Система нормативно-правового регулирования ритуальной сферы в Российской Федерации (на материале Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия)
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Нормативно-правовое регулирование ритуальной сферы в Российской Федерации
1.1 Понятие, специфика и элементы ритуальной сферы в России 9
1.2 Система и источники правового регулирования ритуальной сферы в
Российской Федерации 12
1.3 Порядок предоставления ритуальных услуг в России 18
2 Проблемы развития сферы ритуально-похоронного дела в Российской Федерации
2.1 Основные проблемы и перспективы развития сферы ритуально-похоронного обслуживания 24
2.2 Сроки выплаты и размер пособия на погребение в РФ 27
2.3 Статистический анализ получателей пособия на погребение за 2017-2018г. в Республике Мордовия на материале Отделения Пенсионного
фонда Российской Федерации по Республике Мордовия 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Бланк заявления на выплату социального пособия на погребение 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Справка о смерти (форма №11) 43
ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное) Решение Совета депутатов г. о. Саранск РМ «О внесении изменения в решение Совета депутатов г. о. Саранск от 26 февраля 2009 г. № 268 «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых по
гарантированному перечню услуг по погребению» 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (справочное) Таблица Г.1 - Прогноз численности населения лиц пожилого возраста в Республике Мордовия до 2036 г. (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия)
1 Нормативно-правовое регулирование ритуальной сферы в Российской Федерации
1.1 Понятие, специфика и элементы ритуальной сферы в России 9
1.2 Система и источники правового регулирования ритуальной сферы в
Российской Федерации 12
1.3 Порядок предоставления ритуальных услуг в России 18
2 Проблемы развития сферы ритуально-похоронного дела в Российской Федерации
2.1 Основные проблемы и перспективы развития сферы ритуально-похоронного обслуживания 24
2.2 Сроки выплаты и размер пособия на погребение в РФ 27
2.3 Статистический анализ получателей пособия на погребение за 2017-2018г. в Республике Мордовия на материале Отделения Пенсионного
фонда Российской Федерации по Республике Мордовия 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Бланк заявления на выплату социального пособия на погребение 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Справка о смерти (форма №11) 43
ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное) Решение Совета депутатов г. о. Саранск РМ «О внесении изменения в решение Совета депутатов г. о. Саранск от 26 февраля 2009 г. № 268 «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых по
гарантированному перечню услуг по погребению» 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (справочное) Таблица Г.1 - Прогноз численности населения лиц пожилого возраста в Республике Мордовия до 2036 г. (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия)
Актуальность темы исследования обусловлена важностью и необходимостью похоронного дела как одной из значимых отраслей в сфере социальных услуг, затрагивающей интересы всего российского общества. Рано или поздно каждый сталкивается с таким большим горем, как смерть близкого. Человек становится вынужденным потребителем ритуальных услуг, чтобы на достойном уровне организовать похороны, почтить память об ушедшем в соответствии с его прижизненными пожеланиями и культурно-национальными традициями. Трудная жизненная ситуация, в которой поневоле оказывается потребитель ритуальных услуг, делает возможным и нормативно определяет оказание данных услуг как сегмента социального обслуживания населения, развитие механизма правового регулирования, который сегодня ориентируется на рыночный инструментарий. Следует признать, что в действующем законодательстве, регулирующем отношения по оказанию ритуальных услуг, отсутствует системное правовое регулирование данных отношений, что существенно затрудняет формирование правовых основ рынка ритуальных услуг. В нормативно-правовых актах, непосредственно затрагивающих этот вид деятельности, отсутствуют четкие нормативные показатели содержания и объема, качества и безопасности ритуальных услуг, гарантий и способов их предоставления, ответственности за их несоблюдение. Существующие законы не отвечают в полной мере потребностям граждан и нуждаются в пересмотре и обновлении с учетом сложившейся правоприменительной практики предоставления ритуальных услуг.
Таким образом, неразрешенность этих и других дискуссионных вопросов приводит к серьезным осложнениям, возникающим в правоприменительной деятельности органов государственной власти при обеспечении защиты прав и законных интересов сторон договора, и, в первую очередь, потребителей ритуальных услуг как лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Теоретическая основа и степень изученности темы. Теоретической основой исследования является законодательная база и труды отечественных ученых П. Е. Уланова, Г. Н. Сюткина, Р. Г. Набиева, Л. С. Степиной в области погребения и похоронного дела, которые оказали существенное влияние на результаты дипломного исследования.
Объектом исследования является система общественных отношений, возникающие в области похоронного дела и социальных услуг на погребение в РФ.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие правовые отношения категорий лиц, которые имеют право на социальное пособие на погребение.
Целью дипломной работы является изучение нормативно-правового регулирования похоронной деятельности в России, а также рассмотрение порядка получения социального пособия и услуг на погребение в Пенсионном фонде РФ по Республике Мордовия.
Цель работы предопределила постановку следующих задач:
- проанализировать систему гражданско-правового регулирования похоронного дела в Российской Федерации;
- рассмотреть порядок предоставления социальных пособий и услуг на погребение в Российской Федерации;
- проанализировать предоставление пособия и социальных услуг на погребение за 2017-2018 г.г. в Республике Мордовия на примере Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия.
Методологическая основа исследования. При написании дипломной работы и раскрытии темы были использованы следующие методы исследования: сравнительно-правовой, формально-юридический, системного анализа, статистический, а также различные общенаучные методы исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Таким образом, неразрешенность этих и других дискуссионных вопросов приводит к серьезным осложнениям, возникающим в правоприменительной деятельности органов государственной власти при обеспечении защиты прав и законных интересов сторон договора, и, в первую очередь, потребителей ритуальных услуг как лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Теоретическая основа и степень изученности темы. Теоретической основой исследования является законодательная база и труды отечественных ученых П. Е. Уланова, Г. Н. Сюткина, Р. Г. Набиева, Л. С. Степиной в области погребения и похоронного дела, которые оказали существенное влияние на результаты дипломного исследования.
Объектом исследования является система общественных отношений, возникающие в области похоронного дела и социальных услуг на погребение в РФ.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие правовые отношения категорий лиц, которые имеют право на социальное пособие на погребение.
Целью дипломной работы является изучение нормативно-правового регулирования похоронной деятельности в России, а также рассмотрение порядка получения социального пособия и услуг на погребение в Пенсионном фонде РФ по Республике Мордовия.
Цель работы предопределила постановку следующих задач:
- проанализировать систему гражданско-правового регулирования похоронного дела в Российской Федерации;
- рассмотреть порядок предоставления социальных пособий и услуг на погребение в Российской Федерации;
- проанализировать предоставление пособия и социальных услуг на погребение за 2017-2018 г.г. в Республике Мордовия на примере Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия.
Методологическая основа исследования. При написании дипломной работы и раскрытии темы были использованы следующие методы исследования: сравнительно-правовой, формально-юридический, системного анализа, статистический, а также различные общенаучные методы исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В заключении необходимо подвести итог необходимости и насущности регулирования похоронной сферы в РФ.
На сегодняшний день в Российской Федерации организация похорон осуществляется органами местного самоуправления субъектов РФ. Все необходимые услуги по погребению осуществляют специализированные службы по решению вопросов похоронного дела, которые создаются органами местного самоуправления. Нельзя не забывать о том, что в современном действующем законодательстве, регулирующем отношения по оказанию ритуальных услуг, отсутствует системное правовое регулирование данных отношений, что затрудняет формирование правовых основ рынка ритуальных услуг. Существующие нормативные акты, непосредственно затрагивающие эту сферу деятельности, не содержат четко прописанные нормативные показатели содержания и объема, надлежащего качества и безопасности ритуальных услуг, гарантий и способов их предоставления, ответственности за их несоблюдение. Действующие законы не отвечают в полной мере потребностям граждан, нуждаются в обновлении, а зачастую в пересмотре с учетом сложившейся правоприменительной практики в государстве по организации и предоставлению ритуальных услуг.
Существует необходимость принятия нового закона, главной целью которого должно стать упорядочении ситуации в сфере ритуальных услуг, а также выведение его на правовой уровень. Необходимо признать, что существование теневого рынка в ритуальной отрасли обусловлено обострением конкурентной борьбы в этой специфической сфере предпринимательства. В свою очередь, поскольку такие услуги недостаточно контролируются со стороны правоохранительных органов, они довольно часто связаны с нарушениями действующего законодательства, в том числе и уголовного.
Причин сложившегося положения дел несколько:
- перенасыщение рынка ритуальных услуг;
- отсутствие добросовестной конкуренции среди предприятий ритуальных услуг;
- недобросовестность работников ритуальных предприятий,
паразитирующих на чувствах родственников усопших;
- зачастую, в сфере оказания ритуальных услуг работают люди с клеймом социального аутсайдерства, что на бытовом языке называется, - неудачники;
- на рынке ритуальных услуг (особенно в больших городах с населением более, чем 1 млн. человек) наблюдается серьёзное обострение конкурентной борьбы;
- нельзя забывать о незаконной трансплантологии, которая процветает во всём мире и непосредственно связана с ритуальными услугами;
- злоупотребления работников ритуальных предприятий часто связаны с вовлечением в незаконную деятельность медицинских работников и полицейских, которые первыми узнают о смерти человека;
- в России традиционные способы захоронения (погребение тела в могилу) уже сегодня не обеспечены приспособленными для этого территориями, из-за чего возникает спекулятивная торговля участками под захоронения;
- привлечение к ответственности работников ритуальных предприятий бывает довольно трудно из-за принципиального несовершенства законодательства (невозможно придумать закон, карающий за чёрствость).
Учитывая, в каком положении находятся близкие родственники умершего, государство предлагает свою помощь и поддержку. Они выражаются либо в выплате денежной суммы, либо вместо выплаты пособия на погребение может предоставляться комплекс услуг на безвозмездной основе. Согласно пункту 3 Указа Президента РФ от 29.05.1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан по предоставлению услуг по погребению умерших», специализированные службы по вопросам похоронного дела обязаны оказывать на безвозмездной основе услуги по погребению, предусмотренные статьей 9 35
Федерального закона от 12.01.1996. № 8 (ред. от 07.03.2018 г. № 56-ФЗ) «О погребении и похоронном деле». На практике же все обстоит немного иначе. На безвозмездной основе оформляются только документы, необходимые для погребения.
В соответствии с положениями, гражданам, взявшим на себя обязанности по погребению умершего, гарантированы по их выбору либо определенный перечень ритуальных услуг, предоставляемых на безвозмездной основе за счет государства, либо пособие на погребение, целью которого является возмещение понесенных расходов, лицам, осуществляющим погребение. Согласно статистическим данным Пенсионного фонда Российской Федерации, 42,9 млн. населения составляют лица пожилого возраста, 572 млрд. рублей было направлено на выплату социальный услуг, относящихся к компетенции фонда, а непосредственно 8 млрд. рублей за 2017 год были выплачены населению согласно социальному пособию на погребение. На сегодняшний день, сумма по пособию на погребение составляет 5947,46 рублей (см. Приложение В), в то время как минимальная стоимость ритуальных услуг составляет в несколько раз больше данной суммы. И лицам, взявшим на себя обязанности по погребению умершего, приходится за все платить из своих собственных средств.
Таким образом, сфера похоронного обслуживания в современной Российской Федерации является важным элементом рыночной системы хозяйствования, имеющей свои особенности и нормы, что обуславливает выделение отрасли погребения как самостоятельный вид деятельности, подразумевая разработку комплекса мер по развитию в тесной связи федеральных органов и муниципалитета субъектов Российской Федерации. В настоящее время ритуальная сфера в РФ законодательно не контролируется надлежащим образом.
На сегодняшний день в Российской Федерации организация похорон осуществляется органами местного самоуправления субъектов РФ. Все необходимые услуги по погребению осуществляют специализированные службы по решению вопросов похоронного дела, которые создаются органами местного самоуправления. Нельзя не забывать о том, что в современном действующем законодательстве, регулирующем отношения по оказанию ритуальных услуг, отсутствует системное правовое регулирование данных отношений, что затрудняет формирование правовых основ рынка ритуальных услуг. Существующие нормативные акты, непосредственно затрагивающие эту сферу деятельности, не содержат четко прописанные нормативные показатели содержания и объема, надлежащего качества и безопасности ритуальных услуг, гарантий и способов их предоставления, ответственности за их несоблюдение. Действующие законы не отвечают в полной мере потребностям граждан, нуждаются в обновлении, а зачастую в пересмотре с учетом сложившейся правоприменительной практики в государстве по организации и предоставлению ритуальных услуг.
Существует необходимость принятия нового закона, главной целью которого должно стать упорядочении ситуации в сфере ритуальных услуг, а также выведение его на правовой уровень. Необходимо признать, что существование теневого рынка в ритуальной отрасли обусловлено обострением конкурентной борьбы в этой специфической сфере предпринимательства. В свою очередь, поскольку такие услуги недостаточно контролируются со стороны правоохранительных органов, они довольно часто связаны с нарушениями действующего законодательства, в том числе и уголовного.
Причин сложившегося положения дел несколько:
- перенасыщение рынка ритуальных услуг;
- отсутствие добросовестной конкуренции среди предприятий ритуальных услуг;
- недобросовестность работников ритуальных предприятий,
паразитирующих на чувствах родственников усопших;
- зачастую, в сфере оказания ритуальных услуг работают люди с клеймом социального аутсайдерства, что на бытовом языке называется, - неудачники;
- на рынке ритуальных услуг (особенно в больших городах с населением более, чем 1 млн. человек) наблюдается серьёзное обострение конкурентной борьбы;
- нельзя забывать о незаконной трансплантологии, которая процветает во всём мире и непосредственно связана с ритуальными услугами;
- злоупотребления работников ритуальных предприятий часто связаны с вовлечением в незаконную деятельность медицинских работников и полицейских, которые первыми узнают о смерти человека;
- в России традиционные способы захоронения (погребение тела в могилу) уже сегодня не обеспечены приспособленными для этого территориями, из-за чего возникает спекулятивная торговля участками под захоронения;
- привлечение к ответственности работников ритуальных предприятий бывает довольно трудно из-за принципиального несовершенства законодательства (невозможно придумать закон, карающий за чёрствость).
Учитывая, в каком положении находятся близкие родственники умершего, государство предлагает свою помощь и поддержку. Они выражаются либо в выплате денежной суммы, либо вместо выплаты пособия на погребение может предоставляться комплекс услуг на безвозмездной основе. Согласно пункту 3 Указа Президента РФ от 29.05.1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан по предоставлению услуг по погребению умерших», специализированные службы по вопросам похоронного дела обязаны оказывать на безвозмездной основе услуги по погребению, предусмотренные статьей 9 35
Федерального закона от 12.01.1996. № 8 (ред. от 07.03.2018 г. № 56-ФЗ) «О погребении и похоронном деле». На практике же все обстоит немного иначе. На безвозмездной основе оформляются только документы, необходимые для погребения.
В соответствии с положениями, гражданам, взявшим на себя обязанности по погребению умершего, гарантированы по их выбору либо определенный перечень ритуальных услуг, предоставляемых на безвозмездной основе за счет государства, либо пособие на погребение, целью которого является возмещение понесенных расходов, лицам, осуществляющим погребение. Согласно статистическим данным Пенсионного фонда Российской Федерации, 42,9 млн. населения составляют лица пожилого возраста, 572 млрд. рублей было направлено на выплату социальный услуг, относящихся к компетенции фонда, а непосредственно 8 млрд. рублей за 2017 год были выплачены населению согласно социальному пособию на погребение. На сегодняшний день, сумма по пособию на погребение составляет 5947,46 рублей (см. Приложение В), в то время как минимальная стоимость ритуальных услуг составляет в несколько раз больше данной суммы. И лицам, взявшим на себя обязанности по погребению умершего, приходится за все платить из своих собственных средств.
Таким образом, сфера похоронного обслуживания в современной Российской Федерации является важным элементом рыночной системы хозяйствования, имеющей свои особенности и нормы, что обуславливает выделение отрасли погребения как самостоятельный вид деятельности, подразумевая разработку комплекса мер по развитию в тесной связи федеральных органов и муниципалитета субъектов Российской Федерации. В настоящее время ритуальная сфера в РФ законодательно не контролируется надлежащим образом.



