Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка характеристик работы подчиненными во взаимосвязи со стилем взаимодействия руководителя и особенностями его самореализации

Работа №7405

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы192стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
588
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Организационная культура и самореализация личности руководителя как психологические феномены 11
1.1. Феномен самореализации личности 11
1.1.1. Представления о самореализации личности в зарубежных и отечественных психологических теориях 11
1.1.2. Самореализация как проявление активности 20
ф 1.1.3. Самореализация и карьера 31
1.2. Социально-психологический аспект руководства и стратегии самореализации 37
1.3. Психологические аспекты феномена организационной культуры 48
1.3.1. Определение понятия культура организации 48
1.3.2. Анализ структуры организационной культуры в различных подходах 50
1.3.3. Проектирование работ как элемент организационной культуры 54
Глава 2. Организация и методы исследования 60
0 2.1. Обоснование методологического подхода 60
2.2. Эмпирические методы исследования 66
2.2.1. Тест по оценке уровня самоактуализации личности (CAMOAJI) 66
2.2.2. Методика — модель креативных качеств личности (MKKJI) 69
2.2.3. Методика диагностики межличностных отношений (ДМО) 72
2.2.4. Методика оценки уровня притязаний руководителя (УП) 74
2.2.5. Методики определения стиля руководства и модели поведения руководителя 76
2.2.6. Методика оценки карьерных ориентаций Э. Шейна (КО) 79
Р 2.2.7. Опросник оценки характеристик работы 82
2.3. Математические методы проверки гипотез 84

Глава 3. Анализ результатов исследования оценки характеристик работы подчиненными во взаимосвязи со стилем взаимодействия руководителя и его особенностями самореализации 85
3.1. Особенности самореализации руководителей 85
3.1.1. Самореализация и особенности креативности 85
3.1.2. Особенности межличностных отношений руководителей 95
3.1.3. Особенности мотивационной сферы руководителей 99
3.2. Оценки характеристик работы подчиненными при различных особенностях самореализации руководителей 110
3.3. Особенности стиля взаимодействия руководителя с подчиненными ..118
3.4. Оценка характеристик работы в их социально-психологическом аспекте .‘ 133
3.5. Оценка характеристик работы и особенности самореализации у сотрудников разных типов банков 138
Заключение 144
Выводы 149
Список литературы 153
Приложения 162



В последние годы возрос интерес к культуре организаций. Это связано с осознанием того влияния, которое организационная культура оказывает на успехи организации. Культура - мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие. Исследования, проведенные в начале 80-х гг. XX века (Ouchi, 1981; D. Kennedy, 1982; Waterman, 1982) показали, что процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, которая формируется в результате продуманных усилий.
В нашей стране актуальность социально-психологических исследований организационной культуры определяется кардинальными изменениями в политической и социально-экономической сферах, влияющими на характер отношений между организацией и человеком, с одной стороны, и на особенности взаимоотношений между сотрудниками - с другой.
Так как организационная культура не имеет явного проявления, то ее сложно изучать. Однако, есть несколько устойчивых признаков, помогающих оценить слабые и сильные стороны, организационной культуры. Представление о ней дает и то, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, оценивают их, как взаимодействуют друг с другом. Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности, который можно проектировать [31, с. 385].
Проектирование - фактор эффективного выполнения работы, благодаря которому определяются индивидуальные задания и круг обязанностей каждого сотрудника. Проектирование работ следует понимать как продолжающийся динамичный процесс, так как по прошествии времени ожидания в отношении данной работы могут изменяться. Проектирование работ связано с проблемой качества трудовой жизни [19].

Скотт Д. Синком качество трудовой жизни называет среди показателей, способных отразить конечные результаты деятельности организации, обусловливающие ее культуру. Данный параметр отражает восприятие и оценку людьми условий труда и жизни в организации - удовлетворенность трудом, стимулированием, руководством, межличностными
взаимоотношениями, пребыванием в коллективе. Зная реальное положение по каждой характеристике, связав их между собой, можно сформировать профиль реальной организационной культуры.
Чаще всего в организациях формируется культура, которую определяет стиль взаимодействия руководителя с исполнителями, являющийся по сути средством процесса управления. Представление о взаимодействии в контексте нашей работы наполняется конкретным содержанием - это поведение и стиль руководства. В настоящее время в большей степени стиль понимается как способ самореализации в контексте деятельности. Основной сферой самореализации руководителя, прежде всего, является профессиональная, где возникают ситуации жизнедеятельности, в которых происходит взаимодействие с подчиненными.
Изучению особенностей самореализации руководителя как паттерна личностных проявлений, выражающихся в предпочтении конкретной формы взаимодействия с подчиненными, определяющих управленческие функции руководителя, которые включены в организационную культуру, а также определяют особенности этой культуры и оцениваются подчиненными как характеристики работы, посвящено данное диссертационное исследование.
Цель исследования: определение оценки характеристик работы подчиненными во взаимосвязи со стилем взаимодействия руководителя и обусловленности стиля взаимодействия особенностями самореализации руководителя.
В качестве гипотезы исследования были выдвинуты следующие предположения:

1. Оценка характеристик работы подчиненными будет иметь качественное своеобразие, как по содержательным характеристикам труда, так и по межличностным взаимоотношениям, которое определяется особенностями стиля взаимодействия руководителя;
2. Стиль взаимодействия руководителя с подчиненными определяют особенности его самореализации.
В соответствии с поставленной целью и в рамках выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Формирование теоретической базы исследования, включающей в себя рассмотрение проблемы самореализации и ее взаимосвязи с социально-психологическим аспектом руководства.
2. Проведение теоретического анализа проблемы организационной культуры, а также рассмотрение проектирования работ, как ее элемента.
3. Подбор и создание адекватных основной цели исследования психодиагностических методик.
4. Анализ особенностей самореализации руководителей.
5. Определение стиля взаимодействия руководителей во взаимосвязи с особенностями самореализации.
6. Исследование оценки характеристик работы подчиненными во взаимосвязи со стилем взаимодействия руководителя.
7. Проведение сравнительного анализа оценки характеристик работы и особенностей самореализации у сотрудников банков разного типа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Полученные результаты позволяют нам представить следующие выводы:
1. В результате аналитического обзора литературы и теоретического анализа проблемы было определено, что элементами организационной культуры являются выполняемые людьми работы; проектирование работ - способ, благодаря которому руководители определяют индивидуальное задание и круг обязанностей каждого работника; воспринимаемое содержание работы — это специфические черты трудовой активности и общая характеристика работы, в оценке производителя работы, восприятие содержания работы предшествует ее выполнению; социальная среда - основание, определяющее восприятие содержания работы и ее оценку; одно из условий социальной среды — стиль взаимодействия руководителя с подчиненными; руководитель проявляет себя во взаимодействии как личность, он самореализуется в процессе деятельности.
2. При коллегиальном стиле взаимодействия руководитель: во-первых, склонен к оперативному принятию решений (малосистемен, ориентирован на мотивацию к смене текущей деятельности); во-вторых, во взаимодействии с подчиненными в значительной степени ориентирован на собственное мнение (снижена общая предрасположенность к контактам, не зависим от мнения коллектива). Данный стиль руководства связан с высокой оценкой характеристик работы подчиненными по параметрам: содержательность труда, ответственность за результат труда, межличностные взаимоотношения
3. При директивном стиле взаимодействия руководитель, во-первых, уделяет внимание предварительной подготовке, планированию решений (системен, не имеет склонности к смене текущей деятельности, у него слабо выражен мотив гибкого реагирования); во-вторых, во взаимодействии, хотя и направлен на контакты, но все же от подчиненных несколько отдалён (не склонен брать на себя чужие обязанности, не имеет стремления к тесному сотрудничеству и дружелюбным отношениям, нет выраженной готовности

помогать окружающим). При этом стиле подчиненные низко оценивают содержательные характеристики своего труда (значимость заданий для организации, работу считают скучной, неприемлемой производительность труда, пиковую нагрузку работы в конце месяца).
4. При попустительском стиле взаимодействия руководитель разделяет ценности самоактуализирующейся личности. Слабо ориентирован на настоящее. Во взаимодействии с подчиненными проявляет гуманистическую направленность (искренен, непосредственен) и зависимость от них. При высокой оценке им сложности задания «пассивное невмешательство» снижается. Межличностные взаимоотношения в коллективе при данном стиле руководства подчиненные оценивают низко.
5. Для руководителя, ориентированного на человеческие отношения, важен как процесс деятельности, так и её результат, и для сохранения баланса между ними ему необходимо прилагать выраженное волевое усилие. Руководитель с данной ориентацией - импульсивный, недостаточно управляющий своими чувствами человек. Для руководителя, ориентированного на производство, в деятельности значим ее результат. Он разделяет. высшие ценности самоактуализирующейся личности. Во взаимодействии с подчиненными независим. *
6. Баланс ориентаций на отношения и на производство в управленческой позиции руководителю обеспечивают: выраженная установка на профессиональную компетентность и высокая креативность. Если баланса между ориентациями нет, то содержательные характеристики труда подчиненные оценивают низко (значимость заданий для организации, не используется разнообразие профессиональных навыков, работа скучная, не устраивают пределы планирования своей деятельности, неприемлемая производительность труда, пик нагрузки в конце месяца, нет полномочий участия в управлении,' снижена активность при выполнении заданий, не все индивидуальные ресурсы используются при выполнении заданий).

7. Особенности самореализации руководителей образуют две группы показателей. Первая группа обеспечивает руководителю взаимодействие с подчиненными и имеет взаимосвязи с особенностями межличностных отношений (зависимость, прямолинейность), с особенностями мотивационной сферы (ориентация в деятельности на результат либо на процесс), включает в себя - контактность, креативность и качества, определяющие гуманистическое отношение к человеку (взгляд на природу человека и ценности). Вторая группа обеспечивает руководителю отношение к себе и определяет особенности общего уровня самореализации, включает - аутосимпатию, потребность в познании, автономность, спонтанность. Интуитивность руководителя как одно из качеств принятия решений, с одной стороны, определяет низкий уровень его креативности руководителя, с другой - взаимосвязана с проявлением руководителем в межличностных отношениях прямолинейности, а в деятельности определяет ориентацию руководителя на результат.
8. Гуманистическое отношение руководителя к человеку связано с удовлетворенностью подчиненными межличностными взаимоотношениями и высокой ответственностью за результат труда (стремление высококачественно выполнять работу; ответственность за общий результат труда; учет мнения, способствующего принятию решений; реализация потенциала для высококачественного выполнения работы; присутствие самостоятельности в принятии решений; предоставление полномочий в организации деятельности).



1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.,
1980.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. - 297 с.
3. Акидинова И.А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа: Автореф.канд.псих.наук. СПб.,-
2000. - с.20
0 4. Алексеева Л.Ф. Активность личности: Автореф.доктор.псих.наук.
Новосибирск, 1996.-53с.
5. Алексеева Л.Ф. Психология активности личности. - Новосибирск, 1996.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. - 288.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998. - 376 с.
8. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М., 2000. - 264 с.
9. Анцыферова А.И. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу// Вопросы психологии. - 1973 9 №4. - с. 173-180.
10. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Тихомиров O.K. Возможности анализа уровня
• притязаний при применении компьютера// Вопросы психологии. 1992 № 1/2, с. 152-157.
11. БОДДИ Дэвид, Пэйтон Роберт. Основы менеджмента. - СПб., 1999. - 816 с.
12. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии// Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 1997. с. 38-46.
13. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер.с нем./ А. Бююль, П. Цефель. - СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. - 608с. М.Вахромов Е. Вершины жизни и пути их достижения// Прикладная
* психология и психоанализ. - 2001 №4. с. 18-23.
15.Волков И.П. [О стилях руководства]/ Организационная психология. - СПб.,
2001, с. 261-269.

154
1 б.Галажинский, Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Автореф. дис. д-ра психол. наук.- Барнаул: Барнаул, гос. пед. ун-т, 2002.- 43 с.
17. Галажинский Э.В. Клочко В.Е., Самореализация личности: системный взгляд. Издательство Томского университета. 1999
18. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации// Психологическая наука и образование. - 1998 №1. с. 93-100.
19. Гибсон Джеймс, Иванцевич Джон, Доннели Джеймс. Организации, поведение, структура, процессы: М., 2000. - 662 с.
20. Гончаров В.Н. Психология человека: Человек и его психические свойства. - СПб., 1996.
21. Горянина В.А. Психология общения. - М., 2002. - 416 с.
22. Гоффман Э. Представление себя другим// Современная зарубежная социальная психология. Тексты/ Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, JI.A. Петровской. - М., 1984.
23. Грачев А.А. Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности// Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. А.А. Головей, JI.A. Коротылевой. - СПб., 1999. с. 26-36.
24. Грачев А.А. Реализация личностной активности рабочего в производственных ситуациях жизнедеятельности/ Психология личности и образ жизни. М., - 1987. с. 41-45.
25. Грачев А.А. Терминальный образ в регуляции поведения человека// Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. А.А. Головей, J1.A. Коротылевой. - СПб., 2000. с. 75-85.
26. Дерманова И.Б., Коростылева JI.A. Некоторые аспекты феномена самореализации// Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. А.А. Крылова, JT.A. Коростылевой. - СПб., 1997. с. 20-37.
27. Джуэлл Линда. Индустриально-организационная психология. СПб., - 2001. - 720с.
28. Ершов А. Взгляд психолога на активность человека. - М., 1991.

155
29. Журавлев А.Л. [Параметры взаимодействия руководителя с коллективом]. Организационная психология. - СПб, 2001. с.285-287.
30. Журавлев А.Л. Взаимосвязь мотивационных предпочтений в современной трудовой деятельности // Психология работы с персоналом. - СПб, 2001. с. 211-213.
31.Занковский А.Н. Организационная психология, - М., 2000. - 648 с.
32. Ивашов А.Н., Е.В. Заика. Методы исследования коммуникативных установок личности//Вопросы психологии. 1991 №5, с. 162-166.
33. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб. Питер, 2000.
34. Ильин Е.П. Мотивация трудовой деятельности// Психология работы с персоналом. - СПб, 2001. с. 197-211.
35. Ионцева М.В. Стиль руководства как системно образующий фактор организационно-психологического климата: Автореф.канд.дис. - М., 1999.
36. Калина Н.Ф. Тест по оценке уровня самоактуализации личности// Маслоу А. Психология бытия. — Москва - Киев, 1997.
37. Кабрин В.И. Исследование самореализации в структуре коммуникативного мира: Автореф.канд.дис. - Л., 1987.
38. Камерон Ким, Куини Роберт. Диагностика и измерение организационной культуры — Санкт-Петербург, 2001. — 320 с. .
39. Князев В.Н. Методы управления мотивацией с целью повышения инициативы и ответственности // Психология работы с персоналом в трудах отчественных специалистов. - СПб, 2001. с. 225-229.
40. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М., 1978.
41. Кораблина Е.П. Становление личности женщины// Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 1997. с. 174-185.
42. Кораблина Е.П., Акидинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души. - СПб., 2001.

156
43. Коростылева JI.A. Особенности стратегий самореализации и стили человека// Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред.
А.А. Крылова, JI.A. Коростылевой. - СПб., 1994. с. 47-61.
44. Коростылева J1.A. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке// Психологические проблемы самореализации личности. — СПб.,
1997.
45. Коростылева JI.A. Психологические детерминанты самореализации личности// Психологические проблемы самореализации личности. — СПб.,
1997. с. 5-18, 19-33.
46. Коростылева JI.A. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. — СПб., 2000. — 292 с.
47. Костюк Г.С. Деятельность// Педагогическая энциклопедия. - М., 1974.
48. Коханов Е.Ф. Общение как взаимодействие социальных объктов// Менеджмент в России и за рубежом. - 2001 №5.
49. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М., 2000. - 472 с.
50. Краткий словарь по социологии/ Под редакцией Гвишиани Д.М., Лапина Н.И.: Политиздат, 1989.
51. Креативность менеджера: теоретико-акмеологический аспект/ Толмачев В.// Прикладная психология и психоанализ. 1998 №2. с. 16-22.
52. Крутиков Н.А. Социальный объект управления трудовой коллектив. — М., 1977.
53. Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии// Вестник университета. - 2000 - №1 (2).
54. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.Н. Межличностное общение. - СПб., 2002. С. 544.
55. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М., 1997.
56. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
57. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности// Основы теории речевой деятельности.-М., 1974.

157
58. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу// Вопросы психологии 1987 №3. с. 150-158.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ