Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности долговременной памяти в различных возрастных группах в условиях

Работа №74156

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ 7
1.1. Социально - психологическая характеристика поколений 7
1.2. Мотивация в концепциях памяти 16
1.3. Характеристики феномена «цифровая амнезия» 22
ВЫВОДЫ 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 31
2.1. Задачи и методы исследования 31
2.2. Методика на долговременную память 32
2.3. Модифицированная анкета на выявление особенностей запоминания у
двух поколений 38
2.4. Оценка качества памяти и ориентированности в информационном
поле 43
2.5. Квазиэксперимент на изменение когнитивных навыков 45
ВЫВОДЫ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЯ

С каждым годом у все большего количества молодых людей - представителей цифрового поколения - отмечается расстройство внимания, потеря памяти, низкий уровень самоконтроля, когнитивные нарушения, подавленность и депрессия. Уже сейчас, по некоторым данным, нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми или девятилетние дети 30 лет назад. Одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире. Всевозрастающий поток информации приводит к тому, что мозг отметает «ненужную» информацию. Даже образовательные стандарты сегодня заточены в большей степени не на запоминание, а на умение быстро найти необходимую информацию.
Человеческий мозг содержит 5,5 петабайт информации, что соизмеримо трем миллионам часов просмотра видеоматериала или тремстам годам непрерывного просмотра . «Мы рождаемся с мощнейшим компьютером в голове. Но в него надо установить программы. Какие-то программы в нем стоят уже, а какие-то туда нужно закачать, и вы качаете всю жизнь...», - говорит профессор СПбГУ, доктор наук и заведующая лабораторией когнитивных исследований Татьяна Черниговская . Но, несмотря на такой потенциал мозга, современные подростки не стремятся использовать его в полной мере на запоминание.
Исследования, которые в 2007 году провели британские ученые Сьюзен Гринфилд и Таня Бирон, показали, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, симптомы которых бывают характерны для черепно-мозговой травмы или проявляются на ранней стадии деменции - слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.
У современного поколения из-за пребывания в интернете ограничивается количество внешних стимулов. Соответственно, для развития важных участков мозга не хватает необходимой для этого информации и опыта. Со временем эти участки атрофируются. «Люди должны работать головой, это спасает мозг. Чем больше он включен, тем дольше сохранен», - считает профессор Черниговская .
Это же подтверждают исследования, на которые ссылается академик Наталья Бехтерева. По ее словам, мозг полноценно функционирует только тогда, когда занят работой. «Мозгу ведь, как и всем другим органам, нужно работать - даже мозг детей, не получивших достаточного количества раздражителей, может не развиться как следует, - говорит она. Если же человек провел свою жизнь в «стереотипной ситуации» - подметал улицы, стоял за конвейером, - словом, «ходил» по «меченым линиям» и никак не компенсировал эту недогрузку мозга, то в старости он уже не сможет легко выучить иностранный язык, будет испытывать серьезные затруднения с памятью и многое другое. А тот, кто всю жизнь занимался умственной работой, сохраняет мозг в рабочем состоянии до глубокой старости, хотя память может и не быть такой острой, как в 20-30 лет» .
Подобно тому, как в ходе эволюции изменяется внешность человека, так и мозг меняется вслед за телом, и у человека атрофируется способность к запоминанию чисел, контактов, телефонных номеров, текстов и прочей информации, которую легко найти в сети. «Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет,
которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим
моментом», - считает профессор Гринфилд .
Актуальность исследования. Как мы можем наблюдать, современные реалии и наличие гаджетов затрагивают не только бытовые сферы, но и человеческое сознание. Естественной реакцией на это становится так называемая цифровая амнезия, которая проявляется в том, что человек, окруженный легкодоступной информацией, не стремится ее запоминать. Эта проблема имеет двоякий характер. С одной стороны, высвободившаяся часть мозга позволяет решать творческие нестандартные задачи, не связанные с запоминанием, с другой стороны, это оборачивается расстройством внимания и отсутствием стимулов к запоминанию. И если старшее поколение, хотя и обращается к гаджетам в случае необходимости, но не отрицает необходимость знаний, то младшее поколение даже не стремится запомнить то, что есть в быстром доступе. Современным исследователям важно понимать, что при таком раскладе цифровая амнезия может увести как в плюс, то есть творчество, так и в минус, то есть банальную лень. После проведенных исследований необходимо будет понять направление и уже отталкиваясь от него, разрабатывать соответствующие программы: или развивать способности человека к нестандартным задачам, открытиям или же разрабатывать новые образовательные программы и сдерживать его от еще большего застревания в развитии.
В данной работе мы исследуем стимулы к запоминанию информации у разных поколений, дадим оценку явлению цифровой амнезии и проанализируем долговременную память у отцов и детей.
Объект исследования: особенности долговременной памяти в различных возрастных группах.
Предмет исследования: особенности долговременной памяти в различных возрастных группах в контексте цифровых технологий.
Цель исследования: выявить особенности долговременной памяти в различных возрастных группах в условиях развития цифровых технологий. Цель работы обусловила постановку следующих теоретических, методических, практических задач: теоретических:
• провести обзор литературы, посвященной феномену цифровой амнезии
методических:
• разработать программу эмпирического исследования в рамках поставленной цели
• апробировать программу
эмпирических:
• проверить, как цифровая амнезия сказывается на сознании представителей разных поколений.
Гипотеза исследования: способность к запоминанию информации у младшего поколения, которое в большей степени рассчитывает на гаджеты, хуже, чем у старшего поколения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы провели исследование - теоретическое и эмпирическое - о влиянии современных технологий на память представителей разных поколений. Концепции памяти сформировались до того, как в нашу жизнь массово вошли цифровые технологии, поэтому сегодня мы сталкиваемся с явлением, которое еще не имеет глубокого научного обоснования. Цифровая амнезия как явление уже отмечена, ей уделяют внимание, но серьезных исследований или новых подходов к пониманию памяти еще не выдвинуто. Максимум мы можем ограничиться наблюдениями и ссылками на опросы.
Но и те работы, которые исследовали проблемы памяти с конца XIX века и до 70 годов XX века, позволяют выделить связь между запоминанием и намерением запомнить. Проецируя это на нашу тему, можно сказать, что запоминание связано с мотивацией. При этом современные реалии ставят людей в условия отсутствия мотивации. Однако разные поколения пользуются этими возможностями по-разному.
В этой работе мы взяли для сравнения два поколения, стоящие относительно близко друг к другу: иксы, которым сегодня от 33 до 50 лет, и зеты, старшим из которых не более 17. Обе эти возрастные группы живут и действуют в одно время, они молоды, активны, современны, готовы к восприятию нового и умеют легко обращаться с техникой, словом обладают равными возможностями. На этом сходство этих групп заканчивается.
Исследования Лаборатории Касперского и наше эмпирическое показали изменения в работе долговременной памяти. У поколения Z ухудшилось, во-первых, качество памяти; во-вторых, исчезло само намерение запоминать информацию, у них нет понимания, зачем в принципе нужно что-то учить. В запоминании появилась избирательность: как показывают результаты нашего анкетирования, память зетов заполнена определенной информацией, но в большей степени той, которая лично нужна или интересна. Этот факт легко вписывается в некоторые концепции памяти, согласно которым человек без труда запоминает то, чем интересуется или то, что ему пригодится в будущем (Эббингауз), а забывается быстрее информация, имеющая второстепенное значение (Смирнов, Зинченко).
Но изменение в памяти как функции не может произойти бесследно в чистом виде. Неиспользование памяти влечет за собой качество знаний, речь, мышление. Проведенный нами небольшой эксперимент на понимание текста показал, что даже из небольшого объема информации поколение Z уже практически не умеет вычленить главное и гладко сформулировать это.
Сегодня мы можем наблюдать, что нынешнее молодое поколение уже иначе мыслит, у него по-другому развиты когнитивные процессы. В десятки раз у подростков по сравнению с предшественниками уменьшилась концентрация внимания, они не хранят информацию в долгосрочной памяти, а идут по пути краткосрочной, и перерабатывают они информацию короткими порциями, практически не воспринимая длинного или сложного текста. Не случайно на молодежных форумах популярны обороты «много букв» и «не осилил», касающиеся непрочитанного текста из-за его объема или мудрености.
Поколение Z склонно к многозадачности и способно легко переключаться между этими задачами; они могут творчески подойти к решению проблемы, они легко ориентируются в информационном пространстве, но иногда оказываются неспособны запомнить простейший текст.
Эти изменения в когнитивных навыках обусловлены современной реальностью. Молодые люди формировались в период создания массовых виртуальных социальных сетей и повсеместного распространения интернета. У них уже с рождения было сформировано другое сознание, поскольку они изначально росли среди технических новинок, и им не
приходилось их осваивать и менять уже устоявшиеся привычки, в том числе преодолевать некую техническую косность, негибкость.
Но постоянный доступ в интернет стал для молодежи не надежным помощником, как для взрослых, а едва ли не основным источником получения информации. Причинами тому, как показывает опрос, стало отсутствие стимула к запоминанию. Любая информация сегодня общедоступна и всегда находится под рукой. Соответственно, мозг перестраивается под новые реалии и приспосабливается не к запоминанию информации, а знанию того, где ее можно искать. Сами данные человек запоминать перестает.
Поколение Z - первое, которое полностью выросло среди интернет- технологий, поэтому разрыв в способности к запоминанию между старшим поколением еще пока не достиг угрожающих масштабов. Но даже сейчас при столь малом временном отрезке тенденции очевидны. В дальнейшем этот разрыв, если не принимать специальных мер, будет только увеличиваться.
Стоит также отметить, что поколение Z, как наиболее молодое и потому наименее изученное, возможно, сумеет заполнить образовавшуюся пустоту и направит себя на решение других задач.



1. Андреева Г.М. Социальная психология в современном мире / Г.М. Андреева, А.И. Донцов. - М.: Просвещение, 2012.
2. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема
С. Введение в психологию. 15-е международное издание, Санкт- Петербург, Прайм-Еврознак, 2007. URL:
http://www.psychologos.ru/articles/view/dolgovremennaya_pamyat_vv
3. «Власти над мозгом мы не имеем, он принимает решение сам»:
15 сенсационно-пугающих цитат нейролингвиста Татьяны Черниговской о сюрпризах мозга, подсознания и психики //Частный корреспондент. - 2016. URL:
http://www.chaskor.ru/article/vlasti_nad_mozgom_my_ne_imeem_on_prini maet_reshenie_sam_41106
4. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Закон Йеркса-
Додсона. Мотивация достижения // StudFiles. URL:
http://www.studfiles.ru/preview/4346438/
5. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета. URL:
http: //www.psy. msu.ru/science/public/voyskunskiy/voyskunskiy_2004. pdf
6. Войскунский А.Е. Психология интернета как раздел психологической науки и практики. URL: file:///C:/Users/1/Downloads/kiberpsihologiya- kak-razdel-psihologicheskoy-nauki-i-praktiki.pdf
7. Воронцова Ю., Ермолаев В.В. Представления «поколения Z» о своей будущей семье (на примере литовских старшеклассников) // Психолог. - 2016. - № 1.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005.
9. Годик Ю.О. «Цифровое поколение» и новые медиа // Медиаскоп: Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ. - 2011.
- №2. URL: http://www.mediascope.ru/node/838
10. Гринфилд С. Супертренинг для мозга. URL:
http://static.ozone.ru/multimedia/book_file/1011026780.pdf
11. Джон Б. Уотсон. Психология как наука о поведении // Основные
направления психологии в классических трудах. - М.: 000
«Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
12. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982.
13.Зеленцов Б.П., Тятенкова И.И. Формирование мыслительных
способностей у студентов. URL: http://pandia.ru/text/78/602/89560.php
14.Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
15. Зинченко В. Мои учителя и заслуженные собеседники // Живая память в исследованиях Петра Ивановича Зинченко (ретроспект и проспект). URL: https: //www.hse. ru/pubs/share/direct/document/90628479
16.Зинченко В. П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. - 1971. - № 6.
17.Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: Издательство Московского
университета, 1980.
18. Как выжить в мире «цифровой амнезии». // Kaspersky.Daily. - 2015.
URL: https://blog.kaspersky.ru/digital-amnesia-survival-2/8525/
19. Киселева М. Как врут воспоминания. Как работает память и когда ей
можно верить // Газета. ru. - 2015. URL:
https://www.gazeta.ru/science/2015/06/18_a_6846185. shtml
20. Китаев-Смык Л.А., Память при стрессе // Психология стресса.
Психологическая антропология стресса. - М.: Академический проект, 2009.
21. Кокурина Елена. Умные живут дольше. Чем грозит превращение мозга в «заброшенную деревню». URL: http://library.vscc.ac.ru/Files/Inform/1- 2006-25.doc
22. Компьютерная революция // LingQ. - 2015. URL:
https: //www.lingq.com/it/lesson/144-kompiuternaia-revoliutsiia-631608/
23. Компьютерная революция приведет к гениальности или цифровому
слабоумию? // Комсомольская правда. - 2015. URL:
http://kp.ua/life/519183-kompuiternaia-revoluitsyia-pryvedet-k-henyalnosty- yly-tsyfrovomu-slaboumyui
24. Косенко А. Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться // Look At Me. - 2014. URL: http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration- howitworks/207449-clip
25. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012.
26. Левин К. Об экспериментах Г.В. Биренбаум и Б.В. Зейгарник. URL: http: //www.yugzone. ru/lib/memory/psymemory/B4141 Part37-457. html
27. Леонтьев А.Н. Развитие памяти // Экспериментальное развитие высших
психических функций с предисловием Л.С. Выготского. Москва- Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство,
1931.
28. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Издательство московского университета, 1968.
29. Лысак И.В., Белов Д.П. Влияние информационно-коммуникационных технологий на особенности когнитивных процессов // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2013. - №5.
30. Максимова О.А. Цифровое поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве / Максимова О.А./ Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 22.
31. Мещеряков Б. Г. Память человека: эффекты и феномены. - М., 2004.
32. Мещеряков Б. Г. Мнемические эффекты П. И. Зинченко // Культурно-историческая психология. - 2009. - № 2.
33. Мещеряков, Б.Г. П.И. Зинченко и психология памяти. Вопросы психологии. - 2003. - №4.
34. Мингалимова Т.Л. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инфоурок. - 2016. URL: https://infourok.ru/statya-o-pokolenii-z-pokolenie-epohi-fgos- 1105401.html
35. Мирошкина М.Р. Цифровое поколение. Портрет в контексте
образования. Междисциплинарное исследование // «Образование личности». - 2015. - №2.
36. Мышление становится отрывочным, чтение - поверхностным //
Fisnyak. - 2010. URL:
http: //fisnyak. ru/news/myshlenie_stanovitsj a_otryvochnym_chtenie_poverk hnostnym/2010-11-17-2599
37. Николаева Е.С. К вопросу о психологических особенностях поколения Z // Проблемное поле современной семьи: материалы I международной научно-практической конференции, МГГУ им. М.А. Шолохова, 18-19 июня 2015 г. / Отв. ред. М.И. Розенова, В.В. Ермолаев, Э.В. Лихачёва. М.: Диона, 2015.
38. Основы теории поколений // RuGenerations. URL:
ййрз://шдепега1юпз.зи/основные-положения-теории-поколений/
39. Передельский Д. Интернет ухудшает память - исследование // Российская газета. - 2015. URL: https://rg.ru/2015/07/02/amneziya-site- anons.html
40. Пищик В.И. Поколения: социально-психологический анализ.
Социальная психология и общество. - 2011. - №2.
41. Подавляющее большинство российских пользователей сети считают интернет дополнением к своему мозгу // Учительская газета. - 7 августа 2015. URL: http://www.ug.ru/news/15837
42. Савельев А. Концепции памяти: история развития и современные
исследования. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kontseptsii-pamyati-
istoriya-razvitiya-i-sovremennye-issledovaniya
43. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - №2.
44. Седин Т. Мифы и факты о «цифровом слабоумии». URL: https:ZZbrodude.ru/mify-i-fakty-o-cifrovom-slaboumiiZ
45. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» - феномен современности //
Оптимальные коммуникации. - 18 февраля 2013. URL:
http:ZZj arki.ruZwpressZ2013Z02Z18Z3208Z
46. Середа, Г.К. О значении научного вклада П. И. Зинченко в развитие психологии памяти. Вопросы психологии. - 1984. - №6.
47. Середа Г.К. О структуре учебной деятельности, обеспечивающей высокую продуктивность непроизвольного запоминания // Проблемы психологии памяти. Харьков, 1969.
48. Смени мозг и начни новую жизнь. URL:
https: ZZwww.gazeta.ruZscienceZ2015Z09Z3 0_a_7784219. shtml
49. Столяренко Л.Д. Социальная психология: Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012.
50. Трофимова Г.Н. Языковой вкус Интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. - М.: Изд-во РУДН, 2004.
51. Ученые: мозг человека может вместить в себя весь интернет Z РИА Новости. - 2016. URL: https:ZZria.ruZscienceZ20160121Z1362817951.html
52. Фельдман А. Клиповое мышление ZZ Русский информационно-познавательный ресурс «Русколань». URL:
http:ZZwww.ruskolan.comZtolpaZklip.htm
53. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. - М.: Азбука классика, 2005.
54. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013.
55. Цымбаленко С.Б. Подрастающее поколение в информационно¬
психологическом пространстве общества (психолого-педагогические и акмеологические проблемы и перспективы). - М.: Международная академия акмеологических наук, 2011.
56. Шамис Е., Никонов Е. Самое дорогое. Что стоит знать о
ценностях поколений // RuGenerations. URL:
https: //rugenerations. su/2016/09/12/самое-дорогое-что-стоит-знать- о-
ценно/
57. Шукова Г.В. Интенсивность цифрового опыта и возрастные
особенности когнитивных процессов // Психологические исследования. - 2013. - № 27. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/784- shukova27.html
58.Эббингауз Г. Смена душевных образований // Основы психологии. - СПб, 1912.
59. Modulating Neuronal Activity Produces Specific and Long-Lasting Changes
in Numerical Competence // Gurrent Biology. URL:
http://www.cell.com/current-biology/fulltext/S0960-9822(10)01234- 0?_returnURL=http%3A%2F%2Flinkinghub.elsevier.com%2Fretrieve%2F p ii%2FS0960982210012340%3Fshowall%3Dtrue
60. Nanoconnectomic upper bound on the variability of synaptic plasticity. // eLife. URL: https://elifesciences.org/content/4/e10778


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ