оперативно изменять стратегию управления и формулировать новую антикризисную программу, отличающуюся гибкостью и адаптивностью. Для медиапредприятий предпочтительнее стратегия, направленная на увеличение продаж, создание нового выгодного продукта и повышение качества ранее выпускавшихся товаров.
Несмотря на то, что любое СМИ сегодня можно рассматривать как торгово-промышленное предприятие, на которое воздействуют все законы и закономерности экономики, неправильно думать, что не существует различий между управлением СМИ и любой другой компанией. Особенность медиабизнеса в производстве двух товаров - контент и аудитория, которые реализуются на двух разных рынках (аудитории и рекламодателей), а, значит, он нуждается в более сложных управленческих подходах, учитывающих специфику двух разных рынков сбыта. Кроме того, в соответствие с двумя подходами к медиаменеджменту - англосаксонскому и азиатскому - СМИ могут «продавать» аудиторию и рекламодателям, и политикам, что также влияет на характер управления СМИ. С либерализацией экономики и изменением политического режима ситуация на медиарынке изменилась, и потребность в грамотном медиаменеджменте и разработке антикризисных рыночных стратегий стала расти. Среди последних нами были выделены: создание многоотраслевых корпораций и мультимедийных групп, отчуждение собственности от управления и назначение на руководящие посты высокооплачиваемых наемных менеджеров, экспансия медиарынка в результате слияния и поглощения медиахолдингов. Однако даже могущественные
медиакорпорации могут испывать на себе влияние кризиса и угрозу банкротства. Для того, чтобы избежать негативных последствий и не потерять главенствующее положение на медиарынке топ-менеджерам медиакорпораций необходимо начинать прорабатывать систему антикризисных мер во время формулирования миссии и стратегии предприятия. Затем на основе стратегического менеджмента разрабатывается комплекс антикризисных мер.
Мы проследили этапы становления медиахолдинга «Ньюс Медиа» и отметили десять стратегических принципов управления медипредприятием, среди которых в качестве ключевых мы выделили ориентацию на западные медиакорпорации; стремление к экспансии медиарынка; нацеленность на получение коммерческой прибыли; эксклюзивность и массовость контента изданий холдинга; новейшие технологии для генерирования контента в новых формах медиа и высокий уровень корпоративной культуры. На основе этих стратегических принципов строился антикризисный менеджмент холдинга в последние два года и в особенности отразился на управлении петербургскими изданиями холдинга «Лайф78» и «Радио Балтика». На их примере мы проследили реализацию и результаты основной антикризисной меры холдинга - переформатирования. В результате исследования мы пришли к выводу о неэффективности переформатирования телеканала «100ТВ» в «Лайф78», что объяснили четырьмя причинами - нехваткой новостей региональной повестки для обеспечения круглосуточного вещания в прямом эфире, социально¬демографической структурой населения Петербурга, культурным кодом горожан, который определенным образом влияет на модель потребления информации аудиторией и, наконец, ошибочной кадровой политикой.
Однако важно отметить, что отрицательный результат смены формата на примере телеканала «Лайф78» не отменяет эффективность этой меры в рамках антикризисного управления медиапредприятием и связан не с ошибочностью выбранного метода, а его неверной реализацией в части выбора формата. Это наглядно отражено в положительных результатах смены формата «Радио Балтика», в результате которой был изменен характер вещания, преимуществами которого стали оперативность, локальность и интерактивность, но при этом сохранен уважаемый бренд и преемственность форматов.
Помимо переформатирования нами был проанализирован целый комплекс антикризисных мероприятий холдинга как превентивного, так и санирующего характера. К первым можно отнести диверсификацию медиактивов по разным отраслям медиарынка, оптимизацию оргструктуры, централизацию изданий холдинга под единым брендом, дигитализацию и конвергенцию контента в рамках стратегии перехода в Интернет и продвижения контента в социальных медиа и, наконец, переформатирование как основную антикризисную меру, ни раз предпринятую руководством “Ньюс Медиа”. К антикризисным мерам санирующего характера можно отнести несколько волн сокращений штата редакций, закрытие региональных филиалов федеральных СМИ и непосредственно ликвидацию изданий холдинга. Многие из этих мер оказали положительное влияние на работу СМИ и качественно преобразили ее, что привело к повышению рейтингов и увеличению аудитории медиа. Однако затем руководство холдинга приняло решение о кардинальной реструктуризации холдинга и ликвидации переформатированных изданий.
На наш взгляд, закрытие изданий холдинга свидетельствует не о неэффективном антикризисном менеджменте медиапредпреятия, а связаны с рядом причин, которые мы условно предлагаем разделить на три группы: внешнеэкономические, социокультурные и внутриполитические.
Внешнеэкономические причины продиктованы общеэкономической ситуацией в стране, затянувшейся стагнацией всех отраслей экономики, которая не может не отражаться и на медиарынке. Комплекс социокультурных причин связан еще с одним внешним фактором, влияющим на работу СМИ - обществом, его характерисками и культурой потребления информации. Команда Арама Габрелянова не учла специфику петербургского медиарынка и психологию горожан. Кроме того, ориентированный на молодую целевую аудиторию, активных пользователей соцсетей и новых медиа, «Лайф78» не учел социально-демографическую структуру населения, высокую долю пенсионеров, которым подобный формат вещания был не актуален. Таким образом, телеканал так и не смог найти свою целевую аудиторию - молодое поколение не было заинтересовано в бесконечном потоке новостей, большая часть из которых была негативного характера, а старшее и более консервативное не привыкло к такой подаче информации. Внутриполитические причины связаны с изменением взглядов самого Арама Габрелянова на развитие холдинга. Приоритеты в холдинге «Ньюс Медиа» сместились в сторону рынка новых медиа. С этой точки зрения, ликвидация петербургских изданий не выглядит как провал бизнес-проекта “Ньюс Медиа”, а вполне логичное управленческое решение, принятое исходя из изменения концепции развития холдинга.
Таким образом, с одной стороны, можно сделать вывод об отсутствии прямой зависимости между эффективностью антикризисных мер и наступлением кризиса для медиапредприятия. Нельзя с уверенностью утверждать, что комплексная антикризисная работа обезопасит предприятие от негативных эндогенных и экзогенных последствий, так как есть целый комплпкс причин, не связанных напрямую с работой СМИ и ее качественным преобразованием для предупреждения кризиса. Кроме того, важно учитывать, что закрытие СМИ - не всегда свидетельствует о провале антикризисного менеджмента. Возможно, это этап в более глоабльной антикризисной стратегии, где пешка, которую стоит уступить, чтобы выиграть игру.
1. Айрис А., Бюген Ж. Управление медиакомпаниями, М.: 2010. 560 с.
2. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. 425 с.
3. Авдошина З.А. Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики. М.: Аспект Пресс, 2006. 526 с.
4. Алексеева М.И., Вартанова Е.Л. Средства массовой информации России: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Я.Н.Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2006. 26 с.
5. Антикризисное управление: Учебное пособие для технических вузов / Крыжановский В.Г., Лапенков В.И., Лютер В.И. и др.; под ред. Минаева Э.С. и Панагушина В.П.. - М.: "Издательство ПРИОР", 2010. 565 с.
6. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. М.И Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 227 с.
7. Балдин К.В., Быстрое О.Ф., Рукосуев А.В., Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие. - 283 с.
8. Баринов В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие. В.А. Баринов -М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. - 120 с.
9. Бабушкина Е. А., Бирюкова О. Ю., Верещагина Л. С.. Антикризисное управление. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 322 с.
10. Беляев С.Г., Кошкин В.И. Теория и практика антикризисного управления: учебник / под. ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. М.: Закон и право,
ЮНИТИ, 2007. - 135 с.
11. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2002.
12. Бланк И. А. Финансовый менеджмент. СПб: Ника-Центр, 2004.
13. Бочаров В. В. Финансовый анализ. СПб: Питер, 2002. - 335 с.
14. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003.
15. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. - М.:Проспект, 2016. - 256 с.
16. Зуб А.Т., Панина Е.М. Антикризисное управление организацией. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.
17. Энциклопедия менеджера: Алгоритмы эффективной работы / Р. Джей, Р. Темплар; Пер с англ. Ионова В., Лисицыной А.; Ред. Суворова П. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 673 с.
18. Друкер, Питер Ф. О профессии менеджера.: Пер.с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2009. - 320с.
19. Друкер, Питер Ф. Классические работы по менеджменту. - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2008. - 219 с.
20. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура (пер.с англ. Под науч.ред. О.И. Шкаратана). - М.: ГУВШЭ, 2000. - 29 с.
21. Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров: Пер. со швед. М.: Дело, 1996. - 383 с.
22. Кириллова Н. Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система. — М.: Академический Проект, 2008. - 416 c.
23. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. - Бишкек: Издательство КРСУ, 2002.
24. Коротков Э.М. Антикризисное управление : учебник . Коротков Э.М., - М. : ИНФРА-М, 2008. - 432 с.
25. Корпоративное управление: Владельцы, директора и наемные ра ботники, акционерные общества / Под ред. Марека Хесселя. М.:ПДжон Уайли энд Санз, 1996.
26. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. В.Л Лунев,- М. : ЗАО «Финпресс», 2007. - 205 с.
27. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего/ пер. И.О.Тюриной - М.: «Мир», 2005. - 421 с.
28. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2016. - 356 с.
29. Е.В. Минаева, О.В. Юткина. Антикризисное управление, 2008.
30. Менеджмент по нотам: Технология построения эффективных компаний / Под ред. Л.Ю. Григорьева. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 692 с.
31. Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2009. 360 с.
32. Павликова М. Сетевые технологии и журналистика. - М.: АСТ, 2001. - 82 с.
33. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / М.: Вильямс, 2009. 576 с.
34. Тоффлер Э. Третья волна. М.: Издательство АСТ, 2004. 99 с.
35. Финансы предприятий: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П.
Павлова и др. Под ред. Н.В. Колчиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити. 2002. - С.318.
36.Чумикова А.Н. Медиарилейшнз: учеб. Пособие для студ.вузов. М.: Аспект Пресс, 2014. 184 с.
37. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Акалис, 1996.
38. Albarran, Alan B. Media Economics: Understanding Markets, Industries, and Concepts (2nd. ed.). // Blackwell. 2002.
39. Conrad C. Fink. Strategic Newspaper Management. // Southern Illinois University Press Carbondale and Edwardsville. 1988
40. Robert G. Picard. Media Economics. Concepts and Issues. // The SAGE CommText Series. New York. 2002.
Электронные ресурсы
41. Онлайн-версия портала “Лайф.ру” URL: https://life.ru
42. “Лениздат. Ру”. URL: https://lenizdat.ru
43. Онлайн-версия портала “Лента. Ру” URL: https://lenta.ru
44. Онлайн-версия портала “Медуза. Ио” URL: https://meduza.io
45. Онлайн-версия газеты “Газета. Ру” URL: https://www.gazeta.ru
46. Онлайн-версия журнала “Деловой Петербург” URL: https://www.dp.ru
47. Онлайн-ресурс “РБК” URL: http://www.rbc.ru
48. Онлайн-ресурс “Фонтанка.ру” URL: http://www.fontanka.ru
49. Онлайн-ресурс “ВК.ру” URL: https://vc.ru
50. Онлайн-ресурс “Знак.ком” URL: https://www.znak.com
51. Опрос ВЦИОМ // Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития (2016) [Электронный ресурс] (Дата обращения 08.04.2017)
52. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым
коммуникациям за 2015 г. URL:
http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2011/item4.ht ml (дата обращения: 12.10.2015).
53. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым
коммуникациям за 2015 г. URL:
http://fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2012/item4.html
54.Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2015 г. URL:
http://fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2013/tv_in_Russia.html
55. Отраслевой доклад Роспечати «Телевидение в России в 2015 году: состояние, тенденции и перспективы развития». URL:
http://www.fapmc.ru/mobile/activities/reports/2016/television-in-russia.html