Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие восприятия детей трех-четырех лет через творческую деятельность (Многопрофильная Академия непрерывного образования, Дошкольное образование)

Работа №74062

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы45
Год сдачи2021
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование с воспитанниками младшей группы, возраст детей (3 лет 7 месяцев – 3 лет 11 месяцев). Всего в исследовании принимали участие 10 дошкольников, среди них 5 девочек и 5 мальчиков.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть доклад и презентация к защите.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и психолого-педагогическая сущность развития восприятия 6
1.2. Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте 11
1.3. Изобразительная деятельность как фактор развития восприятия дошкольников 14
ГЛАВА 2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ 25
2.1. Реализация индивидуального подхода в организации изобразительной деятельности дошкольников 25
2.2. Комплексное использование разных видов изобразительной деятельности как средства развития восприятия дошкольников 29
ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
3.1. Описание диагностических методик 31
3.2. Проведение и результаты диагностики 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44



В последнее десятилетие большое внимание уделяется укреплению человеческого потенциала, подготовке молодого поколения не только к способности жить и работать в новых социально-экономических условиях, но и к постоянному самообразованию, мобильности и творчеству подходов к решению нетипичные проблемы в вашей сфере деятельности. И здесь важнейшим фактором становится развитие творческих способностей. Новая парадигма образования в настоящее время формируется новым ФГОС в дошкольном образовании, который провозглашает системное развитие творческих способностей.
Для развития творческих способностей наиболее благоприятным возрастом, по общему мнению, психологов и педагогов, считается младший дошкольный возраст. Это связано с тем, что именно в это время закладывалась психологическая основа творческой деятельности. Ребенок этого возраста умеет создавать новый узор, дизайн, образ, фантазию, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Изобразительная деятельность дошкольника имеет большое значение для развития восприятия. Рисование, лепка и аппликация - это виды визуальной деятельности, основной целью которых является образное отражение действительности. Визуальная деятельность - одна из самых интересных для дошкольников: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для разностороннего обучения дошкольников. Визуальная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И, как и любая познавательная деятельность, имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изобразить невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, сначала нужно его хорошо узнать, запомнить его форму, размер, дизайн, цвет, расположение деталей.
Проблема перцептивного развития уже достаточно изучена. Были задействованы отличные учителя. Исследования советских ученых -
Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, В. П. Зинченко и других - показывают психологический механизм формирования восприятия у дошкольников. Его суть кратко сводится к следующему: отношение видимых свойств объекта к имеющимся знаниям, опыт обеспечивает построение перцептивных образов. Его полнота и правильность зависят от владения стандартной системой, необходимой для изучения этого содержания, и способности соотносить его со свойствами объекта. [1]
Р.Г. Казакова и Н.П. Сакулина изучала организованное развитие восприятия предмета или явления природы на занятиях по творческой деятельности. В результате действия, которые ребенок использует при изучении предмета, он затем самостоятельно воспроизводит на рисунке.
Объект исследования - процесс развития восприятия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие восприятия дошкольников при творческой деятельности.
Цель исследования - выявить особенности развития восприятия дошкольников через творческую деятельность.
1. Опишите восприятие как умственный процесс.
2. Опишите восприятие детей дошкольного возраста.
3. Охарактеризуйте творческую деятельность как фактор развития восприятия у дошкольников.
4. Диагностировать уровень развития восприятия дошкольников на уроках творческой деятельности.
Гипотеза исследования состоит в том, что включение упражнений, направленных на развитие восприятия, в уроки изобразительного искусства улучшит восприятие цвета, формы, частей и целых предметов, сюжетных и графических рисунков у детей дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что:
- восприятие - это отражение в сознании внешних свойств предметов и явлений (цвета, формы, размера, веса и т. д.). В результате отражения свойств возникают целостные образы предметов, в которых свойства проявляются в их взаимосвязях и отношениях;
- восприятие - сложный и единый процесс, включающий в себя ряд ощущений, воспоминаний, мыслей;
- основными свойствами восприятия являются: объективность, целостность, структура, постоянство, значимость, апперцепция, активность;
- восприятие не врожденное, но активно развивается на протяжении всей жизни;
- восприятие ребенка проявляет ряд характеристик: незнание ребенка; его небольшой практический опыт; недостаточное умение выделить главное в воспринимаемом; Опущение многих деталей; ограниченная воспринимаемая информация. Со временем эти проблемы будут устранены, и в старшем возрасте восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого человека.
Проанализировав педагогический опыт по проблеме формирования восприятия дошкольников, мы пришли к выводу, что содержание и методы сенсорного воспитания основаны на ряде важных положений о сущности восприятия и его развитии у детей:
- ощущения и восприятия не являются пассивным зеркальным отображением качеств объекта или объекта в целом, а считаются особыми действиями анализаторов, направленных на изучение объекта и его характеристик; - развитие восприятия у ребенка рассматривается как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как и формирование под влиянием взрослых новых сенсорных способностей, не существовавших ранее;
- развитие восприятия происходит в процессе осмысленной деятельности: на первом году жизни оно связано с предметной деятельностью ребенка, а впоследствии и с более сложными видами деятельности. Развитие различных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает сенсорное развитие.
В сенсорном обучении наиболее удобными средствами развития являются различные виды творческой деятельности, при которых знания и представления об окружающем мире намеренно формируются посредством: специальных наблюдений, изучения предметов во время дидактических игр и др., управляющих восприятием ребенка. к определенным свойствам и качествам предметов.
С целью выявления уровня зрительного восприятия в творческой деятельности нами было проведено эмпирическое исследование с использованием методик «Какие предметы скрыты на рисунке», «Что забыл нарисовать художник?», «Дорисовывание кругов» (автор Т. С. Комарова).
Результаты проведенной серии диагностических методик позволяют сделать следующие выводы:
- в группе испытуемых представлены дошкольники с разным уровнем зрительного восприятия.
- в группе испытуемых преобладающими являются средний и низкий уровни развития восприятия
- дети с низким и допустимым уровнем развития зрительного восприятия нуждаются в проведении с ними специально организованной работы по развитию восприятия в творческой деятельности.



1. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 c.
2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
3. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2016. - 264 c.
4. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 c.
5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2017. - 460 c.
6. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.
7. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2016. - 200 c.
8. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2016. - 367 c.
9. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2017. - 567 c.
10. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c.
11. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2016. - 182 c.
12. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2017. - 583 c.
13. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 739 c.
14. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2017. - 2472 c.
15. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2016. - 304 c.
16. Гуревич, П.С. Политическая психология: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2017. - 565 c.
17. Деркач, А.А. Политическая психология: Учебник для бакалавров / А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев. - М.: Юрайт, 2016. - 591 c.
18. Шестопал, Е.Б. Политическая психология: Учебник для студентов вузов / Е.Б. Шестопал. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 342 c.
19. Андрэ, Н. Практическая психология цвета / Н. Андрэ, С. Некрасова. - М.: ПрофитСтайл, 2018. - 224 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ