ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ У ПОДРОСТКОВ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНТЕРНЕТА
|
Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава I. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций как фактора профилактики у подростков зависимости от интернета.………………………..7
1.1. Ценностные ориентации как предмет исследования в психологии…..……………………………………………………………………..…...7
1.2. Проблема зависимости в подростковом возрасте в отечественной и
зарубежной психологии
…….……………………………………………...….17
1.3. Предпосылки формирования ценностных ориентаций как фактора
профилактики зависимости от интернета у подростков
………………………23
Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций как фактора
профилактики зависимости от интернета у подростков.……………………...43
2.1. Организация и методы исследования………………………………...43
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей
формирования ценностных ориентаций как фактора профилактики зависимости от интернета у подростков
..………………………………..……46
2.3. Программа профилактики интернет-зависимости у подростков……57
2.4. Результаты апробации программы формирования ценностных ориентаций как фактора профилактики зависимости от интернета у подростков…………….…………….…………………………..…………...............60
Заключение ………………………………………………………………………69
Список использованной литературы
………………………………………..….734
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций как фактора профилактики у подростков зависимости от интернета.………………………..7
1.1. Ценностные ориентации как предмет исследования в психологии…..……………………………………………………………………..…...7
1.2. Проблема зависимости в подростковом возрасте в отечественной и
зарубежной психологии
…….……………………………………………...….17
1.3. Предпосылки формирования ценностных ориентаций как фактора
профилактики зависимости от интернета у подростков
………………………23
Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций как фактора
профилактики зависимости от интернета у подростков.……………………...43
2.1. Организация и методы исследования………………………………...43
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей
формирования ценностных ориентаций как фактора профилактики зависимости от интернета у подростков
..………………………………..……46
2.3. Программа профилактики интернет-зависимости у подростков……57
2.4. Результаты апробации программы формирования ценностных ориентаций как фактора профилактики зависимости от интернета у подростков…………….…………….…………………………..…………...............60
Заключение ………………………………………………………………………69
Список использованной литературы
………………………………………..….734
Приложение
Актуальность исследования. Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой личности, одним из центральных личностных образований, предстает, как отношение человека к окружающей
действительности и в данном качестве характеризует мотивацию его поведения, также влияет на все стороны его деятельности. Ценностные ориентации
выступают как элемент структуры личности. Они характеризуют направленность ее поведения, внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов.
Проблема усвоения ценностных ориентаций раскрыта в работах классиков отечественной и зарубежной науки, которые опираются в своих теориях на понятие личности, так как ценностные ориентации взаимосвязаны с
ним. Соответственно они связаны с побуждениями и человеческим поведением в целом. В трудах З.И. Равкина, Т.Н. Мальковской, В.В. Серикова и т.д.
представлена сущность ценностных ориентаций, раскрывается суть нравственных ценностей, их место в структуре личности человека.
Психологи Б. Шледер, Н.С. Розов и т.д. обращались к концепции развития и формирования ценностных ориентаций личности, характеризуя их
как компонент структуры личности человека, содержащий направленность
активности индивида, который определяет общий подход человека к себе, к
миру, придает направление и смысл личностным поведению, позициям и поступкам.
Устойчивый круг интересов, являющийся психологической базой их
ценностных ориентаций, начинает формироваться в подростковом возрасте.
У подростков происходит переключение интересов с конкретного и частного
на общее и отвлеченное, прослеживается рост интереса к вопросу религии,
мировоззрения, этики и морали. Проявляется интерес к собственным переживаниям и переживаниям окружающих людей. Для молодых людей подросткового возраста характерен интерес ко всему неизведанному, новому,6
даже запретному, а также к достаточно легким способам справиться с негативными чувствами и получить удовольствие. У молодых людей именно с
подросткового возраста начинает формироваться зависимое поведение.
Предпосылки зависимого поведения в рамках ценностных ориентаций
рассматриваются как зарубежными, так и отечественными педагогами и психологами. Проблема не теряет своей актуальности, а, наоборот, повышается в
связи с острой необходимостью профилактики зависимости от интернета у
молодых людей подросткового возраста.
Так, у молодых людей в подростковом возрасте негативным последствием неуправляемого применения интернет-технологий, по мнению таких
исследователей, как М. Форвег, Б.С. Братусь, Е.Д. Дедков, А.Е. Личко, М,
Н.Е. Буторина и т.д., является формирование интернет-аддикции – феномена
психологической зависимости от сети интернет, который проявляется в своеобразном уходе от окружающей реальности, где процесс навигации по виртуальной сети и мире затягивает субъекта так, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. В связи с этим
большую значимость имеет необходимость выявления причин проявления
аддиктивного поведения молодых людей в интернет-среде, изучение последствий злоупотребления информационными технологиями, чтобы открыть дорогу к психолого-педагогической реабилитации и коррекции интернетзависимых молодых людей.
действительности и в данном качестве характеризует мотивацию его поведения, также влияет на все стороны его деятельности. Ценностные ориентации
выступают как элемент структуры личности. Они характеризуют направленность ее поведения, внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов.
Проблема усвоения ценностных ориентаций раскрыта в работах классиков отечественной и зарубежной науки, которые опираются в своих теориях на понятие личности, так как ценностные ориентации взаимосвязаны с
ним. Соответственно они связаны с побуждениями и человеческим поведением в целом. В трудах З.И. Равкина, Т.Н. Мальковской, В.В. Серикова и т.д.
представлена сущность ценностных ориентаций, раскрывается суть нравственных ценностей, их место в структуре личности человека.
Психологи Б. Шледер, Н.С. Розов и т.д. обращались к концепции развития и формирования ценностных ориентаций личности, характеризуя их
как компонент структуры личности человека, содержащий направленность
активности индивида, который определяет общий подход человека к себе, к
миру, придает направление и смысл личностным поведению, позициям и поступкам.
Устойчивый круг интересов, являющийся психологической базой их
ценностных ориентаций, начинает формироваться в подростковом возрасте.
У подростков происходит переключение интересов с конкретного и частного
на общее и отвлеченное, прослеживается рост интереса к вопросу религии,
мировоззрения, этики и морали. Проявляется интерес к собственным переживаниям и переживаниям окружающих людей. Для молодых людей подросткового возраста характерен интерес ко всему неизведанному, новому,6
даже запретному, а также к достаточно легким способам справиться с негативными чувствами и получить удовольствие. У молодых людей именно с
подросткового возраста начинает формироваться зависимое поведение.
Предпосылки зависимого поведения в рамках ценностных ориентаций
рассматриваются как зарубежными, так и отечественными педагогами и психологами. Проблема не теряет своей актуальности, а, наоборот, повышается в
связи с острой необходимостью профилактики зависимости от интернета у
молодых людей подросткового возраста.
Так, у молодых людей в подростковом возрасте негативным последствием неуправляемого применения интернет-технологий, по мнению таких
исследователей, как М. Форвег, Б.С. Братусь, Е.Д. Дедков, А.Е. Личко, М,
Н.Е. Буторина и т.д., является формирование интернет-аддикции – феномена
психологической зависимости от сети интернет, который проявляется в своеобразном уходе от окружающей реальности, где процесс навигации по виртуальной сети и мире затягивает субъекта так, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. В связи с этим
большую значимость имеет необходимость выявления причин проявления
аддиктивного поведения молодых людей в интернет-среде, изучение последствий злоупотребления информационными технологиями, чтобы открыть дорогу к психолого-педагогической реабилитации и коррекции интернетзависимых молодых людей.
Ценностные ориентации ᴨредстаʙляют собой особые ᴨсихологические
образования, ʙсегда состаʙляющие иерархическую систему и сущестʙующие
ʙ структуре личности только ʙ качестве ее элементоʙ. Неʙозможно
ᴨредстаʙить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое
изолироʙанное образоʙание, не учитыʙающее ее ᴨриоритетность,
субъектиʙную ʙажность относительно других ценностей, то есть не
ʙключенное ʙ систему. Ценностные ориентации как регулятивный механизм
охватывают более широкий круг проявлений активности человека, чем установки, которые в грузинской психологической школе связываются в основном с биологическими потребностями.
Ценностные ориентации приобретают качества реально действующих
мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и
совершенствованию личности в процессе собственного последовательного
развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом,
психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития,
сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую
систему.
Зависимое (аддиктивное) поведение – это аутодеструктивное
поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества
(или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит
выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает
организм и личность.
Основным в поведении зависимой личности в подростковом возрасте
является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной,
наполненной обязательствами жизнью, склонность к поиску сильных10
эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска для жизни и неспособность быть ответственным за свои поступки.
Школьная не успешность, резкое снижение успеваемости, школьная
дезадаптация должны насторожить и навести на мысль о необходимости безотлагательной помощи подростку со стороны психологов, учителей, социальных педагогов.
Иинтенет-зависимые подростки пользуются сетью для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной
группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения;
возможности творения виртуального героя (создания нового «Я»), что вызывает определенную реакцию окружающих, получения признания окружающих. Формирование ценностных ориентаций понимается не просто как эмоциональная поддержка, но и как ощущение принадлежности к определенной
группе людей, установление полезных контактов. Следовательно, сформированные ценностные ориентации выступают ведущим фактором профилактики у подростков зависимости от интернета.
Далее мы реализовали опытно-экспериментальную работу. На основе
результатов исследования сфомулировали следующие выводы:
1. Большинство подростков имеют интернет-зависимость (60%). Это
говорит о том, что эта категория обследуемых часто переживает противоречие, борьбу между внутренними тенденциями личности и возможностями их
удовлетворения. Самой сферой жизнедеятельности для подростков первой
группы с отсутствием Интернет-зависимостью, выступает: «счастливая семейная жизнь». Испытуемые имеют проблемы в такой жизненной сфере как
«свобода», «материально обеспеченная жизнь», «любовь». Часть респондентов этой группы имеют частичную зависимсоть с отсутввием следующимих
ценностей: уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей. Эти данные подтвердились в ходе математической обработки, за исключением шкалы «любовь». Расхождения в значимости и доступности имеют и подростки,
не имеющие интернет-зависимость.11
2. Наиболее ценными сферами жизни среди обеих групп подростков
выступает семейная жизнь. Их также отличает высокая заинтересованность в
информации о себе (характере, способностях, особенностях личности и т.п.).
Сфера увлечения также является одной из доминирующих сфер жизнедеятельности подростков вне зависимости от наличия или отсутствия эмоциональных переживаний и критических ситуаций. Математическая обработка
результатов показала различия в области семейной жизни, что говорит о
наличии в ней причин для эмоциональных переживаний 2 группы испытуемых.
3. Вне зависимости от наличия или отсутствия интернет-зависимсоти
доминирующим аспектов выступает «эмоциональная насыщенность жизни».
В случае с 1 группой испытуемых при больших расхождениях значений по
шкале «цели в жизни» и «удовлетворенность самореализацией» можно отметить, что таких подростков можно характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектѐрами, планы которых не имеют реальной опоры
в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. В то время как во второй группе с интернет-зависимостью такое расхождение минимально, что говорит о том, что подростки, не имеющие интернет-зависисимость, чаще живут сегодняшним днем, планируют будущее,
основываясь на вчерашних поступках.
образования, ʙсегда состаʙляющие иерархическую систему и сущестʙующие
ʙ структуре личности только ʙ качестве ее элементоʙ. Неʙозможно
ᴨредстаʙить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое
изолироʙанное образоʙание, не учитыʙающее ее ᴨриоритетность,
субъектиʙную ʙажность относительно других ценностей, то есть не
ʙключенное ʙ систему. Ценностные ориентации как регулятивный механизм
охватывают более широкий круг проявлений активности человека, чем установки, которые в грузинской психологической школе связываются в основном с биологическими потребностями.
Ценностные ориентации приобретают качества реально действующих
мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и
совершенствованию личности в процессе собственного последовательного
развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом,
психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития,
сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую
систему.
Зависимое (аддиктивное) поведение – это аутодеструктивное
поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества
(или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит
выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает
организм и личность.
Основным в поведении зависимой личности в подростковом возрасте
является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной,
наполненной обязательствами жизнью, склонность к поиску сильных10
эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска для жизни и неспособность быть ответственным за свои поступки.
Школьная не успешность, резкое снижение успеваемости, школьная
дезадаптация должны насторожить и навести на мысль о необходимости безотлагательной помощи подростку со стороны психологов, учителей, социальных педагогов.
Иинтенет-зависимые подростки пользуются сетью для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной
группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения;
возможности творения виртуального героя (создания нового «Я»), что вызывает определенную реакцию окружающих, получения признания окружающих. Формирование ценностных ориентаций понимается не просто как эмоциональная поддержка, но и как ощущение принадлежности к определенной
группе людей, установление полезных контактов. Следовательно, сформированные ценностные ориентации выступают ведущим фактором профилактики у подростков зависимости от интернета.
Далее мы реализовали опытно-экспериментальную работу. На основе
результатов исследования сфомулировали следующие выводы:
1. Большинство подростков имеют интернет-зависимость (60%). Это
говорит о том, что эта категория обследуемых часто переживает противоречие, борьбу между внутренними тенденциями личности и возможностями их
удовлетворения. Самой сферой жизнедеятельности для подростков первой
группы с отсутствием Интернет-зависимостью, выступает: «счастливая семейная жизнь». Испытуемые имеют проблемы в такой жизненной сфере как
«свобода», «материально обеспеченная жизнь», «любовь». Часть респондентов этой группы имеют частичную зависимсоть с отсутввием следующимих
ценностей: уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей. Эти данные подтвердились в ходе математической обработки, за исключением шкалы «любовь». Расхождения в значимости и доступности имеют и подростки,
не имеющие интернет-зависимость.11
2. Наиболее ценными сферами жизни среди обеих групп подростков
выступает семейная жизнь. Их также отличает высокая заинтересованность в
информации о себе (характере, способностях, особенностях личности и т.п.).
Сфера увлечения также является одной из доминирующих сфер жизнедеятельности подростков вне зависимости от наличия или отсутствия эмоциональных переживаний и критических ситуаций. Математическая обработка
результатов показала различия в области семейной жизни, что говорит о
наличии в ней причин для эмоциональных переживаний 2 группы испытуемых.
3. Вне зависимости от наличия или отсутствия интернет-зависимсоти
доминирующим аспектов выступает «эмоциональная насыщенность жизни».
В случае с 1 группой испытуемых при больших расхождениях значений по
шкале «цели в жизни» и «удовлетворенность самореализацией» можно отметить, что таких подростков можно характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектѐрами, планы которых не имеют реальной опоры
в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. В то время как во второй группе с интернет-зависимостью такое расхождение минимально, что говорит о том, что подростки, не имеющие интернет-зависисимость, чаще живут сегодняшним днем, планируют будущее,
основываясь на вчерашних поступках.
Подобные работы
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ЛИЦ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности интернет-зависимости у подростков и методы их коррекции (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Школьные референтные группы как фактор конструирования социальных ориентаций
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АУТОДИСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - Личностные особенности подростков, ведущих здоровый образ жизни
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, УВЛЕКАЮЩИХСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2015 - Специфика ценностно-смысловой сферы интернет-зависимых
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2020



