Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций как фактора профилактики у подростков зависимости от интернета.………………………..7
1.1. Ценностные ориентации как предмет исследования в психологии…..……………………………………………………………………..…...7
1.2. Проблема зависимости в подростковом возрасте в отечественной и
зарубежной психологии
…….……………………………………………...….17
1.3. Предпосылки формирования ценностных ориентаций как фактора
профилактики зависимости от интернета у подростков
………………………23
Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций как фактора
профилактики зависимости от интернета у подростков.……………………...43
2.1. Организация и методы исследования………………………………...43
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей
формирования ценностных ориентаций как фактора профилактики зависимости от интернета у подростков
..………………………………..……46
2.3. Программа профилактики интернет-зависимости у подростков……57
2.4. Результаты апробации программы формирования ценностных ориентаций как фактора профилактики зависимости от интернета у подростков…………….…………….…………………………..…………...............60
Заключение ………………………………………………………………………69
Список использованной литературы
………………………………………..….734
Приложение
Актуальность исследования. Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой личности, одним из центральных личностных образований, предстает, как отношение человека к окружающей
действительности и в данном качестве характеризует мотивацию его поведения, также влияет на все стороны его деятельности. Ценностные ориентации
выступают как элемент структуры личности. Они характеризуют направленность ее поведения, внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов.
Проблема усвоения ценностных ориентаций раскрыта в работах классиков отечественной и зарубежной науки, которые опираются в своих теориях на понятие личности, так как ценностные ориентации взаимосвязаны с
ним. Соответственно они связаны с побуждениями и человеческим поведением в целом. В трудах З.И. Равкина, Т.Н. Мальковской, В.В. Серикова и т.д.
представлена сущность ценностных ориентаций, раскрывается суть нравственных ценностей, их место в структуре личности человека.
Психологи Б. Шледер, Н.С. Розов и т.д. обращались к концепции развития и формирования ценностных ориентаций личности, характеризуя их
как компонент структуры личности человека, содержащий направленность
активности индивида, который определяет общий подход человека к себе, к
миру, придает направление и смысл личностным поведению, позициям и поступкам.
Устойчивый круг интересов, являющийся психологической базой их
ценностных ориентаций, начинает формироваться в подростковом возрасте.
У подростков происходит переключение интересов с конкретного и частного
на общее и отвлеченное, прослеживается рост интереса к вопросу религии,
мировоззрения, этики и морали. Проявляется интерес к собственным переживаниям и переживаниям окружающих людей. Для молодых людей подросткового возраста характерен интерес ко всему неизведанному, новому,6
даже запретному, а также к достаточно легким способам справиться с негативными чувствами и получить удовольствие. У молодых людей именно с
подросткового возраста начинает формироваться зависимое поведение.
Предпосылки зависимого поведения в рамках ценностных ориентаций
рассматриваются как зарубежными, так и отечественными педагогами и психологами. Проблема не теряет своей актуальности, а, наоборот, повышается в
связи с острой необходимостью профилактики зависимости от интернета у
молодых людей подросткового возраста.
Так, у молодых людей в подростковом возрасте негативным последствием неуправляемого применения интернет-технологий, по мнению таких
исследователей, как М. Форвег, Б.С. Братусь, Е.Д. Дедков, А.Е. Личко, М,
Н.Е. Буторина и т.д., является формирование интернет-аддикции – феномена
психологической зависимости от сети интернет, который проявляется в своеобразном уходе от окружающей реальности, где процесс навигации по виртуальной сети и мире затягивает субъекта так, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. В связи с этим
большую значимость имеет необходимость выявления причин проявления
аддиктивного поведения молодых людей в интернет-среде, изучение последствий злоупотребления информационными технологиями, чтобы открыть дорогу к психолого-педагогической реабилитации и коррекции интернетзависимых молодых людей.
Ценностные ориентации ᴨредстаʙляют собой особые ᴨсихологические
образования, ʙсегда состаʙляющие иерархическую систему и сущестʙующие
ʙ структуре личности только ʙ качестве ее элементоʙ. Неʙозможно
ᴨредстаʙить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое
изолироʙанное образоʙание, не учитыʙающее ее ᴨриоритетность,
субъектиʙную ʙажность относительно других ценностей, то есть не
ʙключенное ʙ систему. Ценностные ориентации как регулятивный механизм
охватывают более широкий круг проявлений активности человека, чем установки, которые в грузинской психологической школе связываются в основном с биологическими потребностями.
Ценностные ориентации приобретают качества реально действующих
мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и
совершенствованию личности в процессе собственного последовательного
развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом,
психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития,
сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую
систему.
Зависимое (аддиктивное) поведение – это аутодеструктивное
поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества
(или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит
выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает
организм и личность.
Основным в поведении зависимой личности в подростковом возрасте
является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной,
наполненной обязательствами жизнью, склонность к поиску сильных10
эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска для жизни и неспособность быть ответственным за свои поступки.
Школьная не успешность, резкое снижение успеваемости, школьная
дезадаптация должны насторожить и навести на мысль о необходимости безотлагательной помощи подростку со стороны психологов, учителей, социальных педагогов.
Иинтенет-зависимые подростки пользуются сетью для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной
группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения;
возможности творения виртуального героя (создания нового «Я»), что вызывает определенную реакцию окружающих, получения признания окружающих. Формирование ценностных ориентаций понимается не просто как эмоциональная поддержка, но и как ощущение принадлежности к определенной
группе людей, установление полезных контактов. Следовательно, сформированные ценностные ориентации выступают ведущим фактором профилактики у подростков зависимости от интернета.
Далее мы реализовали опытно-экспериментальную работу. На основе
результатов исследования сфомулировали следующие выводы:
1. Большинство подростков имеют интернет-зависимость (60%). Это
говорит о том, что эта категория обследуемых часто переживает противоречие, борьбу между внутренними тенденциями личности и возможностями их
удовлетворения. Самой сферой жизнедеятельности для подростков первой
группы с отсутствием Интернет-зависимостью, выступает: «счастливая семейная жизнь». Испытуемые имеют проблемы в такой жизненной сфере как
«свобода», «материально обеспеченная жизнь», «любовь». Часть респондентов этой группы имеют частичную зависимсоть с отсутввием следующимих
ценностей: уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей. Эти данные подтвердились в ходе математической обработки, за исключением шкалы «любовь». Расхождения в значимости и доступности имеют и подростки,
не имеющие интернет-зависимость.11
2. Наиболее ценными сферами жизни среди обеих групп подростков
выступает семейная жизнь. Их также отличает высокая заинтересованность в
информации о себе (характере, способностях, особенностях личности и т.п.).
Сфера увлечения также является одной из доминирующих сфер жизнедеятельности подростков вне зависимости от наличия или отсутствия эмоциональных переживаний и критических ситуаций. Математическая обработка
результатов показала различия в области семейной жизни, что говорит о
наличии в ней причин для эмоциональных переживаний 2 группы испытуемых.
3. Вне зависимости от наличия или отсутствия интернет-зависимсоти
доминирующим аспектов выступает «эмоциональная насыщенность жизни».
В случае с 1 группой испытуемых при больших расхождениях значений по
шкале «цели в жизни» и «удовлетворенность самореализацией» можно отметить, что таких подростков можно характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектѐрами, планы которых не имеют реальной опоры
в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. В то время как во второй группе с интернет-зависимостью такое расхождение минимально, что говорит о том, что подростки, не имеющие интернет-зависисимость, чаще живут сегодняшним днем, планируют будущее,
основываясь на вчерашних поступках.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие от¬ношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. - М.: Просвещение, 2010. - 211 с.
2. Аванесян, Г.Г. Особенности стратегий совладания и Я-концепции
у людей, зависящих от психоактивных веществ: Автореф. дисс. канд. психол. наук [Текст] / Г.Г. Аванесян. - М.: 2013. - 230 с.
3. Азарова, Р.И. Досуг современной молодежи [Текст] / Р.И. Азаро- ва//Внешкольник. - 2008. - № 10. - С. 14-16.
4. Анастази, А. Ценности, нормы, правила как основа культуры че¬ловека [Текст] / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2009. - 133 с.
5. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р.Т. Байярд, Д. Байярд. - М.: Семья и школа, 2005. - 224 с.
6. Баранова, С.В. Вредные привычки. Избавление от зависимостей [Текст] / С.В. Баранова. - Д.: Феникс, 2009. - 186 с.
7. Бере¬
зин, Ф.Б. Психология и психофизиологическая адаптация человека [Текст]/ Ф.Б. Березин. - М.: Просвещение, 2008. - 178 с.
8. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 328 с.
9. Болховитинов, В.Н. Исследование ценностных ориентаций в со-временном обществе [Текст] / В.Н. Болховитинов. - М., 2007. - 329 с.
10. Борытко, Н.М. Досуг в пространстве воспитания культуры жизни [Текст] / Н.М. Борытко //Внешкольник. - 2002. - № 6. - С. 6-7.
11. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М.:
Мысль, 2008. - 180 с.
12. Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающегося потен-циала. Методическое пособие для школьных психологов [Текст] / С.Л. Брат¬ченко. - Псков, 2008. - 340 с.
13. Владимирова, Н.А. Дидактические игры на уроках информатики [Текст] / Н.А. Владимирова// Информатика и образование. - 2005. - № 4. - С. 48-51.
14. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А.В. Гоголева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. - 240 с.
15. Грамолин, В.В. Обучающие интернет игры [Текст] / В.В. Грамо- лин / /Информатика и образование. - 2007. - №4. - С. 63-65.
16. Груздь, Л.В. Психологические факторы и механизмы формирова¬ния алкогольной и наркотической зависимости [Текст] / Л.В. Груздь // Акту¬альные проблемы психологии на современном этапе общественного разви¬тия: Сборник научных трудов [Текст] / Под ред. М.Г. Рогова, В.Г. Иванова. - Казань: КТУ, 2013. - 464 с.
17. Гундарева, И.П. О последствиях формирования ценностных ори¬ентаций телевизионной информации младшими школьниками [Текст] / И.П. Гундарева // Воспитание школьников. - 2009. - № 9. - С. 18-19.
18. Дерманова, И.Б. Тест Розенцвейга (детский и взрослый вариан-ты): Учебно-методическое пособие [Текст] / И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2010. - 232 с.
19. Дрепа, М.И. Психологическая профилактика интернет- зависимости у подростков [Текст] / М.И. Дрепа: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Пятигорск, 2010. -19 с.
20. Дудко, Т.Н. Формирование зависимости от интернет-игр у моло¬дежи и лиц зрелого возраста [Текст] / Т.Н. Дудко, Л.А. Котельникова. - М., 2015. - 270 с.
21. Егоров, А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм в подростково-молодежной среде: личностные особенности, клинические проявления, поло¬вые различия. Вопросы психического здоровья детей и подростков [Текст] / А.Ю. Егоров. - М., 2013. - 286 с.
22. Елдынова, Н.Д. Сборник диагностических методик[Текст]/Н.Д. Елдынова. - М.: Просвещение, 2000. - 300 с.
23. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося
поведения): Учеб. пособие для студентов ВУЗов - 2-е изд., испр [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с.
24. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценно-сти- основа целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / В.А. Ка-раковский. - М.: Просвещение, 2007. - 490 с.
25. Кесельман, Л.Е. Смыложенное пространство подростков с зави-симым поведением [Текст] / Л.Е. Кесельман, М.Г. Мацкевич. - СПб.: Изд-во Инст. им. В.М. Бехтерева. - 2012. - 250 с.
26. Ким, В.Е. О диагностике ценностных установок личности /В.Е. Ким, Е.Е. Насиновская, О.В. Овчинникова [Текст]//Вестник МГУ. - 2007. - № 2. - С. 32- 34.
27. Клейберг, Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного по¬ведения подростков [Текст] / Ю.А. Клейберг. - Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2011. - 304 с.
28. Клейберг, Ю.А. Теоретические и прикладные аспекты социаль-ной психологии зависимого поведения [Текст] / Ю.А. Клейберг, Л.А. Коно- рева/ Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. - СПб.: СПб ГУ, 2013. - 407 с.
29. Ключникова, Г.А. Методика изучения самооценки школьников
[Текст] / Г.А. Ключникова //Вопросы психологии. - 2008. - № 1. - С. 15¬
17.
30. Комер, Р. Патопсихология поведения, нарушение и патологии психики в подростковом возрасте [Текст] / Р. Комер. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2012. - 608 с.
31. Корнеева, Е. Интернет-зависимость: «бермудский треугольник» за углом[Текст]/Е. Корнеева//Мир семьи. - 2007. - № 11. - С. 17-19.
32. Короленко, Ц.П. Интернет - респектабельная форма аддиктивно- го поведения [Текст] / Ц.П. Короленко // Обозр. психиат. и мед. психол., - М., 2003. - 240 с.
33. Коронова, М.С. Индивидуальность как объективная и субъектив¬ная реальность в подростковом возрасте [Текст] / М.С. Коронова // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2009. - 270 с.
34. Корченов, В.И. Аддикция у подростков: причины и следствия [Текст] / В.И. Корченов / Медико-биологические и социальные аспекты наркологии: Сборник научных трудов. - М.: РГМУ, 2011. - 230 с.
35. Крутецкий, В.А. Психология. Учебник для учащихся педагоги-ческого училища [Текст]/В.А. Крутецкий. - 2-е изд. - М., 2006. - 211 с.
36. Крылова, Н. Б. Школа без детей[Текст]/Н.Б. Крылова. - М., 2009. - 233 с.
37. Кузнецов, Г. Поход за силой [Текст] / Г.Кузнецова // Информаци¬онные технологии. - 2008. - № 18. - С. 8-9.
38. Кулаков, С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного пове-дения у подростков[Текст] / С.А. Кулаков. - М.: Смысл, 2008. - 195 с.
39. Кун, Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека [Текст] / Д. Кун. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2010. - 864 с.
40. Курганский, С.М. Организация досуговой деятельности младших школьников / С.М. Курганский // Завуч начальной школы. - 2007. - № 6. - С. 14-16.
41. Куртышева, М. Как сохранить психологическое здоровье детей / М. Куртышева. - СПб., 2007. - 343 с.
42. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний че¬ловека [Текст] / А.Б. Леонова. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 289 с.
43. Леонтьев, А.Н. Воспитание нравственной личности [Текст] / А.Н. Леонтьев // Воспитание школьников. - 2008. - № 3. - С. 16-17.
44. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций учебное пособие для сту¬дентов педагогического учебного заведения и слушателей ИПК и ФПК [Текст] / Б.Т. Лихачева. - М.: Прометей, Юрайт, 2007. - 344 с.
45. Лозовая, Г.В. Признаки нефармакологических зависимостей [Текст] / Г.В. Лозовая // Психологические основы педагогической деятельно¬сти: Материалы 30-й научной конференции СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2013. - 20 с.
46. Ляшенко, Ю.А. Феномен отчуждения человека в условиях ин-форматизации общества [Текст] / Ю.А. Ляшенко: Дис. канд. филос. наук. - Горно-Алтайск, 2007. - 223 с.
47. Мизерене, Р.В Ценность как фактор развития зависимого поведе¬ния человека [Текст] / Р.В. Мизирене. - М., 2015. - 150 с.
48. Москаленко, В.Д. Когда любви слишком много [Текст] / В.Д. Москаленко. - М.: Просвещение, 2012. - 222 с.
49. Мудрик, А.В. Психология личности [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение, 2007. - 232 с.
50. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности [Текст] / Н.И. Непомнящая. - М., 2009. - 390 с.
51. Никитина, Н.И. Методика и технология работы психолога [Текст] / Н.И. Никитина, М.Р. Глухова. - М., 2008. - 167 с.
52. Новикова, С. Методика составления анкеты, направленной на вы¬явление нравственных ценностей [Текст] / С. Новикова. - М.: Междунар. пе- даг. академия, 2007. - 187 с.
53. Новосельцев, В.И. Интернет: детская забава или педагогическая проблема? [Текст] / В.И. Новосельцев // Директор школы. - 2009. - № 9. - С. 32-33.
54. Общая психодиагностика [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 562 с.
55. Павловская, О.В. Интернетное творчество в процессе становле-ния информационного общества [Текст] / О.В. Павловская: Дис. канд. филос. наук. - Тюмень, 2006. - 289 с.
56. Пакина, А.Ю. Личностно-ориентированный подход к профилак¬тике зависимости [Текст] / А.Ю. Пакина // Ежегодник Российского психоло¬гического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. - СПб.: СПб ГУ, 2013. - 257 с.
57. Парамей, Г.В. Применение многомерного шкалирования в психо¬логических исследованиях подростков [Текст] /Г.В. Парамей //Вести. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. - 2010. - №2. - С. 57-70.
58. Петрова, И.Ф. Ценностные ориентации личности [Текст] / И.Ф. Петрова: дис. канд. филос. наук. - Уфа, 2013. - 240 с.
59. Пиаже, Ж. Духовные и ценностные ориентации подрастающего покорления [Текст] / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2009. - 211 с.
60. Пил, С. Любовь и зависимость [Текст] / С. Пил, А. Бродски. - М., 2005. - 269 с.
61. Польшако-
ва, Е.Ф. Ценности и смысл жизни современного человека [Текст] / Е.Ф. Польшакова //Образование. - 2007. - № 5. - С. 14- 15.
62. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. -- СПб.: Речь, 2009. - 143 с.
63. Практическая психодиагностика [Текст] / Под ред. Д.Я. Райго-родского.- Самара, 2011. - 132 с.
64. Прибылова, Ю. О. Жизненные ценности современных школьни-ков [Текст] / Ю.О. Прибылова // Естествознание в школе. - 2009. -№ 4. - С. 17- 18.
65. Рапацевич, Е.С Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Сост: Е.С. Рапацевич. - М., 2010. - 719 с.
66. Реан, А.А. Психология изучения личности [Текст] / А.А. Реан. - Спб., 2008. - 300 с.
67. Родионов, В.А. Психолого-педагогическая коррекция девиантно¬го поведения детей и подростков в процессе двигательной активности: Авто- реф. дисс. канд. пед. Наук [Текст] / В.А. Радионов. - М.: ВНИИФК, 2006. - 211 с.
68. Розин, В. М. Культурная деятельность подростка в контексте со¬временной подростковой культуры [Текст] / В.М. Розин // Школьные техно¬логии. - 2010. - № 5. С. 28-30.
69. Розум, С.И. Психодиагностическое интервью как метод диагно-стики ценностной нормы / С.И. Розум // Журнал практического психолога. -
2008. - № 5-6. - С. 14-15.
70. Саглам, Ф.А. Педагогические условия коррекции Интернет- аддикции [Текст] /Ф.А. Саглам: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Казань,
2009. - 22 с.
71. Сельченко, К.В. Психология зависимости. Хрестоматия [Текст] / К.В. Сельченко. - Минск., 2005. - 596 с.
72. Смагин, С.Ф. Аддикция, аддиктивное поведение [Текст] / С.Ф. Смагин. - СПб.: МИПУ, 2009. - 250 с.
73. Соболева, Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка [Текст] / Б. Соболева // Женское здоровье. - 2009. - № 7. - С. 11-12.
74. Собчик, Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный ме¬тод исследования ценностно-смысловых ориентаций [Текст] / Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2008. - 132 с.
75. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности [Текст] / Е.Т. Соколова. - М.: МГУ, 2009. - 190 с.
76. Сонькин, В.Н. Чем занимаются наши дети [Текст] / В.Н. Сонь- кин//Здоровье детей. - 2008. - № 21. - С. 29-30.
77. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология [Текст] / Е.А. Сороко- умова. - Спб.: Питер, 2007. - 208 с.
78. Социальные отклонения [Текст]/ Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юридическая литература, 2009. - 120 с.
79. Столин, В.В. Психодиагностика самосознания [Текст] / В.В. Сто- лин // Общая психодиагностика. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 440 с.
80. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] /Л.Д. Сто-ляренко. - Ростов- на - Дону: Феникс, 2009. - 544 с.
81. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической пси-хологии [Текст] / Д.И. Фельдщтейн. - М., 2005. - 305 с.
82. Ценности, как современный строй жизни. Учебное пособие
[Текст] / Под ред. К.М Гуревича, Е. М. Борисовой. - М., 2008. - 345 с.
83. Якушина, Е.В. Подростки в Интернете [Текст] / Е.В. Якушина // Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 22-25.
84. Яманова, Т. Новый вид наркомании - интернет [Текст] / Яманова // Аргументы и факты. Семейный совет. - 2009. - № 17. - 343 с.