Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение возможностей деловой игры в развитии критического мышления у старших подростков 11
1.1. Понятие «критическое мышление» в психолого-педагогической
литературе 11
1.2. Особенности критического мышления у старших подростков 16
1.3. Возможности деловой игры в развитии критического мышления у
старших подростков 21
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию критического мышления у старших подростков в процессе деловой игры 29
2.1. Диагностика критического мышления у старших подростков 29
2.2. Реализация комплекса деловых игр, направленных на развитие
критического мышления у старших подростков 41
2.3. Эффективность реализации комплекса деловых игр, направленных на
развитие критического мышления у старших подростков 45
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 57
Заключение 60
Библиографический список 65
Приложение
Новые информационные технологии активно растут и развиваются, большой объём информации становится доступным, исходя из этого, можно сказать, что умения необходимые в современном обществе трансформируются. Людям необходимо уметь работать с информацией, а именно надо уметь обработать, проанализировать и оценить ее достоверность. Также, иметь способность и готовность оценивать ситуацию критически, но без предубеждения, стереотипов, разделять правду и ложь, без помощи других искать решение и защитить собственную достоверность информации стойкими аргументами.
Совокупность данных операций объединяется понятием «критическое мышление». Таким образом, в современном мире это качество необходимо развивать каждому.
Актуальность данной проблемы определена необходимостью общества в личности, которая имеет определённые качества мышления. Эта необходимость связана со стремлением к свободному обществу, которому нужна творческая, критически мыслящая личность. Так как свобода мышления предполагает критическую направленность, которая ориентирована на творческую и конструктивную деятельность. Поэтому качественной характеристикой мышления свободной личности является критическое мышление.
Об идеи развития критического мышления заговорили лишь в середине 90-х годов. К приверженцам развития критического мышления школьников относятся американцы Д. Халперн, Дж. Дьюи, Д. Клустер, а также и отечественные педагоги: А.В. Брушлинский, М.И. Станкин, Е.Д. Божович, Л.В. Занков и другие.
Одним из первых педагогов, кто выделил аналогию между условиями обучения и критическим мышлением, а также предложил развитие критического мышления, как одну из главных целей обучения в образовательной системе, был Джон Дьюи.
Социолог и философ У. Самнер утверждал о значимости критического мышления, как в образовании, так и в жизни и необходимости обучать детей критическому мышлению.
Психологи Дж. Браус и Д.Вуд определяют критическое мышление как разумное критическое мышление, которое уделяет большое внимание на решении того, во что верить и что делать.
Д. Халперн в своей работе «Психология критического мышления» определяет критическое мышление, как направленное мышление, т.е. оно имеет такие отличия как взвешенность, логичность и целенаправленность, его главное чертой является использование когнитивных навыков и способов, которые значительно увеличивают вероятность получения желаемого результата.
Ю. Ф. Гущин в своей методике «Тесты оценки критического мышления (КМ)» выделил ряд показателей критического мышления, характерные для старшего подросткового возраста.
Ж. Пиаже в своих исследованиях отмечал, что в старшем подростковом возрасте у детей наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления.
Современная педагогика выделяет одним из эффективных педагогических способов развития личности игровую форму учебно-познавательной деятельности.
Как установлено в психолого-педагогических исследованиях (И.Г.Абрамова, Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, М.В.Кларин, Д.Б. Эльконин и др.), деловая игра как форма урока и использование различных элементов игры на уроке способствуют развитию учебно-познавательной деятельности детей, критического мышления, повышают внимание, мобилизуют усилия, направленные на решение проблем, позволяют ребёнку ощутить чувство успеха и поверить в собственные силы.
Многие педагоги-психологи занимались исследованием деловой игры в образовательном процессе; стоит отметить работы, посвященные применению игры в педагогике как одного из способов обучения: И.Г. Абрамовой, З.В. Баянкиной, О.О. Жебровской, Д.Н. Кавтарадзе, М.В. Кларина, О.Н. Крыловой, Н.Я. Лернера, В.Н. Липника, З.И.Мальковой, Г.К. Селевко, Ж.С. Хайдарова, С.А. Шмакова и др.
В учебном пособии о деловых играх В.А. Трайнева, Л.Н. Матросовой, И.В. Трайнева говорится о том, что деловые игры обеспечивают достижение некоторых образовательных целей: стимулирование мотивации и интереса; усиление значения полученной ранее информации в другой форме; развитие навыков: критического мышления и анализа, принятия решений, взаимодействия, коммуникации, осуществление конкретных действий, готовности к специальной работе в будущем; изменение установок, социальных ценностей, восприятия интересов других участников социальных ситуаций.
Я. М. Бельчиков определяет деловую игру как метод, который характеризуется специально организованной деятельностью по применению теоретических знаний, накопление которых происходит не механически, а с помощью деятельностного распредмечивания какой-либо области человеческой реальности, а также развитие определенных качеств личности.
Деловая игра - «это метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Применяется для обучения и исследовательских целей»[27, с.183].
Элемент неожиданности в деловой игре необходим, так как он является главным звеном активности детей и вызывает наибольший интерес к процессу. Чтобы игра имела развивающий эффект необходимо рационально использовать приёмы неожиданности, повторения, а также импровизации [42].
Из анализа научных исследований и состояния проблемы деловой игры как средства развития критического мышления у старших подростков сложились определенные противоречия:
- между необходимостью в развитии критического мышления у старших подростков и реальными возможностями осуществления данного процесса в деятельности образовательных учреждений;
- между необходимостью повышения эффективности развития критического мышления у старших подростков в процессе деловой игры и недостаточной научно-методической разработанностью данной проблемы;
-между необходимостью наличия определенного показателя развития критического мышления у старших подростков и существованием факторов, по-разному влияющих на этот процесс. Одним из таких факторов является деловая игра.
Стремление найти пути разрешения данного противоречия определило проблему исследования - каковы возможности деловой игры в развитии критического мышления у старших подростков?
Необходимость решения проблемы определило тему исследования: «Развитие критического мышления у старших подростков в процессе деловой игры».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации комплекса деловых игр как средства развития критического мышления у старших подростков.
Объект исследования: развитие критического мышления у старших подростков.
Предмет исследования: деловая игра как средство развития критического мышления у старших подростков.
В ходе исследования, опираясь на цель и предмет, была сформулирована гипотеза: развитию критического мышления у старших подростков (т.е. таких интеллектуальных умений, как: выстраивать логические умозаключения, абстрагировать и устанавливать связи между понятиями, анализировать и классифицировать), возможно, будет способствовать специально подобранный комплекс деловых игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности критического мышления у старших подростков.
3. Выявить уровни развития критического мышления у старших подростков.
4. Разработать и реализовать комплекс деловых игр, направленный развитие критического мышления у старших подростков; проверить эффективность данной реализации.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- работы Б.Г.Ананьева, И.Е. Берлянд, В. Библера, Л.С. Выготского, К. Гросса, Е.В. Заика о социальной сущности игры, мотивах и природе игры, составившие основу психологической концепции игровой деятельности человека;
- работы Р.И.Жуковской, А.Н.Леонтьева, А.А. Люблинской, С.Л.Рубинштейна, Г.Ф. Федорца, Г.И. Щукиной, посвященные определению значимости игры для формирования и развития личности в процессе общения;
- исследования И.Г. Абрамовой, З.В. Баянкиной, О.О. Жебровской, Д.Н. Кавтарадзе, М.В.Кларина, О.Н.Крыловой, Н.Я. Лернера, В.Н. Липника, З.И.Мальковой, Г.К. Селевко, Ж.С. Хайдарова, С.А. Шмакова, посвященные применению игры в педагогике как одного из способов обучения;
- концептуальные представления о критическом мышлении Д. Клустера, М. Липмана;
- исследования Р. Энниса и С. Норриса, которые определяли критическое мышление как «рассудительное и рефлективное мышление, сфокусированное (направленное) на определение что делать и во что верить».
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования, психолого-педагогический эксперимент, тестирование (методики: «Тест-опросник оценки интеллектуальных умений. Вариант теста для старшеклассников» (9-10 классы) Ю. Ф. Гущин; «Сложные аналогии» Э. А. Коробкова; «Исключение понятий» адаптированная А.А. Карелиным), количественный и качественный анализ результатов исследования, их графическое отображение, статистические методы обработки данных.
База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 31 г. Ишима.
В ходе исследования было обследовано 32 ребенка старшего подросткового возраста (15-16 лет).
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - постановочный(апрель - ноябрь 2018) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап - собственно-исследовательский (декабрь 2018 - март 2019) - изучение деловой игры как средства развития критического мышления у старших подростков с помощью диагностических методик, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап - интерпретационно-оформительский (апрель - май 2019) - обработка и систематизация материала, формулирование выводов и оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятий «критическое мышление», «деловая игра» применительно к старшему подростковому возрасту; раскрытии возможностей деловой игры в развитии критического мышления у старших подростков; подборе диагностических методик по выявлению показателей развития критического мышления; научном и теоретическом обосновании полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в использовании результатов исследования в работе педагогов-психологов, классных руководителей для разработки эффективных развивающих программ, направленных на развитие критического мышления старших подростков.
Апробация работы: научно-практическая конференция "Студенты вузов - школе и производству" г. Ишим (2019 г.). По результатам участия в конференции была опубликована статья на тему: «Деловая игра как средство развития критического мышления у старших подростков»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 49 наименований источников,12 приложений. Работа содержит 10 таблиц и 11 рисунков.
Объем работы составляет 69страницы печатного текста в компьютерной обработке
Нами были проанализированы взгляды ученых на понятие «критическое мышление» в педагогике (Г. М. Коджаспировой, В.И. Загвязинского, А.С. Воронина, А.В. Петровского, Г.В. Сориной, Н. Дауд, З. Хусина, Б.В. Зейгарника, Ю.Ф. Гущина, Э.А. Коробковой и др.).
На наш взгляд, наиболее точно и полно отражает содержание нашего исследования определение А.С. Воронина.
Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действию. Процесс критического мышления включает: сбор релевантной информации; оценку и критический анализ доказательств; обоснованные выводы и обобщения; пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.
В современных зарубежных и отечественных исследованиях критическое мышление рассматривается в самых различных аспектах. Выяснилось, что критическое мышление имеет ряд показателей, которые выделяли в своих методиках Ю. Ф. Гущин, Э.А. Коробкова, А.А. Карелин, например, умение выявлять и отличать аргументированные высказывания от всех других - мнений, утверждений, описаний, фактов, оценочных суждений; умение критически оценивать допустимость и осмысленность выводов, полученных формальным путем; способности детей к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями, умения выделять существенные признаки и др.
Также рассмотрели особенности критического мышления у старших подростков. Данным вопросом занимались такие ученые, как Ю.Ф. Гущин, А.А. Карелин, Э.А. Коробкова, К. Гросс и др.
К показателям критического мышления у старших подростков относится ряд умений, которые выделяли Ю.Ф Гущин, А.А. Карелин, Э.А. Коробкова, например, умение делать логические умозаключения и обосновывать свой ответ, умение оценивать последовательности умозаключений, умение анализировать и оценивать содержание текстов, умение обнаруживать ошибки, связанные с неопределенностью и двусмысленностью выражений и терминов, умение обнаруживать существенную информацию на фоне избыточной.
Вопросом о возможностях деловой игры в развитии критического мышления у старших подростков занимались такие ученые, как И. А. Бабанова, Ю. С. Арутюнов, А. М. Смолкин и др.
Подход А. М. Смолкина о том, что деловая игра позволяет рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени, освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем, работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях, концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно - следственные связи, развивать взаимопонимание между участниками игры, наиболее точно и полно отражает суть нашего исследования.
Анализируя педагогическую литературу, выявили, что деловые игры (например, «Потерпевшие кораблекрушение», «Оперативные принятия управленческих решений», «Аргументация», «Ситуация», «Ярмарка изобретений», «Что делать если. Найти оригинальный выход», «Золотая рыбка», «Дигикон») способствуют развитию некоторых умений, которые также относят и к показателям критического мышления старших подростков по Ю. Ф. Гущину, Э.А. Коробковой, А.А. Карелину, например, умение оценивать последовательности умозаключений, умение анализировать и оценивать содержание текстов, умение обнаруживать ошибки, связанные с неопределенностью и двусмысленностью выражений и терминов, умение обнаруживать существенную информацию на фоне избыточной и т.д.
Во второй главе мы провели опытно-экспериментальную работу, целью которой было выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации комплекса деловых игр как средства развития критического мышления у старших подростков.
В качестве базы исследования выступила МАОУ СОШ № 31 г. Ишима. В исследовании приняли участие 32 ребёнка старшего подросткового возраста (16 школьников экспериментальной группы и 16 - контрольной), средний возраст 15-16 лет.
Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом, констатирующем, этапе мы отобрали 32 ученика для нашего эксперимента, разделили детей на две группы, составили список испытуемых. Нами была проведена первичная диагностика уровня развития критического мышления старших подростков контрольной и экспериментальной групп.
На втором, формирующем, этапе с экспериментальной группой был реализован комплекс игр и упражнений, направленных на развитие критического мышления старших подростков, а со второй (контрольной) группой не проводилось никаких занятий.
На третьем, контрольном, этапе была проведена повторная диагностика уровня развития критического мышления, с целью выявления эффективности реализованного комплекса игр и проверки гипотезы исследования. Были систематизированы, обобщены и проанализированы данные опытно - экспериментальной работы.
Для определения уровня развития критического мышления нами использовались следующие методики:
«Тест-опросник оценки интеллектуальных умений. Вариант теста для старшеклассников» (9-10 классы) Ю. Ф. Гущин;
- «Сложные аналогии» Э. А. Коробкова;
«Исключение понятий», адаптированная А.А. Карелиным.
По результатам трёх проведённых диагностик на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие выводы.
Высоким уровнем развития критического мышления обладает 3 человека (19%) в экспериментальной группе и 5 человек (31%) в контрольной. Средний уровень развития критического мышления имеют 8 (50%) испытуемых обеих групп. Низким уровнем развития критического мышления обладают 5 человек (31%) в экспериментальной и 3 человека (19%) в контрольной группах.
Во время формирующего этапа нашей экспериментальной работы посредством проведения комплекса деловых игр в каждом конкретном упражнении мы развивали у детей старшего подросткового возраста способности и умения, характеризующие уровень проявления критического мышления.
Результаты исследования после формирующего этапа следующие.
В экспериментальной группе у 8 детей старшего подросткового возраста (50%) выявлен высокий уровень развития критического мышления, у 7 испытуемых (44%) средний уровень, низкий уровень развития критического мышления выявлен у 1 старшего подростка (6%). По сравнению с констатирующим этапом количество испытуемых с высоким уровнем развития критического мышления увеличилось на 31%, за счет чего количество испытуемых со средним уровнем развития критического мышления уменьшилось на 6%, а количество испытуемых с низким уровнем развития критического мышления уменьшилось на 25%.
В контрольной группе у 5 испытуемых (31%) выявлен высокий уровень развития критического мышления, средний уровень выявлен у 8 детей старшего подросткового возраста (50%), у 3 испытуемых (19%) - низкий уровень развития критического мышления. На контрольном этапе существенных изменений в уровне развития критического мышления в контрольной группе выявлено не было.
Количественные показатели уровней развития критического мышления у старших подростков на контрольном этапе эксперимента отличаются от результатов констатирующего эксперимента.
Чтобы выявить достоверность полученных результатов, воспользуемся ф* критерием Фишера (приложение 12). По результатам расчетов по данному критерию на контрольном этапе принимается Н1: доля лиц с низким уровнем развития критического мышления в первой группе (экспериментальной) меньше, чем во второй (контрольной). Результаты опытно-экспериментального исследования подтверждают нашу гипотезу.
Таким образом, можно говорить о достоверности значимых различий между контрольной и экспериментальной группами, на контрольном этапе исследования.
Таким образом, гипотеза о том, что развитию критического мышления у старших подростков (т.е. таких интеллектуальных умений, как: выстраивать логические умозаключения, абстрагировать и устанавливать связи между понятиями, анализировать и классифицировать), возможно, будет способствовать специально подобранный комплекс деловых игр, подтвердилась.
1. Альманах психологических тестов [Текст] / С. Римский [и др.]. - М.: КСП, 1995. - 397 с.
2. Анисимов, О.С. Развивающие игры и игротехника [Текст]/О.С. Анисимов. - Новгород: Б.и., 1989. - 178 с.
3. Арутюнов, Ю.С. Методические вопросы деловых игр [Текст] /Ю.С. Арутюнов. - СПб.: Питер, 2007. - 225 с.
4. Бабанова, И. А. Деловые игры в учебном процессе «Научные
исследования в образовании» [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/delovye-igry-v-uchebnom-protsesse (дата
обращения: 18.10.18)
5. Бахарева, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо [Текст]: учеб.-метод. пособие / С. Бахарева. Новосиб. ин-та пов. квалификации и переподгот. работников образования, 2003. - 356 с.
6. Бахарева, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо [Текст]: учеб.-метод. пособие / С. Бахарева. Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования, 2005. - Вып.2. - 94 c.
7. Богатенкова, Н. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения [Текст] /Н. В. Богатенкова, И. В. Муштавинская - СПб: гос. ун-т пед. мастерства, 2001. - 79 с.
8. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст]/ А. А. Карелин. - М.: Эксмо, 2007. - 411 с.
9. Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления [Текст]/ Р. Бустром - М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000. - 68 с.
10. Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. - М.:МИРОС, 2002.-176 с.
11. Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика [Текст]: учеб. - метод. пособие / А. В. Бутенко, Е. А. Ходос. -М.: Мирос, 2002. - 173 с.
12. Великанова, А.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо [Текст]: дебаты. Портфолио/ А. В. Великанова - Самара: Профи, 2002. - 46 с.
13. Волков, Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки [Электронный ресурс] / Е. Н. Волков - Режим дступа - http ://evolkov. iatp.ru/critical_think/Volkov_E_Critical_think_principles_intrобисЕоп.Ыт1(дата обращения: 30.09.18)
14. Воронин, А.С. Словарь терминов по социальной педагогике [Текст] / А.С. Воронин. - 2008. - 135 с.
15. Гараева, Е. А. Технологии формирования креативного потенциала
работников [Электронный ресурс] : метод.указания / Е. А. Гараева.— Оренбург: ОГУ, 2012. — 56 с. — Режим доступа:
https://rucont.ru/efd/202396(дата обращения: 04.12.18)
16. Гудименко, О.В. Социальная психология (практикум) [Текст]: уч. пособие/ О.В. Гудименко, И.М. Шилова. - Омск: ОмГПУ. - 2011.- 164 с.
17. Гущин, Ю.Ф. Тест-опросник интеллектуальных умений [Электронный ресурс ] / Ю.Ф. Гущин - Режим доступа -http://psyhoinfo.ru/prilozhenie-2-spisok-proveryaemyh-umeniy (дата обращения: 10.09.18)
18. Дауд, Н. М. Развитие навыков критического мышления на уроках чтения с применением компьютера [Текст] / Н. М. Дауд, З. Хусин // Психология обучения. -2005. - № 3. - С. 17-19.
19.Загашев, И.О. Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек - СПб.: Альянс «Дельта», 2003. - 25 с.
20.Загашев, И.О. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически [Текст]/ И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская
- СПб.: Альянс «Дельта», 2003. - 55 с.
21.Загашев, И.О. Как решить любую проблему[Текст]/ И. О. Загашев. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.- 98 с.
22.Загвязинский, В.И. Общая педагогика [Текст] / В.И. Загвязинский. - М, 2008. -192 с.
23.Зейгарник, Б. В. Нарушения мышления у психически больных [Текст]/Б. В. Зейгарник. - М.:ГНИИ психиатрии, 1985. - 93 с.
24.Зейгарник, Б.В. Мышление [Текст]/ Б.В. Зейгарник. - М, 1992. - 200 с.
25.Зельдович, Б.З. Деловые игры в управлении полиграфическими и издательскими процессами [Текст]: уч. пособие / Б.З. Зельдович.— М.: МГУП им. Ивана Федорова. - 2011. - 232 с.
26. Кладь, А.Д. Методическая разработка Деловых игр по дисциплине «Основы менеджмента»[Текст]/ А.Д. Кладь. - Профессиональный лицей № 3 Краснодарского края. - 2016. - 40 с.
27. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и средн. пед. учеб.заведений / Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.
— М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 376 с.
28. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию [Текст]: уч. пособие длястуд. высш. учеб.заведений / Г.И. Козырев. - М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС. -. 2001. - 176 с.
29. Крюкова, Е.А. Игра в системе личностно-развивающих технологий [Текст]/ Е.А. Крюкова // Герялт (Просвещение). - 1998. - №1.- С. 28-31.
30. Метафорическая деловая игра [Текст]: практическое пособие для бизнес-тренера/ под ред. Ж. Завьялова.- М.: изд. «Речь». - 2004. - 134 с.
31. Мокраусов, И.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо [Текст]/ И. В. Мокраусов - Самара: Профи, 2002. - 79 с.
32. Нагорнова, А.Ю. Учебно-методическое пособие для психологов и учителей общеобразовательной школы [Текст]/ А.Ю. Нагорнова. - ОКП Ульяновск . - 2011. - 72c.
33.Основы критического мышления: междисциплинарная программа [Текст] / сост. Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл и С. Уолтер. Пос. 1-8. М., 1997-1999. - 65 с.
34. Петровский, А.В. Общая психология (словарь) [Текст]/ А.В.
Петровский. - М.: «Феникс». - 2005. - 17 с.
35. Поль, Р. У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире [Текст]/ Р. У. Поль.- М.: «Графа». - 1990.-86 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии[Текст]/ С. Л.
Рубинштейн - Издательство: Питер. - 2002. - 370 с.
37. Сахабутдинова, Г.Ф. Доклад «Развитие критического мышления в подростковом возрасте как условие формирования здоровой личности» [Электронный ресурс] / Г.Ф. Сахабутдинова - Режим https://infourok.ru/doklad-na-temu-razvitie-kriticheskogo-mishleniya-v-podrostkovom-vozraste-kak-uslovie-formirovaniya-zdorovoy-lichnosti-1774808.html (дата обращения: 26.10.18)
38. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. - Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с.
39. Смолкин, А.М. Методы активного обучения [Текст]/А.М. Смолкин - М.: Высшая школа, 1991. -176 с.
40. Сорина, Г. В. Критическое мышление [Текст]: история и современный статус /Г. В. Сорина// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2003. - № 6. - С. 97-110.
41. Столбникова, Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы) [Текст]/ Е. А. Столбникова - Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 160 с.
42. Столбунова, С.В. Развитие критического мышления [Текст]: апробация технологии / С. В. Столбунова // Русский язык. - 2003. - №27. - С. 3 - 7.
43. Темпл, Ч. Критическое мышление - углубленная методика [Текст] / Ч. Темпл, Дж. Стил, К. С. Мередит// «Открытое общество». - 1998. - С. 17-24.
44. Федотовская, Е.И. Развитие критического мышления как задача высшей школы [Текст]/ Е.И. Федотовская // Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков. - 2003. - № 3. -С. 28-29.
45. Фостер, К.К. Вводные вопросы для активизации критического
мышления[Текст]/ К. К. Фостер-М:. 2004. - № 4. - 43 с.
46. Халперн, Д. Психология критического мышления [Электронный
ресурс] / Д. Халперн - Режим доступа -
https://www.litmir.me/br/?b=138731(дата обращения: 05.10.18)
47. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. - М.: Вышэйшая школа, 2017. - 272 с.
48. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс [Текст]: учебное пособие / Е.В. Щербакова. - М.: УЦ Перспектива, 2018. - 408 с.
49. Якиманская, И.С. Принцип активности педагогической психологии [Текст]/ И.С. Якиманская// Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 21.