ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ НАТЮРМОРТА С НАТУРЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
|
Введение 2
Глава I. Теоретические и методические основы обучения 7
композиционного построения натюрморта.
1.1. Теоретические основы композиции. 7
1.2. Анализ содержания программ по композиционному 15
построению натюрморта с натуры.
Глава II. Экспериментальная работа по формированию 19
навыков по композиционному построению натюрморта
2.1. Разработка содержания занятий по 19
композиционному построению натюрморта.
2.2. Опытно-экспериментальная работа. 34
Глава III. Последовательность создания творческой части 42
работы
3.1. Создание творческой части вкр 42
3.2. Этапы работы 43
Заключение 48
Библиографический список 49
Приложения
Глава I. Теоретические и методические основы обучения 7
композиционного построения натюрморта.
1.1. Теоретические основы композиции. 7
1.2. Анализ содержания программ по композиционному 15
построению натюрморта с натуры.
Глава II. Экспериментальная работа по формированию 19
навыков по композиционному построению натюрморта
2.1. Разработка содержания занятий по 19
композиционному построению натюрморта.
2.2. Опытно-экспериментальная работа. 34
Глава III. Последовательность создания творческой части 42
работы
3.1. Создание творческой части вкр 42
3.2. Этапы работы 43
Заключение 48
Библиографический список 49
Приложения
Художественное образование и воспитание неразделимо от побуждения детей к художественно-созидательной деятельности, к формированию эстетических и в том числе художественных ценностей. По федеральному государственному стандарту (ФГОС) современная общеобразовательная школа должна помочь становлению личности ребенка, обладающими такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, а также проявлять готовность к самообразованию [40]. В учебном процессе главенствующее место в формировании таких качеств у школьников занимает предмет изобразительное искусство, который способствует всестороннему развитию личности ребенка. Благодаря изучению изобразительного искусства у учащихся формируется умение выявлять характерное, обобщать наблюдаемые ими явления, усваивать художественный навык в виде разных художественных техник и применить их в собственном творчестве.
В процессе изобразительной деятельности для учащихся создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как любознательность, инициативность, умственная активность,
самостоятельность, индивидуальность, например, в выполнении творческой работы. Для выполнения таких условий преподавателю необходимо заинтересовать учащихся к самостоятельной художественной деятельности, убедить каждого ребенка по-новому посмотреть на окружающую действительность, уловить необычайную суть в обычных предметах.
На занятиях изобразительного искусства перед учащимися в основном ставится задача передачи изображения реалистических предметов. А чтобы научиться этому, нужно знать композиционные закономерности, ведь основой любого произведения изобразительного искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. Посредством композиционного построения натюрморта, формируются способности познания и изучения действительности, развития композиционно-творческих способностей, а также, совершенствуются мыслительные операции: анализ, сравнение, развитие воображения, логического и пространственного мышления.
Но в общеобразовательной школе мало или отсутствуют занятия, которые нацелены на отработку навыков при изучении композиционного построения натюрморта на уроках изобразительного искусства, следовательно, мы имеем противоречие между потенциальными возможностями композиции при построении натюрморта и частью данных уроков, способствующих развитию художественных навыков школьников.
Цель: разработка содержания занятий по изобразительному искусству для овладения учащимися навыками для композиционного построения натюрморта;
- освоение учениками основных законов композиции и художественных средств ее построения;
- развитие умения последовательно работать над произведением от эскиза до его завершения.
Объект исследования: процесс обучения композиции на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: развитие навыков композиционного
построения натюрморта.
Гипотеза исследования: процесс формирования у учащихся навыков композиционного построения натюрморта будут эффективными, если:
- будут разработаны и экспериментально проведены занятия, нацеленные на получение навыков композиционного построения натюрморта.
- в содержание занятий включены разнообразные по степени сложности задания.
Задачи исследования:
-Изучить композиционные основы и особенности построения натюрморта.
- Разработать занятия по композиционному построению натюрморта.
Методологической базой исследования занимались как отечественные педагоги, искусствоведы, художники В.М. Дубровин, К.Т. Даглдиян, О.Л. Голубева, а также на исследования художников-педагогов
B. В. Корешков, А.Ю. Зубко, С.Н Данилушкина, А.И. Лобанов,
C. А. Никитенков, И.Н. Сизова, Т.В. Ганова, Е.В. Шорохов, А.С. Пучков.
Рассматривали уроки изобразительного искусства, дающие
представление о натюрморте направленные на развитие у ребенка эстетического вкуса В.С. Кузин, Б.Н. Неменский, Т.Я. Шпикалова. В трудах О.Л. Голубевой, Г.М. Логвиненко, А.Н. Куприна, К.Т. Даглядина. рассматриваются разнообразные аспекты создания композиции.
Методы исследования:
1. Анализ методической и научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучение передового педагогического опыта в области
изобразительного искусства.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Анализ работ учащихся на уроках изобразительно искусства.
База исследования: МБОУ СОШ №49 города Белгород
Практическая значимость:
1. Описаны методические основы обучения композиционного построения натюрморта с натуры.
2. Методические и исследовательские материалы могут представлять интерес для учителей изобразительного искусства.
Этапы исследования:
На первом этапе проводились изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, была обоснована актуальность, сформулирована гипотеза, выдвинуты задачи, методы исследования.
На втором этапе исследования проводились апробация методических методов и приемов обучения основам композиционного построения натюрморта.
На третьем этапе исследования были подведены итоги работы, анализ эффективности уроков по развитию навыков композиционного построения натюрморта с натуры.
В процессе изобразительной деятельности для учащихся создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как любознательность, инициативность, умственная активность,
самостоятельность, индивидуальность, например, в выполнении творческой работы. Для выполнения таких условий преподавателю необходимо заинтересовать учащихся к самостоятельной художественной деятельности, убедить каждого ребенка по-новому посмотреть на окружающую действительность, уловить необычайную суть в обычных предметах.
На занятиях изобразительного искусства перед учащимися в основном ставится задача передачи изображения реалистических предметов. А чтобы научиться этому, нужно знать композиционные закономерности, ведь основой любого произведения изобразительного искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. Посредством композиционного построения натюрморта, формируются способности познания и изучения действительности, развития композиционно-творческих способностей, а также, совершенствуются мыслительные операции: анализ, сравнение, развитие воображения, логического и пространственного мышления.
Но в общеобразовательной школе мало или отсутствуют занятия, которые нацелены на отработку навыков при изучении композиционного построения натюрморта на уроках изобразительного искусства, следовательно, мы имеем противоречие между потенциальными возможностями композиции при построении натюрморта и частью данных уроков, способствующих развитию художественных навыков школьников.
Цель: разработка содержания занятий по изобразительному искусству для овладения учащимися навыками для композиционного построения натюрморта;
- освоение учениками основных законов композиции и художественных средств ее построения;
- развитие умения последовательно работать над произведением от эскиза до его завершения.
Объект исследования: процесс обучения композиции на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: развитие навыков композиционного
построения натюрморта.
Гипотеза исследования: процесс формирования у учащихся навыков композиционного построения натюрморта будут эффективными, если:
- будут разработаны и экспериментально проведены занятия, нацеленные на получение навыков композиционного построения натюрморта.
- в содержание занятий включены разнообразные по степени сложности задания.
Задачи исследования:
-Изучить композиционные основы и особенности построения натюрморта.
- Разработать занятия по композиционному построению натюрморта.
Методологической базой исследования занимались как отечественные педагоги, искусствоведы, художники В.М. Дубровин, К.Т. Даглдиян, О.Л. Голубева, а также на исследования художников-педагогов
B. В. Корешков, А.Ю. Зубко, С.Н Данилушкина, А.И. Лобанов,
C. А. Никитенков, И.Н. Сизова, Т.В. Ганова, Е.В. Шорохов, А.С. Пучков.
Рассматривали уроки изобразительного искусства, дающие
представление о натюрморте направленные на развитие у ребенка эстетического вкуса В.С. Кузин, Б.Н. Неменский, Т.Я. Шпикалова. В трудах О.Л. Голубевой, Г.М. Логвиненко, А.Н. Куприна, К.Т. Даглядина. рассматриваются разнообразные аспекты создания композиции.
Методы исследования:
1. Анализ методической и научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучение передового педагогического опыта в области
изобразительного искусства.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Анализ работ учащихся на уроках изобразительно искусства.
База исследования: МБОУ СОШ №49 города Белгород
Практическая значимость:
1. Описаны методические основы обучения композиционного построения натюрморта с натуры.
2. Методические и исследовательские материалы могут представлять интерес для учителей изобразительного искусства.
Этапы исследования:
На первом этапе проводились изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, была обоснована актуальность, сформулирована гипотеза, выдвинуты задачи, методы исследования.
На втором этапе исследования проводились апробация методических методов и приемов обучения основам композиционного построения натюрморта.
На третьем этапе исследования были подведены итоги работы, анализ эффективности уроков по развитию навыков композиционного построения натюрморта с натуры.
В теоретической части выпускной квалификационной работы были рассмотрены вопросы об обучении основам композиционного построения натюрморта с натуры на уроках изобразительного искусства. Детальное изучение педагогической литературы по проблеме позволило выдвинуть гипотезу: процесс формирования у учащихся навыков композиционного построения натюрморта будут эффективными, если будут разработаны и экспериментально проведены занятия, нацеленные на получение навыков композиционного построения натюрморта; в содержание занятий включены разнообразные по степени сложности задания.
Для ее подтверждения были рассмотрены и изучены теоретические принципы и приемы композиционного построения натюрморта. А также нами были разработаны уроки, содержащие систему упражнений, по принципам и приемам композиции и по композиционному построению натюрморта.
В экспериментальной части нашей выпускной квалификационной работы вошли ученики средних классов. Суть исследования состояла в выявлении уровня сформированности у учащихся знаний и навыков построения композиционного натюрморта. Далее нами были разработаны и проведены уроки для улучшения формирования навыков работы по данной теме. Полученные результаты анкетирования и заданий анализировались и сопоставлялись между собой во всех группах. Были построены диаграммы, которые позволили наглядно представить результаты и заметить закономерность увеличения индекса сформированности навыков у экспериментальной группы школьников.
Был сделан итоговый вывод: у детей, которые делают ряд заданий по композиционному построению натюрморта, наиболее эффективно формируются навыки изображения натюрморта с натуры, а именно: навыки познания и изучения действительности, развития композиционно-творческих способностей, а также, совершенствование мыслительных операций: анализа, сравнения, развития воображения, логического и пространственного мышления.
Таким образом, гипотеза доказана, задачи исследования решены, цели достигнуты. Проведенная работа является эффективной.
Для ее подтверждения были рассмотрены и изучены теоретические принципы и приемы композиционного построения натюрморта. А также нами были разработаны уроки, содержащие систему упражнений, по принципам и приемам композиции и по композиционному построению натюрморта.
В экспериментальной части нашей выпускной квалификационной работы вошли ученики средних классов. Суть исследования состояла в выявлении уровня сформированности у учащихся знаний и навыков построения композиционного натюрморта. Далее нами были разработаны и проведены уроки для улучшения формирования навыков работы по данной теме. Полученные результаты анкетирования и заданий анализировались и сопоставлялись между собой во всех группах. Были построены диаграммы, которые позволили наглядно представить результаты и заметить закономерность увеличения индекса сформированности навыков у экспериментальной группы школьников.
Был сделан итоговый вывод: у детей, которые делают ряд заданий по композиционному построению натюрморта, наиболее эффективно формируются навыки изображения натюрморта с натуры, а именно: навыки познания и изучения действительности, развития композиционно-творческих способностей, а также, совершенствование мыслительных операций: анализа, сравнения, развития воображения, логического и пространственного мышления.
Таким образом, гипотеза доказана, задачи исследования решены, цели достигнуты. Проведенная работа является эффективной.



