Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщины к состоянию беременности

Работа №7409

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы198стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
822
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 АДАПТИВНОСТЬ К СОСТОЯНИЮ БЕРЕМЕННОСТИ 14
1.1 Обзор литературы 14
1.2 Обоснование программы и метода исследований 38
ГЛАВА 2 ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 43
2.1 Характеристика предметной области исследования 43
2.2 Стратегия выработки решений 52
2.3 «Семейно-генетический» уровень. Теория «психогенетики» К. Ч.
Тойча 57
2.4 Атрибутивно-стилевой уровень. Теория М. Э. Селигмана 63
2.5 Психофизиологический уровень. Специальная теория
темперамента В. М. Русалова 72
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 77
3.1 Техника построения генограммы 77
3.2 Определение формально-динамических свойств индивидуальности 84
3.3 Метод определения атрибутивных стилей 86
3.4 Формирование выборки 91
3.5 Общий алгоритм исследования 94
3.6 Математические методы 94
ГЛАВА 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКГО ИССЛЕДОВАНИЯ 96
4.1 Построение и анализ генограмм 96

- 3 -
4.2 Диагностика особенностей атрибутивных стилей 101
4.3 Измерение формально-динамических характеристик 106
4.4 Межгрупповые корреляционные связи 111
ГЛАВА 5 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭТАПА. ТЕРАПИЯ 121
5.1 Обсуждение результатов диагностического этапа 121
5.2 Комплекс индивидуально-психологических характеристик,
специфичный для адаптации к состоянию беременности 126
5.3 Проектирование психологической коррекции 132
5.4 Особенности психотерапевтической работы с каждой группой 146
5.5 Результаты терапии 154
ВЫВОДЫ 156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158
ЛИТЕРАТУРА 163
ПРИЛОЖЕНИЕ А 175
ПРИЛОЖЕНИЕ В 177
ПРИЛОЖЕНИЕ С 182
ПРИЛОЖЕНИЕ D 184
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 189
ПРИЛОЖЕНИЕ F




Актуальность исследования
Одна из принципиальных особенностей современной эпохи - напряженная социокультурная динамика. Быстрое развитие технологий на фоне медленного изменения человеческого сознания обостряет проблему адаптивности человека в меняющемся мире.
Исследование адаптивности к процессу беременности - как частного случая общей проблемы адаптивности - становится особенно актуальным на фоне демографического кризиса. По прогнозам до 2005 года в России на одну женщину репродуктивного возраста придется в среднем 1,1 ребенка (это самый низкий в мире показатель). Усугубляет положение негативная проекция феномена увеличения «темпа жизни» на протекание беременности и здоровье будущей матери, поскольку возрастание динамики является особо критичным для процессов, имеющих стабильные характеристики.
Из множества физиологических систем человека, для которых исследованы частные закономерности развития адаптивных реакций, наименее изученной остается, как это ни парадоксально звучит, репродуктивная система. Сама по себе система репродукции является очень надежной, и по мере эволюции смогла приспособиться ко многим факторам влияния среды обитания. Однако, активное вмешательство человека в природу, стремительное техническое развитие и социальные проблемы, связанные с мощной психоэмоциональной перегрузкой, создают предпосылки для патогенных воздействий на все системы живого организма. Приспособительные реакции, вырабатывающиеся тысячелетиями у множества поколений, не способны адекватно реагировать на абсолютно новые для них воздействия, а функционально целесообразные и стратегически успешные механизмы защиты не могут выработаться в короткий срок и закрепиться генетически.
Анализ социологических и демографических данных за последние 10 лет показывает, помимо общего ухудшения здоровья россиян, следующие негативные тенденции:
• Несмотря на серьезные успехи в развитии медицины и, в частности, фармакологии, увеличилось (более чем на 15%) количество женщин, нуждающихся в стационарном наблюдении и лечении в период беременности.
• В крупных городах средний возраст «первородящей» женщины (без учета мусульманского населения) вырос до 25 - 26 лет, тогда как биологически оптимальным считается возраст 19 - 22 года.
• Современная медицина в состоянии помочь сегодня тем женщинам, которые ранее были обречены на бесплодие вследствие серьезных соматических проблем. Для этих случаев имеет место высокий процент осложнений в родах и рождение ослабленных детей. При общем, критично низком, уровне рождаемости ухудшается, таким образом, качество генофонда популяции в целом.
Осложнения в процессе беременности могут быть вызваны множеством экзогенных и эндогенных факторов. Генетические и негенетические причины нарушений вынашивания плода были объектом изучения в многочисленных исследованиях. Существует, однако, большая группа таких случаев осложнен¬ной беременности, которые можно объединить термином «этиология неизвестна». Речь идет о «практически здоровых» (по медицинским показателям) женщинах, у которых проблемы с вынашиванием беременности начинаются не в связи с конкретным заболеванием, неблагоприятной экологией, наличием стрессогенных факторов или социального неблагополучия.
Научная актуальность данной работы основана на необходимости исследования индивидуально-психологических особенностей адаптивности к состоянию беременности в контексте высокой социокультурной динамики современного общества.
Цель исследования: определение индивидуально-психологических особенностей адаптивности женщин к состоянию беременности.
Для реализации поставленной цели исследования были выделены теоретические, методические и эмпирические задачи.
Теоретические задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению адаптивности к состоянию беременности.
2. Выделить концептуальные основы изучения адаптивности к состоянию беременности.
3. Провести анализ индивидуально-психологических особенностей адаптивности к состоянию беременности.
4. Разработать схему комплексного влияния «разноуровневых» характеристик индивидуальности («семейно-генетических», атрибутивных, темпераментальных) на адаптивность к состоянию беременности.
Методические задачи:
1. Разработать программу эмпирического исследования адаптивности к состоянию беременности.
2. Разработать методическое пособие «Тест на оптимизм» (на основе теста ASQ М. Селигмана), характеризующее особенности атрибутивного стиля объяснения человеком происходящих с ним событий.
Эмпирические задачи:
1. Выявить факторы психологического воздействия на схему онтогенеза на основе комплексного применения теорий К. Ч. Тойча, М. Э. Селигмана, В. М. Русалова;
2. Выделить эмпирические типы нарушений адаптивности к состоянию беременности.
3. Сравнить схемы адаптации к состоянию беременности в нормальных и осложненных случаях.
4. Предложить психотерапевтическую программу для фонового улучшения соматического состояния женщины при осложненной беременности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По мнению академика С. Капицы, «демографический переход», то есть переход к контролируемой рождаемости - это самый серьезный кризис в истории человечества. Культурно - обусловленный переход к нуклеарной семье, «отрыв от корней», привел к утрате модели материнства и отношению к беременности и родам, как к исключительному и пугающему событию. Стрессогенность восприятия ситуации беременности усугубляется за счет пессимистичного стиля мышления, неумения принимать быстрые и адекватные решения в условиях высокой «плотности» информационных потоков. В этих условиях коррекция атрибутивного стиля, выработка навыков принятия решений будут факторами, которые повышают как общую адаптивность женщины к жизни в трансформирующемся мире, так и процесс адаптации к состоянию беременности.
Многие авторы сходятся во мнении относительно важной роли конституционально-генетических факторов в развитии психосоматических расстройств. Вместе с тем, появляются все больше исследований, акцентирующих стиль семейного воспитания, «вертикального наследования» семейных стратегий в возникновении дисфункциональных, дезадаптивных паттернов поведения на фоне стрессогенных жизненных событий. Растет интерес к широкому кругу проблем, связанных в частности с «вертикальной мобильностью» (изменением образа жизни) в ситуации освоения человеком новых культурных полей и определением роли темпераментальных характеристик при «подборе» индивидуумом «новой среды».
В предлагаемой работе обосновано выделение «разноуровневых» характеристик в структуре индивидуально-психологических особенностей. Обоснована важность выделения и изучения высокостатусных жизненных стратегий, предъявляемых как адаптивные, в режиме «автоматического реагирования». Показано, что эти стратегии формируются на базе «семейно-генетического наследования» и особенностей атрибутивного стиля, который строится в рамках опыта взаимодействия индивида со средой. Темпераментальные характеристики при этом являются структурой, обеспечивающей фоновую, базовую регуляцию поведения человека в различных условиях жизнедеятельности. Таким образом, при исследовании адаптивности к процессу беременности и сравнении осложненных и нормальных случаев следует учитывать три фактора или, соответственно, три уровня индивидуальности: онтогенетически значимые поведенческие стратегии; особенности атрибутивного стиля; темпераментальные характеристики (формально-динамические свойства индивидуальности).
В представленной автором схеме организации адаптивного взаимодействия индивида со средой определены варианты поведенческих реакций в условиях неопределенности и соотносимость ресурсоатратных способов реагирования с формированием чувства беспомощности.
Разработанное в рамках проведения основного исследования методическое пособие «Тест на оптимизм» обладает надежными психометрическими показателями и может применяться как диагностический инструмент при определении особенностей атрибутивных стилей индивида в процессе
психологического консультирования и при психотерапевтическом сопровождении соматических состояний различной этиологии. Авторский метод «структуризации модальностей» применим в психологическом консультировании при выработке навыков поиска решения в проблемных ситуациях и взаимодействия с социумом. Метод эффективен как средство для уменьшения левополушарного доминирования и снятия стереотипического подхода к ситуации.
По итогам диагностики основной выборки было отмечено, что медицинские показатели, характеризующие наиболее тяжелое состояние здоровья, сочетаются как с высоким уровнем пессимизма, так и с применением индивидом дезадаптивных поведенческих и когнитивных стратегий.
Данные, полученные автором при анализе генограмм, показали, что модели подавления адаптивных (для конкретной ситуации) реакций с заменой на доминантные когнитивные и поведенческие схемы являются характерными для наиболее тяжелых в соматическом плане случаев, анализируемых в данном исследовании. То есть имеет место устойчивость аномалий, неосознанно возникающих в силу сбоя механизма трансляции сценариев, в результате чего позитивные сценарии сменяются негативными. Эксплицированная и осознанная, проработанная на уровне логической рефлексии, программа утрачивает свою «силу». Вернее, человек обретает возможность выработать свое отношение к «наследию предков» и сознательно выбирает изменение или повтор в своем жизненном сценарии.



1. Айви А., Айви М., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирова¬
ние и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 1999.
2. Акопович В. Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск: Мысль, 1980.
3. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М.: Геррус, 2000.
4. Александров А. А. Современная психотерапия. СПб: Академический
проект, 1997.
5. Алипов В. И., Абрамченко В. В. Принципы физиопрофилактической
подготовки беременных групп высокого риска к родам. // Акушерство и гинекология, 1986, №1 с. 23-37.
6. Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Речь, 2000.
7. Анохин А. П. Изменчивость и наследуемость нейродинамических
характеристик индивидуальности человека (по данным ЭЭГ). Дисс. докт. психол. наук. М. 1987.
8. Анохин А. П. Генетика, мозг и психика человека. Тенденции и перспекти¬
вы исследований. М.: Москва, 1998.
9. Анохин П. К. Избранные труды. М.: 1974.
10. Ахола Ф. Консультирование, основанное на решении. СПб.: Речь, 2001.
11. Баженова О. В., Баз Л. Л., Копыл О. А. Готовность к материнству:
выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Синапс 1993, №4.
12. Беляев Д. К. Генетика, общество, личность. М.: Москва, 1989.

- 164 -
13. Блазер А., Хайм Э. Проблемно-ориентированная психотерапия. М.: Класс,
1998.
14. Безрукова О. Н. Влияние социопсихологических факторов на социальное
здоровье беременных женщин. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998.
15. Боровикова Н. В. Условия и факторы продуктивного развития Я-
концепции беременной женщины. Дисс. канд. психол. наук. М.: МГУ,1998.
16. Брехман И. И. Введение в валеологическую науку о здоровье. М.: Мысль,
1998.
17. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к
ребенку в период беременности // Вопросы психологии, 1997, №7, с.38 - 47.
18. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Психология межличностных комму¬
никаций. СПб.: Речь, 2000.
19. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процес¬
сов. М.: Смысл, 2000.
20. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Москва, 1987.
21. Волков В. Г., Садкова Ю. С., Шабалина Н. В. Индивидуально¬
психологические особенности беременных с угрозой выкидыша // Акт. вопросы трансфуз. и клин. мед.: матер. н-п. конф. Киров: НИИ гематол. и перелив. крови по итогам работы в г. Киров, 1995, с. 74-75.
22. Гилинский М. А. Механизмы эмоциогенной регуляции адаптационных
процессов. Дисс. докт. психол. наук. Новосибирск, 1994.

- 165 -
23. Гостев А. А. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы
человека. М.: ИП РАН, 1998.
24. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. М.: Класс, 1997.
25. Дашков И. М. Отражение в разно-уровневых характеристиках человека
индивидуальной вариативности гетерохроматина (психогенетический аспект). Дисс. канд. психол. наук, Ленинград, 1986.
26. Дернер К., Плог У. Заблуждаться свойственно человеку. СПб.: НИПИ им.
Бехтерева В. М. 1997.
27. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. М.: Инфра-М, 1997.
28. Зденек М. Развитие правого полушария. Минск: Поппури, 1997.
29. Завьялова Ж. В. Психологическая готовность к родам и метод ее форми¬
рования. Дисс. канд. психол. наук. М.: МГУ, 2000.
30. Захаров А. И. Ребенок до рождения. С-Пб.: Союз, 1998.
31. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб: Питер, 1999.
32. Иванов Н. В. Психонейрогинекология и акушерство. Харьков,1984.
33. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики в русской речи. М.:
УРСС, 2002.
34. Каган. М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.:
Москва, 1974.
35. Коваленко Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоциональ¬
ного состояния женщины в период беременности и родов. Дисс. канд. психол. наук. СПб, 1998.

- 166 -
36. Кочубей Б. И. Влияние генотипа и среды на формирование индивидуаль¬
ных особенностей ориентировочной реакции человека. Дисс. канд. психол. наук. М., 1983.
37. Костандов Э. Л. О физиологической основе сознания и бессознательных
психических явлений. М.: // Вестник АН СССР, 1986, № 8 с. 17 - 26.
38. Ладенко Н. Г. Направления изучения рефлексии. М.: Москва, 1980.
39. Лефевр В. А. Функции быстрой рефлексии в биполярном выборе. // Межд.
научно-практ. междисципл. журнал: Рефлексивные процессы и управ¬ление, 2001, №1, с. 34-46.
40. Лефевр В. Алгебра совести. М.: Когито-Центр, 2003.
41. Либин А. В. Дифференциальная психология на пересечении российских и
американских традиций. М.: Смысл, 1998.
42. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Психосоматический больной на приеме
у врача. СПб.: Санкт-Петербургский НИИ им. Бехтерева В. М., 1996.
43. МакМалин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001.
44. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М.:
Эпидавр, 1998.
45. Меерсон Ф. З. Общий механизм адаптации и профилактики эмоциональ¬
ных расстройств. М.: Медицина, 1973.
46. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.:
Москва, 1986.
47. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1989.

- 167 -
48. Московский психотерапевтический журнал //спец. выпуск по когнитив¬
ной психотерапии, №4, 2001.
49. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных
различий. М.: Наука, 1976.
50. Перинатальная психология и медицина. Мат. Межд. конф. Иваново, 2001.
51. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику;
исследование форм репрезентации в обыденном сознании, М.: МГУ, 1983.
52. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания, М.: МГУ, 1988.
53. Под ред. Бека А. и Фримена А. Когнитивная психотерапия расстройств
личности, СПб.: Питер, 2002.
54. Под ред. Петрова В. В. Язык и моделирование социального взаимодейст¬
вия. Благовещенск, БГК им. И. А. Бодуэна, 1998, с.317-381.
55. Под ред. Карвасарского Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.:
Питер Ком, 1998.
56. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М.: Медицина,
1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ