ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ТЕХНИКОЙ ВИТРАЖНОЙ РОСПИСИ 6
1.1. История развития витража как вида декоративно-
прикладного искусства 6
1.2. Современные направления и приёмы работы в технике витража.
ГЛАВА 2. ОСВОЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
РОСПИСИ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 27
2.1. Опытно-экспериментальная работа по освоению
витражной росписи на кружковых занятия 27
2.2. Методические рекомендации для организации
кружковой деятельности в технике росписи по стеклу 37
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 40
3.1.. Создание витражной композиции 40
3.2. Разработка витражной росписи 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Занятие витражным искусством развивает усидчивость, трудоспособность, настойчивость в достижение результата, внимательность, аккуратность, сосредоточенность. Этот вид искусства обладает большой художественной выразительностью.
Освоение технологий художественной росписи (роспись по стеклу) на сегодняшний день является востребованным видом декоративно-прикладного искусства, который развивает у учащихся творческие способности и поддерживает интерес к изобразительной деятельности, а это важные условие всестороннего развития личность.
Возникает противоречие между возросшими интересом к росписи по стеклу среди учащихся общеобразовательной школы на кружковых занятиях и недостатком методического обеспечения необходимой методической базой.
Проблема: формирование навыков художественной росписи по стеклу на кружковых занятиях.
Цель нашей работы является решение проблемы исследования.
Объект исследования: освоение художественной росписи по стеклу на кружковых занятиях.
Предмет исследования: процесс освоения художественной росписи по стеклу на кружковых занятиях.
Гипотеза исследования: процесс освоения художественной росписи по стеклу на кружковых занятиях будет наиболее эффективным, если:
• будет разработана целостная система уроков, практически обеспечивающая учащимся развитие представлений о художественной росписи по стеклу;
будет обеспечено теоретическое знакомство учащихся с росписью по стеклу;
• учащийся будут иметь практические навыки работы;
• в процессе занятий будут выполняться кратковременные упражнения на освоение росписи по стеклу.
Задачи исследования:
1. Познакомить учащихся с художественной росписью по стеклу;
2. Обучить способам росписи по стеклу и техническим приемам росписи;
3. Разработать эффективную серию упражнений для 5 классов, направленных на знакомство с росписью по стеклу, на кружковых занятиях общеобразовательной школы.
Методология исследования:
Методологической основой явились труды ученых, которые внесли ценный вклад в развитие педагогики и методики: Б.Г. Ананьев В.В. Алексеева, В.А. Беликова, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, А.В. Васильев, Т.А. Оксак.
Теоретическая базой исследования явились труды по предмету изобразительного искусства для 5-7 классов Б.М. Неменского, А.А. Кузина, Н.Н. Ростовцева, В.Г. Горяева, Т.Я. Шпикалова, В.Г. Беды.
Теоретическая база исследования в области витражного дела: Мария Ди Спирито, Рагин В., Хиггинс М.
Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности в работах Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Р.А. Петровской.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• изучение научной, педагогической и методической литературы по рассматриваемой проблеме.
• изучение учебных планов и программ для кружковых занятий в школах
• анализ деятельности учащихся на занятиях по витражному
искусству и её влияние на развитие и формирования умений и навыков в изучаемой области.
• разработка и проведение педагогического эксперимента по
предлагаемой программе кружка.
Теоретическая и практическая значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучены исторические и современные особенности художественной росписи по стеклу.
Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны в сфере изобразительного искусства, учителям изобразительного искусства, педагогам художественных школ, детских школ искусств, педагогам дополнительного образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. В первой главе раскрываются исторические аспекты витражного искусства, современные приемы и техники росписи по стеклу, а так же применение витража в интерьере. Во второй главе проводится опытно-экспериментальная работа по освоению витражной росписи на кружковых занятиях общеобразовательной школы. Третья глава посвящена описанию создания творческой части дипломной работы.
В данной работе нами были изучены исторические особенности витражного искусства, что позволило нам выявить богатое прошлое витража и безграничные его перспективы. Витражная техника сохранилась в течении многих веков во многих странах. Много различных витражей сохранилось в мире, а именно во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт- Петербурге и других странах.
Изучены современные направления витражного искусства и нами было отмечено, что возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм, разновидностей таких как: Свинцово-паечный (паечный) витраж, Фацетный витраж, Наборный витраж, Мозаичный витраж, Комбинированные витражи, Витражи диапозитивы, Живописные витражи, Витражи с декоративно обработанной поверхностью, Мозаичные витражи, Контурные (силуэтные) витражи, Узорчатые витражи. И появилось много новых различных техник выполнения витража, это: Техника Пленочного витража или Лаковый витраж, техника Пескоструйной гравировки, техника Кастинг, известная у нас как “муранское стекло”, техника Фьюзинг (спекание), Техника Тиффани.
Экспериментальная часть отражает работу, по освоению учащимися 5 классов общеобразовательной школы, художественной росписи на кружковых занятиях общеобразовательной школы и способов создания витражных композиций. В своей работе нами была выдвинута гипотеза. Результаты исследования, подтвердили ее.
Практическая часть представляет собой световое панно выполненное в технике художественной росписи по стеклу , имеет размеры 50 х 70 см. Работа выполнена в декоративном варианте с элементами абстракции, предназначена она для демонстрационного материала учебного заведения.
1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. — М.: Советский художник, 1968. - 196 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика.1980.- 129 с.
3. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников - Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1999. - 157 с.
4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 2005. - 2003 с.
5. Васильев А.В. Практикум по методике преподавания изобразительного искусства. - М.: Просвещение, 1999. - 99с.
6. Волкова Н.Н. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие - 8-е изд. - М.: Кнорус. 2014. - 344 с.
7. Витражи. Руководство по технологии изготовления. Энциклопедия. - М.: Арт-Родник, 2007. - 224 с.
8. Всеобщая история искусств / Под ред. Климова. - М.: Искусство, 1956. - 96 с.
9. Виггинтон М.Л. Пять возрастов стекла [Электронный ресурс]
/ М.Л. Виггинтон // Интернет-журнал «Дизайн». 2003. 21 мая.
URL: http: //www.dizan.ru/2007/0521. htm .
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. — М.: Просвещение, 1990. - 315 с.
11. Гигли Л.М. Техника росписи по стеклу. - М.: Ниола-Пресс 2007. - 204 с.
12. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: из опыта работы. - М.: Просвещение, 2011. - 113 с.
13. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск I: от древнейших времён по XVI в. - М.: 1985. - 320 с.
14. Искусство Западной Европы: Сред. века. Возрождение в Италии. / Л.Д. Любимов. - М.: Просвещение, 1982. - 320 с.
15. История изобразительного искусства 2 т. / Н.М. Сокольникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 304 с.
16. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: Учпедгиз. 2008. - 78 с.
17. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. - М.: Знание. 2008. - 60 с.
18. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение. 1992. - 141 с.
19. Коллекция стекла античной Горгиппии / Е.М. Алексеева, Н.П. Сорокина. - М.: Интербук-бизнес, 2007. - 159 с.
20. Козлова С.И. Роспись стекла. - М.: АРТ - РОДНИК, 2004. - 201 с.
21. Княжицкая Т.В. Петербургские витражи - М.: Учебное пособие, 2004. - 356 с.
22. Мартынов Л.В. Витражи эпохи возрождения.- М.: Учебное
пособие, 2002. - 192 с.
23. Мария Ди Спирито Витражное искусство и техника росписи по стеклу. - М.: «Альбом», 2008. - 128 с.
24. Мария Ди Спирито Роспись по стеклу. - М.: Мой Мир. 2006 - 124 с.
25. Неменский Б.М.. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. О проблемах эстетического воспитания - М.; Просвещение.1981.- 112 с.
26. Оксак Т.А. Студенческая наука. - Белгород, 2007 - 97 с.
27. Омельянюк В.И. Детский досуг: делаем витражи. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 18 с.
28. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. - М.: Вопросы психологии, 1997. - 122 с.
29. Павлинская А.В. Роспись по стеклу - М.: Учебное пособие, 2007. - 314 с.
30. Программа для средней общеобразовательной школы. 5 классы. Учебная программа. - Початкова школа. - 2009. - № 5. - 34 с.
31. Рагин В. Искусство витража. От истоков к современности / В. Рагин, М. Хиггинс. - М.: Белый город, 2006. - 288 с.
32. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного
искусства в школе. - М.: Агар, 2000. - 251 с.
33. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного
искусства в школе. - М.: Просвещение. 2010. - 140 с.
34. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М., 1999. - 93 с.
35. Синеглазова М.О. Роспись по стеклу. - М.: Издательский дом МСП, 2005. - 112 с.
36. «Сборник примерных образовательных программ по дополнительному образованию». О проблемах эстетического воспитания образовательные программы / Выпуск 40. - М.: 2004 г. - 13-21с.
37. Скребцова Т.О. Фантазии со стеклом. Витражи, картины, роспись / Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 224 с.
38. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в школе. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Просвещение, 1996. - 178 с.
39. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Методическое пособие 5 класс. - М.: Просвещение, 2012. - 193 с.
40. Шорохов Е.В. Изобразительное искусство 5 класс. - М.: 1997. - 144 с.