Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования культуры здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
1.1. Культура здорового образа жизни и проблемы ее формирования 14
1.2. Педагогический анализ программного обеспечения физкультурно-оздоровительной деятельности учреждений системы дополнительного образования 36
1.3. Средства и формы физкультурно-оздоровительной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования. 61 Выводы по главе 1. 85 Глава 2. Организационно-содержательные основы деятельности учреждения дополнительного образования по использованию физкультурно-оздоровительной деятельности в целях формирования культуры здорового образа жизни
2.1. Организационные основы опытно-экспериментальной работы по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования средствами физкультурно-оздоровительной деятельности 88
2.2 Содержательные основы реализации образовательной программы «Атлетическая гимнастика» в условиях учреждения дополнительного образования 106
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 132 Заключение. 148 Литература. 152 Приложение. 177
Актуальность темы и постановка проблемы исследования
Современные темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и объему его деятельности, вопрос резкого и значительного повышения физического и духовного потенциала становится первостепенным. В системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровья человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей, и в этом смысле является основой, без которой сам процесс развития человека малоэффективен. Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста, поскольку качества, привитые с детства, всегда оказываются наиболее прочными и активно воздействуют на весь дальнейший процесс формирования личности. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенком самого себя, своих возможностей и способов их развития и приумножения наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из естественно-социальных основ здоровья и осознания права и ответственности общества за здоровье детей. Обобщение опыта деятельности различных видов образовательных учреждений по формированию культуры здорового образа жизни детей показало, что недостаточно изученными являются вопросы, связанные с организационно-содержательными условиями формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования.
Все это позволило определить проблему формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе оздоровительной физической культуры как
4
предмет исследования педагогической науки. Данная проблема выступает в качестве целой системы вопросов, принципиальные аспекты которых находят отражение в отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической литературе, и занимает существенное место в общем комплексе научных исследований.
Педагогические теории и технологии формирования физической культуры представлены в работах М.Я. Виленского, Г.М. Соловьева, Л.И. Лубышевой. Физкультурно-оздоровительную деятельность детей в режиме дня образовательного учреждения изучали Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов и др. Мониторинг результатов проведения здоровье¬сберегающих мероприятий, тестирование в оздоровительной физической культуре наиболее полно были раскрыты в работах В.В. Зайцевой, В.Д. Сонькина, В.В. Кудрявцева, В.И. Харитонова и др. Значение и возможности физической подготовки в сохранении и укреплении здоровья детей изучали Э. Баллингер, В.К. Бальсевич, Л.Л. Головина, Е.А. Пиро¬гова, А.Г. Сухарев и др. Факторы, влияющие на состояние здоровья, такие как школьная среда, изучены в работах М.В. Антроповой, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, Г.Г. Щербакова, образ жизни и уровень развития адаптационных механизмов - в работах Ю. П. Лисицина, В. В. Маркова, А. Г. Щедриной и др. Вопросы психологического здоровья детей отражены в работах Р.И. Айзмана, В.И. Бондина, И.В. Дубровиной, В.П. Озерова,
Э.М. Казина и др. Развитие системы дополнительного образования, активизация воспитательного потенциала данных учреждений были объектом исследования В.Г. Бочаровой, Ю.П. Сокольникова, В.Н. Гурова,
А.Б. Фоминой и др. Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.П. Абаскаловой,
Н.А. Амосова, В.К. Бальсевича, Н.И.Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой,
О.Л. Трещевой и др.
5
Анализ философской, педагогической и специальной литературы по проблеме формирования культуры здорового образа жизни ребенка, а так же изучение реального состояния проблемы в опыте работы учреждений дополнительного образования подтверждают существование противо¬речий:
- между общественной необходимостью формирования культуры здорового образа жизни подрастающего поколения и недостаточным уровнем и объемом индивидуального знания личной физической культуры большинства людей;
- между возможностями учреждений дополнительного образования и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью системы здоровьеформирующих и здоровьеразвивающих технологий;
- между содержанием существующих программ по физическому воспитанию детей, учитывающих часто лишь физическое развитие ребенка и современными требованиями к физкультурно-оздоровительной деятельности , направленной на формирование культуры здорового образа жизни.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, как объективной необходимостью создания системы здоровьесберегающих мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования, так и недостаточной разработанностью многих аспектов данной проблемы на теоретическом и методическом уровнях. В этой связи возникает проблема: каковы организационно-содержательные условия физкультурно¬оздоровительной деятельности в формировании культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования.
Наиболее острой проблемой реформирования образования является обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья школьников, разработка профилактических и коррекционных программ, призванных поддержать здоровье детей на всех этапах онтогенеза. Решая вопросы реформирования здоровьесберегающей деятельности система образования пришла к выводу, о необходимости формирования потребностей и привычек в осознанном и разумном отношении к своему здоровью, выработке умений и навыков в физическом совершенствовании и укреплении психического здоровья. Решение задач формирования культуры здорового образа жизни подростающего поколения в свою очередь, так же натолкивается на ряд противоречий:
- между общественной необходимостью формирования культуры здорового образа жизни подрастающего поколения и недостаточной разработанностью управленческих, содержательных и методических аспектов решения данной задачи в образовательных учреждениях;
- между возможностями учреждений дополнительного образования в решении вопросов здоровьесбережения и недостаточной научно¬теоретической и практической разработанностью системы здоровье формирующих и развивающих технологий.
На поиск путей и способов разрешения указанных противоречий и было направлено наше диссертационное исследование. Основным результатом решения поставленных в исследовании задач является теоретическое и экспериментальное подтверждение гипотезы о целесообразности использования физкультурно-оздоровительной
деятельности как основного средства формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования. Эффективность формирования культуры здорового образа жизни в значительной степени определяется осознанием подрастающим поколением не только права на здоровье, но и ответственности за его сохранение и
133
укрепление. А процесс формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреж-дения дополнительного образования представляет собой теоретическую и практическую подготовку детей в сфере здорового образа жизни.
В результате анализа научной литературы, посвященной деятельности учреждений дополнительного образования в сфере решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей был выявлен ряд преимуществ учреждений дополнительного образования в сравнении с общеобразовательными школами в организации и проведении физкультурно¬оздоровительной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников:
- учреждения дополнительного образования имеют наибольший удельный вес в организации образовательной деятельности в сфере свободного времени детей;
- образовательная деятельность данных учреждений основана на личных интересах, добровольности, инициативе и самостоятельности самих детей;
- сформированные на базе сети внешкольных учреждений, учреждения дополнительного образования имеют мощный кадровый и программно-методический потенциал, традиции и опыт воспитательной работы с подрастающим поколением, налаженную систему связи с социальными институтами;
- наличие нормативно-правовой базы, более четко регламентирующей физкультурно-оздоровительную деятельность учреждений дополнительного образования в сравнении с другими типами образовательных учреждений. Полученные результаты в ходе опытно-экспериментальной физкультурно-оздоровительной работы (см. таблицу№1) с воспитанниками учреждения дополнительного образования по формированию культуры здорового образа жизни доказали эффективность созданных нами организационно¬содержательных и методических условий физкультурно-оздоровительной деятельности как основного средства формирования культуры здорового
134
образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования. Для формирования культуры здорового образа жизни воспитанников
учреждения дополнительного образования средствами физкультурно-оздоро-вительной деятельности необходимо выполнение следующих организационно-содержательных условий:
- изучение реальных образовательных запросов населения района, касающихся оздоровления детей средствами физической культуры;
- соответствие материально-технических возможностей учреждения дополнительного образования для осуществления задач формирования культуры здорового образа жизни воспитанников средствами физкультурно¬оздоровительной деятельности;
- определение основных критериев сформированности культуры здорового образа жизни;
- разработка программ физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях учреждений дополнительного образования должна опираться на принципы:
- образовательный процесс должен предусматривать развитие направлений работы с родителями воспитанниками, с целью формирования у них основ знаний и умений по использованию средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья всех членов семьи.
Обоснованная, разработанная и апробированная образовательная программа «Атлетическая гимнастика» доказала огромные возможности данного вида гимнастики в разрешении вопросов мотивационно-ценностных ориентаций воспитанников на ведение здорового образа жизни.
1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа—вуз»: Автореф. докт. дис. - Барнаул, 2000. - 48с.
2. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. - М., 1982.-200с.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1985. - 180с.
4. Айзман Р.И. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. — Новосибирск: НГПУ, 1996 - 19с.
5. Айзман Р.И. Психологическая и медицинская валеология - цели и задачи // Научно-практический журнал «Валеология», 1997. - С.2-23.
6. Акилов М.В. «Индивидуальный стиль здорового образа жизни - цель обучения в системе физкультурного образования» // Физическая культу¬ра: воспитание, образование, тренировка. -2000.- №2.-С.10-11.
7. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы Первой всероссийской конференции. - М.: АПКиПРО, 1997.- 192с.
8. Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: СГУ, 1998.- 70с.
9. Амосов Н.А. Раздумья о здоровье.- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987г. - 90с.
10. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - 156с.
11. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 335с.
12. Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 1980. - 286с.
13. Артемов В.А. Образ жизни и здоровье сельского населения // Социо-культурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни.- М., 1996.- 72с.
153
14. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего разви¬тия образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. - 1997. - №9. - С.5-7.
15. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., 1989. - 420с.
16. Байер К., Шейнбург Л. Здоровый образ жизни. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 100с.
17. Баллингер Э. Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для ус¬пешной учебы в школе. - М.: Просвещение, 1996. - 136с.
18. Балондин В.И. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха. - Л.: Наука, 1984.- 215с.
19. Баль Л. В. От восьми до семнадцати, или Что думают о здоровье дети. М., 2000. - 70с.
20. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. - М., 2000.-100с.
21. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической куль-туры. - 1990.- №1.-С.10-12.
22. Баранов В.М. В мире оздоровительной физической культуры. - Киев: Здоровья, 1991. - 90с.
23. Белов Р.А. Организация работы по физической культуре и спорту по месту жительства: Учеб. пособие для факультетов физ. воспитания пед. институтов. - Киев: Вища шк., 1987. - 237 с.
24. Белякова Н.Т. Фигура, грация, осанка. - М.: Просвещение, 1978.- 65с.
25. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем.- Воронеж, 1977.
- 96с.
26. Богданов Г.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в клубной, кружковой работе с молодежью и взрослыми:
154
Методическое пособие.- М.: ВНМЦ и КПР Министерства культуры СССР, 1990.- 108с.
27. Богданов Г.П. Школьникам - здоровый образ жизни (внеурочные заня¬тия с учащимися по физической культуре). - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 160 с.
28. Боген М.М. Обучение двигательным действиям.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 193с.
29. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - С. 77-84.
30. Бодибилдинг. Баланс красоты и здоровья. - М.: Фанр - Пресс, 2002.¬300с.
31. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей че-ловека. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 200с.
32. Бондин В.И. «Концептуальные основы валеологического образования» // Научно-практический журнал «Валеология»,1997. - 31. - С.7-8.
33. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд., доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 206 с.
34. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. - М.: Просвещение, 1992.- 65с.
35. Бубэ Х., Фек Г., Штюблер Х., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 216 с.
36. Буц Л.М. Для вас девочки! - М.: Физкультура и спорт, 1975.- 120с.
37. Быковская И.М. «Быть телом» — «иметь тело» — «творить тело» три уровня бытия «HOMO SOMATIS» и проблемы физической культуры // Теория и практика физической культуры.-1993.- № 7.-С. 2-5.
38. Быковская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. Общество социологов РАН. — М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993.- 80с.
155
39. В основе - атлетическая гимнастика // Физическая культура в школе. - 1996.- №6.-С.6-7.
40. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников.— М.: Просвещение, 1991, - 64с.
41. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т. А. Родионова. - М.: Издат. центр «Академия», 2002г. - 155с.
42. Васильков Г.А. Парные гимнастические упражнения. - М: Физкультура и спорт, 1972.- 85с.
43. Венедиктов Д.Д., Чекнев Б.М.. Философские и системные аспекты ин-дивидуального и общественного здоровья // Здоровье - системное каче¬ство человека. - М.: Медицина, 2000, - 300с.
44. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 125с.
45. Виленский М.Я. Здоровый образ жизни учащийся молодежи как условие культурной жизнедеятельности. // Физическая культура - основа здоро¬вого образа жизни. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 1995г. - Часть 2. - 75 с.
46. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты фор¬мирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. -1994.- № 9. - С.8-12.