Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности торгового предприятия .. 6
1.2. Методы повышения конкурентоспособности торгового предприятия . 26
2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ АО «ТАНДЕР» И ТОРГОВОЙ СЕТИ
«МАГНИТ» 33
2.1. Организационно-экономическая характеристика компании АО
«Тандер» 33
2.2. Исследование рыночной позиции торговой сети «Магнит» 44
2.3. Анализ текущей маркетинговой деятельности компании 53
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОЙ
СЕТИ «МАГНИТ» 60
3.1. Рекомендации по экономической деятельности компании 60
3.2. Мероприятия по укреплению позиций торговой сети на рынке
отрасли 67
3.3. Комплекс маркетинговых инструментов для повышения
конкурентоспособности предприятия 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
В современных рыночных условиях вопрос конкурентоспособности предприятий и путей ее повышения становится всё более актуальным. Одной из причин повышенного внимания к этой проблеме является процесс глобализации. В настоящее время, когда интеграция экономик прогрессирует, условно стираются даже государственные границы и конкуренция приобретает мировые масштабы. Обостряется соперничество за рынки сбыта продукции, разработку и внедрение инноваций, привлечение инвестиций. По причине обстоятельств, сложившихся в результате глобализации, возникает проблема повышения конкурентоспособности российских компаний для укрепления экономического положения страны.
Основной целью любой коммерческой организации является завоевание рынка, укрепление лидерской позиций и максимизация прибыли. Для этого компания должна определить свои сильные стороны, чтобы сконцентрироваться на них и сформировать конкурентные преимущества, выгодно отличающие её от компаний-аналогов. Повышение конкурентоспособности торговой организации - это многоаспектный процесс по развитию НИОКР, совершенствованию сфер управления, сервиса, маркетинговой деятельности.
Целью данной выпускной квалификационной работы является определение основополагающих направлений повышения конкурентоспособности торговой организации на основе проведенного анализа. Для достижения поставленной цели в данной работе предусматривается решение следующих задач:
• рассмотреть теоретические основы понятия и сущности конкурентоспособности;
• ознакомиться с общей характеристикой исследуемой компании, её специализацией, историей развития, текущим положением в отрасли;
• провести анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
• изучить отрасль и основных конкурентов;
• проанализировать конкурентную позицию предприятия;
• составить матрицу SWOT-анализа, определить оптимальную стратегию развития;
• изучить существующий комплекс маркетинговых инструментов торговой сети;
• определить оптимальные инструменты для повышения конкурентоспособности предприятия и укрепления позиции в отрасли.
Теоретической и методической основой написания квалификационной работы послужили учебники и учебные пособия, материалы научных конференций, статьи, информация из специализированных Интернет- источников по выбранной теме, данные компаний Thomson Reuters, Инфолайн.
Методологической основой работы является применение таких методов исследования, как анализ и синтез, метод сравнения, метод обобщения, метод системного подхода, аксиоматический метод, классификация, группировка.
Объектом исследования является предприятие АО «Тандер».
В процессе работы были использованы данные бухгалтерского баланса АО «Тандер» на 2017 год, отчеты о финансовых результатах АО «Тандер» за 2017 и 2016 гг.
Предмет исследования - организация конкурентоспособности компании АО «Тандер».
Структура работы включает три главы, введение, заключение, список использованной литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретическим основам конкурентоспособности торговой организации, где рассмотрены сущность понятия «конкурентоспособность» и методы её повышения.
Во второй главе дана характеристика исследуемой компании. Она включает в себя описание организационно-экономической структуры АО «Тандер», исследование рыночной позиции торговой сети, а также анализ текущей маркетинговой деятельности компании.
Третья глава включает практические рекомендации относительно экономической деятельности компании, укрепления её позиции на рынке отрасли. Кроме этого предложен комплекс маркетинговых инструментов с целью повышения конкурентоспособности АО «Тандер».
Работа выполнена на 90 страницах машинописного текста,
иллюстрирована 7 таблицами, 12 рисунками, имеется 4 приложения.
Актуальность темы этой работы обусловлена тем, что основной целью любой коммерческой организации является завоевание рынка, укрепление лидерской позиций и максимизация прибыли. Для этого компания должна определить свои сильные стороны, чтобы сформировать конкурентные преимущества, выгодно отличающие её от компаний-аналогов.
В качестве объекта исследования взята компания АО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит»). Она является крупнейшей российской сетью продовольственных магазинов. Компания осуществляет различные виды деятельности, в том числе: оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, самостоятельное производство продуктов, услуги по организации потребления и обслуживания и прочие виды деятельности. Целью компании является достижение абсолютного лидерства на рынке отрасли, максимизация прибыли.
По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности можно заключить, что освоение новых рынков, расширение географии присутствия позволило компании охватить большую площадь, увеличить объем выручки. При этом многократно увеличились издержки и снизилась доля прибыли. В следствие чего показатели рентабельности не достигли рекомендуемого значения, чтобы компания могла считаться стабильной и привлекательной для инвестирования.
Далее анализировалась конкурентная позиция предприятия в отрасли. После анализа положения 7 ведущих компаний, которые делят между собой 30% всего рынка, был сделан вывод, что в настоящий момент лидером отрасли является компания «Магнит». Она опережает конкурентов по таким важным показателям, как количество магазинов сети, размер торговых площадей и доля рынка. Основным конкурентом торговой сети «Магнит» является компания «X5 Retail Group», которая имеет большую выручку на конец 2017 года и незначительно отстает по прочим параметрам от лидера.
Для того, чтобы создать комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности АО «Тандер», необходимо было изучить структуру уже существующей программы. Это позволило определить основные наиболее перспективные пути привлечения потребителей в рамках существующей системы. В рамках работы рассмотрены инструменты, успешно используемые АО «Тандер».
Выборочно были описаны лишь некоторые маркетинговые инструменты, используемые торговой сетью «Магнит» в настоящее время, а именно: выпуск журналов, проведение различных акций, наличие подарочных карт, благотворительность, наличие сайта и мобильного приложения.
Таким образом, анализ маркетинговой деятельности АО «Тандер» показал, что мероприятия, применяемые в существующей программе лояльности клиентов, имеют положительные результаты. Однако они схожи с мероприятиями, проводимыми конкурирующими торговыми компаниями, а значит, не дают абсолютного преимущества на рынке.
Постоянные обновления и поиск новых инструментов маркетинга всегда актуальны для данного сегмента рынка, поскольку конкуренция на нем крайне высока, а ассортимент не имеет значительных различий. Следовательно, необходимо постоянное внедрение дополнительных инструментов, направленных на укрепление позиций торговой сети.
Третья часть работы была посвящена разработке комплекса мероприятий, который позволит компании стать более конкурентоспособной, усилив свои преимущества и устранив некоторые недостатки.
Основная проблема финансовой нестабильности, зависимости компании заключается в преобладающем числе заемных и недостатке собственных средств. Следовательно, необходимо принять меры по увеличению доли собственного капитала, а также снижению издержек компании с течением времени для обеспечения более устойчивого экономического положения АО «Тандер».
После проведенного анализа положения компании на рынке более подробно были рассмотрены преимущества и недостатки торговой сети с точки зрения ее позиции в отрасли, чтобы выявить резервы ее роста и развития. Для формирования стратегии предприятия была разработана матрица SWOT-анализа, где рассматривались основные преимущества, недостатки, возможности и угрозы в настоящий момент времени.
Конкурентными преимуществами сети «Магнит» являются: формирование мультиформатного бизнеса, широкое присутствие в регионах, крупнейшая торговая сеть в РФ, узнаваемость бренда, эффективная система логистики. Недостатками сети Магнит можно считать уровень качества товаров, высокую текучесть кадров, низкий уровень корпоративной культуры, средний уровень лояльности потребителей, недостаточно широкий ассортимент для крупных городов.
По результатам анализа были сформированы рекомендации для повышения конкурентоспособности и развития сети. Для успешного функционирования компании было предложено:
• развивать мультиформатную бизнес-модель за счет активного
внедрения формата гипермаркет;
• сформировать высокий уровень лояльности к брэнду со стороны ключевой аудитории;
• достичь и удерживать лидирующие позиции в отрасли по уровню издержек;
• адаптировать традиционный формат к изменяющимся предпочтениям потребителей. В регионах с наибольшим платежеспособным спросом проводить работы с традиционным для «магазина у дома» ассортиментом в сторону расширения доли более дорогой продукции (например, готовой кулинарии и мясных полуфабрикатов);
• повышать уровень обслуживания в магазинах сети за счет соответствующей работы с набираемым персоналом;
• совершенствовать логистические процессы и инвестировать в IT- систему, что даст Обществу возможность максимально эффективно управлять запасами и транспортными потоками, и будет способствовать его превращению в лидера отрасли по контролю над издержками;
• активно продвигать товары под собственной торговой маркой, увеличивая таким образом показатели рентабельности бизнеса;
• рационализировать организацию оплаты труда на предприятии для стимулирования результатов труда работников;
• отказаться от убыточных магазинов.
Эти меры позволят компании минимизировать издержки, повысить уровень лояльности потребителей, адаптироваться под изменяющиеся условия рынка, повысить уровень сервиса и эффективность работы персонала.
Для того, чтобы сформировать потребительскую лояльность, необходимо предпринять ряд мер, направленных на создание позитивного опыта взаимодействия с фирмой у клиента. С этой целью в заключительной части работы был представлен ряд рекомендаций по совершенствованию маркетингового комплекса компании.
Первая рекомендация была направлена на решение проблем целевой аудитории. Этому способствует модернизация продуктовых корзин в пользу компактных передвижных моделей. Такая деталь, как неудобная корзинка, может сократить продажи в несколько раз по ряду причин: она занимает руки и ограничивает возможности различных манипуляций с продуктами на полках, неудобство сокращает время нахождения в торговом зале, тяжесть и малые габариты продуктовой корзины не дают потребителю поместить в нее больше продуктов. Современные корзины при небольших внешних габаритах в два раза вместительнее. Психология потребления будет стимулировать покупателя наполнить её, что повысит не только лояльность потребителей, но и объем продаж.
Вторая рекомендация касалась внедрения чековых лотерей. Это эффективный инструмент увеличения оборота магазинов. В качестве лотерейных билетов выступают чеки. Каждый чек обладает уникальным кодом - его порядковый номер. Для участия необходимо зарегистрировать чек на сайте.
Третья рекомендация призвана обратить внимание на акции, которые проходят в Белгородской области, чтобы стимулировать продажи и безналичный расчёт. Губернатор Белгородской области, Е.С. Савченко, инициировал проект «Безналичный мир Белогорья». Использование жителями области безналичного расчета во всех сферах жизни поощряется еженедельным розыгрышем денежных призов. Оповестив об этом своих потребителей компания «Магнит» получает положительный эффект от использования безналичной оплаты.
Еще одним способом стимулировать использование пластиковых карт и увеличить объем продаж за счет системы бонусов позволяет участие в программе «Спасибо от Сбербанка».
Таким образом, осуществление данных мероприятий позволит магазинам торговой сети «Магнит» в г. Белгород выделиться среди конкурентов, повысить приверженность потребителей бренду, привлечь новых покупателей, соответственно, повысить объёмы продаж, и как следствие увеличить прибыль. При этом издержки на реализацию будут минимальны, что позволит компании повысить собственную конкурентоспособность и упрочить свои позиции в отрасли.
1. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] Часть первая: по состоянию на 1 января 2017 г: офиц. текст / М.:Юрайт, 2017. - 553с.
2. Российская Федерация. Государственная Дума. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст] Часть первая по состоянию на 1 января 2017 г: офиц. текст / М.:Юрайт, 2017. - 405с.
3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007г. №209-ФЗ [Электронный ресурс:] / Справочно - правовая система «Консультант Плюс» / www.consultant.ru.
4. Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №209-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.04.2018) [Электронный ресурс:] / Справочно - правовая система «Консультант Плюс» / www.consultant.ru.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ [Электронный ресурс:] / Справочно - правовая система «Консультант Плюс» / www.consultant.ru.
6. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009г. №381-ФЗ [Электронный ресурс:] / Справочно - правовая система «Консультант Плюс» / www.consultant.ru.
7. Абрютина М. С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: учебное пособие [Текст] / М. С. Абрютина. - М.: Делош сервис, 2015. - 240 с.
8. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы: учебное пособие [Текст] / Г. Л. Азоев. - М.: Юрайт-М, 2016. - 255 с.
9. Беленов О. Н. Конкурентоспособность стран и регионов: учебное пособие [Текст] / О. Н. Беленов. - М.: КноРус, 2016. - 130 с.
10. Белковский А. Н. Основа успешных стратегий: учебное пособие [Текст] /А. Н. Белковский. - М.: Юрайт-М, 2014. - 211 с.
11. Беляевский И. К. Организация коммерческой деятельности: учебно-практическое пособие [Текст] / И. К. Беляевский. - М.: Евразийский открытый институт, 2014. - 272 с.
12. Бочаров В. В. Комплексный финансовый анализ: учебное пособие [Текст] / В. В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2015. - 412с.
13. Бутчер С. Конкуренция: роль сервисного обслуживания: учебное пособие [Текст] / С. Бутчер. - М.: Юрайт-М, 2015. - 224 с.
14. Герпотт Т. Й. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции: учебное пособие [Текст] / Т. Й. Герпотт. - СПб.: Питер, 2014. - 94 с.
15. Гудушаури Г.В. Управление современным предприятием. Маркетинг. Менеджмент. Право: учебное пособие [Текст] / Г.В. Гудушаури.- М.: ЭКМОС, 2015. - 514 с.
16. Дашков Л. П. Организация и управление коммерческой деятельностью: учебное пособие [Текст] / Л. П. Дашков. - М.: ИТК Дашков и К, 2014. - 688 с.
17. Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учебное пособие [Текст] /Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К., 2016. - 352 с.
18. Жданов С. А. Основы теории экономического управения предприятием: учебное псобие [Текст] /С. А. Жданов. - М.: Финпрес, 2015. - 103 с.
19. Иванюк И. А. Формирование стратегии конкуренции: учебное пособие [Текст] / И. А. Иванюк. - М.: МГУС, 2014. - 802 с.
20. Кожемяко А. Н. Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+ направлений повышения эффективности в управлении и сбыте: учебное пособие [Текст] /А. Н. Кожемяко. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 176 с.
21. Котлер Ф. Маневры маркетинга: учебное пособие [Текст] / Ф. Котлер. - М.: Олимп-Бизнес, 2014. - 152с.
22. Куликова З. В. Система стратегического планирования на предприятии: учебное пособие [Текст] / З. В. Куликова. - М.: МГУС, 2014. - 101 с.
23. Куликова, З. В. Факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества предприятия: учебное пособие [Текст] / З. В. Куликова. - Ярославль: ЯГТУ, 2015. - 365 с.
24. Лифиц, И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг: учебное пособие [Текст] / И. М. Лифиц. - М.: Юрайт-М, 2015. - 224 с.
25. Макаревич Л. М. Управление эффективностью компании: учебное пособие [Текст] / Л. М. Макаревич. - М.:Вершина, 2017. - 192 с.
26. Моисеева, Н. К. Современное предприятие:
конкурентоспособность, маркетинг, обновление: учебное пособие [Текст] / Н. К. Моисеева. - М.: Внешторгиздат, 2015. - 256 с.
27. Никулина Н. Н. Конкурентоспособность предпринимательских структур и продукции: учебное пособие [Текст] / Н. Н. Никулина. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 320 с.
28. Олейников Д. Н. Малый и средний бизнес России: от торговли к инновациям: учебное пособие [Текст] / Д. Н. Олейников. - М.: Экономика, 2016. - 518 с.
29. Парамонова Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие [Текст] / Т. Н. Парамонова. - М.: КноРус, 2016. - 110 с.
30. Пилипенко Н. Н. Сущность и понятие конкурентоспособности в современной экономике: учебное пособие [Текст] / Н. Н. Пилипенко. - М.: Экономика, 2014. - 304 с.
31. Платонова Н. А. Планирование деятельности предприятия: учебное пособие [Текст] / Н.А Платонова. - М.: Дело и сервис, 2014. - 432 с.
32. Плотникова Е. А. Конкурентная стратегия фирмы в условиях
глобализации мировой экономики: учебное пособие [Текст] /
Е. А. Плотникова. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 392 с.
33. Портер М. Конкурентная стратегия: учебное пособие [Текст] / М. Портер. - М.: Проспект, 2017. - 184 с.
34. Пустынникова Ю. М. Менеджмент качества и
конкурентоспособности: учебное пособие [Текст] / Ю. М. Пустынникова. - М.: Феникс, 2014. - 132 с.
35. Румянцева З. П. Общее управление организацией: принципы и процессы: учебное пособие [Текст] / З. П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 205 с.
36. Самсонов Н. Ф. Финансовый менеджмент: учебное пособие [Текст] / Н. Ф. Самсонов. - М.: ИТК Дашков и К, 2014. - 156 с.
37. Самостроенко Г. М. Маркетинговая стратегия развития: учебное пособие [Текст] / Г. М. Самостроенко. - М.:Экономика, 2014. - 309 с.
38. Синяева И. М. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: учебное пособие [Текст] / И. М.Синяева. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 548 с.
39. Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений: учебное пособие [Текст] / Э. А. Смирнов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 207 с.
40. Траут Д. Сила простоты. Руководство по успешным бизнес- стратегиям: учебное пособие [Текст] / Д. Траут. - СПб.: Питер, 2014. - 180 с.
41. Фатхудинов Р. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / Р. А. Фатхудинов. - М.: Бизнес Школа «Мнтел-Синтез», 2017. - 461 с.
42. Хойер Д. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности: учебное пособие [Текст] / Д. Хойер. - М.: Проспект, 2014. - 205 с.
43. Чуев И. Н. Экономика предприятия: учебное пособие [Текст] / И. Н. Чуев. - М.: ИТК «Дашков и К», 2016. - 413 с.
44. Шелягина Н. А. Предпринимательство в условиях рынка: учебное пособие [Текст] / Н. А. Шелягина. - М.: Экономика, 2015. - 73 с.
45. Александров Н.Н. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание понятий и история их становления [электронный ресурс] / Н. Н. Александров // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2017. - №5. - Режим доступа: http://hrazvedka.ru/download/konkurent.pdf
46. Гридчина А. В. Генезис теорий конкуренции и конкурентоспособности [электронный ресурс] / А. В. Гридчина // Российский экономический интернет-журнал. - 2014. - № 4. - Режим доступа: http://www.e- rej.ru/publications/111/?mode=read&SECTION_ID=111&PAGEN_1=3
47. Исаев А. А. Конкурентоспособность предприятия: проблемы теории [Текст] / А. А. Исаев// Вестник Владивостокского государственного универистета экономики и сервиса. - 2014. -№ 4. - С. 165-172.
48. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции [Текст] / М. В. Лоскутова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 9. - С. 101-105.
49. Макаров А. В. Применение теорий и моделей конкурентоспособности при разработке стратегии диверсификации предприятия [Текст] / А. В. Макаров // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2015. - № 6. - С. 22-35.
50. Николаева Т. П. Системная оценка эффективности коммерческих предприятий торговли. [Текст] / Т. П. Николаева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - №4. - С.46-48.