Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Работа №74041

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы165
Год сдачи2017
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
392
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения саморегуляции и
самоопределения личности
1.1 Теоретические подходы к изучению самоопределения
личности
1.2 Понятие саморегуляции в отечественной и зарубежной психологии
1.3 Особенности профессионального самоопределения студентов 36
1.4 Стиль саморегуляции как ресурс профессионального самоопределения студентов
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение стиля саморегуляции как ресурса профессионального самоопределения будущих психологов
2.1 Организация и методы исследования 50
2.2 Результаты и их обсуждение 53
2.3 Программа развития стиля саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов ВУЗа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ 116

Актуальность. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отмечено, что возрастание роли человеческого капитала является одним из основных факторов экономического развития страны. Повышение человеческого капитала молодежи предполагает рост качества образования. Целью профессионального образования становится подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Новая цель, комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования, определяют необходимость поиска новых путей повышения эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов. В ответ на запрос общества, данная проблема становится предметом широкомасштабных психологических исследований многих научно-исследовательских институтов страны.
Один из путей решения данной проблемы - содействие эффективному профессиональному самоопределению студенческой молодежи. Ряд авторов в качестве центрального результата профессионального самоопределения на этапе обучения в ВУЗе выделяют формирование профессиональной идентичности (Т.В. Мищенко, Ю.П. Поваренков и др.). Однако профессиональная идентичность - это не только результат, но и процесс построения профессионального «Я». За этим процессом стоит мощная система саморегуляции, которая неразрывно также связана с когнитивными и эмоциональными составляющими (Г.И. Малейчук, А.В. Карпов и др.). Уровень сформированности системы осознанной саморегуляции деятельности рассматривается как фактор оптимизации и стабилизации процесса профессионального самоопределения на всех его этапах (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, Г.С. Прыгин и др.). Стоит подчеркнуть, что работа по целенаправленному формированию системы регуляции произвольной активности наиболее эффективна именно на этапе профессионального обучения, который характеризуется высокой интенсивностью профессионального самоопределения.
Анализ состояния разработанности проблемы исследования показывает, что психологическая наука располагает разнообразными концептуальными подходами к трактовке феномена «профессионального самоопределения»: социологический (О.В. Леднева, В.Т. Лисовский, О.В. Падалко и др.); профориентационный (Е.И. Головаха, А.Е. Голомшток, А.В. Карпов, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, П.А. Шавир и др.); жизнедеятельностный (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн и др.); профессионального развития (В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Л.М. Карнозова, М.М. Кашапов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Е. Орел, Ю.П. Поваренков, В.Ю. Шегурова, Д. Сьюпер и др.).
Психология саморегуляции богата фундаментальными и прикладными разработками отечественных психологов. При этом исследования опираются в первую очередь на концепцию осознанного регулирования деятельности человека О.А. Конопкина, в рамках которой активно изучаются различные аспекты индивидуальных особенностей саморегуляции: психические
состояния профессионально-ориентированной деятельности индивида (В.А. Ганзен, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова, О.А. Черникова и др.); теоретические и методологические аспекты регулирующей функции психических состояний (Г.Ш. Габдреева, В.А. Ганзен, Т.А. Немчин, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова и др.); саморегуляция психических состояний в профессиональной деятельности (Л.Г. Дикая, Б.В. Зейгарник, О.А. Конопкин, Р.С. Немов, В.И. Щедров и др.); стилевые особенности саморегуляции (К.М. Гуревич, Е.М. Коноз, В.И. Моросанова, В.И. Щедров и др.) и возрастные аспекты саморегуляции (Г.Ш. Габдреева, Ю.А. Миславский, А.К. Осницкий, А.О. Прохоров, Т.В. Сборцева и др.). Однако недостаточно изученным является аспект индивидуальных особенностей регуляции в учебно-профессиональной деятельности студентов. Существует необходимость в системных исследованиях, позволяющих выходить на уровни закономерностей и механизмов функционирования и развития психики. Ощутим недостаток практических наработок, учитывающих формат образовательного процесса современного ВУЗа. Все это определяет несомненную актуальность выбранной нами проблемы исследования.
Проблема: какова роль стиля саморегуляции в профессиональном самоопределении будущих психологов?
Объект: профессиональное самоопределение студентов-психологов.
Предмет: стиль саморегуляции как ресурс профессионального самоопределения будущих психологов.
Цель исследования: изучить психологические характеристики и взаимосвязи стиля саморегуляции и профессионального самоопределения студентов-психологов.
Гипотеза исследования: ресурсом профессионального самоопределения будущих психологов является продуктивный («независимый») стиль саморегуляции, характеризующийся: высоким уровнем сформированности элементов стиля саморегуляции «планирование», «программирование», «гибкость»; позитивным самоотношением; оптимальными эмоциональными затратами.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2) выявить инварианты стилевой саморегуляции в зависимости от уровня синдрома сгорания, самоотношения студентов-психологов;
3) разработать программу развития стиля саморегуляции учебно- профессиональной деятельности студентов.
Система методов, применяемых в исследовании, была определена его исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами как всего исследования, так и отдельных его этапов: метод теоретического исследования; эмпирические методы наблюдение, анкетирование, тестирование; качественная и количественная обработка результатов (описательная статистика, Н-критерий Краскела-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни, методы корреляционного анализа, критерий интегральных различий Колмогорова-Смирнова, множественный регрессионный анализ); интерпретационные методы (структурные). В качестве конкретного психодиагностического инструментария выступили методики: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой; опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко (в адаптации В.В. Кустовой); методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева; авторская анкета «Я и моя профессия».
Теоретико-методологической основой работы являются субъектно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Е.А. Климов и др.); системный подход (Б.Ф. Ломов); концепция системогенеза профессиональной деятельности, разработанная В.Д. Шадриковым и развиваемая его последователями (Н.П. Ансимова, А.В. Карпов, М.М. Кашапов, Н.В. Нижегородцева, В.Е. Орел, Ю.П. Поваренков, Л.Ю. Субботина и др.); представления о функциональной структуре системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека (О.А. Конопкин), концепция индивидуального стиля саморегуляции В.И. Моросановой; теоретическая модель системы саморегуляции личности Ю.А. Миславского; регуляторно-синтетическая парадигма и теория интегральных процессов психической регуляции А.В. Карпова.
Базой исследования выступил факультет психологии Педагогического института Белгородского государственного университета (НИУ «БелГУ»). Исследованием было охвачено 70 студентов 3-5-х курсов в возрасте от 19 до 26 лет (средний возраст испытуемых - 21,5).
Теоретическая новизна работы заключается в дальнейшей разработке проблемы стиля саморегуляции студентов-психологов в контексте системогенетического подхода. В этом случае ключевым объектом для анализа выступает не стиль саморегуляции как психическое свойство, а субъект деятельности (студент), использующий определенную систему саморегуляции для решения актуальных на этапе профессионального обучения задач профессионального самоопределения и развития. В основу исследования профессионального самоопределения положена модель идентификации Ю.А. Миславского, Г.И. Малейчука и других. В работе эмпирически выявлены и теоретически обоснованы инварианты стилевой саморегуляции в зависимости от самоотношения, уровня синдрома сгорания студентов-психологов. Введена авторская типология стилей саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов с разным уровнем ресурсности. В русле теоретической модели системы саморегуляции личности Ю.А. Миславского прослежены механизмы формирования стиля саморегуляции учебно-профессиональной деятельности будущих психологов.
Практическая значимость заключается в разработке программы по развитию стиля саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов. Результаты исследования могут использоваться в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса высшей школы, служить основой для методических разработок и рекомендаций по развитию стиля саморегуляции деятельности студентов, разработки элективного курса «Психология саморегуляции». В целом полученные результаты способствуют повышению качества подготовки выпускников учреждений высшего профессионального образования.
Структура диссертации отражает общую логику исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 104 источников, 4 приложений. Текст диссертации иллюстрируют 5 таблиц и 17 рисунков. Общий объем работы составляет 116 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Новые цели и стратегические задачи, на которые направлено реформирование системы высшего образования, определяют необходимость поиска путей повышения эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов. В ответ на запрос общества, данная проблема становится предметом широкомасштабных психологических исследований. Один из путей решения данной проблемы - содействие эффективному профессиональному самоопределению студенческой молодежи. При этом в качестве важной психологической основы данного процесса, задающей необходимый уровень активности, самостоятельности и ответственности субъекта, может рассматриваться сформированная система саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов. Все это определяет несомненную актуальность выбранной нами проблемы исследования.
Целью исследования выступило изучение психологических характеристик и взаимосвязей стиля саморегуляции и профессионального самоопределения студентов-психологов.
В соответствии с первой задачей исследования, нами был проведен анализ литературы, раскрывающий теоретические подходы к изучению самоопределения личности, саморегуляции как психологического феномена, стиля саморегуляции.
Под саморегуляцией, вслед за психологами Конопкиным О.А., Моросановой В.И. и Осницким А.К., мы понимали процессы инициации и выдвижения субъектом целей активности, управление достижением этих целей, а под стилем саморегуляции учебной деятельности студентов - способ деятельности, который в зависимости от индивидуальных особенностей личности характеризуется автономностью или зависимостью при постановке учебных целей, их реализации и оценке полученных результатов. Профессиональное самоопределение рассматривалось нами как форма активности субъекта на всех этапах его профессионального становления и развития и, в частности, на этапе профессионального обучения, как процесс осознания своего места в профессиональной среде и целей своей профессиональной деятельности, направленный на разрешение возникающих противоречий и выбор предпочтительных перспектив профессионального развития.
В соответствии со второй задачей исследования, нами были эмпирически выявлены инварианты стилевой саморегуляции в зависимости от самоотношения, уровня синдрома сгорания студентов-психологов. В основу исследования профессионального самоопределения положена модель идентификации Ю.А. Миславского, Г.И. Малейчука и др.
На основе изучения уровня саморегуляции мы получили следующие данные: большинство студентов факультета психологии (57,20 %) имеют средний уровень сформированное™ саморегуляции, многие (27,20 %) обладают высоким уровнем саморегуляции и некоторые (15,80 %) низким уровнем саморегуляции. При этом ключевыми элементами стиля саморегуляции исследуемой выборки являются параметры «планирование», «программирование», «гибкость». Именно эти переменные определяют специфику профилей индивидуально-стилевой саморегуляции. Возможно, данные переменные окажутся наиболее чувствительными к специальному развивающему воздействию.
В ходе корреляционного анализа с помощью r-критерия Спирмена выявлено, что внутренняя структура стиля саморегуляции студентов с высоким общим уровнем саморегуляции отличается активной и позитивной включенностью всех параметров стиля, взаимоподкреплением, взаимокомпенсацией. Это обеспечивает высокую функциональность, эффективность стиля саморегуляции, автономность личности в постановке учебных целей, их реализации и оценке результатов.
Стиль саморегуляции зависит от уровня сформированности элементов саморегуляции. Анализ интеркорреляций, выполненный с помощью r- критерия Спирмена в группе студентов с высоким уровнем саморегуляции, позволил смоделировать систему внутренних связей стиля саморегуляции. Именно эта внутренняя структура связей - с активной и позитивной включенностью всех параметров стиля, взаимоподкреплением, взаимокомпенсацией - обеспечивает высокую функциональность, эффективность стиля саморегуляции, автономность личности в постановке учебных целей, их реализации и оценке результатов.
С помощью средств описательной статистики, методов выявления межгрупповых различий, корреляционного и регрессионного анализов в группах студентов с разным уровнем саморегуляции прослежены тенденции углубления симптомов синдрома сгорания «неудовлетворенность собой», «загнанность в клетку», «тревога и депрессия», «неадекватное эмоциональное реагирование», «расширение сферы экономии эмоций», «эмоциональный дефицит» одновременно со снижением эффективности саморегуляции.
Те же методы математической статистики позволили выявить нелинейные связи между уровнем саморегуляции и характеристиками самоотношения студентов. Так, повышение уровня саморегуляции ведет к снижению выраженности характеристик самоотношения «закрытость», «самопривязанность», «внутреняя конфликтность» и «уровень самообвинения»; позитивации «отраженного самоотношения», повышению «самоценности» и «самопринятия», способности к «саморуководству».
Материал, полученный в ходе регрессионного анализа, позволил нам выйти на новый уровень обобщения эмпирических данных - ввести авторскую типологию стилей саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов с разным уровнем ресурсности. Ресурсом профессионального самоопределения будущих психологов будет
являться продуктивный («независимый») стиль саморегуляции, характеризующийся: высоким уровнем сформированности элементов стиля саморегуляции «планирование», «программирование», «гибкость»; позитивным самоотношением (тесные прямые связи с характеристиками «самоценность», «самопринятие», «саморуководство»; тесные обратные связи - «закрытость», «самопривязанность», «внутренняя конфликтность»); оптимальным уровнем необходимых для эффективного профессионального самоопределения эмоциональных «затрат» (тесные обратные связи с симптомами синдрома сгорания «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворенность собой», «расширение сферы экономии эмоций», «эмоциональный дефицит»). Малопродуктивный «промежуточный» стиль саморегуляции характеризуется средним уровнем сформированности элементов стиля саморегуляции «планирование», «программирование», «гибкость»; избирательным самоотношением; повышенным уровнем необходимых для эффективного профессионального самоопределения эмоциональных «затрат». Низкопродуктивный «зависимый» стиль саморегуляции характеризуется обилие внешних (периферических) второстепенных связей с показателями силы - среднего и ниже среднего уровня; устойчивым негативным самоотношение (обратные связи с характеристиками «самоценность», «самопринятие», «саморуководство»; прямые связи связи - «закрытость», «самопривязанность», «внутренняя конфликтность»); повышенным уровнем эмоциональных «затрат» или отказом от деятельности, так как эмоциональные «затраты» слишком высоки (прямые связи с симптомами синдрома сгорания «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворенность собой», «расширение сферы экономии эмоций», «эмоциональный дефицит»).
В соответствии с третьей задачей исследования, на основе результатов магистерского исследования была разработана программа по развитию стиля саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов.
Таким образом, в данном исследовании были решены все поставленные задачи, достигнута цель, гипотеза подтверждена.
Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в разработке программы по развитию стиля саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов. Результаты исследования могут использоваться в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса высшей школы, служить основой для методических разработок и рекомендаций по развитию стиля саморегуляции деятельности студентов, разработки элективного курса «Психология саморегуляции». В целом полученные результаты способствуют повышению качества подготовки выпускников высшей школы.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в апробации предложенной коррекционно-развивающей программы, а также детальном изучении стиля саморегуляции научно-исследовательской деятельности как ресурса профессионального самоопределения студентов- психологов.



1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
2. Бильданова, В.Р. Приемы психологической саморегуляции в деятельности учителя / В.Р. Бильданова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Спецвыпуск №1. - С. 30.
3. Бодров, В.А. Проблемы профессионального психологического отбора / В.А. Бодров // Психологический журнал. - 1985. - Том 6. - №2. - С. 85-94.
4. Бодров, В.А. Профессиогенетический подход к проблеме формирования профессионала / В.А. Бодров // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова. - М.: Институт психологии РАН, Ярославль: ДИА-пресс, 2001. - С. 54-72.
5. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
6. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
7. Большой психологический словарь / Под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ, 2009. - 816 с.
8. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
9. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка / М.Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - № 3. - С. 21-28.
10. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного
самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-53.
11. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное
самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. - Киев: Наукова думка, 1998. - 144 с.
12. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника /
А.Е. Голомшток. - М.: Педагогика, 1986. - 112 с.
13. Демидова, Т.П. Психологическое сопровождение профессионально¬
личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: Учебное пособие / Т.П. Демидова. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО
«МОДЭК», 2006. - 112 с.
14. Дербенёва, Т.Н. Проблемы профессионального самоопределения
студентов профессионального образовательного учреждения / Т.Н. Дербенёва // Молодежь в меняющемся мире: вызовы современности. - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного
педагогического университета. - 2017. - С. 34-38.
15. Дьякова, Н.И. Влияние стиля саморегуляции поведения на
психологическое благополучие студентов-первокурсников / Н.И. Дьякова, А.А. Казанцева, И.А. Казанцева // ПЕДАГОГИКА И МЕДИЦИНА В СЛУЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКУ: материалы III-й Всероссийской научно¬практической конференции / Главный редактор С. Ю. Никулина. - Издательство: Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (Красноярск). - 2016. - С. 219 - 225.
16. Журавлев, В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы / В.И. Журавлев. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского Университета, 1972. - 200 с.
17.Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с.
18.Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие / Э.Ф. Зеер. - М.; Воронеж, 2003. - 479 с.
19.Зейгарник, Б.В. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е. Мазур // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 2. - С. 122-131.
20. Каганкевич, Е.В. Характеристики творческого мышления студентов в процессе профессионального самоопределения: Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2008. - 158 с.
21. Катаева, Л.И. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества / Л.И. Катаева, Т.А. Полозова // Мир психологии. - 2005. - № 1(41) - С. 147-156.
22. Кацеро, А. А. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии / А.А. Кацеро, А.В. Кобзарь // Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). - М.: Буки- Веди. - 2014. - С. 10-12.
23. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
24. Козловская, С.Н. Конфликты профессионального самоопределения
студентов в университете и пути их разрешения / С.Н. Козловская // Мир психологии. - 2005. - №2 (42) - С. 160-164.
25. Колодич, Е.Н. Возможности социально-психологического тренинга в процессе повышения эмоциональной устойчивости учащихся профессиональной школы / Е.Н. Колодич, И.М. Павлова // Мир психологии. - 1994. - № 4. - С. 364-370.
26. Конопкин, О.А. Недостаточность сформированности навыков
саморегуляции как одна из причин трудностей профессионального самоопределения учащихся / О.А. Конопкин // Профессиональная ориентация и обучение (теоретические и прикладные проблемы): Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. И.П. Воронина. - Ярославль: Изд-во ЯГПИ им. К.Д. Ушинского. - 1988. - С. 89-95.
27. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 128-135.
28. Конопкин, О.А. Психологическая саморегуляция произвольной
активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С. 5-12.
29. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. - М.: Ленанд, 2011. - 320 с.
30. Конопкин, О.А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 18-26.
31. Конопкин, О.А. Структурно-функциональный и содержательно¬
психологический аспекты осознанной саморегуляции / О.А. Конопкин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2. - № 1. - С. 27-42.
32. Королева, Т.В. Организационно-педагогическая модель сопровождения
профессионального самоопределения и проектирования
профессиональной карьеры обучающихся / Т.В. Королева // Вестник науки и образования северо-запада России. -
Издательство: Калининградское Региональное Отделение
Общероссийской Общественной Организации «Российская Инженерная Академия» (Гурьевск). - 2016. - Том 2. - № 2. - С. 84-90.
33. Кудрявцев, Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т.В. Кудрявцев, А.В. Сухарев // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 86-94.
34. Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. - 1983. - №2. - С. 51-59.
35. Кузнецов, И.Ю. Психологические особенности профессионального
самоопределения личности в разнотипных профессиях: автореф. дисс. на соиск. ученой степ. канд. психолог. наук. - М., 2002. - 24 с.
36. Кустова, В.В. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у
студентов-социальных педагогов: диссертация ... кандидата
психологических наук: 19.00.07. - Иркутск, 2007. - 166 с.
37. Леонова, А.Б. Основные теоретические подходы и методология
исследований психологического стресса / А.Б. Леонова // Трансактный анализ для всех. - 2006 [Электронный ресурс]. Системные требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.transactional-
analysis.ru/methods/191-stress.pdf (дата обращения: 5.03.15).
38. Леонтьев, Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С. 97-108.
39. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 57-65.
40. Леонтьев, Д.А. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Д.А. Леонтьев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 51-59.
41. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов / Под ред. В.А. Барабанщикова, А.В. Брушлинского. - М.: Педагогика, 1991. - 295 с.
42. Лукина, B.C. Исследование мотивации профессионального развития / В.С. Лукина // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 25-32.
43. Любимова, Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы
профессионального и личностного самоопределения студентов- психологов / Г.Ю. Любимова // Вестник МГУ. - 2001. - № 1. - С. 48-56.
44. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996.
- 308 с.
45. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности / Ю.А. Миславский // Вопросы психологии. - 1988. - № 3. - С.77-85.
46. Миславский, Ю.А. Соотношение профессионального самоопределения и трудовой активности сельских школьников / Ю.А. Миславский // Психологические закономерности профессионализации: Межвузовский сборник научных трудов. - Ярославль: Изд-во ЯГПИ им. К.Д. Ушинского.- 1991. - С. 82-95.
47. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 28-38.
48. Михайлов, И.В. Проблема профессиональной зрелости в работах Д.Е. Сьюпера / И.В. Михайлов // Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С. 110 - 112.
49. Мищенко, Т.В. Профессиональная идентичность как результат
профессионального самоопределения студентов / Т.В. Мищенко // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции 9-10 октября 2007 г. / Под ред. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: Канцлер, 2007. - С. 144-147.
50. Моросанова, В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей / В.И. Моросанова // Теоретическая и Экспериментальная психология. - 2014. - №4. - С. 57-65.
51. Моросанова, В.И. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и их связь с успешностью обучения /
В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев. - М., НИИ общей и педагогической психологии РАО, 1992. - 28 с.
52. Моросанова, В.И. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / В.И. Моросанова и др. / Под ред. В.И.
Моросановой. - М.: Психологический ин-т РАО, 2006. - 320 с.
53. Моросанова, В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В.И. Моросанова, Е.М. Коноз // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С. IIS- 127.
54. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.: АСТ-Хранитель; СПб.: Сова, 2008. - C. 141-157
55. Новгородская, В.А. Личностный ресурс студента вуза как детерминанта эффективного профессионального самоопределения: Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. - Сочи, 2012. - 232 с.
56.Овникян, М.В. Профессиональное самоопределение как основа
профессиональной идентичности личности / М.В. Овникян // Научное отражение. - Тольятти: Издательство ООО «НаукоПолис». - 2017. - № 1 (5). - С. 28-30.
57.Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 5-19.
58. Павлова, Е.А. К проблеме адаптации студентов первого курса к образовательной среде ВУЗа / Е.А. Павлова, Т.А. Севрюкова, А.О. Шарапов // «Общественная наука». - СПб: Изд. ЦНК МНИФ. - 2016. - С. 39-46.
59. Панкратов, А.Н. Саморегуляция психического здоровья / А.Н. Панкратов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 196 с.
60. Панов, В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы
одаренности / В.И. Панов // Прикладная психология. - 1998. - №3. - С.33¬48.
61. Пархоменко, Е.А. Особенности саморегуляции поведения юных
спортсменов в подростковом возрасте / Е.А. Пархоменко // Журнал «Физическая культура и спорт наука и практика». - 2013. - №1. - С. 43-46.
62. Пахомова, Е.А. Комплексная оценка качества профессионального
образования как фактор стимулирования профессионального самоопределения обучающихся / Е.А. Пахомова // НОВОЕ В
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. - М.:
Издательство Московского психолого-социального университета. - 2016.
- № 2. - С. 60-65.
63. Петровский, А.В. Индивидуальность, саморегуляция, гармония / А.В. Петровский // Московский психотерапевтический журнал. - 2008. - №1. -С. 64-90.
64. Поваренков, Ю.П. Влияние личностных качеств на результативность профессионального самоопределения студентов педагогического вуза Т.
3. / Ю.П. Поваренков, М.Г. Угарова // Психология XXI столетия. - Ярославль: МАПН. - 2006. - С. 85-90.
65. Поваренков, Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации
/ Ю.П. Поваренков // Психологические закономерности профессионализации: Межвузовский сборник научных трудов. -
Ярославль: Изд-во ЯЛТИ им. К.Д. Ушинского. - 1991. - С. 95-109.
66. Поваренков, Ю.П. Системогенетический анализ профессионального самоопределения личности / Ю.П. Поваренков // Ярославский психологический вестник. - Выпуск 18. - М.-Ярославль: Российское психологическое сообщество. - 2005. - С. 10-14.
67. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 20-33.
68. Попова, Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 25 с.
69. Практикум по психодиагностике: Прикладная психодиагностика / И.Ю. Белякова [и др.]. - М.: МГУ, 1992. - 48 с.
70. Прыгин, Г.С. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников / Г.С. Прыгин,
B. И. Степанский, В.П. Фарютин // Вопросы психологии. - 1987. - № 4. -C. 45-51.
71. Пряжников, Н.С. Проблема «психологических тылов» в
профессиональном самоопределении / Н.С. Пряжников // Прикладная психология. - 1998. - № 4. - С. 64-77.
72. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 256 с.
73. Пряжников, Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения : автореф. дисс. на соиск. ученой степ, доктора пед. наук. - Екатеринбург, 1995. - 32 с.
74. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Издательство СПб. Ун-та, 1991. - 152 с.
75. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно¬
методическое пособие / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 184 с.
76. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
77. Репецкий, Ю.А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых / Ю.А. Репецкий, И.Н. Семенов // Мир психологии. - 1999. - № 2. - С. 32-38.
78. Рубинштейн, С.Л. Основы обшей психологии: Учебное пособие для студентов вузов / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. - 705 с.
79. Садовникова, Н.О. Конфликт профессионального самоопределения и
профессиональный кризис личности как психологические барьеры профессионального развития / Н.О. Садовникова // Современные исследования социальных проблем. - Издательство: Общество с
ограниченной ответственностью «Научно-инновационный центр» (Красноярск). - 2016. - 10 (66). - С. 115-125.
80. Самоукина, Н.В. Проблема активности личности в профессиональном самоопределении (к построению развивающей профориентации) / Н.В. Самоукина // Психологические закономерности профессионализации: Межвузовский сборник научных трудов. - Ярославль: Изд-во ЖТ1И им.
К.Д.Ушинского. - 1991. - С. 109-124.
81. Сарычев, СВ. Социально-психологические проблемы личностного самоопределения современных старшеклассников / С.В. Сарычев, Ю. Лобков // Социальная психология XXI века / Под ред. В.В. Козлова. - Ярославль: МАПК. - 2004. - С. 184-186.
82. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие / В.Ф. Сафин. - Свердловск: Изд-во Свердл. пед. инст., 1986. - 142 с.
83. Словарь русского языка. В 4 т. Т.4. С-Я / Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: Русский язык, 1999. - 800 с.
84. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. - 284 с.
85. Тюнеева, Е.В. Особенности адаптации к ситуации болезни пациентов с
офтальмологической патологией / Е.В. Тюнеева // PsychoStep психологический шаг. - 2010 [Электронный ресурс]. Системные
требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: - URL:
http://psychostep.ru/literatura-po-psihilogii/otslojka-setchatki.pdf (дата
обращения: 12.03.15).
86. Улановская, Л.С. Диагностика структуры индивидуального стиля
саморегуляции психических состояний студентов: Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 30 с.
87. Фетискин, Н.П. Диагностика эмоционального выгорания личности
(В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 102 с.
88. Филимоненко, Ю.И. Показатели успешности психической саморегуляции / Ю.И. Филимоненко // Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. - 1982. - № 23. - С.78-80.
89. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1989. - 168 с.
90. Ходина, Т.К. Проблемы профессионального самоопределения
современных школьников / Т.К. Ходина // Профессиональный потенциал.
- 2002. - № 1. - С. 43-47.
91. Цветкова Н.А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала: автореф. дисс. на соиск. ученой степ. канд. психол. наук. - Ярославль, 2005. - 24 с.
92.Черенева, Е.А. Теоретические основы проблемы саморегуляции предметной деятельности и поведения / Е.А. Черенева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 5. - С. 7-11.
93.Чистякова, С.Н. Критерии и показатели готовности учащихся к профессиональному самоопределению на различных возрастных этапах / С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. - М.: Философия, 1997. - 189 с.
94.Чумаков, М.В. Опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ): Руководство / М.В. Чумаков. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2004. - 16 с.
95. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. - М.: Педагогика, 1981. - 96 с.
96. Шадриков, В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения / В.Д. Шадриков. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1981. - 72 с.
97. Шарапов, А.О. Введение в психологию самосознания личности профессионала: учеб. пособие / А.О. Шарапов. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2014. - 161 с.
98. Шарапов, А.О. Развитие профессионального самосознания практического психолога образования в процессе обучения в вузе: Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. - Белгород, 2000. - 205 с.
99. Шевкиева, Н.Б. Профилактика кризисов профессионального
самоопределения психологов на этапе вузовского обучения: Автореферат дисс. . канд. психол. наук. - Ставрополь, 2006. - 282 с.
100. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, практика, эксперимент: Учебное пособие / Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 600 с.
101. Шубина, Л.С. Психическая саморегуляция как средство адаптации к учительской профессии / Л.С. Шубина // Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе. - 1978. - С. 97-104.
102. Holland, Y.L. Explorations of a theory оf vocational choice / Y.L. Holland //
J. Appl. Psychol. - 1968. - N 1. - P. 52.
103. Super, D.E. Occupational psychology / D.E. Super, M.Y. Bahn. - L.: Tavistock, 1971. - 209 p.
104. Super, D.E. Vocational development: A Framework of Research / D.E. Super. - N.Y., 1957. - 391 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ