Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников при изучении
предмета «Окружающий мир» 8
1.1. Здоровьесберегающая компетенция младших школьников:
сущность и значение 8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников 13
1.3. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию здоровьесбе-регающей компетенции младших школьников при изуче¬нии предмета «Окружающий мир» 27
2.1. Анализ УМК «Начальная школа XXI века» с позиции формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 27
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы по формированию здоровьесберегающей компетенции младших
школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 34
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложения 64
В последние годы в России в социально-экономической и общественно¬политической сферах жизни произошли изменения, которые не могли не за¬тронуть и сферу образования. Коснувшиеся сферы образования коррективы выявили необходимость пересмотреть методологию образовательной стратегии, что привело к процессу смены образовательной парадигмы. Новая педагогическая парадигма ставит своей главной целью развитие жизнеспособной личности, ориентированной на приобщение к общечеловеческим ценностям (Турчин, 2012, 115).
В связи с этим, в современных условиях активно разрабатывается ком-петентностный подход, в соответствии с которым результатом образовательного процесса является сформированность компетенции. В свою очередь, компетенция определяется как готовность выполнять определенные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами. Сущность компе- тентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций раскрываются в работах А.А. Вербицкого (2004), А.Н. Дахина (2007), И.А. Зим¬ней (2009), Д.И. Иванова (2007), Т.В. Ивановой (2004), Л.Л. Любимова (2008), Д.М. Маллаева (2014), Т.А. Разуваевой (2012), Г.К. Селевко (2005), A.B. Хуторского (2005), Е.В. Чуб (2008) и др.
Среди всего спектра компетенций, формируемых в ходе образовательного процесса, отдельной строкой выделяется здоровьесберегающая компе¬тенция, так как решение проблемы здоровьесбережения подрастающего поколения является актуальным и приоритетным. В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выделяет специальный раздел, который представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья младших школьников. Статус данного раздела - «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» (ФГОС НОО, 2010, 24).
Согласно ФГОС НОО, Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать грамотность учащихся в вопросах здоровьесбережения, формировать устойчивую мотивацию на ведение здорового образа жизни, воспитать чувство ответственности за личное здоровье и здоровье окружающих, а также сформировать осознанные формы поведения, направленные на укрепление здоровья (ФГОС НОО, 2010, 24).
В системе образования школа рассматривается как основное учреждение, обладающее достаточными возможностями для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Роль школы в создании условий, способствующих формированию здорового образа жизни школьников, охарактеризована в работах П.П. Блонского (1999), В.А. Сухомлинского (1979), К.Д. Ушинского (2015) и др.
В связи с этим, одной из главных задач обучения в современной начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у младших школьников здоровьесберегающей компетенции путем проведения работы, направленной на внедрение технологий и методик здоровьесберегающего характера. Однако в современных условиях образования задачи по со¬хранению и укреплению здоровья учащихся, поставленные ФГОС НОО, обеспечиваются не в полном объеме. Следовательно, необходимо обратить внимание на развивающееся в педагогике направление, главная задача которого - обучение детей основам здоровьесберегающего поведения.
Актуальность данной проблемы определила тему выпускной квалификационной работы «Формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников в ходе учебной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за¬дачи:
1. Выявить сущность и значение здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
2. Изучить психолого-педагогические особенности формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
3. Провести анализ педагогических условий, способствующих формированию здоровьесберегающей компетенции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Проанализировать учебно-методический комплекс по предмету «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой с позиции формирования здоровьесберегающей компетенции.
5. Разработать и апробировать педагогические условия формирования здо¬ровьесберегающей компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» и оценить их эффективность.
Гипотеза исследования: формирование здоровьесберегающей компе¬тенции младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективно, если:
- создаются условия для организации исследовательского подхода к изу¬чению основ здоровьесбережения путем самоанализа и моделирования про¬цессов, происходящих в организме человека;
- уроки проектируются с использованием активных методов обучения таких как: валеотренинги, проблемные ситуации, анализ видеоматериалов.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, систематизация и обобщение теоретического ма¬ериала по проблеме исследования, анализ учебно-методического комплекса по предмету «Окружающий мир»;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование;
- диагностические методики: «Отношение к здоровью» (Березовская, 2001).
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Белгорода, 2 «Б» класс в составе 25 учащихся. Учитель - Л.В. Салтанова.
Практическая значимость исследования состоит в разработке уроков по школьному предмету «Окружающий мир», направленных на формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении дается краткая характеристика состояния проблемы на данный момент, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение здоровьесберегающей компетенции младших школьников; психолого-педагогические особенности формирования здоровьесберегающей компетенции учащихся начальной школы; педагогические условия, способствующие формированию здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
Во второй главе проводится анализ УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой по предмету «Окружающий мир» с позиции формирования здоровьесберегающей компетенции младших школьников; приводятся результаты экспериментальной работы по формированию здоровьесберегающей компетенции младших школьников.
В заключении подтверждается гипотеза исследования, приводится крат¬кое обобщение по степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Общий объем работы 63 страницы. Библиографический список содержит 61 источник.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методика, фрагменты уроков, таблицы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одними из основных задач современного образования является формирование личности, способной выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, а также предоставление возможностей для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья учащихся. Реализация данных задач становится возможным благодаря формированию у младших школьников здоровьесберегающей компетенции.
Компетенция определяется как готовность индивида выполнять определенные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами.
Здоровьесберегающая компетенция может быть охарактеризована как интегративное качество личности, включающее совокупность знаний о чело-веке и его здоровье, здоровом образе жизни; мотивы, имеющие экологосохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни; потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и само-реализацию. Данный вид компетенции является результатом интеграции экологовалеологического и физкультурного образования учащихся и проявляется в виде готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Учащиеся начальной школы в процессе реализации здоровьесберегающей деятельности способны переносить полученные умения и навыки в другие сферы деятельности и применять их в различных ситуациях.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы убедились, что формирование здоровьесберегающей компетенции необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как это один из важнейших этапов становления и развития личности. Здоровьесберегающая компетенция эффективно формируется при изучении предмета «Окружающий мир», так как естественнонаучное содержание учебного материала данного предмета имеет значительный здоровьеформирующий потенциал.
Экспериментальная работа показала, что формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников в ходе изучения курса «Окружающий мир» эффективно, если:
1) разрабатывать и проводить уроки, направленные на формирование когнитивного и деятельностного критериев здоровьесберегающей компетенции путем создания условий для организации исследовательского подхода к изучению основ здоровьесбережения путем самоанализа и моделирования процессов, происходящих в организме человека;
2) в ходе проведения уроков формировать мотивационно-ценностный и эмоциональный критерии здоровьесберегающей компетенции путем использования активных методов обучения таких как: валеотренинги, проблемные ситуации, анализ видеоматериалов.
В ходе исследования было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень сформированности здоровьесберегающей компетенции имели 64% учащихся, а на контрольном этапе всего 16% учащихся. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
В заключении можно отметить, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования здоровьесберегающей компетенции, так как именно в младшем школьном возрасте учащиеся наиболее восприимчивы к воспитательным воздействиям, а, следовательно, процесс формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни будет иметь положительный эффект.
1. Абаскалова Н.П. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов): моногра-фия / Н.П. Абаскалова, А.Ю. Зверкова. - Новосибирск: OOO агенство «Сибпринт», 2013. - 160 с.
2. Блонский П.П. Педология: Учебное пособие / П.П. Блонский / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 288 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
4. Боровская Л.А. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни как требование Федерального государственного образователь-ного стандарта начального общего образования / Л.А. Боровская // Вестник ПГГПУ. Психологические и педагогические науки. - 2013. - №2. - С. 97-102.
5. Брадик Г.М. Возрастные особенности формирования у школьников по-требности в здоровье / Г.М. Брадик, А.О. Брадик // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: сб. науч. тр. - Ростов н/Д, 2016. - №1. - С. 35¬45.
6. Бусыгин А.Г. Десмоэкологичекий подход к формированию здоровьесбе-регающей компетенции / А.Г. Бусыгин, Е.А. Корнеева // Педагогика и психо-логия. - 2010. - №2. - С. 19-23.
7. Вербицкий A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обу-чения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара / А.А. Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова - 5-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 96 с.
9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова - 4-е изд., дораб.
- М.: Вентана-Граф, 2013. - 115 с.
10. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова - 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 64 с.
11. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова - 4-е изд., дораб.
- М.: Вентана-Граф, 2013. - 110 с.
12. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: Рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 32 с.
13. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова - 4-е изд., дораб.
- М.: Вентана-Граф, 2013. - 160 с.
14. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова - 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 48 с.
15. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова - 4-е изд., дораб.
- М.: Вентана-Граф, 2013. - 144 с.
16. Виноградова Н.Ф. Программы для четырехлетней начальной школы / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 105 с.
17. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические страте-гии и технологии) / В.А. Вишневский. - М.: Изд-во «Теория и практика физи-ческой культуры», 2002. - 270 с.
18. Выготский Л.С. Психология воспитания / Л.С. Выготский. - М.: Мысль, 1990. - 293 с.
19. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
20. Г оворкова Л.Н. Формирование здоровьесберегающих компетенций в об-разовательном процессе лицеистов / Л.Н. Говоркова // Сибирский педагогиче-ский журнал. - 2011. - №3. - С. 191-192.
21. Дахин А.Н. Моделирование образовательной компетентности / А.Н. Да-хин // Вестник педагогических инноваций. - 2007. - №1.- С. 84-100.
22. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Н.Ф. Добрынин. - М.: ЧеРо, 2001. - 38 с.
23. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков - 3-е изд., дополн. - М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.
24. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1 / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 314 с.
25. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата об-разования / И.А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №2. - С. 7-13.
26. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зим-няя. - М.: МПСИ, 2010. - 112 с.
27. Иванов Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современ¬ном образовании / Д.И. Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика. -
2007. - №6(12). - 32 с.
28. Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы / Т.В. Иванова // Стандарты и мони-торинг в образовании. - 2004. - №1. - С. 32-41.
29. Ильясов Д.Ф. Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и ее формирование у младших школьников / Д.Ф. Ильясов, Ю.В. Смирнова // Си-бирский педагогический журнал. - 2009. - №9. - С. 332-337.
30. Кобцева О.Н. Формирование здоровьесберегающей компетентности младших школьников / О.Н. Кобцева // Вестник Адыгейского государствен-ного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - №3. - С. 142-147.
31. Козырева Т.Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе / Т.Н. Козырева // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. - Тамбов, 2013. - №25. - С. 53-54.
32. Кондурар М.В Понятия компетенция и компетентность в образовании / М.В. Кондурар // Вектор науки Тольяттинского государственного универси-тета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - №1. - С. 189-191.
33. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайн- дорф-Сысоева / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Изд-во «Проспект», 2010. - 432 с.
34. Куликов В.Н. Формирование мотивов здорового образа жизни у под-ростков в средней общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Василий Николаевич Куликов. - Киров, 2002. - 17 с.
35. Куржонкова И.Р. Специфика формирования здоровьесберегающих ком-петенций учащихся начальных классов / И.Р. Куржонкова // Психология и пе-дагогика: методика и проблемы. - 2010. - №4. - С. 228-232.
36. Лаврентьева Л.А. Возрастные особенности младших школьников, спо-собствующие формированию экологической компетенции / Л.А. Лаврентьева // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. - Тамбов, 2013. - №24. - С. 88-91.
37. Ланге Н.Н. Душа ребенка в первые годы жизни / Н.Н. Ланге. - М.: Флинта, 2009. - 73 с.
38. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 1971. - 39 с.
39. Любимов Л.Л. Компетентностный подход и качество общего образова¬ния / Л.Л. Любимов // Экономика в школе. - 2008. - №2. - С. 4-11.
40. Маджуга А.Г. Формирование здоровьесозидающей (саногенной) образо-вательной среды в условиях современной школы / А.Г. Маджуга, Э.Н. Илья-сова, С.Н. Сладков // Высшее образование сегодня. - 2011. - №12. - С. 63-66.
41. Малафеева С.Н. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников / С.Н. Малафеева, Н.А. Вершинина // Специальное об-разование. - 2014. - №2. - С. 30-39.
42. Маллаев Д.М. Самообразовательная деятельность как основа формиро-вания профессиональных компетентности будущих педагогов-психологов / Д.М. Маллаев // Известия ДГПУ. - 2014. - №1. - С. 34-40.
43. Менчинская Е.А. Конструирование здоровьесберегающего процесса обучения в современной начальной школе: монография / Е.А. Менчинская. - Тюмень: ТОГИРРО, 2011. - 107 с.
44. Морозова Е.Ю. Здоровьесберегающая среда школы как условие для фор¬мирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся / Е.Ю. Морозова, Н.Б. Голикова // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. - Тамбов, 2013. - №1. - С. 102-104.
45. Разуваева Т.А. Компетентностная модель образования: краткий анализ ключевых понятий и проблем реализации / Т.А. Разуваева // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 986-988.
46. Руслякова Е.Е. Отношение к здоровью и внутренняя картина здоровья школьников // Интернет-журнал «Мир науки» [Офиц. сайт]. URL: http://mir- nauki.com/PDF/09PSMN315.pdf / (дата обращения: 15.03.2017).
47. Рыбина И.Р. Педагогические условия формирования здоровьесберегаю-щей компетентности учащихся на уроке: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ирина Рудольфовна Рыбина. - Орел, 2011. - 26 с.
48. Рыбина И.Р. Сущность понятия «Здоровьесберегающая компетенция» / И.Р. Рыбина // Ученые записки. - 2015. - №3. - С. 258-263
49. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко // Народное образование. - 2005. - №4. - С. 58-66.
50. Скородумова Е.В. Обоснование здоровьесберегающих технологий у де-тей в начальный период обучения в школе: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.09 / Елена Владимировна Скородумова. - Самара, 2007. - 26 с.
51. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Т.3 / В.А. Сухом- линский. - М.: Радянська школа, 1979. - С. 398-402.
52. Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность / С.С. Татарченкова, С.В. Телешов. - М.: Каро,
2008. - 160 с.
53. Турчин Г.Д. Основные направления совершенствования системы обра-зования России / Г.Д. Турчин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2012. - №4. - С. 115-117.
54. Ушинский К.Д. Русская школа / К.Д. Ушинский. - М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 688 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
56. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос» [Офиц. сайт]. URL: http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm / (дата обращения: 15.03.2017).
57. Черникова Е.Б. Здоровый образ жизни школьников - потенциал разви¬тия качества образования / Е.Б. Черникова // Современное образование и наука. - 2010. - №4. - С. 338-345.
58. Чуб Е.В. Компетентностный подход в образовании / Е.В. Чуб // Иннова-ции в образовании. - 2008. - №3. - C. 21-26.
59. Чуркин С.Г. Организация процесса формирования здорового образа жизни у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Сергей Ген-надьевич Чуркин. - Ульяновск, 2005. - 136 с
60. Шаршов И.А. Возрастные особенности младшего школьника в контек¬сте формирования универсальных учебных действий / И.А. Шаршов, М.И. Субботкина // Вестник ТГУ. Педагогика и психология. - 2012. - №12. - С. 181-184.
61. Юрлова Е.С. Морфофункциональные особенности развития и адаптации детей младшего школьного возраста в условиях здоровьесберегающих техно-логий обучения: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 03.00.13 / Елена Сергеевна Юрлова. - Арзамас, 2009. - 25 с.