Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности интегральной индивидуальности человека в связи с различными группами крови

Работа №7407

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы170стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
686
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4 Глава 1. Целостная индивидуальность как предмет психологического исследования 8
1.1. Методологические и теоретические предпосылки целостного познания человека 8
1.2. Современное состояние комплексного междисциплинарного подхода к человеку в психологии 19
1.3. Интегральное исследование индивидуальности в школе В.С.
Мерлина 30
1.3.1. Человек как интегральная индивидуальность 30
1.3.2. Психологические исследования взаимосвязей свойств уровня организма со свойствами вышележащих уровней 33
1.4. Человек как носитель группы крови 49
1.4.1. Понятие групп крови системы АВО 49
1.4.2. Психологические исследования в связи с группой крови 54
1.5. Постановка проблемы, общие и частные гипотезы, задачи исследования 57
Глава 2. Организация и методики исследования 61
2.1. Организация исследования и характеристика испытуемых 61
2.2. Методики 61
2.2.1. Методика исследования групп крови 63
2.2.2. Методики исследования свойств нервной системы 63
2.2.3. Методики исследования свойств темперамента 64
2.2.4. Методики исследования свойств личности 65
2.2.5. Методики исследования социально-психологических свойств 66 Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 68
3.1. Результаты исследования групп крови 68
3.2. Результаты исследования различий в свойствах интегральной 70

индивидуальности у представителей различных групп крови
3.3. Результаты исследования особенностей структуры интегральной индивидуальности у представителей различных групп крови 84
3.4. Гендерные различия в структуре интегральной индивидуальности в связи с группой крови и их обсуждение 115
Общие выводы 144 Литература 145 Приложения 165




Современный период развития наук о человеке характеризуется все увеличивающимся объемом знаний о человеке как существе биологическом и социальном. Тем не менее, феномен человека может быть понят и объяснен только через рассмотрение его как целостной качественно своеобразной структуры, являющейся одним из многочисленных звеньев в общей системе природы нашей планеты, которая в свою очередь представляет собой звено в целостной структуре Вселенной. Эта идея целостности была основополагающей идеей натурфилософских концепций наивных материалистов древности, но впоследствии по мере накопления знаний и неизбежной дифференциации наук была забыта. На нынешнем этапе излишняя специализация и обособленность отдельных наук о человеке становится тормозом не только в развитии человекознания в целом, но и в развитии отдельных областей знаний о человеке. Вот почему так важно целостное изучение человека как биолого-социального единства. Кроме того, на сегодняшний день является хорошо изученной встроенность в систему индивидуальности конституциональных, физиологических, личностных и социально-психологических свойств, в то время как практически отсутствуют исследования соотношения биохимических свойств со всеми вышеперечисленными свойствами индивидуальности.
Актуальность исследования определяется возрастающей потребностью общества в комплексном изучении человека, выявлении взаимосвязей свойств всех уровней его организации, особенно малоизученных взаимосвязей свойств биохимического уровня со свойствами вышележащих уровней индивидуальности.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в русле теории интегральной индивидуальности экспериментальным путем производится изучение взаимосвязей свойств биохимического уровня со свойствами вышележащих уровней, а также в попытке системного изучения взаимосвязей группы крови и особенностей индивидуальности.

5
Теоретическое значение исследования заключается в расширении представлений о нижних уровнях интегральной индивидуальности и их взаимосвязях со свойствами вышележащих уровней. В исследовании получены новые данные в решении проблемы взаимосвязанности группы крови и разноуровневых свойств индивидуальности. Эти результаты уточняют и конкретизируют имеющиеся в литературе представления о структуре индивидуальности у представителей различных групп крови. Работа продолжает линию системного исследования индивидуальности в русле дальнейшего развития учения об интегральной индивидуальности человека.
Объектом исследования является интегральная индивидуальность студентов с различными группами крови.
Предмет исследования - особенности взаимосвязей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности представителей различных групп крови.
Цель - определение особенностей взаимосвязей различных характеристик индивидуальности у представителей различных групп крови.
Общая гипотеза: Представители каждой из групп крови системы АВО характеризуются специфическим характером взаимосвязей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности
На основании общей гипотезы были сформулированы частные исследовательские гипотезы:
1. Представители различных групп крови достоверно значимо различаются по ряду индивидуальных свойств
2. Структура интегральной индивидуальности специфична у представителей различных групп крови
3. Существуют гендерные особенности в степени выраженности разноуровневых индивидуальных свойств и характере взаимосвязей между ними в связи с различными группами крови

6
Исследовательские гипотезы определили следующие эмпирические задачи исследования:
1. Экспериментально выявить и сформировать репрезентативные выборки представителей каждой из четырех групп крови системы АВО
2. Эмпирически выявить различия в свойствах интегральной индивидуальности у носителей различных группы крови
3. Эмпирически выявить особенности структуры интегральной индивидуальности у носителей различных групп крови
4. Эмпирически выявить гендерные особенности разноуровневых свойств и структуры интегральной индивидуальности у носителей различных групп крови
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на
• международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология XXI века» (г. Санкт-Петербург, 2003),
• региональных научных конференциях «Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии» (г. Пермь, 2000); «XVIII, XIX Мерлинские чтения» (г. Пермь, 2003, 2004); «Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире» (г. Магнитогорск, 2004).
Результаты исследования были опубликованы:
• Вяткин Б.А., Ротманова Н.В. Взаимосвязь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности и ее структуры с группой крови. // Вестник ПГПУ. Серия 1 - Психология. - № 1-2 - 2004 - С. 11-23
• Ротманова Н.В. Особенности личности студентов с различной группой крови // Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире. Магнитогорск, 2004. С. 107-111
• Ротманова Н.В. Особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови // Материалы региональной научно¬практической конференции, посвященной вопросам межведомственного

7
взаимодействия службы практической психологии «XIX Мерлинские чтения», Пермь, 2004, С. 68-69
• Ротманова Н.В. Особенности интегральной индивидуальности у представителей различных групп крови // Психология. Пермь. - № 5 - 2004 - С. 2-6
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 170 страницах машинописного текста. Список литературы насчитывает 258 наименования, из которых 46 на иностранных языках.
Работа продолжает линию системного исследования индивидуальности человека, которая проводится в русле дальнейшего развития теории интегральной индивидуальности в Пермской психологической школе. Положения, выносимые на защиту:
1. Представители различных групп крови достоверно значимо различаются по некоторым психологическим свойствам.
2. Существующие взаимосвязи между группой крови и параметрами интегральной индивидуальности имеют сложный, не прямолинейный характер
3. Группа крови оказывает статистически значимые эффекты на ряд индивидуальных свойств
4. Структура интегральной индивидуальности включает как общие для всех людей, так и индивидуальные для представителей различных групп крови особенности взаимосвязей разноуровневых свойств
5. Свойства и структуры интегральной индивидуальности в связи с различными группами крови имеют гендерную специфику


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог изучения гендерных различий у представителей различных групп крови можно выделить следующие закономерности:
Свойства интегральной индивидуальности достоверно значимо различаются в зависимости от пола у представителей различных групп крови.
Выявившиеся статистически достоверные различия имеют свои специфические особенности у представителей различных групп крови в логике теории интегральной индивидуальности. Так, различия на уровне нейродинамических свойств выявились лишь у представителей третьей группы крови, на уровне социально-психологических свойств - у представителей первой группы крови. Различия в свойствах личности выявились у юношей и девушек всех групп крови, а различий на уровне психодинамических свойств не было выявлено ни в одной выборке.
Наблюдается лишь незначительное количество расхождений между мужчинами и женщинами по абсолютной выраженности свойств интегральной индивидуальности в зависимости от группы крови. Так, представительницы второй, третьей и четвертой групп крови более фрустрированны, нежели их коллеги мужского пола, девушкам первой группы крови присуща меньшая эмоциональная устойчивость и интернальность в семейных отношениях, по сравнению с юношами той же группы. У мужчин третьей группы крови более выражена сила процесса торможения, а у мужчин четвертой группы крови - слабость самосознания и жесткость в обращении. Фактически все выявленные различия вписываются в общепринятые стереотипы женского и мужского поведения, описывая лишь специфичность его у обладателей различных групп крови.
Группы крови и пол оказывают статистически значимый совокупный эффект только на такое свойство психодинамического уровня, как психотизм
Взаимосвязи разноуровневых свойств у представителей различных групп крови существенно различаются в мужских и женских подвыборках, при этом наименьшее количество уникальных взаимосвязей наблюдается у

143
юношей, имеющих вторую группу крови. Структурные акценты смещены у девушек с первой и четвертой группами крови в сторону взаимосвязей свойств нейродинамического и психодинамического, психодинамического и личностного уровней; у девушек со второй и третьей группами крови и у юношей с первой, второй и четвертой группами крови - в сторону взаимосвязей свойств психодинамического и личностного, личностного и социально-психологического уровней;
Во всех выборках по группе крови системы АВО из 4х значимых факторов в мужской и женской выборках выделилось по два (первая и третья группы крови) или три (вторая и четвертая группы крови) сходных фактора, с небольшими отличиями описывающих проявления темпераментальных свойств. В целом, отличия женских выборок от мужских заключается на уровне данных факторов в большей включенности в данные факторы свойств личностного и социально-психологического уровней. Различающиеся факторы описывают манипулятивный тип реагирования на стресс у девушек с первой группой крови; зависимо-фрустрированную модель поведения у мужчин и эмоциональную устойчивость у девушек со второй группой крови; интернальность у мужчин с третьей группой крови; проявления формально¬динамических свойств для психомоторного типа взаимодействия у мужчин и экстернальность у женщин с четвертой группой крови.



1. Представители различных групп крови достоверно значимо различаются по ряду психологических свойств
2. Существующие взаимосвязи между группой крови и параметрами интегральной индивидуальности имеют сложный, не прямолинейный характер
3. Наибольшие различия у представителей различных групп крови наблюдаются в свойствах психодинамического и личностного уровней интегральной индивидуальности
4. Группа крови оказывает статистически значимые эффекты на некоторые свойства нейродинамического, личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности
5. Структура интегральной индивидуальности специфична у представителей различных групп крови
6. Наблюдаются тенденции к различным - положительным или отрицательным - взаимосвязям разноуровневых свойств интегральной индивидуальности у представителей различных групп крови
7. Представителей четвертой группы крови отличает менее тесная взаимосвязанность разноуровневых свойств интегральной индивидуальности по сравнению с представителями всех других групп крови.
8. Факторные структуры интегральной индивидуальности представителей различных групп крови включают как общие для всех людей, так и индивидуальные для представителей различных групп крови факторы
9. Свойства и структуры интегральной индивидуальности в связи с различными группами крови имеют гендерную специфику
Таким образом, полученные результаты экспериментально
поддерживают выдвинутые в начале исследования гипотезы о взаимосвязях
группы крови со свойствами и структурой интегральной индивидуальности.

145
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенк Г. Структура личности. С.-Пб.: Ювента. М.: КСП+, 1999. 464 с.
2. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. М.: Наука, 1995, 678 с.
3. Александер Ф., Селесник Ш. Психосоматический подход в медицине // Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья. / сост. К.В. Селеченок - Мн.:Харвест, М.: АСТ, 2000, 640 с. - С.129-152
4. Акинщикова Г.И. Телосложение и реактивность организма человека. Л.:изд-во ЛГУ, 1969, 91 с.
5. Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977, 160 с.
6. Акинщикова Г.И. Исследование связей морфологического типа и физиологических особенностей человека // Человек и общество. Л., 1966. Вып. 1, С. 145-150
7. Аль-Акур С.М. Особенности структур интегральной индивидуальности у экстравертированных и интровертированных студентов гуманитарных ВУЗов. // Дис. ... канд. псих. наук. Пятигорск, 1999
8. Аминев Г. А. Спектральные характеристики годичных ритмов психофизиологических свойств индивидуальности // Дис. . канд. псих. наук. Уфа, 1985
9. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии, 1988, 5 выпуск. С. 71-77.
10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2х т. М.: Педагогика, 1980
11. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.-Воронеж,
1996, с. 347
12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.

146
13. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 752 с.
14. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.:Медицина, 1968. 548 с.
15. Аптер М. Дж. Теория реверсивности и человеческая активность // Вопросы психологии. 1987. №1. С.162-199.
16. Арапова Э.А. Целостность человека: от Фрейда к Фрому. // Дис. ... канд. филос. наук. Москва, 2002
17. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.П. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопросы философии - 1993 - № 5 - С. 42-57
18. Асмолов А.Г. XXI век: Психология в век психологии. // Вопросы психологии - 1999 - № 1 - С. 3-13
19. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал - 1984 - Т. 5 - № 3 - С. 152-162
20. Базилевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М: РАН, 1998, 248 с.
21. Барабанщиков В.А. Системность и отражение // Вопросы психологии
- 2002 - №6 - С. 113-127
22. Барашнев Ю.И. Наследственность и здоровье. М: Знание, 1976, 96 с.
23. Бауэр Э. Теоретическая биология. - М.-Л.: ВИЗМ, 1935. 146 с.
24. Белоус В.В. Опыт разработки интегративной психологии развития // Вопросы психологии - 1998 - №2 - С. 3-10
25. Беляева О.В. Философские аспекты проблемы личностной идентичности // Философия психологии: возвращение к истокам. -М., 2001. С. 66-88.
26. Берн Ш. Гендерная психология - С.Пб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001¬320 с.
27. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. - М.-Л., 1928. 257 с.

147
28. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1986 - 235 с.
29. Богданова Н. Группы крови: индивидуальная программа жизни. СПб: Невский проспект, 2002, 160 с.
30. Бочков Н.П. Генетика человека. М.: Медицина, 1978 - 377 с.
31. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия мозга. - М.: Медицина, 1981. 287 с.
32. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. № 5, 1997. С. 42-67.
33. Брушлинский А.В. Психология индивидуального и группового субъекта. М: ПЕР СЭ, 2002, 368 с.
34. Бубнов Ю.М. Кровь и наследственность. М.: Знание, 1976, 164 с.
35. Булаева К.В. Популяционно-генетический подход к изучению некоторых аспектов поведения человека // Успехи современной генетики / под ред. Н.П. Дубинина. М.: Наука, 1985г., 290 с., С. 245¬274
36. Бунок В.В., Нестурх М.Ф., Рогинский Я.Я. Анропология М: Издательство наркомпроса, 1941, 390 с.
37. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Научная думка - 1989 - 200 с.
38. Бышевский А.Ш., Кожевников В.Н. Свертываемость крови при реакции напряжения. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1986, 170с.
39. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. М.- СПб., 2002, 605 с.
40. Вальверде К. Философская антропология. М., 2000. 410 с.
41. Васильева Т.С. Химические предпосылки психического. // Природа психического: тезисы докладов. Пермь, 1994, 156 с., С. 34-37
42. Васецкий С.Г. Генетика и наследственность. М: Мир, 1987, 300с.
43. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.1. ЛГУ, 1974. С. 333.
44. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.З. ЛГУ, 1981. С. 323.

148
45. Волков В.Т., Стрелис А.К., Караваева Е.В., Тетенев Ф.Ф. Личность пациента и болезнь. Томск: Сиб. Мед. Инст., 1995 - 328 с.
46. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь: ПГПУ, 2000 - 179 с.
47. Вяткин Б. А Стили активности как фактор развития интегральной индивидуальности. // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь. 1992. С. 36-55
48. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы. // Психологический журнал.1997. Т.18. №3. С. 126-141
49. Вудс Р. Биохимическая генетика. М: Мир, 1982, 128 с.
50. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. ЛГУ, 1984. 183 с.
51. Геодакян В.А. О структуре самовоспроизводящихся систем // В кн.: Раз-витие концепции структурных уровней в биологии. - М., 1972. С. 187-194.
52. Герасимов В.П. Индивидуальность в системной парадигме. Бийск: НИЦ БПГУ, 2003, 366 с.
53. Германов В.А. Клиническая гемостазиология - новое, междисциплинарное направление советской медицины // Система гемостаза в норем и патологии / под ред. В.А. Германова. Куйбышев: КМИ, 1977. 135 с., С. 5 - 19
54. Гилевич И.М., Забара Е.А., Ипполитова М.В. Дети с отклонением в развитии. М.: Аквариум, 1997 - 129 с.
55. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к склонностям и способностям / Способности и склонности: комплексные исследоывания. М.: Педагогика, 1989. С. 7-21
56. Голубева Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии
- 1980 - № 4 - С. 23-37
57. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. 306 с.

149
58. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных свойств индивидуальных различий. // Вопросы психологии, № 3, 1983, с.16-21.
59. Головешкина О.В. Группа крови и болезни желудочно-кишечного тракта. М.: Медицина, 2003 г. 243 с.
60. Гольдберг Д.И. Очерки гематологии. Томск: ТКМИ, 1952, 232 с.
61. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1989, с. 358
62. Губко А.Т. Группы крови и типы нервной системы // Третий всесоюзный съезд общества психологов СССР: тезисы докладов. Том 1: общая психология и физиология / под ред. В.П. Зинченко. М.:МГУ, 1968, С. 257-258
63. Губачев Ю.М., Стабровский Е.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. Л.: Медицина, 1981. 315 с.
64. Гусев А.Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии. М.: УМК «Психология», 2000, 142 с.
65. Д’Адамо П., Уитни К. Кухня группы крови. Минск, 2002г., 302 с.
66. Данетт Л., Уотерс С.В. Генетические связи. СПб: Сова, 1996, 304с.
67. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М, 1993. с. 456
68. Дорфман Л.Я. Проблема целого и части в зарубежных системных исследованиях // Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология. 2000. № 1-2. С. 114-122
69. Дружинин В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. М-СП: Иматон, 2000. 232 с.
70. Дубинин Н.П., Шевченко Ю.Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М: Наука, 1976.
71. Дубинин Н.П. Общая генетика. М: Наука, 1986, 560 с.
72. Евтух Т.В. Взаимосвязь антропометрических, общефизиологических и нейродинамических характеристик со свойствами вышележащих уровней интегральной индивидуальности. Дисс. ... канд. псих. наук. Пермь, 2002

150
73. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997. 329 с.
74. Жадько Е.Г. Характер и группа крови. Психология по гемокодам. Д.: АПРО, 2003. 324 с.
75. Жуков В.В. Системное исследование характера нейропсиходинамической зависимости в структуре интегральной индивидуальности // Дис. ... канд. псих. наук. Пятигорск, 1999
76. Жуков-Вережников Н. Теория генетической информации. М: Мысль, 1966, 323 с.
77. Жучилин Л.И. Ген и признак: рекомбинация генов. Иркутск: ИГПИ, 1979, 103 с.
78. Завьялов А.В., Плотников В.В. О путях вовлечения психологии в практическую медицину // Психологический журнал, т.17 № 4, 1996, с. 126-133.
79. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002, 320с
80. Иоголевич Н.И. Особенности интегральной индивидуальности студентов в связи с профессиональным становлением и успешностью обучения. Дисс. ... канд. псих. наук. Пермь,1998.
81. Истошин Н.Г. Социально-медицинские аспекты здоровья современного человека // Дис. ... канд. социол. наук. Ростов-на- Дону, 1997
82. Кавецкий Р.Е. Реактивность организма и тип нервной системы. Киев: ИАНУССР, 1961 . 328 с.
83. Калюжная Р.А. Взаимодействие социальных и биологических факторов в формировании сердечно-сосудистой системы растущего организма // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека. Тезисы докладов Всесоюзного симпозиума. Пермь, 1982. С 60-61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ