ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников при изучении
предмета «Окружающий мир» 8
1.1. Здоровьесберегающая компетенция младших школьников:
сущность и значение 8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников 13
1.3. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию здоровьесбе-регающей компетенции младших школьников при изуче¬нии предмета «Окружающий мир» 27
2.1. Анализ УМК «Начальная школа XXI века» с позиции формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 27
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы по формированию здоровьесберегающей компетенции младших
школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 34
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложения 64
Глава 1. Теоретические основы формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников при изучении
предмета «Окружающий мир» 8
1.1. Здоровьесберегающая компетенция младших школьников:
сущность и значение 8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников 13
1.3. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию здоровьесбе-регающей компетенции младших школьников при изуче¬нии предмета «Окружающий мир» 27
2.1. Анализ УМК «Начальная школа XXI века» с позиции формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 27
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы по формированию здоровьесберегающей компетенции младших
школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 34
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложения 64
В последние годы в России в социально-экономической и общественно¬политической сферах жизни произошли изменения, которые не могли не за¬тронуть и сферу образования. Коснувшиеся сферы образования коррективы выявили необходимость пересмотреть методологию образовательной стратегии, что привело к процессу смены образовательной парадигмы. Новая педагогическая парадигма ставит своей главной целью развитие жизнеспособной личности, ориентированной на приобщение к общечеловеческим ценностям (Турчин, 2012, 115).
В связи с этим, в современных условиях активно разрабатывается ком-петентностный подход, в соответствии с которым результатом образовательного процесса является сформированность компетенции. В свою очередь, компетенция определяется как готовность выполнять определенные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами. Сущность компе- тентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций раскрываются в работах А.А. Вербицкого (2004), А.Н. Дахина (2007), И.А. Зим¬ней (2009), Д.И. Иванова (2007), Т.В. Ивановой (2004), Л.Л. Любимова (2008), Д.М. Маллаева (2014), Т.А. Разуваевой (2012), Г.К. Селевко (2005), A.B. Хуторского (2005), Е.В. Чуб (2008) и др.
Среди всего спектра компетенций, формируемых в ходе образовательного процесса, отдельной строкой выделяется здоровьесберегающая компе¬тенция, так как решение проблемы здоровьесбережения подрастающего поколения является актуальным и приоритетным. В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выделяет специальный раздел, который представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья младших школьников. Статус данного раздела - «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» (ФГОС НОО, 2010, 24).
Согласно ФГОС НОО, Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать грамотность учащихся в вопросах здоровьесбережения, формировать устойчивую мотивацию на ведение здорового образа жизни, воспитать чувство ответственности за личное здоровье и здоровье окружающих, а также сформировать осознанные формы поведения, направленные на укрепление здоровья (ФГОС НОО, 2010, 24).
В системе образования школа рассматривается как основное учреждение, обладающее достаточными возможностями для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Роль школы в создании условий, способствующих формированию здорового образа жизни школьников, охарактеризована в работах П.П. Блонского (1999), В.А. Сухомлинского (1979), К.Д. Ушинского (2015) и др.
В связи с этим, одной из главных задач обучения в современной начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у младших школьников здоровьесберегающей компетенции путем проведения работы, направленной на внедрение технологий и методик здоровьесберегающего характера. Однако в современных условиях образования задачи по со¬хранению и укреплению здоровья учащихся, поставленные ФГОС НОО, обеспечиваются не в полном объеме. Следовательно, необходимо обратить внимание на развивающееся в педагогике направление, главная задача которого - обучение детей основам здоровьесберегающего поведения.
Актуальность данной проблемы определила тему выпускной квалификационной работы «Формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников в ходе учебной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за¬дачи:
1. Выявить сущность и значение здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
2. Изучить психолого-педагогические особенности формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
3. Провести анализ педагогических условий, способствующих формированию здоровьесберегающей компетенции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Проанализировать учебно-методический комплекс по предмету «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой с позиции формирования здоровьесберегающей компетенции.
5. Разработать и апробировать педагогические условия формирования здо¬ровьесберегающей компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» и оценить их эффективность.
Гипотеза исследования: формирование здоровьесберегающей компе¬тенции младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективно, если:
- создаются условия для организации исследовательского подхода к изу¬чению основ здоровьесбережения путем самоанализа и моделирования про¬цессов, происходящих в организме человека;
- уроки проектируются с использованием активных методов обучения таких как: валеотренинги, проблемные ситуации, анализ видеоматериалов.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, систематизация и обобщение теоретического ма¬ериала по проблеме исследования, анализ учебно-методического комплекса по предмету «Окружающий мир»;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование;
- диагностические методики: «Отношение к здоровью» (Березовская, 2001).
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Белгорода, 2 «Б» класс в составе 25 учащихся. Учитель - Л.В. Салтанова.
Практическая значимость исследования состоит в разработке уроков по школьному предмету «Окружающий мир», направленных на формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении дается краткая характеристика состояния проблемы на данный момент, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение здоровьесберегающей компетенции младших школьников; психолого-педагогические особенности формирования здоровьесберегающей компетенции учащихся начальной школы; педагогические условия, способствующие формированию здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
Во второй главе проводится анализ УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой по предмету «Окружающий мир» с позиции формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников; приводятся результаты экспериментальной работы по формированию здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
В заключении подтверждается гипотеза исследования, приводится крат¬кое обобщение по степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Общий объем работы 63 страницы. Библиографический список содержит 61 источник.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методика, фрагменты уроков, таблицы.
В связи с этим, в современных условиях активно разрабатывается ком-петентностный подход, в соответствии с которым результатом образовательного процесса является сформированность компетенции. В свою очередь, компетенция определяется как готовность выполнять определенные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами. Сущность компе- тентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций раскрываются в работах А.А. Вербицкого (2004), А.Н. Дахина (2007), И.А. Зим¬ней (2009), Д.И. Иванова (2007), Т.В. Ивановой (2004), Л.Л. Любимова (2008), Д.М. Маллаева (2014), Т.А. Разуваевой (2012), Г.К. Селевко (2005), A.B. Хуторского (2005), Е.В. Чуб (2008) и др.
Среди всего спектра компетенций, формируемых в ходе образовательного процесса, отдельной строкой выделяется здоровьесберегающая компе¬тенция, так как решение проблемы здоровьесбережения подрастающего поколения является актуальным и приоритетным. В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выделяет специальный раздел, который представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья младших школьников. Статус данного раздела - «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» (ФГОС НОО, 2010, 24).
Согласно ФГОС НОО, Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать грамотность учащихся в вопросах здоровьесбережения, формировать устойчивую мотивацию на ведение здорового образа жизни, воспитать чувство ответственности за личное здоровье и здоровье окружающих, а также сформировать осознанные формы поведения, направленные на укрепление здоровья (ФГОС НОО, 2010, 24).
В системе образования школа рассматривается как основное учреждение, обладающее достаточными возможностями для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Роль школы в создании условий, способствующих формированию здорового образа жизни школьников, охарактеризована в работах П.П. Блонского (1999), В.А. Сухомлинского (1979), К.Д. Ушинского (2015) и др.
В связи с этим, одной из главных задач обучения в современной начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у младших школьников здоровьесберегающей компетенции путем проведения работы, направленной на внедрение технологий и методик здоровьесберегающего характера. Однако в современных условиях образования задачи по со¬хранению и укреплению здоровья учащихся, поставленные ФГОС НОО, обеспечиваются не в полном объеме. Следовательно, необходимо обратить внимание на развивающееся в педагогике направление, главная задача которого - обучение детей основам здоровьесберегающего поведения.
Актуальность данной проблемы определила тему выпускной квалификационной работы «Формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников в ходе учебной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за¬дачи:
1. Выявить сущность и значение здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
2. Изучить психолого-педагогические особенности формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
3. Провести анализ педагогических условий, способствующих формированию здоровьесберегающей компетенции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Проанализировать учебно-методический комплекс по предмету «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой с позиции формирования здоровьесберегающей компетенции.
5. Разработать и апробировать педагогические условия формирования здо¬ровьесберегающей компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» и оценить их эффективность.
Гипотеза исследования: формирование здоровьесберегающей компе¬тенции младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективно, если:
- создаются условия для организации исследовательского подхода к изу¬чению основ здоровьесбережения путем самоанализа и моделирования про¬цессов, происходящих в организме человека;
- уроки проектируются с использованием активных методов обучения таких как: валеотренинги, проблемные ситуации, анализ видеоматериалов.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, систематизация и обобщение теоретического ма¬ериала по проблеме исследования, анализ учебно-методического комплекса по предмету «Окружающий мир»;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование;
- диагностические методики: «Отношение к здоровью» (Березовская, 2001).
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Белгорода, 2 «Б» класс в составе 25 учащихся. Учитель - Л.В. Салтанова.
Практическая значимость исследования состоит в разработке уроков по школьному предмету «Окружающий мир», направленных на формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении дается краткая характеристика состояния проблемы на данный момент, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение здоровьесберегающей компетенции младших школьников; психолого-педагогические особенности формирования здоровьесберегающей компетенции учащихся начальной школы; педагогические условия, способствующие формированию здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
Во второй главе проводится анализ УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой по предмету «Окружающий мир» с позиции формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников; приводятся результаты экспериментальной работы по формированию здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
В заключении подтверждается гипотеза исследования, приводится крат¬кое обобщение по степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Общий объем работы 63 страницы. Библиографический список содержит 61 источник.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методика, фрагменты уроков, таблицы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одними из основных задач современного образования является формирование личности, способной выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, а также предоставление возможностей для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья учащихся. Реализация данных задач становится возможным благодаря формированию у младших школьников здоровьесберегающей компетенции.
Компетенция определяется как готовность индивида выполнять определенные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами.
Здоровьесберегающая компетенция может быть охарактеризована как интегративное качество личности, включающее совокупность знаний о чело-веке и его здоровье, здоровом образе жизни; мотивы, имеющие экологосохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни; потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и само-реализацию. Данный вид компетенции является результатом интеграции экологовалеологического и физкультурного образования учащихся и проявляется в виде готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Учащиеся начальной школы в процессе реализации здоровьесберегающей деятельности способны переносить полученные умения и навыки в другие сферы деятельности и применять их в различных ситуациях.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы убедились, что формирование здоровьесберегающей компетенции необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как это один из важнейших этапов становления и развития личности. Здоровьесберегающая компетенция эффективно формируется при изучении предмета «Окружающий мир», так как естественнонаучное содержание учебного материала данного предмета имеет значительный здоровьеформирующий потенциал.
Экспериментальная работа показала, что формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников в ходе изучения курса «Окружающий мир» эффективно, если:
1) разрабатывать и проводить уроки, направленные на формирование когнитивного и деятельностного критериев здоровьесберегающей компетенции путем создания условий для организации исследовательского подхода к изучению основ здоровьесбережения путем самоанализа и моделирования процессов, происходящих в организме человека;
2) в ходе проведения уроков формировать мотивационно-ценностный и эмоциональный критерии здоровьесберегающей компетенции путем использования активных методов обучения таких как: валеотренинги, проблемные ситуации, анализ видеоматериалов.
В ходе исследования было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень сформированности здоровьесберегающей компетенции имели 64% учащихся, а на контрольном этапе всего 16% учащихся. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
В заключении можно отметить, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования здоровьесберегающей компетенции, так как именно в младшем школьном возрасте учащиеся наиболее восприимчивы к воспитательным воздействиям, а, следовательно, процесс формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни будет иметь положительный эффект.
Компетенция определяется как готовность индивида выполнять определенные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами.
Здоровьесберегающая компетенция может быть охарактеризована как интегративное качество личности, включающее совокупность знаний о чело-веке и его здоровье, здоровом образе жизни; мотивы, имеющие экологосохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни; потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и само-реализацию. Данный вид компетенции является результатом интеграции экологовалеологического и физкультурного образования учащихся и проявляется в виде готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Учащиеся начальной школы в процессе реализации здоровьесберегающей деятельности способны переносить полученные умения и навыки в другие сферы деятельности и применять их в различных ситуациях.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы убедились, что формирование здоровьесберегающей компетенции необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как это один из важнейших этапов становления и развития личности. Здоровьесберегающая компетенция эффективно формируется при изучении предмета «Окружающий мир», так как естественнонаучное содержание учебного материала данного предмета имеет значительный здоровьеформирующий потенциал.
Экспериментальная работа показала, что формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников в ходе изучения курса «Окружающий мир» эффективно, если:
1) разрабатывать и проводить уроки, направленные на формирование когнитивного и деятельностного критериев здоровьесберегающей компетенции путем создания условий для организации исследовательского подхода к изучению основ здоровьесбережения путем самоанализа и моделирования процессов, происходящих в организме человека;
2) в ходе проведения уроков формировать мотивационно-ценностный и эмоциональный критерии здоровьесберегающей компетенции путем использования активных методов обучения таких как: валеотренинги, проблемные ситуации, анализ видеоматериалов.
В ходе исследования было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень сформированности здоровьесберегающей компетенции имели 64% учащихся, а на контрольном этапе всего 16% учащихся. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
В заключении можно отметить, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования здоровьесберегающей компетенции, так как именно в младшем школьном возрасте учащиеся наиболее восприимчивы к воспитательным воздействиям, а, следовательно, процесс формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни будет иметь положительный эффект.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры здоровья учащихся начальных классов при изучении курса «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении окружающего мира (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Краеведческий компонент при формировании ботанических понятий в начальной школе (Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Организация работы по формированию культуры здоровья обучающихся начальных классов при изучении курса “Окружающий мир“ (Педагогика начального образования, Уральский Государственный Педагогический Университет)
Контрольные работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019 - Формирование культуры здоровья учащихся начальных классов при изучении курса “Окружающий мир“(Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Организация освоения норм здоровьесберегающего поведения младших школьников в природной среде с помощью кружковых занятий «Природа и я - друзья»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020



